Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Что-то преследовало меня, и это на каждом к!агу усиливало мою тре вогу. А тут воле ' моего эрения начали заслонять полупрозрачные зубчатые колеса. В страхе, что на ступила моя последняя дишута, я шел, стараясь держать голову прямо. Зубчатых колес станови лось все больше, они ве ртелись ксе быстрей. Акутагава Ргоноекз. Г"! 0.1ХОДИ 1 ,!.1ИННО- I Гл'1У 11рИЗ(!::МИСТ(Шу ■ 'зланику областного нарко.ьчтгческьго диспан сера.- я вдр,у.г вспомнил К. Пег. К. иньоеда не ле чился здесь, но лишь по 'ГИСТОН с.п.учайиостгг не <::,а гался на бо.чьннчноп койке рядом с такил-ш же: как он 1 ()н;.;'Ш 1 ;к|ког'о- л-иками, таркомана,ми. ■ оьсикомана.мн Лишь но чистой с.чуча-йности не с ) а .1 )тн а . 1 идо\ 1 . по ногоб не лиши'к'я раседдка Заш д\ 10 ЩНГ 1 нарко;ч 1 С- м.’ нсером Мнхэи.| Инапо ВИЧ ■ Кор('|'ин встретил меня п икге.м кабине 10. Ск<».-, 1 >к,'/ Д(;тец и под- 1 Х)стьч)в: .маходг-гггся. у наг На \чеге? В даших- время ■2ГуГ/ Срс.ш НМД И', кто нх.кдас 'Пи в м е ;ш ц т к 'ьой Ш 1 МОЩИ -и так называемая «гр.угша рногса». Возраст разньй'г. Самому младтцег му нет и девяти лет. 6д- на1>'о, количество стояшнх на учете. - - это еще не показатель, ; О реальной картоне детского, и нодро- сткового алкого.п«'3'Ма, на ркоманил и токсикомании в нашем городе гады можем только дагадываться. Од на и,з наших пациенток сказала мне однаждьк «В Липецке не одна сотня та ких, как я>у И это правда. Дело в том, что учителя, родителя, аная о болеянен- ном пристрастян подрост ка к спи!ртно 1 му', химичес ким препаратам, не торо пятся вести его к нам. Не понимая, что тем са.мым губят его. В компанию юных ток- сикомавов К. привело лю бопытство. И свойст'веи- ное, пожалуй, всем четыр- надцатилетни м убеждение, что в жиани надо попробо вать все. На подростковом сленге .это называлось лчуфанить». Собирались во.злс га 1 ражей неподалеку о| школы, НсюовОй платок с.мачинался резко пахиу- 1 шч'| жидкостью из пузы рька, к.упленното в бли жайшем хояяйственяГОг .ма- РАЗРУШЕНИЕ Галине. Стоило, зажав в кулаке, !|гаднести платок ко рту и яео.колъ.ко раз глубоко вдохнуть, ка 1 к на ступал внезапньш я корог^ кий обморок , полет в никуда. Затем вся проце дура повторялась, еше раз, затем еще и еще... С каждым таким сеансом «гполеты» становил!Ись все более продолжительными. ■ Нёредкб пни сопровожда лись страннк.мЕ и яркими галлюцинациями, которые ребята, придя в себя, вза хлеб переоказгдва-л н -друг - другу. А ко-вая «мода» раоп.ро- страпйласг! по школе со скоростью эпидемии. «-Кайф повили» , .уже . в гокольны-х коридорах, под лестницами, в раздева.ч«ах и даже, сидя на уроках. А когда родители К. ненадо лго .уехали -из города, «чу- фанить» ста,ч-и у него до ма. Так продо,ажаж>с 1 . цс- ■ пую неделю. Однажды кто- то. аз друвей принес неско лько серебристых упаковок с, «колесам и» таблеткам и и предложил всей компа нии «дбгнаться». И когда ребята, испуга-впшсь. «эк- спе.ри.мента». замялись в нерешительности и начали расходиться: по домам. К., движимый какой-то дур ной удалью,, стал вскры вать одну упаковку-. гЗа другой. Он глотал «коле са» целыми пригоргцням.и, .запевая их водой из-под крана. А черев ягичаса. уже оставшись один в пу стой 1 ква 1 ртире,,вдруг о.щу- тн,ч пристуц сильного, по чти животного страха. Страх ИСХОДИЛ', отовсюду, матерналнзавался в стран ные отвра;тительцые сущ е ства, сдфужа-вшие его, тя нущие к нему 'жуткие когтистые лапы, в голгюа, которые на все- лады ше- пта.те, крича,!Ж. угрожа ли... Он пытался спрята- Т 1 ШЯ от них. выбежать и-’ квартиры. Но не- яп-г най ти дверь. Кошмарный сон все не «ончался.. К. почу вствовал, что сходит с ума. И тогда он решил выбро ситься в о«.но:.. Михаил Иванович дол го говорил мне о том. чг (1 врачи могут -провес-ти лишь медшвигокую и пси- хологическу ю реабилита- цик> больиог'о подростка. Но когда, их пациент проходит полн.ый к>рс ле чения Я после статьких ..усилий, одержав, наконец, .победу над собой, выходит за ворота наркологическо го диспансера, то чувству ет себя никому не нуж ным, брошенным, покину тым. Надо учесть, объя’с- ня .11 врач, что психика у большинствд таких подро стков крайне неуравнове- шена, , ,)юст.укки могут быть непрегдеказуемым и. Поэтому в,зрос.пые долж ны оказать им помощь в реаби.титации социальной. Бели подр& ток ,яе' поду чит такой потющи, то на верняка снова окангется на больничной койне, но уже в более тяжёлом состоя нии, чем .прежде. Что- де- ■ лать? Приставить к каж дому .«груяно.м;,у'» по ми лиционеру, педагогу, ком- сомольском.\' активисту? «Охватывать» об'цествен ной, ку ль.т.\ рногмассежой или ингят работой? «Вов лекать» в 01шрт1-здные се кции. крулы.си? Пока М'Ы расгузкдаел!. они гибнут у наг на г,' 1 азах. Как угвс)'- ждают врачи, ор.ганизм подрежтка* под воздействи ем алкогольных я химиче ских ядов разрушается в сотни рачз быстрее, чем ор ганизм ■ ^зрослого че-лове- ка. Болезнь развивается у него мгновенно — в тече ние год а--двух . Дальше— деградация личности, ос тановить котору-ю очень ТР.УДНО. почти невозможно. ... Что ж, мы вьшолня- е.м свои обязанности, де лаем все, чтобы вернуть -ребят в нормальную 'Жизнь, - - сказал мне в беседе подростковый. в.рач Александр Александроз-ич Кутумов. — Но, увы, все на-шн усилия напоминают ?.тпе кизифов труд, Кк'к пол-ю-чь врачам, как спасти ребят? Кажется, проблема потону.та в сло вах? Давайте же не гово рить, а, делать, а то как б 1.1 нам не опо.'гдать. К. повезло. Он оста.тся жив. Повезст лн другим? К. А .ЛЕКСЕЕВ Стоит крепко .задуматься (Фотохроника ТАСС). Iмдол Год сельской школы ЗАЩИЩАЙТЕ СЕБЯ я уж е не- мо лод. 19Д4 го- .да_ рождения, но 1 неравноду- шен к деяам молоде'жи и ее про&.чема)м. Поэтому письмо школьнйкогв из Се- нцово («Ленинец». № 5 1 за 1 9 —'25 мая) в.зво.зно- вало меня. Сам я рос в Самарканд ской области, учился в се льской школе. Помню, уже тогда большое внимание уделялось п.роизводствен- НОМ 1 У обучению. Именно в свя.зи с ним ввели даоке одиннадцать классов в средней шкале. Мы изу чали сельокохбзяйс'тоея- ные машины и их нслоль- аовэкие в поле. К со::;.а.пе- нию, нтам занйма. 1 шсь все. в том числе и девочки. По окончании школы вместе с аттестатом нам выдали документы с присвоении квалн-фвкации машиниста- гракториста третьего клас- Помню, когда ,учи.лся в седьмом или- . восьмам классе. Школе выделили 3 0 га пашни. Администра ция репгила организовать ученическую прои.зводст- ве-нную бригаду по возде- лыва-ншо хлопчатника и бахчевых. Вначале в « е е -без асякого на то- сосла- сля записали всех стар- 1 г.згг.чг.ссннков, Одн.ако многие -мои сверстники на шли способы освободить ся от этого труда. Тогда администрация школы на чала зэмйнивать ребят на поля и оплатой, и тури змом.. и работой па тех нике; что для нас. маль чишек, было очень ярне- лекательным. В коне'чном сче-ТО. у нас сформ.ирова- лась бригада из грндцати человек. Был свой брмга- дир, но наша некомпетенг- нсють не позволяла данную в.засть иопользовать долж ным о.бршом. Все внеш ние связи ос 5 " 1 цес.твляша администрация школы. Не- поаредстяенио работой в поле руководил аграно-м, нанятый для производст венного обучения. В перзый год -рабо'гать на технике нам -не дали. Доверили тп.тько лошадь и ручной ку.т.ьтиватор, ко-' тсрый она таскала в уп ряжке Поливали, удаляли горкжки. культгжкровали. Так три раза за лето, все 30 га. Поливом руководил инструктор- поливаль щик. МеЖ|Д.\ря'д ья подгртавл и- вал к поливу тоже п-риг- лашенный тракторист. |Со6ра.пи урожай, сдали. Администрация шко-лы ,до- ■ тго,считала ДлО^хед с него. В итоге нас аж во время весенних каникул свозили в Ташкент на три дня и вьгд-ашн ш) полмеппка пше ницы-. Урожай ;же с бахчи исчез для нас без следов. Многие разочарова.П'ИСь в производствен ной бригаде, ш,у!мели.. пытались сами все подсчитать, но ниче го из этого не вышло. Кол лектив распался. Но д.пя того, чтобы хотя бы внеш не сохраинть видимость ученической бригады, про- изоитта некоторая реорга низация. П<хче у.ме'ньшили вдвое, участок выделили в другом месте, пахчнше 'к се.ту, старшеклассникам да,гш трактор и разреши ли саагостоятелъно произ- в^д^ить все работы от сова до уборки, в том числе и ПОДГ 0 ТО 1 ВКУ -почвы. В итоге, бргггада вроде была, а фактичеоки не было; нину'да мы больше не ездили и никаких воз награждений за свой труд Не гюлучали. Вот так и жили. И бо-тели теми нее. проблемами, что и иыне- шние шко.чьннки. Почему ничего не по,лучилось? Потому, что учителя, особенно директор шкатьк считали нас только испол нителями,' ко'птрых можно обвес'ги вокруг пальца, прижать, оценками, харак- терисги’камк. Да. мы были некомпетентны во многих вопросах, мы- многому по ка только учились, но не льзя ду-мать, что дети не умеют* от.дичать ложь от правды, честность от вся ких подставок и интриг, Я не отнопгу эти слова- ко все.м без исключения учителям. Среди них были и очень уважаемые люди, и такие,, которых я до сих пор считаю просто престу пниками. Ко 1 Мсомо-льс,кая органи зация школы кипела от во- ■ змущения. я как секре тарь ничего не мог сде лать, адм-ииистрация могла все. а мы и.ичсго. Ведь у .многих в этой же школе ('ДР,\той не было) учились младшие братья и сестры, которым потом МОГ.ЛИ п р а сто мстить за; наши выпа ды. Родители тоже., от 'страха -за них объв,д«ни- лись со щкольпой- админи страцией. От безысхаднос- ти и полного бесправии пере:Д учителями и а|дмини- страцией я; ушел из шко лы. Месяца два шабашни чал. формуя , кирпич-сыг рец. Постепенно .страсти ПООСТЫ.Ш. товарищи каж дый де;нь утоваривали ве- рн,уться', учителя, искрен не мне дсбра желавшие, вразумляли при ка'ждот) встрече. Вернулся, доучи лся в школе чиста фор мально. уж е не вникая, ни во что. 11о,мс(>мбльская ор ганизация совсем замолча ла. Формальность ьомсо.мо- льской работы ... само убийство Для этой- органи зации. Старшее покч.че- ние часто обви.Няет моло дежь в падений нравов, оауокдщет ностуЧ 1 .к;и , ■Н 1 Но- шей и девушек. Правиль ных слов говори-'шсь и сейчас говорится слишком много, а цена их стандаит- ся равной ну.пю очень бЫ'СТ- ро благодаря дедам, счи- та'ющи'мся неизвестными для детей. А ведь мы говорим, что основное за воеваике' нерестрой.ки - гласность, а есть ли сна на самом де,че? Мы про тив ло;кааухи н о-чковтира- тельстза, "а следуем _ ли этим словам на- Деле? Мы еще многое что гежорим, а пост.упками опровергаем собственные расС,ужйения. В таких ус.повиях - даже прави.гшные действия вы- .зывают негативную реак цию.. Вот почему, прочитав письмо сеицовских школь ников и вспомнив свое детство, я советую юным соэданк.чм не жаловаться, а изучать законы, учиться зашщдать свои ■ права. Р , КАСЫМОВ. «Школьной премудрости кончится срок»... Эх, если б,'знал поэт, как недалек он был от ис тины, обозначив так время завершения школьных заня тий. Ведь что скрывать, есть еще у нас такие школы, пребывание в стенах кото рых самими учениками рас ценивается как отбывание срока. Однажды в агитпоходе студенты ЛГПИ Михаил Жигалов и Павел Кремнев рассказали мне о не совсем обычной сельской школе, находящейся на территории Липецкой области. Дело в том, что помешается она в зданш! бывшей тюрьмы, Мо жете се 1 те представить — тюремные , казематы, разве что без решето,к и... школь ные парты. Нонсенс? Ниче го подобного. Восьмилетняя школа села Телепнево Дан ковского района, где мне удалось побывать е участ никами агн'гпохода, чем-то напоминала Петропавлов ские казематы. Правда, в этом здании раньше была не тюрьма, а заседали при сяжные заседатели. Мрачные, высокие потол ки, обл:уш!епные стены, ук рашенные лишь пожелтев шими от йременп портрета ми .гнаменитостей, грустно глядящих из вес , происхо дящее. Но особой гордостью школы является .•» 10 Н 01 С Обычный школьный .ЗВОНОК; чем-то напоминающий ко локольчик.., Изготовлен он век или два -назад на заво де Ф. А. Леяенеевя. К ел-;>- ву сказать, прекрасно со- .хранившийся. Е жо.ткевно его протяжный мелодич ный звон со.чываст ребят к» занятия. С. ПЛАСТИНКИ НА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz