Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 39, 1990 г. ПАР ТВОРЧЕСТВА Юрий Дмятрневич Грншко. Маститый скульптор. По­ лечил официальное признание — имеет званве заслуженг ного художника РСФСР , состоит в членах правления Ьоюза художников СССР секретарь правления Союза художников РСФСР , плен шю гочнс& ен^х ^ в к о м ^ З то .то, что я слышала о Юрин Дмитриевиче Гриш- ко. когда.готовилась к ните>»(йью е ним. Мы « е были ра ­ нее знакомы — не считая коротких встреч на шшогочнс- ленных выставках, которые открывал Юрий Дмитриевич, а я, как могла, «освещала» нх потом. Открытия этйбы- лн достаточно академичны-— выступления легко заннсы- вались в блокнот, а затем «ложились» на газетную етр’а- Но когда я впервые пришла в мастерскую скульпто­ ра, интервью, к а к ' такового, не получилось. Потому что < разливая по чашкам ароматный свой чай, упруго, с оста- м в к ам и отсчитывая ш аш — будто выстраивая и з себя особую компошщшо — Юрий Дмитриевич был совершен­ но другим: неожиданным, взрывчатым, лиричным И слова свои вм о в а р и в ал при этом, конечно же, совершен­ но иначе. «Высокая», патетическая лексика чередова­ лась здесь с метафоричным и ярким «бытизжом». Но стоило лишь появиться на свет моему блокноту, как все это исчезало куда-то. Сл<№а вновь становились пригла­ женными, академичными, чужими. Поэтому тро, что мне все-таки удалось «выхватить» из ваших бесед, записывалось уж е дома, «по горячим сле­ дам». в записях этих, конечно же, хотелось быть точ- НОИ, но для меня уже несомненны потери от таких па­ рафраз. Материал, который я задумывала сделать о свд^льпто^ ре, не получился таким «скорым», ка к можно бы было рассчитывать. Но я , конечно же, рада этому. Потому что время |н встречи с людьми, я надеюсь, помогли здесь не упрощать сложное. Юрий Дмитриевич Пршп- ко родился -в 1935 года в Мурманске, Несколько лет затем жил в Саратовской де­ ревне у своей бабушки. На­ верное, там, у истоков почти забытой ныяе народной пес­ ни, и «аучился художник «пржтрастшо» к настоящей, глубокой музыке, редкост­ ному музыкальному вкусу. В 1950 году Гришко по- ступю! В Саратовское худо­ жественное училище, — как рассказывает теперь худож­ ник, «орошошло это потому, что на вступительных экза­ менах там я е т1юбова.лось сдавать а л г ^ р у » . Правда, знакомые сжулштора отнО- сят такие воспомхшания к области личной скромиости. В Липецк художник попал в 60-е годы. Как и везде, это было время -«свободного воздуха» и хрущевской от­ тепели. Ртакдались велшше замыслы, шли широкие стройки. Сегодня, конечно же, трудно оценить многое из событий тех лет.. И в скулшт^фных композициях сталеваров, доменщиков, строителей р аф ты Гришко некоторые продолжают ви­ деть лишь дань конъюикду- ре. «Прежде всего во всех этих работах меня интересо­ вал человек, — рассказыва­ ет сам Юрий Дмитриевич, —- каким «выплавляет» его про- ■фессия, его каждодаевный труд». И скулыттор вспоми­ нает затем, насколько часто «конъюнктурная» эта тема оппонировала своему заказ- ЧШ(Й^ Получив «задание», при­ шел однажды Юрий Дмит­ риевич на завод «Свободный сокол». Моде.чьк> себе выбрал выссжого, статного парня. «Все в этом человеке было красиво, — говорит худож­ ник, — Фигура, умение дви­ гаться, жесты. Лепил я его с удово.1шствием. от души,- А когда работу заказчику по­ казал , начальство и «выда­ ло»: »«Да ты что, Юрий Дмитриевич, он же у нас не передовик, да к тому же и разведеяый...». А я потом не раз еще со .своим героем встречался. Сейчас он уже в другой город пеоеехал, но опятд в расти приглашает». Неужели это и есть конъ­ юнктура? А я все-таки ду­ маю — обычное ханжество, когда из человека пытались сделать «переходящее Крас- , ное знамя», а художника — ^приспособить под станок для формовок «нашей» идеоло- В 1967 годаг Ю. Д. Гриш ко стал первым лауреатом об­ ластной премии комсомо.ча им. В. Окороходова. Это зва­ ние он получил за памятник Валентину Скоооходсюу. ко­ торый был установлен в од­ ноименном парке. Новая ску-типтура. которую там мб- я:но видеть сейчас, также вьшолнена Юрием Дмитрие- виче-м. Уже в 30--летнем .возрасте скульптор стал председате­ лем правления Липецкой ор­ ганизации Союза художников РСФСР , которую возглавлял затем 6 лет. Что это были за годы? К ак и везде. Липецкая организахщя, в основном, ве ­ дала торд^ «хлебом» хз'дож- ников, распределяла «соци­ альные з1казы».' Председате ЛЮ требовалось быть хоро­ шим дипломатом — ведь вы­ полненную работу, будь то скульптурная компшнция или настенная роспись в Доме ку.льтуры. принимали... пер­ вые лица райкома, горкома или обкома партии. О вку­ сах, как говорится, не спорят, яо р к слишком нередко при­ ходилось художникам «по­ искать новый цвет» или даже переработать всю комепози - цию. «Конечно же, мы и в те годы пытались, иаскольно это было возможно, сохра­ нить хороший вкус, донести до зрителя по-настоящему прсфессиональное искусство, — говорит Юрий Лдит, риевич, —- и все же <^ици- альным направлением был соцреализ», о возможности «формальных» поисков при­ ходилось только мечтать»... В последующие за этш1 десятилетия скульптору бы­ ло пржвоено звание заслу- шеаного художника РСФСР . Его произведения вошли в собрания многих музеев страны, в том числе ВМО «Государственная-, Третьяков­ ская гал ер ея» . .Государствен­ ного Русского музея. Признш5ие увенчало твор­ ца. Но что значит оно перед каждой новой работой? Ведь каждый последующий замы­ сел отметает прежние звания, зЯстав.чяет начать все почти что с нуля. И они вновь остаются одни .—скульптор и глина, осталь­ ное 5'ходит на задний план. И только это в их жизни, по- настоящему, правда. Я ВИДЕЛА, как рабо­ тает Юрий Дмитрие­ вич. И почти, - навер­ ное, знаю, как меняется <ж в эти часы. Пластичные руки вплавлякггся в глину краси­ во и сильно. И, кажется, что работа над новым рождением совершается одновременно — в человеке и в глине. ...Юрий Дмитриевич рабо­ тает. Он мерит шагами свою мастерскую. Он рассматрива­ е т скульптурное детище со всех сторон и добавляет' к нему новые штрихи. Мне очень нравится то, что выхо­ дит из-под его чутких паль­ цев. И поэтому, когда Юрий Дмитриевич очередным силь­ ным движением... ломает только что созданное, для ме­ ня это своего рода потрясе­ ние, «Ты ничего' не понштаешь, ,— говорит Юрий Дмитрие­ вич, скорее отвечая своим, внутрешим мыслям, нежели реагируя на чужое присутст­ вие. —- Глина дол^кна боять­ ся скульптора, а Не наоборот. Художник только тогда из а б я чтотто представляет, когГ да каждый раз он неггремен- но готов начать все заново, когда он ч у в с т в у е т е себе силы на это». И новая компо­ зиция, действительно, рож­ дается «ступенью выше». Юрий Дмитриевич нередко „размьппляет :вслух во время работы. Иногда даже произ­ носит блестящие, более при­ менимые к широкой аудито­ рии, монологи. Ко бЬ1ЛО бы ошибкой надеяться, что все сказанное в мастерской рас­ считано на тех, кто в этот момент рядом — Юрий Дмит­ риевич мало слушает* собе­ седника. Правда, здесь это воспринимается без ущерба для самолюбия. Потому что слова скульптора звучат пре­ дельно откровенно и искрен­ но, потому что хочется про­ должать его слушать. Юрий Дмитриевич размьип- ляет о настоящем и мнимом искусстве. Субъект беседы при этом может быть абсо­ лютно различен — кинемато­ графия, музыка, живопись. Произведения искусства тог­ да делятся на две категории, определяемые мерой таланта и художнической искренности. — «Цветы могут быть жи­ выми и неживыми, — расска­ зывает Юрий Дмитриевич.— Даже если бумажные цветы изготовлены достаточно про- , феосионалнно, я не поверю им. фильм «Рабыня Изаура», к примеру, это бумажный дветок- Иногда Юрий Дмитриевич говорит о работах наших ли­ пецких да^дожников. И эти мысли обычно выливаются в размышления о преднааиаче- нии художника, его роли в этой жизни, развитии искусст­ ва. О себе же в таких моно­ логах Юрий Дмитриевич от­ зывается категорично и даже нееправедушво. «...Есть гевин и творчеевш ВЫС01К — они двигатели ис­ кусства, и нередко они «за- шшьцовываются», уходят друг в друга — тек Пикассо в свое время черпал пластику своих работ в негритянскс^ скульптуре. Есть Эмиль Бурдель и Ма­ рино М31ШНН... Это столпы, деревья, и дай Бог быть в своем творчестве хотя бы щв!- бейкой для их роста —- тогда я, наверное, был бы счаст­ лив». «...В Липецке есть только один настоящий, высокий ху- .дожник — Виктор Семенович Сорокин. Мы всё, остальные, петжд ИЯМ пвпмет и темеелёи- ннкн, да и во всей России та­ ких пейзажистов на сегодш уже нет. Сорокин — этр син­ тез, «того, что от Бога» , е ве- лишщшшой з^доашнческой ншолой. Я несколько р а з де= л ад совмеетеые выставки с Виктором Семевювичем. Но при этом всегда зн ал разницу между нами». '«...Таланты и гении — на­ туры неоднозначные. И все ж е цри всех катаклизмах жиз­ ни в них обязательно сохра­ няется главное, то, что цдет «от живота», от Боженьки и нроявдяется в неумении жить без своей рабр-тас. Можно дебошщшть и пьян­ ствовать, иметь много жен н детей, но все ж© в твощ^е должен оставаться его труд, .иначе он плохой худож­ ник, иначе шее. было самооб­ маном», ,— так {Говорил ЮщЕЙ Дмитриевич, не слуш ая сво­ его собеседника. Потому что и в это время он продолжал работать. Ю РИИ ДМИТРИЕВИЧ — характер достаточ­ но противоречивый и СЛОЖНЫЙ, — рассказывает искусствовед Т. И. Нечаева. — И его эмоциональность, душевная решимость и тон­ кость, я думаю, обнаружива­ ют не только «живость чело­ веческую», но и тБОКтескую. Во время своих п ер в ьк по­ ездок в дома творчества Юрий Дмитриевич серьезно обшшился с московскими ху­ дожниками, в особенности, Иршюй Федоровне® В.тюм- мель. Я думаю, именно от­ туда перешло к нему видение эмоциональных всйможностгй формы, фактуры. Юрий Дмитриааич, как никто другой из наших ху­ дожников, умеет радоваться чужому таланту, заметить людей одаренных и «вьшор- мить и х с руки», ^ о совсем не тот «монстр», который захватил в нашем городе «тсе таорчесш е позиции» — ведь в свое время именно Гришко воспитал скульпторов Вольфсона и М а^ф а , своих антиподов в пластическом мьипленин, и до сих пор с шггерееом следит з а их твор­ чеством. Я сльппала разговоры о том, что Гришко, дескать, не- кцгда воспользешажя темой «рабочего человека», сделал на ней свою «биографию». Но что знаем мы о том време­ ни? Имеем ли право упрекать «плеяду 60-х» за то, что не все из них стали диссидента­ ми? Ведь тб. что творит Юрий Дмитриевич, неизменно прав- дш о и искренно, идет из глу­ бины души. Когда он .лепит человека — будь то артист, строитель, руководитель зка- к о го -л ^о предприятия — он неизменно пытается вникнуть в его характер, воплотить его пластическими средствами и при этом очень часто... влюб­ ляется в своих героев. У Юрия Дмитриевича ве­ ликолепный ораторский дар. Нередко во время каких-ли­ бо осложнений на выставко- мах Юрий Дмитртевич вста- вет и очень «вдруг» произне­ сет свою «речь» - - блестя­ щую, остро^шную и даже вы­ строенную композиционно. Конечно, этот человек во многом бывает категоричен. И сда'чается, что после на­ ших с ним споров и слов, сказанных «в запале», я не выдержу, обижусь. А укажу его — и невольно: «Госпо- - ди, ну как же могла я так думать?». «Всколыхните потемки и колеблющиеся очертания... и пусть пламень героев и бо­ гов осенит вас и ваши творе­ ния» — декламировал слова любимого скульптора Юрий Дмитриевич. Мы были одни в мастерской. Нас окружали работы неско.лькях лет его творчества — нз гипса, меди, бронзы. Портретные компози­ ции рабочих и сталеваров, об­ наженные женские фигуры, детские портреты, «камерная» скульптура — артисты, пи­ сатели, художники. • . Все они уже жили своей незавжимой жизнью. И в этом, наверное, было особое чудо ^^— характер людей пе­ реплавился в искренности ху­ дожника и вошел в мир ис­ кусства. Среди десятков работ у Юрия Дмитриевича есть те, которые ему особенно доро­ га. Каждая из них имеет свою предысторию, и Юрий Дмитриевич с увлечением ' рассказьшает об их пластике. Но в этом собрании есть и работы, узнать о которых можно .лишь по пустотам на , полках — по ■ определению многих, ск^'льптуры были до­ статочно интересны, но ху­ дожник уничтожил их в сво­ ей неудовлетворешости. ..-.Откровение. Когда вы­ плавляется сталь и Ешпутея материалы в газету, 'худож ­ ник вновь разрушает и соз­ дает себя, чтобы внести в этот мир красоту и поэзию, «всколыхнуть пбтемкв и к о ­ леблющиеся очертания». Т . Щ Е Г Л О В А . *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz