Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ЮБИЛЕЙ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ★ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЮ-50 ЛЕТ С НАДЕЖДОЙ И ВЕРОЙ На вопросы нашего корреспондента отвечает , __^____ заместитель начальника управления народного образова ния Геннадий Сергеевич 1 Т Е 1 Геннадий Сер геевич, 5 0 лет — срок нема лый. В коротком интервью всех достижений не перечис лить. Поэтому давайте ос тановимся на изменениях, ко торые лронзошли в вашей системе за последние годы. Г, ГР ЕВЦ ЕВ : — Во-пер вых, укрепилась материаль но-техническая база прг>ф техучилищ, это, как извест но, залог качества подготов ки специалистов. Вычисли- телнная техника, станки с ЧПУ , роботы-маниауляторы — асе это наш сегодняшний день. На базе Елецкого П ТУ -2 и Липецкого П ТУ -10 готовим специалистов по об служиванию сложной элект ронно-вычислительной тех ники. Практически все наши выпускники знакомы с ком пьютерами. В области 1 6 ка бинетов информатики и вы числительной техники. По отдельным П 1 рофжсиям на ши учебные заведения опе режают сшдание производств. К примеру, на НЛМК только идет строительство цеха по с ^ р к е холодильников, сти ральных машин, А мы уже готовим ребят по этим про филям. В целом наши учи лища вьшускают квалифици рованных работников по 1 1 0 специальностям. Вадрожда- ютея старые профессии. В 26-м ПТУ готовим каменщи ков, в 7-м — художников хохломской росписи, в 6-м училище — реставраторов. КОРР ; — У вас особый контингент учаищхся: свдя за партой, они очень близки к производству н непосред ственно участвуют в нем. Много ли денег они зараба тывают? Г. ГР ЕВЦ ЕВ : — В учеб ных мастерских и на пред приятиях ребята зарабатыва ют около 2 , 5 миллиона рублей ежегодно это услуги населению, закады для базовых предприятий. КОРР: —- Я знаю, что сти- неядия у них нри этом оста ется невысокой... Г. ГР ЕВЦ ЕВ : Да. Но уже в ныненхней пятилетке мы планируем .увеличение процента вьшлат учащимся От заработанных ими средств. КОРР.: — Как будет су ществовать система ирофтех образования в условиях рын- Г. ГР ЕВЦ ЕВ : - Преж де всего подготовка лечащих ся будет осуществляться по договорам. П,редприятие за казывает, платит, мы — го товим. Но сейчас ситуация складывается не лучшим об разом. Предприятия не очень то раскошеливаются на нодго- товку кадров. Беда в том, что до сих пор нет положе ния о базовом предприятии, которое регулировало бы его отношения с профтехучили щами. ^КОРР: “ Возможности ма- териааьно-техвяческой базы профтехобразования реали зуются полностью? Г. ГР ЕВЦ ЕВ : - На сего- , дняшяий день багровые пред- цриятия плохо выполняют договорные условия по по ставке училшцам оборудова ния и материалов, использу емых в учебном процессе. Из-за этого мы. конечно, не можем полностью загрузить материальную базу учебных мастерских, хотя возможно сти, как я уже говорил в на чале нашей беседы, очень большие. Сейчас в учебном процессе иополмуются 24 станка с ЧЛУ - это цех крлшного завода. Мы пре’Д- .тагаем делать в своих мас терских часть продукции ба зовых предприятий. Это нам просто необходимо, хотя бы для того, чтобы ловькить за счет увеличения объемов производетва, заработную плату ^ишкенерно-педагогиче- 'ским работникам., КОРР: — Если я вас пра вильно поняла, то дай сей час системе профтехобразо вания материалы и заказы, она сможет стать совершен но самостоятельной в финан совом отношении структурой? Г, ГР ЕВЦ ЕВ : — Не сов сем так. Подготовка рабочих кадров должна оставаться де лом государственным. Финан- сироиание системы будет ид ти по ланш местных Сове тов. Но зарабатывать себе деньги нам никто не мешает, КОРР: — Сейчас очень много говорят об альтерна тивных формах обучения в системе профтехобразования. Я знаю, что в Прибалтике, Армении на базах П ТУ соз- Можем ли мы Г. ГР ЕВЦ ЕВ : — В 1 9 9 1 году на базе ПТУ № 10 от крывается технический ли цей. В чем его отличие от обычного училища? Во-пер вых. качестао подготовки. Во- вторых, перспектива, кото рую он открывает перед на иболее одаренными ребетами. Они смогут продолжить уче бу (зачисление без экзаме нов) в металлургическом техникуме, затем — в поли техническом институте. КОРР: — Хочется верить, что у системы профтехобра зования будет еще больше Закона Р С Ф С Р об образова ние, который определит ста тус системы, закрепит юри дические права педагогов и рег.чаментирует работ 5 * учеб ных заведений и базовых предириятий. На снимке: династии I Честное глово, а даже рас терялась от 1 мкоточислениости Овечкиных и Воронковых в ПТУ ,№ 12 . Отцы, (сыновья, братья, йодиим словом, Две тру довые династии. Самый старший из Овечки ных — Василий Тихонович—и 1944 году закончил ремеслен ное училище )Иа ;НЛМК. Тогда было ие то, что теперь. Война заставляла детей (быстро взрос леть. По 4 5—16 часов работа ли подростки, обеспечивали се бя сами. Может «быть, кто-то подумает, т у вот, (опять р ге роизме стариков. Не это дак и было. Уставшие, замотанные .после занятий (а работы /в мас терских, ОКИ шли разгружать : и Боронкговых. вагоны с 1 'ильзамн, которые приходили на .завод. Работали до йочи. Чтобы отапливать зи мой (Жилые помещения, смасте рили сани и возили на себе уголь в кочегарку. .В училище, в основном, учились детдомов ские ребятишки. (Школа прой дена трудная в |сложная. Ис пытав на себе Многое, Василий Тихонович ваучился, как никто другой, вонииать своих литом- Было это давно. Поругался Василий Тихщювнч с ишректо- ром (училн 1 ца, 1 в котором (тогда работал. I Ялюнул 1на все и ушел. А ребятишки (его ,через некоторое время забастовали: И. КЛЯХИНА . «Верните нам мастера. (И 1 все>. Пришлось администрации идти иа мопятную. Сколько их, маль; чишек и девчонок, прошло «черш руки» Овечкина-стар- Сегодня И сын /его .Николай Васильевич работает {в 12 ниучи лище. Он '— заслуженный мас тер производственного обуче ния. .Здесь же брат Борис Ти хонович и племянник Александр Александрович. В .общем, семья почти ;что 'в |шы 1 ном составе. Боронкивы по численности Овечкиным не уступают, если посчитать самую младшую представительницу семьи Ла рису, которая учится в ПТУ. Па сшшке: ансамбль «Калинка*.. Фткто из архнна. АЗАРТ, УДАЛЬ, МОЛОДОСТЬ Веселое название «Калин ка». Этот, ыьше известоый в городе н далеко за его пре делами, коллектив родался в октябре 1 9 5 7 года. У его ис- тшов стоял замечательный человек, одарешейший му- зьхкант, великий хормейстер заслуженный артист РС Ф С Р Андрей Петрович Мисткжов. Молодые и очень красивые певцы и танцоры Воронеж ского государственного хора — супруга Мнстюковы и су- пруш Галкины приехали в Липецк и создали ансшнбль песни я пляски учащихся дрофтехобразования. Уже н 1 9 5 9 году ансамбль впервые выступил в Момше. а в 1 9 6 1 году цяальчишки и девчонкн побывали на Первом Всерос сийском съезде хорового об щества. Наш ансамбль бы.ч едшкгйвеиным самодеятель :ным коллеогаивом, выступаю, ш ш в одном концерте с хо рем Свешникова, Пятншщо- го, Уральским хором, госу^ дарственным ансамблем таи- |Ца «Березка». Е^о назвали тоцда «Солнышком нашето возрождающегося русского искусства». В 1 9 6 1 году все участншщ ансамбля стали ра. бо'шми, и Андрей Петрович Мистюков вместе с балетмей стером ансамбля Григорием Иванониче 1 М Галкиным созда. ют из своих воспитанников новый коллектив — хор но волипецких металлургов. А ансамбль ПТУ на себя «ивдвалила» в 1 9 6 1 году Зоя Васильевна Мистюкова и до 19 8 5 года шш являлась его хормейстером. Сегодня худо жественный руководитель на родного ансамбля песни и пляски «Калинка» заслужен ный работник кулк т^ы Р С Ф С Р Николай Яковлевич .■Ч 1 ЧШЮЮВ всшшшшет, как ои пришел в этот коллектив по чти ребенком, учащимся учн- лища М 8, как учили его неть Андрей Пет(рович и Зои Васильевна. Кдк потом, от служив в армии, вернулся он в своим учителям, как закон чил музыкальное училище и пришел сюда уже хормейсте- ром, как приехал из Северна го хора балетмейстер, ньше тоже заслуженный работник культуры Р С Ф С Р Геннадий Иваиошгч Андрейчев и вме сте они стали формировать лицо коллектива. мять о нашем создателе. В репертуаре неизменно сохра няются его песни, исполняют- ся проидаедения в его ббра. ботке. Мы считаем, что у «Калинки» прекрасные тра диции, которые надо сохра нять. Это истолнение русских яальяой культуры, широкая Сегодня «Калшка» - - этр I трехсот юношей и де- ----------— .ЛЛ/ЛП 1 Л; время искусству. Сегодня «Калшиса» — это молодой азарт, удаль и кра сота поющих н танцующих парней и девчонок. Сегодня «Калинка» ~ это очень жеашнный гость всех праздников и фестивалей х’о- ^ Франция, Италия, Болга рия, Куба, Мальта, Югосла вия, Румыния, Турция — вот далеко не полный перечень тех стран, где выступал ан самбль. Зрители нас везде понимали, потому что язык искусства международен. Его можно назвать языком чело веческой души, сшжюбным разбудить в людях самое до брое и прекрасное. В . ТУРЕЦКИХ , и цляски областного ,управ ления народного образова ния, заслуженный работник культуры (РСФСР. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ Наш хор был создан в ян варе 1 9 7 8 года. Сегодня мы начинаем свой 14-й сезон. Пе ред хором ставилась задача: вовлечь в самодеятельное ху дожественное творчество пре подавателей и мастеров про изводственного обучения про. фессионально - технических училищ. Разучивая и испол няя народные песни, класси ческие произведения, песни ,рллссвих,, «юветских к зарубежных авторов, певцы хора обоганшют свой духов ный мир, познают эстетиче ские н нравственные катего рии явлений природы., жизни общества. Выступая в концер тах ■— пропагандируют серь езную музыку, особенно пе ред учанщмися профтехобра зования, что само по себе не сет высокий потенциал вос питательной работы. Ушин ский говорил, когда запоет школа, тогда запоет весь на род. А школа запоет тогда, когда заноет учитель. Мне часто приходится наблюдать, что лучшие результаты В училиищых конкурсах, пока зывают те гр.уш1Ы, в которых и классные руководители, и мастера-в«ха 1 итатели сами по ют в нашем хоре. Я. думаю, что концертная де1Ятельнос:ть и репетиционная работа в те чение 1 3 лет послужила, хо рошим примером для уча щихся и внесла определенный вклад в развитие ученической х,удожественн.ой самодеятель н’ости. в нашем липецком профтехобразовании. В хоре поют преподавате ли всех общеобразователь ных дисциплин, мастера про- изводствевного обучения по всем профессиям. Репертуар хора — это его лицо. И потому подбору про- изведенйй мы уделяем боль шое внимание. Поем много оперных хоров. Такие, как «Расходилась, разгулялась» из оперы М Мусоргского «Борис Год^^^ов», «Нету, не ту тут мосточка» из оперы И. Чайковского «Мазепа», «Как же нам не веселиться» из онеры Б. Сметаны, «Про данная невеста», «Хабанера» из оперы Ж. Бизе «Кармен», «Ты прекрасна, великая Ро- яйна-матъ» из оперы Д . Вер- ди «Навуходоносор» и дру- А . (КРЮКОВ, руководитель хора. ЭТО БЫЛО, БЫЛО... В городе Липецке оргаяи- заваяной подготовкой квали фицированных рабочих кад ров стали заниматься в 19 0 2 году. Тогда же была создана первая профтехшкола «На давальческих началах», пер вым заведующим которой стал ВЬиколай Михайлович Никитин. Срок обучения — четыре года. Ученики изуча ли столярное, слесарное, то карное, кузнечное, модельное и литейное дело. Готовили снециалистов-механиков для мелких кожевенных, гончав- ных, литейных заводов и кус тарных мастерских. Чуть позже была органи зована профтехшкола на ли- йецких железных рудниках. В 1 9 3 2 году появились учебт ные заведения фабрично-за водского ученичества на базе строительства Новолипецкого металлургического завода. Занятия в школе Ф З У на чались 1 5 февраля 1 9 3 2 го да. Эту дату установили по трудовой книжке выпускника Георгия Савенкова. Обучение было двухгодичным. Ребята получали профессии помощ ников машинистов паровых турбин, горновых, газовщиков доменных печей, слесарей по ремонту, токарей универсаль ных р&бОт, электромонтеров по монтажу, ремонту и эк сплуатации .электрооборудова ния, машинистов мостовых электрокранов. Многае первые выпускни ки Ф З У живут сейчас в Ли пецке. Б . А . Попов, Г. Г. Лаврентьев. Чуть позже за- кавчивали школу кавалер ор- • дена Ленина Н. Ф . Соболев, бывший механик ПТУ № Ю В. А . Студейкин н многие другие. Указом президиума ВЦИК от 2 октября 1940 года «О создании учебных заведений системы Государственных и Трудовых Резервов» преду сматривалось значительное увеличение количества обу чаемых квалж|)ицированных рабочих для всех промьш!лен ных, строительных н сельско хозяйственных предприятий, учреждений, совхоэсш и кол хозов. Вместе с этим преду сматривалось создание проч ной материально-технической Во исполнение Указа Пре. зидиума ВЦИК СССР от 2 октября 19 4 0 года «О созда нии системы Государствен ных и 1'р.уд(®ых Резервов» в городе Липецке были органи зованы учебные заведения; Ф З У и ФЗО, училище ,М' 3. В ремесленных училищах срок обучения устанавливал ся в два года. .Учащихся при нимали на полное государ ственное обеспечение. На ФЗО возлагалась подготовка рабочих массовых профессий за шестимесячный срок обу чения. В школу принимались юноши и девушки в возрасте 1 6 — 1 7 лет. Ученики в про цессе обучения должны бы ли заработать и оплатить 50 процентов стоимости выдан ного обмундирования. В июне 1 8 4 1 года, с пер вых же дней Великой Отече- ствемиой войны, нарушился учебно-воспитательный про цесс во всех школах ФЗО, ремесленных и железнодо рожных училищах. Теорети ческое обучение было отме нено. Производственное обу чение пеоеведено на практи ческое изготовление продаж- ции для фронта. Многие ученики, мастера производственного обучения, преподаватели специальных и общеобразовательных, пред метов были призваны в ряды Рабоче-Крестьянской Крас, ной Армии и направлены » действующие части. Сктавшиеся в городе ври- етупили к изготовлению бое припасов в цехах завода № 6 1 Наркомата боеприпасов. В декабре 1 9 4 1 года ремеслен ные училшца № № 3 , 9 , 2 1 , 2 2 , школы ФЗО № 5 и № 1 4 были эвакуированы на Урал в города Челябинской области. В декабре 1 9 4 2 го да в Липецке вновь стали восстанавливать работу учеб ных заведений Государствен ных Трудовых Резервов. Для этого нужны были оборудова ние, приспособления, инстру менты, заготовки, материалы, техническая документация, учебники и, конечно же, ква- лифойцированные кадры учи телей, мастеров производст венного обучения. У нас ни чего этого не было. Собрали мы учеников в феврале 1 9 4 3 года—около 1б5^еловек, Рас сказали им о наших задачах, о том, что у нас нет обору дования, инструмента, мате риалов, нет обмундирования. Попросили: «Принесите к нам в училище етструмент, ос тавшийся у вас дома после ухода ваших отцов на фронт». Откликнулись на просьбу все. В здании училища стекла выбиты, электроэнергия нет, отопительная система размо рожена, централизовашюго водоснабжения нет. На на шем базовом НЛМЗ в ре- монтио-механическом цехе ра ботали четыре токарных стан- ка. Но зато в РМЦ, посреди- ие цеха, была установлена большая железная печь, в которой круглосуточно жгли кокс. Эта печь давала тепло. Можно было возле нее по греть себе руки, да и вооб ще хорошо было, сидя йо- Ефуг этой печки, разговоры вести на различные темы, в том числе и по учебным за дачам. Карандашей, ручек, чернил и тетрадей не было; книг, учебников не было. И все-такй мы — директор РУ № 3 и старший мастер — приступили к сучению . С чего мы начали? Первое. Директору нужен был заведующий учебной ча стью. Нашли. Дома был боль ной Иван Иванович Штанен- ко уговорили. Через гор военкомат разыскали в обще житии артели «Победа» при бывшего после ранения и спи санного в тыл солдата Сер гея Алексеевича Кондратье ва. Уговорили его стать мас тером проиэводс№енного обу чения группы кузнецов сво бодной ковки. Нашли инвали да третьей группы Бориса Ан тоновича Попова, упросили быть мастером группы слеса рей. Николая Васильевича Кб’рдюкова, раненого солдата, признанного негодным к службе в армии, упросили заняться производственным обучением токарей. Это наши кадры. Это — наш ^«золотой фонд». Мы собрали подрост ков, стали их кормить. Отор вали солдатских детей от ули цы, спасли от беспризорности. Нашли мы и старого опытного кузнеца в возрасте 7 2 лет— Ивана Ивановича Селивана ва. Позвали его к нам в учи- В пожарной части отыска ли передвижное котельное горво (для нагрева заклепок), с ножным приводом для ду тья. В старой трансформа торной будке устроили куз нецы из старых вагонных и паровозных рессор заготовки для напильников, которые отливали, насекали и закали вали сами ученики. Также стали делать рубанки, ста мески. Осмелели, стали де лать сверла, метчики. Р а з ^ гатели. У нас стало оборудо вания на 7 5 рабл)чих мгот по слесарному делу. Ученики поверили н нас. (А. КАРОЧЕНКО, мастер производственного обученвл (ПТУ № 2 7 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz