Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 36, 1990г. «Совершенный, монахи, не живет в довольстве. Совер шенный, о монахи, есть свя той Высочайший Будда. От верзите уши ваши: освобож дение от ш ер ти иайдоноь. И вот и Толстой говорит об «освсбржденни»: — Мало тото, ЧЕГО про странство и вРОМЯ и причи на суть формы мышления и что сущность Ж1МНИ вне этих форм, но вся жизнь наша есть все больше и боль шее подчинение себя этим формам и потом опять осво бождение от них... В этих словах, еще никем никогда не отмеченных, глав ное указание к пониманшо его всего. Астапово — завершение «освобождения», которым бы. ла вся его жизнь, невзирая на всю велиг^ю силу «под чинения». И. Бунин. «Ссвобождение Толстого» Словами, вьшесенньши в эпиграф, Иван Алексеевич Бунин начинает свою книгу «Освобождение Толстого» — одно из замечательнейших своих произведений, вобрав ших в себя глубину психоло- гического анализа, широту и полноту философского обоб щения. Кульминационный центр бунинского документального повествования — Астапово, «последняя дорога», послед ние дни Льва Николаевича Толстого. Стремясь постичь тайну последних дней великой жиз. ни, Бунин под определенным углом зрения прочитывает все, что связано с биографи ей «старгга Льва из Ясной Поляны», величайшего изве- дичайших когда-либо жив- АСТАПОВСКИЕ СТРАНИЦЫ Л. Н. Толстой и Липецкий край Но где та волшебная «зеле, ная палочка», что раскроет тайиу? Говорят, она зарыта у дороги. на краю оврага старого Заказа. Здесь, завещал Лев Нико- лаевич похоронить себя. ■НИН ссылается на свидетель ство Александры /Ьвовны. Однажды она с отцсш верхом ехала мимо этого места: «■ Мы возвращались с от- цом домой, поравнялись с по лянкой, где весной на бугор ке гщели голубым полем не забудки, а летом росли бар. хатные с розовым корнем и коричневой подкладкой креп кие грибгл-боровики. Отец окликнул меня; — Саша! И когда я, пришпорив ло шадь, подъехала, он сказал: — Вот тут. между этими дубами... ~ Он натянул по вывшая гимназия в Ельце. Здесь учился И. А. Бувкн. ших на земле; он прослежи. вает двенадцать семилетий толстовского бытия, руковод ствуясь философской посыл, кой самого Толстого; «...соот ветственно семилетиям те лесной жизни человека... мо. жно установить и семилетия в развитии НОГ 1 ЭНИ духовной» Последнее, двенадцатое', н е д о ж и т о е семилетие за вершилось событиями, кратко фиксируемыми Буниным: «Бегство в ночь с 2 7 на 28 октгйря 1 9 1 0 года из Ясной Поляны: болезнь в пу'ти и смерть на железнодорожной стшщии Астапово (7 ноября). Эта смерть, — продолжает Бунин, — была его послед ним «освобождением». Уйти, убежать он стремился дав но...» Почему он бежал? Что при вело к такому решению? ... Бесконечно далекое вре мя, когда только что начюа- лась жизнь. Детские игры. Самому Льву пять лет, бра тья постарше: Митеньке — шесть, Сереже— семь. Одшг- надцатилетний Николенька объявляет братьям тайну о том, как сделать всех людей счастливыми. Не будет бо лезней, никто ни на кого не будет сердиться, все будут лю. бить друг друга, все станут счастливыми и дружными «муравейными братьями». вод, отчего лошадь нервно дернулась, и хлыстом ука зал мне место. — Тут схоро ните меня, когда я умру... Бунин оиирается и на сви детельства Маковицкого, с '«удивительной точностью, много лет, изо дня в день» ведшего записи обо всем, что связано с Толстым. ...Из Ясной Поляны вез его между 4-мя и 5-ю часа ми утра Б старой дышловой коляске старый К 5 ’чер Адри ан. Верхом сопровождал, ос вещая путь факелом, конюх Филипп. Пять верст до стан ции Щемето. Было холодно, и Маковицкий надел на Льва Николаевича вторую шапку. Щекино — Горбачево — Ко зельск, верстах в пяти от не го древний мужской монас тырь «Оптина Введенская Пустынь», в' четырнадцати верстах далее — большое се ло Шамардино, женский мо настырь. где давно монаше ствовала Мария Николаевна. Паромная переправа, при ветливый гостянник-монах отец Михаил, рыжий, почти красные волосы и борода. . Монахи в белых подрясни ках и белых скуфейках на переправе, на работах. Ти шина, спокойное благоден ствие, чай с просфорами. «Как здесь хорошо!» — мол- вил Толстой. Приближается великая и скорбная дата — 80-ле тие со дня смерти Льва Николаевича Толстого. в атом году отмечается я 120-летие со дня рожде ния Ивана Алексеевича Бунина. Лев Толстой и Иван Бу нин... О двух великих судьбах размышляет в краеведческом очерке про фессор В. В. Шахов. Никому до сих йор неиз вестно, размышляет Бу.чин; думал ли Толстой остаться в Оптнной или Шамардине? Тревожные вести из Ясной Поляны заставили его про должить бегство: «На станции Козельск ед- ва успели попасть в поезд, шедший на юг, вскочапи в вагон без билетов. На стан ции Волово взяли билеты до Ростова-'на-Дону. Это бы ло утром 3 1 октября, а 1 но ября Александра Львовна уже телеграфировала Черт кову: «Вчера слезли в Астапово, СИЛЬНЫЙ жар, забытье, ут ром температура нормальная, теперь снова озноб. Ехать не мыслимо». И далее; «В это же утро... отец продиктовал мне сле дующие мысли в свою запас- иую книжку: «Бог есть неограниченное Все, человек есть только ог раниченное проявление Бо- га». Астаповские страницы жиз. ни Толстого... Бунин воссоз дает их, основываясь на вос- поминаниях Александоы Львовны; Он полежал некоторое вре- мя молча, дотом снова поз вал ее: — Вдаьмй записную книж к у и перо и ПИШИ: «Или еще лучше так: Бог есть то неограниченное Все, чего человек сознает себя ограниченной частью. Истин но сущ№твует только Бог. Че.човек есть проявление его в веществе, времени и про странстве. Чем больше про--, явление Бога в человеке (жизнь) соединяется с про явлением (жизнями; других существ, тем бо,иыпе он су ществует. Соедшение этой своей жизни с жизнями дру гих существ совершается лю. бовью. Бог не есть любовь, но чем больше любви, тем боль ше че.швек проявляет Бога, тем больше истинно сущест вует. Бога мы познаем только •через сознание его проявле ния в нас. Все выводы из этого сознания и руковод ство жизни, основанное на нем, всегда вполне удовлет воряют человека и в позна нии самого Бога и в руко водстве в своей жизни, осно- ванном на этом сознании». Астаповские страницы жизни Тожтого... Через некоторое время он продштует письмо Тане и Сереже, Тихий, тихий голос отца: «Милые мои дети. Таня и Сережа! Надеюсь и уверен, что вы не попрекнете меня за то, что я не призвал вас. Приз вание вас одних без мама было бы велшим огорчением для нее, а также и для дру гих братьев. Вы оба пойме те, что Чертков, которого я призвал, находится в исклю чительном положении по от ношению ко мне. Он ПОСВЯ ТИЛ свою жизнь на служение ТОМ!’- делу, «отораму я слу жил последние сорок лет м о ей жизни. Дело это не столь, ко мне дорого. сколько я ' признаю — ош1йаюсь или нет —- его важность для всех людей и для вас в том чис ле. Б.чагодарю вас за ваше хорошее отношение ко мне Не знаю, прощаюсь ли или' нет, но почувствовал необхо димость высказать то, что высказал. Еще хотел прибавить те бе, Сережа, совет о том, что бы ты подумал о своей жиз ни, о том, к т о ты, ч т о ты, в чем смысл человече ской жизни и как должен прожить ее всякий разумный человек. Те усвоенные тобой взгляды дарвинизма, эволю ции и борьбы за существова ние не объяснят тебе смысл твоей жизни и не дадут ру ководства в поступках; а жизнь без объяснения ее зна чения и смысла и без выте кающего из нее неизменного руководства есть жалкое су ществование. Подумай об этом. Любя тебя, вероятно, нодануве смерти, говорю это. Прощайте, старайтесь ус покоить мать, к которой я испытываю самое искреннее чувство сострадания и люб ви. Любящий вас отец Лев Толстой» В одной ян своих дневни ковых записей Лев Николае- ВИЧ заметил: «Слова умира ющего особенно значитель ны». Вдумаемся в бунинское ис толкование последних дней и часов жизни Толстого, про текших в: доме начальника станции Астапово... «Утром 2 ноября приехал Чертков, и, взволнованный этим, он опять плакал. Боло- жеиие же еРО становилось все серьезнее. Несколько раз - он отхаркивал кровяную мок- роту, жар у него все повы шался. сердце работало ела- бо, с пе|рйоями, и ему дава ли шампанское. Днем он сам несколько раз ставил себе градусник и смотрел темпе ратуру. К вечеру состояние его еще ухудшилось. Он громко стонал, дыханье было' частое и тяжелое... Он сно ва допросил градусник н ко гда вынул его и увидел 39 ,2 , громко сказал; —- Ну, мать, не обижай тесь! В восемь .часов вечера приехал Сергей Львович. Он опять очень взволновался, увидав его, когда же Сергей Львович вышел от него, по звал Александру Львовну: — Се,режа-то каков! — А что, папаша? Как он меня нашел! Я очень рад, он мне приятен... Он мне руку поцеловал, сквозь рыдания с трудом проговорил он. 1'ретьего ноября Чертков читал ему газеты и прочел четыре полученных на его имя письма. Он их вшша- телвно выслушал и, как все гда это делал дома, просил пометить на конвертах, что с ними делать. Ночь с 3 на 4 была одна из тяжелых. Вечером, когда оправляли его постель, он сказал; ,— А мужики-то, мужики как умирают! ~ и опять за плакал. Часов с одиннадцати на чался бред. Он опять просил записывать за ним, но гово рил отрывочные, непонятные слова. Когда он просил про читать записанное, терялись и не знали, что читать. А он все просил: ~ прочтите же, про чтите! (Продолжение следует). Возиесеш:Ш 1 й собор я Ельце, Рисунки И 1 шны Чемгашкой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz