Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» ' № 4 5 , 1990 г. [ ПРИГЛАШАЕМ К РАЗГОВОРУ В НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ €Все они красавцы, Все они таланты, Все они поэты...» (Б. ОКУДЖАВА). Е СЛИ помните, именно так Булат Окуджава харак теризовал в -своей песне флигель-адъютантов. Вы когда-нибудь пытались задать себе вопрос: почему мы с та ким болезненным наслаждени ем слушаем все. эти «белогвар дейские» песни и романсы? От- куда эта странная ностальгия по «господам юнкерам», кор нетам и эполетам? Не зная ва шего мнения, хочу поделиться своим: по-моему, дело в том, что с понятием «белого офи церства» мы в большой мере связываем высокий уровень культуры, ум, честь и совесть которых сегодня так не хва тает нашей эпохе и . которые всегда были неотъемлемыми качествами русской интелли генции. Слава Богу, мы дожи ли, до тех времен, когда , пе- р«л'али бросать -камни в тех, кто покинул страну; когда ни кто уже не называет «попут- чика1мн» оставшихся «там» 73 п>да назад. Но дело не в том, что отдельные имена русских интеллигентов занесены в кро-. вавые списки' жертв нашей истории. Дело в том, что все чаще звучат сегодня голоса, предлагающие занес ти в эти же- списки целиком всю русскую интеллигенцию,. А вот это уже тема, достойная дискуссий и размышлений. По- про!буем? В этом нам по.могут профессор Липецкого политех нического института. Борис Ла заревич Марков и студент МГУ Максим Беляев. Бориса Лазаревича я знаю много лет. Однако обратилась к нему не потому, что со зяа- К01МЫМИ легче общаться. Про сто для меня он — своего ро да эталон современного ин теллигента. Судите сами: по мимо высоких ученых степе ней — отличное владение анг лийским языком, про-читанная в подлинниках англоязычная художественная литература (не считая всей остальной, рус ской и переводной), знание классической Музыки, живопи си плюс регулярные занятия спортом. Лично в моем окру жении таких людей немного, Максима же примекла для то го, чтобы разговор не полу чил излишне уж ретроспек тивный характер — пусть бу дет диалог «отцов и детей». ..Трудности начались уже с выработки «единой . термино логии», т. е. с определения по нятия. Мнения разошлись: Бо рис Лазаревич дал определе ние, сам того не ожидая, стро го по толковому словарю Оже гова —■«интеллигент — это ра ботник умственного . труда». Молодое поколение отказа лось с этим согааситься, на чав приводить примеры из соб ственной жизненной и учеб ной практики. И могу сказать заранее, что Максим победил. Увы, сегодня занятия умствен ным трудом далеко не всегда делают человека интеллигент ным. Вспомните, много ли вы знаете учителей, владеющих литературным русским язы ком, прекрасными манерами, обладающих широким кругозо ром? А ведь- это всего лишь внешние признаки. Если же копнуть глубже? Тогда ока жется, что понятие «советская впгеллигенция» ^ 80% случаев (как минимум) — есть про фанация самого понятия «ин теллигенция». Обидно, но факт. Итак, признав этот печаль ный факт, мы решили пойти по другому пути: перечислить все те качества, которыми {в. идеале) должен обладать ин- теллигеат. И вот туг, как. ни странно, мнения разных поко лений неожиданно сошлись, когда на одно из первых мест была поставлена порядочность. Да-да, не уровень образова1к- ности, о котором речь ниже, а именно порядочность, то «ггь нравственная основа. Те самые понятия чести и совести, свя тых. принципов и святого дол га, о которых -мы за 70 лет порядком подзабыли. Пере числяя нравственные качест- ный специалист умственного труда не может считаться ик=; теллнгентом, если он не при- общей к сокровЕщам гумани тарной культуры. Интелли гент обязан иметь минималь ный багаж знания литературы, музыки, живоциси. Молодое , поколение уперлось: «Нет, _ не обяза1н! Да некогда современ-. ному человеку все это узна вать, да 'И не хотим- мы это узнавать». Короче, по прннцк- пу: нельзя объять необъятное. Быть может, я консерватор, но склонна -примкнуть к Борису аа интеллигента, необходимо ' Лазаревичу. Что касается «не- тут же упомянуть гуманность,, а '^точнее — Гумаяизм. Имен но так, с большой буквы. Не стоит спорить о том, может ли интеллигентный человек быть злым. Давайте. признаем, .что дух, достигший высот разви тия, всегда приходит к Гума низму. Не вдаваясь в далекие исторические экскурсы, вспом- -ним академика Сахарова, Ли хачева — великих гумаяйстов нашей эпохи, сегодняшнего дня. . ' - . Размышляя о гуманизме рус ской интеллигенций, Бо.рис Лазаревич потребовал доба вить еще' одно качество к по нятию . «интеллигент» — д'ума р ближнем. Как это банально звзшит, не правда ли? А ' ведь это качество мы утеряли и, как это - ни страшно, быть- может, безвозвратно. Кто-цибудь ска жет: «жестокий век ~ жесто кие сердца». Дескать, век праг матизма и утилитаризма дик тует свои законы, создает свою мораль. Но только ли век- ви новат 8 нашем бчерстаении? Кто-то другой . добавит: «Мы равиощушны из-за нашей ни щеты» —- и будет абсолютно прав. Но есть и другая причи на: история не прощает, ког да обрубаются корни ку.тьтур- ного наследия. Когда-то еван гельская заповедь «возлюби» ближнего своего, как самого себя» впитывалась с молоком матери и становилась этичес кой нормой. - Да возьмите даже такую ■мелочь, как обращенйе «су дарь» и «сударыня», вернуться к которому призывает режис сер Марк Захаров. И дело не в том, что это звучит' краси вее, чем «това-рчщ». Просто, «товарищ» — это уже что-то панибратское, это лв.ярнБю по плечу. «Товарищу» можно и схамить, можно его и «пос лать». А попробуйге-ка ска зать: «Сударь, идите вы...!» — как-то не очень получается. На язык, просится нечто архаич ное и непозволительно-краси вое; «Сударь, не угодно ли вам выйти вон?» Вот вам один из исток-ов нашего каждоднев; наго хамства одних и еже дневной оскорбленности дру гих в очередях, траяспорте, магазинах. Вот почему Борис Лазаревич в качестве одного из необходимейших условий возрождения иятеллнгекцик выдвигает обязательное повы шение общего культурного уровня народа. До . того мо мента, пока этого не произой дет, интеллигент либо будет «мимикрировать», приспосаб ливаясь под окружающую се рость (иными словами — вы рождаться), либо оставаться анахронизмом, «мамонтом» (вкымн слова1Ми — вымирать). Кстати, о культуре. В этом вопросе мнения «отцов и де тей» довольно резко разош лись. Борис Лазаревич счита ет, что ни один высококласс- возможно все это узнать», так в этом виновата наша система образования и наша система в целом. Вспомните еще раз Окуджаву: «Все они таланты, все. они поэты». Конечно, это поэтическая гипербола, на в ней есть зерно истииы: тогда бонны и' гувернантки, дейст вительно, обучали детей и игре на фортепьяно, и живопи си, и сочинению стихов. Не спорю, в наших Школах тоже есть уроки пения и рисования. Но система уравниловки, воз веденная во главу угла, кос нулась и системы недагргики, а значит — и ребячьих голов. Очень хочеуся верить, что воз никающие, .сейчас лицеи,- гим назия, воскресные школы су'- меют восполнить этот пробел. Что же касается «это нам не нужно» —- вот тут позвольте не ‘ согласиться; .Откуда же возьмутся те нра|Вственные 'и этические нормы, о -которых го ворилось выше? Из знания вы^ числительной техтгки? Откуда возьмутся идеалы, способность, воспринимать прекрасное и стремление к этому прекрасно му? Из знания физических за конов? Верится с трудом. Впрочем, и сам Макснм одно значно считает, что интелли гент — это .результат воспита ния. Кстати, одно из качеств, которое он выдвинул, —' это терпимость и некатегоричяость суждений, способность понять другого человека. Мгй кажет ся. что и это напрямую связа но с гуманитарной культурой. Если вы помните, я начала с того, что многие сегодня за являют об исчезновении, а точнее — уничтожении РУС-., ской иателлигенцик. Увы, мне,- ния моих собеседников по это му вопросу печально одинаковы:! да, русская интеллигенция ис чезла как общественный фе номен, а те отдельные личнос ти, которые остались — лишь исключение ш правила. Я ду маю, что не имеет смысла пи сать об уничтожении и разба заривании генетического фонда нашей интеллигенции' —- об этом сказано уже достаточно много. Но ведь кто-то же ос тался?! Кто-то же выжнл? Бо рис Лазаревич с грустью вспо минает, что в годы его моло дости стыдно было причислить себя к интеллигенции, стыдно было иметь прекрасные мане ры и хорошее воспитание. Что даже сам он относился с не которым презрением к «интел- литентикам».' Почему? Да по тому, что такой была, атмос- ■ фера в стране. Потому, что «солью земли» признавались лишь рабочий класс к кресть янство, потому что именно с ними связывались надежды на то, что «мы наш, мы новый...» Помню, как удивилась я, впервые заполняя анкету; бы ла убеждена, что в графе «со- цижтьное происхождение» надо Ч.ЧСАТЬ «И-З И 11 - е . 1 Л 1 Ч ГИ П ! 1 ! ; ^ . оказалошз. «аз служащих». Ме лочь? Цо весьма симптдматич- ная для вашего общества» Этим самым мы не только дри- заавалн, что у нас нет штея- лигенции, , во и нодчеркнвали, что она нам не нужна. . Дочь педагогов? Из служащих. Сын художника и певицы? Из' слу жащих. Кстати, что это за словечко такое «служащиё»? Служащие — кому? В . нем есть некоторая стыдливая не- апределенисють м цринижен- носты 'я. мол, конечно, не ге гемон, но •—служу. И поэтому • вдолне законо мерны претензгш Бориса Ла заревича, обвиняющего совре менную интеллигенцию в 'кон- фор.\игзме и - беспринципности. Это — результат борьбы, за выживаемость, это — инстинкт самосохранения. Интеллигент был вынужден подстраиваться- под «окружающую действи тельность». . Сверстники во дворе ругаю'шя матом -= надо учиться, иначе — «белая во рона», Сотрудники скдадьаа- ютоя С- зарплаты на бутылку — надо входить в долю, ина че -не поймут. И это мелочи. .Ради выживания интеллиген ту приходилось идти на комп ромиссы со своей совестью, идеалами. Впрочем^ эти наши рассуж дения прервал .Максим, 'зая вивший: что у современной интеллигентной молодежи он Заметил противоположное ка чество — снобизм. Этакое вы сокомерие и пренебрежение ко всем, не относящимся к их клану. Увы, это гоже одна из гримас нашего общественного и культурного развития. Но, думается, что Максим неско лько путает понятия: способ ность оперировать именами Кафки, Дали и Ш.нитке еще не означает интеллигентности. Не надо путать ее с обычной информированностью. Глубоко интеллигентный человек нико гда не позволит .себе относить ся свысока к окружающим людям. Высокомерие — это уже недостаток культуры, а некультурный человек не мо жет быть интеллигентом. Ну, а нужен ли он сегодня, этот самый интеллигент? С его обостренным чувством спра ведливости, с его щепетильно стью 'и духовными запросами? Не слишком ли дорого он нам обойдется? Но, как выясни лось, дороже обществу обхо дится его отсутствие. Акаде мик Н. Н. Моисеев в своей статье «Облик руково^^нтеля». в качестве главного критерия выдвигает, как это ви странно, — интеллигентность., И ,моти вирует зто так: инте.члигент- ■яый человек никогда не будет мыс.пить масштаба!ми своего ‘.каймана и своей квартиры, он всегда будет мыслить в масш табах Отечества и мироздания. А это именно то качество, ко-- торого не хватает сегодняшним руководителям. Наше надру гательство над природой —■ результат нашего бескулБтурия и неинтеллигентности. Наше разгильдяйство — ■ результат того же. Наконец-то мы поня ли; что двигатель прогресса - это не только тот, кто ж-нет и кует. Наконец-то мы испу ганно • заговорили об «утечке мозгов». -Это дает основания надеяться, что общество, изо бретет какие-то . механизмы «особого благоприятствования» для развития ннтеллигещщи, а может быть ■ и .мехаяш- мы ее защиты. Потому что '«интеллигент с зубами» — эта уж нонсенс. Поверьте, я вов се не ратую за выращивание «парниковых интёллигентов». Я вообще за то, чтобы все пе-■ речисленные качества не были привилегией одной лишь со циальной группы. Чем больше будет таких людей —- тем бы стрее выздоровеет наше об- . щество. Нам нужно общество, внтел- лвге'нтны.х людей, без этого нам не выкарабкаться. Нам • нужно общество культурных людей, .способных самостоя тельно мыслить, способных жить категорнямн Добра и Красоты. Иначе —- страшно подумать, что нас ждет. До статочно вспомнить прогноз Аркадия и Бориса. Стругацких из их романа «Трудно быть багом»; «Когда в стране тор жествует серость, к власти приходят черные». Вот так. А пока я знаю только одно: до тех .нор,, пока состояние общества б.У:дег таким, в ка ком оно находится, интелли гентный человек будет неверо ятно одинок, нелеп.. а может — и смешон. Его духовные . запросы будут наталкиваться на полное непоннмание, его щепетильность не даст ему продвинутьс.я и реализовать -свой потенциал,, его идеалы всякий раз будут приводить к очередному битью «мордой об стол». Всякий 'ли выстоит? Вся кий ли выдержит? Такие лич ности, как Андрей - Дмитрие вич Сахаров, рождаются раз в столетие. Но мы и его унич тожили, как уничтожили отца Александра Меня и многих других. и поэтому я не знаю, как воспитывать собственного ре бенка. Надо ли пытаться вы растить из него интеллигент ного человека? Надо, лк ' пы таться заложить в ■' него все эти принципы и идеалы, все ЭТ.И знания и духовные ценно сти? И если —'д а , то на ка*. кую судьбу я ег-з обр'еку? Не лучше ли растить волчо1Нка с крепкими зубами и костями, способного, оттолгшув ближне го, занять если яе свое, то ч'ужое место под солнцем? Не в этом ли сермяжная правда жизии? 'Л, может быть, все- таки, она в другом? Дай Бог. Едена БРЕДИС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz