Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 37, 1990 г. П Р О Б Л Е М А 1 ТОМУ, к то НЕ СЛЫШИТ БОЛИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ВЫНУЖДЕННЫХ ЖИТЬ ВДАЛИ ДРУГ ОТ ДРУГА «Здравствуйте! К вам обра­ щаются родители сл^ослы - шащ 1 Ц и глухих детей, жи­ вущих в Липецке; Волей судьбы наши дети стали ин. валидами. ф м а е м , что не нужно рассказьшать, какое горе это и для нас. родите­ лей, и для наших детей. Но в несколько раз увеличива­ ются наши взаимные страда, ния, когда с семи лет мы от­ правляем детей в интернаты, отрываем от дома, от родных братьев и сестер. Это, безу­ словно, не позволяет им пол­ ноценно развиваться. В январе 19 8 8 года в го­ роде на базе детского сада № 1 1 8 открыли сурдологи- ческие группы, сегодня в них воспитывается 3 0 слабослы­ шащих детей (до этого вре­ мени детей дошкольного во­ зраста отправляли в Тамбов и Задонск). В этом году на Фото А . ЕВСТРОПОВА. базе школы № 40 открыва­ ется в качестве эксперимен­ та пертый сурдологический класс. А дальше, к нашему сожалению, перспектива от­ крытия специализированной школы в городе Липецке пра­ ктически не просматривается Обращаемся к вам с прось! бой помочь нам. Мы реаль­ но смотрим на к е проблемы народного образования, но исходим из того, что в горо­ де достаточное количество детей для открытия школы». Когда я читала это пись­ мо, подумала: странная по­ дучается вещь, мы все сей­ час страшно переживаем за детей-сирот, воспитывающих ся в детских домах. И сколь­ ко слов было уже сказано по поводу их трудной судь­ бы. А тут, в случае со сла­ бослышащими и гл 5 'хими де тьми, госудагютво при жи-" вых родителях делает их те­ ми же самыми сиротами, то есть система выстроена так, что больные дети вынужде-’ нь 1 покидать родательский дом и уезжать учиться н жить в интернаты. Это вели­ кая несправедливость и чья- то очень серьезная ошибка. Как-то 8 «Учителыжой газе­ те» мне на глаза попалась информация; в Америке, так же, как, впрочем и у нас, есть дети, которые в ‘ силу своих фгйических или умст­ венных спос(йностей не мо­ гут быстро усваивать мате­ риалы школьной программы, их назьшают дети ртена. Так вот, для таких ребятишек прямо в школе устраивают­ ся специальные классы, в ко­ торых они занимаются по ин­ дивидуальным программам. У нас, как вы догадьтаетесь. такого нет. Если ребенок не может .учиться, как все ноР" малшые дети — значит, он ненормальный, на него соби­ рают документы и отправля­ ют, например, в 13-ю школу в худшем случае, в лучшем — оставляют на второй год. Ни у кого и мысли не возни­ кает создать для такого ре­ бенка особый класс. Что вы? Это Же экономически невоз­ можно. Вот и в этой истории с глухими и слабосльппащими детьми приходится огляды­ ваться на экономические и всякие другие трудности. Ро­ дители просят, требуют от­ крыть в Липецке специаль­ ную школу, не понять их не­ возможно Дети, их дети, и без того обиженные судьбой, страдают от нашей несовер­ шенной, рассчитанной неизве­ стно на кого системы. Давай­ те войдем в Их положение, ведь беда не сегодня так завтра может постучаться и в наши двери. И не пршеди Бог, о т п о и т ь от себя свое­ го. ребенка в интернат, да еще больного... Я расскажу о некоторых судьбах. Нина Григорьевна Сопова. В 1 1 месяцев ее мальчик за­ болел пневмонией и попал в больницу. До этого ребенок слышал. Маму с сыном не положили, лечили его долго. На ком лежит грех, неизвест­ но, но сейчас у мальчика 3-я степень глухоты, он учится в 5-м классе в Лебедяни Ивее эти годы Нина Григорьевна живет вместе с ним, муж в Липецке, она в Лебедяни. За­ чем создавать себе такие не- удобства? А иначе она не может, потому что это ее ре­ бенок, и только рядом с ней ему будет хорошо. Иван Владимирович Ко­ тов, В 81-м году дочка в возрасте двух с половиной месяцев попала в больницу. После Л )ле® !и потеряла слух. Сейчас она учится тоже в Лебедяни. Каждые выходные Иван Владимирович забира­ ет дочку домой. И всякий раз со слезами отправляет ее обратно. Наталья Зосимовна Ско. робогатова. В пять лет ре­ бенок пер^олел гриппом; ос_ лсакнение на уши и, как след­ ствие, глухота. В Липецке нет среди ра­ ботников облуно, гороно че­ ловека, который бы активно выступал против строитель­ ства школы для слабослыша­ щих и глухих детей Все еди­ ны во мнении, что такая шко­ ла нужна, что детям в лю­ бом случае с родителями бу­ дет лучше. Но как всегда возникает масса «но». Заме­ ститель заведующего област­ ного управления народного образования Валентина Ни­ колаевна Меркулова, расска­ зала, что в области большая напряженка со строительст­ вом школ. Напршйер. на 23-м микрорайоне дети учатся в три смены. Уже сейчас не­ обходимы 1 6 школ, а в год сдают только две. Как види­ те, школа для глухих и сла- бос-льплащих детей при та­ ком положении дел — это да­ лекая перспектива. Один из работников народного обра­ зования заметил: «Нужно входить в положение госу­ дарства». Но государстао — это мы, эти дети, их родите­ ли, И они хотят, чтобы в в этом государстве, на благо которого они работают, учли бы и их интересы тоже. Газ- ве это несправщ лто? С ньшешнего года на ба­ зе 40-й школы открыт сур- до.чогический класс. По впол­ не понятным причинам, шко­ ле он не очень-то нужен, хо­ тя здесь стараются изо всех сил помочь и новому учите- ■ лю сурдологу Алле Влади­ мировне Волчковой, и ребя­ там. Закупили специальную аппаратук^ «Спектр», крова­ ти для спальни, в общем, со­ здание сурдолотического клас­ са обошлось в 1 0 тысяч, не считая заработной платы учи­ телей. Никто еще не знает, во что может вы.читься этот экспери.мент. Хотя уже сей­ час в определенных кругах сомневаются в успехе нача­ того дела. Не раз приходш лось слышать опасения, что ребятишкам из сурдологиче- ского класса будет трудно общаться с остальными де­ тьми. вдаможно, их будут обижать. Но это не аргумент, с такими установками мы да­ леко не уедем В Ленингра­ де, например, сурдологиче- ские классы для слабослы­ шащих детей открываются именно в массовых школах, специалисты считают, что в такой обстановке дети разви­ ваются успешнее. . Открытие класса на базе 40-й школы не может удо­ влетворить всех родителей, ибо их требование несколько иное — отдельная школа. «А завтра, — сказали мне, — к нам придут родители из Ельца или Грязей и тоже потребуют открыть у них спецшколу. Что делать тог- • да?» Да, мы действительно смотрим на вещи, исходя только из своей бедности. Открыть везде спецшколы практически невозможно, но это не значит, что требова­ ние родителей будет неза­ конным. Существует и еще один аргумент против шко­ лы в Липецке. В Лебедян­ скую школу для слабослы­ шащих детей и в.Задонскую для глухонемых вложено уже так много средств, что про­ сто по вполне понятным при­ чинам жалко оставлять та­ кую базу. Но .. Люди диктуют свои условия. Невозможно прой­ ти мимо их боли. Одна из собеседниц сказала мне та­ кую вещь: «Слишком много внимания К/ этим детям, а подумали ли мы о других, которые будут стеснены на­ пример этим сурдологаческим классам». Страшно слушать такие высказывания. Никто из нас не застрахован от бе­ ды. И не дай Вог, постучится она и в вашу дверь. * * * Евдокия Алексеевна, Мель­ никова, преподаватель За­ донской школы для глухоне­ мых детей, рассказала мне такой случай. Однажды к ней подошел воспитанник школы и спро­ сил жестами: — А хорошо это — слы­ шать? Она даже не знала, как ответить ему, ребенку, от рождения не знавшему' ни единого звука Ирина КОБЗЕВА . Надо отдать должное американцам; они любят Не рассуждать, а делать. Судя по всему, они не намерены скаидировать бездумно: «Дети —• на­ ше будащее» Они не обещают гро­ могласно отдать детям «все лучшее». Американцы действуют, пусть иног­ да с некоторым опозданием, но дей­ ствуют решительно, внося поправки На ходу, согласовьшая и сообразуя свои действия со здравым рассудком, ситуацией и мнением народа. Наглядным и поучительным приме­ ром таких мер и программ являются очередные нововведения в американ­ ской школе, в которой повсеместно сейчас вводится обучение учащихся терпимости, взвешенности, обдуман­ ному отношшию к темнокожим граж­ данам собственной страны, пцетным инородцам. Детей в стенах ^ е бны х заведений учат оценивать ситуацию в области человеческих отнеяпений, руководствуясь не сиюминутными вы­ годами и эмоциями, а гуманностью. НесЛходимость новшестаабылапро- дактована ходом и результатами опро­ сов общественного мнения и научных исследований с дрив.лечением педа­ гогов и психологов, проводившихся в течение нескольких последних лет. А К А К У НИХ? Дети—их будущее Много неожидашп> 1 х вопросов встава­ ло на пути преподавателей. Напри­ мер, как избавить американских де­ тей от ненависти в отношении негров и других цветных и нау-чить их су­ ществовать в ньшешнем «многокуль­ турном» американском обществе. Кто. то из исследователей даже полумеч- тательно-полуобреченно тогда произ­ нес: «Эх, хорошо бы наши дети рож­ дались с-чепымиярвеем цветам кожи». Но насадить приказами или указа­ ми расовую терпимость в школе невозможно. Назрела задача — со­ кратить расовую ненависть до мини­ мального, безопасного уровня, пре. дотвращающего выходки и взрьгеы. Как? Ведь в классе перед преподава­ телями сидят бок о бок и белые, и черные, и желтые. И необдуманное слово, обычное для одной грзчшы, вы­ зовет негодование друтой. В средних школах округа Дейд штат Флорида, например, осуществ­ ляют программу, финансируемую <^н- дом Рокфеллера. Смешанные группы детей под присмотром преподавателей посещают поочередно то «черный», то «желтый», то «белый» районы на­ селенных пунктов, в конце недели по итогам таких походов они обсуждают увиденное и делают выводы, как жить дальше, кая жить вместе. Эти проанализированные ме­ тоды остаются все еще в стадии эк­ спериментов. Они чреваты неопреде­ ленностью их последствий, вызывают разноречивые мнения, требуют боль, ших капиталовложений. 20-й округ в Бруклш е (рай<ж Нью- Йорка) летом прошлого года был в^удоражен убийством чернокожего юноши из восточной части Нью-Йор­ ка Юфуса Хокинса, которого застре­ лила группа белых американцев. И преподаватели местных школ не на­ меревались дожидаться от окружно­ го совета по вопросам образования инструкций относительно того, что и как объяснять возбужденным детям Просмотрев в очерёдной раз видео­ программу лиги, учителя не­ медленно пржтупили к действиям. В Их план входило шестидневное зна­ комство детей из Бруклина с учени­ ками школы, в которой занимался Юсуф. План принес успех. Дети подружи­ лись. Примеров воспитания детей амери­ канская школа дает множество. Ра­ зумеется, не каждая методика, прие­ мы приносят ожидаемые плоды. Но преподаватели ищут, ошибаются и продолжают поиски. Они сознают, что дети — их будущее, и лзшшее, что. ^ они могут им дать, — мягко, нена­ вязчиво воспитать их таким образом, чтобы им не пришлось пережив.ать тревожные, разрушительные конф-цик- ты, в пучину которых их может ввер)- гнуть нетерпшйость к иному цвет\' ко­ жи взглядам, высказываниям (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz