Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
к «Ленинец» № 41, 1990 г. НАС л Е Д И Е ЛИПЕЦКИЙ ВЕНОК ЕСЕНИНУ Сентябрь 1989 года. Ли пецк принимает есеяинове- ДОв из ра'знь1х уголков страны; в нашем обласшом центре проводятся Всесока- ные Есешаижие чтения. Верхний парк. Радужная метель кленовых и дубовых листьев. Сквозистая цр!Осинь х'олоде1ющего поднебесья, еще совсем недавно оглашав шегося журавж-шыми про щальными 'Кликами. Ростъ из Закавиггаья чи тает стихи балищрсиого ли рика Максима" Геттуева: За окном вечереет. Туманив. Как лавина, нахлынула грусть. Снова томик заветный достану И к страницам его прикоснусь. Покоряя своим откровеньем. Излучая загадочйый свет. Разговор начинает Есенин, Ясноглазый российский поэт. Кавказский акцент чтеца придает стихотворной испо веди особую" выразитель ность («Отит за окнами го род МОЙ — Нальчик, вьется дум бесконечная нить, а ря занский доверчйшый мальчик ште торопится сердце от- крьтть»), Вессмертен Есенин. Бессмертна есенинская му-" за («Обозначены четко вер шины, отливают в ночи бе лизной; и не мальчик уже. а мужчина говорит откро венно со мной» ). Есенин до рог. Екюнин ясизНенно необ ходим: И тревожное, Светлое имя Шелестит, Как весною трава, Увлеченный мечтами своимн. Отыскать я надеюсь слова. Чтоб мой край, Величавый и милый. Так же страстно К нежно. Как 01^ Мне воспеть! Ведь с такою же силой Я в родимые горы влюблен! ТУЬюго нового, поучитель ного, захватьгоающе интри- г:^^ощего было на липецких Есенинсиих чтениях. Их ма териалы лягут в основу го товящихся к печати книг, исследований. Выстушая в Липецквг из вестный советский есенино- вед Сергей Кошечкин обра тился, например, к теме «Есенин и космонавты» (кстати сказать, его очерк был опубликован «Ленин цем»), Украина, Прибалтика, Средняя Азия, ' Дальний Во сток, Кавказ, С,^ирь, се верные регионы России — отовсюду прибыли поклон ники есенинской поззии. С особой теплотой встречали липчане есениноведов из Р я зани, Константинова. И это не случайно: ряд оайогнов ны- нешрей Липецкой области входил некогда в состав Рязанской губернии. Дан ков. Раненбург, ’ Астапово звАмали для юного Сергея а;ешгаа так же. как Солот- ча. Спас-Клепики, Касимов, Дшзово. Отговорила роща эодотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая. Уж не жалещт больше нн о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит. конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль... Это и о ншием крае... Дан- ковская, рязанская, констан- тшовская. раненбургская, ас- тапож;'Щ1Я, добровекая, кле- пиковокая земля — есеиин- ш а я родана. Многие наши выдающиеся художники. сло ва стремились раскрыть ис токи есенинского творчества. Леони(д .Леонов ч спрашивал: «А если Сергей Есенин так сильно -любил ' свои удиви тельные «конопляники с широким месяцем над голу^ бым црудом», то разве мог ло быть иначе? Не там ли пролегают самые то-тстые. г о ' имен, фактов, наблюде ний. . размышлений. Среди упомшаний в письмах'и. ста тьях — Алексей Владимиро- 8ИЧ Каменский, более изве стный под, псевдонимом А. Лапецкйй. С. А. Есенин знал Алек сея Липецкого, • его стихи. Например, в письме 1915 года Есенин пишет, что он рад публиковаться с А. Ши- ряевцем, А. Липецким, С. Клычковым. Ёк;внин упоми нает Липецкого в статье «Ярославны плачут» (1814), Алексея Владимировича навьтади «липецким Есени-, ньш». Были ли оснований для <Ллшкешш двух столь неравнозначных талантов? Сегодня йшого спорят. По лемизируют, иронизируют, недоумевают. Дискуссии о «белых пятнах», «возвра щенных именах». Гордиться или стыдиться? Любить или ненавидеть? Добро или зло? По1Длое или вечное? Немало неразгаданных тайн, страшных загадок, со крытых всесокрушающим временем. Кто прервал жизнь Есенина? Кто виноват в ги- бе®1 замечательных кресть янских поэтов? «Истории строительный сезон», кото рый с пафосом приветство вал в начале века Алексей Липецкий, искромсал и его собственную жизнь. «Что горело на сердце у Д.УЧШИХ — век зажег, слав ческрй крови; вместо' шты ка и сабли /закачался на ожившей борозде. подняв ший без бояаш голову, уса т ы й КОЛ№». Лирический герой ('Да и в сущности, сам автор) порой не в силах разобраться ' в сложности -ЦР0ИСХ'0|ДЯЩИХ со бытий. Многое из , виденного с содроганием и расхеряи- иостью Боспринима'ется им. как неуправляемая ' стнжия, кровавая анархия, трагичес кая вакханалия _ лютующей смерти. Трудно &шо опре делиться в необычайно за путанной расстановке «бе сов», ^^ватиков-эксперамен- таторов, «клу:бяенш1 сил». В ■лицах современников улавливает герой А. Липец- КО.ГО черты цредков, в новом быте — отголоски давних занятий и забот пращуров. «Попутчица становищам Ба тыя» — крестьядокая теле га с завистью видит чугун ного коня, резво мчащегося но стальному большаку («Телега»), Есенин же более прозорливо и скептично по ведает о «родаом дуралее» — жеребенке, наивно сопер ничавшем со стальной кон ницей. ^ «ЗА ЖИВОЙ И МЕРТВОЙ ВОДОЙ» «Нуда несет нас рок - со бытий?» — есенинский воп рос звучал тревожно,. взыс кующе, предупреждающе. „ (к 95-лтеию со дня рождения велигкоо руссокго поэта) вековые корни обыщрной на шей страны»? Пр<шедение Всесоюзных Есенинских чтений в Липец ке, несомненно, активизиро вало на^щно-краеведческий поник. Каковы направления этого поиска? Прежде всего — архив ные изыскания, связанные с жизнью «есенинско-рязан ских» Дадшешокого, Аста- повского,' Раненбургского. Добровокого районов. Суды бь1 крестьян, «горе сел. до рог и городов», устное поэ тическое творчество, разви тие таан революционных со бытий начала столетия оду хотворили страницы есенин ских «Яра». «Радуницы», «Анны Снегиной». Сентябрьская погрустнев- шая Ока, калиновые всполо хи над задумчивым, Вороне жем, Становой Рясой, Ма- тьцюй. Я полон дум о юности веселой. Но ничего в прошедшем мне не жаль- Не жаль мне лет, растраченных напрасно. Не'жаль души сиреневую цеетъ. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть... Липецкие тропы к Есени- цу. К истокам красоты и не повторимости. «ЛИПЕЦКИЙ ЕСЕНИН» Прижизненные публикации Сергея Есенина. Его стахи, поэмы, , литературно-нрити- чесние статьи, очерки, авто графы —■ посвящения в книгах, в альбомах, литера турные манифесты и декла рации, подписанные Есени ным, его интервью в газетах. Письма Есенина. Воспоми нания о Есенине. В них мно но звезды для всех». — ве рил лирический герой А. Ли пецкого, «записывая сердеч- ньш микрофоном плесканье жизненной реки». Но чудо- ашцный эксперимент. над земледельческой Россией, явление «черного человека» «кровью умыли», истерзали, раскрестьянили страну. «Россия моя, тучевая Рос сия, что ж солнца не видно на небе твоем?» —. горест но вопрошал герой стихо творения «Моя Русь», прн- зьшая «гармонию святую»ч • С. Есенин в статье «Ярос- лав'ны плачут» сделал по пытку осмыслить грянувшую мйровую войну, определить место поэта в трагических событиях; «Внимая ужасам войны, в унисон зазвенели СТРЛ1Ы больпшх и малых по этов. На страницах газет и журналов пестрят имена Бальмонта, - Брюсова, Соло- гч^ба. Липецкого». Молодой Есенин тоже поддался лож- нопатриотнческнм настроени ям <«Нам одшаково нужны, Жанны Д’Арк и Ярослав ны. Как те прекрасны со своим знаменем, так и эти со своими слезами». А. Ли пецкий тоже отдал дань лож ным иллюзиям («Наши ге рои», «Кайля крови»). Скоро придет прозрение. «И сколько зарыто в ямах, и сколько зароют еще». — устрашится Есенго в «Анне Снегиной». В повести «Си бирка» А. Липецкий с болью поведает; «На новых кума човых фронтах за новую му жицкую и рабочую власть опять разливным морем по текла кровь. Горячими ручь ями вьшлеснулась в самую сердцевину мужицкой зем ли». Драматизм и трагедий ность отнюдь не исключают ■ПРИ этом оптимистической перспективы («Досыта насо сались донские степи, крым ские седые солончаки, там- ■бовские и воронежские чер ноземы человечьей и вся- Не было' усльпнано пре достережение Г. В. Плеха нова о том, что в Р«хжи еще не смолото столько му ки, чтобы «выпечь» хлеб со циализма. Проигнорированы предупреждения Л. Толсто го, Короленко, Бунина: «окаянные дни» повлекли- Русь к погибели; «рок собЫ- тМ» вызвал черные силы разрушения. Романтический порьш («Да здравствует революция на зешше и на небесах!») усту пал место горькому/ отрезв лению: , истекала кровью страна: было н еи зв естно ---- «сколько зароют еще...» Внимательно следил за фармирование.м творческой индивидуальности Есенина Александр.Воронский. «Есенин — чрезвычайно одаренный поэт, такой, ка ких у нас в России можно счесть по пальцам одной ру ки», — говорил он, восхи- нщясь мастерством замеча тельного лирика («Слово зв^/чит, как туго натянутая струна... высоко, чисто»), Лшпь немногим удалось глубоко постичь особенности есенинского дарования. В основу есениновёдения лег ли оценки М. Горького, Л.. Леонова, А. Толстого. Сов- ременньш есешшсведам не обойтись и без оригиналь ных, остро полемичных ра бот А . Воронского: «Сергей Есенин. Литературный порт рет», «Об отошедшем». «Из воспоминаний о Есенине». «Кому многое дано, с то го многое и взыщется. Есе нину дано многое». — заяв лял А. Воронений, оценивая роль и место Есенина в оте-. честванной культуре («Он расточал единственный, не сметный и неповторимый дар, данный ему природой... Он многое нам дал. но мы вправе были ждать новых цоэшческих откровений, но вых слов и НОВЫХ песен»). Критик и публицист проро чески лредсказьшал траги- ча^кий исход: «...'оц уже :сльпдит' победный рожок железного врщ’а и знает, что 'его. поэта, ждет черная 1-ибель». В журнале «Красная новь», который редактировал наш земляк, опубликовано 17 стихотворений, срёдн них есенинские шедевры; «Не жалею, не зову, не плачу». ' «Эта улица мне знакома». «Мы теперь уходим п о н т - Н01ТУ». В 1925 году вышла «Ан на Снегина» с посвящением Александру Константинови чу Воронскоаду. «РОДИНЫ СВЕТ НЕВЕЧЕРНИИ» В числе крылатых мудро стей человечества — есе нинский афоризм; «Лицом к лицу, лица не увидать. Большое видится на расстоя- ,нии». Действительио, ' время са-сазало свое слово. Отсея лось, улетучилось мелкое. Но весомей, очевидней ста ло крупное, чистое, самобыт ное. По-яовому прочитыва ются и перечитываются стра ницы отечественной и ми ровой художественной куль туры. Обнаруживаются но вые сближения и отталки'ва-. иия. Распшряются горизон ты нашего прозрения, ^ «Проблема «Бунин — Есе нин» неоднозначна. Каза лось бы, есть факты, кото рые леречерашвают право мерность такого сближения. В самом деле, в эшлиграции Иван Бунин несколько раз резко говорил о Есенине, в том числе как о «кудрявом пьянице, очаровывавшем... писарской сердаещипатель- ной лирикой». Не нравилось тогда Бунину, что эмигра ция «простила» Есенина. «За что русская эмиграция,- все ему простила? За то, види те ли, что он раетдалая рус ская головушка... саморо док...» — негодовал он. О несправедливости бунинской оценки Брнх-ова, Блока, Ма яковского. Есенина говорил А. Твардовский. ...Временное расстояиае. отсеяв лишнее, высветило звездные вершины, стоящие рядом; Бунин. Есенин Твар- Буйда и Есенин — приз нанные мастера пейзажа. В поэтике пейзажа особенно впечатляюще проявились их индивидуальности. Нет, не пейзаж влечет меня, •Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь ,и радость бытия, —• писал Б-УН1ИН, в лирике и прозе вдохновенно выразив ший «1ВСЮ красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа, так нероддельио связанного с русской жиз нью». Живут в нашем сердце бунинские й есенинские ли стопады, Калиновые и ряби= новые костры, ^журавлиные поднебесные клики, алый свет зари, плач иволги, среднерусская глухомань, пахучие хлебы лесостепных селений. От русской клйссики. - от Бунина, Сурикова, .Кольцо ва, Никитина пришло к Есе нину осердеченное. одухо творенное народной нравст венностью мастерство жи- вописания человеческих стра стей, полнокровных харак теров. интимнейших душев ных движений, «буйства глаз и половодья чувств». В. ШАХОВ, нрофессор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz