Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 39, 1990 г* Д Е Т С Т В О ' Начался учебный год в Дмитояшевской школе-ин тернате, что в Хлевенскш* районе. Школа эта — спе­ циализированная, в ней учат­ ся дети с тянгелыми наруше­ ниями речи. Половина из них — сироты, ОНИ живут в интернате круглый год. Ос­ тальные приезжают домой только во время каникул. Сейчас в интернате ^— сто тридцать четыре человека. Из городов и сел не только Липецкой, но и Тамбовской, Брянской областей. Попада­ ют сюда дети, которые ш- за недоразеитости речи не­ способны усваивать обычную школьную программу. объяснил директор интер­ ната Юрий Николаевич Ро­ дионов, происходит это во многом по вине родителей — многие из ребят росли в так называемых «нйлагополуч ных семьях». Часто положе­ ние усугубляется перенесен­ ными психическими травма­ ми, болезнями, связанными с нервной системой. Поэто­ му занятия ведутся здесь по особой программе. — Наша школа по-своему уникальна, — рассказывает Юрий Николаевич. — Она единственная на всю об­ ласть. Много Ли детей нуж­ даются в нашей помощи? К сожалению, гора.1здо больше, чем мы в состоянии принять. С другой стороны —- нельзя бросать детей на произвол судьбы. Чем раньше посту­ пит к нам ребенок, тем боль- , ше шансов у педагогов вы­ править его речь. И наобо­ рот: чем старше ребенок, тем сложнее наша задача. , Юрий Николаевич провел меня по жилым корпусам интерната. В крохотных ком-, натках ряды коек, по шесть-восемь в каждой. Ка­ зенные одеяла, стерильная чистота. Чем-то все это напо­ минало казарму. — Вот так живут ребята, полтора метра на че.ловека. Обстановку домашней не назовешь, — вздыхал дирек­ тор. — Но что делать? Го­ довая смета школы-интерна­ та "ВбО тысяч рублей. Вот и крутимся, чтобы уложиться в эту скудную сумму. Воз­ можно.^ что в других подоб­ ных учреждениях обстанов: ка еще сложнее. Но к на­ шим детям нужен особый подход. Даже взрослый человек не ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ застрахован от стрессов, И тогда каждом!^ из нас нужно побыть в одиночестве, от­ дохнуть от нервных перегру­ зок, как-то восстановить да-' шевное равновесие. Воспи танники школы-интерната да же ЭТОЙ возможности лише ны. Нет комнат психо.л<иги- ческой ращрз^зки. Нет, что парадоаюально, даже своего врача-психиатра. Самое тя желое время и для ребят, и для востггателей — возвра щение с каникул. По рас­ сказу дирактора, некоторые дети из н^лагрполучных се­ мей долго не мсхгут прийти в себя после общения со сво­ ими родяте.лями. Нервные всгржжи, которые они по.лу- чают дома, отрицательно сказьюакггся. и на их само­ чувствии, и на учебе. — Мы поддерживаем кон такты с областяой пешЕовев- роло1гической больницей. Но они — эпизодические, — го­ ворит Юрий Ншсолаевич. — А нужна псютояетая работа Фото М. БАРАБАНОВА. сиецкаш*ста с детьми. Но до- судите сами, кто поедет в на­ ше село работать в интерна­ те с 8ари.латоЙ 110—120 'рублей, без шансю получить квартиру? К тому же не так много в области шециалис- тов аесйходимого нам про­ филя. Дпрентор говорил о проб­ лемах школы спокойно, без всякой обеды, раздражения. Понимал, очевидно, что в на­ ше ирагматичное время не всетда стоит надеятася на чь®то добрые порывы, на то. что кто-то щждет со стороны и поойожет. ничего не требуя для себя. В конце концов — это дело совести каждого. И нужно не жаловаться, а де­ лать стое дело. По словам директора, пе­ дагогам в школе-интернате приходится трудно. Не каж­ дый вБРдержшает. И дело не то.лько в том что надо пере­ учиваться, осваивать епецн- альщно методаку преподава­ ния. усиленно изучать пси­ хологию детей, проходить курсы логопедш. Дело даже не в железных нервах: — терпение и еще раз терпение. '1ому'. кто не умеет любить я сострадать — в школе не место. А надо ли доказывать, гак нуждаются в этом дети, которые не могут держать в руке ложк:5,^ самостоятельно одеться, терзаемые невроза- •ми, не способные к тому же сколько-нибудь внятно выра­ зить свои тю л и ? ’ Юрий Николаевич до.лго убеждал меня в том. что школа-интернат должна рас- иолагаться не в городе, где, что ни говори, удобнее с ад­ министративной точки зре­ ния, а именно в селе: «При оода ведь — тоже доктор. Посмотрите, какие места — РЯДОМ речка, сосновый бор». В школе есть свое лесниче­ ство. Ребята ухаживают за лесом, убирают валежник, р.чсчтцатот родники, пропа­ лывают лесопосадки, строят кормушки для птиц. В иные времена интернат иаходжлся в определенной изоляции и имел статус «школы закрытого типа». Уни­ зительное это шгрвделение прилипло,, как ярлык. Сейчас этого нет — районные орга­ низации ж предприятия пред­ принимают попытки благо- творительности. интернат на вещают школьники из разных городов обл асти— устраи­ вают вечера, концерты.- Но принцип «закрытости» все же остался. Директор сейчас, как говорится, «н швец, и жиец, и на дуде игрец». То есть, в его руках сосредото­ чена вся административная власть. Например, "он контро­ лирует работу столовой, сле­ дит за медицинским обслу­ живанием. Но ведь каждый должен заниматься своим де­ лом — администрация шко­ лы заботиться об обучении и воспитаний детей. Областной отдел здравоохранения — об их здоровье, общепит — о питании. И нести за это от­ ветственность. В кабинете директора на самом видном, месте висит проект строительства жилого корпуса д.ля восхштанников интерната. По сравненшо с теми, что существуют — полубарачного типа — новое здание, довольно скромное, вьи-лядит дворцом. Шилые помещения на 2—3 челове­ ка. специально обставленные комнаты психологической разгрузки' спортивный зал.,, Строител1ютво этого здания СНЯ.ПОбы множество проблем. Помимо элементарных . удобств, которые по­ лучили бы • дети, у ад­ министрации интерната появилась бы всшюшность принимать в ' школу-интернат не по 15—20 воспитанников ежегодно, а больше. Проект- носметная документация кор­ пуса почти готова. Но от проекта до его воплощения - путь долгий. Дело в том, что Хлевенской. КВСО. , -- единственной строительной организации в районе — предстоит возводить новую общеобразовательную щко. лу. И два объекта сразу она не «потянет». Придется вы­ бирать: или жилой корпус для детей из Дмитряшевки, или школа в Хлевнрм.' Како- му из них будет отдан прио­ ритет? С этими вопросами я обра­ тился к заместителю предсе. -дателв исполкома Хлевен- ского районного Совета Н. Ф. Беляеву. — Неужели я не понимаю, что сиротам нужно жилье! — сказал Николай Федоро­ вич. — Мы в курсе всех проблем интерната. Но и нас поймите. В Хлевенской об-.^ щеобразовательной школе —' положение катастрофическое. А корпус для школы-интер ната будет строиться. Только не КГСО, а трестом «Ли- пецкопецстрой», с которым у раедсполкома уже есть дого- воренность. Бели документа­ ция будет сдана в срок, ра­ боты начнутся уже в следу­ ющем году. Очень хочется верить пред­ ставителю районных властей! Вспоминается, как проща­ ясь, Юрий Николаевич по­ казал мне полуразрушенную церксшку в двух шагах от интерната: «Скоро она будет отдана верующим. По реше­ нию сельскою схрда». Возможно, это идеализм, но есть в этом какой-то сим­ вол. То, что люди вспомина­ ют, наконец, о душе, вселяет надежду, что не забудут они и о тех. ш о несправедливо обижен обществом — боль­ ных детях, детях-сиротах. Г. АТАНАСЯН. ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ ИНВАЛИДОМ Дети опять пошли в шко­ лу. Кто поможет им правиль­ но вести себя на улице? Ведь довольно часто они не могут полностью предвидеть опас­ ность и поэтомт' выбегают на проезжую часть из-за автоб5'са, троллейбуса или трамвая прямо под ко.чеса ид^'щего по встречной полосе транспорта, переходят доро­ гу на запрещающий сигнал светофора, в неустедов.чен- ном месте... За 7 месяцев текущего го­ да в г. Липецке было зареги­ стрировано 45 дорожно-тран­ спортных происшествий с уча­ стием детей. В ИЯХ погибли 3 человека и 42 получили ра- неиия. Приведу иргшеры. 1,05.90 г. в 23.15 на Пет­ ровском спуске водитель М. С. Соболев. 1973 года рождения, на мотоцикле «Ява-350», находясь в нетрез­ вом состоянии, превысил ско- рсють, не справи.лся с руле­ вым управлением, опроки­ нулся и получил черепно­ мозговую травму. Пассажир­ ка Ва.черия Шведко, 15 лет, с телесными, повреждшиями доставлена в больницу. . 17.05.90 г. в 17.00 часов на улице Неделина водитель М. Н. Фурсов допустил на­ езд на 5шащегося С. Гнедко- ва, который переходил про­ езжую часть в неустановлен­ ном месте. Мальчик с сотря-^ сением головного мозга гос- 1игга.твзирован. 12.08.90 г. в 13.45 ^на улице Первомайской Маша Смирнова, 6 лет, вырвалась из рук своей мамы, выбежа­ ла на проезж^щ) часть и ла сбита автомобилем. «Жи­ гули» под управлением С. А. Аэропетяна, 1966 года рож­ дения. Девочка с сотрясени' ем головного мозга госпита­ лизирована. 15.08.90 г,- в 20.15 на ул. Космонавтов Андрей Ве- реникин, 6 лет, выбежал из- за стоящего автобуса и был сбит проходящим автомоби­ лем под управлением Н. Н. Станиславского. Ребенок с сотрясением головного моз­ га госпитализирован. К сожалению, такие слу­ чаи далеко не единичны Ежедневно инспетгаоры до- роягаонатрульной службы Госавтоинспекцаи привлека­ ют к ответственности десят­ ки пешеходов-нарупштелей; К примеру, нередко на ули­ це можно увидеть бегущую через дорогу маму с р е н и ­ ном. В нескольких метрах переход, но она спешит от­ вести мальппа в детский сад, а сама — успеть на работу. При этом вряд ли кому при­ дет в голову остановить ее, сделать замечание. А все по­ тому, что нет «дорожной культуры». Пешеход, беспечно веду- нщй себя на улице, прене­ брегающий . правилами до- рожиото движения, вряд ли всерьез может вести разго­ вор со етоими детьми о соб­ людении законов улиц и до­ рог. А тем более, привить ребенку навыки правильного ч^здесь поведения. Дорожное движение с каж­ дым годом становится все бо­ лее интенсивным не только в городах, но и в селах. И все мы должны помочь ре­ бенку разобраться в сложной дорожной о&тановке — рано или поздно он сделает пер­ вый самостоятельный шаг на перекрестке, по которому движется транспорт. В меся­ цы, предшествующие новому учебномз? году, сотрудники Госавтоинспекции сдела.ли разметку новых пешеходных переходов и обновили уже су­ ществующие, установили ог­ раничения и соответствующие дорожные знаки. Это, безус­ ловно. поможет школьникам лучше ориентироваться, бо­ лее дисциплинированно вести себя на дорогах. За каж­ дой школой закреплены со трудники милиции для про­ ведения ^ профилактической работы с учащимися, около школ на оживленных доро­ гах организовано дежурство работников ГАИ. Бее эти и другие меро­ приятия, несомненно, дадут; положите.льные результаты, но при упеловии, что... каж­ дый взрослый проявит забо­ ту о нашей детворе, словом и личным примером поможет воспитать юных у'частпиков дорожного движения. Г. ЛЕСНЫХ, ст. инспектор но пропа­ ганде отдельной р ош ДПС ГАИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz