Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 4 7 .19 90 г КОМУ НУЖНЕЕ СТУДЕНТЫ? В э т о м СТ1ЭОЙОТРЯДОВСКОМ сезоне немало ребят порабо' тали и за пределами области. Наряду с Сахалином и Ма­ рийской АС.СР. где наши бойцы давно уже желанные гости — студенты высших и средних учебных заведений области освоили в этом году земли Ставрополья и Кара­ чаево-Черкессии, Алтайского и Приморского краев. Крым­ ской области » Брянщины, ' Москвы и Воронежа. Редко какой отряд вернулся из тру­ дового вояжа без почетных грамот и благодарственных писем.. Особенно хочется от­ метить отряд «Армеец» Лип- ПИ во главе с командиром Игорем Мирошниковьш, ко­ торый в этом году принимал участие в благородной мис- сш — строительстве жилья в Брянской области для граждан, выселенных из рай­ онов экологического бедствия в результате Чернобьшьской аварии. Много хоронцюс слов хочет­ ся сказать и в адрес отрядов «Арго» ЛипПИ (командир. Айександр Переверткин) и его тезки из Липецкого пед- инютитута (командир Игорь Слободенкж), ■ выполнивших без малого по 200 тыс. руб. строительно-монтажных ра­ бот. в адрес девичьего отряда «Ариадна» ЛГПИ (командир Любовь Нестерова), заслу­ жившего массу похвал от ка- С ОВСБМ недавно шко­ льники законпшш уборку урожая. С ка- л^бдеиами столкну­ лись ребята и нх учителя, работая на полях области, что их водиует? Об этом я побеседовала с директором средней школы № 55 А. П. САМСОНОВЫМ. — Анатолий Павлович, как вы относитесь к привле­ чению школьников к .Уборке урожая во время учебного года? — Отрицательно, катего­ рически отрицательно. Хо­ тя, у'читывая чрезвычайное положение, это необходимо, но нужна хорошая организа­ ция работы. Кроме того, коль мы не можем обойтись без помощи школьников, то, мо­ жет быть, стоит пересмот­ реть учебный план,, чтобы ре­ бята приступали к заняти­ ям не с 1 сентября, а с 1 ок­ тября. Веда, у нас прерыва­ ются уроки не только у уча- йцихся, мобилизованных на уборку урожая, но и нару­ шается работа всей школы: меняется расписание, про­ падают уроки или идет их замена и т. д Это ненор­ мальное положение, ми­ риться с ним нельзя. — А что думает по этому поводу Совет Министров, Государственный комитет СССР по народному образо­ ванию? — 12 апреля 1984 года вьшло постановление ЦК КПСС и Совета Министров № 313 «О дальнейшем со­ вершенствовании общего среднего образования моло­ дежи и улучшении условий работы общеобразователь­ ной школы», запрещающее учащихся обще- Обпяс Ослиных школ во время учебного года . на сельскохозяйственные и дру­ гие - работы, не связанные с учебным■процессом. Одна­ ко и. в последующие годы мы продолжали и продолжаем выезжать на уборку овощей. Вследствие этого 5 декабря 1988 года вышло инструк­ тивное -письмо Государст­ венного комитета' СССР' по , народному образованию, в котором говорАся о неукос- рачаево-черкесских строите­ лей. География третьего тру­ дового семестра для студент тов высших и средних учеб­ ных заведений нашей области не ограничивается границами нашей страны как бы она ни была велика. Так, в этом году наши 340 ребят смогли по­ трудиться в сельском хозяй­ стве Народной Республики Болгарии. Но едва ли стоит ограничи­ ваться дифирамбами и ярки­ ми красками. Немало проб­ лем стоит и теред областным штабом, 1 И перед теми, что в ущерб своему свободному времени, вместо пляжа и за­ городных прогулок берут в руки лопаты, мастерки в ищут на сельские стройки, стано-, вятся к конвейеру, проводят бессонные «очи в вагонах по­ ездов и у постелей больных. Но в большинстве своем руководители принимающих организаций предоставляют .ре­ бятам бросовые работы, Щ-- взирая на то, что среди чл^ нов студенческих отрядов есть настоящие мастера сво­ его дела. Да мало того, при расчетах стремятся урезать и б&з того скудный студенче­ ский заработок. Так, отряду ■^мена» Липецкого коопера­ тивного техникума, который этим летом трудился на Ле­ бедянском консервно-безалко­ гольном комбинате по оконча­ нии работ был начислен 4301 руб., о чем свидетель­ ствует статистщ^скад отчет­ ность форма № 3 СО, заве­ ренная подашсями директора и гл. бухгалтера и печатью. На руки же 27 членов отряда «Смена» получили всего 580 руб. 39 коп. Куда делись ос­ тальные деньги, причитаю­ щиеся им на заработную пла­ ту, до сих пор никто н§ может дать вразумительного ответа. Не лучше ситуащш и со строит^ными отрядшяи. Так, отряд «Альфа» Елецкого го­ сударственного педагогиче­ ского института Заключил в этом году договор с МСПМК «Липецкая-1» треста «Агро- промспецстрон», в которой де­ вушки работали в прошлом году. Админжтрация МСПМК готова была принять отряд и в этом году, подготовилась к приему заблаговременно, но по просьб адаишистрацив треста отряд был переброшш в МСПМК «Лйпецкая-2» для работы на отделше школы в совхозе «Солидарность» Елецкого района. И хотя объ­ ект «горящий», меры по пе­ реброске отряда были чисто формальными, т. к. девушек не смогли о^спечить не только работой, но и '^нор­ мальным жильем. А ведь мастерству членов этого отряда мог позавидог вать любой профессионал. Но,, видимо, не их умение я про­ фессионализм быда нужны администрации МОПМК и треста «Агропр>мспецстрбй»., а галочка для рапорте, что меры для своевремешюй сда­ чи объекта приняты. Девушки впервые столкну­ лись с таким ошошвнием и были по-настоящему пюкнро- ваны. И едаа ли в следую­ щем году у них будет жела­ ние трудиться в стрсйотряде. К слову сказать, ш 4-х отря­ дов, работавших в этом году в организахщях объединения «Лип^цкагропромстрой», 3 не были в достаточной мере обеспечены работой по дого­ вору и в связи с этим вынуж­ дены были досрочно закон­ чить работы, не вьшолнив до­ говорных обязательств. Автор этих строк — сам в прошлом активист стройотрядовского движения, и поэтому может судить о нем объективно. Студенчество в нашей стра­ не по своему материальному и социальному положению стоит где-то между пенсионе­ рами и инвалидами. Студенче­ ская семья таким образом вообще оказывается в весьма плачевном положении. Для большинства студентов строй­ отряд — это единственная возможность зарастать и как- то свести концы с концами. И сетуют частенько, что выхо­ дят у нас из вузов недоучки, а может быть одна яз щшчин как раз кроется в студенче­ ском безденежье. Ведь если КАРТОФЕЛЬНЫЕ СТРАДАНИЯ нительном соблюдении вы­ ше указанного постановле­ ния. — Что ж, будем надеять­ ся, что положение изменит­ ся. А пока мы имеем очень сильное отставание от про­ граммы. Как наверстыва­ ете упущенное? — Наверстывание п^2С= ХОДИТ За счет упдСТНг55я То есть, если на тему отв.одится 4—5 часов, учащиеся проходят ее за 2—^3 урока. — Однако, это не выход. — Безусловно. Такое уп­ лотнение приводит к огром­ ной перегрузке ребят. На­ пример, по географии вместо се.ми вопросов они получили двадцать. Соответственно да­ же при больших стараниях учеников результативность занятий невысокая, Следрва- те.тьно ОНИ не получают глубоких и прочных знаний. — Анатолий Павлович, мы пришли к выводу, что шко­ ле очень трудно участвовать в уборх№ урожая, но, тем не менее, она делает все, что от нее зависит. А ка^чо лепту вносит совхоз? Начнем ^ составления догоДС^а. ~ ЦСГОвор с совхозом за­ ключает отдел народного об­ разования. В нем не обгова- оивается ^щастие в уборке каждой школы в отдельно­ сти. Поэтому трудно судить о том, кто сколько сделал. Мы имеем только средний результат. Но ведь справед­ ливо оплатить такую работу невозможно. Считаю, что мы напрасно смотрим, на школь­ ников как на бесплатщто ра­ бочую силу. — Как (фганнзовывадась работа на поде? Какие я вас были трудности? — С проблемами мы на­ чинали сталкиваться еще в городе, когда из двух зака­ занных автобусов пряходал только один. Приехав на поле, очень долго ищем уш- Р^:®^“^ицего', грядки Не рас­ паханы, «онтейнеров ■нет. Словом, никакой оргаш т - ции. Из года в год очень ост­ ро стоит вопрос о воде, ту-, алетах и наВесах от дшкдя. Казалось бы, требования элементарные, но совхоз не может или не хочет их вьшолнять. К тому-Же около трех км приходится идти пешком. Для городских ре­ бят это тяжело. На поле они приходят уставпше, следо­ вательно падает произво­ дительность труда. А однаж­ ды работища совхоза им ска­ зала: «А что вы ее (мор­ ковь) собираете, она все рав­ но сгниет». Таким образом. бы не болела голова у сту- дента о том, как прожить от стипендии до стипендии, где разгрузить, а где посторо­ жить в ущерб учебному процессу, глядишь, и по­ езда бы у нас в стране рдаа в два реже с рельсов сходить стал». Тем более обидно сльппать от руководи­ телей принимающих органи­ заций в ответ на требования студентов обеспечить их ра­ ботой (что они обязаны сде­ лать согласно договору): «Вы что, сюда деньги заколачи­ вать приехали, шабашники?». И невдомек этому неради­ вому начальнику, что зара­ ботная плата члена отряда прямо пропорциональна вы­ полненному им объему ра­ бот. И если студент и зара^- тывает много (что бывает до­ статочно редко), то только потому, что «вкалывает» он от зари до зари, невзирая на запреты Минздрава и КЗоТ. Но шлют заявки многие орга­ низации в расчете получить на лето дешевую рабочую си­ лу, всучить работу типа «по­ дай—принеси» и «подмети— убери», да ^ще и о&инить по­ том студентов в рвачестве. Поэтому все больше ребязг стремятся выехать на лето за пределы области, видимо, там они нужнее. Игорь МИХАИЛОВ, гл. инженер штаба студенческих отрядов. у ребят складывается впе­ чатление, что их . труд нико­ му не нужен. Родители пе­ рестают отпускать детей. — № у Д но их упрекнуть, веда здоровье их чад для них важнее чрезвычайного положения. — Я с вами согласен. Но главной причиной этого кон­ фликта является не сырая погода,' а отсутствие на поле взрослых рабочих. Ро­ дители говорят, что в первую очередь необходимо было мобилизовать всех колхоз­ ников, а потом уже пригла­ шать горожан. Почему наши дети долзкны расплачиваться за чью-то нерасторопность, неумейне планировать, ру­ ководить. — Что ж,, аргументы до­ вольно веские. Мы уже привыкли, что в совхозах и колхозах у нас работают сол­ даты, нпюльникн н студенты, — Помощь, оказывать на­ до, но одно не в ущерб дру­ гому. Подчас большой кро­ потливый труд учителей пе­ речеркивается одним видени­ ем ^зобразйй. Руководите­ ли совхозов должны менять свое отношение к учащимся. Ведь смогли же решить мно­ гие проблемы в совхозе «Ильинский». Так что же ме­ шает руководству совхоза «Друж&»? .» - - Несмотря на трудности, ребята урожай убрали. По­ лучили лн они какое-то воз­ награждение за свой труд? — о материальном дд: ошреий5 Гюйорить не прихо­ дится. По крайней мере еей- .час никто ничего не знает. Но можно было чисто по-че­ ловечески поблагодарить, ведь ребята сделали большое дело, * * * Не хочется заканчивать разговор на такой грустной ноте. Но, видно, по-другов^' и не может быда там, где в суете забывают о челове­ ке, где он становится только «винтиком» сщтемы. Пожа­ луй, стоит задума'п^я над тем, что никто и ничто не сделает нашу жизнь лучше, если мы будем нанлеватель- скн относиться дауг к другу. Елена ЗАЧИНЯЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz