Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ № 27, 1990 г. В Е Р Н И С А Ж & ЯВЛЕНИЕ «МИТЬКОВ» В СТОЛИЦЕ Долгожданный многими на бег «митьков» на столицу состоялся и оставил после се бя яркий след в Московском Дворце молодежи, а 'имеяно — выставку их живописных, графических И скульптурных достижений. Ну, а вернисаж был ознаменован редкостной давкой у дверей, в которой безбилетные неудачники оспаривали право на вход у счастливых обладателей заветного квит­ ка. Вернисаж имел крен в музыкальную сторону: из Пи­ тера приехали митьковствующие «Аквариум» и «Ять», московскую братию представляли еще один всамделиш­ ний «митек» Андрей Макаревич и группа «Адо». Итак, в этот вечер музыка пересилила, а картшы (митьковский хлеб, пот, смех н слезы) довольно скромно висели по-соседству... Группа ленинградских художников «митьки» старше перестройки, а восторженный приём, устроенный ей в столичном Дворце молодежи, говорит о том, что идеи, образ жизни и, конечно же, картины «митьков» по-преж­ нему в моде, они ведь н «заграницу» встряхнули, отчаяв­ шуюся увидеть русских медведей, эти юморные, дураш- летые и, действительно, малость медведистые ребята с малой и большой Невки. В, ШУТОВ. Автору этой версии Петра Первого, вддимо, очень хоте­ лось стать «особой, прибли­ женной к императору». ^ «Оттяжка» Ивана Сотнико­ ва вызывала и чисто нсследо- вательский интерес. К слову, «оттягиваться» — яа «эшть- конском» жаргоне означает заняться чем-нибудь прият­ ным, забить о тяготах. На сцене МДМ Борис Гребешцнков, «Мятьковская» ж*звездушка». Фото В. ВЕЛИКЖАНИНА. (Фотохро1Шка ТАСС); СКАЛЬПЕЛЬ ХУДОЖНИКА П РОБЕГАЯ по Арбату МШ10 лзкиршанных матрешек, карикатур т а все подрад н бесчисленных оданаково светящшшя зе­ леных л т одинаково стара­ тельных подражателей % - инджя, ваш коррешондект вдруг зацшшюя взглядом за большое ржавое пятно на заборе. При ближайшем рас­ смотрении пятно оказалось выставкой каршн. Называется выставка «Коррозия». «Коррозия № 7», например; ржавое железо, облошш т р ^ . . . Свалка. Художник: — Таков земной пейзаж !уаке сейчас, а в будущем тем более решительный зкологй- ческий. кризис, и человечест­ во не схватитея за голову. Ведь все балансирует на грани необходимости. Вот только не иоэдно ли будет — там, за гранью?... Ш книги отзывов: «Кар­ тину «Рабочий» иностранцам не продавайте». И верно: ни в коем случае! Ничего с э^ой выстгшки иностранным 1Ноллекционерам — не про­ давайте. Что они пониман» в нашей коррозии? Они бу­ дут расс^кдать о своеоб­ разной творческой мане­ ре художника. Самые прозорливые разглядят в его ржавых натюр­ мортах антиутопию, грозное предостережение современ- тей технократической щ - вилтаации. Им невдомек, что утопии тут ни при чем. Ншюлай Петрович Ларский рисует с натуры: — «Рабочего» я писал с конкретного человека. Он .монтаЖ1Ник, жйвет здесь рядом, на Арбате. Картина— его портрет. Но не только. На этого рабочего я перенес черты страданий Иисуса Христа. Человек расшитый, уничтожешый. , оскорблен­ ный, забитый... Вот он в те- логрешсу одет, в ватные брюки, вот на нем шапка,, ос­ талось только на него на­ деть каску. Но вместо каски нимб... Вот он сидит на трубе, гаади него это не лесоповал, как многие говорят, а просто свалка жизни нашей: и металлолом, и обрывки де­ ревьев...- На руках и босых ногах рабочего — раны от шдадей, но кровь стекает не красная — бурая. И нимб не золотой, не сияющий тусклый. И во взгляде, -уставленном ми­ мо — уже не боль и даже не усталость, я после того и другого. Ни страха, ни ожи­ дания, ни надежды, ни тре­ воги — не осталось. Невоз- мояшо цредставить себе, что этот человек.-двияется. Или хоть взгляд дереведет. Или хоть, -тонет. Или хоть запла­ чет. Он еще не умер, он за­ живо оцепенел. И земля, на которой всю жизнь работал этот человек, не зеленая — ржавая. Из книги отшшов: «Выставка Ларского потряс­ ла меня». Подпись: «Армя­ нин, беглец из Баку». Посмотрев выставад', нша иоррвспондент оробел. Как гсдаорить с худошишом, ко­ торый прозрел, чтобы еже- ■минутно видеть распадение нашего — своего мира? Как должен страдать человек, носящий в. себе знание о.дор- розии всего — от огромно­ го государства, изображен­ ного куском ржавого желе­ за в коллаже «Коррозия СССР», до яшвой клетки (и такая картина у нею есть). Рисуя коррозию людей <жут- кая картина «Проститутка»: 'красивое тело, съедашое ржавчиной) и коррозию душ («Грепшый ангел». — чер­ ный, как та древесного угля, с отломившимся, истлев- ШИ.М крылом), — можно ли жить, мояшо ли не сойти с ума от боли?.. Но художник Ларский был вполне спокоен и весел. Сидел себе за пластмассовым столи­ кам у забора, на котором бы­ ли, вывешены его картины, за ­ слонялся зонтиком от слиш­ ком яркого солнца и расска-. зывал, как организованное нм товарищество художников «Арбатская галерея» догова­ ривается с художниками Мон­ мартра о творческом обмене: наши к ним съездят, а потом, гладишь, а они к нам. О вьютавке говорил: — Это просто период та­ кой ” коррбзи&ый. я изоб­ ражаю то, к чи*у пршиел как простой совеЯЕКий человек, ^ ^ д ц а т ь лет ездил по стра­ не, по разным республикам на запад, на восток. Везде ввдел гадость, которая все время оседала в душе, а сей­ час .всплывает. Вот я выбро­ сил эту коррозию .из себя на людей — и мне стало легче: во-первых, потому что для меня это теперь становится яройденньш этапом, а во-вто­ рых, потому что оно материа- лшовалось в определенной форме и осталось навечно за ­ печатленным во времени и в .искусстве. Вот оно, уже ни- адда не денется. —- А на вас. не обижают­ ся? — спросила художника бабушка Марья Ивановна, шедшая по Арбату из поли- К.ШШИИИ домой в очень чис­ том клетчатом пальто с про­ тертым до дырки локтем. — Цравда-то глаза колет! Обижаются я а удивле­ ние редко.. «Сколько же мож­ но дрсшагавдировать отрица­ тельное? Хочется вшвьппен- ного. И без такого искусства хватает ржавчины.», — .вот единственная «обиженная» запись, которая встретилась мне в книге отзывов, И это странно. Ведь в са­ мом деле — ржавчина н в жтани каждый день на гла­ зах. И 8 жизни от нее доста­ точно устали. Как ,и от нега­ тивно окрашенной шформа- ции. Так почему же эта вы­ ставка нравится? Дружно «за» “ молодежь: «Вещь|». «Кайф!», «Клатоыо, но жестоко». «Очень клево!» Но и старшие, ужасаясь: «О Господи, неужели за это мы 'Во^али?..» Художника — хвалят: «Вот за работягу, за Иисуса, за него-т.о спасибо. Вся Россия в нем». -йСпаси- бо за удовольствие видеть себя и мир, который мы «на­ творили»...» Непостижимо; какое в этом удовольствие? Почему с та­ ким энтузиазмом зрители подтверждают: «Да. • да, вот так вот все и есть, вот имен­ но, мы и сами это чувству­ ем»? Чему тут радоваться? Мы довели наш мир до гра­ ни разрушения и сами это ощущаем. Приходит худож­ ник и .говорит зрителю: «Мы - довели наш мир до грани раз­ рушения»... Почему, почему в ответ зритель — благодарит художника «за доставленное удовольствие?!» ' — А потому, что . многие лвдда всего этого раньше не осознавали, хотя и ощуща­ ли. А теперь ■— как бы точ­ ка ставится на этом разго­ воре, - - объяснил художнш Ларший вашему !1Щррешш- денту.. И ваш иоррешондент не псшял„ суток, думал. А на третйС, знаете, дотшю. ‘ Чувствовали, но не соада- ■валй •— 'ВОТ оно, что! Неосоз­ нанное чдаство распоряжает­ ся нами; как хочет. Худож-' ник Ларский выразил- себя, «простого еоветското челоде- ка» - - -и тем самым дал мно­ гим зрителям форму выра­ жения их тоски, помог зри- телял! ее осознать — а. зна- чит,^ и отделить от себя. Сво. ям жшописным кошмаром он помог понять: неразумная, оазрушительмая деятельность человека —- не проявление его ‘ЖШшо$ природы, а щ>е- етуллеш1с против нее. На картине, названной «Чело­ век» (второе название — «Сый земли») — лик Христа с челом, пробитым ржавым шоздем, и потоки ржавой грязи, заливающей последние проблески чего-то светлого, что еще маячит на заднем плане — то ли тастого воз­ духа, то ля синего неба над светлой водой. Зритель смо­ трит на картины Ларского и помаленьку соображает: так весь этот ужас, отравляющий мою душу— не есть единст- веиное истинное содещкавие мира, а есть ето коррозия, разложение?.. Так парадоксальным обра- ш м мрачнейшие полотна спасают от цинизма. И если зги ржавые картины зрителю нравятся — тут дело не в злорадстве. Просто, когда на- р ь т вокрьшают, больному легчает. Не пугайтесь стран­ ности- зритет1йких вкусов: дайте че.!ювеку переболеть. С. ЛАЦИС, корр, ТАСС. Москва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz