Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

л КАКИМ сложится НЫНЕШНИЙ ГОД? МЕНЬШЕ БУДЕТ ИСКАЛЕЧЕННЫХ ПРЕСТУП­ ЛЕНИЯМИ РЕБЯЧЬИХ СУДЕБ ИЛИ НАОБО­ РОТ? ЧТО ЖЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫ­ ЛО МЕНЬШЕ? ГОРОЙ, м йльтки , стти ты С ей ча с любят рассуждать о дет­ ской и додростковой преступно­ сти как об одной из самых злобо­ дневных тем, причинах, ее порождаю­ щих. Со многими орато,рами. нх довода­ ми, трудно не согласиться: настолько весомы, обоснованны я значительны их рассуждения. Но часто присутствуя на различного рода совещаниях, не поки­ дает мысль, насколько эти рассужде­ ния расходятся с делами, как мало де­ лается в реальной жизни, чтобы у ^ - речь подрсйтка от преступления, а, мо­ жет, и, насилия над ним. А как важно принять доброе участие в судьбе каж­ дого оступившегося несовершеннолетне­ го. К сожалению, интересный опыт ра­ боты с трудными, который приносил бы реа.тьные плоды, приходится собирать в области по крупицам. И тем более ценен уже имеющийся, принесший ре­ альные результаты. Никому не надо объяснять, как всег­ да сложен каникулярный период. Заня­ тия в школах и училищах закончились, и тысячи ребят «расплескиваются» по улицам. Где и как их занять? Хорошо, если позаботятся о них родители. Во многих семьях, конечно же, обеспечен и контроль, и присмотр: родители могут помочь устроиться на работу, отправят в спортивный -или пионерский лагерь. Ну, а как быть с теми, кто собствен­ ными семьями «брошен на произвол судьбы», с темн, кто вкусил «свободы», общаясь в сомнительных компаниях? Нет-нет, да и отмечаются они в мили­ ции, а некоторые уже и осуждены за преступления, да государство отнеслось к ним гуманно —; оставило на свободе. В Елыхе в преддверии прошлогоднего лета горком ВЛКСМ вместе с милицией решили воплотить в жизнь мечту о спор­ тивно-трудовом лагере для «трудных». Под боком, а Елецко.ч районе, несколь­ ко лет успешно работал такой лагерь, А почему бы и не попробовать? Сказа­ но — сделано. Да н сказано было во­ время. Не в разгар летних каникул, а в марте, когда до них оставалось не­ сколько месяцев. Именно в это время нашли подходящее базовое хозяйство- совхоз «Опытное поле» Елецкого рай­ она. Повезло с директором. В. В; Са­ прыкин сам с энтузиазмом воспринял идею размещения на территории своего совхоза специализированного лагеря для подростков. И яе только воспри­ нял, воплотил ее в жилье. питании, объеме работы для ребят. Директор городского Дома пионеров Е; И. Карнухия стал начальником ла­ геря, комиссаром — второй секретарь 1-оркома ВЛКСМ А. В. Мишин, а воен­ руком — военнослужащий Ю. Савин. О будущем лагере рассказали, преж­ де всего, подросткам, состоящим на учете в милиции. Предложили пожить 8 нем, поработать, но никого не угова­ ривали. Неожиданно, идея -ребятам по­ нравилась. И вот — лето. Организова­ ли две бригады из пятнадцати—семная- цатилетних. Сами выбрали себе брига­ дира. Работали на животноводческом комплшсе по четыре часа в день, ос­ тальное время — спортивная подготов­ ка. тир, видеотека и дискотека. Как-то быстро сдружились с местными ребя­ тами, свободное время проводили, как правило, с ними. Как ни странно, ника­ кой вражды не возникло, наоборот, по­ нравились друг другу. В выходные дни желающим не за­ прещалось уехать домой, повидаться с родными, приятелями. Ничто так благо, творно не действовало на ребят, как обстановка доверия и доброжелатель­ ности, постоянная занятость интересным и полезным делом. Вот Алеша К. — состоял на учете в .милиции за кражи, часто уходил из до­ ма, одним словом — бродяжничал. В лагере же он был назначен ответствен­ ным за сохранность всего имущества, закрепленного за бригадой. И что же? Алексей добросовестно трудился и ис­ полнял все возложенные на него пору­ чения. В конце смены администрацией совхоза был кагражден ценным подар­ ком и, конечно же, получил все честно заработанные им деньги. Володя 3. в конце лагуной смены то­ же поощрен администрацией совхоза-^ за то, что однажды, увидев колхозное стадо коров, пасущихся на поле, засеян­ ном пшеницей, не прошел мимо, а ото­ гнал его, потому что знал: наевшись вдоволь этого корма, животные могли и погибнуть. А ведь и Володя состоял на учете в ннспекавн по делам несо­ вершеннолетних •за совершение право­ нарушений. ^ Прошла лагерная с.мева, уехали по­ взрослевшими, с честно заработанными деньгами мальчипжи, многие —- с бла­ годарностями и ценньши подарками, а главное ^ поверившими в свои силы. Не за торами и новое лето, опять ка­ никулы. И неплохо было бы в каждом районе подумать об открытии подобно­ го лагеря,- Не стоит в стороне от участия в пе­ ревоспитании «трудных» педагогический институт г. Ельца. Без преувеличения можно сказать, что он оказывает ощу­ тимую помощь милиции. В чем это вы­ ражается? .Прежде всего, -р работе пед- отряда «Дзержинец». Состоящий из студентов 4-х факультетокнх отрядов, он шефствует над подростками, состоя­ щими на учете в милиции. Подопечные ребята посещаются имя дома, пр месту учебы или работы. Встречи студентов происходят и с учителями, воспитате­ лями, наставикка.ми подростков, с н.х родателями. Конечно, шефство основы­ вается не только на наблюдении, а и на конкретной помощи в учебе, в преодолении какихгто трудно разреши­ мых для подростка ситуаций, в органи­ зации досуга. В пединституте решили, что девушки- студентки принесут большую помощь, шефствуя над неблагополучными под­ ростками, нежели в составе доброволь­ ной народной дружины будут иатрули- ровать по вечерним улицам г. Ельца. Эта работа по силам скорее париям. А студентки ЕГПИ шефствуют сейчас над каждым из 136 подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовер­ шеннолетних. Не прерывается эта рабо­ та и в летний период. Подшефные ра­ ботают вместе со студентами в строи­ тельных отрядах. ,^1ногообразна помощь студентов ре­ бятне Ельца. Пелых. 12 педагогиче­ ских отрядов будущих учителей прихо­ дят в инспекцию по делам иесовершек- нолетних, в школы, интернаты, комна­ ты Ш|Кольника по месту жительства. Интересно с ними мальчишкам н дев­ чонкам, ведь студенты не намного стар­ ше их. Я рассжазала только о двух формах участия в организации свободного вре­ мени и перевоспитания «трудных», уча­ стия реального, практического и прино­ сящего результаты. Хотелось бы, чтобы за эту работу брались увереннее, актив­ нее. Нельзя оставлять ни одного осту­ пившегося подростка без внимания к? добоого участия. Л. АСТАХОВА, на1Щльннк инспекции по делам несовершеннолетних УВД. ШтИОЕ ДЕТСТВО «трудный подросток*...' Кто он? Моральный урод,, шало­ пай, разгильдяй? Л, может быть, яркий, талантливый, ода­ ренный юный человечек, которому ■просто не повез.ю в дет­ стве найти взрослого друга? В первую Московскую дет­ скую кливическую больницу привозят ребятишек буквально со всех уголков страны. Сюда почтальоны в толстых сумках приносят кипы писем, по штем­ пелям на которых можно без преувеличения проследить гео­ графию всего земного шара.,В них вопросы, мольбы о помо­ щи, сострадании... У каждого свои проблемы. ■Кто-то просит совета: как оп­ ределить приверженность пя- ^тилетнего Андрюши к физике либо к лирике, кто-то узрел в своем малыше зачатки гениаль­ ности и требует научной ме­ тодики ее дальнейшего разви­ тия. Другие дрожащей рукой пишут об атрофии мозга, оли­ гофренки, задержках в разви­ тии, дефектах или полном от­ сутствии речи у малышей. Многим здесь помогают. Ме­ дики, без всякого преувеличе­ ния, творят чудеса. Оборудо­ вание, КОГОРЫ.М оснащена кли­ ника. еще десять, пятнадцать лет назад, пожалуй, навряд ли бы смш' вообразить даже самый безудержный фантаст. Впрочем, судите сами. Компь­ ютерная томография позволя­ ет медякам буквально как на ладони просмотреть .!Побой из пластов мозга ребенка. С по­ мощью так называемых выз­ ванных потенциалов можно «прозвонить» любой участ­ ков нервной системы, обнару­ жить ее сбой. В среде, казалось бы, впол­ не благоприятной, тоже дале­ ко не все в порядке. Не так давно врачи проводили иссле­ дования среди шко.чъннков и учащихся ПТУ Москвы и Ле­ нинграда. Картина безрадост­ ная. Каждый пятый обследо­ ванный подросток, оказывает­ ся. имеет отклонения ,в психи­ ке. Впрочем, эту цифру Л. Ба­ далян берет под сомнение: —• Мы давно дали определе­ ние болезни, но так и не су мели ответить на вопрос: «Что' же такое здоровье?» Да и во­ обще, что такое норма? Осо­ бенно, если речь идет о пси­ хике подростка, ребенка. Прилежный, спокойный, по­ кладистый и удобный во всех отношениях для взрос­ лых пятиклассник - г это нор­ ма и.чи отклонение? Не знаю, не знаю... Поэтому я не стал бы увлекаться цифра.чи. Хо­ тя одно бесспорно — сегодня количество неврозов, психи­ ческих расстройств у детей стало существенно больше.. Взгляд психиатра, психоте­ рапевта на многие вещи н явления куда объемнее и слож­ нее, нежеЛ1и наше их понима­ ние. Допустим, -МЫискренне ра­ дуемся, когда, десятилетий мальчишка — непоседа и ба­ лагур. вдруг становится тихим, поспушным ребенком. Ну, сла­ ва богу, дескать, взялся за ум. одумался. А врач в этам, видит опасные симптомы. Мы восторгаемся нашими юными гимнастками. Академик Бада­ лян тоже горд за достижения советского спорта, но с трево­ гой думает о том. как трудно этим девочкам будет стать ма­ терями и не станут ли их бу­ дущие дети его пациентами. Мы, затаив дыхание, слушаем юного вокалиста, в свои 15 лет уже известного всей стра­ не, а Левон Оганесович- тер­ зается мыслью: выдержит .ли психика подростка не.тегкое бремя свалившейся яа него славы? А г.чавяое — что ста­ нет с парнем потом, когда ВДРУГ выйдет из моды?. Мы приветствуем вундеркин­ дов, овладевающих програм­ мой средней школы за 6 ^ 7 лет. а психиатр хватается за голо­ ву. Он, наоборот, призывает к разгрузке школьной програм­ мы не мнее- чем на одну треть. Мы требуем от подростков дисциплины, а он ратует за раскрепощенность. И так поч­ ти по каждому воп:росу. Пол­ ное несоответствие с канонами сложившейся житейской прак­ тики. — А что происходят в шко­ ле? Мы должны - исходить из того, что центральной фигурой Школы является ученнк. Мы ввели сейчас студентов в уче­ ный совет. И мне это нравит­ ся. У нас в совете профессо­ ров, сейчас он называется со­ вет института, 25 процентов — студенты. И это прекрасно. Потому что, в конце концов, мы живем в институте для них. Мы работаем для них. И мне кажется, что это ве.чение времени. Пора сломать и ту иерархичность, когда педаго­ ги стоят «ад школьишами. Это не значит, что н^'жнз фамиль­ ярность. Но мы должны вос­ питывать личность... Я никог­ да не считал, что хороший ди­ ректор и.зи хороший руководи­ тель — это тот, который всех придавил, у которого желез­ ная рука. Железной рукой ни­ чего нельзя сделать хорошо. Левон Оганесович Бадалян глубоко убежден, что психиче­ ское расстройство у ребенка куда легче предупредить, не­ жели вылечить. Вся беда в том, что болезни, которые он лечит, в большинстве своем не врож­ денные. а приобретенные. — «Биологический каркас личности» закладывается очень рано. На протяжении всей жиз­ ни че.ловека происходит его обогащение, развитие. Но, к сожалению; случается и наобо­ рот, его оскудение. И дело здесь не только, вернее, не столько, в крайностях — пси­ хических заболеваниях, нерв­ ных расстройствах, а гораздо шире — проблема формиро­ вания личности. Как часто из необычайно одаренных детей вырастают скучные, совершен­ но бездарные стаидартизнро- ваниые взрослые. Лев Оганесович любит, пов­ торять: «.Если бы Пушкин в детстве слушал не сказки .Ари­ ны Родионовны, а современные шлягеры “ из него бы вырос не Пушкин, а Дантес». Это, конечно, шутка, но есть в ней глубокий смысл. Признаться. не раз и «е два я наблюдал, с какой . непосредственностью, полной самоотдачей играют де­ ти. (И куда, сб враченем все это уходит?!) Как-то в коман­ дировке увидел довольно стран­ ную игру ребятишек. Двое мальчишек, надев на п.чечн де­ ревянные карабины, сопровож­ дали третьего мальчугана, ко­ торый шел, низко опустив го­ лову и заложив руки за спи­ ну. ' Объяснение было предель­ но простым — в городе нахо­ дилась колония строгого ре­ жима. Да, многое, очень многое за­ висит от нас, взрослых. — Когда говорят о трудных детях и трудных подростках, у меня сразу возникает пред-, ставление о трудных взрослых. — Есть же определение трудного подростка. Кажется, так: трудный подросток ■— это подросток, преданный взрж- лым-и. — Не то-лько ■— преданный. Трудный подросток отенъ час­ то” нестандартный подросток. Он «естандартный человек. Вы знаете, я «е верю в то, что> есть плохие подростки. Еегь- подростки, которые не нашла своих взрослых. Или — кото­ рые нашли «е своих взрослых. Юность ищет. Она хочет разо­ браться в жизни. И она ищет’ методом проб и ошибок. Ни- одно поколение не училось наг ошибках предшествующего по­ коления полностью. Каждое поколение повторяет один » те же ошибки. Подобно тому, как каждый малшп хватается за пламя и понимает, что пла­ мя жжет. Если не схватится — не поймет. Вот подобно^ этому молодежь повторяет од­ ни и те же ошибки. К этому надо относиться терпимо. Но>^ не надо нз ребенка, который соскользнул, делать отщепенца. Не надо торопиться делать его трудным. Потому что есть- нравственный иммунитет в че­ ловеке. Есть духовный имму­ нитет. Его надо беречь. Бго> надо обогащать. А. МОГУЧИЙ, корр. ТАСС, В наряде н без... Фото Ю. КраемяЕОяа,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz