Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
л КАКИМ сложится НЫНЕШНИЙ ГОД? МЕНЬШЕ БУДЕТ ИСКАЛЕЧЕННЫХ ПРЕСТУП ЛЕНИЯМИ РЕБЯЧЬИХ СУДЕБ ИЛИ НАОБО РОТ? ЧТО ЖЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫ ЛО МЕНЬШЕ? ГОРОЙ, м йльтки , стти ты С ей ча с любят рассуждать о дет ской и додростковой преступно сти как об одной из самых злобо дневных тем, причинах, ее порождаю щих. Со многими орато,рами. нх довода ми, трудно не согласиться: настолько весомы, обоснованны я значительны их рассуждения. Но часто присутствуя на различного рода совещаниях, не поки дает мысль, насколько эти рассужде ния расходятся с делами, как мало де лается в реальной жизни, чтобы у ^ - речь подрсйтка от преступления, а, мо жет, и, насилия над ним. А как важно принять доброе участие в судьбе каж дого оступившегося несовершеннолетне го. К сожалению, интересный опыт ра боты с трудными, который приносил бы реа.тьные плоды, приходится собирать в области по крупицам. И тем более ценен уже имеющийся, принесший ре альные результаты. Никому не надо объяснять, как всег да сложен каникулярный период. Заня тия в школах и училищах закончились, и тысячи ребят «расплескиваются» по улицам. Где и как их занять? Хорошо, если позаботятся о них родители. Во многих семьях, конечно же, обеспечен и контроль, и присмотр: родители могут помочь устроиться на работу, отправят в спортивный -или пионерский лагерь. Ну, а как быть с теми, кто собствен ными семьями «брошен на произвол судьбы», с темн, кто вкусил «свободы», общаясь в сомнительных компаниях? Нет-нет, да и отмечаются они в мили ции, а некоторые уже и осуждены за преступления, да государство отнеслось к ним гуманно —; оставило на свободе. В Елыхе в преддверии прошлогоднего лета горком ВЛКСМ вместе с милицией решили воплотить в жизнь мечту о спор тивно-трудовом лагере для «трудных». Под боком, а Елецко.ч районе, несколь ко лет успешно работал такой лагерь, А почему бы и не попробовать? Сказа но — сделано. Да н сказано было во время. Не в разгар летних каникул, а в марте, когда до них оставалось не сколько месяцев. Именно в это время нашли подходящее базовое хозяйство- совхоз «Опытное поле» Елецкого рай она. Повезло с директором. В. В; Са прыкин сам с энтузиазмом воспринял идею размещения на территории своего совхоза специализированного лагеря для подростков. И яе только воспри нял, воплотил ее в жилье. питании, объеме работы для ребят. Директор городского Дома пионеров Е; И. Карнухия стал начальником ла геря, комиссаром — второй секретарь 1-оркома ВЛКСМ А. В. Мишин, а воен руком — военнослужащий Ю. Савин. О будущем лагере рассказали, преж де всего, подросткам, состоящим на учете в милиции. Предложили пожить 8 нем, поработать, но никого не угова ривали. Неожиданно, идея -ребятам по нравилась. И вот — лето. Организова ли две бригады из пятнадцати—семная- цатилетних. Сами выбрали себе брига дира. Работали на животноводческом комплшсе по четыре часа в день, ос тальное время — спортивная подготов ка. тир, видеотека и дискотека. Как-то быстро сдружились с местными ребя тами, свободное время проводили, как правило, с ними. Как ни странно, ника кой вражды не возникло, наоборот, по нравились друг другу. В выходные дни желающим не за прещалось уехать домой, повидаться с родными, приятелями. Ничто так благо, творно не действовало на ребят, как обстановка доверия и доброжелатель ности, постоянная занятость интересным и полезным делом. Вот Алеша К. — состоял на учете в .милиции за кражи, часто уходил из до ма, одним словом — бродяжничал. В лагере же он был назначен ответствен ным за сохранность всего имущества, закрепленного за бригадой. И что же? Алексей добросовестно трудился и ис полнял все возложенные на него пору чения. В конце смены администрацией совхоза был кагражден ценным подар ком и, конечно же, получил все честно заработанные им деньги. Володя 3. в конце лагуной смены то же поощрен администрацией совхоза-^ за то, что однажды, увидев колхозное стадо коров, пасущихся на поле, засеян ном пшеницей, не прошел мимо, а ото гнал его, потому что знал: наевшись вдоволь этого корма, животные могли и погибнуть. А ведь и Володя состоял на учете в ннспекавн по делам несо вершеннолетних •за совершение право нарушений. ^ Прошла лагерная с.мева, уехали по взрослевшими, с честно заработанными деньгами мальчипжи, многие —- с бла годарностями и ценньши подарками, а главное ^ поверившими в свои силы. Не за торами и новое лето, опять ка никулы. И неплохо было бы в каждом районе подумать об открытии подобно го лагеря,- Не стоит в стороне от участия в пе ревоспитании «трудных» педагогический институт г. Ельца. Без преувеличения можно сказать, что он оказывает ощу тимую помощь милиции. В чем это вы ражается? .Прежде всего, -р работе пед- отряда «Дзержинец». Состоящий из студентов 4-х факультетокнх отрядов, он шефствует над подростками, состоя щими на учете в милиции. Подопечные ребята посещаются имя дома, пр месту учебы или работы. Встречи студентов происходят и с учителями, воспитате лями, наставикка.ми подростков, с н.х родателями. Конечно, шефство основы вается не только на наблюдении, а и на конкретной помощи в учебе, в преодолении какихгто трудно разреши мых для подростка ситуаций, в органи зации досуга. В пединституте решили, что девушки- студентки принесут большую помощь, шефствуя над неблагополучными под ростками, нежели в составе доброволь ной народной дружины будут иатрули- ровать по вечерним улицам г. Ельца. Эта работа по силам скорее париям. А студентки ЕГПИ шефствуют сейчас над каждым из 136 подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовер шеннолетних. Не прерывается эта рабо та и в летний период. Подшефные ра ботают вместе со студентами в строи тельных отрядах. ,^1ногообразна помощь студентов ре бятне Ельца. Пелых. 12 педагогиче ских отрядов будущих учителей прихо дят в инспекцию по делам иесовершек- нолетних, в школы, интернаты, комна ты Ш|Кольника по месту жительства. Интересно с ними мальчишкам н дев чонкам, ведь студенты не намного стар ше их. Я рассжазала только о двух формах участия в организации свободного вре мени и перевоспитания «трудных», уча стия реального, практического и прино сящего результаты. Хотелось бы, чтобы за эту работу брались увереннее, актив нее. Нельзя оставлять ни одного осту пившегося подростка без внимания к? добоого участия. Л. АСТАХОВА, на1Щльннк инспекции по делам несовершеннолетних УВД. ШтИОЕ ДЕТСТВО «трудный подросток*...' Кто он? Моральный урод,, шало пай, разгильдяй? Л, может быть, яркий, талантливый, ода ренный юный человечек, которому ■просто не повез.ю в дет стве найти взрослого друга? В первую Московскую дет скую кливическую больницу привозят ребятишек буквально со всех уголков страны. Сюда почтальоны в толстых сумках приносят кипы писем, по штем пелям на которых можно без преувеличения проследить гео графию всего земного шара.,В них вопросы, мольбы о помо щи, сострадании... У каждого свои проблемы. ■Кто-то просит совета: как оп ределить приверженность пя- ^тилетнего Андрюши к физике либо к лирике, кто-то узрел в своем малыше зачатки гениаль ности и требует научной ме тодики ее дальнейшего разви тия. Другие дрожащей рукой пишут об атрофии мозга, оли гофренки, задержках в разви тии, дефектах или полном от сутствии речи у малышей. Многим здесь помогают. Ме дики, без всякого преувеличе ния, творят чудеса. Оборудо вание, КОГОРЫ.М оснащена кли ника. еще десять, пятнадцать лет назад, пожалуй, навряд ли бы смш' вообразить даже самый безудержный фантаст. Впрочем, судите сами. Компь ютерная томография позволя ет медякам буквально как на ладони просмотреть .!Побой из пластов мозга ребенка. С по мощью так называемых выз ванных потенциалов можно «прозвонить» любой участ ков нервной системы, обнару жить ее сбой. В среде, казалось бы, впол не благоприятной, тоже дале ко не все в порядке. Не так давно врачи проводили иссле дования среди шко.чъннков и учащихся ПТУ Москвы и Ле нинграда. Картина безрадост ная. Каждый пятый обследо ванный подросток, оказывает ся. имеет отклонения ,в психи ке. Впрочем, эту цифру Л. Ба далян берет под сомнение: —• Мы давно дали определе ние болезни, но так и не су мели ответить на вопрос: «Что' же такое здоровье?» Да и во обще, что такое норма? Осо бенно, если речь идет о пси хике подростка, ребенка. Прилежный, спокойный, по кладистый и удобный во всех отношениях для взрос лых пятиклассник - г это нор ма и.чи отклонение? Не знаю, не знаю... Поэтому я не стал бы увлекаться цифра.чи. Хо тя одно бесспорно — сегодня количество неврозов, психи ческих расстройств у детей стало существенно больше.. Взгляд психиатра, психоте рапевта на многие вещи н явления куда объемнее и слож нее, нежеЛ1и наше их понима ние. Допустим, -МЫискренне ра дуемся, когда, десятилетий мальчишка — непоседа и ба лагур. вдруг становится тихим, поспушным ребенком. Ну, сла ва богу, дескать, взялся за ум. одумался. А врач в этам, видит опасные симптомы. Мы восторгаемся нашими юными гимнастками. Академик Бада лян тоже горд за достижения советского спорта, но с трево гой думает о том. как трудно этим девочкам будет стать ма терями и не станут ли их бу дущие дети его пациентами. Мы, затаив дыхание, слушаем юного вокалиста, в свои 15 лет уже известного всей стра не, а Левон Оганесович- тер зается мыслью: выдержит .ли психика подростка не.тегкое бремя свалившейся яа него славы? А г.чавяое — что ста нет с парнем потом, когда ВДРУГ выйдет из моды?. Мы приветствуем вундеркин дов, овладевающих програм мой средней школы за 6 ^ 7 лет. а психиатр хватается за голо ву. Он, наоборот, призывает к разгрузке школьной програм мы не мнее- чем на одну треть. Мы требуем от подростков дисциплины, а он ратует за раскрепощенность. И так поч ти по каждому воп:росу. Пол ное несоответствие с канонами сложившейся житейской прак тики. — А что происходят в шко ле? Мы должны - исходить из того, что центральной фигурой Школы является ученнк. Мы ввели сейчас студентов в уче ный совет. И мне это нравит ся. У нас в совете профессо ров, сейчас он называется со вет института, 25 процентов — студенты. И это прекрасно. Потому что, в конце концов, мы живем в институте для них. Мы работаем для них. И мне кажется, что это ве.чение времени. Пора сломать и ту иерархичность, когда педаго ги стоят «ад школьишами. Это не значит, что н^'жнз фамиль ярность. Но мы должны вос питывать личность... Я никог да не считал, что хороший ди ректор и.зи хороший руководи тель — это тот, который всех придавил, у которого желез ная рука. Железной рукой ни чего нельзя сделать хорошо. Левон Оганесович Бадалян глубоко убежден, что психиче ское расстройство у ребенка куда легче предупредить, не жели вылечить. Вся беда в том, что болезни, которые он лечит, в большинстве своем не врож денные. а приобретенные. — «Биологический каркас личности» закладывается очень рано. На протяжении всей жиз ни че.ловека происходит его обогащение, развитие. Но, к сожалению; случается и наобо рот, его оскудение. И дело здесь не только, вернее, не столько, в крайностях — пси хических заболеваниях, нерв ных расстройствах, а гораздо шире — проблема формиро вания личности. Как часто из необычайно одаренных детей вырастают скучные, совершен но бездарные стаидартизнро- ваниые взрослые. Лев Оганесович любит, пов торять: «.Если бы Пушкин в детстве слушал не сказки .Ари ны Родионовны, а современные шлягеры “ из него бы вырос не Пушкин, а Дантес». Это, конечно, шутка, но есть в ней глубокий смысл. Признаться. не раз и «е два я наблюдал, с какой . непосредственностью, полной самоотдачей играют де ти. (И куда, сб враченем все это уходит?!) Как-то в коман дировке увидел довольно стран ную игру ребятишек. Двое мальчишек, надев на п.чечн де ревянные карабины, сопровож дали третьего мальчугана, ко торый шел, низко опустив го лову и заложив руки за спи ну. ' Объяснение было предель но простым — в городе нахо дилась колония строгого ре жима. Да, многое, очень многое за висит от нас, взрослых. — Когда говорят о трудных детях и трудных подростках, у меня сразу возникает пред-, ставление о трудных взрослых. — Есть же определение трудного подростка. Кажется, так: трудный подросток ■— это подросток, преданный взрж- лым-и. — Не то-лько ■— преданный. Трудный подросток отенъ час то” нестандартный подросток. Он «естандартный человек. Вы знаете, я «е верю в то, что> есть плохие подростки. Еегь- подростки, которые не нашла своих взрослых. Или — кото рые нашли «е своих взрослых. Юность ищет. Она хочет разо браться в жизни. И она ищет’ методом проб и ошибок. Ни- одно поколение не училось наг ошибках предшествующего по коления полностью. Каждое поколение повторяет один » те же ошибки. Подобно тому, как каждый малшп хватается за пламя и понимает, что пла мя жжет. Если не схватится — не поймет. Вот подобно^ этому молодежь повторяет од ни и те же ошибки. К этому надо относиться терпимо. Но>^ не надо нз ребенка, который соскользнул, делать отщепенца. Не надо торопиться делать его трудным. Потому что есть- нравственный иммунитет в че ловеке. Есть духовный имму нитет. Его надо беречь. Бго> надо обогащать. А. МОГУЧИЙ, корр. ТАСС, В наряде н без... Фото Ю. КраемяЕОяа,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz