Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 35, 1990 г. В о д ^свл4 м т ^ о т е т с л «Ленинец» № 35 . 1990 г. Рис, а АНЧУКОВА , ствеимые науки (ые ’сйа- жу. что я сам нс был' К 'ЭТО­ МУ причастен); привей''к +0' му, что воЭйнк ''ойёЙЬ широ­ кий СЛОЙ' ' ' людей;'' '*ЙО*гОрые П1эинародн6' г )!10 мй ' о '': к Л йлись 8 верности ' 'ма)М«йзму-Лени- низму, на 'Дёлй'''')йё' придер­ живались совершенно иной ■ идеологии. 'ВёДь в рамках партии сейчас, что скрывать, есть люди совершенно раз- пых взглядов, ' Хотя фор­ мально все они продолжа­ ют называть себя марксис­ тами-ленинцами при том. что ни марксистского, ни ленин­ ского во многих из них ни­ чего нет. Вот такое идеоло­ гическое лицемерие у . нас очень" распространено. Ког­ да-то в 20-е годы, таких людей называли «редиска- ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ Наш собеседник .кандидат философских иаук, доцент политехнического института Лее Ефимович ХОРУЦ. КОРР,: --- Лев Ефимович, очень часто при определен­ ной позиции и эмоциональ­ ном отношении мало кто может четко сказать, что такое идеология. Внесем яс­ ность? Л, Е. ХОРУЦ : - Что ж, давайте псшробуем. Пола­ гаю. что главная ошибка в том, что мы часто путаем идеологию и общественную психологию. Идеология это всеада теоретичеовое выражение интересов клас­ са или группы, обществен­ ная психология — ЭТО ее выражение на повседневном уровне. Именно от этой ошиб­ ки, и проистекают все ос­ тальные. Сам ’ термин «идеология», «идеологи» появился еще при Наполеоне Бонапарте и носил ярко выраженный от­ рицательный характер. Напо­ леон называл идеологами людей, которые по каким- то заранее заданным умозри­ тельным предпосылкам пы­ тались строить свои теории, исходя, скажем, не из точ­ ного математического зна­ ния, перед которым он пре­ клонялся. а из чисто идей­ ных конструкций. Да и в X IX веке Маркс и Энгельс использовали термин именно в этом значении, попросту говоря, «ругались» им. И только Ленин .подразделил идеологию на две; пполетар- окую и буржуазную, поста­ вив возле одной знак плюс, а возле другой знак минус. КОРР.: — Но надо ли по­ нимать так, что в любом идеологизированном общест­ ве будет существовать дик­ татура убеждений и будет оказываться давление на сознание? Л. Е . ХОРУЦ : — Все бу­ дет зависеть от того, какую идеологию исповедует пра­ вящий класс; если это тота­ литарная идеология, подавля­ ющая всякое свободомыс­ лие, тогда, конечно, этот прессинг будет. Если же нет — тогда в обществе могут сосуществовать и соперни­ чать несколько и.'теологий, и народ в ходе свободных вы- бооов может сам для себя решить, идеология какой ■ партии его устоаивает. Но. на мой взгляд, V нас в обществе с идеологией все обстоит гопаздо сложнее. ТЪт идеологический ппесс, КОТОРЫЙ оказывали идеоло­ гические институты, обще- комлмунизма к 1 У 80 году на Идею развитого социализма, а теперь и новый поворот уточнение, что мы сто­ им еШе в 'сам ом начале по­ строения развитого согща- лиама. Дело в том, чтО та­ кая. как у нас. идеологичес­ кая жесткость — она как раз и предполагает наличие крутых поворотов: ведь на­ до приспосабливаться к об­ щественному развитжю. Илменно потому, что жест­ кость. потому что решения прини-маются небольшой группой людей. КОРР.; — Ну а что вы думаете о совсем недавнем повороте; бршально год назад мы говорили о том. что хватит развешивать ярлыки «социалистический» и «бур­ жуазный». главное —■ ч т ^ы МИ»; сверху красный, а ко­ вырнешь внутри белый. А в гитлеровской 1 ерма НИИ таких людей называли бифштексами — сверху ко­ ричневый. а ВНУТРИ —• крас­ ный. К сожалению такая си­ туация достаточно распрост­ ранена, и это один из серь­ езнейших идеологических пороков нашего общества. КОРР.: —- Ну а, на ваш взгляд, какой же должна быть у нас идеолошя сегод­ ня, чтобы решить те п^юбле- мы, которые перед нами стоят? Л. Е. ХОРУЦ : ~ Вы очень много от меня хотите. На этот вопрос, наверное, в ближайшее время не сможет ответить и вся система иде­ ологических учреждений, которая у нас^ существует. Но краеугольным конечно, сегодня быть интересы , КОРР.: — Но. может быть, истинная идеология — это подлинно народная пдртия, которая выражает интересы народа?., Л. Е. ХОРУЦ : — Пробле­ ма в том, что трудно найти такую партию, которая бы не говорила, что она выра­ жает таковые интересы. По­ этому главная задача — уяснить, что же на самом деле является интересами ядрода. На мой взгляд, дей­ ствовать в интересах народа сегодня — это обеспечить ему нормальную жизнь в экономическом, политичес­ ком и •духовном плане. Что­ бы наши люди не «разража­ лись рыданиями» в иностран­ ных супермаркетах при ви­ де сотен сортов колбасы, это возможность свободно выра­ жать свои мысли и иметь таких представителей влас­ ти, которые их устраивают. КОРР.: — Мы все 70 лет клялись в верности марксиз­ му-ленинизму, и в то же время в нашей идеологии были очень резкие поворо­ ты. Как это объяснить? Л. Е. ХОРУЦ : — Дейст­ вительно. наша духовная ис­ тория есть история резких РЫВКОВ и КРУТЫХ поворотов. Чего стоит смена идеи миро­ вой революции на идею по­ строения коммунизма в одной, отдельно взятой стране? Разве не была кру­ тым идеологическим пово­ ротом смена идеи построения народу жилось хорошо. А сегодня мы уже говорим о том, что не отдадим свог*х социалистических -завоеваний и не позволим отвергнуть социалжтический выбор на- Л.' Е. ХОРУЦ : — Ну воп­ рос, что отдавать, а что не отдавать —- наверное, это должен решать сам народ. Наверное, надо опросить у него. Люди, делаюиие соци­ алистический выбор, сдела­ ли его, но сейчас ведь жи­ вут другие люди. Наверное, от них завиеит, подтвердят они этот выбор или отверг­ нут его. Ведь каждое новое поколение само делает вы­ бор. Что. же касается истин­ ной и ложной идеологии, то думаю так: существует ход истории, общества. И вот ИСТИННОЙ является как раз та идеологая, которая улав­ ливает этот объективный ход и сознательно приспосабли­ вается к нему, делает соз­ нательный выбор. Ну и в конечном счете народ дол­ жен сжределить, кто выра­ жает его интересы, а кто — нет. Он может, конечно, ошибаться — у народа нет монополии на мудрость й ис­ тину в последней инстанции. Кроме того, народ неодноро­ ден по своему составу. Но в конечном счете это его право — делать выбор, и пе­ ред этим правом должна склоняться любая власть. В любом случае, я ду­ маю, надо стремиться к плю­ рализму идеологий вот тогда давление будет сведе­ но до минимума. П отому что в идеале любая груйпа лю­ дей имеет ' право свободно выражать свои взляды и за­ ниматься их пропагандой. При условии, конечно, что эта идеология не содегшит преступных идей, не призы­ вает к насилию и расовой дискриминации. А в осталь­ ных случаях каждый вправе проповедовать свои Аден, но не вправе их навязывать. Е . ОЛЕНИНА. В редакцишу^га^еты уже давно ^шли разговоры о переименовании идеологического отделам пока новое название не появилось, мы решштш все-таки поговорить о том^ лто ж ф такое идеология. К чему и вас, уважаемыф% чишателщ приглашаем. - ------------------ ------------ ^------- --------- --------- Круглый стол ----- ---------------- -------------— г— ——- Т А К Д А Л ЬШ Е Ж И Т Ь С Т Ы Д И О, ИЛИ С теплом о прохладной Прибалтике ное, я с'Щташ ' »С{; срсдсть.1 массоиой и«1ф(>рмаш»й мало ,продавать, ладо про­ давать каналы 1е,аоаидекиа.и радио, га­ зеты и журналы Если ве(;ь| журрал-бу- , дет полол ура-патрI^о,тдаеск(^ц ^^рзу^и;а: ,, ми и лрнзьша.ми, тО|Ур|0, |Н|ИК'го,1^ ку'пр;^ , ,1;1у хоть убей, «е купят,;34тр,'разрта , , мрда» или «Балтийское время»' ца рус- I рком мгновенно раскунаегся,4..г) ,.?от ин- терфронтовская «Единство» ,;Яо''всех ки- , 'осках лежит. Кто хочет может ку- , пить, но киоски все завалещя; не берут. Сева: — У «ас средства массовой ин- форМ|а|ЦИи поняли, что нельзя , людям «пихать» одну политику. Они у нас сей­ час стали бороться за читателя. Первое — они перестали давать категорические заключения, использовать безапелляия- онный тан. Второе —• стали использо­ вать законы искучства. Чтобы читателю было интересно, в газете должны быть разные темы, жанры, авторы, .направле­ ния. Когда между пол!!тически.1йы серьез­ ными статьями появляется фельетон, эротический снимок, анекдот — тогда и политические новости проще усваивают­ ся, и газета легче читается, а главное — быстрее раскупается, И есдн смотря какую-то передачу, можно и получить Знать, чтр э городе /гастролирует Риж- ский театр (оперетты й не встретиться с рижанами, чтобы (поговорить о событи­ ях в Прибалтике, / было просто невоз­ можно. Когда я (еще (только шла дого­ вориться да .встрече, я голове, вытесняя все остальные, вертелась одна мыслы как ,у них решается нацнонмьная про­ блема (и \(каково сейчас русским в Лат­ вии? К этому примешивалась еще бо­ язливая мыслишка; 1а захотят (ли (со мной говорить, станут (ЛИ общаться? .Ос­ тавалась надежда (на фамилию — авось примут за свою. Но после первых же минут общения моя идея-фикс п .нацио­ нальных конфликтах начисто испарилась и. думаю, что фамилия тут нм при чем: ведь не с Паспортом же знакомилась. Я — Лена, {гы — ,Удис, .очень приятно. Бросьте, ребята, {какие национальные проблемы? Мне (с (вами безумно интерес­ но, вам приятен и важен этот непод­ дельный интерес. ,И вообще —- все мы вместе очень милые И симпатичные лю­ ди. Мы перебивали друг друга, до хри­ поты 0|бсуждая политические проблемы. Временами Удис и Гунтис мучались, подбирая русские (слова,, и тогда Сева брал на себя роль переводчика. Я же максимально дополняла свою речь ми­ микой я жестами, Чтобы, как говорится, с (полуслова. Закончилась же встреча совсем уж курьезно; я (как-то машиналь­ но и совершенно 'неожиданно для себя ответила на (вопрос Севы о гитаре, за­ данный по-латышски. «Еще один день пообщаешься и сама говорить нач­ нешь», — смеялся Удис. Впрочем, если 0|Тбросить шутки и смех, разговор шел в общем-то очень серьез­ ный: о том, что сейчас -изменилось в идеологической атмосфере Латвии. Кстати, когда я (спросила, что же, па их взгляд, является основной причиной политических страстей и бурь д Прибал­ тике, /мне (ответили коротко и .просто: «Так дальше жить {— стыдно». Ну что * . гут, я думаю, всё мы с «ими соли­ дарны (Вспомните фильм Говорухина «Так дальше жита, нельзя»), А вот как они пытаются менять свою жизнь, мы, в сущности, знаем плохо. А потому, ду­ маю, стоит послушать. Сева (русский, родился и живет в Латвии); — Я думаю, что главное сей­ час бо1рьба не за власть, а борьба с от­ жившей, я бы даже сказал маразмати­ ческой идеологией,-которая довлеет над нами. Причем, довлеет не только свер­ ху — она сидит в нас и очень проч1но. У нас идеология стремилась .не к лю­ дям, а от людей. По-мсюму, все это уже прекрасно поняли. Ведь возьмите пожи­ лых людей — у них очень развита та­ кая идеологическая установка: ничего не надо, лишь бы не было войны. В это «ничего» входит все —■ и материальное, и духовное, Согласитесь, такая установ­ ка очень выгодна правящему аппарату, и сейчас идет борьба за разоблачение этого маразма. —Вы все (— люди искусства и (я за­ дам вам вопрос отчасти профессиональ­ ный. На протяжении семи десятков лет искусство и литература были у нас мак­ симально идеологизированы. От степе­ ни ндеологнзации зачастую зависело, увидит свет то или пное произведение искусства Или нет. А вот у вас в Лат­ вии были такие тенденции? Удис: — Естественно, в Лат(вии это было тоже. Я одно время интересовался советским искусством 50 -х годов, та(к ведь это ужас; сплошные «девушки с веслом», шахтеры, колхозницы, статуи _ вождей на каждом углу. Даже в опе­ ретте, казалось бы, «аполитичном жан­ ре» и то это чувствовалось: обязатель­ но в рвпертуа11Ю чтоб была советская оперетта, а плохая ,ги музыка, хорошая ли — .никого не волнует. Наш театр ставил первый в стране мюзикл, та(К знаете, как долго' пришлась обходить все .препоны и рогатки? Даже я еще мальчишкой йспыт,'« на себе вдеоло- гччеелгий лрс^с Наша рок-группа высту­ пала На тамца.х с моими песнями, ну а текст песен «а подпись цензору никто не давал. Так .меня забрали в КГБ и проч­ ли лекцию, которая начиналась с репер­ туара песен и кончалась международ­ ным обоарением: что такое —- социа­ лизм, что такое — .капитализм, что та­ кое '— хорошо, Ч.ТО — плохо. I— Удис, а в текстах /твоих песен был какой-то криминал? Удис; — Да нет, это все были пеейи о любви,- лирические. Правда, пели пес­ ки и эмигра1Нто(в — (но о тоске по роди­ не, о жизни вдали от Латвии. — Ну, а в таком случае, (вы почув­ ствовали, ЧТО (сейча^Шм стало легче ды- ( Сева: - - Лич(но я это как про(}>ессио- нал очень почувствовал. Раньше я не­ вероятно страдал, учась в консервато­ рии. Потому что только 4 часа в неде­ лю занимался специальностью, а 12 ча­ сов — общест1в€(ино-политич€сюими пред­ метами. Сама понимаешь, какой ре­ зультат, Сейчас у нас в консерватории, слава Богу, кафедры общественно-поли- ттеских наук больше нет. Ее нет ,с 1 марта по решению ректората. Увел'ИЧ1И- лоеь время на специалиность, кроме то­ го планируется ввести такую систему: заведующий ка|федрой или руководитель курса подает заявку на полугодие- о том, какой предмет он считает необходи- МЫ1М для общего развития своих студен­ тов. Это может быть история религии, искусство Индии или древних народов Востоке, современное западное искусст- во или же политология, социология. Но это решает сам руководитель по специ­ альности. А дышать сейчас, действитель­ но, стало легче. Теперь можно высту­ пать с культурночпрооветйтельской дея­ тельностью не только от государствен­ ных. но и от обществевиых организаций, от кооперативов, от молодежных цент­ ров. Во-первых, можно делать то, что «раяитея, а во->вторых, можно аараба- тывать деньги профессией,. а не как раньше, когда я, работая в театре и учась в консерватории, ходил раз.пру- жать ящики с бутылками. Я никому сей­ час не докладываю, что я буду делать, как я буду это делать. Я лишь конкрет­ но договариваюсь с тем человеком, ко­ торый меня приглашает. Так что ника­ кой цензуры у нас сейчас нету, а у вас пока это есть. Впрочем, я был в Бело­ руссии — там это еще страшнее. Не знаю, как вам, а лично мне стал® несколько завидно н одновременно обид­ но за наших д>ебят. Помню хорошо, как учась в институте искусств, я была ям- нуждена часами сидеть в читальном за­ ле |и конспектировать классиков в то время, как душа рвалась ;к .инструменту. Врезалась в память «историческая» фра­ за ректора института: «Мне неважно, какими вы будете исполнителями. Важ­ но, чтобы вы были идейно подкованы», , Увы, это тоже ндеалогня. И все-таки,. ~ существует ли сейчас в Латвии борьба идеологий? Сопротивляется ли старый мир идей новому? ' Гунтис: — По-моему, никакой борьбы Всеволод МЕЛЬНИКОВ, актер театра. нет. Уже к е , ну буювально все люди по­ няли, что так дальше жзить стыдно. Это понимают и латыши, и русасие. и евре.ч А->- ну буквально все. И все 'верят, что в дальнейшем ,все будет хорошо. Суще­ ствует (просто працеятное соотношение прогрессдано мьюлящих людей и ретро­ градов, но ретроградов — меньше. Сева: •— Можно я немного добавлю? М'не кажется, что не только в Латвии, но и в 'России идет восстание людского сознания против отживающего мира. И хорошо, что оно идет в разных плоско­ стях. То есть оно идет к одной дели, но разными путями. Кто-то стремится к не- завжнмости республики, кто-то хочет вделать отдельную страну с капитализ­ мом, кто-то зв договор, но все стараются сдвинуть Тот камень, ко­ торый на нас лежит. Может, и распы­ ляются, а может, это и хорошо — ■ ёа- кой плюрализм, Удис: — Еще непонятно, что лучще —• социализм или капитализм. Но сей­ час главное создать правовое государ­ ство, демок‘раТ1ичвс1кое гскударство, в ко­ тором бы народу жилось хорошо. Какая разница, как называть? Гунтис: — По-моему, все эти назва­ ния — феодализм, капитализм, социа­ лизм сами по себе для человека ничего не значат. Просто есть состояние обще­ ства, в котором челове(ку живется либо пЛохо, либо хорошо. Я был в Швеции — там никто не говорит: «Мы живем при развитом социализме». А ведь по нашим представлениям так оно и_ есть, как говорится «наш уровень жизни*— их уровень смерти». А они живут просто в Швеции. Сегодня надо думать не о ярлыках, а о людях. — Вы знаете, ребята, на мой взгляд, вы рисуете уж очень радужную карти­ ну: нет никакой борьбы, весь народ Лат­ вии понимает, (Что так жить стыдно, а не понимают лишь (единицы. Неужели это так на самом деле? Сева: — Конечно, у нас' есть силы, ко­ торые бы хотели жить, есл'и не по-ста­ рому, то хотя бы так, как мы сейчас жи­ вем. И я лично этих людей понять могу. Например, Интерфронт в основном со­ стоит из ветеранов войны, из тех, кто был воспитан еще при Сталине. Они не виншаты, что их так воспитали, в чем-то их даже изуродовали. Их поддер­ живает та часть населения, которая сов- ’ .сем недавно приехала к нам в респуб­ лику. Это движение не захватывает ши­ роких слоев населения, но в некоторых регионах оно распространено. Это 95 процентов ветераны и инвалиды, имею­ щие льготы и в си.ту возраста «закон­ сервировавшиеся» в прошлом. Это пар тийная «верхушка» (я имело в виду ком­ партию), пользующаяся всякими опе((- распределителями и др.угими льготамм для партаппарата. И, наканш. это ра­ бочие крупных предприятий, приеха'В- шне издалека П'О договору. Администра­ ция обещает им всевозможные блага, и они не хотят никаких перемен. Ну, среди молодежи вряд ли найдется один на тысячу, который бы поддержал это д'вижение. Я все время думала — чем же пни отличаются от (нас. А потом вдруг по­ няла — свободой дыхаиняо Они ие «при­ глаживали» свои самые радикальные мысли, 'не взвешивали заранее «сказать или не (сказать». В них не было половин­ чатости. У них па руках был главный козырь: они не Просто уверены в (пра­ вильности. выбранного пути, они уже по нему идут н видят совершенно реальные результаты. Да, пока (еще нет (изобилия . на прилавках, невысок уровень жизни. Но зато есть самое ценное — свобода. Не верите? Слушайте дальше. — Меня, как журналиста в первую очередь интересует, конечно, .изменилось ли положение средств массовой инфор­ мации? Ощущаете дм вы какое-то дав­ ление, внутреннюю ,или внешнюю цензу­ ру? Удис: — У нас сейчас очень много пар­ тии, и у каждой партии своя пресса. Вот разделилась коммуяисгаческая партия в разделилась газета: стала «Циня», (борь­ ба) н «Независимая борьба». И Интер- фронт выпускает, в социал-демократы, й Народный фронт. Потому что человек должен сам иметь возможность выби­ рать — 'ЧТО Он хочет читать, а что не хочет. Что. он принимает, а что не приг иимает. —Но ведь теперь есть я какие-то цент- ■ фальные органы —Рижское телевидение-, Латвийское радио — они каких позиций придерживаются? Гунтис: — Латвийское телев-идение в основиам стоит на позициях Народного фронта. Шли серьезные разговоры, ч1-о-' бы каждой партии дать свое эфирное время. Были даже требований оставить ■ тслеви-дение рупором коммунистической партии. Но в таких случаях выход очень простой; социологический опрос, иссле- доваийе обществе(Нного мнения. И, тогда выяснилось, что большинство симпатий принадлежит Народному фронту. Глав­ Удис ТИРУМНе, акгер геатря. важную информацию, и посмеяться - по-моему, это только хорошо и в.меки'О к этому надо стремиться. — (Сева, (а ты 'ле .боишься, 'что борь­ ба за читателя приведет к тому, что все средства массовой |Информации скатят­ ся иа (уровень бульварной (прессы? Сева: “ Знаешь, я этого не боюсь, Вот я — читатель, и м(не цра1влтся. что средства массовой ин()>армац'ии будут бо­ роться за меня. Ну а я уже 'буду выби­ рать то, что м(не иуж1но.. Те, кого инте­ ресуют только эротические снимки ОКИ со временем, наверное, будут иметь возможность покупать, эротические жур­ налы. Ведь все рав(но, покупая нынеш­ ние газеты, они ищут только эТи аним- ки и не читают политических аовоотей. Ну а я лично с удовольств 1 Ием прочту и серьезную политическую статью, и по­ смотрю на фотографию красивой девуш­ ки, и посмеюсь над политическими анек- дота1М'И. «Советскую молодежь» я не бо­ юсь брать в д'вух'часовую поездку, по­ тому что з'наю — я не утомлюсь. Удис: — 'Еще по поводу средств массо­ вой информацни и партий. У нас на те- левндеяии есть передача, в которой за «круглым столом» встречаются ире,дсгав1- тели всех.сущестезчощих движе(ний; со- КАШ циа.1 дс.\10краты, ко.'Угчушит и. Икс . фронт Иароднын фрош, Оин обсуждаю! опорные проолемы, отвечают на вопросы телезрителей. Ну а у тех, кто сидит пе- экраном, есть возможность пояятр ’ ^кто есть кто» и сделать свой политиче­ ский выбор, Й действительно, ведь это намного ра­ зумнее (И результативнее — почаще пре­ доставлять «круглые столы* газет, радио, телевидения дидерам разных движений и партий, делать это в прямом эфире, чтобы они могли реагировать иа вопро­ сы аудитории. Тогда \вс« .встанет (на свои места и не надо будет (заочно обливать друг друга грязью, а заодно н упрекать средства массовой информации в т« денциоаности. Ну и наконец про «ружье». Про то «ружье», которое раз уж появи­ лось на стене в первом 'акте, то обязательно должно выстрелить в фи­ нале, Я имею в (виду (национальные про- Сева: ~ Лена, 'ВОТ ты общаешься с нами — ты чувствуешь национальный барьер? П-рав1Ильно, .потому что мы не­ глупые культурные люди и .всегда най­ дем общий язык. Начинается все с чего? В трамвае звучит вопрос по-латышски; «Вы будете выходить?» — Следует ответ по-.русски; «Я этого языка 'не знаю и го­ ворить на атом собачьем языке не бу- ,ду». И равражается акаидал. То есть, ты считаешь, что дело не в национальности, а я бескультурье тех или иных? Сева: -■ И тех, и других только в это'ч. Я учился в русско-латышской ш'ко- ле, и все было нормально: в 7 классе 1ИЫдрались, в 8 --дружили, в 9 -— влю­ блялись. Ес,пи ты не знаешь языка, до­ статочно начать разговор со слое; «Про­ стите, я не говорю по-латышски» — и нормальное общение обеспечено. Кроме того, языковая проблема была явно умышлеино «раздута». На самом-то де­ ле у нас сейчас законодательно закреп­ лено право за каждым человеком ишо- . рнть нй родном Я.ЗЫКС, только он не иаботзр' в сфеое обвд.,»;ивания или ; нс является руководителе.'^- Эти же 5:я. тегорин должны .знать два я^зыха. А по- началу русское население выходило на демонстрации, даже не вчитываясь в новый закон. Что и го(ворш'ь, проблем еще много. И все-таки, главное, думаю, уже свер­ шилось: люди поняли, что дальше так Ж|ит(ь стыдно.) Наверное, это должен сей­ час осознать /каждый. Стыдно 'забывать свою историю и обрубать нациоишьные корни. Стыдно тратить жизнь на стоя­ ние в очередях и лгать себе и своим де- | тям. Стыдно ничего ;не (делать. Е. БРЕДИС, ВЕК Рис. с. ЕРМИЛОВА. И это т(9же сегодня ш в а .идеология?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz