Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«Ленинец» № 3 3 , 1990г. ТВОРЧЕСТВО НЕ ТЕРПИТ ДИЛЕТАНТСТВА Прежде, чем приступить к обзору поступившей в ад{5ес редакции поэтической почты, хотелось бы поговорить о поэзии вообще, то есть, как- то определиться в толковании ее сущности й задач, ибо большинство авторов, обра; тнвшихся в редакцию, к со. жа.аению, не только не име ют представления об иррацк опальной природе 'поэтичес кого творчества, но и собст венно с теорией' стихосложе ния обнаруживают самое пер воначальное знакомство'. Са МО по себе тяготение моло дежи к поэтическому са.мо- выражению, явленное в по­ токе .чнтературной почты, с одной стороны, не может не радовать как пробуждение ду'-ховностй, но, с другой сто­ роны, не может не настора­ живать кекое-то облегченное неуважительное отношение к литературному труду: поче­ му бы, дескать, на досуге не побаловаться сочинительст­ вом? Карандаш имеется, бу­ маги вдосталь —• садись и записывай свои мысли и чув. ства. А вот о том, что. эти мысли и чувства, дабы стать фактом литературы, должны быть исключительны по за­ ложенной в них информации и внутреннему напряжению, носить характер поэтическо­ го открытия — как-то не ду­ мается. Высокая точность :вос- создания внутреннего состо­ яния обусловлена умелым, мастерским обращением со словом. Разумеется, мастер­ ство, в отличие от таланта, не дается от природы, но нарабатывается в процессе учебы, включающей в себя общеобразовательные меро­ приятия с осмыслением бога- , тейшего опыта мировой ли­ тературы, изучение теории стихосложения, определение для себя этических и эстети­ ческих критериев. Без этого замятия Л'оте,ра:цуриым трудом будут носить диле­ тантский характер, часто ска. зывающийся в произведени­ ях наших авторов, особенно в так называемых стихотворениях «к датам». Пример такого дилетантс­ кого подхода являет собой стихотворение С. К., посвя­ щенное 8 Марта, «... Сегодня праздник ваш. девчата, его не скроет тучи тень — весенний день, 8 Марта— Международный женский день! От всей души вас с весенним мартовским деньком, веселья, песен вам желаем, гореть задорным огоньком!,.» и т. д. Это стихотворение, сплошь состоящее из смысловых и эмоциональных штампов, разумеется, никакого отно­ шения к поэзии не имеет. То же можно сказать о стихотворении С, Я. «Таню- "«...Ты идешь. словно девица, (?1) халат рабочий на тебе, А мне ты кажешься царицей -- все мило, любо мне в тебе. Ни чарующей улыбки, свет волшебный твоих не могу забыть, Танюша, хоть пытался я не раз...». Кроме заурядности эмо­ ционального посыла, стихот­ ворение грешит бедностью рифм и образов, ритмически­ ми сбоями. банальностью эпитетов. Попытка же обоб­ щения личного и обществен­ ного, придания стихотворе­ нию, так сказать, социально­ го звучания, приводит авто­ ра к чистейшему абсурду, вполне пародийной ситуа- « ...Пусть наш завод растет и крепнет. Как любовь моя к тебе. Пусть на рынке мировом не блекнет. Наш трактор с маркой «ЛТЗ»...». Творческие поиски 14- летней Наташи (фамилии она не указа.та) п]редставляют собой первую попытку фи­ лософского осмысления дей­ ствительности. «Что поделать, если человек Сам себя потерял. Теперь не поможешь ему. Он, наверное, и, не знал. Что трудно одшму,..», В ее стихах ощущается не­ достаток жизненного и ду­ ховного опыта (со временем, разумеется, проходящий), не­ умение сформулировать под­ сознательный импульс, выз­ вавший вдохновение. Это как бы дотворческие размышле­ ния «по поводу», черновая работа ума и души, не из­ лившаяся в конкретные об­ разы и выводы. Автору не­ обходима кропотливая рабо­ та с тем внутренним мате­ риалом, который она желала бы донести до читателя, ну и, разумеется, работа над приобретением навыков тех­ ники стихосложения. ■Эти мои замечания отно­ сительно формального не­ совершенства произведений .можно отнести и к работам 16-летней И. Ч. «Ты отдаешь сейчас свой долг стране, и в этот миг, и в этот час. быть может, вспоминаешь обо мне. Ты сейчас далеко от меня, между нами целая вечность, если б знал ты, как мне без тебя нелегко, ведь ты так плохо понимаешь слово «верность». Рис. и. {\япу«ова. Бывают в поэзии случаи сознательного нарушения ав­ тором сти.хотворного разме­ ра или пренебрежения риф­ мой в тех ситуациях, когда имеет место перевес содер­ жания над формой. В дан­ ном же примере о таком ириеме речи быть яемоя«ет. Здесь налицо неумение орга­ низовать свою речь в преде­ лах -намеченного поэтическо­ го размера. В отдичие от предыдущих .авторов у 15-летней Н. П. с техникой дело обстоит бслее- менее благополучна. Правда, не всегда ее рифмы блещут новизной: «Ьдохнула-пахну- ло—мелькнула», «светит— свете», «земная — простая», «однажды—дважды». Неу­ мение сконцентрировать свои ощущения до точности фор мулы приводит к длиннотам, неоправданной смысловой на.г-ру.-зне "стиха, В стихотво­ рении «Счастливая весна» на протгдаении 8 стр<5ф обыгрывается одно и .то же ощущение: «На лицах улыбки — весною пахнуло. Я окно открыла и счастье вдохнула...», Наиоолее удачной в раз­ бираемой почте мне представ­ ляется гюдоорка стихотворе­ нии 16-летнеи Натальи Сен­ тябрьской. Присланные ею стихи отличают определен­ ная степень владения фор­ мой, содержательность поэ­ тического посыла, ненавяз­ чиво дросту;Пэднцая жиз■ ненная позиция лирического героя. Для примера процити­ рую одно из стихотворений полностью; «Я хочу шучвться готовить настой. Да, настой, но настой не простой. А такой, чтоб лишь только ты выпил его— Сразу, кроме меня, н е 'видал ничего. Чтоб ночами не спал ты. Мечтал обо мне. Неотступно твердил ' мое имя во сне. чтоб о встрече мечтая. Ты дома сидел. А увидев меня— Глаз поднять бы не смел.. Это будет! Вот только сготовлю настой Да такой, да такой, да такой!!! Чтоб не мог без меня ты И шагу -ступить... И когда ты меня им успел напоить?.,». В данном стихотворении наличие прозаизмов типа «чтоб о встрече мечтая, ты дома сидел», или банальных примет любовной лирики, как «твердил мое имя во сне», «глаз 'ПОДНЯТЬ не смел» ча­ стично искупается неожидан­ ным оборотом в конце сти­ хотворения. • Одним из недостатков ра­ боты Н. Сентябрьской явля­ ется чрезмерная сосредото­ ченность на факте, на част­ ности. отсутствие стремления к обобщению. Думается, что с приобретением опыта ду­ ши и опыта литературной ра­ боты автор научится видеть за частным общее, видеть многомерность мира, расши­ ряя и углубляя изображае­ мую ею реальность. ' В заключение хотелось бы 'поягелать тачинающим ав­ торам большей самокри­ тичности, более серьезного, вдумчивого отношения к сво­ им литературным занятиям. В этом одиноком труде, не дающем никаких гарантий, никто никому не помощник. Автор сам должен опреде­ лить для себя цель и уро­ вень самоотдачи. Воспиты­ вайте в себе внутреннего ре­ дактора, будьте строги ко всему, что выходит из-под- вашего пера. . Не упрощайте для себя работу над стихом допускаемыми небрежностя­ ми, ибо сам процесс поэтиче­ ского творчества, сами му­ чительные поиски точного обозначения вашего душевно­ го состояния — есть уже выход души за пределы обы­ денности. И самое главное— не забывайте. .что поэзия, как и любое творчество, не терпит дилетантства, но тре­ бует всей жизни автора. Л. ПАРЩИКОВА, «ЛЮБИТЬ И ПИСАТЬ о ЛЮБВИ» С ТРОКА стихотворения Г. БОРОВСКОЙ, вынесеи- мая в заглавие комментг* рия, достаточно полно характери­ зует творчество /МОЛОДОГО автора, определяя, в основном, круг ее литературных изысканий. «Такой уж. мой возраст», — пояс'няет ав­ тор свою увлеченность любовной лирикой, трактуя понятие возра­ ста не только щ не столько, как временную .категорию, но как оп­ ределенный объем чувств и мыс­ лей, переживаний и ^интересов, в Г. Боровская я себя не поняла. А когда пршпло прозренье, Испугалась на мгновиае —- Как же я без Вас жила? Но живу и буду жить. Вы — велешя случайность. Пелена снегов качалась, С Вашям взглядом Я. Кмч» за то винить. Пахнет талой водой я снегашск. У березок застенчивый вид. По утрам иод моими ногами Тонкий лед обреченно хрусткт. Все приходят, уходит. И намять, Для меня сохранившая след, Ш 1 юченно ж р у е г х а под шнамя сумме представлякицих собой ду­ шевный мир ее лирической герои­ ни, Это стремление «быть откро­ венной в мечтах и желаниях», м «в сердце крупинки надежды хра­ нить», и «возвышенных чувств ожидать». Качественный уровень наиболее удавшихся ее стихотво­ рений определяет устремленный в высоту строй души, та вечная жертвенная дьенственность, на ко­ торой, как на незримом # н д а - менте, стоит мир человеческих взаимоотношений. Мне жаль, что ты идешь за мною следом. Мне жаль тебя и этот чистый день. Твоим желаньям ^отела ~ Как будто босою по лужам ходила. П скользко немного. И зябко немного, И солще на шалости смотри* нестрого. Хотела — любила, - Хотела —- за^ла . Какою водой свое сердце отмыла? И слева дорога, Й справа дорога, И прямо дорога... Назад вы немного! ТЫсебя не обвиняй, Что при^^ к тебе однажды. Как страдающий от Чем позднее, тем с ~ Бодрой — .... .в ,,..» Не прна^, хоть вьшал случай. .Луж робкий блеск Идешь за Зачем такая щедрость? .Отдай вниманье По мне давно яосш^у» Не щюдлагай, и сам не отзов^^ Пей, Тем, кто забыл, ее цустой, бездумной речи, тобой любвав - - , яаншок сей, - Фото А. КОЗИНА. Город в желтой листве Утонул по колено. Сколько было их. Желтых, осенних дождей?! Но рябиной душа На ветру не сгорела, Просто яркий огонь Стал спошйней, добр^ Стало больше разлут^ Стало меньше свиданий, Ненадежней тропа. Если спутника 1 шт. Все милее весна, И в нле!^ расстояний Ищешь новый вопрос. Чтоб найга в нем ответ. Сколыю волка ни тарМ'И. Все равно он смотрит в чащу. Если волк ок настоиций, Пощтт он парок горя!-тй Остывающей крови. Помнит он желанный след Им намеченной добычи,. Пусть петляет след. Убивает душу пища Со стола чужих побед.' Потому не терпит ласк Зверя серию загривок. Светят злобна и пугливо На зевак из клетки длитюй Огоньки раскосых . Анатолий Ф и сенко «ДОЖДИК, дождик, ПУЩЕ...» По улике яеедо пыльные смерчи- ки, от хороводил» 'возле чахлых «у стов, запутывались в кронах редких деревьев .и осыпались на №ловы про хожнм, с надеждой'пог.чяДываю.|цкх ц палящее безоблачное небо, И совер­ шенно напрасно — осадки сегодня зал.танироваяы лишь за городом. Я сбежал по знойным Климатического бюро и заспешил вдоль стены под защитой бледной теки. Дома меня ждал крошечный ро­ сток подорожника — гордость наше­ го подъезда н зеленая зависть дру­ гих. Сколько разговоров было: мол, не приживется, завянет, где видано — выращивать полурелшетоцую фло­ ру? Ничего. Мне из Бразилии еще лопух обещали... Я счастливо вздох­ нул и •столкну.тся с верзилой в бре- .зентовой робе, который суетился воз­ ле грузовоза, та лн иомогая, то ли мешая роботам уиладывг^ь в него пластиковые ящики, выносимые из приземистого здания с вывеской «К|Ш- гохранилище». — Чего дерешься?! — рявкнул он н вдруг цепко ухватил мой локоть,— Ага, попался. Суховей Ураганыч! Уз­ наешь? — В чем дело, гражда.., — я по­ моргал на .парня и ахнул. — Седа Котлов? Ты же 1 , по слухам, я каком- то НИИ. Название с мороза не вьиро- воришь: Иквторкроб. — Инештут вторичных проблем, — ухмыльнулся однокашник. — А ®ы погодой заправляешь, оправдываешь детское прозвище? И не совестно? Не­ делю ваши дороги обивал. Я пожал плечами: — Так вот кто вчера скандалил. Заказы надо правильно оформлять, а то ливень ему подавай, причем, за го. родом. Рассаду что ли там высадил? — Ага, ч— ухмыльнулся он, — по­ ехали, поглядишь. Помочь? 1 Киберы, шумио затворив хранили­ ще, уже забрались в кузов и чинно расселись на тару. После слов хозяи­ на они с готовностью привстали. Я пересчитал нх н полез в кабину. Раз просят... Однокашник устроился ря­ дом, включил «автоводнтель» —^ и машина тронулась. Некоторое время мы молча поглядывали по сторонам, хотя любоваться было нечем: стекло, асфальт, бетон. Наконец, похититель повернулся ко мне: — Фи заметил — киоски встреча­ ются чаще деревьев? А пыль? Раньше суховеи задерживались лесопосадка­ ми, .но ведь повырубили, перевели на спички, мебель, книги. Это теперь они мг^офильмирова были из бумаги. Как — Кажется, из вспомнил о доме, подорожнике — То-то, результат налицо, — он каш»?ул на дорогу, вдоль которой,^ словно километровые столбики, мель- 1 ЩЛИ одзшокие серые кусты. Мы уже выехали из города — и за обочшш- №д тяцуласц выгоревшая от солдца степр. просматриваемая до самого горизонта. Я неожиданно разозлился: — Поз.дяо спохватились. «Целлю­ лоза — сырье легкой промышлеи ностн». Понстребили леса, разбазари­ ли семена. Сажать нечего. Друг детства покосился на меня я неопределенно хмыкну.ч. Шашина з» медлила ход. Стали попадаться стоя­ щие грузовозы, какие-то механизмы, группы людей. Возле самой большой мм остановились. Многие были я на­ кидках, дождевиках или при зонтиках и .все. чего-то ждали, поглядывая в небо, по которому плыло сиротливое облако. — Где шл, собственно? —- опом­ нился я. — На опытном участ!® нашего ш- ститута. Сам же сказал: рассаду по­ ливать. Я открыл дверцу к спрыгнул на землю. Жара здесь ощущалась силь­ нее. Киберы сноровисто выгружали из кузова Я 1 ЦШШ, складаюали на руч­ ные тележки н везли в дальний конец ~ Опаздываете, коллеги, —- к нам подбежал толстяк в цлащпалатке и болотных сапогах. На его потном ли­ це подпрыгивали смешные круглые —• Выездная библиотека? — серди, то предположил я. Промокните. ■— Обязательно, — обрадовался толстяк. —■ Вы, кажется, нз погоды? Гарантируете дождь? . — По графику, — я'недоумевал я тщетно стремился «сохранить лицо». А Сева уже распоряжался роботами. Одни из них катили но полю тележ­ ки, другие доставали из вскрытых ящиков книги и бережно опускали в лункн, третьи прысшиш туда нз голу­ бых баллонов и заравнивали почву. — «Сеем разумное, доброе, веч­ ное»? Вы что творите, товарищи? Это же музейные экспонаты, реликвии! — я уже гневно кричал, а толстяк вни­ мательно слушал, вздыхал, вертя в пальцах очки, затем сунул их в кар­ ман и устало произнес: — Вы, разве, не в курсе? В нашем Инвторпробе изобрютен препарат, пре. образующий бумагу в то, чем она была раньше. — Уничтожать книга — преступле­ ние, — пробормо-тол я. - - Это не литература и даже не макулатура, ибо из нее вновь делали книги, а мы поднимаем леса, уничто­ женные по глупости, незнанию, неуме­ нию. Здесь 50 000 экземпляров мо­ нографии Шзгт-Бредяиского «Партоге. 1 ЮЗ блохи». Вам нзвестна блоха? — Это нечто вьгаершее, вроде ди­ нозавра,— сказал я н с чувством до­ бавил. — Гениально. Простяге, сразу не понял. Неужели у вас получится? — Обязательно. Глядите. Облако набухло в т у ч у , яавш;шую над полем, над застывшими в ожвда- епительно лась молния, грохиуло —• и хлынул Дождь. Сразу потемнело, запузырт- лись лужи. Я мгновешю вымок, но продолжал стоять под секущими е'щу^■ ямн, нбо из почвы действительно про­ клевывались тысячи зеленых роепюв, возможно, это мне казалось — влага едсхидала глаза — а все же я верил, что моему подорожник не быть щ - - зейной д73м)визой. Невесть откуда и« явившиеся мальчишки плясали ко лу­ жам и восторженно тчедосили старин ную песенку «Дождик, АоЖ!р 1 к. яу. ще...». И я вдруг понял, что, -^к за­ клинание. повторяю с :;щми эти ц т о - дичшие, веселые слова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz