Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец/' № I (49), 1990 г. ТОЧКА ЗРЕНИЯ / Уважаемая Е1дена| Сударьпнй Называю Вас так, искренне же лая сделать Вам приятное. Хотя, ска зать по чести, вовсе не убежден, что начни мы обращаться друг к другу «сударь» да «сударыня», в жизни на шей станет меньше хамства и грубо сти, Всегда найдутся люди, способ ные в самое торжественное и кра сивое обращение вложить столько че- лриязнн к ближнему, столько равно душия или злобы!..' Не в словах гут беда, не в словах и спасение. А что касается Вашего утвержде ния, будто бы «товарищ» — это не пременно нечто «панибратское, зто ладонью по плечу», оно не бесспор но. И в числе Ваших ошюнентов — Александр Блок, Когда-то он с уко ризной заметил, адресуясь как раз к согражданам, обученным боннами и гувернантками игре на фортепьяно, живописи и сочинению стихов: «...не .стыдно лн прекраснЬе слово това рищ произносить в кавычках...» До- бавлю: по отношению к «мужичью» мнение (не говорю, что все, не гово рю даже, что подавляющее большин ство, но все-таки очень многие) лю безные Вам «корнеты Оболенские» и «поручики Голидьшы» находили вполне естественным употреблять в кавычках не только претившее им слово «товарищ»; но и привычное, общепринятое до Октября 17-го «гос подин».» Ну, какой он для них гос подин, бородатый крестьянин или ра бочий, внук крепостного, сеченого на конюшне?.. Не стоит сегодня, прослеживая ис токи наших страшных утрат и бед. никого идеализировать. Не стоит, по- моему. забывать, что вооруженное противостояние «черной» и «белой» кости обусловлено было, помимо все го прочего, и вековым отчуждением образованных сословий от тех, кто пахал землю или работал в душном фабричном цеху. Отчуждение это про бовали преодолеть лучшие, благо роднейшие из российской интелли генции. Но жестокая логика исто рии оказалась для них неодолимым препятствием. Так что, простите великодушно, но не получается у меня безоговороч но принять Вашу апологшо геррев «белогвардейских» романсов. Не мо гу именно с ними связать, как Вы пишете, «высокий уровень культуры, ум, честь и совесть», свойственные российской интеллигевдш. Не могу, поскольку гораздо ргшихше, нежели вошли в моду «белоивардейские» ро мансы, прочитаны были и толстов ский рассказ «После бала», где оба ятельный, с прекрасными манерами офицер, отец прелестной девушки, хладнокровно н привычно команду ет церемонией наказания рядового, и купрвнений «Поединок», в котором так горько изображеда тоск ливая, бесцветная рутина гарнизон ной жизни... Для меня русский интеллигент все-таки не красавец с эполетами и шпорами, а учительница, об.учавшая в глухой деревушке крестьянских де тей чтению и счету. И народоволец, обда'мывающнй в «очь перед казнью принцип устройства космического ко рабля. И писатель Антон Чехов с его потребностью сострадательно по нять боль и самого малого из малых сал, не нройщ равнодушЁнсУ ацймсУ Щ'сть и самого пошлого, недалекого, слабого че.яовека. И филоегкЬ Бер дяев, давпшй удивительно точное опрёделегше духовности (не зря его недавно напомнил народным депута там России ар.хнепископ Смоленский >г Кпг"ПП 1 , Г-Т к ГИЙ ТСщж , О -ч'ггр > ХЛЕБ ДРУГОГО Письмо ж у р н а л и ст у Е л ен е Б р еди с , а вт о р у «Н е с в о е в р ем ен ны х м ы с л е й » , о п у б л и к о в а н н ы х в 4 5 -м н о м е р е «Л ен и н ц а » хлебе ддя себя — это материальная забота, забота о хлебе для другого— забота духовная... Впрочем, Николай Александрович Бердяев бьш весьма строг в оценке духовного потенциала российского ин теллигента. Вместе со своими едино- мьцплеиниками он вьшустил знамени тый сборник статей «Вехи» — как раз о проблемах русской интелли генции. И предъявил оной серьезное обвинение в том, что для нее «инте ресы распределения и уравнения... всегда доминировали над интересами производства и творчества». По мне нию авторов «Вех», жертвенно от дав себя борьбе за освобождение на рода, она пренебрегла долгом своди углублять и приумножать духовное, культурное богатство. отвернулась от философской истины, от релига- озного начала, без которых ее борь ба лишена подлшшого смысла и пер спективы. Позиция «веховцев» сложна, глу бока.. Многие их суждения сейчас вос принимаются современно и остро, как сбывшееся пророчество. Дазке нынешний раскол в лагере интелли генции, тратящей столько сил на взаимообличения, никак не желаю щей осознать и осуществить на прак тика свою миссию по объединению раздираемого противорстиями, ко®- курирукицими интересами общества, вести его к согласию на основе об щечеловеческих культурных цеяно^ стей, — даже это в «Вехах»: пред сказано. Но вернусь к Вашим «Несвоевре менным мыслям». В них немало со вершенно бесспорных суждений. Но, знаете, вчитываясь в эти заметки, обнаруживаешь некоторую, что ли, сбивчивость, некоторую рассогласо ванность отдельных частей и поло- ж№ий. То Вы делаете упор на обра зованности. на широте знаний, как главном критерии принадлежности к сословию интеллигенция (посмотда- те. как Вы характеризуете своего со беседниц — «;эталонного» современ ного интеллигента: «помимо высоких ученых степеней — отличное владе ние английским языком, прочитанная в подлинниках англоязычная худо жественная литература..,, знание клас- сической музыки, живописи плюс ре гулярные , занятия спортом»). То вдруг спохватываетесь и спешите внести, действительно принцшш- альную коррективу: оказывается, гораздо бодее важен «не уровень об разованности..., а именно порадоч- ность, то есть нравствевшая основа». В одном месте Вы несколько свысо ка оцениваете окружающую (и уг нетающую) интеллигента среду как «окружающую серость», к которой он, бедняга, вынужден приспосабл». ваться, «мимикрируя», дабы выжить. Л в другом справедливо напоминае те читателям (и, нидтт. себе самой). "10 (11Ии.По' I,»* .• 1.К к» ч другим людям, что «высокомерие — это уже недостаток культуры». А как прикажете понимать сер дитый пассаж насчет анкет, где — подумать только! — дочери педагога или сыну художника и певицы пола гается писать в графе «социальное происхождение» — '«из служащих» вместо гордого — ..«из интеллиген ции»? Я, например, не сомневаюсь, что графа о «социальном происхож дении» вообще нелепость и анахро- шгзм. почти такой же, как вопрос; «Есть ли родственники за границей?» Человек хорош или плох сам по се бе, а не по происхождению. Но по скольку мы пока 'Вынуждеты на сей вопрос сяжечать, то как бьпъ, коли у заполняющего анкету хражданина мама певица, но не интеллигентка, да и папа художник, но тоже не ин теллигент? Мы Же с Вами достигли полного согласия на предмет того, чтб «пропуск» в интеллигенты отнюдь не диплом об образовании, не профес сиональная принадлежность... За чем вносить в докучиент непроверен ные, а то и просто неверные введе ния? По мне пусть уж лучше ' пи шут без претензий: «из служащих». В честной службе, а тем паче В' слу жении, нет ничего зазорного. Чаркий, был, ей-Богу, прав, когда воскликнул: «Служшъ бы рад, прислужив!аться тошно...» _, Вообще, мне кажется, говоря |о се бе. по меньшей мере нескромно бить себя в грудь: «Я — ингщцшгеит!» ИЛИ; «Я из интеллигентов!» ЭЙо же все равно, что громогласно заявить: «Я умный, образованный, я Д ухов ный , я порядочный и пр. и цр.»: Жаль, что в Ваших заметках !воль“ но или — Х'Очу надеяться! — неЬоль- но акцент смеще^ на 'Внешние; при меты, на «прекрасные манеры й хо рошее воспитание». Не оттого ли Вы и начинаете размцпления об иртел- «тагенции с флетель-адъютанто^ и «господ кшкеров»? И еще; вопреки Вашим заверения^, что Вы вовфе не «за выращивание! «парниковых ! ин теллигентов», обфее впечатленф от Вашей статьи, опять же простите за резкость, близко.; увы, именно й та кому итогу. Мне,! признаться, )род нее другой взгляд. Мне важно й до рого, что почитаемый Вами и Ьпшю Дмитрий Сергеевич Лихачев в глав ке своих «Писем (Одобром и прекрас ном», которая должен быть зал, в частности,; об интеллигентнос ти крестьян русфото Севера, Отме чая «удивительную чистоту в их до мах», их умение ценить хорошие пес ни, расскавьта|гь ■бывальщину», жить упорядоченф. быть гостеприим ными в приветливыми, он выделил главное: сцоообфсть с пониманием отнесгась и к чужому горю, и к чу жой радости. Точка зрения Лихачева вообще Г) 1 Ч)б|, 1 П 1 Га- 01) ПГ' 1311)01 что ИНТО-'-И р - наЬывается «Человек интеллигентньш», ска- гентность не'есть какое-то'сословное, клановое качество. Противопоставлять интеллигента инертной, бездуховной, подавляющей его среде, «серости» нельзя. Истинный, так сказать, «не- внешний» инт& 1 лигент как бы ин- дуцирует вокруг себя доброту, от зывчивость. другие .положительные потенции. «Социальный долг (слы шите. Лена, — долг!) человека — Оыть интеллигентным, — пишет Ли хачев. — сгго долг и перед самим со бой. Зто залог его личного счастья и -дауры доОрожелательности» вок руг него и к нему...». Я рассматри ваю слова Дмитрия Сергеевича, пе режившего Соловки и лениыгдадскую блокаду, в качестве неопровержимо го вышда из долгого его. опыта об- щения со многими людьми в обстоя- тельствах, часто крайне неблагоприя тных, тяжких и бесчеловечных... Когда я думаю о поэтессе Анне Ахматовой, физике Сахарове, фило логе Аверинцеве, священнике Алек сандре Мене, актере Николае 1'убен- ко, ученом-юристе, уОежденном сторошшке социализма Сергее Сер геевиче Алексееве, который, в отли чие от многих, не поспешил срочно сменить убеждения, чтобы попасть в русло неустанно пропагандируемого антисоциалнзма. — когда я думаю о них, мне становится чуть спокойнее в неспокойное это, таящее столько уг- рда время. Заметьте. Лена; никто из них — живущих и ушедших — ни когда не позволял себе модного пес- симизма, никогда не запугивал своих соотечественников апокалиптически ми предсказаниями, хотя зорче боль шинства видели они все опасности и тупики—и духовные, и материальные. В их устах любая, пределцо пря мая и резкая критика никогда не но сила характер деструктивной, разъ единяющий, сеющий панику. В нее не примешивались (и не примешива ются) истерические или ернические нотки, иррациональное желание оку нуть б^шжнего с головой в безна дежность, что согласитесь, нет-нет, да и обнаруживается в иных публи цистических сочинениях, в некоторых талантливых и. безусловно, заслужен но популярных телепрограммах... Эти люди не выступали в роли бойких ниспротергателей всего и вся. не бра ли на себя миссию во всем правых судей, тем паче — обвинителей. А последнее превратилось нынче в прямо-таки национальное бедствие; не успеет человек обг.явить о ради кальном изменении своих убеждений, как тут же с рвением начинает бра нить тех, с кем десятки лет б.ыл в одной партии, кого, может быть, на чальственно и безашелллционно по учал. наставлял, а то и подавлял, по нуждая действовать тальку так. а не иначе... Мне представляется, что сейчас российская интеллигенция проходит новую, вероятно, самую бескомпро миссную со времен революции про верку. Сумеет ли она соедщшть сло во и дело? Сумеет ли спасти себя и страну от раздора, от войны, от но вого отчуждения — прежде всего ду ховного? Если нет — тогда именно это и будет окончательной ее гибелью. Даже если она уцелеет физически в трагической круговерти... Вот почему размьнпления о ее судьбе Вы напрасно, Лена, называе те (пусть и с грустной иронией) не своевременными. То, о чем вы заго ворили, не во всем бесспорно, но уж, наверняка, очень современно, если не злободневно. Здесь больной, воспа ленный нерв нашего трудного бытия... И НКПЕРОП РЕНЕССАНС БЛАГОРОДНОГО СОБРАНИЯ 19 ! I ОКТЯБРЯ, впервые за последние 72 года, стодич- Гный Доп Союзов мог с полным на то основаниеш именоваться по-старому: благородным собранием. Ведь в его стенах ” после вынужденного многолетаего перерыва — вновь собрался цвет российского дворянст ва, уцелевшего, несмотря ш) все испытания, выпавшие не его долю. По этому торжественному случае в Москву приехадн н нродставвтели русской эмиграции, потомки знаменитых дворянских фамилий. Задачей союза является духовная и иравственная рфхаврация общества, воз рождение традиций дворянства, взрастившего немало славных сынов Росеви. «Пока не нрервалась связь с про шлым, мы должны научить молодое поколение понима нию, чувству долга, хрнстианскоиу терпению н всепро щающей любви», — сдазал, открывая (Влагородное соб рание, Андрей Кириллович Голицьш, яЬшешний предво дитель россивстюго дворянства. НА СНИМКЕ: княгиня Ирина Годащына на торжествен ном вечере. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz