Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
О рган Л и п ец к о го о б к ом а ВЛКСМ №4«(52«в) ^ ВЫХОДИТ С МАЯ 1990 (ОД 24' ТО чоябрч Ц с м н * КО (! АСТАПОВО 1 9 1 0 — 1 9 9 0 На нашей Липецкой зешш в екромнои д о т наигиНоши- ка желюнодорожЕой схашщн Дстапово законтал в нояб ре 1910 года свою «последнюю дорогу» великий Лев Толстой, Мы изучали в школах, институтах его художественные произведения, но мало кто знает, что Толстой в нослед- ние годы своей жизни переживал «религиозный вриэнс». Сегодня мы публикуем об этом беседу Г. Рязанцева е архимандритом Даниилом. О ТЕЦ Даниил, что вы можете сказать о гра фе Толстом? Испол няется 8 0 лет со дня его кончины в Астапово. — Он соответствует свое му имени. Написал -много книг художественных, тру дов философских, педагоги ческих, ^публицистических, научных, ’ писем и дневни ков, и все это издано акаде мическим 90-томным издани-. ем. Он действительно Лев письма. Все восхищаются им; не только мы, но и весь мир. Удивляет — простой человек внешне, как все мы, простой, русский, а настолько бьш внутренне богат и так могуча ^ была в нем энергия творче ства... — Знаем ли мы во всей полноте его труда, его ду ховные поиски? — К сожалению, школь ное преподавание не совсем верно преподносило не толь? ко сведения о нем. но и, на верное, о каждом честном русском писателе. Дело в том, что Лев Толстой основатель но связан с. христианством. Поиски духовной жизни про слеживаются не только, в его философских . размьпплени- . ях. но и в худржествённых произведения^^, хотя отно шения с Церковью у него были противоречивьши. Не взирая на то, что жил среди людей верующих — сестра была монахиней, сам посе щал Бородинский монастырь, ■ когда писал «Войну и мир». Оптину пустъпш... — Что же такое «Еванге- лце от Толстого»? — Толстого всегда ин тересовал вопрос о бессмер тии. И понимал он его свое образно. Он утверждал, что- Христос нигде не говорит о своем бессмертии. ' Поэтому видел бессмертие лишь в де лах, Евангелие он лишил вся кой духовности, т. е. всего сверхестественного. а оставил одно земное. В этом суть толстовского Евангелие. Он говорил: «Человек существо бесконечного начала, а не личного Бога». Человек дол жен служить этому бесконеч ному началу, но не Богу, как своему отцу. Отвергал та инства, считая обряды «об маном жизни во времени». Надежда на личного Бога скрывает от людей жизнь на стоящую», - - его слова, но ПРИ .этом считал любовь бо жественным нача лом, как бы у духом яшзни. «Мировую си лу любви можно. назвать и Богом для верующего чело века», — писал Толстой. — Как Церковь относи- лась к реформаторский тру- дам Толстого? — Сохранилась его пе реписка со Священным Си нодом. Он своей жизнью и учением сам себя отлучил от Церкви, а Синод только юри дически обосновал отлучение, как и положено поступать Церкви с «такими прсшсшед- никами», Толстой не скрывал, а под тверждал свое безбожное учение. Отвергал все таинст ва и само христианское уче ние считал колдовством. Его учением были недовольны не только Церковь, но и госу дарство. Простой люд вос принимал его, потому что он призьтал к свободе, но к сво боде не во Христе, а к соци альной свободе. Этим он не вольно вовлекал людей в ш - тригн, в хитрости, в борьбу. ' Он пажр отвергал любовь к своему Отечеству, к своей земной оопине и необходи мость защиты Отечества от врагов. В ойну считал пре ступлением и приравнивал ее к оазбою и убийству. Патри отизм — это орудие власти, его надо подавлять — считал Толстой, Он полагал, что ци- вилнзапия и культуоа нуж- дя'ются в .оадикальном изме нении. «Все зло» .надо унич тожить «непоотивлением З Л У » . И проповедовал само уничтожение. Учение Тол стого, его вера, как говорили тогда, это странная смесь за- б,тгтдений нашего века. Но сказать, что он был ате истом — нельзя. — Отеп Даниил, мне хо чется. чтобы вы в связи е размышлениями о Толстом сказали о сегодняшнем вре мени, о духе нашего вре меня. — Наше общество мало знает не только Толстого, но и ДРУ ГИ Х наших д у х о в н ь р с писателей, всю религиозную Философию, своеобразный рисский христианский Ре нессанс. Нашей интеллиген ции надо задуматься над уроками ИСТОРИИ. Ве.дь г о в о р я т , что если МИР забудет прошлое, он- одичает. И это подлинно- так. У каждого пи сателя есть добрые семена. Задача литературы, как и Церкви, стремиться к тому. что.бы человек становился человеком в высшем смыс- Фоторепортаж из Льва Толстого (Астапово) Николая Кло 1 «)на и Дмитрия Дровышева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz