Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 39, 1990 г. ПАР ТВОРЧЕСТВА Юрий Дмятрневич Грншко. Маститый скульптор. По лечил официальное признание — имеет званве заслуженг ного художника РСФСР , состоит в членах правления Ьоюза художников СССР секретарь правления Союза художников РСФСР , плен шю гочнс& ен^х ^ в к о м ^ З то .то, что я слышала о Юрин Дмитриевиче Гриш- ко. когда.готовилась к ните>»(йью е ним. Мы « е были ра нее знакомы — не считая коротких встреч на шшогочнс- ленных выставках, которые открывал Юрий Дмитриевич, а я, как могла, «освещала» нх потом. Открытия этйбы- лн достаточно академичны-— выступления легко заннсы- вались в блокнот, а затем «ложились» на газетную етр’а- Но когда я впервые пришла в мастерскую скульпто ра, интервью, к а к ' такового, не получилось. Потому что < разливая по чашкам ароматный свой чай, упруго, с оста- м в к ам и отсчитывая ш аш — будто выстраивая и з себя особую компошщшо — Юрий Дмитриевич был совершен но другим: неожиданным, взрывчатым, лиричным И слова свои вм о в а р и в ал при этом, конечно же, совершен но иначе. «Высокая», патетическая лексика чередова лась здесь с метафоричным и ярким «бытизжом». Но стоило лишь появиться на свет моему блокноту, как все это исчезало куда-то. Сл<№а вновь становились пригла женными, академичными, чужими. Поэтому тро, что мне все-таки удалось «выхватить» из ваших бесед, записывалось уж е дома, «по горячим сле дам». в записях этих, конечно же, хотелось быть точ- НОИ, но для меня уже несомненны потери от таких па рафраз. Материал, который я задумывала сделать о свд^льпто^ ре, не получился таким «скорым», ка к можно бы было рассчитывать. Но я , конечно же, рада этому. Потому что время |н встречи с людьми, я надеюсь, помогли здесь не упрощать сложное. Юрий Дмитриевич Пршп- ко родился -в 1935 года в Мурманске, Несколько лет затем жил в Саратовской де ревне у своей бабушки. На верное, там, у истоков почти забытой ныяе народной пес ни, и «аучился художник «пржтрастшо» к настоящей, глубокой музыке, редкост ному музыкальному вкусу. В 1950 году Гришко по- ступю! В Саратовское худо жественное училище, — как рассказывает теперь худож ник, «орошошло это потому, что на вступительных экза менах там я е т1юбова.лось сдавать а л г ^ р у » . Правда, знакомые сжулштора отнО- сят такие воспомхшания к области личной скромиости. В Липецк художник попал в 60-е годы. Как и везде, это было время -«свободного воздуха» и хрущевской от тепели. Ртакдались велшше замыслы, шли широкие стройки. Сегодня, конечно же, трудно оценить многое из событий тех лет.. И в скулшт^фных композициях сталеваров, доменщиков, строителей р аф ты Гришко некоторые продолжают ви деть лишь дань конъюикду- ре. «Прежде всего во всех этих работах меня интересо вал человек, — рассказыва ет сам Юрий Дмитриевич, —- каким «выплавляет» его про- ■фессия, его каждодаевный труд». И скулыттор вспоми нает затем, насколько часто «конъюнктурная» эта тема оппонировала своему заказ- ЧШ(Й^ Получив «задание», при шел однажды Юрий Дмит риевич на завод «Свободный сокол». Моде.чьк> себе выбрал выссжого, статного парня. «Все в этом человеке было красиво, — говорит худож ник, — Фигура, умение дви гаться, жесты. Лепил я его с удово.1шствием. от души,- А когда работу заказчику по казал , начальство и «выда ло»: »«Да ты что, Юрий Дмитриевич, он же у нас не передовик, да к тому же и разведеяый...». А я потом не раз еще со .своим героем встречался. Сейчас он уже в другой город пеоеехал, но опятд в расти приглашает». Неужели это и есть конъ юнктура? А я все-таки ду маю — обычное ханжество, когда из человека пытались сделать «переходящее Крас- , ное знамя», а художника — ^приспособить под станок для формовок «нашей» идеоло- В 1967 годаг Ю. Д. Гриш ко стал первым лауреатом об ластной премии комсомо.ча им. В. Окороходова. Это зва ние он получил за памятник Валентину Скоооходсюу. ко торый был установлен в од ноименном парке. Новая ску-типтура. которую там мб- я:но видеть сейчас, также вьшолнена Юрием Дмитрие- виче-м. Уже в 30--летнем .возрасте скульптор стал председате лем правления Липецкой ор ганизации Союза художников РСФСР , которую возглавлял затем 6 лет. Что это были за годы? К ак и везде. Липецкая организахщя, в основном, ве дала торд^ «хлебом» хз'дож- ников, распределяла «соци альные з1казы».' Председате ЛЮ требовалось быть хоро шим дипломатом — ведь вы полненную работу, будь то скульптурная компшнция или настенная роспись в Доме ку.льтуры. принимали... пер вые лица райкома, горкома или обкома партии. О вку сах, как говорится, не спорят, яо р к слишком нередко при ходилось художникам «по искать новый цвет» или даже переработать всю комепози - цию. «Конечно же, мы и в те годы пытались, иаскольно это было возможно, сохра нить хороший вкус, донести до зрителя по-настоящему прсфессиональное искусство, — говорит Юрий Лдит, риевич, —- и все же <^ици- альным направлением был соцреализ», о возможности «формальных» поисков при ходилось только мечтать»... В последующие за этш1 десятилетия скульптору бы ло пржвоено звание заслу- шеаного художника РСФСР . Его произведения вошли в собрания многих музеев страны, в том числе ВМО «Государственная-, Третьяков ская гал ер ея» . .Государствен ного Русского музея. Признш5ие увенчало твор ца. Но что значит оно перед каждой новой работой? Ведь каждый последующий замы сел отметает прежние звания, зЯстав.чяет начать все почти что с нуля. И они вновь остаются одни .—скульптор и глина, осталь ное 5'ходит на задний план. И только это в их жизни, по- настоящему, правда. Я ВИДЕЛА, как рабо тает Юрий Дмитрие вич. И почти, - навер ное, знаю, как меняется <ж в эти часы. Пластичные руки вплавлякггся в глину краси во и сильно. И, кажется, что работа над новым рождением совершается одновременно — в человеке и в глине. ...Юрий Дмитриевич рабо тает. Он мерит шагами свою мастерскую. Он рассматрива е т скульптурное детище со всех сторон и добавляет' к нему новые штрихи. Мне очень нравится то, что выхо дит из-под его чутких паль цев. И поэтому, когда Юрий Дмитриевич очередным силь ным движением... ломает только что созданное, для ме ня это своего рода потрясе ние, «Ты ничего' не понштаешь, ,— говорит Юрий Дмитрие вич, скорее отвечая своим, внутрешим мыслям, нежели реагируя на чужое присутст вие. —- Глина дол^кна боять ся скульптора, а Не наоборот. Художник только тогда из а б я чтотто представляет, когГ да каждый раз он неггремен- но готов начать все заново, когда он ч у в с т в у е т е себе силы на это». И новая компо зиция, действительно, рож дается «ступенью выше». Юрий Дмитриевич нередко „размьппляет :вслух во время работы. Иногда даже произ носит блестящие, более при менимые к широкой аудито рии, монологи. Ко бЬ1ЛО бы ошибкой надеяться, что все сказанное в мастерской рас считано на тех, кто в этот момент рядом — Юрий Дмит риевич мало слушает* собе седника. Правда, здесь это воспринимается без ущерба для самолюбия. Потому что слова скульптора звучат пре дельно откровенно и искрен но, потому что хочется про должать его слушать. Юрий Дмитриевич размьип- ляет о настоящем и мнимом искусстве. Субъект беседы при этом может быть абсо лютно различен — кинемато графия, музыка, живопись. Произведения искусства тог да делятся на две категории, определяемые мерой таланта и художнической искренности. — «Цветы могут быть жи выми и неживыми, — расска зывает Юрий Дмитриевич.— Даже если бумажные цветы изготовлены достаточно про- , феосионалнно, я не поверю им. фильм «Рабыня Изаура», к примеру, это бумажный дветок- Иногда Юрий Дмитриевич говорит о работах наших ли пецких да^дожников. И эти мысли обычно выливаются в размышления о преднааиаче- нии художника, его роли в этой жизни, развитии искусст ва. О себе же в таких моно логах Юрий Дмитриевич от зывается категорично и даже нееправедушво. «...Есть гевин и творчеевш ВЫС01К — они двигатели ис кусства, и нередко они «за- шшьцовываются», уходят друг в друга — тек Пикассо в свое время черпал пластику своих работ в негритянскс^ скульптуре. Есть Эмиль Бурдель и Ма рино М31ШНН... Это столпы, деревья, и дай Бог быть в своем творчестве хотя бы щв!- бейкой для их роста —- тогда я, наверное, был бы счаст лив». «...В Липецке есть только один настоящий, высокий ху- .дожник — Виктор Семенович Сорокин. Мы всё, остальные, петжд ИЯМ пвпмет и темеелёи- ннкн, да и во всей России та ких пейзажистов на сегодш уже нет. Сорокин — этр син тез, «того, что от Бога» , е ве- лишщшшой з^доашнческой ншолой. Я несколько р а з де= л ад совмеетеые выставки с Виктором Семевювичем. Но при этом всегда зн ал разницу между нами». '«...Таланты и гении — на туры неоднозначные. И все ж е цри всех катаклизмах жиз ни в них обязательно сохра няется главное, то, что цдет «от живота», от Боженьки и нроявдяется в неумении жить без своей рабр-тас. Можно дебошщшть и пьян ствовать, иметь много жен н детей, но все ж© в твощ^е должен оставаться его труд, .иначе он плохой худож ник, иначе шее. было самооб маном», ,— так {Говорил ЮщЕЙ Дмитриевич, не слуш ая сво его собеседника. Потому что и в это время он продолжал работать. Ю РИИ ДМИТРИЕВИЧ — характер достаточ но противоречивый и СЛОЖНЫЙ, — рассказывает искусствовед Т. И. Нечаева. — И его эмоциональность, душевная решимость и тон кость, я думаю, обнаружива ют не только «живость чело веческую», но и тБОКтескую. Во время своих п ер в ьк по ездок в дома творчества Юрий Дмитриевич серьезно обшшился с московскими ху дожниками, в особенности, Иршюй Федоровне® В.тюм- мель. Я думаю, именно от туда перешло к нему видение эмоциональных всйможностгй формы, фактуры. Юрий Дмитриааич, как никто другой из наших ху дожников, умеет радоваться чужому таланту, заметить людей одаренных и «вьшор- мить и х с руки», ^ о совсем не тот «монстр», который захватил в нашем городе «тсе таорчесш е позиции» — ведь в свое время именно Гришко воспитал скульпторов Вольфсона и М а^ф а , своих антиподов в пластическом мьипленин, и до сих пор с шггерееом следит з а их твор чеством. Я сльппала разговоры о том, что Гришко, дескать, не- кцгда воспользешажя темой «рабочего человека», сделал на ней свою «биографию». Но что знаем мы о том време ни? Имеем ли право упрекать «плеяду 60-х» за то, что не все из них стали диссидента ми? Ведь тб. что творит Юрий Дмитриевич, неизменно прав- дш о и искренно, идет из глу бины души. Когда он .лепит человека — будь то артист, строитель, руководитель зка- к о го -л ^о предприятия — он неизменно пытается вникнуть в его характер, воплотить его пластическими средствами и при этом очень часто... влюб ляется в своих героев. У Юрия Дмитриевича ве ликолепный ораторский дар. Нередко во время каких-ли бо осложнений на выставко- мах Юрий Дмитртевич вста- вет и очень «вдруг» произне сет свою «речь» - - блестя щую, остро^шную и даже вы строенную композиционно. Конечно, этот человек во многом бывает категоричен. И сда'чается, что после на ших с ним споров и слов, сказанных «в запале», я не выдержу, обижусь. А укажу его — и невольно: «Госпо- - ди, ну как же могла я так думать?». «Всколыхните потемки и колеблющиеся очертания... и пусть пламень героев и бо гов осенит вас и ваши творе ния» — декламировал слова любимого скульптора Юрий Дмитриевич. Мы были одни в мастерской. Нас окружали работы неско.лькях лет его творчества — нз гипса, меди, бронзы. Портретные компози ции рабочих и сталеваров, об наженные женские фигуры, детские портреты, «камерная» скульптура — артисты, пи сатели, художники. • . Все они уже жили своей незавжимой жизнью. И в этом, наверное, было особое чудо ^^— характер людей пе реплавился в искренности ху дожника и вошел в мир ис кусства. Среди десятков работ у Юрия Дмитриевича есть те, которые ему особенно доро га. Каждая из них имеет свою предысторию, и Юрий Дмитриевич с увлечением ' рассказьшает об их пластике. Но в этом собрании есть и работы, узнать о которых можно .лишь по пустотам на , полках — по ■ определению многих, ск^'льптуры были до статочно интересны, но ху дожник уничтожил их в сво ей неудовлетворешости. ..-.Откровение. Когда вы плавляется сталь и Ешпутея материалы в газету, 'худож ник вновь разрушает и соз дает себя, чтобы внести в этот мир красоту и поэзию, «всколыхнуть пбтемкв и к о леблющиеся очертания». Т . Щ Е Г Л О В А . *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz