Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 47,; 1990 г. с ЮБИЛЕЕМ? Ш КОЛА: учитель, од ноклассники. Сколько уже раз проверяла эту цепь ассоциаций, и она всегда была одной и той же. Говоря о школе, прежде все го вспоминаешь своего учи теля — первого или самого любимого, или того, с кем отношения складывались не просто, но именно он помог найти ориентиры в жизни и остался там, в школе, в дет стве, как точки отсчета, как начало мира. Средней школе № 43 в этом году исполнилось 25 лет. Так случилось, что этот юбилей совпал со сложньшя для школы временами. Ны нешнюю ситуацию педагоги толкуют однозначно: С. Г. ТРЕХЛИЦКАЯ (за вуч, педагогический стаж 28 лет): — Недавно прочла, что ПС оснащенности и качеству преподавания советская шко ла находится на 46-.мместев мире. А ведь в 1955 году наша система начального и среднего образования была однойщз лучших в мире. По чему произошло резкое паде ние? На мой взгляд, сказа лась непродуманная полити ка государства: финансиро вание по остаточному прин ципу, невосприимчивость к идеям педагогов-новаторов. низкий престиж творческого труда. Отсюда, потеря инте реса к учёбе. Я, например, сразу после института, идя к старшеклассника.м. паниче ски боялась их вопросов. Сейчас этого страха нет, по- тому" что. нет и вопросов. М. Л. ПЛЮХИНА (препо даватель математики, моло дой специалист): — В моем выпускном классе 8 лет лазад было 5 претендентов на .медаль . и половина хорошистов. Сёйчас в классе 5—6 хорешистов, отличники вообще редкость. Потеря обществом ориенти ров не могла не сказаться ла детях. Они не знают, к чему стремиться, да и надо ли стремиться? — Помните, у Макаренко, — подхватывает наш разго вор историк Н. Н. ВУКО- ЛОВА, — восшюать чело века — значит показать ему те пути, по которьш распо лагается его завтрашняя ра дость. Но в том-то и дело, что наша школа, в сегодняш нем ее виде, не занимается процессом воспитания как таковым. У нас по 30 чело век в классе, а не 9—12, как должно быть, к тому же, примерно, _30 процентов де тей с замедленным психиче ским развитием, и у нас, пе дагогов, нет воможности обу чать их по специальным про граммам. Сейчас судьбу школы дол жен определить одаренный учитель и способный ученик, а для этого нужна коренная реформа образования. На чать ее нужно с пединститу та, куда принимать по реко мендациям школы. — И обучение здесь, — в разговор вновь всту пает М. Л,- Плюхина, — должно быть полностью ори ентировано на школу. Нас Же пять лет учили высоким .материями, как я сейчас ■понимаю, готовили к аспи рантуре и научной деяте. 1 ь- ности. Нет ничего удивитель ного в том, что, перешагнув порог ШКО.ЧЫ, я не имела представления о школьной программе, методике препо давания, не знала, как про верять тетради... — Следующее условие школьной реформы, — про должает Н. Н. Вуколова, —г дифференцированное обуче ние. Будет ли оно организо- вацо_ло примеру США. или как-то иначе — не столь важ но. Ясно одно — набирать в класс всех подряд нельзя. Кроме того, нужны различ ные учебные заведения — гимназии, лицеи, колледжи. Обязательным и всеобщим, на мой взгляд, образование быть не может. Немного удивляло в нача ле одинаковость требований к школьной реформе и у мо лодых педагогов, и у опыт ных, стаж работы которых перевалил за четверть века. Но походив шумными кори дорами, побьшав на уроках, поняла, что, поварившись в школьной суматохе изо дня в день, трудно не почувствовать то, что диктуется самой жиз нью. Да, коренных перёмет в школе не произшпло. хотя и бьгао нещло шума вокруг ее реформы. Сейчас учитель. как и раньше, наедине со своими проблемшйи пытается найти оптимальные вариан ты при минимуме возможно стей. А жить надеждой на р^умное их решение сверху невозможно. Единственное завоевание школы в последнее время — определенная свобода. В сорок третьей школе, напри мер, и младшие, и старшие классы половину' экзаменов сдают по выбору. Чтобы как- то стимулировать детей ода ренных, практикуется до срочная сдача экзаменов с переводом в следующий класс. Зкзамен по истории заменен защитой реферата по выбран ной учешком теме. Кстати, о выборе. Учащиеся сорок третьей школы самостоятель но могут выбирать не только темы рефератов и экзамены, но и требовать замены неус траивающего их педагога. .Взлет надежды на более значительные перемены 43-я школа пережила в конце про шлого года, когда решено было внедрить у себя так ва- зьшаемый двенадцатый ва риант обучения. Это значит, что одну трать учебного вре мени в неделю старшеклас сники могут заниматься, по тем предметам и с теми учи телями, которых они выбра ли сами. Провели анкетиро вание ребят, в соответствии с его результатами составили расписание, распределили нагрузку и так далее. Но пе ред началом учебного года выяснилось, что из-‘за несо гласованности в действиях министерств народного, выс шего и среднего образования работать школы по этому варианту не могут. Тж рухнула еще одна по- пьБтка реформаторской дея тельности педагогического 'коллектива 43-й школы и на чался новый учебный год — юбилейный, двадцать пятый. Я не сгущаю краски. Ситуа- ция в школе действительно не радует. Оптимизм внушает лишь то, что в лице моих собеседников я видела лю дей, влюбленных в школу, искренне верящих в ее сча стливое завтра. Они трезво оценивали положение дел. предлагали, как мне кажет ся, разумные' идеи. . Руслана ЛЕВЫКИНА. Фото А. КОЗИНА. НАДОЕЛА СТОЛОВАЯ Здравствуй, сЛе- нйнец»] Обращаются к , вам учащиеся 42-й группы СПТУ-28. Мы хотим рассказать о нашей столовой. Начнем со столов. Хотя на них для «формы» и постелена клеенка, но она постоянно грязная и жир ная. В таком же состоянии посуда. Ее совершенно не моют. К качеству шщи у нас то же серьезные Претензии. Котлеты делают из’ сладких булок, поэтому они очень сладкие. Часто .мы не полу- чае.м того, что написано в меню. На педсовете постоянно ставят вопрос о столовой. Но результатов никаких. Инте ресно, для чего в училище работает медработник? Каж дое ртро она приходит в сто ловую с баночками и берет еду на пробу. И что из это го? . . Интересно знать, едят ли повара то, что готовят для ^шащихся^- , Учащиеся 42-й группы. Мы попросили прокоммен тировать это письмо дирек тора училища Василия Ива- новнча Черникова: — Получилось так, что за последнее время в лашем училище прошли четыре плановые проверки столовой. Так что мой ответ на письмо не будет голословным, он- подкреплен результатгаии этих рейдов, А они положи тельные, работа ' столовой признана нормальной. Халтурить в .ученических столовых сейчас очень труд но,‘ потому что они находят ся 'ПОД пристальным контро- лем -заинтересованных ор ганизаций. Да и мы. при-‘ знаться, не оставляем без внимания нашу столовую. Мастера производственного обучения присутствуют при закладке продуктов. Меню контролируется. Я думаю, что ОДНИ.М из аргументов в защиту столовой будет и тот факт, что практически все наши преподаватели, ма стера производственного обучения ббедают вместе ,с учащимися. И от них, по крайней мере, я не сльппал никаких нареканий. — Василий Иваяович, сейчас большая напряящнка с продуктами. Каждый день с прилавков что-то «исчеза ет» и, похоже, это надолго. Сказалась лк эта нестабиль ность, дефицит т работе столовой? — Может быть, еще ска жется. Но пока основные про дукты в достаточном колнче» стае. ' И. КОБЗЕВА. «Я ЗАВИДОВАЛА ЭТИМ РЕБЯТАМ» Н АСТУПИЛ новый день. Что принесет о® мальчишкам и девчон- кр т торопящимся в школу? Уже больше шести лет идет реформа в наших учеб ных заведениях, но что изме нилось реально во внутрен ней''жизни школ? По-п|южне- му в большинстве своем скучно и неинтересно прохо дят уроки. Мы, как и раньше, обманываем себя и окружаю щих, получая «отличные» оценки и зачеты, но в полной мере не приобретаем того, ра ди чего ц посещаем школу— знаний, глубоких и прочных. Мы повторяем слова Пушки на с горькой усмешкой, как будто относятся они к нашей системе образования: «Мы все учились понемногу. Чему- нибудь, и как-н!Фудь».. И все-таки. Может быть, и при сегодняшних казармен ных порядках жизнь в школе можно сделать интересной? Во всяком случае, примеры поисков в этом направлении есть и в нашем городе. Адрес — 24-я средняя школа. Япо бывала на занятиях педагоги ческого класса, созданного на базе этой школы, которые проходили на кафедре «Тео рии и методики воспитатель ной работы» Липецкого педа гогического института. 'Заня тия здесь начинают, как в при балтийских школах, с песни. Такой урок дает заряд бодро сти и хорошего настроения на целый день, позволяет забыть все невзгоды и проб лемы, которыми изобилует наша жизнь. Затем ребята десятого класса начинают знакомство с азбз'кой педаго гики и основами эстетики. На уроке эстетики ребята оценивали красоту и худо жественную ценность фаян совой игрушки. Класс разде- .ЧИ.ЧСЯ на три гр^чшы: одни счита.пи, что фигурка прекрас на, другие утверждали — она не имеет никакой худо жественной ценности, а тре тьи занимали промежуточную позицию. В _сцоре-каждай был волен высказать свою .точку зрения. Причем, чтобы убедить оппонента, необХ'О- дймс бьио говорить аргумен тированно, логично развивать свои мысли. На , обычных школьных урока^ подобные дискуссии не возникают, а если и возникают, то крайне редко. Чаще всего мы лишь пересказываем статью учеб ника, не задумываясь над идеями и проблемами. Да в обшем-то, и спорить мы ра зучились. В нас сидят ка кие-то странные комплексы, то ли из-за боязди учителя, то ли из-за стеснения пока заться слишком «умными», перед своими же однокласс никами мы предпочитаем от- ■малчиваться. А в споре рож дается истина, в нем раскры вается человек. Дискуссии .могли бы научить культуре общения, развить логическое мьшглеяие. Когда я сидела на заняти ях ледагогического класса, я страшно завидовала этим ребятам. И мне, обычной одиннадцатикласснице, поду малось: ведь, можно же было и Б обычной школе, обычные уроки строить на игре, импровизаций. Соглас на, все уроки в своеобразное представление - превратить невозможно, нО все-таки... Че ловеку просто необходимо самовыражаться, нестандарт- яая'ситуация нужна.. . Примером нетипичной си- туации, где ярко проявляют ся характеры моих сверстни ков, является республика в 24-й школе — детище Ста ля Анатольевича Шмакова, заведующего кафедрой «Те ория н .методики воспитатель ной работы» ЛГПИ. Респуб лики проходят четыре раза в год по нескольку дней (от двух до семи). Их це.ль — дать разрядку творческой энергии ребят и разрядку энергии на будущее. Сам Сталь Анатольевич говорит о республике так: ■ — Это нестандарт в го роде стандартов. Республика позволяет воплотить мечту в реальность. В дни школьных каникул в средней школе № 24 про ходила Осенняя республика. В ней участвовали четыре разновозрастных отряда. Здсь все было нес^ычным; н названия отрядов («Черный кот», «Валенки». «Непосе ды», .«Одуванчики»), и кон курсы, и награды. Очень важно то. что организатора ми и руководителям-й всех мероприятий были сами ре бята: комиссары отрядов (учащиеся щедклассов). пре- зкдект ,н вице-президент рес публики, которых выбирали на общем сборе республики. Очень интересно и ориги нально звучали классические сказки Б современной интер претации. А в конкурсе те атрального мастерства прос то неподражаемы были Алек сандр Григорян, Евгений Пав лов, Денис Севидов. Влад Стручков и Влад Хитрин, ставшие лауреатами Осен ней республикн-90. Закон чилась двухдневная респуб лика традщионным сбором. На нем награждали победи телей и активных участни ков праздника, объявили лучших республиканцев — Лену Гулевскую и Михаила Быкова. Но главным итогом стало то, что ребята еще больше сдружились, стали внимательнее друг к- другу. Кто-то из них впервые по чувствовал, что он нужен ок ружающим, поверил в свои силы. V Отшуме.ча Осенняя рес публика. Но воспоминания, о ней еще долго будут жить. А впереди — Снежная-91. Елена ЗАЧННЯЕВА. одиянадцаттЕлаесннца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz