Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«Ленинец» №3 6 , 1990г. о ШКОЛЕ 3А БЫвА Й... я — старомодев. Хотя это понятие иротиворечиво. Мода по сути — яв­ ление новационное. Получается пара­ докс; я одновременно приверженец старого и нового. Но не случайно же говорят, что все новое — это да­ вно забытое старое... Сегодня 1-ое сентября — День Знаний, праздник учителя одновре­ менно по чьей-то «умной» подсказке, а главное — день школы^ начало пу­ ти, длиною в один год. ризм «русачки» Зон Федоровны Кре- спектаклей, становились достоинства- менялись Очень Важные слова и мы- дович: «От плохого почерка до пло- мй детей. ели в адрес ребят.-И еще в каждой хОго поступка один шаг». Сегодня основной ввд почерка — «как курица лапой», но это никого не волнует. Подумаешь, почерк! А подумать необходимо. Был когда-то в наших школах культ книги. Млад­ шеклассники заполняли карточки на прочитанные произведения писателей Факт любого творчества очистите- ешколе (в каждой) бьши учителя лен. Ведет ли ребенок личный днев- большой буквы «У» , а не просто за- ник, готовит ли своими руками по- -'служенные. И на них, как на маг- дарок учителю к празднику (сегодня" нит, слетались всякие дети-чудини. мамы покупают «отрез» или колба- ' Я еще застал в Липецке профессоров су), делает на выставку техническую своего дела МариЮ'ОДаумовну Чер- модель, вьшускает свою авторскую касс — завуча средней школы № 3 , стенгазету (было и такое когда-то), Поспелову —• литератора средней "У ; и складывали ж в особые карманчи- лосткт к карнавалу (а не школы № 1 2 , Галину Ивановну Гор- днем х о д е » , нр « е с ,ь - о с .р н ^ о е шмоеье, . дабь. с „ , „ . , , наауна средней шноды - н-4шраамьш1лять. Давайте это сде­ лаем вмёсте^.и подумаем о судьбе школы, а значит, и о судьбе детей. Несколько днед назад я .вернулся из Ленинграда, куда летал на встре­ чу со своим первым в жгони клас­ сом — выпуском 1 9 5 3 года. Начи­ нал я свою карьеру в маленькой сель­ ской школе на самом севере Сибири. Село Северное, о котором вспоминаю, было местом ссылки советских поли­ тических заключенных. Из 1 8 моих новых учеников девять были ссыль­ ными. Не' детьми ссыльных, а ссы­ льными лично. Такое было время. Такие были сталинские «новаторст­ ва». И ВОТ' встреча почти через со­ рок лет на ленинградской земле. И слезы, и бесконечшое «а помните?», и память абсолютно забытых тради­ ций, поразивших их воображение ко­ гда-то. Впрочем, об 'этом стоит рас­ сказать как-нибудь отдельно. Вер­ немся к старомодности, точнее, к тому, что мы, то есть школа, потеря­ ли. Сейчас все обожают новатортт- во. Появилось понятие «\'читель — новатор». Мы цепляемся как за па­ нацею ото всех бед, за какие-то но­ вые методы, формы, модели. А де- всех поразить) — это его личный фон самоцроявления как личности. Не от­ вергая привычной формулы «дети — наше будущее», согласимся и с тем, что дети — наше настоящее. И ка­ ким бы сложным и малоприятньпй это настоящее ни было, исходить се­ годня надо было из него. И отыски. вая пути к сердцу ребенка, огляды­ ваться назад. Да, пропаганда была лживой. Вся. Да. в школе много бы- вники, писали небольшие рецензии на книги, учасшовали несколько раз в год в литературных конференциях. Естественно, в этом негласном сопер­ ничестве были и свои лидеры. В на­ шем классе первенствовал великий книжник Ваня Дьячук, для которого не было практически неизвестной кни­ ги. Кстати, на вечеринках, классных , часах чаще всего шел разговор о новых книгах. О чем сегодня гово­ рят наши дети, собираясь без нас А гаолько'^мьГ^потер^ поддашичества Но! В той ^ н е й со- лять инакомыслящего врагом — моделей работы с книгойь вообще? 5 ближе к н а № 8, Марию Качерину, других асов школьного дела. Их знали все дети в районе и все учителя в городе. Сталинская эпоха, конечно же, из­ вратила умы многих. Но самые ис­ тые учителя-интеллигенты сопротив­ лялись этой эпохе яростно. Старая учительница той Суеверной школы, чу­ вашка Анна Ивановна Кухта на це­ ремонии посвящения нас, молодых, в уч:ителя в своей проповеди заявила: «истин»-оборотней. Да, много «У каждого ребенка овое” лицо. бере- было искристой _нашфанности верно- гите лица ребят... Не спешите объяв. мо- истине. Малыши традиционно рисовали ил­ люстрации к сказкам и рассказам. Сами сочиняли сказки. В Павльшкжой школе В. А . Сухомлинского я деся­ ток лет назад видел 30 томов дет­ ских сказок и дщке побывал на уро­ ках, где эти сказки сочинялись. Мои постаревшие вьшуенники вспомина­ ли литературные «бои» после завер­ шения из>"чення творчества того или иного поэта или пжателя — что-то среднее межда>- театрализованной вик­ ториной, «КВН» и «Что? Где? Ког­ да?». Вспоминали выпускники и' на­ ши литературные суды, и постоянный вьшуск литературных рукописных альманахов, и театр литературных культ Знаний, поощрялись труд опытничество, техническая рациона­ лизация и... ') -* Неповторимость личности (и это в эру «винтиков»?). Самое заветное для любого ребенка — полнее себя проявить, ощзтить свою нужность ок­ ружающим, незаменимость. . Согласи­ тесь, что и в обществе в целом, и в воспитании многое пока держится на отчуждении «одного от всех и всех от одного». А детям хочется иметь среду солидарности. Среду благопри­ ятствующую. Можете заподозрить меня в неис­ кренности, но лично у меня в те вог енные и послевоенные годы в щколе чем ты сам... Культ песни важней культа политинформации... Будьте лю­ бопытными и дерзкими, умейте удив­ ляться всем вашим ребятам...». Вот что я запомнил из того далекого про­ шлого.. А что бы добавил я сам молодым учителям .йгна дорожку» из мудрой школьной копилки прошлого? Не приглашайте к детям на лшхейки п классные часы «должности» и «орде^ на», приглашайте личности. Противо­ поставьте возбз^жденному невежеству человеческий интеллект. Возродите нашу русскую отзывчивость н добро­ ту, умение войти в положение дру­ гого, свойственные нашему народу. ся п л о ^ и Г ^ ” во ™ о % р 1 Г ш ■ имнровизапий и о сГбеннГноэтн^^к^ не было н е ж и м ы х учителей. Ш бы- Долой все шташгаванное, ннчера, литературные балы и карна- было и рабскою кое. ^казарменное!_ верное, в канун такого всенародного школьного дня говорить о плохом. Не буду. Буду вспоминать потерян­ ное, забытое хорошее. Его мне под­ сказали мои первенцы на той знаг метательной ленинградской встрече. И сразу ставлю точку над «й»: цент­ ром воспоминаний были люди — учи­ теля и школьники, а дела — лишь фоном, на котором они раскрывались как личности. Говорю об этом к то­ му, что на августовских и прочих педагогических встречах можно ус- льипать о чем угодно, только не о детях. К пршйеру, в той Северной средней школе был создан культ.... почерка. Правда, и писали тогда перь­ ями номер 86. За почерк боролись все ^шителя. Были даже какие-то со­ ревнования по каллиграфш!. Были лучшие из лучших кал.тиграфистов. Оказывается, почерк—это чистота те­ тради, акклфатность, разумный пе­ дантизм. Мои питомцы вспомнили афо- валы. Я сегодня вспоминаю о том, что было типично в школах, а не только всплеском чьей-то новаторской фан­ тазии. И что любопытно: культ кни­ ги, к примеру, «тянул» к жизни раз­ личные творческие начинания. Дети много читали, значит, была потреб­ ность поделиться прочитанным, а отсюда авторитет дискуссий и конфе­ ренций. Потребность говорить требо­ вала культуры речи, декламаций и даже драматургических способностей. Когда-то в школах очень важными духовными центрами были драмкруж­ ки, школьные театры. Сегодня их можно заносить в «Красную книгу». Роль их бесценна. И не только с точки зрения театрального искусства — они вообще приобщали ребят к слову, к речи,' к мысли. А те чело­ веческие достоинства, что несли роли уровня поведения ребят в школе (в сталинские-то годы!). Жаль, что за границами времени осталась прекрас­ ная российская традиция не хулить школу, учителей дома. Учителя име­ ли маленькую зарплату, но большую вьюоту самоуважения. А отличитель­ ной их чертой была — интеллигент- ...К нашему обществу наконец-то приходит сегодня понимание. что личность — его главное достояние. Школа вьшолняет заказ на хорошего человека. Значит, и средства выпол­ нения этого заказа обязаны быть хо­ рошими. В том числе старомодные, потерянные, забытые. Самое интерес- иои их чертой оыла — интеллиген потерянные, заоытые. иамое интерес- ноеть. Мы бывали у педагогов дома ное в любод школе — это дети. Зна- часто. Даже вечеринки они нам у себя с сухариками устраивали. Сре­ ди учителей считалось неприличньш... жаловаться на ребят родителям и... носить в школу украшения. Не-при- лич-ным! Каждая школа раньше имела свое лицо. Ньше, как в солдатской казар- чит и школьная почва может и дол­ жна быть благодатной для роста ли­ чности. наделенной богатством разу­ ма и красотой ч^нств. Только бы из­ бавиться — не только учителям, но и всем, как говорится, слоям населе­ ния — от невежествешюго и оскор­ бительного недоверия к возможностям ме, у всех ленинские музеи, эта- ребенка. В этом первое условие того. Киновечер, посвященный памяти рок-певца В. Цоя, прошел вчера в большом за­ ле Липецкого кинотеатра «Октябрь». Зрители вновь ^'I^ндели лидера гр^шпы «Ки­ но» на экране в отрывках из кинофильмов «Рок». «Асса», в которых снимался Виктор Цой, а также в фильме «Иг­ ла», где он сыграл главную - - ‘ роль_ Звучали его музыка, его песни. В программе ве­ чера приняли ^'частие липец­ кие рок-коллективы и испол­ нители. В Липецке по приглаше­ нию производственного объ­ единения бытового сбелужи- вания побывала делегация из китайской провинции Хей- Лунц-Зян. Гости подробно познакомились с работой предприятий быта (55ласти, побывали на НЛМК, посмо­ трели Липецк. Цель их приезда — орга­ низация совместных пред­ приятий, Несмотря на то, что обе стороны заинтересованы в совместной работе, на этом пути есть препятствия. Китайцев интересуют то.чь- ко бартерные сделки. Осо­ бенно им необходимы металл и минеральные удобрения. Ну. а липецкое объединение бытового обслуживания свя­ зано отсутствием разрешения о выходе на международный рынок. Однако первый шаг к со­ трудничеству намечен. Под, жи воинской славы и уголки шефов, где тиражирована псевдоидеологиче- ская наглядность. А в той Северной школе, где и учителя были в основ­ ном из ссыльных, в главном вестибю­ ле был стенд, на котором ежедневно что детей общество, повернувшееся к гуманизму, «встретит радостно у вхо­ да» в школу. Заштра в трудный путь!.. С. ШМАКОВ. писано соглашение о созда­ нии совместного швейного ателье «Дружба». Читателей областной прес­ сы в следующем году ожи­ дает немало сюрпризов — приятных и не очень. О це­ нах на периодику пока го­ ворить не будем, с ними еще не все ясно. А то, что в пла­ нах редакций издание при­ ложений-дайджестов, об этом сообщаем с уверенно­ стью, поскольку газета «Ле. нинское знамя» скажет «До­ брый вечер» (так будет на­ зываться приложение) в пер­ вой декаде сентября, а «Ле­ нинец» вьшустил свой проб­ ный шар — приложение «Фонографа», посвященное Виктору Цою, специально . приуроченное к вечеру па. мяти певца. На состоявшемся 29 авгу­ ста заседании облисполкома принято решение о прекра­ щении с 1-го ноября 199 0 года издания вестника Ли­ пецкого областного Совета народных депутатов «Вы­ бор», В течение сентября-ок­ тября редакции предложено вьтустйть восемь номеров, чтобы полностью рассчитать­ ся с подписчиками. Штатные работники пред^^Iреждены о предстоящем увольнении с выплатой выходных пособий. 28 а№уста, направляясь в командировку в Задонск, ми стали свидетелями транс­ портного происшествия. Не­ далеко от Частой Дубравы КамАЗ с ростовскими номе­ рами, груженный арбузами, таранил трактор, принадле­ жащий Секцовскому лесни. чеетву. Причина аварии ба­ нальная — водитель ростов­ ской машины был пьян, в таком же состояшии находил­ ся и сопровождающий груз товарищ. Остальное — на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz