Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
^сЯеиинет:!:» Н©- 31: •1-9 - '■-с' Пам 4 т 1 ?й(^. 111Ш1 «ТРОИЦА», «ЗРОТОКРОССВОРД» и «СКЕРЦО» ТВОРЧЕСТВО ДИНАСТИИ СЕРОВЫХ В ЛИПЕЦКЕ появился новый выставочный зал. Он лрвнадлеяшт художественному отделу об ластного краеведческого му зея н находится в здании по ул. Ленина, 5. Новая галерея открылась экспозицией работ Юрия Журавлева, члена тво рческого объединения «Марть (новое название группы <тАрт», сохранившей свой прежний состав). Как считает сам худож ник, «выставка намеренно сделана без всяких левых дел». Но надо отметить при этом, реакция зрителей на экспозицию далеко не одно значна. Судя по книге отзы вов, работы типа «Психоде лический город» или «Жела ние половой тряпки» вызыва ют у людей старшего поко ления категоричное неприя тие. Что же касается молоде жи... «многие воспринимают мир аналогично тебе, — на писала художнику 15-летняя Олеся, — уникальность в том. что ты это до конца во спроизводишь». Или же егде; «Тайные мысли (мечты) ста новятся здесь явными. Ай да хорошо!». Есть в книге и «митьковское» посвяидение: «Елы-палы, братушка... Дык!» Как бы то ни было, хоро шо уже то, что выставка не оставляет равнодушным. Ее разноплановые по замыслу и воплощению работы — от иконного цикла (.«Преображе ние», «Троица», «Успение») до «эротокроссворда» и «му- зьшальной композиции» («ко гда я делал эти эмали, группа «Скерцо» лихорадочно, дави ла по ушам в соседней ком нате», —объяснил их возни кновение сам художник) за ставляет ругать их или же восхищаться, спорить... Сло вом, переживать увиденное. Но для этого, конечно же, надо посетить новую выстав ку. И всем, кто уже поспешил, иди же еще не ушел этого сде лать, мы предлагаем пока запись беседы нашего корре спондента с автором выстав ки, художником Юрием Жу равлевым. — Юрий, это ваша первая персональная выставка, вы сами размеп^али свои рабо ты. Скажите, каким был принцип организации экспо зиции? — Есть два основных ме тода работы над картиной и ее последующей организа ции в пространстве. Чаще всего в своем-творчестве ху дожник идет либо от идеи— к живописи (этим пользуется, кстати,- Глазунов,- мой «са мый нелюбимый» художник) или же, напротив, от цвета— к идее. Я придерживаюсь послед него, в том числе и при-раз мещении картин. — На вашей выставке представлены три иконы. Что это — дань последней .моде, или же вы действите льно человек верующий? — Мои, эмалевые иконы нетрадиционны, и их, конеч но же, нельзя отнести к пред метам богослужений. Дру гое дело тр, что церковь много веков была двигате лем искусства, и в созданных ею формах каждый художник до сих пор находит для се бя много нового. При этом я действительна считаю себя человеком веру ющим, потому что верую во многое ~ в хороших людей, настоящую дружбу... — Эмальеры среди липец ких художников —редкость. Где вы обучались этому ма стерству, кто был вашим педа гогом? — В 1981 году я закон- чжт Абракщевскве учшшце им . Васнецова по специальности «художественная обработка металла». Еще во время студёнчест- ва пробовал заниматься жи вописью, но это показалось мне.,, скучньм. Потому что, правильно положив краску на полотно, там заранее мо жно предугадать ожидаемый эфЛект, то есть «математи чески» рассчитать всю карти ну. В эмалевых , же работах совсем не так. Художник творит вместе с природой— огнем. Закладывая свой труд в печку, я никогда не могу знать наверняка, каким вый дет цвет, какие очертания приобретут задуманные мною силуэты. Если говорить о моем педагоге, наверное, им была... Москва 70-х. В то время мы все проходили один «круг»: «Битлз», «Машина временя», серьезный рок, Бо рис Гребенщиков — может только в иной последователь ности. Эти годы были подъе-- мом, «свободдым воздухом» моего понолеиия. Потом уже мнбше из нас сломались, не выдержали давления жизни, талантливые художники ста ли переходить к рабочему станку. — Многие ваши работы откровенно шокируют публи ку, иногда уже одним толь ко названием — к приме ру, эмаль «Желание половой тряпки». Вместе с тем вы ставочные работы продают ся... Не думаете ли вы, что «своими же руками» разго няете покупателей? — Упомянутое название .эмали пришло ко мне еще во время работы над ней, поэтому я не намерен его менять. На моео выставке, кстати, еще много «прико лов» — с этой целью я по местил здесь отрьюок из «Ма-' степа» Булгакова; эротокрос сворд — причем, сам виггел. как одна из девушек пыта лась «разгадать» его. Хотя на выставке, конечно же, нет откровенного эпатажа,-— вот если бы на столе пме'стб вазы стоял, к примеру, уни таз... Что же касается продажи работ, то я не считаю это своей иелью. _ со многими эмалями мне было бы сейчас жаль расставаться. Тем бо-_ лее, .что липецкий зритель еше не привык к настоящим ценам на произведение искус ства, а снижать их мне бы не хотелось — для этого я достаточно . уважаю свой труд. Записала Т. ЩЕГЛОВА. В выставочном зале на улице Ленина открылась необычная выставка — Ъемейная. Организаторы ее —областной Дворец куль туры профсоюзов имени Ш- детия Октября и народ ная студия «ИЗО». Здесь представлены живопис ные, графические работы, прикладное искусство. Приглашаем всех люби телей прекрасного посе тить эту интересную вы ставку. Семья Серовых ждет вас! НА СНИМКЕ: Эмира Евгеньевна, Юрий Дмит риевич Серовы и их сын Фото и. КЛЯХИНА. «РЕВАНШ-РЫБА» В ОЖИДАНИИ ЗРИТЕЛЕЙ п ’ОВОРЯТ, посмотрев • на ту или иную кар тину, опытный пси хиатр может поставить диаг- нсй ее. автору. Ч® ж, в та ком случае со времен Босха не один десяток живописцев был зачислен в стая душев- нобольцых. Но понятие пси хической нормы в искусстве постоянно сужалось, а оюр- реа.лизм, открывший шлюзы бессознательному, окончате льно смещал все карты ис кусствоведам от медицины. Благотворительная выстав- «а, которую готовит мошвич Александр Иванов, ^ д е т не обычной иллюстрацией к ска занному. Ее анонимные экс понаты собраны из кабине тов и палат психиатрических больниц и представляют со бой работы душевнобольных художников. Некоторые кар тины й рисунки окажутся неожиданностью для тех, кто творчеству душевнобольных мысленно отделяет только закут депрессивных тем и тонов. Худокники из психи атрических клиник рисуют и залитые солнцем поляньг. Акварели просто источают тепло. В них много света и тот бесхитростный реализм пейзажа, который можно ютретить разве что в рисун ках детей. Во всяком слу чае, взгляд на мир в этих работах не является атрибу том принадлежности к той или иной художественной «школе». Их авторы не хи трят'. не работают на публи-' ку — они изливают душу. Творчество этих людей не знает барьеров и табу. Оно открыто миру и возвращает ему образы и контуры, обой денные искусством традиции. «А томный дождь», «Повесил ся в Австрадш», «Реваяш- рыба» — названия картин говорят за себя. Задумана выставка не ра ди смущения умов, ^отя. на верняка наделает шуму,-ко-, торый необходим для того, чтобы привлечь внимание об щества к тем проблемам, ради чего все и затевается. Саша Йванов — один из инициаторов создания цент ра творческой реабилитации душевнобольных, который ставит своей целью взять на себя хотя бы часть про блем этой довольно много численной категории людей и помочь тем, чьи способно сти -гибнут под тяжестью бо лезни, диагноза или образа жизни. . Население психиатричес ких больниц и интернатов сходного профиля доотое время было оставлено обще- ственньш радением. Отчасти из-за невежественного пре дубеждения против душевно больных, отчасти из-за жест кого режима, отгородившего от прав человека пациентов психиатрических клиник. Центр творческой реабилита ции пытается изменить не слишком милосердное отно шение общества к душевно- больньпи. среди которых не мало одаренных людей. По ле деятельности велико, вот только сил и средств пока не хватает. Для тех, кто за интересовался деятельностью центра.—сообщим номер счег та, куда можно перечислить пожертвования: 700813, Из майловское отделение ши.т- соцбанка. ' Полученные от выставки средства пойдут на счета бо льниц и интернатов, предос тавивших картины, и преж де игего на содерятние бо льных детей, нуждающихся в милосердии. В. ШУТОВ. НА СНИМКЕ: одна из ра бот с выставки душевнобо льных художников, затеян ной центром творческой реа- бялитащни душевнобольных. (Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz