Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ФОНОГРАФ ОТВЕРГАЯ СОБЛАЗНЫ... Лет десять назад в Ленинграде появились панки. Было йх немно го. десятка три, но энергии и ш у ма хватило, чтобы «колыбель ре волюции» содрогнулась. Одеты они были вызывающе, вели себя непристойно, дрались и сканда-ш- ли, пели про неаппетитное (паш - рок!); про помойки, дохлых гадов и про то. что «в злобе приятнень- ко жить». Клички имели собтеет- ствующие; Пиночет, Свинья, Осел... Самым загадочным персонажем в тусовке был Цой (как стало ясно впоследствии, это не кличка) — молчаливый, отчужденный, исполг ненный чувства собственного до стоинства, одетый в черное. Он играл на ритм-гитаре и где- то в канун 1 9 8 1 года сочинил свою первую песню «Мои друзья всегда идут по жизни маршем...» (могу продолжить; «И остановки только у пивных ларьков»), С тех пор Цой написал еще по рядка сотни песен, стал одним из самых известных и почитаемых людей советского рока, а в осталь ном изменился мало. Кого-то сло мал быт. кого-то испортила слава, третьих соблазняли деньги... Что до Цоя, то он ничем не запятнал своего строгого черного «прикида». Музыка «Кино» с годами крепча ла, стилистически оставаясь в том же русле. «Последний герой». «Сюжет для новой песни». «Элек -. тричка» и многие другие вещи, на писанные 7 — 8 лет назад, были бы к месту и в последнем альбоме. Откуда ж е , взялась эта метафи зическая непоколебимость Цоя? «Восточное» происхождение? «Пан ковская» закалка? Мне кажется, дело в другом. Если я правильно понимаю натуру Цоя, то могу ска зать: перед нами редкий тип при. рожденного героя. Это человек, идущий по жизни не то чтобы по- , бедительно, но с полньш ощуще нием себя персонажем приключен ческого романа или кинобоевика. Он одинок, независим, благороден, причем это не поза, а норма жиз ни! Ссютветственно все жизненные . блага, соблазны, конъюнктуру и т. и. он воспринимает спокойно и с легким презрением, как и подоба ет настоящему ковбою... Как-то мы с Цоем говорили о литературных и прочих кумирах, и я упомянул своего любимейшего Дон-Кихота. «Нет, это не мой пео- сонаж, — сказал Цой. — он не сконцентрирован, он слаб». Его персонаж — Брюс Ли. великий ма стер ку,н-фу, неожиданно встав ший в один ряд с 'легендами ми рового кино. Он не был актером, играл в фильмах самого себя, жи вя там своей жизнью и делая свое дело. Брюс Ли участвовал в су губо безыскусных боевиках и не блистал артистизмом, но сама ма гия его присутствия по своей си ле не уступала великолепному воз действию’ Орсона Уэллса и Мар лона Брандо. Цой ’йзже не актер, Я не при помню эпизода ни в «Ассе», ни в «Игле», который заставил бы меня подумать: «Нет. настоящий Цой в жизни так/ бы не поступил...» Да, с даром перевоплощения дела у него о&тоят неважно. В компа нии Лебедева, Смоктуновского и Калягина ему делать нечего. Он «зацепил» публику чем-то другим. Может, именно тем, что в нем нет ни капли суеты и наигрыша, а есть надежность, спокойствие и честность. Неудивительно, что в наши, склонные к истерике вра- мена многие видят в нем если не спасителя, то. во всяком^ случае, настоящего героя. Слава Богу, что Цой бесконечно далек от политики. Вообще говоря, неиктребимая театральность наших киноактеров давно и сильно утомила. По срав нению с естественной западной (особенно американской) манерой вир(туозность наших лицедеев вос принимается как старательное кри влянье. Может быть, стоит по думать о феномене Цоя с этой точки зрения? Артем ТРОИЦКИЙ. «Советский экран» М 8, 19 9 0 г. ФОНОГРАФ / СМЕРТЬ ОГНЯ ...Согласно утверждениям со трудников Госавтоинспекции, Цой заснул за рулем и врезал ся в автобус. — Группа крови на рукаве. Мой порядковый номер на ру каве. Пожелай мне удачи. Заснул. Врезался. Автобус. — Электричка везет меня туда, куда я не хочу... Заснул. Врезался. Автобус. — Мы хотели песен — не бы ло слов. Мы хотели спать — не было снов. Заснул. Врезался. Автобус. Заснул. Господи, да что же это такое!! Ночь, Он любил ночь. Но чью с ним ничего не могло про изойти. Пришла первая поло вина дня, он заснул и врезал ся в автобус. Виктор, прости меня. Вик тор, мы не знали, что тебя то же нужно беречь; тебя — сильного, тебя — спокойного,, тебя- — умевшего спасать дру гих. Люди, играющие, рок в Рос сии. умирают на лету. Алек сандр . Башлачев прочертил вертикаль в ленинградском воздухе. Виктор летел вперед по прямой. Крест. Они поста вили крест. ■ , Когда выйдет газета, о смер ти Виктора Цоя уже будут знать все. Наверное, уже позд но, но, пожалуйста, не надо добавлять: резать вены и то му подобное — не надо. И так плохо, ' Говорить сейчас что-нибудь о «Кино», о том, что погиб «наш Мик Джаггер», — нет сил. Своих слов нет, ничего СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ о фильме «Рок» )И о его героях ' беседует режиссер каришы Алек , сей Учитель и ученик В класса Эрнст Шагов. Э. Ш .; Снимая фильм, вы про жили вместе с рокерами большой кусок жизни. Скажите, пожалуй ста, работа Цоя в кочегарке, а Шевчука в столовке —это серь езно? А. У. Это серьезно. Хотя бы потому, что Цоя просто посадили бы в тюрьму за тунеядство, Шев. чуку эта работа помогла получить ленинградскую прописку... Картину , мы снимали не о му зыке. Потому и название ' имеет двойной смысл — рок, судьба... Судьба, как я считаю, определен! ного поколения. Мне и всем, кто работал над картиной, было интересно понять, что же происходит в душах наших героев. Конечно же, мы подбирали людей, которые что-то из себя представляют. Существует масса рок-групп, поющих чрезвычайно острые песни и тем не менее без ликих. Это беда нашего искусства и литературы, ко гд а 'мы какие-то однодневные результаты пытаемся преподнести как нечто значимое в искусстве. За что я ценю, (не всех едина, ново) моих героев, так это за то, что их песни — их мысли.....не од нодневны. Э. Ш .; Как таланты отнеслись к предложению сняться в фильме? А. У.; Понимаете... Они до сих пор отрицательно относятся к сред ствам массовой информации Э. Ш.: Все? А. У,: Да, к сшкален'шо, все. Их очень часто обманывали, очень ча- _ сто о них говорили так, как они ' того не заслуживали. Плохо гово рили. Ну, может быть, в послед нее время что-то изменилось, но в ,87-м, ко.гда мы начинали картину, рокеры, напрочь отказывались сни маться.. Им это было не нужно, потому что они не знали, что в ре зультате появится на экране. Для кажугого музыканта мы вы брали характерное «место обита, ния». Кочегарка Цоя, дом Гребен щикова, студия пантомимы Ада- синского, кинобудка Гаркуши, сто. ловка Шрвчука. Вот мы выбрали это местб, поставили камеру и ни во что не вмешиваемся. Потом, го ворили мы, покажем вам матери ал, То есть, мы не лезли с теле- визио-нными интервью,. с какими- то конкретными вопросами. Это была наша тактическая линия: сни мать жизнь, пытаться проникнуть Б нее вместе с героями. Э Ш.: Сознают ли ваши герои себя кумирами, выразителями идей молодежи и так далее? А. У .: Знаете, они об этом не думают. Миссии, которую надо ежеминутно ощущать, ее нет Э. Ш .; А повлиял ли на них фильм, изменились ли они иосле него? А. У.; Нет. Наверное, стоит по ставить вопрос иначе: как мы из. менились, как на меня, лично они с раскрепощенность, чебрёнгение к офици- их полное преяе альным статусам!. Я не мог на врать в этом фильме — это пер вое, нэ|Д чем заставили меня по работать. Если ' бы я наврал, эти люди меня бы просто уничтожили. Мет, Не физически. Они бы навер няка перестали со Мгной здоровать ся. Сейчас при вст'рече руки про тягивают, ,а это очень важно. Зна чит,. они картине поверили и ее приняли Э. Ш .; Не заметили ли вы раз ницу между поколениями самих ро керов? А. У.: Ну, конечно. Существу, ют противоречия, например, меж. ду Цоем и Гребел [цийовым, хотя Виктор и считается его учеником. Это есть, но это, по-моему, и ес тественно. Десять лет разницы — колсюсальный срок. М олодой дфшградский режиссер Алексей Учитель (кшюонератор ло основной профессии) - автор до кументальных филЫиов 10 молоде жи «Акция», «Сколько лиц у дне- котеки?», «ОткрытьА урок». «ПАРУС» 5. 19 8 8 г. «...Может, лучше и нету на свете калитки в Ничто. Человек мостовой, ты сказал бы, что лучше не «надо, вниз йо темной реке уплывая в бесцветном пальто, чьи застежки одни и спасали тебя «от распада». Это напйсал Иосиф Брод ский, .давно и о другом челове ке, ;нр пусть так. Еще раз: прости нас. Прощай. А. СОКОЛЯНСКИЙ. «СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА». 1 8 августа 19 9 0 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz