Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 4 7 .19 90 г КОМУ НУЖНЕЕ СТУДЕНТЫ? В э т о м СТ1ЭОЙОТРЯДОВСКОМ сезоне немало ребят порабо' тали и за пределами области. Наряду с Сахалином и Ма рийской АС.СР. где наши бойцы давно уже желанные гости — студенты высших и средних учебных заведений области освоили в этом году земли Ставрополья и Кара чаево-Черкессии, Алтайского и Приморского краев. Крым ской области » Брянщины, ' Москвы и Воронежа. Редко какой отряд вернулся из тру дового вояжа без почетных грамот и благодарственных писем.. Особенно хочется от метить отряд «Армеец» Лип- ПИ во главе с командиром Игорем Мирошниковьш, ко торый в этом году принимал участие в благородной мис- сш — строительстве жилья в Брянской области для граждан, выселенных из рай онов экологического бедствия в результате Чернобьшьской аварии. Много хоронцюс слов хочет ся сказать и в адрес отрядов «Арго» ЛипПИ (командир. Айександр Переверткин) и его тезки из Липецкого пед- инютитута (командир Игорь Слободенкж), ■ выполнивших без малого по 200 тыс. руб. строительно-монтажных ра бот. в адрес девичьего отряда «Ариадна» ЛГПИ (командир Любовь Нестерова), заслу жившего массу похвал от ка- С ОВСБМ недавно шко льники законпшш уборку урожая. С ка- л^бдеиами столкну лись ребята и нх учителя, работая на полях области, что их водиует? Об этом я побеседовала с директором средней школы № 55 А. П. САМСОНОВЫМ. — Анатолий Павлович, как вы относитесь к привле чению школьников к .Уборке урожая во время учебного года? — Отрицательно, катего рически отрицательно. Хо тя, у'читывая чрезвычайное положение, это необходимо, но нужна хорошая организа ция работы. Кроме того, коль мы не можем обойтись без помощи школьников, то, мо жет быть, стоит пересмот реть учебный план,, чтобы ре бята приступали к заняти ям не с 1 сентября, а с 1 ок тября. Веда, у нас прерыва ются уроки не только у уча- йцихся, мобилизованных на уборку урожая, но и нару шается работа всей школы: меняется расписание, про падают уроки или идет их замена и т. д Это ненор мальное положение, ми риться с ним нельзя. — А что думает по этому поводу Совет Министров, Государственный комитет СССР по народному образо ванию? — 12 апреля 1984 года вьшло постановление ЦК КПСС и Совета Министров № 313 «О дальнейшем со вершенствовании общего среднего образования моло дежи и улучшении условий работы общеобразователь ной школы», запрещающее учащихся обще- Обпяс Ослиных школ во время учебного года . на сельскохозяйственные и дру гие - работы, не связанные с учебным■процессом. Одна ко и. в последующие годы мы продолжали и продолжаем выезжать на уборку овощей. Вследствие этого 5 декабря 1988 года вышло инструк тивное -письмо Государст венного комитета' СССР' по , народному образованию, в котором говорАся о неукос- рачаево-черкесских строите лей. География третьего тру дового семестра для студент тов высших и средних учеб ных заведений нашей области не ограничивается границами нашей страны как бы она ни была велика. Так, в этом году наши 340 ребят смогли по трудиться в сельском хозяй стве Народной Республики Болгарии. Но едва ли стоит ограничи ваться дифирамбами и ярки ми красками. Немало проб лем стоит и теред областным штабом, 1 И перед теми, что в ущерб своему свободному времени, вместо пляжа и за городных прогулок берут в руки лопаты, мастерки в ищут на сельские стройки, стано-, вятся к конвейеру, проводят бессонные «очи в вагонах по ездов и у постелей больных. Но в большинстве своем руководители принимающих организаций предоставляют .ре бятам бросовые работы, Щ-- взирая на то, что среди чл^ нов студенческих отрядов есть настоящие мастера сво его дела. Да мало того, при расчетах стремятся урезать и б&з того скудный студенче ский заработок. Так, отряду ■^мена» Липецкого коопера тивного техникума, который этим летом трудился на Ле бедянском консервно-безалко гольном комбинате по оконча нии работ был начислен 4301 руб., о чем свидетель ствует статистщ^скад отчет ность форма № 3 СО, заве ренная подашсями директора и гл. бухгалтера и печатью. На руки же 27 членов отряда «Смена» получили всего 580 руб. 39 коп. Куда делись ос тальные деньги, причитаю щиеся им на заработную пла ту, до сих пор никто н§ может дать вразумительного ответа. Не лучше ситуащш и со строит^ными отрядшяи. Так, отряд «Альфа» Елецкого го сударственного педагогиче ского института Заключил в этом году договор с МСПМК «Липецкая-1» треста «Агро- промспецстрон», в которой де вушки работали в прошлом году. Админжтрация МСПМК готова была принять отряд и в этом году, подготовилась к приему заблаговременно, но по просьб адаишистрацив треста отряд был переброшш в МСПМК «Лйпецкая-2» для работы на отделше школы в совхозе «Солидарность» Елецкого района. И хотя объ ект «горящий», меры по пе реброске отряда были чисто формальными, т. к. девушек не смогли о^спечить не только работой, но и '^нор мальным жильем. А ведь мастерству членов этого отряда мог позавидог вать любой профессионал. Но,, видимо, не их умение я про фессионализм быда нужны администрации МОПМК и треста «Агропр>мспецстрбй»., а галочка для рапорте, что меры для своевремешюй сда чи объекта приняты. Девушки впервые столкну лись с таким ошошвнием и были по-настоящему пюкнро- ваны. И едаа ли в следую щем году у них будет жела ние трудиться в стрсйотряде. К слову сказать, ш 4-х отря дов, работавших в этом году в организахщях объединения «Лип^цкагропромстрой», 3 не были в достаточной мере обеспечены работой по дого вору и в связи с этим вынуж дены были досрочно закон чить работы, не вьшолнив до говорных обязательств. Автор этих строк — сам в прошлом активист стройотрядовского движения, и поэтому может судить о нем объективно. Студенчество в нашей стра не по своему материальному и социальному положению стоит где-то между пенсионе рами и инвалидами. Студенче ская семья таким образом вообще оказывается в весьма плачевном положении. Для большинства студентов строй отряд — это единственная возможность зарастать и как- то свести концы с концами. И сетуют частенько, что выхо дят у нас из вузов недоучки, а может быть одна яз щшчин как раз кроется в студенче ском безденежье. Ведь если КАРТОФЕЛЬНЫЕ СТРАДАНИЯ нительном соблюдении вы ше указанного постановле ния. — Что ж, будем надеять ся, что положение изменит ся. А пока мы имеем очень сильное отставание от про граммы. Как наверстыва ете упущенное? — Наверстывание п^2С= ХОДИТ За счет упдСТНг55я То есть, если на тему отв.одится 4—5 часов, учащиеся проходят ее за 2—^3 урока. — Однако, это не выход. — Безусловно. Такое уп лотнение приводит к огром ной перегрузке ребят. На пример, по географии вместо се.ми вопросов они получили двадцать. Соответственно да же при больших стараниях учеников результативность занятий невысокая, Следрва- те.тьно ОНИ не получают глубоких и прочных знаний. — Анатолий Павлович, мы пришли к выводу, что шко ле очень трудно участвовать в уборх№ урожая, но, тем не менее, она делает все, что от нее зависит. А ка^чо лепту вносит совхоз? Начнем ^ составления догоДС^а. ~ ЦСГОвор с совхозом за ключает отдел народного об разования. В нем не обгова- оивается ^щастие в уборке каждой школы в отдельно сти. Поэтому трудно судить о том, кто сколько сделал. Мы имеем только средний результат. Но ведь справед ливо оплатить такую работу невозможно. Считаю, что мы напрасно смотрим, на школь ников как на бесплатщто ра бочую силу. — Как (фганнзовывадась работа на поде? Какие я вас были трудности? — С проблемами мы на чинали сталкиваться еще в городе, когда из двух зака занных автобусов пряходал только один. Приехав на поле, очень долго ищем уш- Р^:®^“^ицего', грядки Не рас паханы, «онтейнеров ■нет. Словом, никакой оргаш т - ции. Из года в год очень ост ро стоит вопрос о воде, ту-, алетах и наВесах от дшкдя. Казалось бы, требования элементарные, но совхоз не может или не хочет их вьшолнять. К тому-Же около трех км приходится идти пешком. Для городских ре бят это тяжело. На поле они приходят уставпше, следо вательно падает произво дительность труда. А однаж ды работища совхоза им ска зала: «А что вы ее (мор ковь) собираете, она все рав но сгниет». Таким образом. бы не болела голова у сту- дента о том, как прожить от стипендии до стипендии, где разгрузить, а где посторо жить в ущерб учебному процессу, глядишь, и по езда бы у нас в стране рдаа в два реже с рельсов сходить стал». Тем более обидно сльппать от руководи телей принимающих органи заций в ответ на требования студентов обеспечить их ра ботой (что они обязаны сде лать согласно договору): «Вы что, сюда деньги заколачи вать приехали, шабашники?». И невдомек этому неради вому начальнику, что зара ботная плата члена отряда прямо пропорциональна вы полненному им объему ра бот. И если студент и зара^- тывает много (что бывает до статочно редко), то только потому, что «вкалывает» он от зари до зари, невзирая на запреты Минздрава и КЗоТ. Но шлют заявки многие орга низации в расчете получить на лето дешевую рабочую си лу, всучить работу типа «по дай—принеси» и «подмети— убери», да ^ще и о&инить по том студентов в рвачестве. Поэтому все больше ребязг стремятся выехать на лето за пределы области, видимо, там они нужнее. Игорь МИХАИЛОВ, гл. инженер штаба студенческих отрядов. у ребят складывается впе чатление, что их . труд нико му не нужен. Родители пе рестают отпускать детей. — № у Д но их упрекнуть, веда здоровье их чад для них важнее чрезвычайного положения. — Я с вами согласен. Но главной причиной этого кон фликта является не сырая погода,' а отсутствие на поле взрослых рабочих. Ро дители говорят, что в первую очередь необходимо было мобилизовать всех колхоз ников, а потом уже пригла шать горожан. Почему наши дети долзкны расплачиваться за чью-то нерасторопность, неумейне планировать, ру ководить. — Что ж,, аргументы до вольно веские. Мы уже привыкли, что в совхозах и колхозах у нас работают сол даты, нпюльникн н студенты, — Помощь, оказывать на до, но одно не в ущерб дру гому. Подчас большой кро потливый труд учителей пе речеркивается одним видени ем ^зобразйй. Руководите ли совхозов должны менять свое отношение к учащимся. Ведь смогли же решить мно гие проблемы в совхозе «Ильинский». Так что же ме шает руководству совхоза «Друж&»? .» - - Несмотря на трудности, ребята урожай убрали. По лучили лн они какое-то воз награждение за свой труд? — о материальном дд: ошреий5 Гюйорить не прихо дится. По крайней мере еей- .час никто ничего не знает. Но можно было чисто по-че ловечески поблагодарить, ведь ребята сделали большое дело, * * * Не хочется заканчивать разговор на такой грустной ноте. Но, видно, по-другов^' и не может быда там, где в суете забывают о челове ке, где он становится только «винтиком» сщтемы. Пожа луй, стоит задума'п^я над тем, что никто и ничто не сделает нашу жизнь лучше, если мы будем нанлеватель- скн относиться дауг к другу. Елена ЗАЧИНЯЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz