Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ № 27, 1990 г. В Е Р Н И С А Ж & ЯВЛЕНИЕ «МИТЬКОВ» В СТОЛИЦЕ Долгожданный многими на бег «митьков» на столицу состоялся и оставил после се бя яркий след в Московском Дворце молодежи, а 'имеяно — выставку их живописных, графических И скульптурных достижений. Ну, а вернисаж был ознаменован редкостной давкой у дверей, в которой безбилетные неудачники оспаривали право на вход у счастливых обладателей заветного квит ка. Вернисаж имел крен в музыкальную сторону: из Пи тера приехали митьковствующие «Аквариум» и «Ять», московскую братию представляли еще один всамделиш ний «митек» Андрей Макаревич и группа «Адо». Итак, в этот вечер музыка пересилила, а картшы (митьковский хлеб, пот, смех н слезы) довольно скромно висели по-соседству... Группа ленинградских художников «митьки» старше перестройки, а восторженный приём, устроенный ей в столичном Дворце молодежи, говорит о том, что идеи, образ жизни и, конечно же, картины «митьков» по-преж нему в моде, они ведь н «заграницу» встряхнули, отчаяв шуюся увидеть русских медведей, эти юморные, дураш- летые и, действительно, малость медведистые ребята с малой и большой Невки. В, ШУТОВ. Автору этой версии Петра Первого, вддимо, очень хоте лось стать «особой, прибли женной к императору». ^ «Оттяжка» Ивана Сотнико ва вызывала и чисто нсследо- вательский интерес. К слову, «оттягиваться» — яа «эшть- конском» жаргоне означает заняться чем-нибудь прият ным, забить о тяготах. На сцене МДМ Борис Гребешцнков, «Мятьковская» ж*звездушка». Фото В. ВЕЛИКЖАНИНА. (Фотохро1Шка ТАСС); СКАЛЬПЕЛЬ ХУДОЖНИКА П РОБЕГАЯ по Арбату МШ10 лзкиршанных матрешек, карикатур т а все подрад н бесчисленных оданаково светящшшя зе леных л т одинаково стара тельных подражателей % - инджя, ваш коррешондект вдруг зацшшюя взглядом за большое ржавое пятно на заборе. При ближайшем рас смотрении пятно оказалось выставкой каршн. Называется выставка «Коррозия». «Коррозия № 7», например; ржавое железо, облошш т р ^ . . . Свалка. Художник: — Таков земной пейзаж !уаке сейчас, а в будущем тем более решительный зкологй- ческий. кризис, и человечест во не схватитея за голову. Ведь все балансирует на грани необходимости. Вот только не иоэдно ли будет — там, за гранью?... Ш книги отзывов: «Кар тину «Рабочий» иностранцам не продавайте». И верно: ни в коем случае! Ничего с э^ой выстгшки иностранным 1Ноллекционерам — не про давайте. Что они пониман» в нашей коррозии? Они бу дут расс^кдать о своеоб разной творческой мане ре художника. Самые прозорливые разглядят в его ржавых натюр мортах антиутопию, грозное предостережение современ- тей технократической щ - вилтаации. Им невдомек, что утопии тут ни при чем. Ншюлай Петрович Ларский рисует с натуры: — «Рабочего» я писал с конкретного человека. Он .монтаЖ1Ник, жйвет здесь рядом, на Арбате. Картина— его портрет. Но не только. На этого рабочего я перенес черты страданий Иисуса Христа. Человек расшитый, уничтожешый. , оскорблен ный, забитый... Вот он в те- логрешсу одет, в ватные брюки, вот на нем шапка,, ос талось только на него на деть каску. Но вместо каски нимб... Вот он сидит на трубе, гаади него это не лесоповал, как многие говорят, а просто свалка жизни нашей: и металлолом, и обрывки де ревьев...- На руках и босых ногах рабочего — раны от шдадей, но кровь стекает не красная — бурая. И нимб не золотой, не сияющий тусклый. И во взгляде, -уставленном ми мо — уже не боль и даже не усталость, я после того и другого. Ни страха, ни ожи дания, ни надежды, ни тре воги — не осталось. Невоз- мояшо цредставить себе, что этот человек.-двияется. Или хоть взгляд дереведет. Или хоть, -тонет. Или хоть запла чет. Он еще не умер, он за живо оцепенел. И земля, на которой всю жизнь работал этот человек, не зеленая — ржавая. Из книги отшшов: «Выставка Ларского потряс ла меня». Подпись: «Армя нин, беглец из Баку». Посмотрев выставад', нша иоррвспондент оробел. Как гсдаорить с худошишом, ко торый прозрел, чтобы еже- ■минутно видеть распадение нашего — своего мира? Как должен страдать человек, носящий в. себе знание о.дор- розии всего — от огромно го государства, изображен ного куском ржавого желе за в коллаже «Коррозия СССР», до яшвой клетки (и такая картина у нею есть). Рисуя коррозию людей <жут- кая картина «Проститутка»: 'красивое тело, съедашое ржавчиной) и коррозию душ («Грепшый ангел». — чер ный, как та древесного угля, с отломившимся, истлев- ШИ.М крылом), — можно ли жить, мояшо ли не сойти с ума от боли?.. Но художник Ларский был вполне спокоен и весел. Сидел себе за пластмассовым столи кам у забора, на котором бы ли, вывешены его картины, за слонялся зонтиком от слиш ком яркого солнца и расска-. зывал, как организованное нм товарищество художников «Арбатская галерея» догова ривается с художниками Мон мартра о творческом обмене: наши к ним съездят, а потом, гладишь, а они к нам. О вьютавке говорил: — Это просто период та кой ” коррбзи&ый. я изоб ражаю то, к чи*у пршиел как простой совеЯЕКий человек, ^ ^ д ц а т ь лет ездил по стра не, по разным республикам на запад, на восток. Везде ввдел гадость, которая все время оседала в душе, а сей час .всплывает. Вот я выбро сил эту коррозию .из себя на людей — и мне стало легче: во-первых, потому что для меня это теперь становится яройденньш этапом, а во-вто рых, потому что оно материа- лшовалось в определенной форме и осталось навечно за печатленным во времени и в .искусстве. Вот оно, уже ни- адда не денется. —- А на вас. не обижают ся? — спросила художника бабушка Марья Ивановна, шедшая по Арбату из поли- К.ШШИИИ домой в очень чис том клетчатом пальто с про тертым до дырки локтем. — Цравда-то глаза колет! Обижаются я а удивле ние редко.. «Сколько же мож но дрсшагавдировать отрица тельное? Хочется вшвьппен- ного. И без такого искусства хватает ржавчины.», — .вот единственная «обиженная» запись, которая встретилась мне в книге отзывов, И это странно. Ведь в са мом деле — ржавчина н в жтани каждый день на гла зах. И 8 жизни от нее доста точно устали. Как ,и от нега тивно окрашенной шформа- ции. Так почему же эта вы ставка нравится? Дружно «за» “ молодежь: «Вещь|». «Кайф!», «Клатоыо, но жестоко». «Очень клево!» Но и старшие, ужасаясь: «О Господи, неужели за это мы 'Во^али?..» Художника — хвалят: «Вот за работягу, за Иисуса, за него-т.о спасибо. Вся Россия в нем». -йСпаси- бо за удовольствие видеть себя и мир, который мы «на творили»...» Непостижимо; какое в этом удовольствие? Почему с та ким энтузиазмом зрители подтверждают: «Да. • да, вот так вот все и есть, вот имен но, мы и сами это чувству ем»? Чему тут радоваться? Мы довели наш мир до гра ни разрушения и сами это ощущаем. Приходит худож ник и .говорит зрителю: «Мы - довели наш мир до грани раз рушения»... Почему, почему в ответ зритель — благодарит художника «за доставленное удовольствие?!» ' — А потому, что . многие лвдда всего этого раньше не осознавали, хотя и ощуща ли. А теперь ■— как бы точ ка ставится на этом разго воре, - - объяснил художнш Ларший вашему !1Щррешш- денту.. И ваш иоррешондент не псшял„ суток, думал. А на третйС, знаете, дотшю. ‘ Чувствовали, но не соада- ■валй •— 'ВОТ оно, что! Неосоз нанное чдаство распоряжает ся нами; как хочет. Худож-' ник Ларский выразил- себя, «простого еоветското челоде- ка» - - -и тем самым дал мно гим зрителям форму выра жения их тоски, помог зри- телял! ее осознать — а. зна- чит,^ и отделить от себя. Сво. ям жшописным кошмаром он помог понять: неразумная, оазрушительмая деятельность человека —- не проявление его ‘ЖШшо$ природы, а щ>е- етуллеш1с против нее. На картине, названной «Чело век» (второе название — «Сый земли») — лик Христа с челом, пробитым ржавым шоздем, и потоки ржавой грязи, заливающей последние проблески чего-то светлого, что еще маячит на заднем плане — то ли тастого воз духа, то ля синего неба над светлой водой. Зритель смо трит на картины Ларского и помаленьку соображает: так весь этот ужас, отравляющий мою душу— не есть единст- веиное истинное содещкавие мира, а есть ето коррозия, разложение?.. Так парадоксальным обра- ш м мрачнейшие полотна спасают от цинизма. И если зги ржавые картины зрителю нравятся — тут дело не в злорадстве. Просто, когда на- р ь т вокрьшают, больному легчает. Не пугайтесь стран ности- зритет1йких вкусов: дайте че.!ювеку переболеть. С. ЛАЦИС, корр, ТАСС. Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz