Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Что-то преследовало меня, и это на каждом к!агу усиливало мою тре­ вогу. А тут воле ' моего эрения начали заслонять полупрозрачные зубчатые колеса. В страхе, что на­ ступила моя последняя дишута, я шел, стараясь держать голову прямо. Зубчатых колес станови­ лось все больше, они ве­ ртелись ксе быстрей. Акутагава Ргоноекз. Г"! 0.1ХОДИ 1 ,!.1ИННО- I Гл'1У 11рИЗ(!::МИСТ(Шу ■ 'зланику областного нарко.ьчтгческьго диспан­ сера.- я вдр,у.г вспомнил К. Пег. К. иньоеда не ле­ чился здесь, но лишь по 'ГИСТОН с.п.учайиостгг не <::,а гался на бо.чьннчноп койке рядом с такил-ш же: как он 1 ()н;.;'Ш 1 ;к|ког'о- л-иками, таркомана,ми. ■ оьсикомана.мн Лишь но чистой с.чуча-йности не с ) а .1 )тн а . 1 идо\ 1 . по ногоб не лиши'к'я раседдка Заш д\ 10 ЩНГ 1 нарко;ч 1 С- м.’ нсером Мнхэи.| Инапо ВИЧ ■ Кор('|'ин встретил меня п икге.м кабине 10. Ск<».-, 1 >к,'/ Д(;тец и под- 1 Х)стьч)в: .маходг-гггся. у наг На \чеге? В даших- время ■2ГуГ/ Срс.ш НМД И', кто нх.кдас 'Пи в м е ;ш ц т к 'ьой Ш 1 МОЩИ -и так называемая «гр.угша рногса». Возраст разньй'г. Самому младтцег му нет и девяти лет. 6д- на1>'о, количество стояшнх на учете. - - это еще не показатель, ; О реальной картоне детского, и нодро- сткового алкого.п«'3'Ма, на­ ркоманил и токсикомании в нашем городе гады можем только дагадываться. Од­ на и,з наших пациенток сказала мне однаждьк «В Липецке не одна сотня та ­ ких, как я>у И это правда. Дело в том, что учителя, родителя, аная о болеянен- ном пристрастян подрост­ ка к спи!ртно 1 му', химичес­ ким препаратам, не торо­ пятся вести его к нам. Не понимая, что тем са.мым губят его. В компанию юных ток- сикомавов К. привело лю­ бопытство. И свойст'веи- ное, пожалуй, всем четыр- надцатилетни м убеждение, что в жиани надо попробо­ вать все. На подростковом сленге .это называлось лчуфанить». Собирались во.злс га 1 ражей неподалеку о| школы, НсюовОй платок с.мачинался резко пахиу- 1 шч'| жидкостью из пузы­ рька, к.упленното в бли­ жайшем хояяйственяГОг .ма- РАЗРУШЕНИЕ Галине. Стоило, зажав в кулаке, !|гаднести платок ко рту и яео.колъ.ко раз глубоко вдохнуть, ка 1 к на­ ступал внезапньш я корог^ кий обморок , полет в никуда. Затем вся проце­ дура повторялась, еше раз, затем еще и еще... С каждым таким сеансом «гполеты» становил!Ись все более продолжительными. ■ Нёредкб пни сопровожда­ лись страннк.мЕ и яркими галлюцинациями, которые ребята, придя в себя, вза­ хлеб переоказгдва-л н -друг - другу. А ко-вая «мода» раоп.ро- страпйласг! по школе со скоростью эпидемии. «-Кайф повили» , .уже . в гокольны-х коридорах, под лестницами, в раздева.ч«ах и даже, сидя на уроках. А когда родители К. ненадо­ лго .уехали -из города, «чу- фанить» ста,ч-и у него до­ ма. Так продо,ажаж>с 1 . цс- ■ пую неделю. Однажды кто- то. аз друвей принес неско­ лько серебристых упаковок с, «колесам и» таблеткам и и предложил всей компа­ нии «дбгнаться». И когда ребята, испуга-впшсь. «эк- спе.ри.мента». замялись в нерешительности и начали расходиться: по домам. К., движимый какой-то дур­ ной удалью,, стал вскры­ вать одну упаковку-. гЗа другой. Он глотал «коле­ са» целыми пригоргцням.и, .запевая их водой из-под крана. А черев ягичаса. уже оставшись один в пу­ стой 1 ква 1 ртире,,вдруг о.щу- тн,ч пристуц сильного, по­ чти животного страха. Страх ИСХОДИЛ', отовсюду, матерналнзавался в стран­ ные отвра;тительцые сущ е­ ства, сдфужа-вшие его, тя­ нущие к нему 'жуткие когтистые лапы, в голгюа, которые на все- лады ше- пта.те, крича,!Ж. угрожа­ ли... Он пытался спрята- Т 1 ШЯ от них. выбежать и-’ квартиры. Но не- яп-г най­ ти дверь. Кошмарный сон все не «ончался.. К. почу­ вствовал, что сходит с ума. И тогда он решил выбро­ ситься в о«.но:.. Михаил Иванович дол­ го говорил мне о том. чг (1 врачи могут -провес-ти лишь медшвигокую и пси- хологическу ю реабилита- цик> больиог'о подростка. Но когда, их пациент проходит полн.ый к>рс ле­ чения Я после статьких ..усилий, одержав, наконец, .победу над собой, выходит за ворота наркологическо­ го диспансера, то чувству­ ет себя никому не нуж­ ным, брошенным, покину­ тым. Надо учесть, объя’с- ня .11 врач, что психика у большинствд таких подро­ стков крайне неуравнове- шена, , ,)юст.укки могут быть непрегдеказуемым и. Поэтому в,зрос.пые долж­ ны оказать им помощь в реаби.титации социальной. Бели подр& ток ,яе' поду­ чит такой потющи, то на­ верняка снова окангется на больничной койне, но уже в более тяжёлом состоя­ нии, чем .прежде. Что- де- ■ лать? Приставить к каж­ дому .«груяно.м;,у'» по ми­ лиционеру, педагогу, ком- сомольском.\' активисту? «Охватывать» об'цествен ной, ку ль.т.\ рногмассежой или ингят работой? «Вов­ лекать» в 01шрт1-здные се­ кции. крулы.си? Пока М'Ы расгузкдаел!. они гибнут у наг на г,' 1 азах. Как угвс)'- ждают врачи, ор.ганизм подрежтка* под воздействи­ ем алкогольных я химиче­ ских ядов разрушается в сотни рачз быстрее, чем ор­ ганизм ■ ^зрослого че-лове- ка. Болезнь развивается у него мгновенно — в тече­ ние год а--двух . Дальше— деградация личности, ос­ тановить котору-ю очень ТР.УДНО. почти невозможно. ... Что ж, мы вьшолня- е.м свои обязанности, де­ лаем все, чтобы вернуть -ребят в нормальную 'Жизнь, - - сказал мне в беседе подростковый. в.рач Александр Александроз-ич Кутумов. — Но, увы, все на-шн усилия напоминают ?.тпе кизифов труд, Кк'к пол-ю-чь врачам, как спасти ребят? Кажется, проблема потону.та в сло­ вах? Давайте же не гово­ рить, а, делать, а то как б 1.1 нам не опо.'гдать. К. повезло. Он оста.тся жив. Повезст лн другим? К. А .ЛЕКСЕЕВ Стоит крепко .задуматься (Фотохроника ТАСС). Iмдол Год сельской школы ЗАЩИЩАЙТЕ СЕБЯ я уж е не- мо­ лод. 19Д4 го- .да_ рождения, но 1 неравноду- шен к деяам молоде'жи и ее про&.чема)м. Поэтому письмо школьнйкогв из Се- нцово («Ленинец». № 5 1 за 1 9 —'25 мая) в.зво.зно- вало меня. Сам я рос в Самарканд­ ской области, учился в се­ льской школе. Помню, уже тогда большое внимание уделялось п.роизводствен- НОМ 1 У обучению. Именно в свя.зи с ним ввели даоке одиннадцать классов в средней шкале. Мы изу­ чали сельокохбзяйс'тоея- ные машины и их нслоль- аовэкие в поле. К со::;.а.пе- нию, нтам занйма. 1 шсь все. в том числе и девочки. По окончании школы вместе с аттестатом нам выдали документы с присвоении квалн-фвкации машиниста- гракториста третьего клас- Помню, когда ,учи.лся в седьмом или- . восьмам классе. Школе выделили 3 0 га пашни. Администра­ ция репгила организовать ученическую прои.зводст- ве-нную бригаду по возде- лыва-ншо хлопчатника и бахчевых. Вначале в « е е -без асякого на то- сосла- сля записали всех стар- 1 г.згг.чг.ссннков, Одн.ако многие -мои сверстники на­ шли способы освободить­ ся от этого труда. Тогда администрация школы на­ чала зэмйнивать ребят на поля и оплатой, и тури­ змом.. и работой па тех­ нике; что для нас. маль­ чишек, было очень ярне- лекательным. В коне'чном сче-ТО. у нас сформ.ирова- лась бригада из грндцати человек. Был свой брмга- дир, но наша некомпетенг- нсють не позволяла данную в.засть иопользовать долж­ ным о.бршом. Все внеш­ ние связи ос 5 " 1 цес.твляша администрация школы. Не- поаредстяенио работой в поле руководил аграно-м, нанятый для производст­ венного обучения. В перзый год -рабо'гать на технике нам -не дали. Доверили тп.тько лошадь и ручной ку.т.ьтиватор, ко-' тсрый она таскала в уп ­ ряжке Поливали, удаляли горкжки. культгжкровали. Так три раза за лето, все 30 га. Поливом руководил инструктор- поливаль щик. МеЖ|Д.\ря'д ья подгртавл и- вал к поливу тоже п-риг- лашенный тракторист. |Со6ра.пи урожай, сдали. Администрация шко-лы ,до- ■ тго,считала ДлО^хед с него. В итоге нас аж во время весенних каникул свозили в Ташкент на три дня и вьгд-ашн ш) полмеппка пше­ ницы-. Урожай ;же с бахчи исчез для нас без следов. Многие разочарова.П'ИСь в производствен ной бригаде, ш,у!мели.. пытались сами все подсчитать, но ниче­ го из этого не вышло. Кол­ лектив распался. Но д.пя того, чтобы хотя бы внеш­ не сохраинть видимость ученической бригады, про- изоитта некоторая реорга­ низация. П<хче у.ме'ньшили вдвое, участок выделили в другом месте, пахчнше 'к се.ту, старшеклассникам да,гш трактор и разреши­ ли саагостоятелъно произ- в^д^ить все работы от сова до уборки, в том числе и ПОДГ 0 ТО 1 ВКУ -почвы. В итоге, бргггада вроде была, а фактичеоки не было; нину'да мы больше не ездили и никаких воз­ награждений за свой труд Не гюлучали. Вот так и жили. И бо-тели теми нее. проблемами, что и иыне- шние шко.чьннки. Почему ничего не по,лучилось? Потому, что учителя, особенно директор шкатьк считали нас только испол­ нителями,' ко'птрых можно обвес'ги вокруг пальца, прижать, оценками, харак- терисги’камк. Да. мы были некомпетентны во многих вопросах, мы- многому по­ ка только учились, но не­ льзя ду-мать, что дети не умеют* от.дичать ложь от правды, честность от вся­ ких подставок и интриг, Я не отнопгу эти слова- ко все.м без исключения учителям. Среди них были и очень уважаемые люди, и такие,, которых я до сих пор считаю просто престу­ пниками. Ко 1 Мсомо-льс,кая органи­ зация школы кипела от во- ■ змущения. я как секре­ тарь ничего не мог сде­ лать, адм-ииистрация могла все. а мы и.ичсго. Ведь у .многих в этой же школе ('ДР,\той не было) учились младшие братья и сестры, которым потом МОГ.ЛИ п р а сто мстить за; наши выпа­ ды. Родители тоже., от 'страха -за них объв,д«ни- лись со щкольпой- админи­ страцией. От безысхаднос- ти и полного бесправии пере:Д учителями и а|дмини- страцией я; ушел из шко­ лы. Месяца два шабашни­ чал. формуя , кирпич-сыг рец. Постепенно .страсти ПООСТЫ.Ш. товарищи каж­ дый де;нь утоваривали ве- рн,уться', учителя, искрен­ не мне дсбра желавшие, вразумляли при ка'ждот) встрече. Вернулся, доучи­ лся в школе чиста фор мально. уж е не вникая, ни во что. 11о,мс(>мбльская ор­ ганизация совсем замолча­ ла. Формальность ьомсо.мо- льской работы ... само убийство Для этой- органи­ зации. Старшее покч.че- ние часто обви.Няет моло­ дежь в падений нравов, оауокдщет ностуЧ 1 .к;и , ■Н 1 Но- шей и девушек. Правиль­ ных слов говори-'шсь и сейчас говорится слишком много, а цена их стандаит- ся равной ну.пю очень бЫ'СТ- ро благодаря дедам, счи- та'ющи'мся неизвестными для детей. А ведь мы говорим, что основное за воеваике' нерестрой.ки - гласность, а есть ли сна на самом де,че? Мы про­ тив ло;кааухи н о-чковтира- тельстза, "а следуем _ ли этим словам на- Деле? Мы еще многое что гежорим, а пост.упками опровергаем собственные расС,ужйения. В таких ус.повиях - даже прави.гшные действия вы- .зывают негативную реак­ цию.. Вот почему, прочитав письмо сеицовских школь­ ников и вспомнив свое детство, я советую юным соэданк.чм не жаловаться, а изучать законы, учиться зашщдать свои ■ права. Р , КАСЫМОВ. «Школьной премудрости кончится срок»... Эх, если б,'знал поэт, как недалек он был от ис­ тины, обозначив так время завершения школьных заня­ тий. Ведь что скрывать, есть еще у нас такие школы, пребывание в стенах кото­ рых самими учениками рас­ ценивается как отбывание срока. Однажды в агитпоходе студенты ЛГПИ Михаил Жигалов и Павел Кремнев рассказали мне о не совсем обычной сельской школе, находящейся на территории Липецкой области. Дело в том, что помешается она в зданш! бывшей тюрьмы, Мо­ жете се 1 те представить — тюремные , казематы, разве что без решето,к и... школь­ ные парты. Нонсенс? Ниче­ го подобного. Восьмилетняя школа села Телепнево Дан ковского района, где мне удалось побывать е участ­ никами агн'гпохода, чем-то напоминала Петропавлов­ ские казематы. Правда, в этом здании раньше была не тюрьма, а заседали при­ сяжные заседатели. Мрачные, высокие потол­ ки, обл:уш!епные стены, ук­ рашенные лишь пожелтев­ шими от йременп портрета­ ми .гнаменитостей, грустно глядящих из вес , происхо­ дящее. Но особой гордостью школы является .•» 10 Н 01 С Обычный школьный .ЗВОНОК; чем-то напоминающий ко­ локольчик.., Изготовлен он век или два -назад на заво­ де Ф. А. Леяенеевя. К ел-;>- ву сказать, прекрасно со- .хранившийся. Е жо.ткевно его протяжный мелодич­ ный звон со.чываст ребят к» занятия. С. ПЛАСТИНКИ НА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz