Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Литургия есть самое важное Богослужение, во время которо го совершается Святейшее Та инство , Причащения, установ ленное Господом нашим Иису сом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страда ний. Умывши ноги Своим апо столам для показания им приме ра смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословид его, прюломил и дал апостолам, говоря: «прии- мите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое», потом Он взял чашу, с вшюградным ви ном, таг^же благословил ее и подал апостолам, говоря: «пийте от иея 1вси: сйя есть Кровь Моя Новою Завета, яже за вы и за многие изливаемая во ос тавление грехов», причастив их. Господь дал заповедь всегда совершать ото Таинство: «сие творите в Мое восваминание» (МФ. 2 6—28; Л ук 22, Ш; I Кор. II. 24). Апостолы совершили Ов. Причащение по заповеди и при меру Иисуса Христа и научилаг христиан совершать это великое и спасительное Таинство. В пер вое время порядок и образ со вершения Литургии передавал ся устно, и все молитвы и свя щенные песнопения заучивались на память. Затем стало появ ляться и письменное изложение апостольской Литургии. Литургия имеет различные названия. Первое название «Ли тургия» — греческое, означа ет «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть уми лостивительная Жертва Б о 1'У за грехи всего общества верующих: живых и умерших. Так как Та инство Св, Причащения по-пю- чески называется Евхаристией, что значит «благодарственная жертва», то и Литургия называ ется «Ёвхащютией». Чаще все го Литургию называют «обед ней», так как ее доложено в полуденное время совершать, и Тело, и Кровь Христовы, пред лагаемые в Таинстве Св. При чащения, в Слове Божием н а зываются «Трапезой» и «Вечер ней Госпощней». (I Кор. 10, 21; II, 20). В апостольское время Литургия называлась еще и «преломлением хлеба» (Деян. 2, 46).’ На Литургаи воспомина ются земная ншзнь и учение Иисуса Христа от ронадёния и до вознесения Его на небо. Порядок Литургии такой; сна чала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и. наконец, совершается само Та инство. и верующие причаща ются. Литургия таким образом, разделяется на три части, кото рые ,называются: 1) «проскоМи- лией», 2 ) Литургией «оглашен ных» и 3) ^Ь1тургией «верных». (Закон Божий для семьи и школы. Составитель лротоирей С. Слободский. 1966 г.). Н е д а в н о в . Липецке со стоялся концерт духов ной музыки. Впервые в нашем городе концертная сце на была цредоставлена верую щим, певчим Московского хра ма Воскресения Христова. И оба их выступления прошли с аншлагом. ■ В концерте прозвучали про изведения ^ из сокровищницы русской духовной музыки XVII века, рубежа XIX-—XX веков. Были исполнены Литур гии П. Чеснокова и А. Кас тальского, духовный концерт Д. Бортнянского «Сей наречен ный и светлый день», псалом А. Архангельского «Господи, услыши молитву мою»,,— во калисты посвятили его памяти А. Д. Сахарова. Интервью с художественным руководителем хора Верой Ва сильевной Сидралевой ведет наш корреспондент. — Обращение к духовной музыке мы видим сегодня как часть возрождения нашей об щерусской музыкальной куль туры. Наверное, поэтому ду ховная музыка все чаще зву чит по радио и с экранов т е - левизоров, ее принимают к исполнению многие академиче ские, я бы сказала здесь, свет ские музыкальные коллективы. Я знаю, что в р<1пертуаре хора нашего музыкального учи лища тоже есть несколько псал мов. Кстати, те же учащиеся- хористы ИСПОЛНЯЮ'^ духовную музыку и на клирбсдх Елец кого храма. Этот факт до сих пор воспринимается неодно значно обеими сторонами — прихожанами церкви и «Мир ской» администрацией самих певчих. На ваш взгляд, отражается ли На исполнении духовной му зыки вера или, напротив, без верие певчих? И как вы отно ситесь к праву. Можно сказать, музшального проповедничест ва людей неверующих? — Духовная музыка уже изначально, по своему воздей ствию и назначению, служит таинству причащения. Когда • ее исполняет даже, как вы ека- зали, человек светский, он уже прикасается к глубине . право славной культуры и, соО'Тветст- венно, всему, что с этим свя зано — доброте, милосердию. Духовная музыка уже как «самость» несет очищение по ющему. Правда, по моим наблюде ниям, различия в исполнитель ских нюансах, зависящие от степени приобщенности к церк ви, все же есть. Неверующий человек в своем прочтении ду ховной музыки идет, прежде всего, от мелодии, а верующий — от ее текста, молитвы. — В руководимом вами кол лективе все певчие — верую щие люди. Наверное, это про является и в особом распоряд ке’ внутренней. жизни хора, в процессе репетиций? — Уже само общение с ду ховной музыкой предполагает и даже предопределяет внут реннюю связь исполнителей. При отборе наших хористов я думала не только о вокальных данных музыкантов, умении чи тать ноты «с листа», но, преж де всего, о духовной близости взглядов. Ведь чтобы люди могли вести за собой души слушателей, были своего рода проповедниками сверхидеи, они должны нести в себе высокую духовную и нравственную куль туру. Если говорить о различии построений наших репетиций с занятиями мирских хоров, прежде всего я назвала бы молитву — с нее начинается каждая встреча наших певчих, в обращении к Господу мы про сим благословения нашим де лам и помыслам. В течении все го занятия в репетитории го рит лампада. Но основное качество, и я думаю, отличие нашего коллек тива — в его особом нравст венном климате. Между хо ристами приемлемы только доброжелательные отношения. Если певец пришел на репети цию, к примеру, «не в голосе» — его никто не будет застав лять у нас петь, , музыкант уже только «слушает» занятия. В распорядке внутренней жизни хора мы руководствуем ся словами, которые завещал Христос своим апостолам: «со храняйте себя в любви». — Хочется знать, по каким критериям отбирается реперту ар для вашего хора. Как, в /Частности, были приняты к ис полнению прозвучавшие на сегодняшнем концерте произ ведения? Среди духовной музыки для женских хоров написаио не так уж много. Ведь изна чально в храмах пели мужчи ны и хоры мальчиков. Поэто му нам часто приходится ис пользовать в репертуаре тесси- турные переложения. Представленные на концерте две Литургии — Чеснокова и . Кастальского — приняты к исполнению как основные, хре стоматийные в лучшем смысле этого слова, шедевры богослу жения. Вместе с тем, обе Ли тургии довольно разнопдано- вы. Если Чесноков в своей трактовке склоняется к ис пользованию достижений позд него мелоса, то композиция Кастальского, напротив, обра щена к архаичным музыкаль ным пластам, древнейшему зна менному распеву. —- Я знаю, что многие кол лективы музыкантов, обраща ясь к духовной музыке, испы тывают огромные трудности, «добывая» ее- нотную запись. Ведь за известные долгие го ды запретов из библиотек бы ло изъято все, что противоре чило материализму, быдо свя зано с душой и духом. Извест ны ли церковным хорам по добные проблемы? Ноты духовных песнопе ний обмениваются и передают ся верующими и певческими коллективами—внутри -храмов. К тому же, в церквах есть свои библиотеки. Некоторые нотные записи удается достать и через Ленинскую библиоте ку. Как это ни странно, в вое- становлении шедевров рус ской музыки помогают даже зарубежные издания. И все же... ноты так и ос таются проблемой. Поэтому в церкедных хорах работают . только высокопрофессиональ ные вокалисты — ведь, чтобы разучивать партии «с голоса», иногда, в прямом смысле сло ва, стоя за спиной у опытного певца, требуется особое мас терство. — Я знаю, что среди пред ставителей духовенства время от времени возникает вопрос перехода бщ-ослужения с це| ковнославянского на совремеь: ный русский язык. Какую пс зицию занимаете вы в это» обсуждении? — Упаси нас бог от таки; яололзновении1 В се , богослу жебные книги написаньг н: церковнославянском. Это ве личественнейший, духовный язык. К тому же, как можж перепиедть сегодня на совре-, менный русский язык, к при меру. Литургию Кастальского: Ведь сам композитор давно умер, а для нового- варианта, яедомненно, потребуется иная мелодическая ритмика. Даже если кто-либо из ново обращенных верующих, придя в храм. Не сможет д^с.човно вос произвести смысл песнопений, это не отвратит от Бога. На против, заставит глубже искать духовную мысль... Ищите и об рящете, — Подводя итог нашей бесе де, хочу спросить, как сам кол лектив определяех назначение своих концертных выступлений? Наши концерты, прежде всего, ^ вклад в возрождение православной культуры, а значит, и в общий ренессанс русского духовного наследия, Ведь до |гое время духовная музыка была недоступная да же рафинированному слуша телю. Между тем... среди пронзве- денин известного русского ком позитора Кастальского духов ные сочинения возвышаютег почетной доминантой. В твор честве Чайковского, которого большинство музыкантов до- сих пор знают только как сим фониста, Всенощные и Литур гии стали поистине блистатель ным композиторским ожрыти- ем. Выступления нашего хора возвращают людям закрытые от них на незаслуженно - дол гие годы шедевры музыкальной классики, величественные до стижения духа наших сооте чественников. Записала Т. ЩЕГЛОВА. ВПЕЧАТЛЕНИЯ Мира вам! После высхупления хорового коллектива Московского хрциа Воскреседня Христова мы поироенцш аоде^шться вяеиатлешшми от кон церта настоятеля Лвшецкого Христорождест* венского собора, архимандрнда Даниила; — Приезд певчих Московского храма — -большое событие для нашего города. Его зн а чение можно было ошутить, уже по тому, как много людей объединило с о ^ ю ото выступле ние. Я -ввдел н а концерте, к примеру, уполн<#- моченного Ск)вета по делам религий, ' много молодежи, представителей творческой, интел лигенции, духовенства. То, как слушатель внимал выступлению певчих, еще раз показало, что наши горожа не живут сегодняшним пониманием времени — осмысляя ошибки прошлых лет, с -дутаами, открытыми навстречу во звещ ающ им ся об- щечеловечеешм ценностям. Я вспоминаю здесь, как на концерте в едином порыве под нялся зал навстречу псалму, исполненному в память нашего великого ученого и граждани на академика Андрея Дмитриевича Сахарова. Возвращаясь к ражыш леяяю о значения выступления московского хора д л я нашего го- рода, хочу сказать, что в Христорождествен- ском кафедральном соборе, других наших цертшах также есть высокопрофессишальные коллективы певчих. И в сегодняшней ситуа ции, обнаружившей большую потребность .чю дей в духовной музьше, я думаю, и област ное управление культуры, я мы, представите ли духовенства, увидели нереализованность своих, местных возможностей. Ведь и наши певческие ксилективы могли бы давать подобные концерты. К примеру, в рождестаенские праздники местные' церковные хоры вполне могут дать ряд благотво!ритель- ных концертов,, внеся тем самым лепту во Все союзный телемарафон Детского фонда. Хо тя, вспоминая выступление москвичей, я все же думаю, что цельное назначение духовной музыки скорее раскроется в храме, нежели в концертном зале. Но даже и такие, сценические воплощения шедевров православной культуры неизмеримо важны. Ведь они приобщают и поворачивают нас к общечеловеческому наследию духа, по ниманию пророчества Достоевского о том, что красота спасет мир — возвращенная кра сота наших душ, могущая связать будущее с прекрасными традициями прошлого. Пусть пребудет в нас -мир и благополучие. И в новом 1990 году, проходящем под зн а ком белой лошади, названная белизна и чис тота ее сойдет и в наши души, как и другие символы этого года — мужество и благород ство. Л поздравляю читателей «Ленинца» с Но вым годом, скорыми рождественскими празд никами. Мира вам1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz