Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ № 27, 1990 г. ГЛАВЫ И З КНИГИ Марина ВЛАДИ в ночной тишине я закры ваю глаза и словно прокру чиваю фильм об этих про клятых месяцах. Наши тя желые телефонные разгово ры, твои многодневные от сутствия и потом двадцать третьего июня — смерть О ДИЛЬ, мой крик о помощи, твое желание приехать меня утешить, преступный отказ в визе — и ты .падаешь в пропасть. Потом — месяц .холодной ярости, необъясни мой паники и вечером двад цать третьего июля — наш последний разгсжор; — Я завязал. У меня би лет и виза на двадцать пя тое. Скажи, ты еще при мешь меня? — Приезжай, ты же зна ешь, я всегда тебя жду. Спасибо, любимая. Как часто я слышала эти слова раньше... Как долго ты не повторял их мне... Я верю. Я чувствую твою иск ренность. Два дня я радуюсь, готовлю целую программу, как встретить тебя, успо коить. отвлечь. Я прибираю в доме, закупаю продукты, приношу цветы,. прихораши ваюсь. В четыре часа утра двад цать пятою июля я просы паюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати. На по- . лушке красный след, я раз- .лави.па огромного комара. Я не отрываясь смотрю на по .ТУшку — меня словно за колдовало это яркое пятно. П роходт довольно много времени и, когда звонит те лефон, я знаю, что усльпл^ не твой голос, «Володя умер». Бот и все, два корот ких слова, сказанных незна комым голосом. Тебя прида вил лед, тебе не удалось раз бить его. В комнате с вакры тьтаи окнами лежит твое те ло. Ты одет в черный свитер и черные брюки. Волосы за чесаны назад, лоб открыт лицо застыло в напряжен ном, почти сердитом выра жении. Длинные белые руки вяло сложены на груди. Лишь в них видится покой одна с тобой, я говорю с то бой, я прикасаюсь к твоему лицу, рукам, я долго плачу. «Больше никогда» — эти два слова душат меня. Гнев сжимает мне сердце. Как могли счезиуть столько та ланта. щедрости, силы? По чему это тело, такое послуш ное, отвечаюшее каждой мьппцей на любое из твоих желаний, лежит неподвижно? Где этот голос: неистовость которого потрясала толпу? Как и ты. я не верю в жизнь на том свете. Как и ты, я знаю, что все заканчивается, с последней судорогой, что мы больше никогда не уви димся. Я ненавижу эту уве ренность. Я провожу ночь, сидя у тебя в изголовье, погрузив- (Окончаине. Начало в № 38 за 1989 год). шись в воспоминания. Буду щее для тебя кончилось. Свое будущее я плохо пред ставляю. Все, что я делала эти несколько часов, я дела ла вместе с тобой. Один на один. И теперь приходят друзья, чтобы положить те бя в гроб. .Накатывает горе — волна за волной. Плач, крики, тишина и сорванные от волнения голоса, повторя ющие твое имя, Пришли все. Некоторые приехали с дру гого конца страны, дрз'гие не уходили с вечера. Дом на полняется и, как в большие праздники, балконы, кори дор, лестничная площадка полны людей. Только все это — в необычной, давящей ти шине. Приносят гроб, оби тый белым. Тебя осторожно поднимают, укладьшают, а поправляю подушку у тебя под головой. Твой врач Иго рек' спрашивает меня, может ли он положить тебе в руку ладанку. Я отказываюсь, зная, что ты не веришь в Бо га. Видя его отчаяние, я бе ру ее у него из рук и пря чу тебе под свитер. Гроб ста вят в большом холле дома, чтобы все с тобой могли про ститься. пять часов .утра начи нается церемония прощания. Среди наших соседей много артистов и людей, связан ных с театром. Они идут по клониться тебе, И еще никому неизвесгаые люди, пришедшие с улицы, кото рые уже все знали. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио ничего не сообщи ли. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили т!вой уход. Мы уезжаем' из дома на «Скорой ‘ по мощи» с црачами реанима ции, которые так часто вы- тягивали тебя. Мы приез жаем в театр, где должна со- стояться официальная цере мония. Любимов отрежисси ровал твой последний выход: сцена затянута^ черным бар хатом, прожекторы направле ны на помост, одна из тво их последних фотографий — черно-белая, где. скрестив руки на груди, ты серьезно смотришь в объектив. — ви сит, огромная, над сценой. Траурная музыка наполняет зал. Мы садимся. Я беру за руку твою бывшую Жену, и мы обе садимся рядом с ва шими сьшовьями. Прошлое не имеет сейчас никакого зна чения. Я чувствую, что в эту минуту мы должны быть вместе. Надлежащим образом про инструктированная милиция установила барьеры, улицы заполняются людьми. Перед театром образуется очередь. Мы слышим приказы, пере даваемые по рации. Вокруг театра полно милиции. Я поднимаюсь в кабинет Люби мова. Он бледен, но полон решимости. Он не отдаст э*^' последнюю церемонию на от куп чиновникам. Он хочет, чтобы говорили только друзья. В конце концов офи циальные лица сдаются. Ни какой неискрешюстн не бу дет в этой последней встре че. Я возвращаюсь в зал. двери открьшают — и потек ла толпа. Москвичи пришли проститься со своим глаша таем. Тысячи лиц отпечата лись у меня в памяти, каж дый несет цветы ~ сцена вскоре вся усыпана ими, и сладковатый запах ударяет в голову. Люди видят нас. опу скают глаза, прижимают ру ку к сердцу, многие плачут. Мы сльпним с улицы возму- шейные возгласы и крики, перекрьшающие реквием; мне говорят, что квартал оцеп лен, что милиции приказано не пускать людей, что «им» надо побыстрее закончить с похоронами. Мне это безраз лично. Я смотрю на твое лицо, я немного загримиро вала тебя, потому что сего дня утром на рассвете лицо показалось мне совсем бе лым. Я заполняю свою душу этими доногими чертами, я запоминаю их навсегда. Ус талость, горе. ЗВУКИ шагов вызьгеают нечто вроде галлю- пинапии. У меня впечатле ние. что ты дышишь, что у тебя тевелятся губы и при открываются глаза. Петя бе рет меня .за плечи. Я прихо жу в себя. Надо держаться. Врач — один из друзей — протягивает мне стакан с кап- лями нашатыря. Я смотрю вокруг, впечатление, что я снимаюсь в фильме и сцена закончится сейчас коротким режиссерским «стоп»! Толпа продолжает склоняться пе ред гробом в течение долгих часов. Потом отдают распо ряжение вьшести гроб. Ше стеро друзей несут гроб к выходу. Меня окруягают близкие. На улице бьет в глаза яр кий свет. Волнуется .людское море, растянувшееся на ки лометры. И над толпой под нимается твой голос—сотни людей взяли с собой магнито фоны и включили свои лю бимые песни. Мы садимся в автобус, гроб стоит в прохо де. .мы все сидим,. как школьники, уезжающие на каникулы. Любимов машет большим белым платком лю дям, собравшимся на кры шах, на каменных оградах, некоторые залезли на фона ри. Автобус трогается. И часть огромной толпы бежит за автобусом до самого клад бища. Мы приезжаем н'а кладбище, на песчаную площадку, где последний раз можно тебя поцеловать. Удары молотка звучат в ти шине. Гроб опускают в мо гилу, я бросаю туда белую розу и отворачиваюсь. Те перь надо будет жить без те бя. Двадцать шестого июля я вхожу в твой кабинет. Един ственное место, оставшееся нетронутым, — это^ рабочий стол. Все остальное переры то. переставлено, переложе но. Не осмелились только прикоснуться к рукописям. И когда я машинально укла дываю в чемодан сотни ли сточков и передаю й-о одно му из друзей, чт(^ы он спрятал, я еще не знаю, что просто спасаю твои стихи. В последнюю минуту ро дители, очевидно, не ' реша лись подвергнуть цензуре и уничтожить то, что ты , на писал своей рукой. И этот мой поступок, понятый поз же как воровство, позволил мне передать в ЦГАЛИ все. что ты создал бессонными ночами за годы тяжкой ра боты. Я привезла этот маленький чемодан однажды утром в обьшное серое здание, где и располагается архив. Там меня ждала группа-женщин, которые, как только я во шла, по очереди обняли ме ня. У них в руках были бу кеты цветов, лица раскрас нелись от жару и волнения, некоторые плакали. Директ риса, спотыкаясь на словах, поблагодарила меня за этот поступок, который все они поняли как самый чистый знак любви к тебе и к Рос сии. Как едниствениая на следница твоего творчества, я могла увезти все это за границу. Но я знаю, что н№ кто не -будет так вниматель но. и преданно хранить твои рукописи, как эти женщины. Я без колебаний оставила их у тебя на Родине. Я увере на, что ты хотел бы. чтобы это было именно так. После похорон я возвра щаюсь в Париж. Ища, на чем бы записать номер теле фона, я нахожу твое послед нее письмо. Дата не простав лена, но я знаю, что оно на писано до одиннадцатого ию- ня восьмидесятого года: «Маршочиа, любимая моя. я тону в неизвестности. У меня впечатление, что я смогу найти выход, несмотря на то, что я сейчас нахожусь в каком-то слабом и неустой чивом периоде. Может быть, мне нужна будет обстановка, в которой я чувствовал бы себя необ- ходимьт. полезным и не больным. Главное — я'хоч.ч, ^ чтобы ты оставила мне на- -«А дежду, чтобы ты не принима ла это за разрьш, ты —^ единственная, благодаря ко му я смогу снова встать на ноги. Еще раз — я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было плохо. Потом все встанет на свое место, мы поговорим и бу дем жить счастливо. Ты. В. Высоцкий». Подпись «Ты». которую мы использовали в нашей переписке, появилась после того, как мы с тобой услы шали однажды одну краси вую индийскую притчу. В день свадьбы невеста заперлась по обычаю в но вом доме. Спустилась ночь, жених стущит в дверь, она спрашивает: «Кто там?» Он отвечает: «Это я». Она не открывает. И тан проходит много дней, и она не хочет открыть. Наконец он снова . приходит однажды вечером. Она спрашивает: «Кто там?». Он отвечает; «Это ты». Она открывает ему дверь и свое сердце. Как 41 во всех больших , городах в Москве больше не хоронят на центральных . кладбищах. Только в исклю чительных случаях. А вооб- ще-то надо ехать за город очень далеко. Там и хотели власти похоронить моего му жа. Мы не согласны. Мои друшья и я считаем, что его могила должна находиться в самом сердце города, где он родился. Мы направляемся целой делегацией к дирек тору Ваганьковского кладби ща. Оно находится в не скольких шагах от нашего дома. Настоявций сад окру жает красивую старую цер ковь. Приезжает Иосиф Коб зон. Как только директор впускает его к себе в каби нет, он говорит; «Нужно ме сто для Высоцкого» — и протягивает ему пачку сто рублевок, целое состояйие. Срывающимся от рыданий голосом директор кладфпда говорит: — Как вы могли поду мать, что я возьму деньги? Ведь я любил его!.. Он уже приготовил луч шее место, как раз в сере дине площадки, у входа, что бы сюда могли приходить люди поклониться. Этот добрый человек да же не мог себе представить, насколько удачно он выбрал место. Вот уже много лет беспрерывный поток людей идет к могиле. Молодые кла дут сюда букеты, как на могилу Неизвестного солда та, другие приносят по обы чаю немного коньяка, ябло ки, пироги, некоторые остав ляют здесь свою гитаруу Стихи сотнями приколоты к букетам,' которьк кшвдый день собираются в горы цве тов. Директор потерял свое ме-_ сто. Может быть, власти н е ’ простили ему устроенного скандала?... Могила поэта Владимира Высоцкого в са мом центре Москвы стала местом паломничества мил лионов советских людей. Метеорит, ушавший в са мом центре Сибири, должен был символизировать на мо гиле жизнь Владимира Вы соцкого. К несчастью, так не слу чилось, но я узнала в во семьдесят пятом году, что астрономы Крымской обсер ватории назвали вновь от- крытую п.чанету? между ор битами Марса и Юпитера ВЛАД6ЫС0ЦКИИ. I Она значится под номером 2374 в Международном ка талоге планет. _ Часто я смотрю на звезды %. и улыбаюсь от мысли, что среди этого множества пла нет в огромней Галактике блуждает маленькая светя щаяся точка, и это вечное живое небесное тело свя.эано с именем моего .мужа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz