Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 37, 1990 г. П Р О Б Л Е М А 1 ТОМУ, к то НЕ СЛЫШИТ БОЛИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ВЫНУЖДЕННЫХ ЖИТЬ ВДАЛИ ДРУГ ОТ ДРУГА «Здравствуйте! К вам обра щаются родители сл^ослы - шащ 1 Ц и глухих детей, жи вущих в Липецке; Волей судьбы наши дети стали ин. валидами. ф м а е м , что не нужно рассказьшать, какое горе это и для нас. родите лей, и для наших детей. Но в несколько раз увеличива ются наши взаимные страда, ния, когда с семи лет мы от правляем детей в интернаты, отрываем от дома, от родных братьев и сестер. Это, безу словно, не позволяет им пол ноценно развиваться. В январе 19 8 8 года в го роде на базе детского сада № 1 1 8 открыли сурдологи- ческие группы, сегодня в них воспитывается 3 0 слабослы шащих детей (до этого вре мени детей дошкольного во зраста отправляли в Тамбов и Задонск). В этом году на Фото А . ЕВСТРОПОВА. базе школы № 40 открыва ется в качестве эксперимен та пертый сурдологический класс. А дальше, к нашему сожалению, перспектива от крытия специализированной школы в городе Липецке пра ктически не просматривается Обращаемся к вам с прось! бой помочь нам. Мы реаль но смотрим на к е проблемы народного образования, но исходим из того, что в горо де достаточное количество детей для открытия школы». Когда я читала это пись мо, подумала: странная по дучается вещь, мы все сей час страшно переживаем за детей-сирот, воспитывающих ся в детских домах. И сколь ко слов было уже сказано по поводу их трудной судь бы. А тут, в случае со сла бослышащими и гл 5 'хими де тьми, госудагютво при жи-" вых родителях делает их те ми же самыми сиротами, то есть система выстроена так, что больные дети вынужде-’ нь 1 покидать родательский дом и уезжать учиться н жить в интернаты. Это вели кая несправедливость и чья- то очень серьезная ошибка. Как-то 8 «Учителыжой газе те» мне на глаза попалась информация; в Америке, так же, как, впрочем и у нас, есть дети, которые в ‘ силу своих фгйических или умст венных спос(йностей не мо гут быстро усваивать мате риалы школьной программы, их назьшают дети ртена. Так вот, для таких ребятишек прямо в школе устраивают ся специальные классы, в ко торых они занимаются по ин дивидуальным программам. У нас, как вы догадьтаетесь. такого нет. Если ребенок не может .учиться, как все ноР" малшые дети — значит, он ненормальный, на него соби рают документы и отправля ют, например, в 13-ю школу в худшем случае, в лучшем — оставляют на второй год. Ни у кого и мысли не возни кает создать для такого ре бенка особый класс. Что вы? Это Же экономически невоз можно. Вот и в этой истории с глухими и слабосльппащими детьми приходится огляды ваться на экономические и всякие другие трудности. Ро дители просят, требуют от крыть в Липецке специаль ную школу, не понять их не возможно Дети, их дети, и без того обиженные судьбой, страдают от нашей несовер шенной, рассчитанной неизве стно на кого системы. Давай те войдем в Их положение, ведь беда не сегодня так завтра может постучаться и в наши двери. И не пршеди Бог, о т п о и т ь от себя свое го. ребенка в интернат, да еще больного... Я расскажу о некоторых судьбах. Нина Григорьевна Сопова. В 1 1 месяцев ее мальчик за болел пневмонией и попал в больницу. До этого ребенок слышал. Маму с сыном не положили, лечили его долго. На ком лежит грех, неизвест но, но сейчас у мальчика 3-я степень глухоты, он учится в 5-м классе в Лебедяни Ивее эти годы Нина Григорьевна живет вместе с ним, муж в Липецке, она в Лебедяни. За чем создавать себе такие не- удобства? А иначе она не может, потому что это ее ре бенок, и только рядом с ней ему будет хорошо. Иван Владимирович Ко тов, В 81-м году дочка в возрасте двух с половиной месяцев попала в больницу. После Л )ле® !и потеряла слух. Сейчас она учится тоже в Лебедяни. Каждые выходные Иван Владимирович забира ет дочку домой. И всякий раз со слезами отправляет ее обратно. Наталья Зосимовна Ско. робогатова. В пять лет ре бенок пер^олел гриппом; ос_ лсакнение на уши и, как след ствие, глухота. В Липецке нет среди ра ботников облуно, гороно че ловека, который бы активно выступал против строитель ства школы для слабослыша щих и глухих детей Все еди ны во мнении, что такая шко ла нужна, что детям в лю бом случае с родителями бу дет лучше. Но как всегда возникает масса «но». Заме ститель заведующего област ного управления народного образования Валентина Ни колаевна Меркулова, расска зала, что в области большая напряженка со строительст вом школ. Напршйер. на 23-м микрорайоне дети учатся в три смены. Уже сейчас не обходимы 1 6 школ, а в год сдают только две. Как види те, школа для глухих и сла- бос-льплащих детей при та ком положении дел — это да лекая перспектива. Один из работников народного обра зования заметил: «Нужно входить в положение госу дарства». Но государстао — это мы, эти дети, их родите ли, И они хотят, чтобы в в этом государстве, на благо которого они работают, учли бы и их интересы тоже. Газ- ве это несправщ лто? С ньшешнего года на ба зе 40-й школы открыт сур- до.чогический класс. По впол не понятным причинам, шко ле он не очень-то нужен, хо тя здесь стараются изо всех сил помочь и новому учите- ■ лю сурдологу Алле Влади мировне Волчковой, и ребя там. Закупили специальную аппаратук^ «Спектр», крова ти для спальни, в общем, со здание сурдолотического клас са обошлось в 1 0 тысяч, не считая заработной платы учи телей. Никто еще не знает, во что может вы.читься этот экспери.мент. Хотя уже сей час в определенных кругах сомневаются в успехе нача того дела. Не раз приходш лось слышать опасения, что ребятишкам из сурдологиче- ского класса будет трудно общаться с остальными де тьми. вдаможно, их будут обижать. Но это не аргумент, с такими установками мы да леко не уедем В Ленингра де, например, сурдологиче- ские классы для слабослы шащих детей открываются именно в массовых школах, специалисты считают, что в такой обстановке дети разви ваются успешнее. . Открытие класса на базе 40-й школы не может удо влетворить всех родителей, ибо их требование несколько иное — отдельная школа. «А завтра, — сказали мне, — к нам придут родители из Ельца или Грязей и тоже потребуют открыть у них спецшколу. Что делать тог- • да?» Да, мы действительно смотрим на вещи, исходя только из своей бедности. Открыть везде спецшколы практически невозможно, но это не значит, что требова ние родителей будет неза конным. Существует и еще один аргумент против шко лы в Липецке. В Лебедян скую школу для слабослы шащих детей и в.Задонскую для глухонемых вложено уже так много средств, что про сто по вполне понятным при чинам жалко оставлять та кую базу. Но .. Люди диктуют свои условия. Невозможно прой ти мимо их боли. Одна из собеседниц сказала мне та кую вещь: «Слишком много внимания К/ этим детям, а подумали ли мы о других, которые будут стеснены на пример этим сурдологаческим классам». Страшно слушать такие высказывания. Никто из нас не застрахован от бе ды. И не дай Вог, постучится она и в вашу дверь. * * * Евдокия Алексеевна, Мель никова, преподаватель За донской школы для глухоне мых детей, рассказала мне такой случай. Однажды к ней подошел воспитанник школы и спро сил жестами: — А хорошо это — слы шать? Она даже не знала, как ответить ему, ребенку, от рождения не знавшему' ни единого звука Ирина КОБЗЕВА . Надо отдать должное американцам; они любят Не рассуждать, а делать. Судя по всему, они не намерены скаидировать бездумно: «Дети —• на ше будащее» Они не обещают гро могласно отдать детям «все лучшее». Американцы действуют, пусть иног да с некоторым опозданием, но дей ствуют решительно, внося поправки На ходу, согласовьшая и сообразуя свои действия со здравым рассудком, ситуацией и мнением народа. Наглядным и поучительным приме ром таких мер и программ являются очередные нововведения в американ ской школе, в которой повсеместно сейчас вводится обучение учащихся терпимости, взвешенности, обдуман ному отношшию к темнокожим граж данам собственной страны, пцетным инородцам. Детей в стенах ^ е бны х заведений учат оценивать ситуацию в области человеческих отнеяпений, руководствуясь не сиюминутными вы годами и эмоциями, а гуманностью. НесЛходимость новшестаабылапро- дактована ходом и результатами опро сов общественного мнения и научных исследований с дрив.лечением педа гогов и психологов, проводившихся в течение нескольких последних лет. А К А К У НИХ? Дети—их будущее Много неожидашп> 1 х вопросов встава ло на пути преподавателей. Напри мер, как избавить американских де тей от ненависти в отношении негров и других цветных и нау-чить их су ществовать в ньшешнем «многокуль турном» американском обществе. Кто. то из исследователей даже полумеч- тательно-полуобреченно тогда произ нес: «Эх, хорошо бы наши дети рож дались с-чепымиярвеем цветам кожи». Но насадить приказами или указа ми расовую терпимость в школе невозможно. Назрела задача — со кратить расовую ненависть до мини мального, безопасного уровня, пре. дотвращающего выходки и взрьгеы. Как? Ведь в классе перед преподава телями сидят бок о бок и белые, и черные, и желтые. И необдуманное слово, обычное для одной грзчшы, вы зовет негодование друтой. В средних школах округа Дейд штат Флорида, например, осуществ ляют программу, финансируемую <^н- дом Рокфеллера. Смешанные группы детей под присмотром преподавателей посещают поочередно то «черный», то «желтый», то «белый» районы на селенных пунктов, в конце недели по итогам таких походов они обсуждают увиденное и делают выводы, как жить дальше, кая жить вместе. Эти проанализированные ме тоды остаются все еще в стадии эк спериментов. Они чреваты неопреде ленностью их последствий, вызывают разноречивые мнения, требуют боль, ших капиталовложений. 20-й округ в Бруклш е (рай<ж Нью- Йорка) летом прошлого года был в^удоражен убийством чернокожего юноши из восточной части Нью-Йор ка Юфуса Хокинса, которого застре лила группа белых американцев. И преподаватели местных школ не на меревались дожидаться от окружно го совета по вопросам образования инструкций относительно того, что и как объяснять возбужденным детям Просмотрев в очерёдной раз видео программу лиги, учителя не медленно пржтупили к действиям. В Их план входило шестидневное зна комство детей из Бруклина с учени ками школы, в которой занимался Юсуф. План принес успех. Дети подружи лись. Примеров воспитания детей амери канская школа дает множество. Ра зумеется, не каждая методика, прие мы приносят ожидаемые плоды. Но преподаватели ищут, ошибаются и продолжают поиски. Они сознают, что дети — их будущее, и лзшшее, что. ^ они могут им дать, — мягко, нена вязчиво воспитать их таким образом, чтобы им не пришлось пережив.ать тревожные, разрушительные конф-цик- ты, в пучину которых их может ввер)- гнуть нетерпшйость к иному цвет\' ко жи взглядам, высказываниям (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz