Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ № 29, 1990 г. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ НА ДОРОГАХ! Умей ограниичвтаь скорость Такие дорожно-транспорт ные происшествия, как оп- рокидывание, наезды на пе шеходов, столкновения, ко торые происходят по вине водителей, возникают из-за превышения скорости движе ния, а в конечном итоге из- за потери управляемости ав томобиля или мотоцикла. По этому на опасных участках дорог устанавливаются зна ки, ограничиваю1цие скорость движения. Однако установленные Правилами дорожного дви жения ограничения скорости не обеспечивают необходи мой гарантии безопасности. В умении водителя оценивать скорость движения и устанав ливать ее в соответствии с реальными условиями заклю- ' чается один из важнейших принципов безопасного уп равления автомобилем. Води тель должен выбирать ско рость, которая будет безо пасной для неш.и других уча стников движения. Выбор ее — непрерывно решаемая за- дача, связанная с умением и желанием водителя сравни- вать возможности свои й уп равляемого им автомобиля со складывающейся объектив ной обстановкой движения. Во всех случаях выбор скорости должен произво диться в расчете на возмож ность предупредить опасные .последствия: остановить ав томобиль перед неожиданно возникшим препятствием или объехать его, не допустить съезд с полосы движения или опрокидывания автомо биля. Если водитель не смо жет или не пожелает дви. гаться со скоростью, которая позволит ему ' располагать для указанных целей доста точным временем, он лишит ся Возможности контролиро вать даижееие автомо биля. Исходя из этих сообра жений, вытекает важнейшая закономерность для безопас ного управления автомоби лем: любое усложнение си туации должно приводить к снижению скорости. Правила дорожного движе ния требуют от водителя при нятия мер к снижению ско рости вплоть до остановки в случае возникновения пре пятствия и опасности для движения, которые он в со стоянии обнаружить. Пере числить все ситуации, кото рые требуют снижения ско рости, очень трудно, очевид но. а этом и нет нужды. Можно выделить типовые случаи, когда водителю необ ходимо снижать скорость ав томобиля: при ограниченной ширине проезжей части, при движении по дороге с плохим качеством и состоянием покры тия, при недостаточной види мости (атмосфе1Щые условия, крутые повороты, переломы продольного профиля дорог, неисправности приборов ос вещения), перед поворотом на крутых спусках, перед пе рекрестками и пешеходными переходами, при разъезде с колонной машин или объез де ее на стоянках, при объ езде средств общественного транспорта во время посад ки или высадки пассажиров, при подъезде к железнодо- рожньпя переездам. Для водителя важно не только реагировать на явную опасность, но и предвидеть возможность ее появления, поэтому в перечисленных и других случаях снижение скорости нужно осущест влять заблаговременно. Конечно, сформулирован ные рекомендации не следу ет понимать догматически, как советы водителям двига ться во всех случаях в инте ресах безопасности с неболь шой скоростью. При этом, на первый взгляд, отпала бы сама собой проблема выбора бевошшой скоросши. Слишком, малая скорость представляет собой опасность для других транспортных средств, так как затрудняет их движение. Поэтому Пра вилами такое движение без необходимости запрещается. При вьшужденном движении автомобиля с пониженной скоростью водитель должен стараться не создавать помех другим транспортным сред ствам. Неправильный выбор ско рости, особеино превышевие окороййи — это нй|РУшение. в котором могут четко прояв ляться отдельные нравствен ные качества водителя (не дисциплинированность, склон ность к лихачеству; риску; пренебрежение к опасности). Большинство аварий, связан- н ьк с неправи.льньш выбо ром скорости, бывают в кон це рабочего дня, когда из-за усталости притупляется чув ство опасности и растет время реакции. Скоростной реяйтм чаще всего нарушают водители в возрасте до 23 лет и со стажем до 5 лет. Воидтел,ь будь примерным пешеходом! Каждый водитель ежеднев но на какое-то время ста новится пешеходО(М. К сожа лению. при этом он часто за бывает основные правила бе зопасного поведения, допус кает нарушшня, которые толь ко недавно были допущены другими пешеходами и при чинили ему неприятные пе- |реж1иваиия за рулем. Трудно объяснить, почему из-за соб ственной неднсцнплннирован- ности и неосторожности по лучает травму иля даже гиб нет пешеход, имеющий ква- лиф.чкацию водителя. Доба вим к этому, что каждый во дитель дшжен и в трудовом коллективе, и в семье пока зывать пример поведения в дорожном движении. Какие же требования предъ являются к пешеходам для обеспечения их собственной безопасности? Прежде всего, надо твердо усвоить, что про езжая часть дорог в общем случае предназначена для движения транспортных средств. Для движения пешеходов дол жны использоваться тротуары, пешеходные доронжн, обочи ны. Переходить проезжую часть можно, как правило, по обоз наченным- пешеходным пе реходам или по специальным сооружениям — пешеходным тоннелям и мостякам. Это важно потому, что водители ориентируются на. дорожную разметку и дорожные знаки, обозначающие место перехо да, и в соответствии с Прави лами обязаны уступать доро гу лицам, находящимся на проезжей части данного на правления. Пешеходные переходы на улицах с интенсивным дви жением оборудуют светофо рами, и тогда пешеход дол жен внимательно следить за его сигналами и начинать пе Наверное, не одни водитель, увидев столь необычный до рожный знак на одном из шоссе Калифорнив, пришел в легкое замешательство. Так что же их ожидает на протя жении ближайших двух миль: то ли крутые повороты н зигзага, то ли путь, ус^нный удавами... (ФОТОХРОНИКА ТАСС). ресечение проезжей часта толь ко по обращещому к нему зеленому сигналу светофора. Если же пешеходный пере ход не оборудован . светофо рами. то перед Началом дви жения надо убедиться. что расстояние до приближающе- гося транспортного средства и его скорость позволяют пе шеходу успеть закончить пе реход проезжей части данно го направл^ия. Рекоменду ется исходить из того, что в .момент завершения перехода расстояние до автомобиля должно быть не медае 50 метров при сухой проезжей части и Не менее 100 метров цря занесенной иля мокрой. Такой запас расстояния дает возможность водителю при нять экстренные меры при осложнении обстановки. В случаях, когда нет обоз наченных переходов и Ь зоне видимости нет перекрестков, пешеходы могут переходить дорогу и в других местах при условии, что она хорошо про сматривается в обе стороны от намеченного места перехода (примерно на 150—200 метров). Особая внимательность и осто рожность требуются от пешехо дов, когда приближается ав томобиль с включенным побле- сковым маяком или специаль ным звуковым сигналом. Эти автомобили имеют право ехать с повышенной скоростью и от ступать от.некоторых требова ний Правил. Пешеходы в этом случае должны вообще воз держаться от перехода до проезда таких автомобилей. Не следует переходить дорогу и в тех случаях, когда прибли жаются автомобили или ма шины дорожно-эксплуатацион ной службы с включенным ма ячком оранжевого цвета. Они также могут отступать от ря да положений Правил при вы полнении дорожных работ. В ожидании начала перехода пешеходы не должны стоять на проезжей части. Они долж ны находиться на непроезжей части или обочине. Целесооб разно помнить, что через „про езжую часть надо идти (жела тельно быстрым шагом), а не бежать. Дело в том, что бегу щий человек появляется для водителя всегда неожиданно и на общем фоне других, иду- щих шагом, затрудняет ориен тировку в ситуации, создает стрессовую психическую на грузку. Кроме того, сам бегу щий хуже .воспринимает окру жающую дорожную обстановку И в случае необходимости не имеет возможности быстро ос тановиться. Заметим, что иду щий шагом человек, увидев опасность, может остановиться на протяжеяяи .примерно полу тора метров, а Жгущий —5— 10 м. в зависимости от темпа бе га. Не всегда удается за время горения зеленого сигнала све тофора пересечь широкую часть. В таком случае для ожи дания возможности дальней шего перехода надо восполь зоваться „ островком безопас ности или остановиться на ли нии, разделяющей встречные транспортные потоки. Во всех случаях, когда пешеход наме рен переходить проезжую часть, делать это следует осмо трительно. Надо помнить, что Правила запрещают выходить из-зк стоящих крупногабарит ных грузовых автомобилей или какого-нибудь иного пре пятствия, не убедившись в от сутствии приближающегося транспорта. Навыки осмотри тельности при переходе дороги особенно важно прививать де тям, приучая их к необходи мости каждый раз вниматель но посмотреть не только перед собой, но и по. сторонам. Это в большей мере относится к родителям и преподавателям в школах. Когда пасажиры в беозпасности Пе)ршоз1Ца людей на тран спортных средствах является ответственным делом. Оно требует особого внимания со стороны руководителей транспортных организаций и предъявляет повышенные требования к водителям, со стоянию и оборудованшо транспортных средств. На иболее безопасно такая зада ча решается с использова нием специально предназна ченных для пассажирских пе ревозок транспортных средств — трамваев, троллей- %сов. автобусов, автомоби лей-такси. Однако для перевозок лю дей могут испо.чьзоваться и специально оборудованные грузовые автомобйши. В со ответствии с Драиилами вд'- ,30В грузового автомобиля, оборудованного для перевоз ки людей, долш1ен иметь си- дшья, укрепленные на рас стоянии не менее 15 см до версш€1го края бортов, а озденья, рашоложениые вдоль заднего я бо кового борта, — прочные сиинки,- кроме того, с наруж ной стороны кабины автомо- биля. на кузове или в 1оФо- ве в доступном для пассажи ров месте должен распола гаться огнетушитель. Безопасная перевозка пас сажиров в первую очередь зависит от водителя. Поэто му перевозка людей на ав тобусах и грузовых автомо билях должна поручаться только наиболее опытным и дисциплшнгровашьш. Пе рёд выездом на линию таких водителей следует дополни- . тельно инструктировать. Эти жесткие требования введены для обеспечения максимальной безопасности пассажиров. Перевозка груп пы людей на грузовом авто, мобиле имеет свою специфи ку. Водитель должен не толь ко обладать навыками управ, ления грузовым автомоби лем, но и хорошо знать осо бенности перевозки пассажи ров, правила их посадки, вы -. садки, размещения. При этом приемы управления автомо билем отличны от приемов управления при грузовых пе ревозках. Они требуют боль шей плаюмоютиири движении с места, маневрировании и торможении. Прежде чем на чать движение с пассажира, ми в кузове своего автомоби ля, водитель должен убедить ся, что число перевозимых людей не превьппает количе ства оборудованных для си денья мест, проинструктиро вать пассажиров о порядке их высадки. Из числа пасса жиров рекомендуется назна чить старшего, который дол жен следить за порядком в кузове. Во время движения люди не должны стоять или садиться на борт. Перед началом поездки водители междугородных и туристических автобусов должны проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами. Устойчивость автобуса за- висит от расположения цент ра тжкести, на |ко1торое, в свою очередь, заметно влия ют пассажиры. Их переме щение при резком торможе нии или на крутом повороте может способствовать опро кидыванию ■автобуса. Поэто му на междугородных и ту ристических линиях все пас сажиры в автобусе должны сидеть, водитель не должен допускать перегрузки автобу са всех .норм, установленных инструкцией. Безопасность поездки зависит не только от водителя, но и от пасса жиров, поэтому водитель через зеркало заднего вида должен следить за их пове дением, не допускать, чтобы пассажиры стояли, группи ровались в одаом месте. Подготовил в . БОБЫЛКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz