Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

На кого уповать? в последнее время с самых разных трибун — в|>1соких и пониже ■— звучат пламенные речи, призывающие народ трудиться качественно, эффективно, бе­ режно. Причем, основной упор ’ «на сознательность» делается в призывах к труженикам сельского хозяйства. И как же иначе, ведь они, в первую го­ лову, должны заложить фундамент «на. кормления народа». Если честно, подобные словоизлияния, так живо напоминающие приснопамят­ ные застойные времена, у меня вызы- мю т смех, правда, отнюдь не весе-тый. Не хочу окунаться в экономические де- брь, доказывая и без того ставшую бес­ спорной истину о наиплачевиейшем со. стоянии нашего крестьянства по сравне­ нию со всеми другими слоями населе­ ния. Дело восстановления исторической и социальной справедливости, вроде бы, сдвинулось с мертвой точки: на Съез­ дах народных депутатов, на сессиях Верховного Совета СССР живо деба­ тируется пакет законов о земле, собст. вениости. других жизненно важных со­ ставляющих подлинно демократической экономической системы. Но давайте не будем наивными. Для того, чтобы все эти безусловно прог­ рессивные законы получили реальную, а не джларатшную жизнь, необходимы, в первую голову, уверенность народа в том, что он полноправный хозяин сво­ его дела, знания и гордость за добрые многовековые традиции служения пред­ ков земле родной и стремление привить потомкам все лучшее, чем он живет. Увы, за семь с лишним десятков лет борьбы с «чувством собственника» боль­ шинство из нас стали «колесиками и винтиками», привыкшими за символиче­ скую зарплату соответственно утруж­ дать Себя. И уповать на то, что все, как один, по зову в одночасье, как гриб на ровном месте, вызревшей соз­ нательности ринуться «а «великие свер­ шения». Впереди трудный, неимоверно болезненный процесс возврата старых, добрых человеческих истин. И главные наши надежды на тех, кто пока еще сидит за школьными партами — маль. чишек и девчонок, которым повезло ра­ сти и мужать во время перестройки, Какими они станут? Это зависит и от семьи, и, разумеется, от «инженеров душ человеческих» — наших учителей. «Учитель! Как бесценно имя это...» в нашей области педагогов готовят два вуза —. Липецкий и Елецкий гос- пединституты, и два средне-специальных учебных заведения — Усманское и Ле­ бедянское педучилища. Из года в год тысячи юношей н девушек (их подав­ ляющее большинство) «штурмуют» при. емные комиссии, из года в год получа­ ют новенькие, остро пахнущие краской и клеем дипломы молодые учителя, и... ежегодно Липецкое областное управле­ ние народного образования бьется с острой проблемой нехватки педагогиче­ ских кадров' в школах. Нет-нет, с горо­ дом дела обстоят нуда как хорошо: любое место в любой школе пусто не бывает. А вот на селе, там, где растут будущие «сеятели и хранители»,.. Помню свою командировку летом прошлого года в Усмань, в педучили­ ще. Из бесед с педагогами и девчата­ ми, учащимися в нем, узнал, что боль­ ше всего доставляет неприятности бу. душим учителям. Оказывается, четверо­ курсники .^ьвнную долю учебного вре­ мени проводят на так называемой «сво­ бодной педпрактше» — то«ггъ, вынужде- ' ны заполнять вакантные пустоты учи. телей начальных классов в школах рай­ она. Сколько слез, рассказывали мне, льют девчонки, когда их отправляют «на ниву народного образования...» Слушал я, да только не удивлялся та­ кой бурной отрицательной реакции де­ вушек. И вот почему: самому довелось три года работать в сельской малоком­ плектной школе. Впрочем, вернемся назад и попыта­ емся вкратце проследить путь «станов­ ления» среднестатистического молодого педагога. Итак, романтическая мечта «сеять разумное, доброе, вечное». Ли­ хорадка вступительных экзаменов, сча­ стье от иоступлекня, постепенно сменя­ ющееся ожесточенным «грызением гра­ нита» самых разнообразных академиче­ ских наук. Знакомство с ' будущими «объектами воспитания», как правило, только на нвонерской, да на двух пе­ дагогических практиках под надзором мудрых педагогов. Дальше — распре­ деление, госэкзамены, вожделенный ди­ плом, и... Помню в одной из наших конкурсных студенческих агитбригад мы вдохновен, но и с верой в свои слова воспевали нелегкий учительский труд, его громад­ ное значение в формировании из юных, еще не окрепш.их душ, Че.товека с бодйг шой буквы. «Учитель, перед именем твоим поз­ воль смиренно преклонить колени...» «Учитель! Как бесценно имя это среди богатой россыпи сердец!...» И буквально через три года от ра- лужных слов осталось одно: «Как бес­ ценно имя это». Бесценно, не имеет уже своей цены, как девальвированный рубль. «Бедные родственники» Административная система за десяти, летия своего процветания больнее все­ дельное — вроде бы нет проблем. Ста. рые пустые дома селыоветы имеют, на своем балансе почте повсем^тно. Одвако, не ахти богатая, да и влия­ тельная Советская власть на- местах оказывается не в состоянии сделать хороший ремонт для «ншоселов», а са^ ми они, в болыиявстве девчошси еще, или сугубые горожане, своими неуме­ лыми руками рай из шалаша не сма­ стерят. Надо прибавить к этому ц воду в колодце или ко.донке, что совсем не в двух шагах от дома. А печка, ко­ торую многие разве что в кино видели? Кто напилит-наколет дрова, притащит уголь, да растопит это таинственное приспособление? В школе, где я рабо­ тал. еле-еле «протянули» предыдущий, до моего прихода, год две молодые Как бесценно имя это... го ударила по нашим духовным осно­ вам, и по учительству как одному из главнейших составляющих. Ни для кого не секрет, что в раду министерств самым нищим был Минпрос, а теперь Госнаробраз. Нынешние сетования на отсутствие в школах компьютеров, без спора, справедливы. Но скажите:, а кро. ме них в наших «храмах образования» есть все? К прискорбию нашему, не все и не везде. Даже в городе. А приезжающий в село молодой спе­ циалист к ежедневной проверке тетра­ дей и сочинению планов уроков зачас­ тую добавляет и опыты в сфере худо­ жественно-оформительской. Постоянная нехватка наглядных пособий, методи­ ческих разработок, технических средств обучения, а с другой стороны — жест, кие требования учебной программы за­ ставляют проявлять чудеса изобрета­ тельности. Плюс к тому — учитель дол­ жен быть общественно-активным, и кроме плановых мероприятий в рамках класса и школы вести работу с роди­ телями, выступать е лекциями в «под­ шефных хозяйствах». В общем, нет нужды продолжать пе­ речень того, что еще «дол^^ен» учитель. Всего названного хватит, чтобы педа. готу, да еще начинающему, вертеться, как белка в колесе, чуть не круглые сутки. Такие темпы не каждый выдер­ жит, и это — одна из причин бегства «необстрелянных». Тем более, что пол­ торы сотни в получку — не слишком щедрая плата за мытарства. Бедность, разумеется, не порок, но разве это спра­ ведливо — заставить человека считать копейки, чтобы- дотянуть «до получки», искать одежду попроще и подешевле, да| и то не ыа год, а на пять-семь, есть похуже, чуть ли не унижаясь, просить в конторе совхоза или колхоза к празд­ нику пару кило мяса или мешок зер­ на птице и требовать душевного горе­ ния? Как-то учительница-пенсионерка рассказала такой случай: «Вызвала я в школу мать одного ученика — совсем парень учиться перестал. Орошу помочь, повлиять на сына. А, она мне заявляет,^ что, мол, толку от учебы в жизни не буд^ . Я, говорит, семилетку кончила, а глянь — дом у меня какой. Все есть. А вы учились-учились, и жж — нище та!» Вот эта-то нищета заставляет учите-, лей чуть не на драку идти из-за лиш-с них часов. В .малокомнлектных школах, где и детей, и учителей — негусто, ос­ тавшиеся «стоики» с радостью берутся вести все, что можно и нельзя; словес­ ник «загружается» историей и немец­ ким, химик — географией и математи­ кой... . А имеем ли мы право винить учите­ лей за то, что они становятся в стенах школы такими «приземленными»? За то, что в результате страдают их ученики, не умеющие после школы сказать на немещсом, кроме «гутен таг», ничего? «Новым бытом бит...» Ну и, как говорится, бытовые проб- _Л€!мы,_ О продуктах на селе уже говори- “ лось: не раскупишься особо. В магази­ нах — хлеб да консервы.. Покупать у соседей — накладно. Хозяйственники тоже не жалуют. С жильем, которое по полож^ию мо­ лодым специалистам предоставляется от­ учительвнцы. Их квартира перешла мне в «наследство». Так вот, этим девуш­ кам еще повезло: п ^ ь помогал топить парень-сосед. А кОгда он не мог, рае- сказывали с добродушной иронией сельчане, так и мерзли молодые учи* тельницы, не сумевшие освоить немуд­ реную науку. Ну и еще — остальные удобства, что во дворе. И грязь непролазная на улице. И нету, не нашелся еще че ловек, с которым мож:но разделить тя­ готы жизни, который поймет, пожалеет и поможет. «Соискателей» благосклон­ ности сердечной хватает, но они, «ме­ стные» ухажеры, тоже во м1ногом яв­ ляются причиной бегства. И немудре­ но. Раскрестьянивание, раскультурива- ние, отлучение от духовных ценностей приводит многих. 'Изначально- хороших парнейгземлеробов к тому, что порой даже самые добрые намерения облека­ ются в форму хамского приставания, да еще изрядно псхдогретого «для храбро­ сти» горячительным. Надо иметь желез­ ные нервы, чтобы выдержать такую, почти каждодневную осаду. А с ме- та.мом V нас дефициг... Что делать? и бегут из школ молодые учителя, многим из которых, может быть, на роду было написано стать выдающими­ ся, да просто настоящими мастера.ми своего дела. И прячутся от распреде­ ления, невзирая на суровые предупреж­ дения об ответственности по лнвнн щ»о- куратуры. Так было. Так есть. Так... Будет ли? Сие пока зависит от верх­ них эшелонов власти. Как воздух, сего* дня необходим поворот к приоритетно­ му развитию духовности человека, а, значит, И культуры, и образования. На­ до, пусть не все, но возвращать долг» нашем'у селу, продолжающему пустеть. И делать все это не на бумаге, не с помощью красивых фраз и призывов е трибуны, а конкретными, материальны­ ми средствами. А иска... Пока, хоть и есть у нас образцово-показательные, для централь­ ной прессы н комиссий разных рангов, школы, ж:ть и примеры добрых контак­ тов учителей и хозяйственников во всех районах области, «храм знаний» в своем обобщенном лице скорее похо­ дит на сиротский приют,, Директора школ тщательно пытаются достать хо­ рошую краску, стройматериалы, найти рабочих для ремонта, необходимые средства — везде с протянутой рукой. Педагоги разрываются на части между «небесным» и «земным». И безжалост­ ное второе берет верх. Дети — не толь­ ко не обогащаются духовной пищей, но, наблюдая, как сеятели «разумного, доб­ рого, вечного» чуть ли не нищенству­ ют, а то и срывают друг на друге и на них свой каждодневно копящийся гнев, приобретают весьма нелестное мнение об учительстве вообще. И ско­ ро у этих детей будут свои дети, ко­ торые ни во что не будут ставить сво­ их наставников... Что из этого выйдет? Да уже вышло, правда, не до конца. Общество зады­ хается оп времекщиков на своих ме­ стах, людей, равнодушных и к судьбе. Отчизны, и к своей конкретной работе._,: Кусок мяса не поможет. Рубль ■<— тоже, тем более, что он обесценивает­ ся, как стало это с нашей совестью,, до­ бротой, бескорыстием. С высоким зва­ нием — Учитель. А. ШАЛЬНЕВ. . Светлана Анатольевна. Перегудова— учйтель __________ _ _________ ср едн е пгао,ш № 1. Эру| 1 яроваиаый. увлеченный свошк предметом, препо­ даватель, стремится увлечь математикой и ребят, Светлана Анатольевна — человек, не замыкающийся в узком круг}' своего предмета. Любх^ ляяерат^у, иеивопнсь, музыку, воетоянио работает над повышением своего 1 фофесс№Ю 8 ЛЬного урсюня. Фото В. ПЕВВВЕР1ТНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz