Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 37, 1990 г. о ПРЕСТУПНОСТЙ И ОХРАНЕ ПОРЯДКА ВО ВЬЕТНАМЕ Польша; Как укомплектовать правоохраиителы|ые органы молодыми, способными, компетентными кадрами. Эта серь езная проблема перед ^ицом растущей прес 1 ^яностн перера стает в государственную. На снимке: в Варшаве от 1 фыися временный центр во на бору на службу в полицию перспективных молодых ребят. Абитуриентам показывают оружие, используемое в полиции. Летом прошлого года был организован широкомасштаб ный рейд по охране право порядка с привлечением сил народной полиции, военизи рованной самообороны, войск и общественности. В резуль тате скоординированных дей ствий только в Ханое и Хо шимине за эти дни было в общей сложности задержано от трех до четырех тысяч правонарушителей, разгром лено 1 7 4 притона, изъято значительное количество хо лодного оружия. Общий уро^ вень преступности снизился на 7 ,2 процента. Острота си туации была, по словам пред ставителей правоохранитель ных органов, снижена, но го ворить о коренных сдвигах еще рано. Более того, сводки о ре зультатах рейда, опублико ванные во вьетнамской прес се, заставляют задуматься над такой деталью: газеты «Куан Дой Зан» от 4 декаб ря 19 8 9 года и «Нян Зан» от 5 декабря того же года, помещая информацию о ко личестве задержанных в те чение предшествующих двух дней, сообщили, что значи тельная часть из них отправ лена в лагеря по перевоспи танию. Однако газеты не по яснили, каким образом в те чение одного дня с момента задержания правоохранитель ные инстанции успели выне сти пршчшор многим десят кам лиц о лишшши свободы. ' Получетные в Верховной прокура'Чфе сведения позво лили выяснить следующее: отправка в лагеря по иере- воспитанию производится в соответс-вети с резолюцией Постоянного комитета Нади: онального собрания респуб- лшси номер 49 в 1 9 6 1 году. Этот документ широко ис пользовался в середине 70-х годов после освобождения Юга страны. Тогда его при менение обусловливалось не возможностью оперативного проведения судебного ра^и - рательства в отношении со тен тысяч лиц, сотрудничав ших с проамериканским ре жимом и потому нуждаю щихся в срочной изоляции. Согласно решению Госу дарственного совета С Р В от 29 мая 198 9 года действие разолюции было продлено. Это вызвано, как указал представитель прокуратуры, наличием в обществе значи тельного количества мелких правонарушителей: карман ных воров, мошенников, ху лиганов. Действие указанно го' докзййента рашространя- ется только на данную катего рию лйц^прежде всего тех. кто был уличен в совершедии многих мелких правонаруше ний. Уездные, районные от делы народной полиции со ставляют анкеты, в которых 4 шксируются все антизакон- ные деяния представителей названного слоя. Очередное правонарушение может стать причиной решения об отправ ке виновного в лагерь по пе ревоспитанию. Причем, по добное решение принимается не судебными органами, а представителями народной власти. Происходит это сле дующим образом: анкеты в централизованном порядке представляются на рассмот рение районной или уездной комиссии, работающей под руководством председателя местного народного комитета. после чего передаются на со. ответствующий провинциаль ный уровень. Во всех случа: ях з а разбирательством уста новлен прокурорский надзор. Затем через Совет Минист ров дела передаются мини стру МВД, который дает ре комендации представителям народаых комитетов провин ций или городов центрально го подчинения для вынесения ими окончательного решения. П олный -в^кругооборот» за вершается в течение месяца. Все это время лица, по ан кетам которых ведется раз бирательство, находятся на свободе С них не берется подписка о невыезде. Подоб ная практика приводит зача стую к тому. что десятки правонарушителей находятся в розыске. Этот факт под тверждают и вьетнамские газеты, сообщающие о по имке в ходе рейда «бегле цов». Вместе с тем необхо димо отметить, что сама си стема административно-тер риториального деления, пас портный режим, традиции об щинного уклада жизни во Вьетнаме весьма затрудня ют возможность скрыться. Задержание преступников, как видно по результатам рейда за неделю, зависит прежде всего от активности правоохранительных органов. Ведь только в Ханое, напри мер, за четыре декабрьских дня количество задержанных составило половину, от числа пойманных здесь же с нача ла года. Минимальный срок прйывания в лагере по по добным делам составляет три года, он щикет быть и продлен в зависимости от со вершаемых проступков в ме стах лишения свободы. СОТРУДНИК полиции По состоянию на конец 80-х годов Б 2 0 тыс. полицейских формирований штатов, округов. городов, населен ных пунктов работало около ^ 5 тыс. полицейских. Общая численность сотрудников полиции с учетом граж данских лиц, т. е. тех. кто работает по найму, не приносил присяги и осу ществляет вспомогательные функций, составляет примерно 8 8 1 тыс. чело век. 'Каким образом, в среднем по стране на 1 0 0 0 жителей приходится 2 , 1 полицейских. Самый низкий ко эффициент ( 2 , 1 ) «полицейскщ-о при сутствия» для города приходится на населенные пункты с числом жителей от 1 0 тыс. до 5 0 - 1 «ыс., самый высо кий (3,5) — в городах с числом жите лей 250 тыс. и более. Местная полиция, особенно в горо дах. постоянно испытывает потреб ность в увеличении численности сот рудников соответственно росту насе ления страны и отдельных городов, росту преступности в целом по стра- не и в городских районах особенно. Однако, как показывает практика, эф- фекттшность деятельности полиции увеличивается не только в соответ ствии с ростом численности полицей ских. Условия востувления ва полицей скую службу, в полицию принимают ся только граждане США . Большин ство полицейских управлений выдаи- гают в качестве обязательного требо вания наличие диплома об окончании средней школы или документа о про хождении курса обучения в колледже, как это практикуется, например, в Калифорнии. Кроме обычных шоообов привлече ния полицейских рекрутов, например, с помощкю рекламных объявлений или встреч представителей полиции с учащимися средних школ и коллед жей, в некоторых полицейских уп- равлетиях существует практшса набо ра юношей-кадетов. Это не только позволяет готовить кадры для поли ции, но и освобождает опытных сот рудников от выполнения чисто техни ческой работы. Большинство полицейских управле ний предъявляют к лицам, выразив шим нбелание работать в полиции, следующие требования: возраст рек рута уотановлея в среднем от 2 1 го да до 0 5 лет. Он должен иметь прак тически идеальное зрение, рост не ниже 1 7 5 см и веп от б 8 до 1 1 3 кг. Однако, как показывает практика, нормы минимального роста, макси мального вега и идеального зрения не обжательно служат критерюши общей физической способности рек рута служить в полиции. Чтобы в полиции не оказались лю ди с эмоциональньши отклонениями, крупные управления подвергают рек рутов психологическим испытаниям: иногда их проверяют с помощью по лиграфа («детектора лжи»). Принятый на службу рекрут при носит присягу, подтверждая свое со гласие с положениями этического ко декса оотрудника полиции. Одна из разновидностей кодекса выглядит следующим образом: « В качестве со трудника правоприменяющего органа моя основная обязанность — слу жить человечеству. Охранять жизнь людей и имущество; защищать невин ных от обмаш 1 , слабых от угнетения и занугивания, мирных от насилия и беспорядка; уважать котетитуадон- ные права всех людей на свободу, равенство и справедшшость. Своей личной незапятнанной жизнью я бу ду примером для всех. Перед лицом опасности, презрения или насмешки я буду сохранять мужественное спокой ствие. Я буду развивать в себе сдер жанность. Я буду постояето помнить о благоползгчии других. Я буду соблюдать честность в мыс лях и делах как в личной жизни, так и на службе, и буду примером соблю дения законов страны и правил моего полицейского управления. Все, что я увижу и услышу, име ющее секретный характер, или все, что будет доверено мне в моем офи циальном , качестве, я всегда буду хранить в тайне, если разглашение не окажется необходимым в ходе вы полнения моего долга. Я шисогда не буду вменшваться в чужие дела и не допущу, чтобы на мои решения влияли личные ощуще ния. предубеждения какого-либо ро да, враждебные или дружеские чув ства. Я не буду идти ш . компромисс в отношении преступлений и буду не уклонно преследовать преступников. Я буду кордектно и должным о 6 ра 1 - зом претворять в жизнь закон, без страха и пристрастия, без злобы и злой воли, никогда не буду применять ненужную силу или насилие и нико гда не буду принимать мзду». Вознаграждение за службу в поли ции как в материальном, так и в мо ральном отношении ниже, чем это имеет место в других, сш 1 тающихся более престижными, профессиях, на пример, в сфере предпринимательской деятельности. Зарплаты сотрудников полиции устанавливают муниципали теты. Поэтому оклады различны да же в городах примерно одинакового размера. В крупных и мелких горо дах они могут быть разными у поли цейских, занимающих разные долж ности. Неудивительно, что многие моло дые люди, которые по своша данным могли бы стать хорошими сотрудни ками полиции, поразмышляв о невы сокой социальной репутации полицей ских, об опасностях и оскорблениях, которым те постоадно подвергаются", об относйтельно небольшом матери альном вознаграждении за службу, предпочитают работу в сфере торгов ли или промышленности. УчеОная подготовка. Почти во всех полицейских управлениях начинающий проходит спедиальное обучение и ста жировку. Е ^ гр аммы и методы обуче ния, а также характер и сроки ста жировки не единообразны для всех полицейских управлений страны. Обычно начинающие полицейские про ходят восьминедельное обучение в учебном подразделении управления, а в некоторых крупных управлениях — шестимесячный курс, как это делает ся, например, в полицейской школе Нью-Йорка. Програшаа обучения в небольшом полицейском управлении может вклю чать двухнедельное изучение уголов ного и уголовно-процессуального за конодательства штата и двухнедель ное практическое обучение работе патрульного, которое начинающий по лицейский проходят под руководством опытного сотрудника. Управления периодически направ ляют своих сотрудншсов в полицей ские учебные заведения для повыше ния квалификации. Методическим центром можно считать Националь ную академию Ф Б Р . Академия орга- шгаует курсы обучения современньш методам борьбы с преступностью. Полицейский — первая мишень для нападения при массовых беспорядках, проведении арестов, патрулировании. Оказывая помощь при катастрофах и несчастных случаях, они сами иногда становятся жертвами. Кйяенно рядовой полицейский явля. ется тем лицом, которое решает во- пдес, в какой мере использовать при нуждение, попытаться ли путем пере- говорав внести успокоение, аресто вать кого-то, применить ли оружие. От него завжот судьбы людей, так как он «вводит сигнал» в машину правосудия. (По материалам ТАСС и ИАН),^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz