Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ЮИБЛЕЙ БЕЗ АДРЕСА , __________ 1111111 Завороженные делюкве лица, ра достный смех, живое веселье, Рас тры» рты, юные зрители с увлеченИ' ем смотрят на сцену. Еще бы, сего дня у ребят встреча с пе|рсонажами известных сказок. И как не толк'- бить забавного Гусенка, удалого Б а ; - ду, хитрющего Братца Кролика и других чудесных героев детских спек таклей! В зале царит атмосфера прп здника. Особенно сегодня, ведь V Ли- легдкого театра кукол юбилей. Он ог- меняет свое ‘25-летие. К сожалению, повседневная жизн^ этого творческош .коллектива совсе ’ 1 небезобла.чная. Праздник на сцене сменяется буднями, а вместр с ними приходят проблемы. С ними и откры вают артисты свой 26-й театральный Как известно, все 2 5 лет своего с,уществования наш детский театр че имеет своего собственного помеще ния для постановки и показа спек таклей. Но все эти годы театр жил полно ценной жизнью, собирал М 1 ногочислен- ных зрителей и радовал их новыми спектаклями. Где? А где придется. Много лет ютится-он в старом поме щении филармонии. Раньше была возможность как-то делить зал с ф^'- лармонией и давать там же спектак ли для детей и для взрослых. Но и от этот'о скромното удовольствия пришлось отказаться. Здание закры вают из-за. аварийного состояния. Нет. Театр не закрылся. Наоборот, как бы сопротивляясь всем невзгодам и трудностям, здесь сложился слп- бильный творческий коллектив. По словам художественного рукотоДите- ля детского театра, заслуженного ар тиста РС Ф С Р Вадима Васильевича Жукова, в театральной труппе много интересных и талантливых актероз. Это заслуженные артисты В. Тепля ков, А. Заворуев, артистки Г. Жуко-- ва, Л. Варнавовая-Тепл'яшва, Г. Ф е дякова и другие актеры, составляю щие так называемый золотой фонд театра. За последнее время в труппу пришла -молодежь — А . Рыбаког-, ,П[. Черных и Н. Чибисеяков. Своей прадан-нос.тью делу эти лю ди смогли и на пустом месте сохра нить театр, его традиции. Чтобы не быть голословным, приведу следую щие примеры. Еще в 1 9 7 9 году по идее того же Липецкого кукольного театра и инициативе Союза теа,траль ных деятелей бьша создана своеоб разная творческая лаборатория, объ единившая вначале 4 — 5 театров Чер ноземной зоны. Сейчас же в лабора тории главных режиссеров и худож ников центра Росши под руково,д- сгвом В. В. Жукова 1 5 профессио нальных театров. В свое время наш театр кукол был с творческим отчет.ом в Москве, ему доверили представлять советское ис кусство в Польше. Вернулись оттуда липчане с почетным дипломом. Поз же театр успешно гастролировал ч двух африканских странах: Ангояе и Мозамбике. Довольно удачным было участие ншлих земляков в фестивале театров Черноземья, проходившем в прошлом году в городе Воронеже Ио, согласитесь, поездки й гастро ля не могут продолжаться круг^шй год. А воадрагцаться театру прихо дится в пока еще не закрытую полу подвальную часть филармомии.,. С не которых пор арендует театр зал в ДК трубного завода. Здесь дают пред ставления и если уда&гся проводят .репетиции. Развернуться особо не да ют. В клубе то собрание, то по;щз кинофильма. Только, бьшает, устано вишь декорации, настроишь прожек торы, все приготовишь на сцене. К'-гк пора сворачиваться и освобождать помеп.щ,ние... Зал хотя и не особенно для куколь ных шектаклей присиособлен, но юных зрителей на спектакли всегдч много собирается. Стало традицией, что дети приходят вместе с родителя ми, особенно в выходные дни. Не случайно здесь постоянно разнообразят репе^ртуар. Сцеяиче кую жизнь получают как классическая русская сказка, тш! и хорошая с^^в- Но и с этим клубом, видимо, при дется рашрощаться. ЗДгбный завод переходит на хозрасчет, и за эксплу атацию того же зала придется пла тить теперь раза в три дороже, что театру явно не под силу. Нет, нельзя сказать, что никто не обращает внимания на бедственное положение театра. В городе уже про веден конкурс проешюв нового теат ра. Определено место будущего стро ительства: северный берег Комсо мольского првща. Есть первый спон сор ■— Липецкий Птицепром. Все это вселяет надежду на то, что очередной большой юбилей театр кукол ^ д е т встречать в новом, большом, а, глав ное. своем доме. Сергей ЕЛИ С ЕЕВ . СМЕЯТЬСЯ, Театр... Он был и .ярмарочным ба лаганчиком, и храмом искусства, и по литическим рупором. Чего же ждем мы от него сегодня? На этот вопр -;; даже среди театральных деятелей не 1 единой точки зрения: одни говорят, что театр должен воспитывать на вы соких образцах классики, другие — что он должен давать возможность отдохнуть и развлечься, третьи... Впрочем, давайте остановимся ва том, что театр должен быть разным. Нынешнее гастрольное лето в Ли пецке было довольно насыщешгым: мы познакомились с очень разнолла новым Калининградским драматиче ским театром, сходили на Рижскую оперетту, посмотрели мхатовские спектакли. А сейчас я хочу обрадо вать липецких театралов еще однии сюрприэюм: трехдневными гастроля ми московского театра «Гротеск». Это один из молодых столичных те атров — ему всего два года. Орга низован он был драматургом, писате- лем-сатИриком А . Каневским. С ка кой целью? Об этом рассказывает ад министратор Владимир НИКОЛАЕВ : — Таких малых театров в Моыше около 2 50 . Дело в том, что молодые драматурги, режиссеры, актеры не всегда имеют возможность реализо вать свои шлы в больших театрах. Кроме того, хочется со.здать что то свое, неоовто|римое. Бот поэтоаиу л родился театр «Лротеск», сущесивую- щий вначале как студия. Лицо теат ра во многом зависит от его руково дителя. И в этом смысле мы очень многим обязаны нашему режиссеру Георгию Брайковокому, той идее са тирического театра, которую он испо ведует. Кроме того, наш театр имеет свое лицо еще и потому, что мы вы купаем пьесы У авторов с монополь ным правом- на постановку. Так 1 «'( об разом, то, что идет на натней сиене, вы не увидите больше нивде. Корр.; — Володя, сейчас часто вы сказывается мысль, что жанр сатиры претерпевает кризис, мол, она была ПРАВО, актуальна я годы застоя, когда нель зя было говорить правду открыто. А сейчас этой правдой заполнена' вся пресса, все трибуны... Николаев; — Я не совсем согла сен. Сейчас появилась какая-то оз лобленность в людях, нопаиие в сию минутных проблемах. В шязи с этим я вижу выход сатиры на качествен- 'но иной уровень, новый ее всплеск; она стала, с одной стороны — жест че, с другой стороны — масштабнее. Мы не хотим просто «кричать» о недостатках, мы хотим, чтобы людт’ приподнялись над ними, вспомни.™ о своем человеческом предназначении. Именно поэтому все наши шектакли имеют философский подтекст. Имен но поэтому наш режиссер отказыва ется От 'ВСЯКОГО рода дешевых трю ков с раэдеватшями ва сцене, с пош лыми «хохмами». Одна из наших задач —- поднять престиж театрального искусства. Нельзя идти «на поводу» У публики: мы должны не ЗДускатъся до -уров-' ня массового зрителя, а поднимать его до уровня высокого искусства. Корр: Ну а как тогда обстоят у вас дела с заполненностью, залов? Николаев: — Прежде всего, мы не ставим перец собой цели «забить» зал до отказа. Во-вторых, если из 2 5 0 человек хотя бы 2 5 задума ются над своей жизнью и над собой - - зна.чит, .это уже наша удача, наша победа. Я убежден, что сегодня те; атральное искусство не должно, не имеет права быть просто развлече- Корр.; — Кстати, о театральном искусстве. Вам не кажется, что ког да страна находится в таком эконо мическом кризисе, когда в магазинах ничего нет. то .как-то странно и даж«> неудобно звать людей в театр? Николаев: — Я отвечу так; во вре мя войны, перед атакой боШцл шл> смот'реть спектакли фронтовых тс атральных бригад, хотя каждый и них мог через несколько часов погиб- 'нуть. Значит, даже в самых экстре НЕ ГРЕШНО мальных ситуациях искусство необхо димо. Оно помогает человеку выжить и остаться при этом ЧЕЛОВЕКОМ. Как гйворится, не хлебом единым... Корр.: — Что же представляет а>- бой ваш театр с точки зре 1 шя эсте- Николаев; — Мы не приверженцы крупных, мсшументальных форм, га они и невозможны в подобных малы?: театрах. С другой стороны, мы, не стремимся к нарочитой уп'рощеннсс- ти и скупости театральных среде г». Если так МОЖ 1 НО выразиться — у нас театр средних форм. Что же касается наследования ? продсхпжения традшщй, то мы счита ем себя преемниками русской саги- ры со времен Салтыкова-Щедрина. Корр.; ~ Каковы же ваши бли жайшие планы? Николаев; — Ну планы-то грандИ” ■ озяые: у нас намечены зарубежные гастроли в Болгарии, Греции, Израи ле, Чехословакии, Финляндии. Что выйдет: поживем увидим. Елена БРЕДИ С . БОЖЕ МОИ! ДЛЯ ЧЕГО ТЫ МЕНЯ ОСТАВИЛ?» Вчера областной драматический театр опфыл 70-й театральный сезон. Мы стали зрителями новой работы театра — спектакля «Боже мой! Для чего ты меня оставил?» по рассказам А .П .Ч е хо ва «Черный м о н а х » » «С т у дент». В репертуаре театра это 6-й спектакль, созданный на основе че ховских пр 01 юведений. «Театр судят по результату...» И все-таки, как и любой живой орга низм, театр ■ это хфоцесс. Пожалуй, именно это состояние в интервью с главным режиссером театра В. М. Пахомовым было обозначено словами: «Сегодня мы другие, нежели вчера и поэтой^ нрпдолжаем искать в этом же выражение нашего сегодняшнего по нимания автора, мира себя». Пытаясь сохранить это представле- липецкой сцене, в разговоре о новой работе театра, мы использовали по этому записи со многих репетиций спектакля. Мы благодарим за помощь в подготовке этого материала заве дующую литературной частью театра Г. И. Коваленко. И надеемся, что из ложенное здесь не будет воспринято как нечто статичное, претендующее на «окончательный вариант». Н ОВЫЙ спектакль — это уже вторая попытка театра обра титься к прозе Чехова. Цреды- дуцщй <шектакль «Пишу на тему о любви» объединил в себе «Дом с ме- зощщози» и «Даму с со.бачкой». И если каждая постановка Чехсва на липецкой сцене — не только не кий сценический эксперимент, но и открытие вечных 1 пласто 1 в духовной жизни, последний спектакль начинает собой сто.т 1 ь важную дню сегодняшне му тему религиозных, космических связей человека- Что же такое «Черный монах?». В письме к М. О. МеньшиксшV Чехов, как известно, писал: «Рассказ меди цинский. Трантуется в нем мания ве личия». Но сегод'ня, пожалуй, уже нельзя принять слова эти как катего ричное утверждение, равно, как и вы- вестн из них «совместимость» какой бы то ни было сценической трактов ки с концепцией автора. По тексту несомненным здесь, по жалуй, представляется одно: «Монах» дает богатую возможность неодно значной подачи материала. И с эгед позиции, постановка нар. арт. Р С Ф С Р режиссера В. М. Пахомова, Д 5 ’^мается, вьвдерживает достаточно строгую кри тику, отвечает многократно высказы ваемому арбитражу автора в пользу «золотой середины» — так разреша ется конфликт между материальна* » идеальным, .духовным и фшичесшш в жизни. Итак, герой «Черного монаха», сто личный магистр Андаей Васильевич Коврин врывается в жизнь воспитав ших его провинциалов Песоцких, отца и Дочери, и их великолепного сада, — У Чехова веет,да есть люди с «другого берега». — рассказьшает В. М.‘ Пахомов. — О.НИ так же. как и образ сада проходят через все его творчество. Шкловский считает данщ, что главная тема Чехова — есть ге ма взаимодействия человека и приро ды. Когда Коарин находится в нор мальном состоянии духа, действитель но. у него не возникает раздражения Подобно Раневской, приезжая к Пе- соцким, Коврин возвращается здесь в свое детство. И так же, как это про исходит в «Вишневом саде», своим приездом этот столичный, умный, ин теллигентный человек вносит разру шение в МНР людей, обеспечивающих «потребности тела». Так рождается извечный конфликт между устремлениями духа и, услов но говоря, заботами каждодневной жизни — Магистру является чер ный монах с набором вечного Иск,у- сителя. Слова об истине, редких избранни ках, приблинсающих день Правды, бальзамом ложатся на д^тду Коврина — пришелец искушает его лукаво. Но мефистофельский напиток слов, некая наркотическая смесь, которая в ко нечном итоге, приводит к психическо м у расстройству магастра, здесь во все не «однозначно отрицательный заряд». И диалектика этого ре^ниссч,- ,ром спектакля трактуется чер з «свиту» белых фигур, которые сопут ствуют каждому появлению на сцене Монаха. Белый цвет, по-библейски, силшол гармонии. Переживая ежеминутное присутст вие в себе «вечных истин», Коврич обретает, пожалуй, желанное счастье. К нему нисходит гармония; между мечтаниями души и отзвуками ее — саду , природе, окружающим людям. На волне переживания этого магистр влюбляется в нервяую, талантливую «заботами тела» Таню, восхищается деловитостью Песодкого, делается стояние» это и есть для нег'' самоп 1 ;^те > ) !ь с 1 ва еще более ^зощ- ^ о ^ ’ '"'^ьиждый человек естественным спо- ^Н зш е главное сяремлеш 1 е, ~ лась душа, но чтобы это происходн- В п о ^ ™ . е м же оазлале ткв'па вреда р ™ Поэтому Че- к «золотому» соотношению крестч. все это невозможно. сад, размеренный порядок жизни Пе- жизни. ин^'Ю веру уже выступает как го Развитая -------------- сегодая, когда обнаруживаются ррат соцких — по мнению режиссера предательство. . спектакля, «виновны обе стороны». И Ков 1 рин также сшерпжл его, [ «Черный монах» и .плате с теми кто их расстреливал я — Нельзя навязать «руг другу считает режиссер. «Ем у хотелось рассказы «черный монах» и .шште с . т е ^ , кто ил ^ Г ь ^ Г в . ? л = г - - п е ^ т раскаявшись и получив духовное про- душе», «атособной возлгббить и пРиять щеяие, так же и Петр, ученик Иису- миогах. Потому что прощение ~ с * ® - , са, представший в рассказе Студеяга, сем не сиюминутная снисходнтель- очшцаег свой грех через слезы. ность к ошибкам друшх , но, в освове — «И исшед вон. плакася горь- своей, противление какому бы то ни ■ ко...» — «Бог незлоблив, —- говгрит было насилию, режиссер, -— он дает нам возмож- -— Такт, возвышающийся До ■ ность раскаянья». И это раскаянье, ниальности. — сказал вак-то об А . П. прошедшее "через многие поколенкч Чехове коллега по творчеству ДЖ. людей, подобно извечной вселенской Пристли. Наверное, поэтому произве- цепочке — «дотронулся до одного дения Чехова, при всей лаконичности конца, как дрогнул другой». — фор- текста, столь неоднозначны и сквозь мулиюгет свое открытие Студент. авторский взгляд и даже ироиию ос- По евидетельству соаремеяников, тавляют иам выход к серьез 1 ШМ Чехов выделял рассказ «Студент» раздумьям. И, наверное, поэтому Ли- среди своего творчества, считая -его педкий театр уже 12 -й оюд обращаст- наиболее совершенньш по форме. ся к его т ^ р ч е с т в ^ _ Действительно, «закольцованность» «Чехов близок X X веку, ^ темы, точность «попаданий» худож с- ' рит гдевный режиссер театра В . ш . ствешого стиля рассказа — все это Пахомов, — потому что он никогда объясняет «пристраетие» автора. нетребовал, не застав; «...ейудент думал о том, что точ». жить так. а не иние . В г такой же ветер дул при ^Рюрике,. и ем произведении Чехов повествует, ПРИ Иоанне Грозном, и при Петре, и но не призывает. Потому что любой что при них была такая же лютая примц! — уже есть насилие», . бедность... Точно так же в холодную ...Вчера мы стали зрителями новой ночь грелся у костра апостол Петр...» работы театра. Можно и должно, ко- К удивлению Ивана Великополь- нечно же. спорить о режиссерских ского, нехитрый пересказ Евангелия находках спектакля, обсуждать про- находат неожиданный отклик в душах феесионализм занятых в нем актеров, встретных слушателей Но все же, чтобы по-настоящему оце- «...если Василиса заплакала, а ее нить эту работу, как мне кажется, дочь свдтилась, то, очодидно, то, о надо заранее настроить свои души не. чем он только что раюокязьввал, что освобождение от !како 1 Ч> бы то ни йм» происходило ^девятнадцать векоиина- ло категоризма. зад, имеет отношение к настояще"у Ведь только пережив в себе это — к обеим женщинам и, вероятно, к «право цужого голоса», можно понять этой пустынной деревне, к нему са- состояние героев Чехова, прикоснуть- мому, ко всем людям». ся к живительной даховежой прозе. И сознание этой вселенской связу- Тем более театр. по-Чехову, это хот ющей нити в холодную промозглую же живой организм, который, как и ночь уже согревает людей восхити- все в природе, не терпит шевдая . тельньш. высоким смыслом. " т к г и п п д К т-ЛЕТИЮ с о д н я рож д ен и я и . а . БУНИНА шеской стремительностью Бунин отве тил: « А я имею еще большую честь сидеть рядом с офицером нашей ае- .шкой армии». С трагических высот нашего вре мени нам вое ближе, .все дороже Иван Бунин с его драматической судьбой, с его вдохновенным талан том. с его 'Неуемной любовью к пре красному, мудрому, вечному. «Жизнь моя — трепетное и радостное прича стие вечному и временному, близкому и далекому, всем векам и странам, жизни всего ' бвшшего и сущего иа Земле, столь любимой мною», — го ворил он. Ем у же принадлежит .идру гое признание: «Я хочу, чтобы жизш», люди были прекрасны, вызывали лю бовь, радость. И не'навижу только то, что мешает этому». «Там иволга, как флейта, распевала...» Однажды приобщившись к притяга тельной красоте бунинского, слога, на 'ВСЮ жизнь остаешься под впечатле- •ЛЮБОВЬ И РАДОСТЬ БЫТИЯ.., » Г Д Е истоки иеликшю дарования? Как 1 юждается гений? Как раз- Бунинские уроки прекрасного вивается незаурядный талант? Первые СТ.ИХИ. Озарения молодой души. Волшебтюе очарование поэтиче ского образа, рождавшегося здесь в родаых степях, «в глубочайшей поле- хшюжественном вой тишине, летом среди хлебав, под- художественном наслаждении, ко- сгупавших к самым нашим готоот'ам, * почувствовал, читая Ваши а зимой среди сугробов». рассказы, писал Бунину Ромся У раннего Бунина есть лирический Шш та “^ 1 ^ 1 ^ а з о ^ ^ ж д е н и е шедевр, в котором кшый^поэт как бы ва, ноторое и без того богато и кото рое Вы сумели обогатить еще больше и формою и содержанием». Алексей ^ Толстой сшадетельствовал: «Мастер- ^ ^ т и Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример, как нужно обращаться с русским я зш ом , как цужно видеть предмет и пласти- «Счастье, 1 спектакля. Студент — арт А. ЕЛФИМОВ. Фото А: КОЗИНА. Татьяна Щ ЕГЛО ВА . предсказывает свою судьбу: В то селенье, где шли молодые В старый дом, где я первые песни слагал, Где я стастья и радости Я теперь не вернусь ■ никогда. Родные поля. Родные лесТ 'р од а ’ые чесии'изображать его. ' Мы учимся у горизонты. Все исполнено « ттаапи пе- мастерству слова, образности и чальной и своеобразной», все .рождает р е а ^ м у » . ответный отклик. Мцр бунинских геороев разнообра зен и причудлив; представители всех сословий, селяне и жители городов, обитатели «запустешпих» усадеб, не- м о л о д о е ш ь . С в о б о е ^ а . » задачливые хозяева проданных полей. * вырубаемых садов, из которых улету- К ОНСТАНТИН Паустовский в чивается аромат «антоновских» яб- своей «Золотой розе» раз- -“ок; здесь и могучий Захар. Воробьев, мышляет о «малой» и и красавица Молодая, и «настоящий «б(хльиюй» родине; «Взять лесной крестьянин-охотник» Митро- хотя бы город Елец... Елец отчасти Флн, и безымянный 'господин из Сан- похож на Рязань, на бывший Ко.злов, Франциско, и Кир Иорданский с С е на Липецк. Но в Ельце особенно литовьш. и Митя с его неудавшейоя сильно чувствуешь сотни раз описан- любовью, и Оля Мещерская, мечтаю- ные Буяйным уголки России, ее пре- “ .Щя о «легком дыхании», и десятки лесть, дыхание ее безграничных ржа- ДРУГИх ге:роев и героинь, без которых ных полей...» немыслимо представить миров>то ли- Воронежско-дипщщая земля, ор- тературу первой половины X X столе- ловско-елецкие просторы взрастили тия. его .неповто 1 жмый талант. Бувин пророчески предостерегал .от Каменка-Бунино. Бутырки. Озер- бед и напастей. Обостренным «со- Глотово-Васильевское, Отсюда цкальным зрением» • предчувствовал началось его «открытие мира», откры- он «окаянные дни». Но его предосте- тие малой и большой родашы. откры- режения не были услышаны, он ока- тие Пушкина. «Когда он вошел в ме- зался вдали от родины, от своего на- ия. когда я узнал и полюбил его? — рода. спрашивал Бунин. — Но когда вошла Жизнь на чу'жбяие («У :$веря есть в меня Россия? Когда я .узнал и по- кора, у птицы, есть гнездо. Как бьется любил ее небо, воздух, солнце, род- сердце горестно и хромно, когда вхо- ных, близких? Ведь он со мной — и ясу, крестясь, в чужой, наемный дом так особенно — и с самого начала с своей уж ветхою котомкой»). Тоска моей жизни». по родине. Ем у видится «незапамят- Судьба распорядилась так, что по- ная и нерушимая Русь», «блаженная, близости от родного дома было лер- еще не прожившая своих сказочных монтшекое Кропотово. «...как всегда, времен», «по земле ходящая, вопию- когда попадал в Кропотовку, смотрел щяя и глаголящая», «Р усь града и думал:, да ужели- это правда, что взьюкующая». вот в этом самом д<яие бывал в дет- Было бы шпибочиьвд думать, что стве Лермонтов, что почти рею жизнь Бунин хоть в какой-то мере «потеп- прожил тут его роДной отец?..» Так лел» к идеям социалистической рсво- «всгреталйсь» два великих русских люц'ии: Бунин видел издалека, чю поэта, встретилось минуштее с гряду- «окаянные дни» смеяидщсь днями не щнм. менее трагическими. Но Бунин лкх5ил Лермонтовское — «Крут’ом родные Р 1 усь, Россию. Бунин с тревогой и все места» — одухотворяло юное надеждой следил за освободительной сердце родным, задгчие 1 вным, трепет- борьбой своего народа. В освобожден ным теплом. Вызревало просилось ном Париже, на спектакле Русского в поэтическое поднебесье' СВОЕ , уже театра Бунин оказался рядом с офи- бришское: цером советской воениой миссии. В Нет, не пейзаж влечет меня, антракте молодой подполковник встал Не краски жадный взор подметит, и оказал; «Кажется, я имею честь А то. что в этих красках светит: сидеть рядом с Иваном Алексееви- Любовь я радость бытия... чем Буниньш?» Подн»шийся с Юн.о- ние,м чего-то праздничного, возвьциен- «ого, хотя и до слез грустного. На кого Не повеет «тонкий аромат опав шей листвы и запах , антоновских яб лок, запах меда и осенней свежести»? Вместе с тшеателем мы «встречали а ■ редкие мгновения правды» («Поздней ночью»), страдали за «молодой, залху- ченный народ» («Новая дорога»), слышали радость в стенаниях гордой чайки, ставшей символом всепосеж- дающей, бескорыстной любви («Вел- га»). Как истинный художник, Бунин неповторим в каждом своем произве дении. Нежность и чистота лирического» рисунка. Целомудренное, до трепета, уважительное отношение к совершен: ству человеческого существа, к гар монии человеческих чувств: Я к ней вонхел в полночный час. Она спала — луна сияла В ер окно, — и одеяла Светился спущенный атлас. ' Она лежала на спине, Нагие раздвоивши груди, — И. тихо, как вода в Сосуде. Стояла жизнь ее во сне. Сейчас много говорят о возрожде- 1 ШИ духовности. Мудрым наставником в школе Пре красного был русский поэт Иван Бу- Ранний, чуть видный рассвет. Сердце шестнадцати лет. . Са.да дремотная мгла Липовым цветом тепла. Тих и таинственен дом С крайним заветным окном. Штора в окне, а за ней Солнце вселенной моей. Не правда ли — прекрасно? Выс.о- . авственное ,и эстетичеедое- чутье, безупречность психолсигическо- го шедев|ра. На склоне лет Иван Алексеевич Бушин обратился к своему давнему рассказу «Бернар», заново отредакти ровал, стилистически откорректировав: его. Рассказ этот считают как бы по этическим завеищН'Ием велшхого р.ус- скот'о писателя. В каждого человехщ вложен от рождения тот или иной та лант, полагает Бунин, и вместе с да рованием — «священный долг не эа- ■ рывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знаем. Но мы должны знать, что все в этом непостижимом для нас мире .недре 1 менно долншо иметь какой-то смысл». Иван Агхексееьич прожил восемь десят три года, ив них шестьдесят пять лет он с удивительным трудолю бием. ответственностью работал на благо отечественной словесности. Творения Бунина — слава России. Бунинское наследие — гордость зем ли русской. «Выньте Бунина из рус ской литературы, и она потускнеег, лишится радужного блеска и звезд ного сияния его одинокой странниче ской души» (М. Горький). Василий ШАХОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz