Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 44, 1990 г. пр&1хщшфл ,И! < ^.■ Ш ГниОо- де, т ш т ш ё т Ш т г н ^ эта 1^и:дйи' Октябрь- ^'и.'лЪду мы ■ '^10 нормаль- ' ш 'праздник, и я ........... отменять его. Ш , 'ш ^ согласиться с ва- эвзад людьми двш'али ^ные и благородные г » - " » с е стремились только ко благу, .Но давайте посмох- рк» что мы получили в итоге: иг ^рроывает ш сегодняшний день иесгйИ'оятельность не столько зтой идеи, сколько пути, выбранного для ее ^ у ществления? Иванов; — Смешно сегодня было бы утверждать, что идея реализовалась. Но я вижу и другое: не реализовал ся и тот путь, та программа, кото рые были выработаны 73 года на зад, Вспомните «Декрет о земле» •— свершения социалистической револю ции, Имеем ли мы право сегодня от казаться от этого? Кроме того, я счи таю, что конкретно наша страна и наш народ, воспитанный на социалистиче ских идеях, не могут так резко по вернуться на 180 градусов и начать жить по западному образцу, поставив во главу угла лишь бизнес.' Корр.: — Но ведь вы не будете от рицать, что на Западе народ аошет лучше? Иванов; — Очень может быть, что лучше. И я не отрицаю необходимости сегодня учиться у Запада и брать все лучшее, что у него есть. Я тоже про тив ра^ешивания ярльжов и считаю недоцустимьш сегодня жить за идео логическим «желчным занавесом». Но давайте и из нашего наследия вы берем то хорошее, что в нем было, отберем зерно от плевел. Я не верю, что Советский Союз распадется. По следние Указы Президента позволят наш сохранить все экономические Рниаев; Мной* ж-ч отмсчнгчсн как нелньяи пии»,и«як ^'.1 ЧИКО праВ’>не(*но ,ш еь-ю -„я? Пеш., сегодня ' яногнч лигдсн чот диж ИГОМ) а<<оциир» 1 ь. Iы я с дном кача. 1 я яацпичг» >ьноц ■, 1 Iа^.^ро- фы Слишком мданне нр> \,и я ,1 в го- годняноц-й зоказмьдют Н.ТИ го, чт <1 V р о д и в м<>’'ла ^ 1 ! г, 'ть яяяя г\дьба, Иняя дороы Корр.: Ну что ж, если вспом нить, как янса.7 Зотиснко: «И вот мы видим то, 419 видим 7. и если встать <га эту нозицньх то вы, возможно, правы. Но еа.иа идея, первоначальный эш№Едсед, быть может, были верными? :"Щийев: —- Не жумаю. Возможяо- ет 'для развития действительно де- доукратичесиого, экономически раз- •11ИТОГО и согшяльно защищенного общества были заложены уже Фев- ра.аьской революцией. России остава лось только конституционно их за- крешпь и развить на Учредительном собрании, избранном всеми народами ликвидацию армии, открытие госу дарственных границ. Всего этого про сто не могло бы и быть, если бы лю бые действия людей, стоящих у вла сти. были результатом деятельности не ку'чки партийных идеологов. а борьбы мнений в законно избранной парламенте России, отражающем ш - тересы всех слоев населения. Но! Р оссийский парламент так и не начал свою деятельность. Он был рас пущен большевиками. В памяти же нашего народа осталось только Вре менное правительство, действующее до 7 ноября. Да и что мы знаем о нем и его планах? В огульном охаи вании Временного правительства от сутствует понимание того, что оно действительно было временным, до пускающим просчеты и ошибки. И уж совсем не вспоминается, что именно оно обеспечило за^ короткий период времени выдвижение и в ы ^ Ры народных депутатов в Учредитель ное с<^рание. «Я В Е РЮ В ПРАВИЛЬНОСТЬ ИДЕИ...»,- утверждает секретарь обкома ВЛКСМ Виталий ИВАНОВ ведь сегодня, раздавая землю в арен ду, закрепляя ее за крестьянином, мы именно к этому декрету и возвра щаемся. И таких приме,ров можнб привести массу, корда совершенно правильная идея извращалась, либо выбирались неверные механизмы для ее реатизации. Вот в этом-то и бьша главная ошибка. Идея коллективиза ции не была сама по себе ошибочна, но механизм «раскулачивания», унич тожения наиболее трудолюбивых и хо зяйственных крестьян привел к тому, что она потерпела крах, Корр.: — Вы не считаете, что у России мог быть другой путь разви тия, более благополучный и пло дотворный, если б не Охстябрьская революция? Иванов; — Естественно, путь мог бы быть другим. Но Октябрьская ре волюция — свершившийся исто.ричес- кий факт. Мы все дети этой револю ции. Я не стал бы сегодня призывать «продолжить дело революции». Я бы сформулировал это несколько иначе; «возродить дело революции». Вы чув ствуете разницу? Смысл в том, что идея революции во многом была де формирована имешю конкретным «де лом». В сущности, сегодня я вижу главное лекарство от наших бед толь ко в одном: чтобы каждый честно и добросовестно трудился на своем месте. Корр.: — Но н этому нас призыва ли все 73 года. Не кажется лн вам, что сака система не стимулировала честного и добросовестного труда, бо лее того, она отучила человека честно в добросовестно трудаться, лишив его заинтересованности в результатах своего труда? Иванов: — Я согласен с вами: идея «политэкономии социализма» ошибоч на. Такого феномена просто не суще ствует, есть всеобщие, универсальные экономические законы развития про изводства. Несо.мненно, была ошибоч ной чрезмерная идеологизация эконо мики. Какими бы великими ни были идеи, производство развивается все- таки по эконолшческим законам. Но меня путает и сегодняшняя ситуация: мы пытаемся махом отказаться от со циалистической идеологии и поставить во главу угла одну лишь экономику. Нельзя вот так одним ударом обру бать наше прошлое. Корр.; - - Даже если оно было опш- бочным? Иванов; — я не вижу ничего дур ного и ошибочного в социалистичес кой идеологии, если брать ее в неиз вращенном, первоначальном виде. Наше государство являет собой исто рический прецедент, как результат «МЫ ПРАЗДНУЕМ ТРАГЕДИЮ...»,- считает секретарь обкома Демократической партгт России Виктор РИЗАЕВ связи. Новый союзный договор, ли шенный идеологического давления, поможет закрепить на местах реаль ную власть Советов и нормальные от ношения пэавных партнеров. Корр.: — Как вы относитесь к Ле нину/ Иванов: — Я не склонен делать из него божество или кумира. Это был чрез1вычайно умный человек, один из^ ве.1шчайших исторических деяте лей XX столетия. И не его вина, что многие идеи были искажены впослед ствии. Конечно, большая беда заклю чается в нашей вере в «великих вож дей». Эта вера молчаливо санкцио нировала то насилие и то кровопро литие, которые бьшив нашей истории. Конечно, после всего того, что при шлось передсить н аш ^ Отчизне и на шему народу, очень трудцо вновь обрести утраченные идеалы. И в этом плане я приветствую то, чтр наше го сударство повернулось сегрдня лицом к Церкви, что мы начинаем налажи вать связи с рус<ашй интеллигенцией, живущей сейчас на Западе. Я верю, что все это поможет возрождению России, русской интеллигенции. Корр.: — Как вы относитесь кон кретно к нынешнему празднованию 73-й годовщины Штябрьской рево люции? Иванов; — Я считаю, что пора по кончить с «административно-команд ной» организацией празднования. Тот, кому хочется пройти в празд ничной колонне, окунуться в гущу массового праздника — пусть вдет на демонстращю. А кто предпочита ет провести этот день дома, в семье — пусть празднует так. Это личное дело каждого, и никакое давление здесь неуместно. России. После же 7 ноября эти воз можности были .уничтожены. Власть в стране захватила Партия. Иньвди словами — часть народа, а не народ, поскольку латинский ко рень слова «партия» как раз и озна чает «часть». И здесь уже неваж но, как эта партия ыедывалась. Не желание партии делиться с кем-либо захваченной властью собственно, и по- С.ЧУЖ1Щ0 началом всех последующих трагедий нашей страны. Ко|>р.: — Бслв я правильно поня ла, то одну из причин этих трагедий вы видите в однопартийной системе, в отсутствии всякого контроля со сто роны народа... РиЗаев; — Для сохранения сво ей власти над обществом правящая партия просто вынуждена идеологи зировать все сферы общественного бытия. Именно идеологизация всего и вся. возвышение одного класса над другими заложили основы и помедли уиреплеаию тоталитарной, партийно государственной системы. Только торжество идеологии болыпевизма мо гло привести к пренебрежению объек- тивньшн законами эконшгаки. Шпо- мните. с чего начала партия больше виков свою экономическую деятель ность? С отмены денег, как универ сальной мещл оплаты тКУДа, заменив ее на карточную систему распределе ния. С уничтоже1шя экономической заинтересованности в результате сво его труда, с полного раз1М>1ва нор мальных экономических связей меж ду городом и деревней. Было уничто жено дореволюционное трудовое за конодательство, самое, заметьте, про грессивное в Европе, а вместе с ним и аистема социально® защиты. К этим же «подвигам» моишо д о б ы т ь и Корр.: —■ Вы говорили об идеоло гизации всех сфер общественного бы тия. Но ведь, в первую очередь, я думаю она должна была сказаться на духовной жизни народа? Ризаев: — я думаю, что ни для кого не секрет, какой духовный по тенциал потеряла Россия в резуль тате вммиграцнв интеллигенции, за счет ее притеснения, а зачастую и фи зического уничтожения здесь, у нас в стране. Мы лишили с ^ я золотого генетического фонда, а заодно значи тельно усилили интеллектуальный потенциал Е1вропы и Америки. Да разве это было лишь сразу после ре волюции? Разве в годы застоя тота литарная партийная система не вы нуждала ученых, художников, музы кантов. вообще — мыслящих людей покидать Родину? Эта самая система ■провозглашала уравниловку не толь ко в экономике, но и в «мозгах». Корр.: — Ну и каковы же у ли пецкой организации Демохфатнчее- кой партии России конкретные пла ны по поводу праздноваяня 7 нояб ря? Ризаев: — Мы собираемся об ратиться к городскому Совету с про- сьбой не проводить демонстрацию. Но если она все-таки состоится, хотим мы того или нет, то было бы просто неразумно самоустраниться и ограни читься молчанием — этого бы никто не заметил. Поэтому мы думаем по дать заявку на дем0!нстрацию. Но! У нас будет своя колонна, свои ло зунги и транспаранты, в которых мы, ш к вы понимаете, не будем прослав лять 73-ю годовщину Октября. Корр.: — Не будет лн это ос корблением тех, кто проливал, кровь за революцию, «за Родшог, за Ста лина», кто все эти десятилетия верил в идею? Ризаев: — Знаете, я считаю, что продолжение празднования Октября после всего того, о чем мы с вами говорили, после всего того, что сегод ня становится достоянием гласности — это тоже оскорбление. Это оскорб ление памяти миллионов загубленных россиян, тысяч людей, вынужденных псштауть Россию. Оскорбление нере ализованных возможностей россий ского народа Мне думается, что при решении этого вопроса надо опять- таки думать в первую очередь не о соблюдении идеологических тради ций, а о нравственной стороне этого мероприятия. Признать свои ошиб ки никогда не поздно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz