Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

НАБОЛЕЛО! Р Пишу, потому что наболело. Ну с е о л ь - ко еще ШЕола будет ^ находиться под вла­ стью идеологии, причем идео­ логий одностороаней? По-мое­ му. главная задача школы — сделать из нас культурных, об­ разованных людей. А разве большинство школ справляет­ ся с этой задачей? Думаю, что если бы справлялись — не бы­ ло бы нущды в лицеях, воск­ ресных школах, гимназиях и других заведеииях, призванных компенсировать пробелы в на­ шем :01бразоваиии. Меня спросят: причем здесь идео.)югия? А вот причем. Мне кажется, что у нас сейчас сме­ щены некото1рые акце1нты: на первое место, все-таки, ставит­ ся йдеолошчеокое всюшгаание, а не воспитание культуриого человека. Согласитесь, что на­ вязывание идеологических сте­ реотипов тормазит свободное развитие личности, мешает сформировать самостоятельное мышление. И если оно все-та- ни формируется, то не «блато- даря», а «вопреки». Конечно, очень многое зависит и от учи- теле|1: ту же статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» можно рассматривать с разных пози­ ций. Можно заставлять учени­ ков зазубривать цитаты, а мо­ жно ; подтолннуть их к самосто­ ятельному анализу и самостоя­ тельным выводам, какими бы артО|Доксальньши они ни были. Но много ли вы знаете таких учителей? А потом взрослые удивляются социальной и поли­ тической пассивности молоде­ жи! А те общеответные органи­ зации, которые су1цествуют в школе — пионерия я комсомол — разве это не вчерашний день? Я не спорю, вероятно, они и сегодня кому-то нужны. Но ведь в стране идут такие разнообразные процессы, воз­ никают новые партии с очень интересными программами. Так почему же в школе должны по- прежнему оставаться лишь те молодежные и детские органи­ зации, которые идут в ногу с ком1мунисткгаеской партией? А почему бы не появиться моло­ дежной организации демокра­ тической партии Ржсии или социал-демократической партии? Ведь это опять идеологический пресс, опять засушивание мо­ лодых мозгов. Мне кажется, что вместо того, чтобы зазуб­ ривать Устав ВЛКСМ, гораздо важнее изучить «Декларацию прав человека». Она и в жиз­ ни больше приюдаигя. Успокойтесь, я не «левый радикал», просто я реалист. Доказательство моей правоты— сокращение числа членш ВЛКОМ. Веля молодежь разо­ чаровалась в одаой организа­ ции — дайте ей другую. А еще лучше, дайте ей возможность духовно расти, помогайте ей в этом. Ведь школы наши гото­ вят не :будущих партийных ра­ ботников,' а будущих специали­ стов. Пусть политические мо­ лодежные организации суще­ ствуют. но существуют вне школы. Желающие — пусть вступают по своему выбору. А шкела пусть растит культур­ ных, образованных людей. СЕРГЕИ, студент пединститута. Подумаем вместе ПИОНЕРИЯ: РАСПИСАНИЕ НА ЗАВТРА Н у ж н о ли детям, те- зяающим мир и много­ образие человеческих взаимоотношений, играть в по­ литические игры? Кажется, ре­ бятишки сами отвечают на этот воцрюс, затевая «войну» или околачивая команду футболис­ тов овоето двора. Положитель- но отвечают на вопрос наши дедушки и бабушки, которые в свое время с готовностью от­ кликнулись на предложение взрослых сдадать пионерскую организацию, определив цель первого детского ооциалисти- честото объединежя — вос­ питание юных борцов за дело «оммунистИческой партии. Минули десятилетия. И вот взрослые решают «отказаться от массовой детской организа­ ции». Политические мотивы вновь цриирьшаются воспита- тельно-психологичеюшию, ис­ ходя из наблюдешй за под­ ростками, не желающими носить пиане|рский галстук, и за пно- нервозкатьши, не способными заинтересовать детей полез­ ным делом, новые политики ут­ верждают: «Пионерия изжила себя». А дети, оказьшается, не согласны с этим мнением. По крайней мере, в Казахстане это подтвердил республиканский пионерский сбор, проведенный по инициативе ЦК комсомола реапублима Детвора заявила; единая организация нам нужна, и пусть она будет, как и преж­ де, пионерская. Мнения разо­ шлись только в вопросе о це­ лях и задачах организации: быть ли ей при пшоле или при домшых комитетах и клубах. По утверждению психологов, у детей более, чем у взрослых, существует тяга к равенству, братств.у и свободиому абъеди- нению. Видно, в этом секрет пионерской организации, кото­ рая, несмотря ни на что, со­ храняет свою популярность. Как известно, всесоюзное исследо­ вание показало: 92 процента опрошенных школьников млад­ шего возраста тоже ответили, что хотят быть пионерами. Од­ нако формализм и заорганшо- ванность. шаблонность в ра­ боте вожатых и их помощников особенно раздражают всех на фоне демонрдтичекжих преоб­ разований общества. Пионерии срочно нужны перемены. Пианервожатые уже начада экспери.меитировать. В Казах­ стане уже появилось более ста разновозрастных отрядов по интересам, по месту жительст­ ва и сотни хозрасчетных тру­ довых объцдииений школыш- ков и даже кооперативы при пионе:рсмих дружинах. Финан­ совую самодеятельность полу­ чили многие учеяические про­ изводственные бригады в сов­ хозах. Дружины стали откры­ вать свои счета. А в Семипала­ тинске появилось первое хоз­ расчетное пионерокое кафе. Тем не менее, попытки соз­ дания новых структтур в детской оргаяизацни пока ничего не из­ менили. Пионерия по-прежнему остается «тяжким грузом» на плечах народного образования, нелюбимьм братом комсомо­ ла. Сомнений нет. Детей нужно учить политической культуре, иначе потребности, «не востре­ бованные в детстве», могут за­ явить о себе позднее в проти­ воестественной антигуманной форме. Своевременно познав «правила игры», человек не бу­ дет нарушать их. Пока же, проявляя полити­ ческую осторожность, респуб- ликанокий совет ждет решения всесоюзного совета. Самостоя­ тельную деятельность он начал в Международный день защи­ ты детей проведением первого респ|5^и к аяо ко г !0 слета воспи­ танников детских домов. А ка­ ково расписание на завтра?.. О. БАБИИ, корр. ТАСС. Алма-Ата. Как вы с'штаете, выживет ли комсомол в условиях грядущих политических перемен? — безусловно выживет — 7,5% —■ выживет при условии очень серьезных перемен в нем - 80% — скорее всего, не выживет - 0%. —' затрудняюсь ответить — 12,5% Как изменяется в настоящее время численность комсомоль­ ской организации вашей шко­ лы (училища)? — увеличивается ~ 10% - уменьшается — 75% — не изменяется — 15% Приходилось ли вашей ком­ сомольской организации участ­ вовать в разрешении конфлик- та между учащимися и педаго­ гами? — нет - 32,5% — мы пытались это делать, но к нашему мнению педагоги не присл'ушивались — 10% — приходилось, но очень редко — 25%) — да (сколько раз?) — 10% - затрудняюсь ответить — 21 % Развивается ли в вашей школе (училище) еамоуяравле- ние? Если развивается, то как? — создан и успешно дейст­ вует орган самоуправления (совет школы или другой ор­ ган) — 10®/о — попытки создания такого органа были, но сейчас все за­ глохло — 65%) —- формально такой орган существует, но фактически не действует — 15 АНКЕТА Амсета, которую мы предлагаем сегодня нашим чи­ тателям, разработана научно-исследовательским цент- ром ВКШ при ЦК ВЛКСМ. На ее вопросы ответили представители городских школ —- делегаты городского сбора старшеклассников, который проходил в августе =>гого года. —, орган самоуправления со­ здан, но демократизация внут- ришколыной жизни встречает сопротивление администрации школы — 7,5%. — считаю целесообразным со.З!дан:ие таког'о органа — 2,5% Какими, на ваш взгляд, дела­ ми могла бы гордиться ваша комсомольская организация? — трудовая деятельность и культурно-В10спитательная ра­ бота — 50%) — не ответили на этот воп­ рос — 50% Как известно, ВЛКСМ — организация общественно-поли­ тическая. В чем состоит поли­ тическая деятельность вашей первичной организвиии? “ в ртравлении школой —■ 10 % — не знают, как ответить на этот вопрос —-9 0% , Каков, на ваш взгляд, харак­ тер взаимоотношений между большинством педагогов и большинством учащихся? — обстановка благоприят­ ная, есть Вчзаимсшонимаяие ж сотрудничество 20 %о -— взашюпанимания недо- статочно — 35®/о — обстановка напряжена, есть давление со стороны .учи­ телей, ведущее к неертости и пассивности учащихся — 30% , — учащиеся прюпосаблива- ют:ся к любьш требованиям учителей — 5%о — учащиеся, в основном, иг- норяцуют педагогов — 3% Интересуетесь ли вы яолитй- кой, общественной жизнью; не^ формальньти движенияжш ш г. д ? — да, интересуюсь активно - 35% — интересуюсь «постольку- пошольку» — 45% — вообще не интересуюсь — 7% затру|дняюсь ответить Как вы относитесь к религии? — являюсь атеистом и счи­ таю религию явлейиш безус­ ловно вредным 0%о — считаю себя атеистом, но полагаю, что религия может быть полезна для некоторых людей я играть положительную роль в обществе — 23% — полагаю, что мы не мо­ жем знать, есть ли Бог — 28%) но к церковной общине не принадлежу — 30%, — являюсь верующим и при- иа|Длежу « Церкви (какой) — 10 % — не задумывался об этом - 7,5%. Какое из пяти следующих явлений, на ваш взгляд, ока- зьшает наибольшее влияние на политику? — общественное мнение — 25% — мнение Президента и ею совета — 30%) — взгляды руководителей КПСС - - 12% ■ — объектавные законы исто­ рии — 60% — действия каких-либо тай­ ных сил (каких?) — 20% -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz