Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«Ленинец» № 3 5 , 1990 г. П Р О Б Л Е М А ! Взяться за эту гему меня но- б>дила беседа с «ачадьннком бюро судаедэкшертизы Михаи лом Рувимовичем Флейшером и. главным психиатром области Юрием Федоровичем Голубе- вым. Когда-то,, еще при первой на шей встрече, Михаил Рувимо вич (Сказал такую фразу; «Каж- дого человека хотя бы раз в жизни посещает мысль о са- моубийсте». Примерила !бе яа себя —^ все правильно, быва ло. Скажу больше " — даже сейчас, по |п,рашествИ 1 Н. време ни те причины яе кажутся мне ни глупыми, ни нелепыми. По том, жогда проходят «черные» минуты, начинаешь благодарить судьбу за то, что есть в жизни ' «зацепки», позволяющие удер жаться над бездной небытия. Тем не -менее, я не присоеди нюсь -к, хору голосов, возму- Тценно вопрошающих: «О чем она {или он) думали?! Где чувство долга, ответствеяностн, сострадания к ближним?» Да кк о чем не думали, кроме-того, что -жить невыносимо больно, и боль эту невозможно .даль ше терпеть. Впрочем, и об этой боли, и о .«зацепках» разговор «переяи, И все-т-аки, зачем я взялась за эту тему, когда ее уже под нимала и наша газета, и «Вы бор»? Поверьте, яе из-за того, что слово «суицид» стало сей час модным. Хотя правда и то, что .еще ]0 лет^азад око во обще не. появлялось в печати: считалось ( как-то негласно), что у советского человека не может .быть ни социально-эко номических, ни психологических предпосылок для самоубийства. Потом рискнули приоткрыть один глм и уввдели, что хоть ' причш-то и нет, а самоубий ства иж же есть. Когда же взглянули на проблему широко открытыми глазами, то сжва- тились за голову; .батюшки, Да ■ ведь П;ричин-то сколько! При чем таких причин, с которыми так просто, «наскоком» не раз берешься. А коль так —■ зна- чит, обращение к этой теме оп равдано, ,и думаю, что оно не последнее. Актуальность темы демонст- рПруеТ элементарная статисти ка. «Выбор» уже приводил оп ределенные да 1 нные, но .я .риск ну повториться и назову здесь некоторые цифры. Как вы думаете, что стоит на первом .месте среди яаоильственных 'Причин смерти — убийства, до- рожно-траншортные происшест вия? Наверное, вы уже дога дались — на первом месте сто ят самоуби&гша. Причем циф ра эта в нашей области в 6 раз превышает число пред умышленных убийств, в шесть раз больше людей гибнет яе от рук преступника, а от сво ей собственной. За пришлый год по собственной воле из жизни ушли 327 человек. Во> обще, таблицы с данными по самоубийствам, которые мне показали в бюро судмедэкспер тизы — интереснейший матери ал для исследований специали- стов: психологов, психиатров, социолотов. Одно лишь пере сечение «столбиков» — «воз раст инисло», «возраст и пол», «общее количество — в том числе в состоянии ошья'нения» — могло бы стать темой для отдельных глубоких анализов. Но... В данный иоме» а дм никто у нас яе занимается — вынуждены признать и Миха ил Рувимович, и Юрий Федо рович. Правда, органы внут ренних дел и прокуратуры .рас следуют самоубийства,, но лишь для того, чтобы исключить воз- -можяость инепирарования суи цида и еоирытия преступления. К пснх'Иатрам - же попадают лишь те, кого удалось «выта щить» из небытия. Нужен суи цидологический центр со шта там спецналистов разиого про- филя, подобный тому, который создан в М'осжве. Возможио, кто-то из вас ока жет: да полно, разве мало дру гих актуальных проблем? П{ю- «НИСИЛ, ни ВЕРЫ НЕ ОСШОСЬ...» В Мл(;,н; I;, МшЛ1. а Л !] \|||п ( ' пм 1.<м[ ч:1„дбн|>и енш . о л ч '1 '.<<м 1 р< 1 ( т ) ы н 1 | к к ч к . I«ШН'Iи Ч'Вос-ПН’с .1 вШН 1 !»' 111) г 1 л О|!. П бкам-|с. Ц! ■ ш.ня.п к*--!; !1рапм.|(1. ,чс( н |1|Ю|]!.|(:\’ •иг.Ш'-.чи (ИЩИ .И 1 И 1 жп.я)., ОМ(| ПЦО.ЬИЛИ „ Сп%!Ы.ПЬ<Н!И к ! 1 а.мяги ! 1 | пи.\ Щ' < 1 1 |ае; Пн 1-1 л :ДИ ^ |1 ц ■ х ц- 1.Г . (фвч.гм ДВ1 хчегч-.ч .1, |«*чкп. . Ке ц)Жс ники. :п ь.е,!.! Е'лботникя кр*-м,г|ч)|г,о: онорят. 410 тапнх ( . | \ ' 1 ,ош ;л<-. 6(1 |ьи1С блем много, и все же число са 1 Моу 1 бийсга — показатель мо- рально- 1 психичвскаго здоровья нации. Это глубокое убежден ние М. Р. Флейшера. Причем, за'метьте — не просто «психи- чеокого»... Конечно, проще все го считать всех самоубивд пси хически ненормальными людь ми. Ушел из ж'нзни старичок или старушка (хг невыносимости сд'нночества — «возрастные из менения в психике». Повесил ся молодой мужчина в состоя нии опьянения — «яамеяения йсахиК'И в результате алкого лизма». А кода» так, то зачем докапываться до причин? С больного что возьмешь? В этом ■ по'Дходе есть что-то от того, старого — «у нормального со ветского челсжека нетпричин...» Вот поэтому я не осо&нно до* веряю статистике, утверждаю щей, что половина всех само убийц — жихичежи ненормаль- 'ные люди. Согласитесь, это мы себе задачу упрощаем. Давайте п<жа оставим «пси хическое здО|ровье» на сов«:ти медиков и поговорим о другом —■ моральном здоровье общест ва. А точнее, о глубок'ом мо- ралшО'М здоровье. О лрекпрес- сирующем заболевании говорят даже причины самоубийств, ко торые значительно трансфор- ми|ровались. Воп(»шш'е герои . п (Ш€ ст . 1 { а , Грина «Человек с челсшеком», котсрый пытался псмгончить с собой из-за т-ото, что уже много суток не ел и дошел до крайней степени фи- зическсго нстошения. Согласи тесь, эту экстремальную ситуа. пню 1 МОЖНО понять. А вот па раллель; в наше время мужчи на вешается из-за того, что же- 'На не дала червонец на бутыл ку водки. А ашусабеи ли сего;д- ня кто-нибудь, подобно герою рассказа Л. Толстого «Боже ское и человеческое», Меже- яецкому повеситься из-за того, что его идейные убеждения оказались несостоятельяым.и и ложными? Сегодня коммуни сты с десятилетним партста жем кладут партбилет,, но мы не слышали, чтобы кто-нибудь застре.чился по идейным со ^ - ражениям. Кстати, о «застре лился», Ранцше, офицеры цар ской армии, чтобы смыть позо|р. наяесеиный чести, не только вызывали обидчика на дуэль, нр и сами стрелялись. В те «басиословиьк года» понятие чести оказывалось даже силь нее, чем понятие Бога, хотя в христианской религии само убийство считалось тяжким грехоас. Сегодня же у нас не оста.чось не только веры, но и чести. В Японии, во времена самура'е®, самоубийство было свящеиным ритуалом. Сущаст- вдаал даже такой способ м«;- ти: человж приходил к обид чику и гов 01 рил: «Ты оскорбил меня, и поэтому я пришел у тебя на глазах сделать себе харакири». А что можно сказать о мо- ральком здоровье нашего обще ства, если ребенок кончает с собой оттого, что потерял клю чи от квартиры, лли оттого, что сдох 0ТЩ01ВСКИЙ кролик? Как'ие моральные уроды (я не боюсь этого слова) окружали этого ребенка?! Какие мораль-' яые уроды окружают старика,,’ который уходят из жизни из- за одиночества и сознания соб ственной ненужности! Ну, раз ве не является недоразвитым. сознание девушки, которая ре. жет вены лишь из-за того, что ма.ма не пустила вечером на улицу? «Нехватка добра в об ществе — вот внешняя причи на самоубийств», = считает Ю. Ф. Голубев. «Крушение ил- люзий и ценностей — Их внут ренняя причина», ■— убежден М. Р. Флей'шер.' ' Я думаю, что здесь есть об ратно прсшс^иональиая зави- оимсжть: чем мельче етаио'вят- ся причины са.мО'убийств, тем глубже мбрально-психическая болезнь о!бщества,, тем уродли вей ею облик. Сегодня утрата вкуса к жиз ни--проявляется в самых .раз ных форалах. Ведь и ! алкого- ,лизм, и я-арко'мания — это то же соэнательное саморазруше- ■ иие. Ну как тут не вспомнить слова из известной .эмигрант ской песни: «Вот вам крест, что я завтра повешусь, А сегодня я прсхгго, напьюсь». К сожалению, сегодняшнее «напьюсь» зачастую приводигг к завтрашнему «повешусь». До статочно оказать, что из 327 ПОКОЯЧИВШ'НХ с собой в прош лом году, 173 находилась в со стоянии алкогольного опьяяе- ния. Не имело бы никакого смы сла писать эту статью без ка ких-то конкретных . предложе ний. К счастью, такие предло жения дать и у, Ю. Ф. Голу бева, И' у М. Ф. Флейшера. Юрий Федорювич мечтает, при- чем, реально, уже в 1990 го- ду создать в Липецке кабинет социально-шсих'Ологичесчрй по мощи, Туда вы сможете прий ти анонимно и по!бес€довать с врачом-'психотеранев'гом, кото- 1 рый помажет проанализировать ситуацию, найти выход из кри зиса.. В будущем ж е это бу дет суицидологический центр, работающий по ррем звеньям: «телефон доверия», кабинет со пиально-исихологкческой помо щи и «кризисный стационар». Голубев убежден, что сегодня нам надо прежде (Всего сло мать ассоциативную цепочку «психиатр — псих-^психушка». Ведь как хирург может сделать и сложнейшую операцию, и уда лить занозу, так и даих.иатр совсем яе обязательно должен заниматься лишь психически больными людьми. В Соединен ных Штатах к психиатру бегут в любой КРИЗЙСН 1 ОЙ онтуацня, он — фигура в медицине Там гфивягго даже иметь семейных психоаналитиков. Кто знает, сколько жизней было бы у нас спасено, если бы люди не боя лись переступить порог этого кабинета? Ну. а пока первый росток будущего центра .-г- «телефон доверия» — уже делает- свое дело. .Даже за те несколько часов и несколько раз его ра боты Юрию Федоровичу Голу беву поступило немало звонков от молодых людей, находящж- ся на грани самоубийства. Всех Их удал'ось .вывести из кризиса, И ведь если вдумать ся. .много ли нужно человеку’ в .такой крюионой ситуации?' Искреннее участие и непод дельное желание помочь Неу* жели наше обществе» не в .со стоянии дать это человеку, по- павшему в беду? Но ведь об щество —■ это мы с вами, каж дый из нас. Именно П 0 ЭТ 01 .МУ Ми.хаил Ру- вимович Флейшер убежден, что силами одних только медиков с лроблемой не спра 1 виться. Суицидальные побуждения -С- непременная черта цивилизо- ванного общ-естаа, результат отчужденности человека в за- путаином мире, .ломки устояв шихся идеалов, процесса тех нократии и отрыва от природы. Сга.ю .бы'п,. за решение проб- ■ лемы надо браться всем вме сте. .«Нуж'на серьезная, долго- 'Иремецная государственная про грамма», “ считает Флейшер, Причем участвовать в ней дол жны .не только ,опециалисты- 'Медши, но и общественные ор ганизации, движевия, просто люди доброй воли. Что треха таить, пока что милосердие в большижтве своем сводится к перечислениям. Конечно, это ■ важно. Но М 0 Ж 1 Н 0 ли помочь ру^блем старику, уставшему от одиночества? . Ведь, заметьте, как бы материалыю. (жудно ни ЖИЛОСЬ в домах престаре лых, но случаев самоубийства там практич«:ки нет, потому’ Что там нет одиночества. Зато может покончить с собой ста рик, живущий один вдалеке от детей, которому'сьш ежемесяч но- высылает крупную сумму. Значит, не хлебам единым... -Для т()го, Чтобы |«тел’ефон до'ве|рия» работал круглосуто-. чяо,. вовсе не обязательно «вы бивать» штатную единицу ц ис кать специалистов. Пока мы будем выбивать и искать, еще _ десяток человек уйдет из жиз ни. Кстати, в «м,И!ре бизнеса» такой работой занимаются на общественных началах, по дол гу сов№ти. Я думаю, что впол не можно было бы удовлетао- риться, если бы по этому теле фону дежурил не (психиатр. а просто добрый,.-умный и чут кий человек, умеющий нахо дить контакт |С людьми, а мо жет и просто умеющий слу шать. Но ведь это уже зави сит'от нас с вами, а не отобл- здравотдела. Почему бы не ор ганизовать клуб «Уставших» ИЛИ' «Разочаровавных» (прочем, можно придумать и более при емлемое название,, но суть, думаю, ясна). по типу того, о кслюром лнеал журнал «Ого нек»? Там лкйи, понимающие состояние друг друга, помога ли бы выходить из кризисных ситуаций, а заодно и просто т за1МинутогЬ круга одиноче ства. М. Р. Флейшер с доброй за вистью раосжазьшал о (вариан те «психологической ^службы спасения», с которым он позна комился, будучи в Италии. Это самая обыкновенная йопо-. ведь в католической церкви. Кстати, чтобы иметь .возмож ность помочь всем стражду щим, там есть священно служители, говорящие на 40 языках Сам Михаил Рувимо вич прекрасно общался со свя щенниками по-русски. Он вспо. минает, чтО это был чрезвы чайно интересный, серьезный и глубокий разговор, причем дад- ,ре ответил абсолютео на все вопросы. На недоумеийе П'Осе- тителя: «Зачем зам это надо?», ответ был очень простой: «Но ведь это вам надо, раз вы пришли. А наша задача — об легчить горе несчастному, очи стить от зла убийцу, помочь В 1 Лрать путь заблуждающему ся». И при этом, заметьте, тай на исповеди у них с®.чщенна, и т^т уж не властны никакие го- сдаарстзенные учреждения. Ду мается: что и у нас прзвослЗ'В- ная церковь могла ■ бы сказать <®ое веское слово, стать еще, одной «зацепк'ОЙ над лроиа- стью». Есть у Михаила Рувимовича рекомендации и чисто профес сиональные. А точнее, эго: пре тензии к торговле. Действйте- лшго, (У нас свободио продается немало адов, в чем нет острой ■ иеоб.ходимостй. Пишите нам, . что вы •д>”маете о создании круглосу точного телефона доверия, клу бов и кабинетов., соцнальяо- пйихолорической помощи. Ведь это мы сегодня можем помочь тем, в ком ни сил, ни веры уже ке осталось... Е. БРЕДИС, ' Р. 8 . Пока готовился мате риал, в' конце прошлой неделя в Лебедяни повесились два чело века; муж'чша и женщина...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz