Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

О рган Л и п ец к о го о б к ом а ВЛКСМ №4«(52«в) ^ ВЫХОДИТ С МАЯ 1990 (ОД 24' ТО чоябрч Ц с м н * КО (! АСТАПОВО 1 9 1 0 — 1 9 9 0 На нашей Липецкой зешш в екромнои д о т наигиНоши- ка желюнодорожЕой схашщн Дстапово законтал в нояб­ ре 1910 года свою «последнюю дорогу» великий Лев Толстой, Мы изучали в школах, институтах его художественные произведения, но мало кто знает, что Толстой в нослед- ние годы своей жизни переживал «религиозный вриэнс». Сегодня мы публикуем об этом беседу Г. Рязанцева е архимандритом Даниилом. О ТЕЦ Даниил, что вы можете сказать о гра­ фе Толстом? Испол­ няется 8 0 лет со дня его кончины в Астапово. — Он соответствует свое­ му имени. Написал -много книг художественных, тру­ дов философских, педагоги­ ческих, ^публицистических, научных, ’ писем и дневни­ ков, и все это издано акаде­ мическим 90-томным издани-. ем. Он действительно Лев письма. Все восхищаются им; не только мы, но и весь мир. Удивляет — простой человек внешне, как все мы, простой, русский, а настолько бьш внутренне богат и так могуча ^ была в нем энергия творче­ ства... — Знаем ли мы во всей полноте его труда, его ду­ ховные поиски? — К сожалению, школь­ ное преподавание не совсем верно преподносило не толь? ко сведения о нем. но и, на­ верное, о каждом честном русском писателе. Дело в том, что Лев Толстой основатель­ но связан с. христианством. Поиски духовной жизни про­ слеживаются не только, в его философских . размьпплени- . ях. но и в худржествённых произведения^^, хотя отно­ шения с Церковью у него были противоречивьши. Не­ взирая на то, что жил среди людей верующих — сестра была монахиней, сам посе­ щал Бородинский монастырь, ■ когда писал «Войну и мир». Оптину пустъпш... — Что же такое «Еванге- лце от Толстого»? — Толстого всегда ин­ тересовал вопрос о бессмер­ тии. И понимал он его свое­ образно. Он утверждал, что- Христос нигде не говорит о своем бессмертии. ' Поэтому видел бессмертие лишь в де­ лах, Евангелие он лишил вся­ кой духовности, т. е. всего сверхестественного. а оставил одно земное. В этом суть толстовского Евангелие. Он говорил: «Человек существо бесконечного начала, а не личного Бога». Человек дол­ жен служить этому бесконеч­ ному началу, но не Богу, как своему отцу. Отвергал та­ инства, считая обряды «об­ маном жизни во времени». Надежда на личного Бога скрывает от людей жизнь на­ стоящую», - - его слова, но ПРИ .этом считал любовь бо­ жественным нача лом, как бы у духом яшзни. «Мировую си­ лу любви можно. назвать и Богом для верующего чело­ века», — писал Толстой. — Как Церковь относи- лась к реформаторский тру- дам Толстого? — Сохранилась его пе­ реписка со Священным Си­ нодом. Он своей жизнью и учением сам себя отлучил от Церкви, а Синод только юри­ дически обосновал отлучение, как и положено поступать Церкви с «такими прсшсшед- никами», Толстой не скрывал, а под­ тверждал свое безбожное учение. Отвергал все таинст­ ва и само христианское уче­ ние считал колдовством. Его учением были недовольны не только Церковь, но и госу­ дарство. Простой люд вос­ принимал его, потому что он призьтал к свободе, но к сво­ боде не во Христе, а к соци­ альной свободе. Этим он не­ вольно вовлекал людей в ш - тригн, в хитрости, в борьбу. ' Он пажр отвергал любовь к своему Отечеству, к своей земной оопине и необходи­ мость защиты Отечества от врагов. В ойну считал пре­ ступлением и приравнивал ее к оазбою и убийству. Патри­ отизм — это орудие власти, его надо подавлять — считал Толстой, Он полагал, что ци- вилнзапия и культуоа нуж- дя'ются в .оадикальном изме­ нении. «Все зло» .надо унич­ тожить «непоотивлением З Л У » . И проповедовал само­ уничтожение. Учение Тол­ стого, его вера, как говорили тогда, это странная смесь за- б,тгтдений нашего века. Но сказать, что он был ате­ истом — нельзя. — Отеп Даниил, мне хо­ чется. чтобы вы в связи е размышлениями о Толстом сказали о сегодняшнем вре­ мени, о духе нашего вре­ меня. — Наше общество мало знает не только Толстого, но и ДРУ ГИ Х наших д у х о в н ь р с писателей, всю религиозную Философию, своеобразный рисский христианский Ре­ нессанс. Нашей интеллиген­ ции надо задуматься над уроками ИСТОРИИ. Ве.дь г о ­ в о р я т , что если МИР забудет прошлое, он- одичает. И это подлинно- так. У каждого пи­ сателя есть добрые семена. Задача литературы, как и Церкви, стремиться к тому. что.бы человек становился человеком в высшем смыс- Фоторепортаж из Льва Толстого (Астапово) Николая Кло 1 «)на и Дмитрия Дровышева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz