Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец>’ № 44, 1990 г. КРАСОТА СПАСЕТ МИР Фото Дмитрия ДРОВЫШЕВА. Тема предлагаешого разго вора не нова =— эстетичес кое воспитание детей. Уже лет десять, как в средствах массовой информации таша появляться серьезные ана литические статьи о необхо димости закладывать в иа- пгах детях ростки 1^льтуры чуть лк не с колыбели. Яр кими вспышками мелькали перед глазами статьи н до кументальные кадры о вели- колеиной работе Тбшшсской школы искусств, юных Мо цартах музьшальных клас сов замечательного музыкан та н педагога Д Кабалевско го. Однако, признаться, щю- ме тихой зависти и мыслей, что твоему ребенку это «не грозит», подобные материа лы других чувств почему-то не вызывали. Старая истина — педаго гом нужио родиться. Но где Же их взять столько — та лантливых, неординарных, верящих в детей и остро чув ствующих неповторимость каждой человеческой лишо- сти? Негде... И наши надеж ды на то, что все детские са ды и школы станут для на ших детей первыми и основ ными источниками познания красоты и духовности, увы, несбыточны. Но мы забыва ем о том. что почти каждый из нас волею природы стано вится воспитателем, ведь мы — родители. Мы можем и должны чув ствовать своего ребенка, уметь развивать и поддержи вать в нем тшу к творчест ву, неординарности. Как в когда прийти на помощь своему сыну или дочери, что мы можем им дать, ориенти руясь на азы этического и эстетического воспитания в семье, дома? Об этом рас- сказьтает мурманский ис кусствовед Ирина Николаев на Кулипша, занимающаяся проблемами эстетического во спитания вот уже много лет. Н АШ первый разговор это вводная «лек ция», если хотите. Он лишь ставит проблему, не освещая подробно пути ее преодолеяия. В дальяейше1М мы планируем, отвечая на письма читателей (ес.чи, ко нечно. такие буд^>т), разби раться в конкретных ситуа циях, предлагать тюдителш необходимый материал для работы со своими детьми, а, может быть, и над собой. Внезанно соцно.тога и психологи заговорили вдруг о дефиците личности в на шем обществе. Безликая серая масса, поднимающая единодушно руки «за» по указанию «свыше»... Обы ватель, ратаодушный к со страданию и общеответаым проблемам... Плохо ин«}юр- мирошнный (а ш аяе — по- .луобразованный) человек, вы работавший определенный тип мьнпления — самоуве ренный, несамокритичный, а потому и всегда категорич ный... Чиновник. действую щий только по инструкции, т. е. человек без фантазии, слепой исполнитель... Вот социальные типы, сложивши еся в таи назьюаемые за стойные ГО|ДЫ. А жизнь на каж|дсм шагу подбрасывает сложные и пре дельно индивидуальные си туации, в которых по штам пу действсжать нельзя. Про блемная ситуация требует такого шособа действия, ко торого в прошлом опыте у человека не было. В «Советской кулыу|ре» От 7.01 .Ш г. в рубрике «Де ловой клуб» опублико1Ц|1на статья «Искусство — де тям. А зачем?», где одш из учасшиюов обсуЖ|Дения этой проблемы — народный дожник Б. Йеменский —вспо минает. как зам. министра просвещения оказал ему: «Подождите, сначала мы по строим коммунизм, а уж по том займемся эстетическим воспитанием». А ведь имен но через эстетическое вос питание, через занятия ис кусством человек становит ся творческой личностью, развивает ие только худо жественные способности, но меняет сам характер своего интеллекта, делая его вос приимчивым кю всему ново му. Но беда ш в том, что считается, %дто бы эстети ческое воспитание ведется. И ведут его чаще всего или люди, не имеющие никакого отношения к искусству. к эстетике, к художественному образованию, или имеющие специальное образование, но не понимающие сути эстети ческого развития, не любя щие детей. Даже заяимаась с детьми искусством, они про сто «натаскивают» их в ра зучивании каких-либо песе нок и мелодий, в умении что- либо нарисовать, вылепить, сшить, сконструировать и т. д. И все это неведко при таком отсутствии общей куль туры. что ДИВУ даепр-ся! Откуда и почему утверж- да.пось V нас расхожее мне ние о том, что в вопросах эстетического воспитания якобы не нужно быть спе циалистом. что вопросами КТОВЫРАСТЕТ ИЗ «СЕРЕНЬКОГО» ЗАЙЧИКА эстетического воопитааия мо жет заниматься любой (бы- ■та бы охота) и что, мол, ни какого специального обра зования здесь не требуется. Какая непростительная на ивность! Больше, чем где- либо, здесь необходимы зна ния в области эстетики, раз личных искусств, педагогаки, психологии ребенка. А при неумелом, неу&иом. непро фессиональном подходе по лучается карикатура на эс тетическое воспитание. Приведу только несколько н аи ^лее ярких примеров. Звоню в детский сад, зака завший лекцию через суще ство «Знание» — «что-нибудь об искусстве». Предлагаю почитать об эстетическом во спитании детей. Слышу в от вет самоуверевно-категорич- ное: «Нет, этого нам не нуж но. Мы знаем, как вести эс тетическое воспитание». Я довольно мягко говорю: «Вы же не специалисты, не ис кусствоведы». В ответ слышу не менее категоричное: «У нас есть указания, что и как делать». Ладно, думаю, воз- моясно, и шравду люди все умеют. Спрашиваю: «А что конкретно об искусстве вы бы хотели услышать?» Сна чала в ответ неопределенные восклицания, а потом вели колепно завершающий наш разговор ответ: «Ну что-ни будь о снульптущюй живопи си!» В ОДНШ1 из детских сади ков одна из таких воспита тельниц не смогла найти ни какого другого метода вос питания малыша, имеющего умных и образованных, ин теллектуально развш-ых ро дителей, а потому уже в че- тырехлетваи возрасте име ющего свое мнение, свою точку зретия на мир, отно шения людей и т. д„ как за ставляла вставать его перед группой на колени. прося прощения. Я бы таких горе- воспитателей навсегда .лиша ла права просто подходить к детям, а не только еще их «воспитывать» на свой лад. Второе столкновение с этаким «педагогическим» да ром, увы, закончилось тоже не в пользу маленькою Че ловека. Готовясь к Новому году, взрослые (неужели уже совсем ни-че-го не понима ют?!) «педагоги» всех детей решили разделить на 2 груп пы: все девчонки должны были стать «горошинами», а все мальчики — «зайцами». И только опять он один ока зался с истинно нравственным подходом к решению своих таких сложных (наверное, даже более сложных, чем у взрослого), проблем сущест вования в жесткой атмосфе ре подобного общения (когда тебя ну никак не понимают!). Он твердо и решительно за явил, что «зайцем» он не будет, т. к. «мужчины зай цами не бывают». Ничего не могли сделать с маленьким упрямцем. Действовали че рез родителей: мол. почему вы учите его протжопостав- лять себя коллективу. по чему он должен быть осо бенным? Слушая все это, я думала; «Как это возможно в наше перестроечное время?!» Не ужели эти лЮ|Ди не понима ют, что нельзя подавлять ин дивидуальное сознание. Все так называемые «застойные годы» мы слишком доверяли посредственной «серости», заставляя Личность подстраи ваться «под всех», губя та- •лант, ломая саму Личнсють. В общественном плане это обернйшссь пока невосполни мыми потержми в развитии науки, производства, куль туры! Сланный «коллектив- чйк» создают они; серень кие испуганные «зайчишки» и сплошь круглые (без уг лов) ма-а-леиькие «ьрропиш- ки», без своего мнения, без своего «я», с будущей убо- гсютью душевшэго мирка (ес ли не встретится кто-то дру гой, кто заставит их почув ствовать себя ' Человеками!). Естественно, что я неско лько утрирую, но не могу писать об этом спокойно: та кие «зайчишки» и «горошин ки» только плачут потом в школе, когда их бьют голо вой о школьную доску (что бы они лучше решали задач ки). Говорят, все дети — ге ниальны, а почему же взрос лые — такие серые посред ственности?! Ответ, по-моещ, ясен; они — выходцы из таких детских садов и школ. Сжималось мое сердце цри этом рассказе: я представля- •та маленького одинокого уп рямца, которому так трудно находиться в этом затхлом мирке неверно понимаемых «педагогических» задач, но он бесстрашно каждый деть идет снова и снова туда же, не требуя от родителей, что бы его перевели в другой са- дш . Как мне кажется, он не представляет себе, что мо гут быть другие воспитатели и другие методы воспитания. И он снсша и снова идет «на бой» за независимость. свое го сознания, ш свою индиви дуальность! Благо, у мальцпа умная мама. Дома он проявляется широко и свободно в своих необычных рисунках. Он ри сует машины с квадратными колесами и многим колгме- ством дверей. На вопрос ма мы — почему все так? — этот Человечек отвечает; «Квадратные колеса? Но у нас же очень плохие дороги, а дверей юного пусть лю ди побьютрее выходят и не толкают друг друга». Вот тебе и индивидуалист! С за ботой о людях, о тех самых, которые его пытаются по ставить на колени только потому, что он не похож на других. Да до каких же пор мы будем безграмотными во всех вопросах?! Ведь сейчас такое прекрасное в,ремя для умных, талаигливых лю дей, идей, свершений. Мы не имеем права пере кладывать наши неудачи, на ше родительское и педагоги ческое неумение на малы шей. Наказывая ребенка, мы расписываемся в собственной воспитательской безграмот ности и неумелости! Кто дал нам — взрос-лым — право снижать достоинство ма ленького Человека? Главная задача эстетичес кого воспитания — это вос питание эмоций вькшего по рядка, «а которых основано сознание, а, следовательно, интеллект и все то, что вы деляет человека.из животно го мира. Надо различать, где проблены эстетического вос питания, а где — художест венного! Ведь даже откры вать ничего не надо! Все уже давно до нас открыто други ми умными и тонко чувству ющими людьми! Возьмите то, что найдено ими, не по ленитесь немножко порабо тать над собой. Психолог Л. С. Выготский давно уже открьш, к примеру, что дет ский рисунок (до 5—7 лет) ни в какой мере не относит ся к области художественно го творчества. Поэтому не ло майте детей, заставляя их на Нсппих занятиях по рисова нию рисовать «как надо» (с правильными пропорциями, перспективой и т. д.). Ре бенок в это в)>емя рисует не явления и предметы, а схе- 1МЫ. Это — его пристраива ние к миру, познание мира — через рисунок. Риссшать для детей — то, что и гово рить. Не воспитьшать. а разви вать творческие задатки — очень благородно, серьезно и трудно. Для этою самим надо стать творческими людь ми, ко всему научиться под- Х0|днть творчески, читать самое интересное по своей специальности, особенно то, с чем вы не согласны, ибо это развивает способность мыслить. Ес.ли вы в чем-то убеждены, то другая точка зрения не уничтожит вашего убеждения, она, скорее, по служит толчком к углуб.че- нию ваших ообстаенных мыс лей, к вашему дальнейшему развитию.. Пока все еще на ша система обцэааования и воспитания остается школой творческого выхолащивания. Давайте виесте попробуем быть педагогами у себя в- семье. Прекрасно если наш .оазгово-р поддержат профес сиональные педагоги. А пока предлагаем ро дителям к детям принять участие в обсуждении такой темы, как эстетическое ос воение действительности! че ловеком. Не пугайтесь «на- учиого» названня. Вявма- тельно ирисмотревшись к своему ребенку, верно оце нив его реакцию на ощ>ужа- ющий жир, вы поймете, что сталкиваетесь с этим каж дый день. Поймете, насколь ко глубок и интересен ваш маленький человек. Он ста нет иным в ваших глазах, а это уже первый шаг к сод ружеству и сотворчеству. Специально для «Ленинца» Ирина КУЛИГИНА, щжуествовед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz