Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«БРИГАНТИНА» пи­ шет для старшеклассни­ ков. А этим ребятам далеко до наших проблем, Им бы побегать на пере­ мене по школьным кори­ дорам, поиграть в клас­ сики, поскакать через скакалку. Но время идет. И очень скоро они станут нашими авторами, чита­ телями. Поэтому не бу­ дем забывать о них се­ годня. Давайте возьмем их с собой в очередное плавание и хоть чуточку посвятим в свои такие взрослые проблемы. ОПАСНЫЕ ИГРЫ Н е д а в н о я с т о л к н с у л а с ь с очередным уголовиьш делом, «героями» кото­ рого были подроотаси. Трое ре­ бят совершили кражу с цро- йикновением в жилище, При- выиауть к тому, что наши мальчишки и девчонки стано­ вятся преступниками, невоз­ можно. И потому вновь и вновь мы обращаемся к истокам, мо­ тивам преступления. В конкретной ситуации в день, когда ребята оо!вершили кражу, в шкоде отменили уро­ ки. А может быть, наши «ге­ рои» на них просто не пошли. И, не найдя ничего лучшего для применения своей буйной фан­ тазии, решили совершить «ра­ жу. Никто из црисутстеующих в зале суда не смог ответить на единственный, мучивший всех вопрос — зачем подрост­ кам понадобилось красть ве­ щи, которые у каждого из них есть. Все трое из благополуч­ ных семей. Правда, один из них пытался объяснить стой посту­ пок тем, что он был должен оп­ ределенную сумму и решил вернуть долг, продав украден­ ное. Условно мы делили всех не­ совершеннолетних, чаще всего совершающих правонарушения, на две категории. Дети из обес­ печенных семей. Такими, как правило, движет вседозволен­ ность. И ребята из неблагопо­ лучных семей. Они. хотят того или нет, стремятся во что бы то ни стало выжить. Им абсо­ лютно все равно, какие методы при этом используются. Как же такие разные подростки из совершенно полярных семей попадают на одну скамью под- С.У1ДИМЫХ? Никакая школа и никакая социальная среда не заменят пап и мам. В лучшем с л ^ а е чужие люди помогут в силу профессиональных обязаннос­ тей. А ребенок был, есть и бу­ дет не просто творением, но ра­ достью и болью только двоих. Пусть изо дня в день учитель будет говорить: «Черное», но стоит дома одному из 2-х ска­ зать своему чаду: «Нет, белое», и никакая земная сила не сможет заставить поверить пер- вошу. А мы продолжаем сочинять программы, выдумьшать бес­ плодные реформы, винить сис­ тему и двигаться к очередному душевному кризису следующе­ го поколения. Вечная проблема отцов и детей трансформирова­ лась в одностороннюю — для детей. Убогое подражание ми­ ру, которому столько лет под­ ражали их родители, прдводит взрослеющего подростка к не­ приятию подобной жизни. Он делает свой выбор и начинает в одиночестве решать недетские задачи. Вот лишь одш пример. В ншолах сущест­ вует игра, называемая «геомет­ рическая прогрессия». Ц ^ д - положим, десятиклассник тре­ бует у семиклассиика 10 коп. А тот купил коржшс, и 10 коп. уже нет. Значит, завтра он бу­ дет «должен» уже 20 нал. и т. д. Таким образом, чцрез па­ ру месяцев «|долговая» сумма может исчисляться круглой цифрой. Теперь цредставим се­ бе, что родители нашего семи­ классника как-то узнали о так называемом долге (если обра­ титься к .уголовному закону —• вымогательстве) и попытались принять меры, а в нашем слу­ чае так оно и бьшо. Их сьш че­ рез некоторое В1ремя пришел домой сильно избитый. Пробле­ ма осталась. А учителя? Не знали? Может быть. Но если о подобном факте в один го­ лос на суде заявляют 3 под­ ростка и 3 законных предста­ вителя, вряд ли педагоги пре­ бывают В неведении. А пока игра продолжается. В 15, 16, 17 лет становятся взроолымя по возрасту, но да­ леко не каждый в полной ме­ ре 'Осознает свои поступки. Как помочь нашим ва,росльш детям, не имеющим за плечами ни необходимого багажа зна­ ний, ни жизненношо опыта, по­ нять, что живем один раз, и времени учиться на собствен­ ных ошибках просто нет? С. Н. ГОРШКОВА, юрист. СТИПЕНДИЯ... и л и ж и зн ь? З в о н о к в редакцию был тревожным. Девичий го­ лос срыважя от возму­ щения: «Брат учится в машино­ строительном колледже. Недав­ но пришел домой сильно изби­ тый. Нередко ребят встречают на улице «хозяева» райша — бьют без причин, отбцрают сти­ пендию...» Фамилии пострадавшего мы не усльш1али, обещанного пись­ ма с подробностями не получи­ ли. А потому прояснить ситуа­ цию отправились в колледж. ...У входа в Липецкий машино­ строительный колледж дежурил наряд милиции. По пустякам, как известно, его не вызывают. Позже мне объяснили: сегодня выдают стипендию, потому и обратились к милиции, что уча­ стились в последнее вдемя случаи, когда неизвестные у студентов деньги отбирают. Дежурят в та­ кие дни и преподаватели кол­ леджа, и старшв«урсниови, от­ служившие в армии. И все же. нет-нет да и «потеряются» у кого-то по дороге домой деньги, а взамен еще и синяк под гла­ зом появится. 'Страдают, как правило, ребя­ та 1 и 2 курсов — те, кто по­ слабее. Один из таких потерпев­ ших сидел, растерянно хлопая глазами, в кабинете директора, с неохотой отвечая на вопросы участкового инспектора. Беседа явно не клеилась. Конечно, 30 рублей жалко. Но страх рас­ платы за показания со стороны «улицы» сильнее. Молчат, как правило, и дру­ гие ребята, лшпившиеся денег. А потому милиции обычно при­ ходится бороться с хулиганству­ ющими «приараками». Кто же обирает студентов и держит их в страхе? Грешить на своих же старшекурсников директор колледжа Виктор Гри­ горьевич Загорский напрочь от­ казывается. Бьгоало, говорит, что и им приходилось таким же способом расставаться со своей стипендией. Ш мнению дирек­ тора, вьшогательством занима­ ются подростки района «Авто­ парка», а также учащиеся, рас­ положенных по соседству е кол­ леджем ПТУ. Очищали у ребят карманы обычно вечером, корда закончи- вались занятия второй смены. Ответная мера руководства кол­ леджа — организация одной, дневной смены. Директор пред­ лагает пойти дальше и перечис­ лять стипен1дии студенте® на сберегательные книжки, на ру­ ки выдавать лишь .небольшую часть. Пока не ясно, одобрят ли эту вьшужденную меру сами студенты. Бьш, как считают в колледже, и иной вариант решения проб­ лемы: в райО|не «Автопарка» хо­ тели сделать хо,роший стадион. Для всех. Чтобы прих0|диля сю­ да не ТОЛЬКО учахциеся, но и местная молодежь — вместо того, чтобы слоняться без дела и «искать на стою голову при­ ключений». Идея тогда М'ногим понравилась. Долго выравнива­ ли территорию, размечали бего- В5ТО дорожку, игровые площад- ки. Ребята помогали здесь как могли, все ждали открытия своего стадиона. А на этом ме­ сте ВДР.УГ... стали .расти жилые дома. После неудавшейся попытки сбл'изить интересы своих и ме­ стных ребят и решили в кол­ ледже создать подростковый клуб. Помогли деньгами город­ ские машиностроительные пред­ приятия, на которых предстоит работать выпускникам, так что сейчас в распоряжении ребят уже свой клуб, где есть театр- студия, спортивные секции, кру­ жок туризма, видеосалон. В колледже смогли решить проблему досуга своих ребят, а вот что делать остальным, тем, кто не обучается здесь? Когда я беседовал с Викто­ ром Григорьевичем, он показал- храняыщйся в ш к а ^ разбитый вдребезги мотоциклетный шлем. Я смотрел на него и думал: ко­ му-то здорово не посчастлши- лось... Этот шлем директор по­ добрал на месте драки, которая случилась однажды возле обще­ жития колледжа. В тот вечер у студентов была дискотека, и тол­ па непрошеных «гостей», аки- пйроеаяяых в эти самые шле­ мы, выясняла на улице отнеше- ния. К счастью, никто из сту­ дентов тогда не пострадал. Но нет гарантии, что завтра в ми­ лиции опжгь не .раздадутся звонки о том, что вновь отобра­ ли деньги, обидели, избили... Сергей ЕЛИСЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz