Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

к «Ленинец» № 41, 1990 г. НАС л Е Д И Е ЛИПЕЦКИЙ ВЕНОК ЕСЕНИНУ Сентябрь 1989 года. Ли­ пецк принимает есеяинове- ДОв из ра'знь1х уголков страны; в нашем обласшом центре проводятся Всесока- ные Есешаижие чтения. Верхний парк. Радужная метель кленовых и дубовых листьев. Сквозистая цр!Осинь х'олоде1ющего поднебесья, еще совсем недавно оглашав­ шегося журавж-шыми про­ щальными 'Кликами. Ростъ из Закавиггаья чи­ тает стихи балищрсиого ли­ рика Максима" Геттуева: За окном вечереет. Туманив. Как лавина, нахлынула грусть. Снова томик заветный достану И к страницам его прикоснусь. Покоряя своим откровеньем. Излучая загадочйый свет. Разговор начинает Есенин, Ясноглазый российский поэт. Кавказский акцент чтеца придает стихотворной испо­ веди особую" выразитель­ ность («Отит за окнами го­ род МОЙ — Нальчик, вьется дум бесконечная нить, а ря­ занский доверчйшый мальчик ште торопится сердце от- крьтть»), Вессмертен Есенин. Бессмертна есенинская му-" за («Обозначены четко вер­ шины, отливают в ночи бе­ лизной; и не мальчик уже. а мужчина говорит откро­ венно со мной» ). Есенин до­ рог. Екюнин ясизНенно необ­ ходим: И тревожное, Светлое имя Шелестит, Как весною трава, Увлеченный мечтами своимн. Отыскать я надеюсь слова. Чтоб мой край, Величавый и милый. Так же страстно К нежно. Как 01^ Мне воспеть! Ведь с такою же силой Я в родимые горы влюблен! ТУЬюго нового, поучитель­ ного, захватьгоающе интри- г:^^ощего было на липецких Есенинсиих чтениях. Их ма­ териалы лягут в основу го­ товящихся к печати книг, исследований. Выстушая в Липецквг из­ вестный советский есенино- вед Сергей Кошечкин обра­ тился, например, к теме «Есенин и космонавты» (кстати сказать, его очерк был опубликован «Ленин­ цем»), Украина, Прибалтика, Средняя Азия, ' Дальний Во­ сток, Кавказ, С,^ирь, се­ верные регионы России — отовсюду прибыли поклон­ ники есенинской поззии. С особой теплотой встречали липчане есениноведов из Р я ­ зани, Константинова. И это не случайно: ряд оайогнов ны- нешрей Липецкой области входил некогда в состав Рязанской губернии. Дан­ ков. Раненбург, ’ Астапово звАмали для юного Сергея а;ешгаа так же. как Солот- ча. Спас-Клепики, Касимов, Дшзово. Отговорила роща эодотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая. Уж не жалещт больше нн о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит. конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль... Это и о ншием крае... Дан- ковская, рязанская, констан- тшовская. раненбургская, ас- тапож;'Щ1Я, добровекая, кле- пиковокая земля — есеиин- ш а я родана. Многие наши выдающиеся художники. сло­ ва стремились раскрыть ис­ токи есенинского творчества. Леони(д .Леонов ч спрашивал: «А если Сергей Есенин так сильно -любил ' свои удиви­ тельные «конопляники с широким месяцем над голу^ бым црудом», то разве мог­ ло быть иначе? Не там ли пролегают самые то-тстые. г о ' имен, фактов, наблюде­ ний. . размышлений. Среди упомшаний в письмах'и. ста­ тьях — Алексей Владимиро- 8ИЧ Каменский, более изве­ стный под, псевдонимом А. Лапецкйй. С. А. Есенин знал Алек­ сея Липецкого, • его стихи. Например, в письме 1915 года Есенин пишет, что он рад публиковаться с А. Ши- ряевцем, А. Липецким, С. Клычковым. Ёк;внин упоми­ нает Липецкого в статье «Ярославны плачут» (1814), Алексея Владимировича навьтади «липецким Есени-, ньш». Были ли оснований для <Ллшкешш двух столь неравнозначных талантов? Сегодня йшого спорят. По­ лемизируют, иронизируют, недоумевают. Дискуссии о «белых пятнах», «возвра­ щенных именах». Гордиться или стыдиться? Любить или ненавидеть? Добро или зло? По1Длое или вечное? Немало неразгаданных тайн, страшных загадок, со­ крытых всесокрушающим временем. Кто прервал жизнь Есенина? Кто виноват в ги- бе®1 замечательных кресть­ янских поэтов? «Истории строительный сезон», кото­ рый с пафосом приветство­ вал в начале века Алексей Липецкий, искромсал и его собственную жизнь. «Что горело на сердце у Д.УЧШИХ — век зажег, слав­ ческрй крови; вместо' шты­ ка и сабли /закачался на ожившей борозде. подняв­ ший без бояаш голову, уса­ т ы й КОЛ№». Лирический герой ('Да и в сущности, сам автор) порой не в силах разобраться ' в сложности -ЦР0ИСХ'0|ДЯЩИХ со­ бытий. Многое из , виденного с содроганием и расхеряи- иостью Боспринима'ется им. как неуправляемая ' стнжия, кровавая анархия, трагичес­ кая вакханалия _ лютующей смерти. Трудно &шо опре­ делиться в необычайно за­ путанной расстановке «бе­ сов», ^^ватиков-эксперамен- таторов, «клу:бяенш1 сил». В ■лицах современников улавливает герой А. Липец- КО.ГО черты цредков, в новом быте — отголоски давних занятий и забот пращуров. «Попутчица становищам Ба­ тыя» — крестьядокая теле­ га с завистью видит чугун­ ного коня, резво мчащегося но стальному большаку («Телега»), Есенин же более прозорливо и скептично по­ ведает о «родаом дуралее» — жеребенке, наивно сопер­ ничавшем со стальной кон­ ницей. ^ «ЗА ЖИВОЙ И МЕРТВОЙ ВОДОЙ» «Нуда несет нас рок - со­ бытий?» — есенинский воп­ рос звучал тревожно,. взыс­ кующе, предупреждающе. „ (к 95-лтеию со дня рождения велигкоо руссокго поэта) вековые корни обыщрной на­ шей страны»? Пр<шедение Всесоюзных Есенинских чтений в Липец­ ке, несомненно, активизиро­ вало на^щно-краеведческий поник. Каковы направления этого поиска? Прежде всего — архив­ ные изыскания, связанные с жизнью «есенинско-рязан­ ских» Дадшешокого, Аста- повского,' Раненбургского. Добровокого районов. Суды бь1 крестьян, «горе сел. до­ рог и городов», устное поэ­ тическое творчество, разви­ тие таан революционных со­ бытий начала столетия оду­ хотворили страницы есенин­ ских «Яра». «Радуницы», «Анны Снегиной». Сентябрьская погрустнев- шая Ока, калиновые всполо­ хи над задумчивым, Вороне­ жем, Становой Рясой, Ма- тьцюй. Я полон дум о юности веселой. Но ничего в прошедшем мне не жаль- Не жаль мне лет, растраченных напрасно. Не'жаль души сиреневую цеетъ. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть... Липецкие тропы к Есени- цу. К истокам красоты и не­ повторимости. «ЛИПЕЦКИЙ ЕСЕНИН» Прижизненные публикации Сергея Есенина. Его стахи, поэмы, , литературно-нрити- чесние статьи, очерки, авто­ графы —■ посвящения в книгах, в альбомах, литера­ турные манифесты и декла­ рации, подписанные Есени­ ным, его интервью в газетах. Письма Есенина. Воспоми­ нания о Есенине. В них мно­ но звезды для всех». — ве­ рил лирический герой А. Ли­ пецкого, «записывая сердеч- ньш микрофоном плесканье жизненной реки». Но чудо- ашцный эксперимент. над земледельческой Россией, явление «черного человека» «кровью умыли», истерзали, раскрестьянили страну. «Россия моя, тучевая Рос­ сия, что ж солнца не видно на небе твоем?» —. горест­ но вопрошал герой стихо­ творения «Моя Русь», прн- зьшая «гармонию святую»ч • С. Есенин в статье «Ярос- лав'ны плачут» сделал по­ пытку осмыслить грянувшую мйровую войну, определить место поэта в трагических событиях; «Внимая ужасам войны, в унисон зазвенели СТРЛ1Ы больпшх и малых по­ этов. На страницах газет и журналов пестрят имена Бальмонта, - Брюсова, Соло- гч^ба. Липецкого». Молодой Есенин тоже поддался лож- нопатриотнческнм настроени­ ям <«Нам одшаково нужны, Жанны Д’Арк и Ярослав­ ны. Как те прекрасны со своим знаменем, так и эти со своими слезами». А. Ли­ пецкий тоже отдал дань лож­ ным иллюзиям («Наши ге­ рои», «Кайля крови»). Скоро придет прозрение. «И сколько зарыто в ямах, и сколько зароют еще». — устрашится Есенго в «Анне Снегиной». В повести «Си­ бирка» А. Липецкий с болью поведает; «На новых кума­ човых фронтах за новую му­ жицкую и рабочую власть опять разливным морем по­ текла кровь. Горячими ручь­ ями вьшлеснулась в самую сердцевину мужицкой зем­ ли». Драматизм и трагедий­ ность отнюдь не исключают ■ПРИ этом оптимистической перспективы («Досыта насо­ сались донские степи, крым­ ские седые солончаки, там- ■бовские и воронежские чер­ ноземы человечьей и вся- Не было' усльпнано пре­ достережение Г. В. Плеха­ нова о том, что в Р«хжи еще не смолото столько му­ ки, чтобы «выпечь» хлеб со­ циализма. Проигнорированы предупреждения Л. Толсто­ го, Короленко, Бунина: «окаянные дни» повлекли- Русь к погибели; «рок собЫ- тМ» вызвал черные силы разрушения. Романтический порьш («Да здравствует революция на зешше и на небесах!») усту­ пал место горькому/ отрезв­ лению: , истекала кровью страна: было н еи зв естно ---- «сколько зароют еще...» Внимательно следил за фармирование.м творческой индивидуальности Есенина Александр.Воронский. «Есенин — чрезвычайно одаренный поэт, такой, ка­ ких у нас в России можно счесть по пальцам одной ру­ ки», — говорил он, восхи- нщясь мастерством замеча­ тельного лирика («Слово зв^/чит, как туго натянутая струна... высоко, чисто»), Лшпь немногим удалось глубоко постичь особенности есенинского дарования. В основу есениновёдения лег­ ли оценки М. Горького, Л.. Леонова, А. Толстого. Сов- ременньш есешшсведам не обойтись и без оригиналь­ ных, остро полемичных ра­ бот А . Воронского: «Сергей Есенин. Литературный порт­ рет», «Об отошедшем». «Из воспоминаний о Есенине». «Кому многое дано, с то­ го многое и взыщется. Есе­ нину дано многое». — заяв­ лял А. Воронений, оценивая роль и место Есенина в оте-. честванной культуре («Он расточал единственный, не­ сметный и неповторимый дар, данный ему природой... Он многое нам дал. но мы вправе были ждать новых цоэшческих откровений, но­ вых слов и НОВЫХ песен»). Критик и публицист проро­ чески лредсказьшал траги- ча^кий исход: «...'оц уже :сльпдит' победный рожок железного врщ’а и знает, что 'его. поэта, ждет черная 1-ибель». В журнале «Красная новь», который редактировал наш земляк, опубликовано 17 стихотворений, срёдн них есенинские шедевры; «Не жалею, не зову, не плачу». ' «Эта улица мне знакома». «Мы теперь уходим п о н т - Н01ТУ». В 1925 году вышла «Ан­ на Снегина» с посвящением Александру Константинови­ чу Воронскоаду. «РОДИНЫ СВЕТ НЕВЕЧЕРНИИ» В числе крылатых мудро­ стей человечества — есе­ нинский афоризм; «Лицом к лицу, лица не увидать. Большое видится на расстоя- ,нии». Действительио, ' время са-сазало свое слово. Отсея­ лось, улетучилось мелкое. Но весомей, очевидней ста­ ло крупное, чистое, самобыт­ ное. По-яовому прочитыва­ ются и перечитываются стра­ ницы отечественной и ми­ ровой художественной куль­ туры. Обнаруживаются но­ вые сближения и отталки'ва-. иия. Распшряются горизон­ ты нашего прозрения, ^ «Проблема «Бунин — Есе­ нин» неоднозначна. Каза­ лось бы, есть факты, кото­ рые леречерашвают право­ мерность такого сближения. В самом деле, в эшлиграции Иван Бунин несколько раз резко говорил о Есенине, в том числе как о «кудрявом пьянице, очаровывавшем... писарской сердаещипатель- ной лирикой». Не нравилось тогда Бунину, что эмигра­ ция «простила» Есенина. «За что русская эмиграция,- все ему простила? За то, види­ те ли, что он раетдалая рус­ ская головушка... саморо­ док...» — негодовал он. О несправедливости бунинской оценки Брнх-ова, Блока, Ма­ яковского. Есенина говорил А. Твардовский. ...Временное расстояиае. отсеяв лишнее, высветило звездные вершины, стоящие рядом; Бунин. Есенин Твар- Буйда и Есенин — приз­ нанные мастера пейзажа. В поэтике пейзажа особенно впечатляюще проявились их индивидуальности. Нет, не пейзаж влечет меня, •Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь ,и радость бытия, —• писал Б-УН1ИН, в лирике и прозе вдохновенно выразив­ ший «1ВСЮ красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа, так нероддельио связанного с русской жиз­ нью». Живут в нашем сердце бунинские й есенинские ли­ стопады, Калиновые и ряби= новые костры, ^журавлиные поднебесные клики, алый свет зари, плач иволги, среднерусская глухомань, пахучие хлебы лесостепных селений. От русской клйссики. - от Бунина, Сурикова, .Кольцо­ ва, Никитина пришло к Есе­ нину осердеченное. одухо­ творенное народной нравст­ венностью мастерство жи- вописания человеческих стра­ стей, полнокровных харак­ теров. интимнейших душев­ ных движений, «буйства глаз и половодья чувств». В. ШАХОВ, нрофессор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz