Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
На кого уповать? в последнее время с самых разных трибун — в|>1соких и пониже ■— звучат пламенные речи, призывающие народ трудиться качественно, эффективно, бе режно. Причем, основной упор ’ «на сознательность» делается в призывах к труженикам сельского хозяйства. И как же иначе, ведь они, в первую го лову, должны заложить фундамент «на. кормления народа». Если честно, подобные словоизлияния, так живо напоминающие приснопамят ные застойные времена, у меня вызы- мю т смех, правда, отнюдь не весе-тый. Не хочу окунаться в экономические де- брь, доказывая и без того ставшую бес спорной истину о наиплачевиейшем со. стоянии нашего крестьянства по сравне нию со всеми другими слоями населе ния. Дело восстановления исторической и социальной справедливости, вроде бы, сдвинулось с мертвой точки: на Съез дах народных депутатов, на сессиях Верховного Совета СССР живо деба тируется пакет законов о земле, собст. вениости. других жизненно важных со ставляющих подлинно демократической экономической системы. Но давайте не будем наивными. Для того, чтобы все эти безусловно прог рессивные законы получили реальную, а не джларатшную жизнь, необходимы, в первую голову, уверенность народа в том, что он полноправный хозяин сво его дела, знания и гордость за добрые многовековые традиции служения пред ков земле родной и стремление привить потомкам все лучшее, чем он живет. Увы, за семь с лишним десятков лет борьбы с «чувством собственника» боль шинство из нас стали «колесиками и винтиками», привыкшими за символиче скую зарплату соответственно утруж дать Себя. И уповать на то, что все, как один, по зову в одночасье, как гриб на ровном месте, вызревшей соз нательности ринуться «а «великие свер шения». Впереди трудный, неимоверно болезненный процесс возврата старых, добрых человеческих истин. И главные наши надежды на тех, кто пока еще сидит за школьными партами — маль. чишек и девчонок, которым повезло ра сти и мужать во время перестройки, Какими они станут? Это зависит и от семьи, и, разумеется, от «инженеров душ человеческих» — наших учителей. «Учитель! Как бесценно имя это...» в нашей области педагогов готовят два вуза —. Липецкий и Елецкий гос- пединституты, и два средне-специальных учебных заведения — Усманское и Ле бедянское педучилища. Из года в год тысячи юношей н девушек (их подав ляющее большинство) «штурмуют» при. емные комиссии, из года в год получа ют новенькие, остро пахнущие краской и клеем дипломы молодые учителя, и... ежегодно Липецкое областное управле ние народного образования бьется с острой проблемой нехватки педагогиче ских кадров' в школах. Нет-нет, с горо дом дела обстоят нуда как хорошо: любое место в любой школе пусто не бывает. А вот на селе, там, где растут будущие «сеятели и хранители»,.. Помню свою командировку летом прошлого года в Усмань, в педучили ще. Из бесед с педагогами и девчата ми, учащимися в нем, узнал, что боль ше всего доставляет неприятности бу. душим учителям. Оказывается, четверо курсники .^ьвнную долю учебного вре мени проводят на так называемой «сво бодной педпрактше» — то«ггъ, вынужде- ' ны заполнять вакантные пустоты учи. телей начальных классов в школах рай она. Сколько слез, рассказывали мне, льют девчонки, когда их отправляют «на ниву народного образования...» Слушал я, да только не удивлялся та кой бурной отрицательной реакции де вушек. И вот почему: самому довелось три года работать в сельской малоком плектной школе. Впрочем, вернемся назад и попыта емся вкратце проследить путь «станов ления» среднестатистического молодого педагога. Итак, романтическая мечта «сеять разумное, доброе, вечное». Ли хорадка вступительных экзаменов, сча стье от иоступлекня, постепенно сменя ющееся ожесточенным «грызением гра нита» самых разнообразных академиче ских наук. Знакомство с ' будущими «объектами воспитания», как правило, только на нвонерской, да на двух пе дагогических практиках под надзором мудрых педагогов. Дальше — распре деление, госэкзамены, вожделенный ди плом, и... Помню в одной из наших конкурсных студенческих агитбригад мы вдохновен, но и с верой в свои слова воспевали нелегкий учительский труд, его громад ное значение в формировании из юных, еще не окрепш.их душ, Че.товека с бодйг шой буквы. «Учитель, перед именем твоим поз воль смиренно преклонить колени...» «Учитель! Как бесценно имя это среди богатой россыпи сердец!...» И буквально через три года от ра- лужных слов осталось одно: «Как бес ценно имя это». Бесценно, не имеет уже своей цены, как девальвированный рубль. «Бедные родственники» Административная система за десяти, летия своего процветания больнее все дельное — вроде бы нет проблем. Ста. рые пустые дома селыоветы имеют, на своем балансе почте повсем^тно. Одвако, не ахти богатая, да и влия тельная Советская власть на- местах оказывается не в состоянии сделать хороший ремонт для «ншоселов», а са^ ми они, в болыиявстве девчошси еще, или сугубые горожане, своими неуме лыми руками рай из шалаша не сма стерят. Надо прибавить к этому ц воду в колодце или ко.донке, что совсем не в двух шагах от дома. А печка, ко торую многие разве что в кино видели? Кто напилит-наколет дрова, притащит уголь, да растопит это таинственное приспособление? В школе, где я рабо тал. еле-еле «протянули» предыдущий, до моего прихода, год две молодые Как бесценно имя это... го ударила по нашим духовным осно вам, и по учительству как одному из главнейших составляющих. Ни для кого не секрет, что в раду министерств самым нищим был Минпрос, а теперь Госнаробраз. Нынешние сетования на отсутствие в школах компьютеров, без спора, справедливы. Но скажите:, а кро. ме них в наших «храмах образования» есть все? К прискорбию нашему, не все и не везде. Даже в городе. А приезжающий в село молодой спе циалист к ежедневной проверке тетра дей и сочинению планов уроков зачас тую добавляет и опыты в сфере худо жественно-оформительской. Постоянная нехватка наглядных пособий, методи ческих разработок, технических средств обучения, а с другой стороны — жест, кие требования учебной программы за ставляют проявлять чудеса изобрета тельности. Плюс к тому — учитель дол жен быть общественно-активным, и кроме плановых мероприятий в рамках класса и школы вести работу с роди телями, выступать е лекциями в «под шефных хозяйствах». В общем, нет нужды продолжать пе речень того, что еще «дол^^ен» учитель. Всего названного хватит, чтобы педа. готу, да еще начинающему, вертеться, как белка в колесе, чуть не круглые сутки. Такие темпы не каждый выдер жит, и это — одна из причин бегства «необстрелянных». Тем более, что пол торы сотни в получку — не слишком щедрая плата за мытарства. Бедность, разумеется, не порок, но разве это спра ведливо — заставить человека считать копейки, чтобы- дотянуть «до получки», искать одежду попроще и подешевле, да| и то не ыа год, а на пять-семь, есть похуже, чуть ли не унижаясь, просить в конторе совхоза или колхоза к празд нику пару кило мяса или мешок зер на птице и требовать душевного горе ния? Как-то учительница-пенсионерка рассказала такой случай: «Вызвала я в школу мать одного ученика — совсем парень учиться перестал. Орошу помочь, повлиять на сына. А, она мне заявляет,^ что, мол, толку от учебы в жизни не буд^ . Я, говорит, семилетку кончила, а глянь — дом у меня какой. Все есть. А вы учились-учились, и жж — нище та!» Вот эта-то нищета заставляет учите-, лей чуть не на драку идти из-за лиш-с них часов. В .малокомнлектных школах, где и детей, и учителей — негусто, ос тавшиеся «стоики» с радостью берутся вести все, что можно и нельзя; словес ник «загружается» историей и немец ким, химик — географией и математи кой... . А имеем ли мы право винить учите лей за то, что они становятся в стенах школы такими «приземленными»? За то, что в результате страдают их ученики, не умеющие после школы сказать на немещсом, кроме «гутен таг», ничего? «Новым бытом бит...» Ну и, как говорится, бытовые проб- _Л€!мы,_ О продуктах на селе уже говори- “ лось: не раскупишься особо. В магази нах — хлеб да консервы.. Покупать у соседей — накладно. Хозяйственники тоже не жалуют. С жильем, которое по полож^ию мо лодым специалистам предоставляется от учительвнцы. Их квартира перешла мне в «наследство». Так вот, этим девуш кам еще повезло: п ^ ь помогал топить парень-сосед. А кОгда он не мог, рае- сказывали с добродушной иронией сельчане, так и мерзли молодые учи* тельницы, не сумевшие освоить немуд реную науку. Ну и еще — остальные удобства, что во дворе. И грязь непролазная на улице. И нету, не нашелся еще че ловек, с которым мож:но разделить тя готы жизни, который поймет, пожалеет и поможет. «Соискателей» благосклон ности сердечной хватает, но они, «ме стные» ухажеры, тоже во м1ногом яв ляются причиной бегства. И немудре но. Раскрестьянивание, раскультурива- ние, отлучение от духовных ценностей приводит многих. 'Изначально- хороших парнейгземлеробов к тому, что порой даже самые добрые намерения облека ются в форму хамского приставания, да еще изрядно псхдогретого «для храбро сти» горячительным. Надо иметь желез ные нервы, чтобы выдержать такую, почти каждодневную осаду. А с ме- та.мом V нас дефициг... Что делать? и бегут из школ молодые учителя, многим из которых, может быть, на роду было написано стать выдающими ся, да просто настоящими мастера.ми своего дела. И прячутся от распреде ления, невзирая на суровые предупреж дения об ответственности по лнвнн щ»о- куратуры. Так было. Так есть. Так... Будет ли? Сие пока зависит от верх них эшелонов власти. Как воздух, сего* дня необходим поворот к приоритетно му развитию духовности человека, а, значит, И культуры, и образования. На до, пусть не все, но возвращать долг» нашем'у селу, продолжающему пустеть. И делать все это не на бумаге, не с помощью красивых фраз и призывов е трибуны, а конкретными, материальны ми средствами. А иска... Пока, хоть и есть у нас образцово-показательные, для централь ной прессы н комиссий разных рангов, школы, ж:ть и примеры добрых контак тов учителей и хозяйственников во всех районах области, «храм знаний» в своем обобщенном лице скорее похо дит на сиротский приют,, Директора школ тщательно пытаются достать хо рошую краску, стройматериалы, найти рабочих для ремонта, необходимые средства — везде с протянутой рукой. Педагоги разрываются на части между «небесным» и «земным». И безжалост ное второе берет верх. Дети — не толь ко не обогащаются духовной пищей, но, наблюдая, как сеятели «разумного, доб рого, вечного» чуть ли не нищенству ют, а то и срывают друг на друге и на них свой каждодневно копящийся гнев, приобретают весьма нелестное мнение об учительстве вообще. И ско ро у этих детей будут свои дети, ко торые ни во что не будут ставить сво их наставников... Что из этого выйдет? Да уже вышло, правда, не до конца. Общество зады хается оп времекщиков на своих ме стах, людей, равнодушных и к судьбе. Отчизны, и к своей конкретной работе._,: Кусок мяса не поможет. Рубль ■<— тоже, тем более, что он обесценивает ся, как стало это с нашей совестью,, до бротой, бескорыстием. С высоким зва нием — Учитель. А. ШАЛЬНЕВ. . Светлана Анатольевна. Перегудова— учйтель __________ _ _________ ср едн е пгао,ш № 1. Эру| 1 яроваиаый. увлеченный свошк предметом, препо даватель, стремится увлечь математикой и ребят, Светлана Анатольевна — человек, не замыкающийся в узком круг}' своего предмета. Любх^ ляяерат^у, иеивопнсь, музыку, воетоянио работает над повышением своего 1 фофесс№Ю 8 ЛЬного урсюня. Фото В. ПЕВВВЕР1ТНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz