Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Литургия есть самое важное Богослужение, во время которо­ го совершается Святейшее Та­ инство , Причащения, установ­ ленное Господом нашим Иису­ сом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страда­ ний. Умывши ноги Своим апо­ столам для показания им приме­ ра смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословид его, прюломил и дал апостолам, говоря: «прии- мите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое», потом Он взял чашу, с вшюградным ви­ ном, таг^же благословил ее и подал апостолам, говоря: «пийте от иея 1вси: сйя есть Кровь Моя Новою Завета, яже за вы и за многие изливаемая во ос­ тавление грехов», причастив их. Господь дал заповедь всегда совершать ото Таинство: «сие творите в Мое восваминание» (МФ. 2 6—28; Л ук 22, Ш; I Кор. II. 24). Апостолы совершили Ов. Причащение по заповеди и при­ меру Иисуса Христа и научилаг христиан совершать это великое и спасительное Таинство. В пер­ вое время порядок и образ со­ вершения Литургии передавал­ ся устно, и все молитвы и свя­ щенные песнопения заучивались на память. Затем стало появ­ ляться и письменное изложение апостольской Литургии. Литургия имеет различные названия. Первое название «Ли­ тургия» — греческое, означа­ ет «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть уми­ лостивительная Жертва Б о 1'У за грехи всего общества верующих: живых и умерших. Так как Та­ инство Св, Причащения по-пю- чески называется Евхаристией, что значит «благодарственная жертва», то и Литургия называ­ ется «Ёвхащютией». Чаще все­ го Литургию называют «обед­ ней», так как ее доложено в полуденное время совершать, и Тело, и Кровь Христовы, пред­ лагаемые в Таинстве Св. При­ чащения, в Слове Божием н а ­ зываются «Трапезой» и «Вечер­ ней Госпощней». (I Кор. 10, 21; II, 20). В апостольское время Литургия называлась еще и «преломлением хлеба» (Деян. 2, 46).’ На Литургаи воспомина­ ются земная ншзнь и учение Иисуса Христа от ронадёния и до вознесения Его на небо. Порядок Литургии такой; сна­ чала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и. наконец, совершается само Та­ инство. и верующие причаща­ ются. Литургия таким образом, разделяется на три части, кото­ рые ,называются: 1) «проскоМи- лией», 2 ) Литургией «оглашен­ ных» и 3) ^Ь1тургией «верных». (Закон Божий для семьи и школы. Составитель лротоирей С. Слободский. 1966 г.). Н е д а в н о в . Липецке со­ стоялся концерт духов­ ной музыки. Впервые в нашем городе концертная сце­ на была цредоставлена верую­ щим, певчим Московского хра­ ма Воскресения Христова. И оба их выступления прошли с аншлагом. ■ В концерте прозвучали про­ изведения ^ из сокровищницы русской духовной музыки XVII века, рубежа XIX-—XX веков. Были исполнены Литур­ гии П. Чеснокова и А. Кас­ тальского, духовный концерт Д. Бортнянского «Сей наречен­ ный и светлый день», псалом А. Архангельского «Господи, услыши молитву мою»,,— во­ калисты посвятили его памяти А. Д. Сахарова. Интервью с художественным руководителем хора Верой Ва­ сильевной Сидралевой ведет наш корреспондент. — Обращение к духовной музыке мы видим сегодня как часть возрождения нашей об­ щерусской музыкальной куль­ туры. Наверное, поэтому ду­ ховная музыка все чаще зву­ чит по радио и с экранов т е - левизоров, ее принимают к исполнению многие академиче­ ские, я бы сказала здесь, свет­ ские музыкальные коллективы. Я знаю, что в р<1пертуаре хора нашего музыкального учи­ лища тоже есть несколько псал­ мов. Кстати, те же учащиеся- хористы ИСПОЛНЯЮ'^ духовную музыку и на клирбсдх Елец­ кого храма. Этот факт до сих пор воспринимается неодно­ значно обеими сторонами — прихожанами церкви и «Мир­ ской» администрацией самих певчих. На ваш взгляд, отражается ли На исполнении духовной му­ зыки вера или, напротив, без­ верие певчих? И как вы отно­ ситесь к праву. Можно сказать, музшального проповедничест­ ва людей неверующих? — Духовная музыка уже изначально, по своему воздей­ ствию и назначению, служит таинству причащения. Когда • ее исполняет даже, как вы ека- зали, человек светский, он уже прикасается к глубине . право­ славной культуры и, соО'Тветст- венно, всему, что с этим свя­ зано — доброте, милосердию. Духовная музыка уже как «самость» несет очищение по­ ющему. Правда, по моим наблюде­ ниям, различия в исполнитель­ ских нюансах, зависящие от степени приобщенности к церк­ ви, все же есть. Неверующий человек в своем прочтении ду­ ховной музыки идет, прежде всего, от мелодии, а верующий — от ее текста, молитвы. — В руководимом вами кол­ лективе все певчие — верую­ щие люди. Наверное, это про­ является и в особом распоряд­ ке’ внутренней. жизни хора, в процессе репетиций? — Уже само общение с ду­ ховной музыкой предполагает и даже предопределяет внут­ реннюю связь исполнителей. При отборе наших хористов я думала не только о вокальных данных музыкантов, умении чи­ тать ноты «с листа», но, преж­ де всего, о духовной близости взглядов. Ведь чтобы люди могли вести за собой души слушателей, были своего рода проповедниками сверхидеи, они должны нести в себе высокую духовную и нравственную куль­ туру. Если говорить о различии построений наших репетиций с занятиями мирских хоров, прежде всего я назвала бы молитву — с нее начинается каждая встреча наших певчих, в обращении к Господу мы про­ сим благословения нашим де­ лам и помыслам. В течении все­ го занятия в репетитории го­ рит лампада. Но основное качество, и я думаю, отличие нашего коллек­ тива — в его особом нравст­ венном климате. Между хо­ ристами приемлемы только доброжелательные отношения. Если певец пришел на репети­ цию, к примеру, «не в голосе» — его никто не будет застав­ лять у нас петь, , музыкант уже только «слушает» занятия. В распорядке внутренней жизни хора мы руководствуем­ ся словами, которые завещал Христос своим апостолам: «со­ храняйте себя в любви». — Хочется знать, по каким критериям отбирается реперту­ ар для вашего хора. Как, в /Частности, были приняты к ис­ полнению прозвучавшие на сегодняшнем концерте произ­ ведения? Среди духовной музыки для женских хоров написаио не так уж много. Ведь изна­ чально в храмах пели мужчи­ ны и хоры мальчиков. Поэто­ му нам часто приходится ис­ пользовать в репертуаре тесси- турные переложения. Представленные на концерте две Литургии — Чеснокова и . Кастальского — приняты к исполнению как основные, хре­ стоматийные в лучшем смысле этого слова, шедевры богослу­ жения. Вместе с тем, обе Ли­ тургии довольно разнопдано- вы. Если Чесноков в своей трактовке склоняется к ис­ пользованию достижений позд­ него мелоса, то композиция Кастальского, напротив, обра­ щена к архаичным музыкаль­ ным пластам, древнейшему зна­ менному распеву. —- Я знаю, что многие кол­ лективы музыкантов, обраща­ ясь к духовной музыке, испы­ тывают огромные трудности, «добывая» ее- нотную запись. Ведь за известные долгие го­ ды запретов из библиотек бы­ ло изъято все, что противоре­ чило материализму, быдо свя­ зано с душой и духом. Извест­ ны ли церковным хорам по­ добные проблемы? Ноты духовных песнопе­ ний обмениваются и передают­ ся верующими и певческими коллективами—внутри -храмов. К тому же, в церквах есть свои библиотеки. Некоторые нотные записи удается достать и через Ленинскую библиоте­ ку. Как это ни странно, в вое- становлении шедевров рус­ ской музыки помогают даже зарубежные издания. И все же... ноты так и ос­ таются проблемой. Поэтому в церкедных хорах работают . только высокопрофессиональ­ ные вокалисты — ведь, чтобы разучивать партии «с голоса», иногда, в прямом смысле сло­ ва, стоя за спиной у опытного певца, требуется особое мас­ терство. — Я знаю, что среди пред­ ставителей духовенства время от времени возникает вопрос перехода бщ-ослужения с це| ковнославянского на совремеь: ный русский язык. Какую пс зицию занимаете вы в это» обсуждении? — Упаси нас бог от таки; яололзновении1 В се , богослу жебные книги написаньг н: церковнославянском. Это ве личественнейший, духовный язык. К тому же, как можж перепиедть сегодня на совре-, менный русский язык, к при меру. Литургию Кастальского: Ведь сам композитор давно умер, а для нового- варианта, яедомненно, потребуется иная мелодическая ритмика. Даже если кто-либо из ново­ обращенных верующих, придя в храм. Не сможет д^с.човно вос­ произвести смысл песнопений, это не отвратит от Бога. На­ против, заставит глубже искать духовную мысль... Ищите и об рящете, — Подводя итог нашей бесе­ де, хочу спросить, как сам кол­ лектив определяех назначение своих концертных выступлений? Наши концерты, прежде всего, ^ вклад в возрождение православной культуры, а значит, и в общий ренессанс русского духовного наследия, Ведь до |гое время духовная музыка была недоступная да же рафинированному слуша­ телю. Между тем... среди пронзве- денин известного русского ком­ позитора Кастальского духов­ ные сочинения возвышаютег почетной доминантой. В твор­ честве Чайковского, которого большинство музыкантов до- сих пор знают только как сим­ фониста, Всенощные и Литур­ гии стали поистине блистатель­ ным композиторским ожрыти- ем. Выступления нашего хора возвращают людям закрытые от них на незаслуженно - дол­ гие годы шедевры музыкальной классики, величественные до­ стижения духа наших сооте­ чественников. Записала Т. ЩЕГЛОВА. ВПЕЧАТЛЕНИЯ Мира вам! После высхупления хорового коллектива Московского хрциа Воскреседня Христова мы поироенцш аоде^шться вяеиатлешшми от кон­ церта настоятеля Лвшецкого Христорождест* венского собора, архимандрнда Даниила; — Приезд певчих Московского храма — -большое событие для нашего города. Его зн а ­ чение можно было ошутить, уже по тому, как много людей объединило с о ^ ю ото выступле­ ние. Я -ввдел н а концерте, к примеру, уполн<#- моченного Ск)вета по делам религий, ' много молодежи, представителей творческой, интел­ лигенции, духовенства. То, как слушатель внимал выступлению певчих, еще раз показало, что наши горожа­ не живут сегодняшним пониманием времени — осмысляя ошибки прошлых лет, с -дутаами, открытыми навстречу во звещ ающ им ся об- щечеловечеешм ценностям. Я вспоминаю здесь, как на концерте в едином порыве под­ нялся зал навстречу псалму, исполненному в память нашего великого ученого и граждани­ на академика Андрея Дмитриевича Сахарова. Возвращаясь к ражыш леяяю о значения выступления московского хора д л я нашего го- рода, хочу сказать, что в Христорождествен- ском кафедральном соборе, других наших цертшах также есть высокопрофессишальные коллективы певчих. И в сегодняшней ситуа­ ции, обнаружившей большую потребность .чю дей в духовной музьше, я думаю, и област­ ное управление культуры, я мы, представите ли духовенства, увидели нереализованность своих, местных возможностей. Ведь и наши певческие ксилективы могли бы давать подобные концерты. К примеру, в рождестаенские праздники местные' церковные хоры вполне могут дать ряд благотво!ритель- ных концертов,, внеся тем самым лепту во Все­ союзный телемарафон Детского фонда. Хо ­ тя, вспоминая выступление москвичей, я все же думаю, что цельное назначение духовной музыки скорее раскроется в храме, нежели в концертном зале. Но даже и такие, сценические воплощения шедевров православной культуры неизмеримо важны. Ведь они приобщают и поворачивают нас к общечеловеческому наследию духа, по­ ниманию пророчества Достоевского о том, что красота спасет мир — возвращенная кра­ сота наших душ, могущая связать будущее с прекрасными традициями прошлого. Пусть пребудет в нас -мир и благополучие. И в новом 1990 году, проходящем под зн а ­ ком белой лошади, названная белизна и чис­ тота ее сойдет и в наши души, как и другие символы этого года — мужество и благород­ ство. Л поздравляю читателей «Ленинца» с Но­ вым годом, скорыми рождественскими празд­ никами. Мира вам1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz