Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Р ОДИТЕЛИ, лс-тй ко торых обедают в школь ных столовых, пре красно знают, что они там вовсе не обедают, а «втал кивают» в себя опостылевшую пищу. Найдутся желающие возразить ■— это частное яв ление. Но я готова констати- рсшать: редкую школьную столовую дети посещают с удовольствием. И дело даже не в качестве предлагаемых блюд, а в их однообразии; котлеты, тефтели, гуляш, на гарнир — ^ с , изредка — картошка. Минувшим летом мы де лали рейд по школьным ла герям. Помйю, это был пери од, когда рьшки были завале ны ягодами, появилась мо лодая картошка. А на школь ном столе был все тот же пресловутый гуляш с рисом и кусочек желтого огурца. Повара и преподаватели в один голос уверяли, что са ми они не против, чтобы на столах было больше фрук тов и овощей. Но откуда их брать? Детский обед стоит тридцать копеек, включить в такую сумму побольше ово щей и ф у н то в просто невоз можно. Невозможно обеспечить здоровое, рациональное пи тание нашим детям до тех пор, пока школьные столовые будут в вечном плену у де фицитов; продуктов, денег, оборудования, которого не хватает, которое не отвечает современным требованиям. Кому-то мои выводы мо гут показаться надуманными. Чтобы не быть тлословной, я решила отправиться в рейд по школьньш столовым, фа кты — самое убедительное средство. Для начала выбрали шко ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ: НА ОБЕД—СТО БЕД лы Левобережного района. Главным консультантом ста ла врач Лев<^ережной СЭС Ирина Васильевна Семуши- на. От нее я получила следу, ющую информацию. Школы этого района расположены преимущественно в старых зданиях. В то время, когда они строились или переобо рудовались под учебные за ведения. мало кто думал о столовых, все были скорее озабочены тем, чтобы поско рее разместить в них как можно больше детей. А полу чилось... Получилось так, что теперь школьные столо вые вьшуждены ютиться в неприспособленных, тесных помещениях. 4-я и 35-я школы находят ся под одной крышей. Мы проходим сначала через кро шечную столовую 443; школы. Небольшой зал для обедов, раздача и тут же буфет, хо тя по санцтарньш нормам полагается иметь изолирован ный буфет. Дальше моечная комната, где все, естественно, делает ся вручную. Когда я вижу, как женщины вынуждены м у - , читься, перемывая по неско льку раз тарелки и стаканы, я сразу вспоминаю про моеч ные шкафы, в котор1г1х ту же самую операцию можно сде лать быстрее и качественнее. Но до моечных ли шкафов? Е5слй дальше мы попадаем на саму кухню и видим, од- цу-разъедшствшшую печь, духовка которой работает с горем пополам. Повара пока- зьшают нам подгоревшую за пеканку и объясняют. что так бывает всегда. Перед по дачей на стол горелый верх . у запекаяки снимают. Обра щались ли они куда-нибудь? Обращались и не раз, толь ко духовка так и остается неотрегулированной__ Чем же кормят детей в столь сложных условиях? Тем же, чем и везде. Хоче тся ПС®арам побаловать шко льников салатами. Но весь вопрос, где их готовить? Спе циализированных помещений и оборудования для этого нет. Так о каких же витами нах для наших детей может идти речь? И напрасно мно. гие родители, неудовлетво- регшые питанием своих де тей в школьных столовых, пытаются сорвать зло толь ко на работниках столовых. Эго не всегда справедливо. В условиях, в которые пос тавлены повара, в частности, 4-й и Зб-й школ, они делают все возможное и невозмож ное для детей. ------ Директор 7-й школы, куда мы приехали с той же це лью, посмотреть столовую, сразу же сказал нам, что ни кого в школе не удовлетво- ряет ассортимент, предлага емый в местном буфете. По стоянно одаа выпечка, нет ни бутербродов, 1ш холод ных закусок. Эта школа во обще не имеет своей собст венной кухни. Обеды приво- ■зят из 15-й столовой, кото рая кормит всех в округе. В день нашего рейда шко льникам давали борщ, почки с рисом, и после всего этого — каждый ученик брал на раздаче мяленький кусочек яблока. Надо сказать, что почки с рисом дети почти не ели, на мойку они несли та релки с практически нетфоиу- тьши порциями. Яблоки же разбирали с явным удоволь ствием. Но разве может удовлетворить ребенка эта жалкая четвертушка? Комилексньк обеды в школах лишают ребенка пра ва выбрать и съесть то, что тебе по душе. Можно предпо ложить, что все мы находим ся в равных условиях. И на ши дети питаются так же, как и все остальные советские люди. Но это не так. Не ну жно далека ходить за приме рами, сящ есть здесь же, на левом берегу. Например, Столовая заво доуправления НЛМК. Кто узаконил эту разницу, кто махнул рукой на школьные столовые? Правильно, дети не будут во^ущ аться , не устроят забастовку, они про сто тихо и мирно выйдут из- за стола и поедят дома Нр я на миг цредставила, если рабочих изо дня в день кор мить так же, как кормят их детей, они просто не в еос- тояннн будут работать. Так почему же родители детей, обучающихся в школах Ле- вобереншого района, молчат? Ведь выход есть. Существует проект й|Ж- стройки к столовым 4-й и 35-й школ. Но его ншсто н нигде не включил в план стрсштельства. хотя есть ре шение исполкома, в котором че1®!ым по белому написано г приступить к строительству пристройки к столовой школ №№ 4 ,3 5 и закончить работа до 1.09.91 г Мне кажется, что такому солидному, тако му богатому комбинату, ка- ковьш у нас является НЛМК. стыдно иметь у себя под бо ком нищенские школьные сто ловые. Стыдно должно быть облсовпрофу, работники ко* торого защищают права ра бочих, а, эш ’шт, и их детей, стыдао, потому что в обл- совпрофе есть дешевая сто ловая с шикарным выбором блюд. Так что же такое школь ная столовая? По моим наб людениям н представлениям, — это самое бойкое место в школе. Здесь нужно все де лать в темпе, сесть за стол, Й>1сяренько побросать в себя пищу, потому ЧТО- за две рью ждет своей очереди сле дующая группа. Вспомним детские сады, где по мере возможности вооштатели приучают детей обедать чин но,- учат работать ножами и вилками. А зачем это нужно, если потом ребенок пойдет в школу и будет галопом все- десять лет носиться по сто- ловьш, орудуя изогнутыми алюмиш^ыми вилками? И. КОБЗЕВА. III Всесоюзный фестиваль народного творчества всту пил в свою решающую ста дию — конкурсы по жанрам. Совсем недавно с заслу женной победой — дипломом лауреата —^ вернулся с зо нального конкурса из города Владимира наш лучший хоре ографический коллектив — народный ансамбль танца об ластного . Дворца культуры профсоюзов {руководитель— заслуженный работник куль туры РСФСР В. С. Шеля- кин). и вот уже мы в свою очередь встречаем на липед- кой земле участников зона- льного конкурса — народ ные хоры, ансамбли народ ной песни, ансамбли песни и танца — всего 23 коллекти ва из 15 областей Центра и Юга России, наечитьшающие ЗАПЕВАТЬ ЛУЧШЕ ХОРОМ в своих рядах более 800 са модеятельных артистов. На правах хозяев этого 1рандя- озного праздника наши уч реждения культтаы выставят 5 коллективов. Это народные хоры Дворца культуры , и техники новолипецких метал лургов, Дворца культуры производственного объедине ния «Липецю® тракторный завод», «Россиянка» област ного Дворца культуры проф. союзов, Усманский народг ный хор и хор колхоза «50 лет Октября» Липецкого района. Транторозаводчаяе первыми встречают гостей нашего го рода 1И пр^-досгавлнюч сцещ- для конкурсных выступле ний. Здесь ьхе пройдет тор жественное открытие конкур, са и НчСрсбьевка участников . Вполне естественны волнения и хлопоты, царшцие во Дво рце. Волнуются и участни ки хорового коллектива — яечаетю выпадает такая возмо жность — выступать на од ной сцене с прославленными корифеями русской песни, как, к- примеру, лауреат ме ждународных и Всесоюзны? нонкурсов я фестивалей Пен- зеисвий русский народный хор профсоюзов имени наро- . дного артиста РСФСР О. В. Гришина, как ансамбль пес ни и пляски донских каза ков Ростовской области, дру гие известные коллективы России. Тем не менее, наст роение'у самодеятельных ар тистов боевое. Вьшускница Московского института куль туры Валентина Николаевна Владимирова руководит хо ром с 1963 года, а вообще коллектив существует более 40 лет и уже является лау реатом премии ВЦСПС, лау реатом II Всесоюзного .фе стиваля народного творчест ва. Он много и успешно вы ступает в цехах завода, на загородной базе отдыха, на агитплощадках, ■в хозяйствах подшефного Усманского рай она Липецкой области. Приходилось участвовать самодеятельным артистам в; Днях культуры в г. Котбусе ГДР, Кабардино-Балкарии, е концертами выезжали в г. Тамбов, Владимир, Новорос сийск. В 20-минутную про грамму, подготовленную на конкурс, хор ЛТЗ включиа- песни разных жанров: лири ческие, хороводные, игровые,, песни советских комюзито- ров. ^ А. МЫЗНИКОВА, старший методист Дворца культуры профсоюза. Фои» В. КУЛИКА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz