Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Р ОДИТЕЛИ, лс-тй ко­ торых обедают в школь­ ных столовых, пре­ красно знают, что они там вовсе не обедают, а «втал­ кивают» в себя опостылевшую пищу. Найдутся желающие возразить ■— это частное яв­ ление. Но я готова констати- рсшать: редкую школьную столовую дети посещают с удовольствием. И дело даже не в качестве предлагаемых блюд, а в их однообразии; котлеты, тефтели, гуляш, на гарнир — ^ с , изредка — картошка. Минувшим летом мы де­ лали рейд по школьным ла­ герям. Помйю, это был пери­ од, когда рьшки были завале­ ны ягодами, появилась мо­ лодая картошка. А на школь­ ном столе был все тот же пресловутый гуляш с рисом и кусочек желтого огурца. Повара и преподаватели в один голос уверяли, что са­ ми они не против, чтобы на столах было больше фрук­ тов и овощей. Но откуда их брать? Детский обед стоит тридцать копеек, включить в такую сумму побольше ово­ щей и ф у н то в просто невоз­ можно. Невозможно обеспечить здоровое, рациональное пи­ тание нашим детям до тех пор, пока школьные столовые будут в вечном плену у де­ фицитов; продуктов, денег, оборудования, которого не хватает, которое не отвечает современным требованиям. Кому-то мои выводы мо­ гут показаться надуманными. Чтобы не быть тлословной, я решила отправиться в рейд по школьньш столовым, фа­ кты — самое убедительное средство. Для начала выбрали шко­ ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ: НА ОБЕД—СТО БЕД лы Левобережного района. Главным консультантом ста­ ла врач Лев<^ережной СЭС Ирина Васильевна Семуши- на. От нее я получила следу, ющую информацию. Школы этого района расположены преимущественно в старых зданиях. В то время, когда они строились или переобо­ рудовались под учебные за­ ведения. мало кто думал о столовых, все были скорее озабочены тем, чтобы поско­ рее разместить в них как можно больше детей. А полу­ чилось... Получилось так, что теперь школьные столо­ вые вьшуждены ютиться в неприспособленных, тесных помещениях. 4-я и 35-я школы находят­ ся под одной крышей. Мы проходим сначала через кро­ шечную столовую 443; школы. Небольшой зал для обедов, раздача и тут же буфет, хо­ тя по санцтарньш нормам полагается иметь изолирован­ ный буфет. Дальше моечная комната, где все, естественно, делает­ ся вручную. Когда я вижу, как женщины вынуждены м у - , читься, перемывая по неско­ льку раз тарелки и стаканы, я сразу вспоминаю про моеч­ ные шкафы, в котор1г1х ту же самую операцию можно сде­ лать быстрее и качественнее. Но до моечных ли шкафов? Е5слй дальше мы попадаем на саму кухню и видим, од- цу-разъедшствшшую печь, духовка которой работает с горем пополам. Повара пока- зьшают нам подгоревшую за­ пеканку и объясняют. что так бывает всегда. Перед по­ дачей на стол горелый верх . у запекаяки снимают. Обра­ щались ли они куда-нибудь? Обращались и не раз, толь­ ко духовка так и остается неотрегулированной__ Чем же кормят детей в столь сложных условиях? Тем же, чем и везде. Хоче­ тся ПС®арам побаловать шко­ льников салатами. Но весь вопрос, где их готовить? Спе­ циализированных помещений и оборудования для этого нет. Так о каких же витами­ нах для наших детей может идти речь? И напрасно мно. гие родители, неудовлетво- регшые питанием своих де­ тей в школьных столовых, пытаются сорвать зло толь­ ко на работниках столовых. Эго не всегда справедливо. В условиях, в которые пос­ тавлены повара, в частности, 4-й и Зб-й школ, они делают все возможное и невозмож­ ное для детей. ------ Директор 7-й школы, куда мы приехали с той же це­ лью, посмотреть столовую, сразу же сказал нам, что ни­ кого в школе не удовлетво- ряет ассортимент, предлага­ емый в местном буфете. По­ стоянно одаа выпечка, нет ни бутербродов, 1ш холод­ ных закусок. Эта школа во­ обще не имеет своей собст­ венной кухни. Обеды приво- ■зят из 15-й столовой, кото­ рая кормит всех в округе. В день нашего рейда шко­ льникам давали борщ, почки с рисом, и после всего этого — каждый ученик брал на раздаче мяленький кусочек яблока. Надо сказать, что почки с рисом дети почти не ели, на мойку они несли та­ релки с практически нетфоиу- тьши порциями. Яблоки же разбирали с явным удоволь­ ствием. Но разве может удовлетворить ребенка эта жалкая четвертушка? Комилексньк обеды в школах лишают ребенка пра­ ва выбрать и съесть то, что тебе по душе. Можно предпо­ ложить, что все мы находим­ ся в равных условиях. И на­ ши дети питаются так же, как и все остальные советские люди. Но это не так. Не ну­ жно далека ходить за приме­ рами, сящ есть здесь же, на левом берегу. Например, Столовая заво­ доуправления НЛМК. Кто узаконил эту разницу, кто махнул рукой на школьные столовые? Правильно, дети не будут во^ущ аться , не устроят забастовку, они про­ сто тихо и мирно выйдут из- за стола и поедят дома Нр я на миг цредставила, если рабочих изо дня в день кор­ мить так же, как кормят их детей, они просто не в еос- тояннн будут работать. Так почему же родители детей, обучающихся в школах Ле- вобереншого района, молчат? Ведь выход есть. Существует проект й|Ж- стройки к столовым 4-й и 35-й школ. Но его ншсто н нигде не включил в план стрсштельства. хотя есть ре­ шение исполкома, в котором че1®!ым по белому написано г приступить к строительству пристройки к столовой школ №№ 4 ,3 5 и закончить работа до 1.09.91 г Мне кажется, что такому солидному, тако­ му богатому комбинату, ка- ковьш у нас является НЛМК. стыдно иметь у себя под бо­ ком нищенские школьные сто­ ловые. Стыдно должно быть облсовпрофу, работники ко* торого защищают права ра­ бочих, а, эш ’шт, и их детей, стыдао, потому что в обл- совпрофе есть дешевая сто­ ловая с шикарным выбором блюд. Так что же такое школь­ ная столовая? По моим наб­ людениям н представлениям, — это самое бойкое место в школе. Здесь нужно все де­ лать в темпе, сесть за стол, Й>1сяренько побросать в себя пищу, потому ЧТО- за две­ рью ждет своей очереди сле­ дующая группа. Вспомним детские сады, где по мере возможности вооштатели приучают детей обедать чин­ но,- учат работать ножами и вилками. А зачем это нужно, если потом ребенок пойдет в школу и будет галопом все- десять лет носиться по сто- ловьш, орудуя изогнутыми алюмиш^ыми вилками? И. КОБЗЕВА. III Всесоюзный фестиваль народного творчества всту­ пил в свою решающую ста­ дию — конкурсы по жанрам. Совсем недавно с заслу­ женной победой — дипломом лауреата —^ вернулся с зо­ нального конкурса из города Владимира наш лучший хоре­ ографический коллектив — народный ансамбль танца об­ ластного . Дворца культуры профсоюзов {руководитель— заслуженный работник куль­ туры РСФСР В. С. Шеля- кин). и вот уже мы в свою очередь встречаем на липед- кой земле участников зона- льного конкурса — народ­ ные хоры, ансамбли народ­ ной песни, ансамбли песни и танца — всего 23 коллекти­ ва из 15 областей Центра и Юга России, наечитьшающие ЗАПЕВАТЬ ЛУЧШЕ ХОРОМ в своих рядах более 800 са­ модеятельных артистов. На правах хозяев этого 1рандя- озного праздника наши уч­ реждения культтаы выставят 5 коллективов. Это народные хоры Дворца культуры , и техники новолипецких метал­ лургов, Дворца культуры производственного объедине­ ния «Липецю® тракторный завод», «Россиянка» област­ ного Дворца культуры проф. союзов, Усманский народг ный хор и хор колхоза «50 лет Октября» Липецкого района. Транторозаводчаяе первыми встречают гостей нашего го­ рода 1И пр^-досгавлнюч сцещ- для конкурсных выступле­ ний. Здесь ьхе пройдет тор­ жественное открытие конкур, са и НчСрсбьевка участников . Вполне естественны волнения и хлопоты, царшцие во Дво­ рце. Волнуются и участни­ ки хорового коллектива — яечаетю выпадает такая возмо­ жность — выступать на од­ ной сцене с прославленными корифеями русской песни, как, к- примеру, лауреат ме­ ждународных и Всесоюзны? нонкурсов я фестивалей Пен- зеисвий русский народный хор профсоюзов имени наро- . дного артиста РСФСР О. В. Гришина, как ансамбль пес­ ни и пляски донских каза­ ков Ростовской области, дру­ гие известные коллективы России. Тем не менее, наст­ роение'у самодеятельных ар­ тистов боевое. Вьшускница Московского института куль­ туры Валентина Николаевна Владимирова руководит хо­ ром с 1963 года, а вообще коллектив существует более 40 лет и уже является лау­ реатом премии ВЦСПС, лау­ реатом II Всесоюзного .фе­ стиваля народного творчест­ ва. Он много и успешно вы­ ступает в цехах завода, на загородной базе отдыха, на агитплощадках, ■в хозяйствах подшефного Усманского рай­ она Липецкой области. Приходилось участвовать самодеятельным артистам в; Днях культуры в г. Котбусе ГДР, Кабардино-Балкарии, е концертами выезжали в г. Тамбов, Владимир, Новорос­ сийск. В 20-минутную про­ грамму, подготовленную на конкурс, хор ЛТЗ включиа- песни разных жанров: лири­ ческие, хороводные, игровые,, песни советских комюзито- ров. ^ А. МЫЗНИКОВА, старший методист Дворца культуры профсоюза. Фои» В. КУЛИКА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz