Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«БРИГАНТИНА» пи шет для старшеклассни ков. А этим ребятам далеко до наших проблем, Им бы побегать на пере мене по школьным кори дорам, поиграть в клас сики, поскакать через скакалку. Но время идет. И очень скоро они станут нашими авторами, чита телями. Поэтому не бу дем забывать о них се годня. Давайте возьмем их с собой в очередное плавание и хоть чуточку посвятим в свои такие взрослые проблемы. ОПАСНЫЕ ИГРЫ Н е д а в н о я с т о л к н с у л а с ь с очередным уголовиьш делом, «героями» кото рого были подроотаси. Трое ре бят совершили кражу с цро- йикновением в жилище, При- выиауть к тому, что наши мальчишки и девчонки стано вятся преступниками, невоз можно. И потому вновь и вновь мы обращаемся к истокам, мо тивам преступления. В конкретной ситуации в день, когда ребята оо!вершили кражу, в шкоде отменили уро ки. А может быть, наши «ге рои» на них просто не пошли. И, не найдя ничего лучшего для применения своей буйной фан тазии, решили совершить «ра жу. Никто из црисутстеующих в зале суда не смог ответить на единственный, мучивший всех вопрос — зачем подрост кам понадобилось красть ве щи, которые у каждого из них есть. Все трое из благополуч ных семей. Правда, один из них пытался объяснить стой посту пок тем, что он был должен оп ределенную сумму и решил вернуть долг, продав украден ное. Условно мы делили всех не совершеннолетних, чаще всего совершающих правонарушения, на две категории. Дети из обес печенных семей. Такими, как правило, движет вседозволен ность. И ребята из неблагопо лучных семей. Они. хотят того или нет, стремятся во что бы то ни стало выжить. Им абсо лютно все равно, какие методы при этом используются. Как же такие разные подростки из совершенно полярных семей попадают на одну скамью под- С.У1ДИМЫХ? Никакая школа и никакая социальная среда не заменят пап и мам. В лучшем с л ^ а е чужие люди помогут в силу профессиональных обязаннос тей. А ребенок был, есть и бу дет не просто творением, но ра достью и болью только двоих. Пусть изо дня в день учитель будет говорить: «Черное», но стоит дома одному из 2-х ска зать своему чаду: «Нет, белое», и никакая земная сила не сможет заставить поверить пер- вошу. А мы продолжаем сочинять программы, выдумьшать бес плодные реформы, винить сис тему и двигаться к очередному душевному кризису следующе го поколения. Вечная проблема отцов и детей трансформирова лась в одностороннюю — для детей. Убогое подражание ми ру, которому столько лет под ражали их родители, прдводит взрослеющего подростка к не приятию подобной жизни. Он делает свой выбор и начинает в одиночестве решать недетские задачи. Вот лишь одш пример. В ншолах сущест вует игра, называемая «геомет рическая прогрессия». Ц ^ д - положим, десятиклассник тре бует у семиклассиика 10 коп. А тот купил коржшс, и 10 коп. уже нет. Значит, завтра он бу дет «должен» уже 20 нал. и т. д. Таким образом, чцрез па ру месяцев «|долговая» сумма может исчисляться круглой цифрой. Теперь цредставим се бе, что родители нашего семи классника как-то узнали о так называемом долге (если обра титься к .уголовному закону —• вымогательстве) и попытались принять меры, а в нашем слу чае так оно и бьшо. Их сьш че рез некоторое В1ремя пришел домой сильно избитый. Пробле ма осталась. А учителя? Не знали? Может быть. Но если о подобном факте в один го лос на суде заявляют 3 под ростка и 3 законных предста вителя, вряд ли педагоги пре бывают В неведении. А пока игра продолжается. В 15, 16, 17 лет становятся взроолымя по возрасту, но да леко не каждый в полной ме ре 'Осознает свои поступки. Как помочь нашим ва,росльш детям, не имеющим за плечами ни необходимого багажа зна ний, ни жизненношо опыта, по нять, что живем один раз, и времени учиться на собствен ных ошибках просто нет? С. Н. ГОРШКОВА, юрист. СТИПЕНДИЯ... и л и ж и зн ь? З в о н о к в редакцию был тревожным. Девичий го лос срыважя от возму щения: «Брат учится в машино строительном колледже. Недав но пришел домой сильно изби тый. Нередко ребят встречают на улице «хозяева» райша — бьют без причин, отбцрают сти пендию...» Фамилии пострадавшего мы не усльш1али, обещанного пись ма с подробностями не получи ли. А потому прояснить ситуа цию отправились в колледж. ...У входа в Липецкий машино строительный колледж дежурил наряд милиции. По пустякам, как известно, его не вызывают. Позже мне объяснили: сегодня выдают стипендию, потому и обратились к милиции, что уча стились в последнее вдемя случаи, когда неизвестные у студентов деньги отбирают. Дежурят в та кие дни и преподаватели кол леджа, и старшв«урсниови, от служившие в армии. И все же. нет-нет да и «потеряются» у кого-то по дороге домой деньги, а взамен еще и синяк под гла зом появится. 'Страдают, как правило, ребя та 1 и 2 курсов — те, кто по слабее. Один из таких потерпев ших сидел, растерянно хлопая глазами, в кабинете директора, с неохотой отвечая на вопросы участкового инспектора. Беседа явно не клеилась. Конечно, 30 рублей жалко. Но страх рас платы за показания со стороны «улицы» сильнее. Молчат, как правило, и дру гие ребята, лшпившиеся денег. А потому милиции обычно при ходится бороться с хулиганству ющими «приараками». Кто же обирает студентов и держит их в страхе? Грешить на своих же старшекурсников директор колледжа Виктор Гри горьевич Загорский напрочь от казывается. Бьгоало, говорит, что и им приходилось таким же способом расставаться со своей стипендией. Ш мнению дирек тора, вьшогательством занима ются подростки района «Авто парка», а также учащиеся, рас положенных по соседству е кол леджем ПТУ. Очищали у ребят карманы обычно вечером, корда закончи- вались занятия второй смены. Ответная мера руководства кол леджа — организация одной, дневной смены. Директор пред лагает пойти дальше и перечис лять стипен1дии студенте® на сберегательные книжки, на ру ки выдавать лишь .небольшую часть. Пока не ясно, одобрят ли эту вьшужденную меру сами студенты. Бьш, как считают в колледже, и иной вариант решения проб лемы: в райО|не «Автопарка» хо тели сделать хо,роший стадион. Для всех. Чтобы прих0|диля сю да не ТОЛЬКО учахциеся, но и местная молодежь — вместо того, чтобы слоняться без дела и «искать на стою голову при ключений». Идея тогда М'ногим понравилась. Долго выравнива ли территорию, размечали бего- В5ТО дорожку, игровые площад- ки. Ребята помогали здесь как могли, все ждали открытия своего стадиона. А на этом ме сте ВДР.УГ... стали .расти жилые дома. После неудавшейся попытки сбл'изить интересы своих и ме стных ребят и решили в кол ледже создать подростковый клуб. Помогли деньгами город ские машиностроительные пред приятия, на которых предстоит работать выпускникам, так что сейчас в распоряжении ребят уже свой клуб, где есть театр- студия, спортивные секции, кру жок туризма, видеосалон. В колледже смогли решить проблему досуга своих ребят, а вот что делать остальным, тем, кто не обучается здесь? Когда я беседовал с Викто ром Григорьевичем, он показал- храняыщйся в ш к а ^ разбитый вдребезги мотоциклетный шлем. Я смотрел на него и думал: ко му-то здорово не посчастлши- лось... Этот шлем директор по добрал на месте драки, которая случилась однажды возле обще жития колледжа. В тот вечер у студентов была дискотека, и тол па непрошеных «гостей», аки- пйроеаяяых в эти самые шле мы, выясняла на улице отнеше- ния. К счастью, никто из сту дентов тогда не пострадал. Но нет гарантии, что завтра в ми лиции опжгь не .раздадутся звонки о том, что вновь отобра ли деньги, обидели, избили... Сергей ЕЛИСЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz