Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 41, 1990 г. — ----- ■■ ■ АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ТЕБЕ НЕ БУДЕТ БОЛЬНО Для начала нейното ста­ тистики. В Липецкой обла­ сти 2 4 16 0 0 детей и подрост­ ков. 4 3 1 8 из них страдают разлитаыми формами психи­ ческих патологий. Это зна­ чит, что на казкдую тысяч.у детей приходится 1 9 боль­ ных. И остается лили, гадать, на сколько увеличится эта ц ^ р а , если прибавить к ней каличестао детей, которые по тем иля няьш причинам не стоят на учете в област­ ном психоневрологическом диспгшсере. В ряде районов; Тербунском, Краснинском, Лев-Толстовском, Воловском, Долгоруковском вообще нет врачей-психиатров. И что­ бы проконсультироваться со специалистом, жителям на­ званных районов прихОдатся ехать в Липецк. Ёсть и дру­ гие проблемы, возникающие у врачей при профилактике психических за^леваний. Одна из них — недоверие людей к психиатрии, а то и паническая ее боязнь. «Зале­ чат», «заколют» — таковы аргументы родителей, отка- зьшающихся показать своего ребенка врачу. Страх этот возник не сегодня. Действи­ тельно. долгое время при от­ сутствии какой-либо инфор­ мации о том, что делалось за стенами психиатрических больниц, психиатрия была пугалом для людей. Попасть в «психуищу»— значило по­ лучить клеймо на всю жизнь. Кроме того, до сих пор с у ­ ществуют законы, ущемля­ ющие граждаяские права больных. -Как то: не всегда обосноваиные щрзшчевия при выезде за границу, при^ еме на работу, поступлении в высшие учебные заведе­ ния;Однако законы эти пе­ ресматриваются, а жжЕиат- рия все больше стгшоввтся открытой, достушюй для гда^ сйости. — Мы заинтерееонаиы в том, чтобы люди зяали о ва­ шей ра(к>те как можно 6 о 1 ш- ше. Ведь няп» задача: .-—по­ могать детям, ^ пшорит: главный детский врач-психи­ атр области-Анатолий Гри-: горьештч Пешков. — Выпол- ишие этой задачи: весьма бсложняется, кщда на при­ ем к врачу идут с предубеж­ дением, с боязнью. В подтверждение своих Фото М. БАРАБАНОВА . слов Анатолий Г{шгорьетич привел несколько примеров из своей врачебной практи­ ки. У детей, перенесших ми- нингит или травмы головы, последствия всего этого могут быть очень тяжелыми. Мно­ гие из них страдают эпилеп­ сией, очень быстро утомляют­ ся. их психика «расторможе­ на», (ШИ не могут сосредото­ чивать свое внимание. Если такой ребенок учится в шко­ ле, — это сущее наказжиз для учителей и |довд одно- шасошшов, которых ои может оскорбить или даже ударить в приступе неожи- давной агрессивяости. Егору-» гают, Босхштьшают, вызьша- ют родителей на педсовет. В школе он сльшет за отъяв­ ленного хулигана. Но на са­ мом де.че — это несчастный ребенок, который нунадается в помощи. И прежде всего— в медицинской. Однако, ког­ да доходит до того, чтобы поставить больного ребенка на учет в психоневрологиче­ ский диспансер, провести курс лечения в больнице, родители всеми силами со­ противляются врачам. И их можно понять. Каково услы­ шать про свое чадо от злых языков — «недоумок». — Лично я за то, чтобы о факте помещения ребенка в больницу знал лишь узкий круг педагогов, — считает А. Г. Пешков. — Но. сами понимаете, это не только от нас зависит. Прав главный, врач — не чисто медицивсквй это воп­ рос, но вопрос этики, чело- вечеек«А порядошюста. Приезжайте в Пдехаио- во, — веожидшшо предлагает Анатолий Х^игарьевич. — . Своими глазаага увц№те. 1 шн мы лечим детей, в каких ус­ ловиях 0 № живут^ Может быть, после публикации в га­ зете многие веобосновавшые родительские спюхи разве­ ются? Ию т редашщонна» мшпи- иа у ворот облжтной иешю- неврологической ^лы^цы. У првзочвстснт): да^хэтажно- го здшшя деккого отдеяевия несколько ребятишек под присмогрок взросяснр воро­ шат листья. Смеются, ретвят- ся — дети, как дети. Одаа- ко даерь корпуса закрыта на замок. Нажимаю кнопку звонка, и медицинская сестра проводит меня в тесную при­ ёмную, где оставляет ждать главврача. Звонок. Мама пришла проведать сына. Вол­ нуясь, ждет, когда его вызо­ вут из палаты. . Наконец^ мальчик появляется в соцро- вождении Анатолия Григорь­ евича. — Ну, Саша, рассказы­ вай про свои успехи, — хло­ пает его по плечу врач. И уже обращаясь ко мне. — ' У мальчика энурез. Бо­ лезнь, которая доставляет столько нецриятяостей детям. В больнице ои прошел курс лечения — гипноз, иглоука­ лывание; физиопроцедуры. Начал выздоравливать. Еще немного — и домой. Один'надцатилетнему Са­ ше лечиться нравится. Осо­ бенно пришлась ему по ду­ ше процедура под названием электросон. Первые дни сво­ его лребьшания в больнице Саша очень бояжя иглоука­ лывания — иглы казались такими длинными и страш­ ными. Но вскоре мальчик убедился, что это совершен­ но не больно. ' :— Доктор, вы не могли бы посмотреть мою дочку,— обращается К-Аиатолию 1^>н- горьевичу мама Саши. — По­ следнее время ребенок стал очень нервным, капризнича­ ет по пустякам. — Конечно. Приводите. Консультации я провожу по вторникам в областном пси­ хоневрологическом диспан­ сере. Адрес знаете? Улица Аксакова, дом 5. Главврач ведет меня в больничный корпус. Палаты с рядами коек, комната для игр. Детей здесь немного, все собрались в соседней комнате — перед телевизо­ ром. В отделении сейчас со­ рок три пациента. Кроме вра­ чей и медсестер с детьми работают несколько воспита­ телей. Они постоянно быва­ ют с ребятами на прогулке, во время игр, в столовой. Больоаицу во время учебно­ го года посещают школьные учителя. Преподают по спе­ циальной программе. Разу­ меется. тем р ^ я т ам , кото­ рые в состоянии учиться. — Есть очень тяжелые больные, — рассказывает -Анатолий Григорьевич. — Дети с шизофренией, олигоф­ ренией, другими серьезными лсихическими недугами. Ви­ дите мальчика, который си­ дит в углу на скамейке? Ему восемнадцать лет. А на вид не дашь и девяти. И мышле­ ние, детское. 1&>нечно, не в состошии вылечить его ме­ дицина, в данном случае, б^сильна. Но облегчить его страдания мы обязаны. На­ сколько это возможно. Од- ваш, увы, такие несчастные долго не ж ту т . Болезнь-, медленно, но неотвратимо де­ лает свое дело. Я спросил У-врача, как относятся дети -’ с более лег­ кими фо|Н(ами заболеваний к «тяжелым», не воввикает ли V ко^мшктов-т-г ведь и те, и другие жетут бок о 6 < ж — в одавх палатах. — Я не знаю случаев, когда одни ребята обижали бы других, более болышх, чем ОНИ-- савш. — ответил Анатол^ Г{жгорьевич. — Ведь дети — всегда дети, они добрее, милосерднее взрослых; - Наши патенты вместе играют, пьстаютея как-то помсивть друг-другу. Еще один вопрос, вшник- ший у меня во вретвя посе­ щения детского отделения. Дети, которые лечатся здесь, должны быть максимально избавлены от стрессов и пе­ реживаний. Но наблюдая,. скажем, эпилептический при­ падок у соседа по палате, кто-то из ребят может полу­ чить отрицательные эмоции, а то и душевную травму, что затро'днйло бы лечение. Как этого избежать? По словам врача, подобные припадки всегда можно предупредить, а также снять депрессивные состояния, проявления агрес­ сивности. — Насколько обоснованы страхи, что медикаменты, ко­ торые применяются для ле­ чения психических заболе­ ваний, вредны для здоровья? — спрашиваю у Анатолия Григорьевича. — У нас работают компе­ тентные' люди, квалифициро­ ванные специалисты. Все ле­ карства, которые прописыва­ ются больным, не раз прове­ рены. Так что. все страхи безосновательны. Они — от незнания специфики наЗпей рабрты, Восьмилетний Сергей, с которым мы познакомились в кабинете главврача, находит­ ся в детском отделении боль­ ницы уже долгое время. Он — сирота, воспитывался в одном из детских домов. Пе­ ренес тяжелую болезнь. Это оказалось на психике ребен­ ка — снижение интеллекту­ альных способностей, повы­ шенная агрессивность. Сер­ гей был усыновлен одшкнпш мужчиной, однако через год его опекун, не выдержав, снова вернул . его в детдом. После — плехановская боль­ ница. В процессе лечения врачам удалось на время снять его агрессивность — он перестал драться. оби­ жать своих сверстншсов.. С учебой — труднее. Пятнад­ цать—двадцать минут Сер­ гей еще может слушать .пе­ дагога, но не более. Не вы­ держивает напряжения, уста­ ет, срьгоается. — Буквы знаешь, Сер­ гей? — задает врач вопрос симпатичному малышу. — Знаю; раз, два, три... У четырнадцатилетнего его тезки, другого пациента врачей, судьба не менее драматична. Долгое время его родители, не замечали, или же не хотели замечать, как у сьша развивается тя­ желый недуг — шизофрения. У мальчика начались галлю­ цинации , — он подолгу раз­ говаривал с «невидимкой» по<^ившемся в его доме. — Как иоживает «неви- димиа», Сережа? — Остался дома. Скучает, — серьезно отвечает Сере­ жа и неожиданно спрашива­ ет меня. — Вы к моей маме зайдете? Скажите ей. что я скоро вернусь. — Шизофрения передает­ ся по наследству, через ге­ ны, — комментирует врач, когда мы остаемся одни. Если кто-то в роду страдал этим недугом, то болезнь мо­ жет проявиться через не­ сколько поколений. Как по­ мочь этому мальчику? Мы можем приостановить тече- ш е болезни, устранить гал- .люцинации, например. Важ ­ но, чтобы недуг не ппогрес- сировал. Добьемся этого и вьшишем из больницы. Но наблюдение врачей за ребен­ ком останется. Анатолию Гршгорьевичу очень хотелось бы убедить тех родителей, которые по. тем или иным причинам бо­ ятся показать своего ребен­ ка детскому врачу-психиат- ру. И надеется на то. что сходить к специалисту этого профиля для консультаций вскоре станет таким же обычным делом, как посетить зубного врача. — Советы наши нужны и родителям . здоровых детей. Мы порекомендуем, как избе­ жать нервных срывов, пре­ дотвратить различные крити­ ческие состояния, которые в наше время так часты и у детей, и у взрослых, — го-, ворил врач, провожая меня до дверей отделения. — Про­ медление опасно, нетюное расстройство может перера­ сти в болезнь. Наш разговор неожиданно прерывает зво­ нок, и Анатолий Григорьевич спешит к новому пациенту. Г. АТАНАСЯН . Фото фирмы «Сшгин».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz