Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 41, 1990 г. — ----- ■■ ■ АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ТЕБЕ НЕ БУДЕТ БОЛЬНО Для начала нейното ста тистики. В Липецкой обла сти 2 4 16 0 0 детей и подрост ков. 4 3 1 8 из них страдают разлитаыми формами психи ческих патологий. Это зна чит, что на казкдую тысяч.у детей приходится 1 9 боль ных. И остается лили, гадать, на сколько увеличится эта ц ^ р а , если прибавить к ней каличестао детей, которые по тем иля няьш причинам не стоят на учете в област ном психоневрологическом диспгшсере. В ряде районов; Тербунском, Краснинском, Лев-Толстовском, Воловском, Долгоруковском вообще нет врачей-психиатров. И что бы проконсультироваться со специалистом, жителям на званных районов прихОдатся ехать в Липецк. Ёсть и дру гие проблемы, возникающие у врачей при профилактике психических за^леваний. Одна из них — недоверие людей к психиатрии, а то и паническая ее боязнь. «Зале чат», «заколют» — таковы аргументы родителей, отка- зьшающихся показать своего ребенка врачу. Страх этот возник не сегодня. Действи тельно. долгое время при от сутствии какой-либо инфор мации о том, что делалось за стенами психиатрических больниц, психиатрия была пугалом для людей. Попасть в «психуищу»— значило по лучить клеймо на всю жизнь. Кроме того, до сих пор с у ществуют законы, ущемля ющие граждаяские права больных. -Как то: не всегда обосноваиные щрзшчевия при выезде за границу, при^ еме на работу, поступлении в высшие учебные заведе ния;Однако законы эти пе ресматриваются, а жжЕиат- рия все больше стгшоввтся открытой, достушюй для гда^ сйости. — Мы заинтерееонаиы в том, чтобы люди зяали о ва шей ра(к>те как можно 6 о 1 ш- ше. Ведь няп» задача: .-—по могать детям, ^ пшорит: главный детский врач-психи атр области-Анатолий Гри-: горьештч Пешков. — Выпол- ишие этой задачи: весьма бсложняется, кщда на при ем к врачу идут с предубеж дением, с боязнью. В подтверждение своих Фото М. БАРАБАНОВА . слов Анатолий Г{шгорьетич привел несколько примеров из своей врачебной практи ки. У детей, перенесших ми- нингит или травмы головы, последствия всего этого могут быть очень тяжелыми. Мно гие из них страдают эпилеп сией, очень быстро утомляют ся. их психика «расторможе на», (ШИ не могут сосредото чивать свое внимание. Если такой ребенок учится в шко ле, — это сущее наказжиз для учителей и |довд одно- шасошшов, которых ои может оскорбить или даже ударить в приступе неожи- давной агрессивяости. Егору-» гают, Босхштьшают, вызьша- ют родителей на педсовет. В школе он сльшет за отъяв ленного хулигана. Но на са мом де.че — это несчастный ребенок, который нунадается в помощи. И прежде всего— в медицинской. Однако, ког да доходит до того, чтобы поставить больного ребенка на учет в психоневрологиче ский диспансер, провести курс лечения в больнице, родители всеми силами со противляются врачам. И их можно понять. Каково услы шать про свое чадо от злых языков — «недоумок». — Лично я за то, чтобы о факте помещения ребенка в больницу знал лишь узкий круг педагогов, — считает А. Г. Пешков. — Но. сами понимаете, это не только от нас зависит. Прав главный, врач — не чисто медицивсквй это воп рос, но вопрос этики, чело- вечеек«А порядошюста. Приезжайте в Пдехаио- во, — веожидшшо предлагает Анатолий Х^игарьевич. — . Своими глазаага увц№те. 1 шн мы лечим детей, в каких ус ловиях 0 № живут^ Может быть, после публикации в га зете многие веобосновавшые родительские спюхи разве ются? Ию т редашщонна» мшпи- иа у ворот облжтной иешю- неврологической ^лы^цы. У првзочвстснт): да^хэтажно- го здшшя деккого отдеяевия несколько ребятишек под присмогрок взросяснр воро шат листья. Смеются, ретвят- ся — дети, как дети. Одаа- ко даерь корпуса закрыта на замок. Нажимаю кнопку звонка, и медицинская сестра проводит меня в тесную при ёмную, где оставляет ждать главврача. Звонок. Мама пришла проведать сына. Вол нуясь, ждет, когда его вызо вут из палаты. . Наконец^ мальчик появляется в соцро- вождении Анатолия Григорь евича. — Ну, Саша, рассказы вай про свои успехи, — хло пает его по плечу врач. И уже обращаясь ко мне. — ' У мальчика энурез. Бо лезнь, которая доставляет столько нецриятяостей детям. В больнице ои прошел курс лечения — гипноз, иглоука лывание; физиопроцедуры. Начал выздоравливать. Еще немного — и домой. Один'надцатилетнему Са ше лечиться нравится. Осо бенно пришлась ему по ду ше процедура под названием электросон. Первые дни сво его лребьшания в больнице Саша очень бояжя иглоука лывания — иглы казались такими длинными и страш ными. Но вскоре мальчик убедился, что это совершен но не больно. ' :— Доктор, вы не могли бы посмотреть мою дочку,— обращается К-Аиатолию 1^>н- горьевичу мама Саши. — По следнее время ребенок стал очень нервным, капризнича ет по пустякам. — Конечно. Приводите. Консультации я провожу по вторникам в областном пси хоневрологическом диспан сере. Адрес знаете? Улица Аксакова, дом 5. Главврач ведет меня в больничный корпус. Палаты с рядами коек, комната для игр. Детей здесь немного, все собрались в соседней комнате — перед телевизо ром. В отделении сейчас со рок три пациента. Кроме вра чей и медсестер с детьми работают несколько воспита телей. Они постоянно быва ют с ребятами на прогулке, во время игр, в столовой. Больоаицу во время учебно го года посещают школьные учителя. Преподают по спе циальной программе. Разу меется. тем р ^ я т ам , кото рые в состоянии учиться. — Есть очень тяжелые больные, — рассказывает -Анатолий Григорьевич. — Дети с шизофренией, олигоф ренией, другими серьезными лсихическими недугами. Ви дите мальчика, который си дит в углу на скамейке? Ему восемнадцать лет. А на вид не дашь и девяти. И мышле ние, детское. 1&>нечно, не в состошии вылечить его ме дицина, в данном случае, б^сильна. Но облегчить его страдания мы обязаны. На сколько это возможно. Од- ваш, увы, такие несчастные долго не ж ту т . Болезнь-, медленно, но неотвратимо де лает свое дело. Я спросил У-врача, как относятся дети -’ с более лег кими фо|Н(ами заболеваний к «тяжелым», не воввикает ли V ко^мшктов-т-г ведь и те, и другие жетут бок о 6 < ж — в одавх палатах. — Я не знаю случаев, когда одни ребята обижали бы других, более болышх, чем ОНИ-- савш. — ответил Анатол^ Г{жгорьевич. — Ведь дети — всегда дети, они добрее, милосерднее взрослых; - Наши патенты вместе играют, пьстаютея как-то помсивть друг-другу. Еще один вопрос, вшник- ший у меня во вретвя посе щения детского отделения. Дети, которые лечатся здесь, должны быть максимально избавлены от стрессов и пе реживаний. Но наблюдая,. скажем, эпилептический при падок у соседа по палате, кто-то из ребят может полу чить отрицательные эмоции, а то и душевную травму, что затро'днйло бы лечение. Как этого избежать? По словам врача, подобные припадки всегда можно предупредить, а также снять депрессивные состояния, проявления агрес сивности. — Насколько обоснованы страхи, что медикаменты, ко торые применяются для ле чения психических заболе ваний, вредны для здоровья? — спрашиваю у Анатолия Григорьевича. — У нас работают компе тентные' люди, квалифициро ванные специалисты. Все ле карства, которые прописыва ются больным, не раз прове рены. Так что. все страхи безосновательны. Они — от незнания специфики наЗпей рабрты, Восьмилетний Сергей, с которым мы познакомились в кабинете главврача, находит ся в детском отделении боль ницы уже долгое время. Он — сирота, воспитывался в одном из детских домов. Пе ренес тяжелую болезнь. Это оказалось на психике ребен ка — снижение интеллекту альных способностей, повы шенная агрессивность. Сер гей был усыновлен одшкнпш мужчиной, однако через год его опекун, не выдержав, снова вернул . его в детдом. После — плехановская боль ница. В процессе лечения врачам удалось на время снять его агрессивность — он перестал драться. оби жать своих сверстншсов.. С учебой — труднее. Пятнад цать—двадцать минут Сер гей еще может слушать .пе дагога, но не более. Не вы держивает напряжения, уста ет, срьгоается. — Буквы знаешь, Сер гей? — задает врач вопрос симпатичному малышу. — Знаю; раз, два, три... У четырнадцатилетнего его тезки, другого пациента врачей, судьба не менее драматична. Долгое время его родители, не замечали, или же не хотели замечать, как у сьша развивается тя желый недуг — шизофрения. У мальчика начались галлю цинации , — он подолгу раз говаривал с «невидимкой» по<^ившемся в его доме. — Как иоживает «неви- димиа», Сережа? — Остался дома. Скучает, — серьезно отвечает Сере жа и неожиданно спрашива ет меня. — Вы к моей маме зайдете? Скажите ей. что я скоро вернусь. — Шизофрения передает ся по наследству, через ге ны, — комментирует врач, когда мы остаемся одни. Если кто-то в роду страдал этим недугом, то болезнь мо жет проявиться через не сколько поколений. Как по мочь этому мальчику? Мы можем приостановить тече- ш е болезни, устранить гал- .люцинации, например. Важ но, чтобы недуг не ппогрес- сировал. Добьемся этого и вьшишем из больницы. Но наблюдение врачей за ребен ком останется. Анатолию Гршгорьевичу очень хотелось бы убедить тех родителей, которые по. тем или иным причинам бо ятся показать своего ребен ка детскому врачу-психиат- ру. И надеется на то. что сходить к специалисту этого профиля для консультаций вскоре станет таким же обычным делом, как посетить зубного врача. — Советы наши нужны и родителям . здоровых детей. Мы порекомендуем, как избе жать нервных срывов, пре дотвратить различные крити ческие состояния, которые в наше время так часты и у детей, и у взрослых, — го-, ворил врач, провожая меня до дверей отделения. — Про медление опасно, нетюное расстройство может перера сти в болезнь. Наш разговор неожиданно прерывает зво нок, и Анатолий Григорьевич спешит к новому пациенту. Г. АТАНАСЯН . Фото фирмы «Сшгин».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz