Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ФОНОГРАФ ФОНОГРАФ < < X с: < в таком богатом памятниками городе, как Ленинград, есть, ко всему прочему, и' неформальные, так сказать, достопримечательно, сти. Среди них особое место зани мает котельная, известная завсег датаям Л РК ЧЛенинградского го. родского рок-клуба) и внушитель ному числу городских подростков, под романтическим названием «Камчатка». Из этой жаркой угольной колыбели вьппло нёмало популярных в городе личностей. В том числе создатель группы «Ки но» Виктор Цой. С помощью «Аквариума» двад цатилетний резчик по дереву за писал в 19 8 2 году свою первую акустическую программу «45» . В мае этого же года Цой, опять же, сошестно с «Аквариумом» дал ' премьерный- концерт в ЛРК, И— надолго замолчал. За весь следующий сезон — одно-единст- венное выступление. Виктор в<юрь- ез занялся набором состава. Пер вый , же выбранный им кандидат — гитарист Юрий Каспарян — вы звал в среде коллег-музыкантов недоумение — «он совсем играть не умеет». О|даако время расставило все и всех по местам: Сегодня искушен ные мэтры, без энтузиазма встре тившие Каспаряна, виновато раз водят руками — ну кто бы мог подумать, что у Цоя такая интуи ция. Но тогда, весной восемьдесят третьего, они остались вдвоем. И целый год репетировали тандемом. Затем к ним присоединился изве стный в Ленинграде барабанщик Георгий Гурьянов. На бас-гитаре согласился играть, не покидая род ной «Аквариум», Александр Тйтов (осенью 19 8 5 года его сменил м у ' зыкаят «Джунглей» Игорь Тихо- §тим составом — Цой, Каспа рян, Гурьянов, Титов ■— «Кито» вьшло на II смотр-конкурс ЛРК в 19 8 4 году. Квартет попал в «первую: тройку». Не самая луч шая песня «Безъядерная зона» бы ла признана песней-победительни- цей фестиваля. Но все это события городского масштаба. А вот вышедший в этом н е году магнитофонный аль. бом «Начальник «Камчатки» от- крыл двери холодно-смодёлирован- ного мира «Кино» всесоюзной ^^ ^ ад ц а т ’ишестилетний певец уют^ ной котельной — самый молодой из лидеров нашей молодежной му зыки. Восторженная публика носи ла 'н а руках Андрея Макаревича после концертов до гостиницы, ко гда Витя ходил во второй класс. Ш у исполнилось одиннадцать лет, когда Борис Гребеншиков начал ' заполнять «очищающей водой» дерзких метафор, полифонические рамки созданного им «Аквариу ма» Он младше даже вожаков групп, .которые набрали силу уже на фоне полулегендарного «Кино», допустим, Кости Кинчева.йЗ «Али сы». ' . И эту юношескую жилку нельзя не заметить. Особенно в бесхитро стно скроенньа, скромно аранжи рованных альбомах «Ночь» и<Юто не любовь». (Программы были за писаны за сезон 19 8 4— 19 8 5 гг., но из-за разногласий со звукоре жиссером Андреем Тропилло «Ночь» вышла в свет лишь в по запрошлом году). Экспрессивный и неоромантический настрой этих пе сен уживается с пугающе искрен ней агрессивностью, этими точны ми звуками вырывающейся д;^шев- ной боли. Так же,, как в пятнадца- тилет.нем’ мальчике сосуществуют нежно-влюбленный девятиклассник н несговорчивый уличный хулиган. Поэтика становящихся на ноги. По- тому-'то так часто вспоминает Цой «телефоны», «сигареты», «ночи». И в него влюблены школьники, а из армии ему пшпут ничуть не меньше, чем дикторшам Т В или обманчиво доступным красоткам, глянцево улыбающимся с журналь ных обложек. Простые слова, доходчивые об. ■ разы, незамысловатые мелодии. «Моя четырехлетняя Дочь знает песни Цоя наизусть», — писал пи сатель Александр Шитинокий в журнале «Аврора». Меня это не удивляет. Но со следующим ут верждением ленинградского писа теля — «Цой абсолютно не похож ни на кого из западных исполни телей» — согласиться не могу. Опецш|)ика звучания группы «Ки но» напоминает мне многих зар;у- бежиых подвижников новой вол ны — и американскую группу «Блонди», и английскую «Полис». И вообще, слушая Цоя, я почему- то вспоминаю Аманду Лир. Имен но с этой бывшей, манекенщицей, певицей, поэтессой и художницей схож ленинградский музыкант. Многим.' Прохладностью загадочно-кошачь ей пластики, чарующей отстраненно стью мимики, подчеркнуто^бесстра- стным вокалом, в прижатости ко торого угадывается такое буйство крови, такая мучительная неудов летворенность, такое бессонное же лание выплеснуть себя, что не по верить этому странному голосу можно,- только внушив себе — это категоричное, отмеренное ритмич ным ходом гитары, предложение неминуемого выбора «с нами или против Нас» всего лишь помере щилось в металлических и мягких, словно фольга, гармониях. !■ Весьма характерно; .заряд на бескомпромиссность проявился в последней работе квартета «Груп па, крови» ( 19 8 8 год). Альбом на порадок выше четырех предыду щих Виктор явно вырос как поэт (хотя решением жюри IV . фести валя ЛРК он был признан лучшим текстовшом ' уже в 1986 году). Положа руку на сердце, не могу умолчать о некоторых, тем не ме нее, шероховатостях его текстов. Например; «И внезапно в вечность вдруг пр:евратился миг». Хотя да же столь признанный авторитет, как Андрей Макаревич, грешит по- .‘ добными. ляпами; в одной из сво их последних песен он — несмот ря на свой семнадцатилетний со-, чинительский стаж — допустил: аналогичный дубляж; «Зря ты на прасно терял в ожидании столько лет». Главное достоинство новых пе сен «Кино» — сдвиг авторской позиции с непререкаемого «я» на нервное «мы»- Но, с другой стороны, остротой и социальной направленностью тек -. стов Цою и К° явно не сравнить ся с другими фаворитами ЛРК, особенно с Михаилом Борзыки ным, Константином Кинчевым и Михаилом Науменко. Хотя я и не решился бы отказать песням «Ки но» в честности, как это делают некоторые клубные радикаЛы, за. .числившие квартет в разряд ма- жорских групп (на ленинградском сленге это означает сытую, склон ную к коммерческой музыке, ухо дящую от больных вопросов,, от вы раженного социального протеста группу). Цой работает с «откры тым забра,лом», просто стоит, раз вернувшись чуть в сторону. Зато он наиболее адекватно от ражает интересы и чаяния совсем юных меломанов.. Потому что ес тественен, ему нет нужды под страиваться под них. как это дела ют «Алиса» и «Объект насмешек».- или сознательно игнорировать их вкусы, подобно ; «Аквариуму» и «Зоопарку», представляющим трид цатилетних. Тогда в чем же дело? .Почему ‘.фирма «Мел 0 !дия» решила выпус тить только один диск-гигант «Ки но»? Отчего нечасто балует труп- пу прессд своим вниманием? Из- за чего игнорирует ребят ТВ и ра дио? . (Кроме восьмимартовского «Ввглада», не припомню что-то «Кино» на экранах ЦТ). ■ Тому я вижу две причины. Во- первых, повторяю, творчество Цоя органично по самой своей природе, сориентировано на подростков, а в худсоветах они, ясное дело, не представлены, и даже очень моло дые, прогрессивно настроенные критики некоторые вещи «Кино» просто-напросто не понимают. А' во-втОрых, и это основное, Цой не очень-то контактен. В среде жур-' налистов, пишущих о музыкантах, это называется «не умеет работать с прессой» (ох, многим это уме ние проложило дорожку на облож ки журналов и газетные полосы). Он Не особенно любезен с пред ставителями солидных организа ций, а от встречи с незнакомым . журналистом вовсе может отка заться. Это не, значит, что Цой не че столюбив. У молодых музыкантов за те годы, пока их музыка нахо дилась на полулегальном положе нии, выработалось стойкое недове рие к любопытствующим. Они ча сто отказываются от* интервью. Ц даже от съемок в фильмах. (В «Ро. ке», например, не захотел снимать ся Костя Кинчев, после того, как его «подставили» во «Взломщике», который он, кстати, не пожелал озвучивать,..) Впрочем, Цой снялся в прошлом году у Сергея Соловьева в «Ассе» и у Алексея Учителя в’ «Роке», а в начале этого — закончил работу над главной ролью в ленте под ус ловным названием «Игла» («Ка- захфильм»), По-мое|иу, Цой все-таки из тех музыкантов, которым всерьез уг. рожает перспектива «звездной бо лезни» Поэтому-то и .НЕ очень ра тую за расптаренный выпуск его пластинок и организацию всесоюз ных гастролей Он может, пусть даже завоевав более широкую аудиторию, потерять себя. Ведь плохие мальчики с классных «кам- чаток» никогда не получают — в,друг! — почетные грамоты от учителей. Отгородившись на этой своей .территории, сдай независимо хозяйничают на «камиатках». И придуманную, для них резервацию на задних партах некоторые уме. Ют превращать в обетованную зем лю, , ‘ Евгений ДОДОЛЕВ. «Московский комсомолец», 28 марта 1988 ВИКТОР ЦОЙ: «ЗТО МОЕ ОРАВО- ЛЮИБТЬ НОЧЬ...» ' Са.м,урайские глаза — и руки музыканта. Уверенная стойка на сцене и, перед боем ~ и кошачья ловкость. Таким знают и таким любят почитатели лидера ленин градской рок-группы «Кино» Вик тора Цоя. — Виктор, вы всегда ходили в черном? — Да, всю сознательную жизнь,. во всяком случае. ‘ — И до сих пор любите ночь? . — Да. в том значении, в каком об этом поется. -— Почему ваша группа назьша- ется «Кино»? — Нипочему. : Придумали на звание — и все. Какая разница, дело ведь не в том, как называ ется, а в том, что делать, вы же понимаете. А мы-то ждали .каких-то излия ний по повсвду 'большой любви к кинематографу! На самом деле все гораздо проще и, пожалуй, серь езнее. О кино (на сей раз без кавычек); рок-фэны имели возможность уви деть В . ' Цоя в «Ассе», «Роке», «Игле», редкие счастливцы — во вгиковской работе Р . Нутмаиова «йах-ха», демонстрировавшейся лишь в узком кругу (институт ки нематографии, Дом кино и пр.) В 1989 году Виктор вошел в первую пятерку 'рейтинга популярности «сэ». ■ т— Какие впечатления остались от работы над «Иглой»? Это было тяжело и очень, утомительно. Знаете, мотание ту да-сюда по стране... Хотя, скорее, было интересно, потому что я был поставлен в оптимальные усгювия, в каких только может работать ки ноактер (если, конечно, называть эху работу киноакте 1 рской). Ре- жй ссф Рашид Нугманов — мой приятель, у нас схожие взгляды, поэтому мы делали, все, что хоте ли, ■и мне никогда не приходилось наступать себе на горло. Мы друзья, поэтому, если, мне что-то совсем не нравилось, Рашид от этого отказывался. — В одном из интервью вы сказали, что во время съемок вам мешает всевластие режиссера... •— Конечно, у НуГманова было свое мнение, а у меня — свое, что неизбезкно.. Мы с ним много спорили, и ' у него было гораздо больше прав. Но мне это не ме-- шало., поэтому мы снова собираем ся писать сценарий и снимать. — Кому принадлежит текст ва шей роли в «Игле»? — Сценарий, от которого пре дыдущий режиссер отказался, по п а л 'нам в руки за две недели до начала съемочного периода. Мы его прочли и отложили. Снимали ту Же историю', но тексты приду мывали сами уже на площадках. — Вас радует успех? — Да, конечно. Когда так дол го над чем-то работаешь, ‘всёгда хочется, чтобы это нашло отклик, потому что все, что делаю, для кого-то предназначено. — Кто из режиссеров мирового кинематографа вам наиболее ин тересен, близок? — Мне больше всего нравится Бунюэль. Итак, в новом году мы ожидаем появления нового фильма с учаС- , тием Виктора Цоя по совместному с Р. Нугмановым сценарию. Т. БАЙДАКОВА. «Советский экран», № 2, 1990т. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz