Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
'ВЕТА, ты'былаедин- ^ственной школьни цей среди делегатов, выступающих на областной от четно-выборной комсомольской конференции. Кажется, не у меня одной возник вопрос о том, волновалась ли ты перед выходом на трибуну? — Перед выходом волнова лась. а вот когда начала го ворить, успокоилась почти сра зу. Потому как зал меня отень внимательно начал слушать. В этот мом%нт особенно по чувствовала, что переживала не только за себя, а за всех комсомольцев - старшеклассни ков, от имени которых говори ла. И, кстати, если начать сра зу с впечатлений о конферен ции, окажу: мне очень стран но оттого, что из моих свер стников. а их среди делегатов было предостаточно, слова больше не попросил никто. А судя по тому, как внимательно ко мне отнеслись делегаты, можно сделать вывод: им ин тересно знать о нынешнем шко льном комсомоле- Ведь именно отсюда идет большая часть пополнения нашей организации. Знаете, когда одна моя зна комая женщина, узнав о том, что мне предстоит выступить на столь ответственной конфе ренции, сказала: «Свет, не волнуйся, красиво говорить ты умеешь», я просто вспыли.та. Ведь я собиралась не на кон курс чтецов и устных сочине ний. Признаться, фраза эта до сих пор в ушах: значит, красиво сказать для некоторых до сих пор главное? И я имею в виду не только наши общест венные организации, а и учите лей. Ведь с ке.м они любят об щаться больше всего? С от личниками и хорошистами, т, е. людьми, более или менее уме- Э ,ющими излагать свои мысли, старающимися к каждому уро ку придти подготовленными. Безусловно, в существовании отличников и хорошистов очень большая заслуга учителей. Но ни для кого не секрет, что и в наличии неуспевающих они тоже достаточно виноваты- Но чаще всего, по их мнению, ви новаты сами школьники. А от сюда — постоянные претензии, даже унижение нерадивых. Надеюсь, не надо о^яснять , что и условия жизни, а разви тие у всех разное. А отсюда именно школьная жизнь тре бует индивидуального подхо да ко всем. Я думаю, любовь учителей к лидерам тоже в достаточной степени «замораживает» же лание «обьжновенных» ребят вступать в комсомол. На меня и без комсомола давят учите ля, а вступи в него, так там на меня еще обрушатся и свои ровесники-лидеры. Только не подумайте, что я говорю о своей школе- Совер шенно искренне заявляю: у нас это развито в меньш-й сте пени. Уже то, что наша шко ла пытается работать по сис теме Караковского, говорит о многом. Но ведь выступаю-то я от имени всех старшеклас сников, обобщая наши общие проблемы. ~ Света, а какой у тебя контраргзгмент, когда ты слы шишь: «А не распустить ли комсомол вообще?» На мой Взгляд, проще щего создать какую-либо мсь лодежную организацию имен но на обличении грехов ныне действующего комсомола. Ну представим себе, что все пе рейдут в другую «безгреш ную» организацию, которая, может быть, последователь нее, лучше, чем ВЛКСМ, будет отстаивать интересы .мо.чоде- жи, решать ее проблемы. Но ведь такой она будет именно потому, что не успела порабо тать. Надо просто понять: как на рояле клавиши белые и чер ные, так и в истории нашего общества, - а комсомол являет ся его неотъемлемой частью, сплетаются благородство и под- ВОЛНЕНИЕ ПЕРЕД ВЫХОДОМ испытала Светлана Ролдугина перед гем, как она вышла к трибу не областной комсомольской кон ференции. Л зал слушал ее очень внимательно. Наверное, потому, что делегагов подкупила искренность зшй школьницы. А искренность ис ходила от убежденности, убежден ность 01 дел в своей КОМСОМОЛЬСК( 1 Й организации, которую они «о:млао- . 1001 . В и.\ школе интересно. Ноэту .тевочку волнуто! проблемы комсо мол ьцев-старшеклассников не толь ко своей школы. Ока товорила о всех сразу. Ее и.збрали зелегатом на \Х1 с ье.зд ВЛ КСМ Сегодня Светлана Ролдугина. де- сятик.тассница. секретарь комитета комсомола школы № I, отвечает на копросы н:пт 1 етч) кттрреспондентл. лость. истинное и лживое. И если сегодня наш молодежный союз не имеет того авторите та, котордао хотелось бы, то это не оттого, что его члены бездействовали, сидели, сложа руки, а ско!рее всего, наоборот, оттого, что у них были дела. А вот плохие иля хорошие, это уже другой вшхрос, на ко торый еще предстоит дать объ ективный ответ. Но я сразу хочу сказать: только вы, по жалуйста, не подумайте, что я противоречу сама себе, прос то от реальной жизш никуда не денешься. А воо&де пусть ярким цветом распускаются самые разные молодежные объ единения. Но разве для этого обязательно распускать ком сомол? — Света, а что ты считаешь надо делать для того, чтобы среди школьников было боль ше желающих вступить в ком сомол? Ведь ни для кого не секрет, что школьнью комсо мольские организации, образ но выражаясь, «тают на гла зах». Ответ прост, да и вы его прекрасно знаете. Состоит Ъв йчЗ ОД.ЧОЙ банальной фразы: «Надо повысить роль школьно го комсомола». Но гораздо трудн а сказать, как? - Лично я, повторяю, вижу выход в одном: забыть о лдаунгообраз- иых речах, призывах двигать ся вперед и просто повергнуть ся ж ребятам- И хватит соз давать культ какого-либо об щественника. Давайте рабо тать с каждым индивидуаль но. — Например? — Например, недавно я впервые услышала, как запел под гитару один мальчишка, а никто и понятия не имел, что он это умеет делать: оя ведь даже ие из троечников, неуклюжий, необщительный. Спрашиваю: Адеш, что ж ты до этого молчал? Алеша стоит и не знает, что сказать, может даже от неверия в искренность моего вопроса. Ответил за нет го другой мальчишка: «А у не го кто-.нибудь спросил, что он умеет?» Как бы лучше объяснять? Основной задачей школьного комсомета надо считать обя занность выявить спскюбности каждс«-о- Тогда, мне кажется, и всевозможные неформальные объединения будут возникать под руководством комсомола, а если точнее, они без него не обойдутся. — Света, а сама ты только уговариваешь жить так или... — Вы хотите сказать, что показываю ли я пример в том, на чем настаиваю? — Да. — То, о чем я говорю, бес покоит меня давно, и, может быть, в силу этого мне захо телось организовать в нашей школе редакцию радиопередач. Кстати, руковожу ею сама и много передач делаю тоже са ма- Недавно заметила: с каж дым днем вое бшыпе появля ется людей, о которых хочет ся рассказать. Среди них •— и ребята, и зрителя, и наши шефы с завода «СОМ». И знае те, почувствовав к себе заинте ресованное отношение со сто роны комитета комсомола, а редакция радиопередач — его орган, в комсомольской орга низации школы стало интерес нее. Не буду перечислять фор мы ра&)ты, вполне возможно в других школах есть более но вые и интересные, а подробнее скажу о том, что отношения между самими ребятами, меж ду ними и учителями, между нами и нашими шефами стали доверительнее. Наверное, в силу этого мы чаще стали встречаться с мо лодежью и комсомольцами шеф ствующего над нами завода «СОМ». Недавно вместе прове ли диспут по проблемам мо.ао- дежи, вечер под название.м «Тысяча и одна профессия на шего завода», планируем ве чера в кафе-баре при МЖК этого предприятия. — Как ты относишься к идее объединения учительской ш учени>^еской комсомольских ор ганизаций? — Это идея хороша тогда, когда со стороны взрослых бо льше такта, нет авторитарно сти- Я уже говорила на ков- ференции, и не боюсь повто риться, что Сотрудничество меж ду ученической комсомольской- организацией и учителями все равно должно быть. Сейчас везде говорят и пишут о са моуправлении, но еще никто не знает, как этому научиться. А мне кажется, должно быть соуправление, т. е. в высшей степени тактичное руководст во педагогов детским коллек тивом. Может, тогда исчезнут оскорбления учеников даже за какие-то проступки, угрозы им. Но, к сожалению, как ни странно об этом говорить, ча сто встречаются случаи, когда школьников надо попросту от- учителей защищать. Допустим, кто-то из ребят высказал свое отношение к грубой выходке учителя, он ему — «ты у ме ня попляшешь», кого-то не- устраивает методика препо давания того или иного учи теля, и он об этом высказался вслух.-. Не вам рассказывать^ что бывает в таких случаях. В редакцию, наверное, поступает много просьб помочь в подоб ных ситуациях. — Да, ты права. ‘ — И уж коль мы заговори ли об этом, хочу сказать, что камитетам комсомола надо по думать над тем, как и ученика защитить. Может, стоит соз дать, например, «Совет спра ведливых», куда войдут в школьники, и учителя? Может, именно это конкретное дело и явится нача.чом самоуправ ления? Более того, мне кажет ся, очень важно с самого дет ства внушить человеку мысль о праве и возможности защи щаться. , Тогда в человеке бу дет больше достоинства, а зна чит, больше желания сделать добро другим. — Света, как отнеслись в. твоей школе к тому, что тебя? избрали на XXI съезд комсо мола? — Признаться, я мало слы шала слово «поздравляю». Ре бята, как и я, восприняли мое избрание, как победу общую- и не только своей школы,, старшеклассников - комсомоль цев всего города- Думаю, пред ставительство школьницы на съезде прибавит всем нам сил и уверенности в праве быть, более самостоятельным. — Допустим, на съезде тебе- дадут возможность выступить... — Скажу примерно так; ® очень надеюсь на то, что ком сомол выйдет из кризиса, о» это сможет. Надежда, как из вестно, умирает последней. И Мы все должны «не смеяться и осуждать упавшего, а помочь ему подняться». Е. СЕРГЕЕМ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz