Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 35, 1990 г. В о д ^свл4 м т ^ о т е т с л «Ленинец» № 35 . 1990 г. Рис, а АНЧУКОВА , ствеимые науки (ые ’сйа- жу. что я сам нс был' К 'ЭТО МУ причастен); привей''к +0' му, что воЭйнк ''ойёЙЬ широ кий СЛОЙ' ' ' людей;'' '*ЙО*гОрые П1эинародн6' г )!10 мй ' о '': к Л йлись 8 верности ' 'ма)М«йзму-Лени- низму, на 'Дёлй'''')йё' придер живались совершенно иной ■ идеологии. 'ВёДь в рамках партии сейчас, что скрывать, есть люди совершенно раз- пых взглядов, ' Хотя фор мально все они продолжа ют называть себя марксис тами-ленинцами при том. что ни марксистского, ни ленин ского во многих из них ни чего нет. Вот такое идеоло гическое лицемерие у . нас очень" распространено. Ког да-то в 20-е годы, таких людей называли «редиска- ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ Наш собеседник .кандидат философских иаук, доцент политехнического института Лее Ефимович ХОРУЦ. КОРР,: --- Лев Ефимович, очень часто при определен ной позиции и эмоциональ ном отношении мало кто может четко сказать, что такое идеология. Внесем яс ность? Л, Е. ХОРУЦ : - Что ж, давайте псшробуем. Пола гаю. что главная ошибка в том, что мы часто путаем идеологию и общественную психологию. Идеология это всеада теоретичеовое выражение интересов клас са или группы, обществен ная психология — ЭТО ее выражение на повседневном уровне. Именно от этой ошиб ки, и проистекают все ос тальные. Сам ’ термин «идеология», «идеологи» появился еще при Наполеоне Бонапарте и носил ярко выраженный от рицательный характер. Напо леон называл идеологами людей, которые по каким- то заранее заданным умозри тельным предпосылкам пы тались строить свои теории, исходя, скажем, не из точ ного математического зна ния, перед которым он пре клонялся. а из чисто идей ных конструкций. Да и в X IX веке Маркс и Энгельс использовали термин именно в этом значении, попросту говоря, «ругались» им. И только Ленин .подразделил идеологию на две; пполетар- окую и буржуазную, поста вив возле одной знак плюс, а возле другой знак минус. КОРР.: — Но надо ли по нимать так, что в любом идеологизированном общест ве будет существовать дик татура убеждений и будет оказываться давление на сознание? Л. Е . ХОРУЦ : — Все бу дет зависеть от того, какую идеологию исповедует пра вящий класс; если это тота литарная идеология, подавля ющая всякое свободомыс лие, тогда, конечно, этот прессинг будет. Если же нет — тогда в обществе могут сосуществовать и соперни чать несколько и.'теологий, и народ в ходе свободных вы- бооов может сам для себя решить, идеология какой ■ партии его устоаивает. Но. на мой взгляд, V нас в обществе с идеологией все обстоит гопаздо сложнее. ТЪт идеологический ппесс, КОТОРЫЙ оказывали идеоло гические институты, обще- комлмунизма к 1 У 80 году на Идею развитого социализма, а теперь и новый поворот уточнение, что мы сто им еШе в 'сам ом начале по строения развитого согща- лиама. Дело в том, чтО та кая. как у нас. идеологичес кая жесткость — она как раз и предполагает наличие крутых поворотов: ведь на до приспосабливаться к об щественному развитжю. Илменно потому, что жест кость. потому что решения прини-маются небольшой группой людей. КОРР.; — Ну а что вы думаете о совсем недавнем повороте; бршально год назад мы говорили о том. что хватит развешивать ярлыки «социалистический» и «бур жуазный». главное —■ ч т ^ы МИ»; сверху красный, а ко вырнешь внутри белый. А в гитлеровской 1 ерма НИИ таких людей называли бифштексами — сверху ко ричневый. а ВНУТРИ —• крас ный. К сожалению такая си туация достаточно распрост ранена, и это один из серь езнейших идеологических пороков нашего общества. КОРР.: —- Ну а, на ваш взгляд, какой же должна быть у нас идеолошя сегод ня, чтобы решить те п^юбле- мы, которые перед нами стоят? Л. Е. ХОРУЦ : ~ Вы очень много от меня хотите. На этот вопрос, наверное, в ближайшее время не сможет ответить и вся система иде ологических учреждений, которая у нас^ существует. Но краеугольным конечно, сегодня быть интересы , КОРР.: — Но. может быть, истинная идеология — это подлинно народная пдртия, которая выражает интересы народа?., Л. Е. ХОРУЦ : — Пробле ма в том, что трудно найти такую партию, которая бы не говорила, что она выра жает таковые интересы. По этому главная задача — уяснить, что же на самом деле является интересами ядрода. На мой взгляд, дей ствовать в интересах народа сегодня — это обеспечить ему нормальную жизнь в экономическом, политичес ком и •духовном плане. Что бы наши люди не «разража лись рыданиями» в иностран ных супермаркетах при ви де сотен сортов колбасы, это возможность свободно выра жать свои мысли и иметь таких представителей влас ти, которые их устраивают. КОРР.: — Мы все 70 лет клялись в верности марксиз му-ленинизму, и в то же время в нашей идеологии были очень резкие поворо ты. Как это объяснить? Л. Е. ХОРУЦ : — Дейст вительно. наша духовная ис тория есть история резких РЫВКОВ и КРУТЫХ поворотов. Чего стоит смена идеи миро вой революции на идею по строения коммунизма в одной, отдельно взятой стране? Разве не была кру тым идеологическим пово ротом смена идеи построения народу жилось хорошо. А сегодня мы уже говорим о том, что не отдадим свог*х социалистических -завоеваний и не позволим отвергнуть социалжтический выбор на- Л.' Е. ХОРУЦ : — Ну воп рос, что отдавать, а что не отдавать —- наверное, это должен решать сам народ. Наверное, надо опросить у него. Люди, делаюиие соци алистический выбор, сдела ли его, но сейчас ведь жи вут другие люди. Наверное, от них завиеит, подтвердят они этот выбор или отверг нут его. Ведь каждое новое поколение само делает вы бор. Что. же касается истин ной и ложной идеологии, то думаю так: существует ход истории, общества. И вот ИСТИННОЙ является как раз та идеологая, которая улав ливает этот объективный ход и сознательно приспосабли вается к нему, делает соз нательный выбор. Ну и в конечном счете народ дол жен сжределить, кто выра жает его интересы, а кто — нет. Он может, конечно, ошибаться — у народа нет монополии на мудрость й ис тину в последней инстанции. Кроме того, народ неодноро ден по своему составу. Но в конечном счете это его право — делать выбор, и пе ред этим правом должна склоняться любая власть. В любом случае, я ду маю, надо стремиться к плю рализму идеологий вот тогда давление будет сведе но до минимума. П отому что в идеале любая груйпа лю дей имеет ' право свободно выражать свои взляды и за ниматься их пропагандой. При условии, конечно, что эта идеология не содегшит преступных идей, не призы вает к насилию и расовой дискриминации. А в осталь ных случаях каждый вправе проповедовать свои Аден, но не вправе их навязывать. Е . ОЛЕНИНА. В редакцишу^га^еты уже давно ^шли разговоры о переименовании идеологического отделам пока новое название не появилось, мы решштш все-таки поговорить о том^ лто ж ф такое идеология. К чему и вас, уважаемыф% чишателщ приглашаем. - ------------------ ------------ ^------- --------- --------- Круглый стол ----- ---------------- -------------— г— ——- Т А К Д А Л ЬШ Е Ж И Т Ь С Т Ы Д И О, ИЛИ С теплом о прохладной Прибалтике ное, я с'Щташ ' »С{; срсдсть.1 массоиой и«1ф(>рмаш»й мало ,продавать, ладо про давать каналы 1е,аоаидекиа.и радио, га зеты и журналы Если ве(;ь| журрал-бу- , дет полол ура-патрI^о,тдаеск(^ц ^^рзу^и;а: ,, ми и лрнзьша.ми, тО|Ур|0, |Н|ИК'го,1^ ку'пр;^ , ,1;1у хоть убей, «е купят,;34тр,'разрта , , мрда» или «Балтийское время»' ца рус- I рком мгновенно раскунаегся,4..г) ,.?от ин- терфронтовская «Единство» ,;Яо''всех ки- , 'осках лежит. Кто хочет может ку- , пить, но киоски все завалещя; не берут. Сева: — У «ас средства массовой ин- форМ|а|ЦИи поняли, что нельзя , людям «пихать» одну политику. Они у нас сей час стали бороться за читателя. Первое — они перестали давать категорические заключения, использовать безапелляия- онный тан. Второе —• стали использо вать законы искучства. Чтобы читателю было интересно, в газете должны быть разные темы, жанры, авторы, .направле ния. Когда между пол!!тически.1йы серьез ными статьями появляется фельетон, эротический снимок, анекдот — тогда и политические новости проще усваивают ся, и газета легче читается, а главное — быстрее раскупается, И есдн смотря какую-то передачу, можно и получить Знать, чтр э городе /гастролирует Риж- ский театр (оперетты й не встретиться с рижанами, чтобы (поговорить о событи ях в Прибалтике, / было просто невоз можно. Когда я (еще (только шла дого вориться да .встрече, я голове, вытесняя все остальные, вертелась одна мыслы как ,у них решается нацнонмьная про блема (и \(каково сейчас русским в Лат вии? К этому примешивалась еще бо язливая мыслишка; 1а захотят (ли (со мной говорить, станут (ЛИ общаться? .Ос тавалась надежда (на фамилию — авось примут за свою. Но после первых же минут общения моя идея-фикс п .нацио нальных конфликтах начисто испарилась и. думаю, что фамилия тут нм при чем: ведь не с Паспортом же знакомилась. Я — Лена, {гы — ,Удис, .очень приятно. Бросьте, ребята, {какие национальные проблемы? Мне (с (вами безумно интерес но, вам приятен и важен этот непод дельный интерес. ,И вообще —- все мы вместе очень милые И симпатичные лю ди. Мы перебивали друг друга, до хри поты 0|бсуждая политические проблемы. Временами Удис и Гунтис мучались, подбирая русские (слова,, и тогда Сева брал на себя роль переводчика. Я же максимально дополняла свою речь ми микой я жестами, Чтобы, как говорится, с (полуслова. Закончилась же встреча совсем уж курьезно; я (как-то машиналь но и совершенно 'неожиданно для себя ответила на (вопрос Севы о гитаре, за данный по-латышски. «Еще один день пообщаешься и сама говорить нач нешь», — смеялся Удис. Впрочем, если 0|Тбросить шутки и смех, разговор шел в общем-то очень серьез ный: о том, что сейчас -изменилось в идеологической атмосфере Латвии. Кстати, когда я (спросила, что же, па их взгляд, является основной причиной политических страстей и бурь д Прибал тике, /мне (ответили коротко и .просто: «Так дальше жить {— стыдно». Ну что * . гут, я думаю, всё мы с «ими соли дарны (Вспомните фильм Говорухина «Так дальше жита, нельзя»), А вот как они пытаются менять свою жизнь, мы, в сущности, знаем плохо. А потому, ду маю, стоит послушать. Сева (русский, родился и живет в Латвии); — Я думаю, что главное сей час бо1рьба не за власть, а борьба с от жившей, я бы даже сказал маразмати ческой идеологией,-которая довлеет над нами. Причем, довлеет не только свер ху — она сидит в нас и очень проч1но. У нас идеология стремилась .не к лю дям, а от людей. По-мсюму, все это уже прекрасно поняли. Ведь возьмите пожи лых людей — у них очень развита та кая идеологическая установка: ничего не надо, лишь бы не было войны. В это «ничего» входит все —■ и материальное, и духовное, Согласитесь, такая установ ка очень выгодна правящему аппарату, и сейчас идет борьба за разоблачение этого маразма. —Вы все (— люди искусства и (я за дам вам вопрос отчасти профессиональ ный. На протяжении семи десятков лет искусство и литература были у нас мак симально идеологизированы. От степе ни ндеологнзации зачастую зависело, увидит свет то или пное произведение искусства Или нет. А вот у вас в Лат вии были такие тенденции? Удис: — Естественно, в Лат(вии это было тоже. Я одно время интересовался советским искусством 50 -х годов, та(к ведь это ужас; сплошные «девушки с веслом», шахтеры, колхозницы, статуи _ вождей на каждом углу. Даже в опе ретте, казалось бы, «аполитичном жан ре» и то это чувствовалось: обязатель но в рвпертуа11Ю чтоб была советская оперетта, а плохая ,ги музыка, хорошая ли — .никого не волнует. Наш театр ставил первый в стране мюзикл, та(К знаете, как долго' пришлась обходить все .препоны и рогатки? Даже я еще мальчишкой йспыт,'« на себе вдеоло- гччеелгий лрс^с Наша рок-группа высту пала На тамца.х с моими песнями, ну а текст песен «а подпись цензору никто не давал. Так .меня забрали в КГБ и проч ли лекцию, которая начиналась с репер туара песен и кончалась международ ным обоарением: что такое —- социа лизм, что такое — .капитализм, что та кое '— хорошо, Ч.ТО — плохо. I— Удис, а в текстах /твоих песен был какой-то криминал? Удис; — Да нет, это все были пеейи о любви,- лирические. Правда, пели пес ки и эмигра1Нто(в — (но о тоске по роди не, о жизни вдали от Латвии. — Ну, а в таком случае, (вы почув ствовали, ЧТО (сейча^Шм стало легче ды- ( Сева: - - Лич(но я это как про(}>ессио- нал очень почувствовал. Раньше я не вероятно страдал, учась в консервато рии. Потому что только 4 часа в неде лю занимался специальностью, а 12 ча сов — общест1в€(ино-политич€сюими пред метами. Сама понимаешь, какой ре зультат, Сейчас у нас в консерватории, слава Богу, кафедры общественно-поли- ттеских наук больше нет. Ее нет ,с 1 марта по решению ректората. Увел'ИЧ1И- лоеь время на специалиность, кроме то го планируется ввести такую систему: заведующий ка|федрой или руководитель курса подает заявку на полугодие- о том, какой предмет он считает необходи- МЫ1М для общего развития своих студен тов. Это может быть история религии, искусство Индии или древних народов Востоке, современное западное искусст- во или же политология, социология. Но это решает сам руководитель по специ альности. А дышать сейчас, действитель но, стало легче. Теперь можно высту пать с культурночпрооветйтельской дея тельностью не только от государствен ных. но и от обществевиых организаций, от кооперативов, от молодежных цент ров. Во-первых, можно делать то, что «раяитея, а во->вторых, можно аараба- тывать деньги профессией,. а не как раньше, когда я, работая в театре и учась в консерватории, ходил раз.пру- жать ящики с бутылками. Я никому сей час не докладываю, что я буду делать, как я буду это делать. Я лишь конкрет но договариваюсь с тем человеком, ко торый меня приглашает. Так что ника кой цензуры у нас сейчас нету, а у вас пока это есть. Впрочем, я был в Бело руссии — там это еще страшнее. Не знаю, как вам, а лично мне стал® несколько завидно н одновременно обид но за наших д>ебят. Помню хорошо, как учась в институте искусств, я была ям- нуждена часами сидеть в читальном за ле |и конспектировать классиков в то время, как душа рвалась ;к .инструменту. Врезалась в память «историческая» фра за ректора института: «Мне неважно, какими вы будете исполнителями. Важ но, чтобы вы были идейно подкованы», , Увы, это тоже ндеалогня. И все-таки,. ~ существует ли сейчас в Латвии борьба идеологий? Сопротивляется ли старый мир идей новому? ' Гунтис: — По-моему, никакой борьбы Всеволод МЕЛЬНИКОВ, актер театра. нет. Уже к е , ну буювально все люди по няли, что так дальше жзить стыдно. Это понимают и латыши, и русасие. и евре.ч А->- ну буквально все. И все 'верят, что в дальнейшем ,все будет хорошо. Суще ствует (просто працеятное соотношение прогрессдано мьюлящих людей и ретро градов, но ретроградов — меньше. Сева: •— Можно я немного добавлю? М'не кажется, что не только в Латвии, но и в 'России идет восстание людского сознания против отживающего мира. И хорошо, что оно идет в разных плоско стях. То есть оно идет к одной дели, но разными путями. Кто-то стремится к не- завжнмости республики, кто-то хочет вделать отдельную страну с капитализ мом, кто-то зв договор, но все стараются сдвинуть Тот камень, ко торый на нас лежит. Может, и распы ляются, а может, это и хорошо — ■ ёа- кой плюрализм, Удис: — Еще непонятно, что лучще —• социализм или капитализм. Но сей час главное создать правовое государ ство, демок‘раТ1ичвс1кое гскударство, в ко тором бы народу жилось хорошо. Какая разница, как называть? Гунтис: — По-моему, все эти назва ния — феодализм, капитализм, социа лизм сами по себе для человека ничего не значат. Просто есть состояние обще ства, в котором челове(ку живется либо пЛохо, либо хорошо. Я был в Швеции — там никто не говорит: «Мы живем при развитом социализме». А ведь по нашим представлениям так оно и_ есть, как говорится «наш уровень жизни*— их уровень смерти». А они живут просто в Швеции. Сегодня надо думать не о ярлыках, а о людях. — Вы знаете, ребята, на мой взгляд, вы рисуете уж очень радужную карти ну: нет никакой борьбы, весь народ Лат вии понимает, (Что так жить стыдно, а не понимают лишь (единицы. Неужели это так на самом деле? Сева: — Конечно, у нас' есть силы, ко торые бы хотели жить, есл'и не по-ста рому, то хотя бы так, как мы сейчас жи вем. И я лично этих людей понять могу. Например, Интерфронт в основном со стоит из ветеранов войны, из тех, кто был воспитан еще при Сталине. Они не виншаты, что их так воспитали, в чем-то их даже изуродовали. Их поддер живает та часть населения, которая сов- ’ .сем недавно приехала к нам в респуб лику. Это движение не захватывает ши роких слоев населения, но в некоторых регионах оно распространено. Это 95 процентов ветераны и инвалиды, имею щие льготы и в си.ту возраста «закон сервировавшиеся» в прошлом. Это пар тийная «верхушка» (я имело в виду ком партию), пользующаяся всякими опе((- распределителями и др.угими льготамм для партаппарата. И, наканш. это ра бочие крупных предприятий, приеха'В- шне издалека П'О договору. Администра ция обещает им всевозможные блага, и они не хотят никаких перемен. Ну, среди молодежи вряд ли найдется один на тысячу, который бы поддержал это д'вижение. Я все время думала — чем же пни отличаются от (нас. А потом вдруг по няла — свободой дыхаиняо Они ие «при глаживали» свои самые радикальные мысли, 'не взвешивали заранее «сказать или не (сказать». В них не было половин чатости. У них па руках был главный козырь: они не Просто уверены в (пра вильности. выбранного пути, они уже по нему идут н видят совершенно реальные результаты. Да, пока (еще нет (изобилия . на прилавках, невысок уровень жизни. Но зато есть самое ценное — свобода. Не верите? Слушайте дальше. — Меня, как журналиста в первую очередь интересует, конечно, .изменилось ли положение средств массовой инфор мации? Ощущаете дм вы какое-то дав ление, внутреннюю ,или внешнюю цензу ру? Удис: — У нас сейчас очень много пар тии, и у каждой партии своя пресса. Вот разделилась коммуяисгаческая партия в разделилась газета: стала «Циня», (борь ба) н «Независимая борьба». И Интер- фронт выпускает, в социал-демократы, й Народный фронт. Потому что человек должен сам иметь возможность выби рать — 'ЧТО Он хочет читать, а что не хочет. Что. он принимает, а что не приг иимает. —Но ведь теперь есть я какие-то цент- ■ фальные органы —Рижское телевидение-, Латвийское радио — они каких позиций придерживаются? Гунтис: — Латвийское телев-идение в основиам стоит на позициях Народного фронта. Шли серьезные разговоры, ч1-о-' бы каждой партии дать свое эфирное время. Были даже требований оставить ■ тслеви-дение рупором коммунистической партии. Но в таких случаях выход очень простой; социологический опрос, иссле- доваийе обществе(Нного мнения. И, тогда выяснилось, что большинство симпатий принадлежит Народному фронту. Глав Удис ТИРУМНе, акгер геатря. важную информацию, и посмеяться - по-моему, это только хорошо и в.меки'О к этому надо стремиться. — (Сева, (а ты 'ле .боишься, 'что борь ба за читателя приведет к тому, что все средства массовой |Информации скатят ся иа (уровень бульварной (прессы? Сева: “ Знаешь, я этого не боюсь, Вот я — читатель, и м(не цра1влтся. что средства массовой ин()>армац'ии будут бо роться за меня. Ну а я уже 'буду выби рать то, что м(не иуж1но.. Те, кого инте ресуют только эротические снимки ОКИ со временем, наверное, будут иметь возможность покупать, эротические жур налы. Ведь все рав(но, покупая нынеш ние газеты, они ищут только эТи аним- ки и не читают политических аовоотей. Ну а я лично с удовольств 1 Ием прочту и серьезную политическую статью, и по смотрю на фотографию красивой девуш ки, и посмеюсь над политическими анек- дота1М'И. «Советскую молодежь» я не бо юсь брать в д'вух'часовую поездку, по тому что з'наю — я не утомлюсь. Удис: — 'Еще по поводу средств массо вой информацни и партий. У нас на те- левндеяии есть передача, в которой за «круглым столом» встречаются ире,дсгав1- тели всех.сущестезчощих движе(ний; со- КАШ циа.1 дс.\10краты, ко.'Угчушит и. Икс . фронт Иароднын фрош, Оин обсуждаю! опорные проолемы, отвечают на вопросы телезрителей. Ну а у тех, кто сидит пе- экраном, есть возможность пояятр ’ ^кто есть кто» и сделать свой политиче ский выбор, Й действительно, ведь это намного ра зумнее (И результативнее — почаще пре доставлять «круглые столы* газет, радио, телевидения дидерам разных движений и партий, делать это в прямом эфире, чтобы они могли реагировать иа вопро сы аудитории. Тогда \вс« .встанет (на свои места и не надо будет (заочно обливать друг друга грязью, а заодно н упрекать средства массовой информации в т« денциоаности. Ну и наконец про «ружье». Про то «ружье», которое раз уж появи лось на стене в первом 'акте, то обязательно должно выстрелить в фи нале, Я имею в (виду (национальные про- Сева: ~ Лена, 'ВОТ ты общаешься с нами — ты чувствуешь национальный барьер? П-рав1Ильно, .потому что мы не глупые культурные люди и .всегда най дем общий язык. Начинается все с чего? В трамвае звучит вопрос по-латышски; «Вы будете выходить?» — Следует ответ по-.русски; «Я этого языка 'не знаю и го ворить на атом собачьем языке не бу- ,ду». И равражается акаидал. То есть, ты считаешь, что дело не в национальности, а я бескультурье тех или иных? Сева: -■ И тех, и других только в это'ч. Я учился в русско-латышской ш'ко- ле, и все было нормально: в 7 классе 1ИЫдрались, в 8 --дружили, в 9 -— влю блялись. Ес,пи ты не знаешь языка, до статочно начать разговор со слое; «Про стите, я не говорю по-латышски» — и нормальное общение обеспечено. Кроме того, языковая проблема была явно умышлеино «раздута». На самом-то де ле у нас сейчас законодательно закреп лено право за каждым человеком ишо- . рнть нй родном Я.ЗЫКС, только он не иаботзр' в сфеое обвд.,»;ивания или ; нс является руководителе.'^- Эти же 5:я. тегорин должны .знать два я^зыха. А по- началу русское население выходило на демонстрации, даже не вчитываясь в новый закон. Что и го(ворш'ь, проблем еще много. И все-таки, главное, думаю, уже свер шилось: люди поняли, что дальше так Ж|ит(ь стыдно.) Наверное, это должен сей час осознать /каждый. Стыдно 'забывать свою историю и обрубать нациоишьные корни. Стыдно тратить жизнь на стоя ние в очередях и лгать себе и своим де- | тям. Стыдно ничего ;не (делать. Е. БРЕДИС, ВЕК Рис. с. ЕРМИЛОВА. И это т(9же сегодня ш в а .идеология?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz