Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 41, 1990 г. БЫ Т Ь ЛИ М У ЗЕЮ В ГО РОДЕ ? В небо4миой заметке «Ус­ тои не рухн>т» («Ленинец» № 33 от 11— 17 акг^таа 1990 г.) А. Прлосин нризы- нает нас уважать вер^то]1цюс. Что ж, это И1ЮЛН6 по-челове* чеши. За^ этям призывом слеяует и ^вполне моикретдое дредложение — освободить ссСор на ялющада Ленина, в котором вазюдится сейчас сйластной краеведческий му­ зей. Отдать ею церкви. Но, чтобы быть объективньшй, давайте внниателшо цри- слушаемся и к другой заин­ тересованной стороне. Ясно, что истина где-чх) лосереда- не, что-надо идти на ком- промирсы и избегать крайно­ стей. Немного истории. Музей в Лирецке был создан в 1900 году на средства Липецкого Петровскоич) общества рае- простравения знаний, полу­ ченные в виде пожертвова­ ний жителей, взносов членов этого общества и сборов от концерте®, спектаклей и других благоаворительяых мероприятий. С 1933 года м^аей ' нахсь дится в здании собора Рож­ дества Христова. За это вре-' мя на его содержание иэрас- ходовано 11.400.000 руб­ лей, на теку1цие и капиталь»' иь№ 'ремонты — 2.250.000 р,ублей. Фонды музея вырос­ ли до 156.000 единиц хра­ нения, он обслуншвает до 100.000 посетителей еже­ годно, - проводя более 2000 экскурсий, лекций, выста­ вок и мероприятий. Назначение музея — хра­ нить первоисточники зна­ ния. культурно-историчес- ®1е цшности, кртарые яв­ ляются иаро;раьш достояни- ем. воспитьюать человечес­ кие 'души на лучших образ­ цах,' (Зашо здание, построен­ ное. в 1791 —184,2 годах, не то.тько культовое, это и ар­ хитектурный памятник. 'Обгьедннение- всего луч­ шего, а не размежевание — вот что сейчас нужно ,для духовного возрождения об­ щества. П о р о т одной идео­ логии вш ее не усиливают добродетели другой. Неужели и впрямь мож­ но предположить, что изму- чеииое бесчисленными кон­ фликтами, дефицитами и другими проблемами обще­ ство, обратившжь к церкви, тут же обретает желанные гармонию, душедаое спокой­ ствие и матер1шльное бдагю- подучиё?! Не будет ли это -очередным шараханьем в другую сторону,- когда-то ог­ рабили церкви, теперь да­ вайте оголим музеи. А что же завтра будет? Не преара- щается ли офащение к ре­ лигии в моду? Понятно, что когда ру­ шится вера, человек ивс- хинктинно ищет опору в чем- то другом. Но если нет хра- .ма р дапе , -походы в куль­ товые здания не помону'т. Нескромно кричать о своей вере на всех углах, она доляша жить в душе челове­ ка, человек сам должен сде­ лать выбор и прийти к .сво ­ ей вере. Не -дело бр(юаться из одной крайности в другую, пместо одних .дом & «т- ренько возводить другие. «Щузей можно из храма убрать», — пишет т. Поло­ син. Как легко и просто: вот . так взять и убрать! Убратъ- то, конечно, можно. А сю ­ ит ли? Р.елиг,вд — дело тонкое. И когда ее превращают в кампанию т ж е я ку1ку;ищной, ацтиалкогольной, «реки вспять!» и т. Д, то веры уже этим «мероприятиям» нет. Неужели можно пове­ рить р массовый переход Фаяодан от шкжолешего не­ верия к смиренному _ пере­ шептыванию с Господом? (при всем уважении к не­ му). Нет большего циника. ч«н тип «верую-—не верую», стоящего на коленях у алта­ ря. Сдшпком много тоич- тожили мы М прошедшие годы, чтобы сейчас обездо­ лить музеи, укрепив за их счет церковь. Нельзя ли-без жертвенности? Ведь эго гу­ бительно скажется на состо­ янии нравственности и куль­ туры населения нашей об- ласти. - • «В: храме ПЛОХОМ1У не .учат», — согласна с вами, Т . П о л о с и н , н о и в М |УЗ€е — жтахому не учат и правиль­ но вы говорите; «Задача у нас общая: совершенствовать человека, бороты® со алом». Методы же у нас разные. Вероятно, профекюивная часть ду'^ховеаства. верую­ щих найдут . правильное ре­ шение и будут способство­ вать снятию напряженности, которая создалась искукхт- вшно на лшецвой земле, Учитывая создавшееся по­ ложение и юогочжленные просьбы жителей г. Липец­ ка, цретидиум Липецкого об­ ластною Совета народных депутатов 23.08.90 г. вьшес решение о строительстве но­ вого здания собора на пл. Ленина для отправления .культовых обрядов после ввода музея в акешпуатацию. Так ЧТО: более приемле­ мым. как оказал.ось, всегда является мирное,' постепен­ ное, и. обдуманное решение таких важных вопросов. Большая просьба ко всем, .уважаемым мною жителям нашего города — веруюхщш и неееруюпщм — откликни-. тесь. помогите выбрать мес­ то для будущего м.узея, ус­ корить его проектирование. Ваше мнение займет далеко , не последнее место в реше­ нии этих вопрсов. Итак, ка­ ково оно? Л. ВАСИЛЬЕВА, «ТАК ВСЛУШИВАЮТСЯ В ИСТОКИ...» В Выставочном зале на ул. Ленина действует экспо­ зиция работ липецкого жи­ вописца, члена Союза ху- дояшяков СССР Виктора Ивановищк Королева, ир№ уроченнаЯ' к 60-детаю авто­ ра. — Лирический пейзаж, коло­ рит «русской формы».,, но определению миогш;, работы Виктора Ивановича, как и личность самого Худогнщша, как ыельзя лучше ’ характе­ ризуют понятие слона «рус- скшо>. Отвечая на вопросы кор­ респондента, в нашей бесе­ де Виктор Иивновнч ыоны- тался раскрыть свое лоии- маияе этого состояния ду­ ши и красок... Отрывки из монологов мы публш^ем се­ годня. О СЕБЕ. Водился я под Тулой в 1930 РОДУ'. Мама крестьян­ ка, отец шахтер. В 8 лет, ко­ гда стал взрослеть, началась моя первая «ломка» — меж­ ду' обычаями семьи и насаж­ даемой извне идеологией,- Отец хотел, чтобы я вырос верующим человеком и носил крест — в школе добива­ лись обратного. В резу'.тьта- те же я не стал ни челове­ ком ре.аигиозны(М. ни атеис­ том, единственное, йо что верю — в свой народ. В 1946 году поступил я работать на завод, где зани­ мался в художествешом кружке. А затем после слу­ жбы в армии продолжил ху­ дожественное воспитание в Елецком художественном учи.т1шце. В Липецк же по­ пал по распределению. В те годы У нас еще не было сво­ ей организации Союза ху­ дожников — действовали «оршомитеты» — и только начали прантиковаться по­ ездки в Дама творчества. На снимке: В. ,И. Королев. Фото А, ЩУРОВА. Там я Их познакомился со мношми интересными ХУ- дсйкниками — Зверковьш, Попковым... . Первые год(>1 работы я пытался пробовать себя в разных жанрах. Среди них были даже «стррителыгые пейзажи», но, к счастью для себя, достаточно рано осоз­ нал. что все это не мое. Тя­ нуло к русским пейзажам. ,в деревню ........ . Драцца, в картинах своих я ннкоода не «копирую» на­ туру — но уже в мастер­ ской пытаюсь обобщить уви­ денное. накопленное, дли­ тельным- наблюдением и пе­ реплавить затем это в единое 41'ВСТВО. Приступая к работе, я да­ же не всегда знаю, в «каком ключе» выйдет картина. Хо­ тя. выбрав после нёсдаль- них «пустых ходок» с этюд­ ником место, которое Суда писать, и наиболее интерес­ ное для него состояние су­ ток, уверен почти что навер­ няка в том, что «привлека­ ет» здесь — будь то «тяже­ лый» срез земли или бету- щие облака. И если уже в начале работы удается «пой­ мать» этот задуманный мною «кусок» — картина будет строиться от него. Работать каждый день с кистью мне кажется невоз­ можным ^ это слшшом по­ хоже на вьыкщнекие «уро­ ка» или сизифов труд. Но художнику необходимо каш- додаевио наблюдать природу — особенно сейчас, когда так стремительны перемены, идет ДОЖ.ДБ и можно бро­ дить по разноцветным шур­ шащим листьям. ЧТО ЗНАЧИТ 1РУССКИШ Среди наших художников за- мной закрепилась рещ’та- ция «ю^сского». Не м0IIу^ коне1чшо, утверждать со всем: категоризмом, почем.у это так ~ вероятно, в работах, моих нет привычных на се­ годня «острых» ощущений, может, не. особенно проявля­ ется воздействие «извне», У хугеэжникоЕ ведь как: есть течения Ван Гога, Гогена-, но дальше необходимо уже становиться самим собой. Что такое есть «русский характер?» Помню высказы­ вание, об этом Державина — «ты ,в чувствах добр, в нес­ частьях тих». Для меня рус- тский это тургеневская проза, типажи Шукшина; это и кя№01р, и грусть, и своего рода доблесть. Поэтому я никовда не поверю штампам, щпа: русские не Vлыбаются, не пляшут на свадьбах, не помнят старинных- своих пе­ сен.' 1 ^ ский . .. ,Я никогда не - Фото Н. КЛОКОВА. смог|у написать своих пейза­ жей в городской квартире — но только в мастерской, в окна которюй врьшаются небо и деревья, река м моя лодка, на которой прошел до АрхангФпьс1ка. • - Многие говорят, дескать, можно ли оставаться рус­ ским пейзажистом сейчас, когда кастоящей^природной России почта что. уже не ос­ талось? Да и нужно ли ко­ му-нибудь Это искусство? Действительно. еЩе нес­ колько лет назад, труд­ но бьшо донести до зрителя даже приметы русского бы­ та. Помню, как «куратор» из обкома, посмотрев одшж- ды м и работы, сказал: «по-, повокое», дескать, у тебя ис­ кусство, часто ты само(вары рисуешь». А о другой кар­ тине этот «ценитель»' толь­ ко ЧТО' и сумел спросить: «Сколько фунтов , в твоем поросенке?» Наверное, поэ­ тому долгие годы я вынуж- дея был зарабатывать свой «хлеб» побочными заказами — резьбой по дереву, че­ канкой; Деревенскне утлые доми­ ки, которые вижу я на обо­ чинах наших дорог и пыта- кжь запечатлеть на полот­ нах, конечно, должны будут скоро уйти — и слава Богу, терпеливый наро-д наш досто­ ин лучшей жизни. Но как Художнику, мне дорога' эта _)пр.усть уходящей деревни, ее сурового и тонкого пейзажа,- чистых линий. Наверное, я в числе по­ следних, кто «поет» нашу деревню. В нее уже врыва­ ется новая жизнь, и для вы­ ражения этого, конечно же, понадобятся другие худож­ ники. Но пока... я мечтаю еще воплотить свою несбыв- шуюся светлую музыку. И поэтому вновь беру в ручш этюдник. Записала Татьяна'ЩЕГЛОВА. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz