Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

ЮБИЛЕЙ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЮ-50 ЛЕТ С НАДЕЖДОЙ И ВЕРОЙ На вопросы нашего корреспондента отвечает , __^____ заместитель начальника управления народного образова­ ния Геннадий Сергеевич 1 Т Е 1 Геннадий Сер­ геевич, 5 0 лет — срок нема­ лый. В коротком интервью всех достижений не перечис­ лить. Поэтому давайте ос­ тановимся на изменениях, ко­ торые лронзошли в вашей системе за последние годы. Г, ГР ЕВЦ ЕВ : — Во-пер­ вых, укрепилась материаль­ но-техническая база прг>ф техучилищ, это, как извест­ но, залог качества подготов­ ки специалистов. Вычисли- телнная техника, станки с ЧПУ , роботы-маниауляторы — асе это наш сегодняшний день. На базе Елецкого П ТУ -2 и Липецкого П ТУ -10 готовим специалистов по об­ служиванию сложной элект­ ронно-вычислительной тех­ ники. Практически все наши выпускники знакомы с ком­ пьютерами. В области 1 6 ка ­ бинетов информатики и вы­ числительной техники. По отдельным П 1 рофжсиям на­ ши учебные заведения опе­ режают сшдание производств. К примеру, на НЛМК только идет строительство цеха по с ^ р к е холодильников, сти­ ральных машин, А мы уже готовим ребят по этим про­ филям. В целом наши учи­ лища вьшускают квалифици­ рованных работников по 1 1 0 специальностям. Вадрожда- ютея старые профессии. В 26-м ПТУ готовим каменщи­ ков, в 7-м — художников хохломской росписи, в 6-м училище — реставраторов. КОРР ; — У вас особый контингент учаищхся: свдя за партой, они очень близки к производству н непосред­ ственно участвуют в нем. Много ли денег они зараба­ тывают? Г. ГР ЕВЦ ЕВ : — В учеб­ ных мастерских и на пред­ приятиях ребята зарабатыва­ ют около 2 , 5 миллиона рублей ежегодно это услуги населению, закады для базовых предприятий. КОРР: —- Я знаю, что сти- неядия у них нри этом оста­ ется невысокой... Г. ГР ЕВЦ ЕВ : Да. Но уже в ныненхней пятилетке мы планируем .увеличение процента вьшлат учащимся От заработанных ими средств. КОРР.: — Как будет су­ ществовать система ирофтех образования в условиях рын- Г. ГР ЕВЦ ЕВ : - Преж­ де всего подготовка лечащих­ ся будет осуществляться по договорам. П,редприятие за­ казывает, платит, мы — го­ товим. Но сейчас ситуация складывается не лучшим об разом. Предприятия не очень то раскошеливаются на нодго- товку кадров. Беда в том, что до сих пор нет положе­ ния о базовом предприятии, которое регулировало бы его отношения с профтехучили­ щами. ^КОРР: “ Возможности ма- териааьно-техвяческой базы профтехобразования реали­ зуются полностью? Г. ГР ЕВЦ ЕВ : - На сего- , дняшяий день багровые пред- цриятия плохо выполняют договорные условия по по­ ставке училшцам оборудова­ ния и материалов, использу­ емых в учебном процессе. Из-за этого мы. конечно, не можем полностью загрузить материальную базу учебных мастерских, хотя возможно­ сти, как я уже говорил в на­ чале нашей беседы, очень большие. Сейчас в учебном процессе иополмуются 24 станка с ЧЛУ - это цех крлшного завода. Мы пре’Д- .тагаем делать в своих мас­ терских часть продукции ба­ зовых предприятий. Это нам просто необходимо, хотя бы для того, чтобы ловькить за счет увеличения объемов производетва, заработную плату ^ишкенерно-педагогиче- 'ским работникам., КОРР: — Если я вас пра­ вильно поняла, то дай сей­ час системе профтехобразо­ вания материалы и заказы, она сможет стать совершен­ но самостоятельной в финан­ совом отношении структурой? Г, ГР ЕВЦ ЕВ : — Не сов­ сем так. Подготовка рабочих кадров должна оставаться де­ лом государственным. Финан- сироиание системы будет ид­ ти по ланш местных Сове­ тов. Но зарабатывать себе деньги нам никто не мешает, КОРР: — Сейчас очень много говорят об альтерна­ тивных формах обучения в системе профтехобразования. Я знаю, что в Прибалтике, Армении на базах П ТУ соз- Можем ли мы Г. ГР ЕВЦ ЕВ : — В 1 9 9 1 году на базе ПТУ № 10 от­ крывается технический ли­ цей. В чем его отличие от обычного училища? Во-пер­ вых. качестао подготовки. Во- вторых, перспектива, кото­ рую он открывает перед на­ иболее одаренными ребетами. Они смогут продолжить уче­ бу (зачисление без экзаме­ нов) в металлургическом техникуме, затем — в поли­ техническом институте. КОРР: — Хочется верить, что у системы профтехобра­ зования будет еще больше Закона Р С Ф С Р об образова­ ние, который определит ста­ тус системы, закрепит юри­ дические права педагогов и рег.чаментирует работ 5 * учеб­ ных заведений и базовых предириятий. На снимке: династии I Честное глово, а даже рас­ терялась от 1 мкоточислениости Овечкиных и Воронковых в ПТУ ,№ 12 . Отцы, (сыновья, братья, йодиим словом, Две тру­ довые династии. Самый старший из Овечки­ ных — Василий Тихонович—и 1944 году закончил ремеслен­ ное училище )Иа ;НЛМК. Тогда было ие то, что теперь. Война заставляла детей (быстро взрос­ леть. По 4 5—16 часов работа­ ли подростки, обеспечивали се­ бя сами. Может «быть, кто-то подумает, т у вот, (опять р ге­ роизме стариков. Не это дак и было. Уставшие, замотанные .после занятий (а работы /в мас­ терских, ОКИ шли разгружать : и Боронкговых. вагоны с 1 'ильзамн, которые приходили на .завод. Работали до йочи. Чтобы отапливать зи­ мой (Жилые помещения, смасте­ рили сани и возили на себе уголь в кочегарку. .В училище, в основном, учились детдомов­ ские ребятишки. (Школа прой­ дена трудная в |сложная. Ис­ пытав на себе Многое, Василий Тихонович ваучился, как никто другой, вонииать своих литом- Было это давно. Поругался Василий Тихщювнч с ишректо- ром (училн 1 ца, 1 в котором (тогда работал. I Ялюнул 1на все и ушел. А ребятишки (его ,через некоторое время забастовали: И. КЛЯХИНА . «Верните нам мастера. (И 1 все>. Пришлось администрации идти иа мопятную. Сколько их, маль; чишек и девчонок, прошло «черш руки» Овечкина-стар- Сегодня И сын /его .Николай Васильевич работает {в 12 ниучи­ лище. Он '— заслуженный мас­ тер производственного обуче­ ния. .Здесь же брат Борис Ти­ хонович и племянник Александр Александрович. В .общем, семья почти ;что 'в |шы 1 ном составе. Боронкивы по численности Овечкиным не уступают, если посчитать самую младшую представительницу семьи Ла­ рису, которая учится в ПТУ. Па сшшке: ансамбль «Калинка*.. Фткто из архнна. АЗАРТ, УДАЛЬ, МОЛОДОСТЬ Веселое название «Калин­ ка». Этот, ыьше известоый в городе н далеко за его пре­ делами, коллектив родался в октябре 1 9 5 7 года. У его ис- тшов стоял замечательный человек, одарешейший му- зьхкант, великий хормейстер заслуженный артист РС Ф С Р Андрей Петрович Мисткжов. Молодые и очень красивые певцы и танцоры Воронеж­ ского государственного хора — супруга Мнстюковы и су- пруш Галкины приехали в Липецк и создали ансшнбль песни я пляски учащихся дрофтехобразования. Уже н 1 9 5 9 году ансамбль впервые выступил в Момше. а в 1 9 6 1 году цяальчишки и девчонкн побывали на Первом Всерос­ сийском съезде хорового об­ щества. Наш ансамбль бы.ч едшкгйвеиным самодеятель :ным коллеогаивом, выступаю, ш ш в одном концерте с хо­ рем Свешникова, Пятншщо- го, Уральским хором, госу^ дарственным ансамблем таи- |Ца «Березка». Е^о назвали тоцда «Солнышком нашето возрождающегося русского искусства». В 1 9 6 1 году все участншщ ансамбля стали ра. бо'шми, и Андрей Петрович Мистюков вместе с балетмей­ стером ансамбля Григорием Иванониче 1 М Галкиным созда. ют из своих воспитанников новый коллектив — хор но­ волипецких металлургов. А ансамбль ПТУ на себя «ивдвалила» в 1 9 6 1 году Зоя Васильевна Мистюкова и до 19 8 5 года шш являлась его хормейстером. Сегодня худо­ жественный руководитель на­ родного ансамбля песни и пляски «Калинка» заслужен­ ный работник кулк т^ы Р С Ф С Р Николай Яковлевич .■Ч 1 ЧШЮЮВ всшшшшет, как ои пришел в этот коллектив по­ чти ребенком, учащимся учн- лища М 8, как учили его неть Андрей Пет(рович и Зои Васильевна. Кдк потом, от­ служив в армии, вернулся он в своим учителям, как закон­ чил музыкальное училище и пришел сюда уже хормейсте- ром, как приехал из Северна го хора балетмейстер, ньше тоже заслуженный работник культуры Р С Ф С Р Геннадий Иваиошгч Андрейчев и вме­ сте они стали формировать лицо коллектива. мять о нашем создателе. В репертуаре неизменно сохра­ няются его песни, исполняют- ся проидаедения в его ббра. ботке. Мы считаем, что у «Калинки» прекрасные тра­ диции, которые надо сохра­ нять. Это истолнение русских яальяой культуры, широкая Сегодня «Калшка» - - этр I трехсот юношей и де- ----------— .ЛЛ/ЛП 1 Л; время искусству. Сегодня «Калшиса» — это молодой азарт, удаль и кра­ сота поющих н танцующих парней и девчонок. Сегодня «Калинка» ~ это очень жеашнный гость всех праздников и фестивалей х’о- ^ Франция, Италия, Болга­ рия, Куба, Мальта, Югосла­ вия, Румыния, Турция — вот далеко не полный перечень тех стран, где выступал ан­ самбль. Зрители нас везде понимали, потому что язык искусства международен. Его можно назвать языком чело­ веческой души, сшжюбным разбудить в людях самое до­ брое и прекрасное. В . ТУРЕЦКИХ , и цляски областного ,управ­ ления народного образова­ ния, заслуженный работник культуры (РСФСР. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ Наш хор был создан в ян­ варе 1 9 7 8 года. Сегодня мы начинаем свой 14-й сезон. Пе­ ред хором ставилась задача: вовлечь в самодеятельное ху­ дожественное творчество пре­ подавателей и мастеров про­ изводственного обучения про. фессионально - технических училищ. Разучивая и испол­ няя народные песни, класси­ ческие произведения, песни ,рллссвих,, «юветских к зарубежных авторов, певцы хора обоганшют свой духов­ ный мир, познают эстетиче­ ские н нравственные катего­ рии явлений природы., жизни общества. Выступая в концер­ тах ■— пропагандируют серь­ езную музыку, особенно пе­ ред учанщмися профтехобра­ зования, что само по себе не­ сет высокий потенциал вос­ питательной работы. Ушин­ ский говорил, когда запоет школа, тогда запоет весь на­ род. А школа запоет тогда, когда заноет учитель. Мне часто приходится наблюдать, что лучшие результаты В училиищых конкурсах, пока­ зывают те гр.уш1Ы, в которых и классные руководители, и мастера-в«ха 1 итатели сами по­ ют в нашем хоре. Я. думаю, что концертная де1Ятельнос:ть и репетиционная работа в те­ чение 1 3 лет послужила, хо рошим примером для уча­ щихся и внесла определенный вклад в развитие ученической х,удожественн.ой самодеятель н’ости. в нашем липецком профтехобразовании. В хоре поют преподавате­ ли всех общеобразователь­ ных дисциплин, мастера про- изводствевного обучения по всем профессиям. Репертуар хора — это его лицо. И потому подбору про- изведенйй мы уделяем боль­ шое внимание. Поем много оперных хоров. Такие, как «Расходилась, разгулялась» из оперы М Мусоргского «Борис Год^^^ов», «Нету, не ту тут мосточка» из оперы И. Чайковского «Мазепа», «Как же нам не веселиться» из онеры Б. Сметаны, «Про­ данная невеста», «Хабанера» из оперы Ж. Бизе «Кармен», «Ты прекрасна, великая Ро- яйна-матъ» из оперы Д . Вер- ди «Навуходоносор» и дру- А . (КРЮКОВ, руководитель хора. ЭТО БЫЛО, БЫЛО... В городе Липецке оргаяи- заваяной подготовкой квали­ фицированных рабочих кад­ ров стали заниматься в 19 0 2 году. Тогда же была создана первая профтехшкола «На давальческих началах», пер­ вым заведующим которой стал ВЬиколай Михайлович Никитин. Срок обучения — четыре года. Ученики изуча­ ли столярное, слесарное, то­ карное, кузнечное, модельное и литейное дело. Готовили снециалистов-механиков для мелких кожевенных, гончав- ных, литейных заводов и кус­ тарных мастерских. Чуть позже была органи­ зована профтехшкола на ли- йецких железных рудниках. В 1 9 3 2 году появились учебт ные заведения фабрично-за­ водского ученичества на базе строительства Новолипецкого металлургического завода. Занятия в школе Ф З У на­ чались 1 5 февраля 1 9 3 2 го­ да. Эту дату установили по трудовой книжке выпускника Георгия Савенкова. Обучение было двухгодичным. Ребята получали профессии помощ­ ников машинистов паровых турбин, горновых, газовщиков доменных печей, слесарей по ремонту, токарей универсаль­ ных р&бОт, электромонтеров по монтажу, ремонту и эк­ сплуатации .электрооборудова­ ния, машинистов мостовых электрокранов. Многае первые выпускни­ ки Ф З У живут сейчас в Ли­ пецке. Б . А . Попов, Г. Г. Лаврентьев. Чуть позже за- кавчивали школу кавалер ор- • дена Ленина Н. Ф . Соболев, бывший механик ПТУ № Ю В. А . Студейкин н многие другие. Указом президиума ВЦИК от 2 октября 1940 года «О создании учебных заведений системы Государственных и Трудовых Резервов» преду­ сматривалось значительное увеличение количества обу­ чаемых квалж|)ицированных рабочих для всех промьш!лен­ ных, строительных н сельско­ хозяйственных предприятий, учреждений, совхоэсш и кол­ хозов. Вместе с этим преду­ сматривалось создание проч­ ной материально-технической Во исполнение Указа Пре. зидиума ВЦИК СССР от 2 октября 19 4 0 года «О созда­ нии системы Государствен­ ных и 1'р.уд(®ых Резервов» в городе Липецке были органи­ зованы учебные заведения; Ф З У и ФЗО, училище ,М' 3. В ремесленных училищах срок обучения устанавливал­ ся в два года. .Учащихся при­ нимали на полное государ­ ственное обеспечение. На ФЗО возлагалась подготовка рабочих массовых профессий за шестимесячный срок обу­ чения. В школу принимались юноши и девушки в возрасте 1 6 — 1 7 лет. Ученики в про­ цессе обучения должны бы­ ли заработать и оплатить 50 процентов стоимости выдан­ ного обмундирования. В июне 1 8 4 1 года, с пер­ вых же дней Великой Отече- ствемиой войны, нарушился учебно-воспитательный про­ цесс во всех школах ФЗО, ремесленных и железнодо­ рожных училищах. Теорети­ ческое обучение было отме­ нено. Производственное обу­ чение пеоеведено на практи­ ческое изготовление продаж- ции для фронта. Многие ученики, мастера производственного обучения, преподаватели специальных и общеобразовательных, пред­ метов были призваны в ряды Рабоче-Крестьянской Крас, ной Армии и направлены » действующие части. Сктавшиеся в городе ври- етупили к изготовлению бое­ припасов в цехах завода № 6 1 Наркомата боеприпасов. В декабре 1 9 4 1 года ремеслен­ ные училшца № № 3 , 9 , 2 1 , 2 2 , школы ФЗО № 5 и № 1 4 были эвакуированы на Урал в города Челябинской области. В декабре 1 9 4 2 го­ да в Липецке вновь стали восстанавливать работу учеб­ ных заведений Государствен­ ных Трудовых Резервов. Для этого нужны были оборудова­ ние, приспособления, инстру­ менты, заготовки, материалы, техническая документация, учебники и, конечно же, ква- лифойцированные кадры учи­ телей, мастеров производст­ венного обучения. У нас ни­ чего этого не было. Собрали мы учеников в феврале 1 9 4 3 года—около 1б5^еловек, Рас­ сказали им о наших задачах, о том, что у нас нет обору­ дования, инструмента, мате­ риалов, нет обмундирования. Попросили: «Принесите к нам в училище етструмент, ос­ тавшийся у вас дома после ухода ваших отцов на фронт». Откликнулись на просьбу все. В здании училища стекла выбиты, электроэнергия нет, отопительная система размо­ рожена, централизовашюго водоснабжения нет. На на­ шем базовом НЛМЗ в ре- монтио-механическом цехе ра ботали четыре токарных стан- ка. Но зато в РМЦ, посреди- ие цеха, была установлена большая железная печь, в которой круглосуточно жгли кокс. Эта печь давала тепло. Можно было возле нее по­ греть себе руки, да и вооб­ ще хорошо было, сидя йо- Ефуг этой печки, разговоры вести на различные темы, в том числе и по учебным за­ дачам. Карандашей, ручек, чернил и тетрадей не было; книг, учебников не было. И все-такй мы — директор РУ № 3 и старший мастер — приступили к сучению . С чего мы начали? Первое. Директору нужен был заведующий учебной ча­ стью. Нашли. Дома был боль­ ной Иван Иванович Штанен- ко уговорили. Через гор­ военкомат разыскали в обще­ житии артели «Победа» при­ бывшего после ранения и спи­ санного в тыл солдата Сер­ гея Алексеевича Кондратье­ ва. Уговорили его стать мас­ тером проиэводс№енного обу­ чения группы кузнецов сво­ бодной ковки. Нашли инвали­ да третьей группы Бориса Ан ­ тоновича Попова, упросили быть мастером группы слеса­ рей. Николая Васильевича Кб’рдюкова, раненого солдата, признанного негодным к службе в армии, упросили заняться производственным обучением токарей. Это наши кадры. Это — наш ^«золотой фонд». Мы собрали подрост­ ков, стали их кормить. Отор­ вали солдатских детей от ули­ цы, спасли от беспризорности. Нашли мы и старого опытного кузнеца в возрасте 7 2 лет— Ивана Ивановича Селивана ва. Позвали его к нам в учи- В пожарной части отыска­ ли передвижное котельное горво (для нагрева заклепок), с ножным приводом для ду­ тья. В старой трансформа­ торной будке устроили куз­ нецы из старых вагонных и паровозных рессор заготовки для напильников, которые отливали, насекали и закали­ вали сами ученики. Также стали делать рубанки, ста­ мески. Осмелели, стали де­ лать сверла, метчики. Р а з ^ гатели. У нас стало оборудо­ вания на 7 5 рабл)чих мгот по слесарному делу. Ученики поверили н нас. (А. КАРОЧЕНКО, мастер производственного обученвл (ПТУ № 2 7 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz