Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

^сЯеиинет:!:» Н©- 31: •1-9 - '■-с' Пам 4 т 1 ?й(^. 111Ш1 «ТРОИЦА», «ЗРОТОКРОССВОРД» и «СКЕРЦО» ТВОРЧЕСТВО ДИНАСТИИ СЕРОВЫХ В ЛИПЕЦКЕ появился новый выставочный зал. Он лрвнадлеяшт художественному отделу об­ ластного краеведческого му­ зея н находится в здании по ул. Ленина, 5. Новая галерея открылась экспозицией работ Юрия Журавлева, члена тво­ рческого объединения «Марть (новое название группы <тАрт», сохранившей свой прежний состав). Как считает сам худож­ ник, «выставка намеренно сделана без всяких левых дел». Но надо отметить при этом, реакция зрителей на экспозицию далеко не одно­ значна. Судя по книге отзы­ вов, работы типа «Психоде­ лический город» или «Жела­ ние половой тряпки» вызыва­ ют у людей старшего поко­ ления категоричное неприя­ тие. Что же касается молоде­ жи... «многие воспринимают мир аналогично тебе, — на­ писала художнику 15-летняя Олеся, — уникальность в том. что ты это до конца во­ спроизводишь». Или же егде; «Тайные мысли (мечты) ста­ новятся здесь явными. Ай да хорошо!». Есть в книге и «митьковское» посвяидение: «Елы-палы, братушка... Дык!» Как бы то ни было, хоро­ шо уже то, что выставка не оставляет равнодушным. Ее разноплановые по замыслу и воплощению работы — от иконного цикла (.«Преображе­ ние», «Троица», «Успение») до «эротокроссворда» и «му- зьшальной композиции» («ко­ гда я делал эти эмали, группа «Скерцо» лихорадочно, дави­ ла по ушам в соседней ком­ нате», —объяснил их возни­ кновение сам художник) за ­ ставляет ругать их или же восхищаться, спорить... Сло­ вом, переживать увиденное. Но для этого, конечно же, надо посетить новую выстав­ ку. И всем, кто уже поспешил, иди же еще не ушел этого сде­ лать, мы предлагаем пока запись беседы нашего корре­ спондента с автором выстав­ ки, художником Юрием Жу­ равлевым. — Юрий, это ваша первая персональная выставка, вы сами размеп^али свои рабо­ ты. Скажите, каким был принцип организации экспо­ зиции? — Есть два основных ме­ тода работы над картиной и ее последующей организа­ ции в пространстве. Чаще всего в своем-творчестве ху­ дожник идет либо от идеи— к живописи (этим пользуется, кстати,- Глазунов,- мой «са­ мый нелюбимый» художник) или же, напротив, от цвета— к идее. Я придерживаюсь послед­ него, в том числе и при-раз­ мещении картин. — На вашей выставке представлены три иконы. Что это — дань последней .моде, или же вы действите­ льно человек верующий? — Мои, эмалевые иконы нетрадиционны, и их, конеч­ но же, нельзя отнести к пред­ метам богослужений. Дру­ гое дело тр, что церковь много веков была двигате­ лем искусства, и в созданных ею формах каждый художник до сих пор находит для се­ бя много нового. При этом я действительна считаю себя человеком веру­ ющим, потому что верую во многое ~ в хороших людей, настоящую дружбу... — Эмальеры среди липец­ ких художников —редкость. Где вы обучались этому ма­ стерству, кто был вашим педа­ гогом? — В 1981 году я закон- чжт Абракщевскве учшшце им . Васнецова по специальности «художественная обработка металла». Еще во время студёнчест- ва пробовал заниматься жи­ вописью, но это показалось мне.,, скучньм. Потому что, правильно положив краску на полотно, там заранее мо­ жно предугадать ожидаемый эфЛект, то есть «математи­ чески» рассчитать всю карти­ ну. В эмалевых , же работах совсем не так. Художник творит вместе с природой— огнем. Закладывая свой труд в печку, я никогда не могу знать наверняка, каким вый­ дет цвет, какие очертания приобретут задуманные мною силуэты. Если говорить о моем педагоге, наверное, им была... Москва 70-х. В то время мы все проходили один «круг»: «Битлз», «Машина временя», серьезный рок, Бо­ рис Гребенщиков — может только в иной последователь­ ности. Эти годы были подъе-- мом, «свободдым воздухом» моего понолеиия. Потом уже мнбше из нас сломались, не выдержали давления жизни, талантливые художники ста­ ли переходить к рабочему станку. — Многие ваши работы откровенно шокируют публи­ ку, иногда уже одним толь­ ко названием — к приме­ ру, эмаль «Желание половой тряпки». Вместе с тем вы­ ставочные работы продают­ ся... Не думаете ли вы, что «своими же руками» разго­ няете покупателей? — Упомянутое название .эмали пришло ко мне еще во время работы над ней, поэтому я не намерен его менять. На моео выставке, кстати, еще много «прико­ лов» — с этой целью я по­ местил здесь отрьюок из «Ма-' степа» Булгакова; эротокрос­ сворд — причем, сам виггел. как одна из девушек пыта­ лась «разгадать» его. Хотя на выставке, конечно же, нет откровенного эпатажа,-— вот если бы на столе пме'стб вазы стоял, к примеру, уни­ таз... Что же касается продажи работ, то я не считаю это своей иелью. _ со многими эмалями мне было бы сейчас жаль расставаться. Тем бо-_ лее, .что липецкий зритель еше не привык к настоящим ценам на произведение искус­ ства, а снижать их мне бы не хотелось — для этого я достаточно . уважаю свой труд. Записала Т. ЩЕГЛОВА. В выставочном зале на улице Ленина открылась необычная выставка — Ъемейная. Организаторы ее —областной Дворец куль­ туры профсоюзов имени Ш- детия Октября и народ­ ная студия «ИЗО». Здесь представлены живопис­ ные, графические работы, прикладное искусство. Приглашаем всех люби­ телей прекрасного посе­ тить эту интересную вы­ ставку. Семья Серовых ждет вас! НА СНИМКЕ: Эмира Евгеньевна, Юрий Дмит­ риевич Серовы и их сын Фото и. КЛЯХИНА. «РЕВАНШ-РЫБА» В ОЖИДАНИИ ЗРИТЕЛЕЙ п ’ОВОРЯТ, посмотрев • на ту или иную кар­ тину, опытный пси­ хиатр может поставить диаг- нсй ее. автору. Ч® ж, в та­ ком случае со времен Босха не один десяток живописцев был зачислен в стая душев- нобольцых. Но понятие пси­ хической нормы в искусстве постоянно сужалось, а оюр- реа.лизм, открывший шлюзы бессознательному, окончате­ льно смещал все карты ис­ кусствоведам от медицины. Благотворительная выстав- «а, которую готовит мошвич Александр Иванов, ^ д е т не­ обычной иллюстрацией к ска­ занному. Ее анонимные экс­ понаты собраны из кабине­ тов и палат психиатрических больниц и представляют со­ бой работы душевнобольных художников. Некоторые кар­ тины й рисунки окажутся неожиданностью для тех, кто творчеству душевнобольных мысленно отделяет только закут депрессивных тем и тонов. Худокники из психи­ атрических клиник рисуют и залитые солнцем поляньг. Акварели просто источают тепло. В них много света и тот бесхитростный реализм пейзажа, который можно ютретить разве что в рисун­ ках детей. Во всяком слу­ чае, взгляд на мир в этих работах не является атрибу­ том принадлежности к той или иной художественной «школе». Их авторы не хи­ трят'. не работают на публи-' ку — они изливают душу. Творчество этих людей не знает барьеров и табу. Оно открыто миру и возвращает ему образы и контуры, обой­ денные искусством традиции. «А томный дождь», «Повесил­ ся в Австрадш», «Реваяш- рыба» — названия картин говорят за себя. Задумана выставка не ра­ ди смущения умов, ^отя. на­ верняка наделает шуму,-ко-, торый необходим для того, чтобы привлечь внимание об­ щества к тем проблемам, ради чего все и затевается. Саша Йванов — один из инициаторов создания цент­ ра творческой реабилитации душевнобольных, который ставит своей целью взять на себя хотя бы часть про­ блем этой довольно много­ численной категории людей и помочь тем, чьи способно­ сти -гибнут под тяжестью бо­ лезни, диагноза или образа жизни. . Население психиатричес­ ких больниц и интернатов сходного профиля доотое время было оставлено обще- ственньш радением. Отчасти из-за невежественного пре­ дубеждения против душевно­ больных, отчасти из-за жест­ кого режима, отгородившего от прав человека пациентов психиатрических клиник. Центр творческой реабилита­ ции пытается изменить не слишком милосердное отно­ шение общества к душевно- больньпи. среди которых не­ мало одаренных людей. По­ ле деятельности велико, вот только сил и средств пока не хватает. Для тех, кто за­ интересовался деятельностью центра.—сообщим номер счег та, куда можно перечислить пожертвования: 700813, Из­ майловское отделение ши.т- соцбанка. ' Полученные от выставки средства пойдут на счета бо­ льниц и интернатов, предос­ тавивших картины, и преж­ де игего на содерятние бо­ льных детей, нуждающихся в милосердии. В. ШУТОВ. НА СНИМКЕ: одна из ра­ бот с выставки душевнобо­ льных художников, затеян­ ной центром творческой реа- бялитащни душевнобольных. (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz