Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
НАБОЛЕЛО! Р Пишу, потому что наболело. Ну с е о л ь - ко еще ШЕола будет ^ находиться под вла стью идеологии, причем идео логий одностороаней? По-мое му. главная задача школы — сделать из нас культурных, об разованных людей. А разве большинство школ справляет ся с этой задачей? Думаю, что если бы справлялись — не бы ло бы нущды в лицеях, воск ресных школах, гимназиях и других заведеииях, призванных компенсировать пробелы в на шем :01бразоваиии. Меня спросят: причем здесь идео.)югия? А вот причем. Мне кажется, что у нас сейчас сме щены некото1рые акце1нты: на первое место, все-таки, ставит ся йдеолошчеокое всюшгаание, а не воспитание культуриого человека. Согласитесь, что на вязывание идеологических сте реотипов тормазит свободное развитие личности, мешает сформировать самостоятельное мышление. И если оно все-та- ни формируется, то не «блато- даря», а «вопреки». Конечно, очень многое зависит и от учи- теле|1: ту же статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» можно рассматривать с разных пози ций. Можно заставлять учени ков зазубривать цитаты, а мо жно ; подтолннуть их к самосто ятельному анализу и самостоя тельным выводам, какими бы артО|Доксальньши они ни были. Но много ли вы знаете таких учителей? А потом взрослые удивляются социальной и поли тической пассивности молоде жи! А те общеответные органи зации, которые су1цествуют в школе — пионерия я комсомол — разве это не вчерашний день? Я не спорю, вероятно, они и сегодня кому-то нужны. Но ведь в стране идут такие разнообразные процессы, воз никают новые партии с очень интересными программами. Так почему же в школе должны по- прежнему оставаться лишь те молодежные и детские органи зации, которые идут в ногу с ком1мунисткгаеской партией? А почему бы не появиться моло дежной организации демокра тической партии Ржсии или социал-демократической партии? Ведь это опять идеологический пресс, опять засушивание мо лодых мозгов. Мне кажется, что вместо того, чтобы зазуб ривать Устав ВЛКСМ, гораздо важнее изучить «Декларацию прав человека». Она и в жиз ни больше приюдаигя. Успокойтесь, я не «левый радикал», просто я реалист. Доказательство моей правоты— сокращение числа членш ВЛКОМ. Веля молодежь разо чаровалась в одаой организа ции — дайте ей другую. А еще лучше, дайте ей возможность духовно расти, помогайте ей в этом. Ведь школы наши гото вят не :будущих партийных ра ботников,' а будущих специали стов. Пусть политические мо лодежные организации суще ствуют. но существуют вне школы. Желающие — пусть вступают по своему выбору. А шкела пусть растит культур ных, образованных людей. СЕРГЕИ, студент пединститута. Подумаем вместе ПИОНЕРИЯ: РАСПИСАНИЕ НА ЗАВТРА Н у ж н о ли детям, те- зяающим мир и много образие человеческих взаимоотношений, играть в по литические игры? Кажется, ре бятишки сами отвечают на этот воцрюс, затевая «войну» или околачивая команду футболис тов овоето двора. Положитель- но отвечают на вопрос наши дедушки и бабушки, которые в свое время с готовностью от кликнулись на предложение взрослых сдадать пионерскую организацию, определив цель первого детского ооциалисти- честото объединежя — вос питание юных борцов за дело «оммунистИческой партии. Минули десятилетия. И вот взрослые решают «отказаться от массовой детской организа ции». Политические мотивы вновь цриирьшаются воспита- тельно-психологичеюшию, ис ходя из наблюдешй за под ростками, не желающими носить пиане|рский галстук, и за пно- нервозкатьши, не способными заинтересовать детей полез ным делом, новые политики ут верждают: «Пионерия изжила себя». А дети, оказьшается, не согласны с этим мнением. По крайней мере, в Казахстане это подтвердил республиканский пионерский сбор, проведенный по инициативе ЦК комсомола реапублима Детвора заявила; единая организация нам нужна, и пусть она будет, как и преж де, пионерская. Мнения разо шлись только в вопросе о це лях и задачах организации: быть ли ей при пшоле или при домшых комитетах и клубах. По утверждению психологов, у детей более, чем у взрослых, существует тяга к равенству, братств.у и свободиому абъеди- нению. Видно, в этом секрет пионерской организации, кото рая, несмотря ни на что, со храняет свою популярность. Как известно, всесоюзное исследо вание показало: 92 процента опрошенных школьников млад шего возраста тоже ответили, что хотят быть пионерами. Од нако формализм и заорганшо- ванность. шаблонность в ра боте вожатых и их помощников особенно раздражают всех на фоне демонрдтичекжих преоб разований общества. Пионерии срочно нужны перемены. Пианервожатые уже начада экспери.меитировать. В Казах стане уже появилось более ста разновозрастных отрядов по интересам, по месту жительст ва и сотни хозрасчетных тру довых объцдииений школыш- ков и даже кооперативы при пионе:рсмих дружинах. Финан совую самодеятельность полу чили многие учеяические про изводственные бригады в сов хозах. Дружины стали откры вать свои счета. А в Семипала тинске появилось первое хоз расчетное пионерокое кафе. Тем не менее, попытки соз дания новых структтур в детской оргаяизацни пока ничего не из менили. Пионерия по-прежнему остается «тяжким грузом» на плечах народного образования, нелюбимьм братом комсомо ла. Сомнений нет. Детей нужно учить политической культуре, иначе потребности, «не востре бованные в детстве», могут за явить о себе позднее в проти воестественной антигуманной форме. Своевременно познав «правила игры», человек не бу дет нарушать их. Пока же, проявляя полити ческую осторожность, респуб- ликанокий совет ждет решения всесоюзного совета. Самостоя тельную деятельность он начал в Международный день защи ты детей проведением первого респ|5^и к аяо ко г !0 слета воспи танников детских домов. А ка ково расписание на завтра?.. О. БАБИИ, корр. ТАСС. Алма-Ата. Как вы с'штаете, выживет ли комсомол в условиях грядущих политических перемен? — безусловно выживет — 7,5% —■ выживет при условии очень серьезных перемен в нем - 80% — скорее всего, не выживет - 0%. —' затрудняюсь ответить — 12,5% Как изменяется в настоящее время численность комсомоль ской организации вашей шко лы (училища)? — увеличивается ~ 10% - уменьшается — 75% — не изменяется — 15% Приходилось ли вашей ком сомольской организации участ вовать в разрешении конфлик- та между учащимися и педаго гами? — нет - 32,5% — мы пытались это делать, но к нашему мнению педагоги не присл'ушивались — 10% — приходилось, но очень редко — 25%) — да (сколько раз?) — 10% - затрудняюсь ответить — 21 % Развивается ли в вашей школе (училище) еамоуяравле- ние? Если развивается, то как? — создан и успешно дейст вует орган самоуправления (совет школы или другой ор ган) — 10®/о — попытки создания такого органа были, но сейчас все за глохло — 65%) —- формально такой орган существует, но фактически не действует — 15 АНКЕТА Амсета, которую мы предлагаем сегодня нашим чи тателям, разработана научно-исследовательским цент- ром ВКШ при ЦК ВЛКСМ. На ее вопросы ответили представители городских школ —- делегаты городского сбора старшеклассников, который проходил в августе =>гого года. —, орган самоуправления со здан, но демократизация внут- ришколыной жизни встречает сопротивление администрации школы — 7,5%. — считаю целесообразным со.З!дан:ие таког'о органа — 2,5% Какими, на ваш взгляд, дела ми могла бы гордиться ваша комсомольская организация? — трудовая деятельность и культурно-В10спитательная ра бота — 50%) — не ответили на этот воп рос — 50% Как известно, ВЛКСМ — организация общественно-поли тическая. В чем состоит поли тическая деятельность вашей первичной организвиии? “ в ртравлении школой —■ 10 % — не знают, как ответить на этот вопрос —-9 0% , Каков, на ваш взгляд, харак тер взаимоотношений между большинством педагогов и большинством учащихся? — обстановка благоприят ная, есть Вчзаимсшонимаяие ж сотрудничество 20 %о -— взашюпанимания недо- статочно — 35®/о — обстановка напряжена, есть давление со стороны .учи телей, ведущее к неертости и пассивности учащихся — 30% , — учащиеся прюпосаблива- ют:ся к любьш требованиям учителей — 5%о — учащиеся, в основном, иг- норяцуют педагогов — 3% Интересуетесь ли вы яолитй- кой, общественной жизнью; не^ формальньти движенияжш ш г. д ? — да, интересуюсь активно - 35% — интересуюсь «постольку- пошольку» — 45% — вообще не интересуюсь — 7% затру|дняюсь ответить Как вы относитесь к религии? — являюсь атеистом и счи таю религию явлейиш безус ловно вредным 0%о — считаю себя атеистом, но полагаю, что религия может быть полезна для некоторых людей я играть положительную роль в обществе — 23% — полагаю, что мы не мо жем знать, есть ли Бог — 28%) но к церковной общине не принадлежу — 30%, — являюсь верующим и при- иа|Длежу « Церкви (какой) — 10 % — не задумывался об этом - 7,5%. Какое из пяти следующих явлений, на ваш взгляд, ока- зьшает наибольшее влияние на политику? — общественное мнение — 25% — мнение Президента и ею совета — 30%) — взгляды руководителей КПСС - - 12% ■ — объектавные законы исто рии — 60% — действия каких-либо тай ных сил (каких?) — 20% -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz