Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ № 27, 1990 г. П Е Р Е С Т Р О Й К А : М Е Ч Т Ы И Р Е А Л Ь Н О С Т С ей час для всех стало очевидным, что перехо­ да к рыночной экономике нам ие миновать. Совершится ли он во лраБительстведному проекту, будет ли пущен в ход какой-." чбо альтернатив­ ный вариант, это, как говорит­ ся, уже «дело' тех»ики». Приходится отдать себе от­ чет, что все пути, кроме то­ го, который ведет к рыночной экономике. неминуемо приве­ дут в тупик. Отвергнуть рынок —значит обречь себя на скорое введение всеобщей карточной системы с нормами куда бо­ лее жесткими, чем в военное время. Можно сколько угодно спорить на тему о преимущест­ вах того или другого вида соб­ ственности. искать виновных кризиса, но обойти объектив­ ные законы развития общест­ ва невозможно. Не будучи профессионалом ' в экономике, не стану рассуж­ дать о преимуществах и по­ роках той или другой дороги к рынку. Но с поанций отрасли обществознания. изучению ко­ торой посвятил не одно деся­ тилетие, могу сказать, что ры­ ночная экономика может сос­ тояться только как один из элемейтов целостной общест­ венной организации. Это зна­ чит, что рребуется кореияая «переделка» не только в эко- . номической, но и в социальной, политической, правовой, ду­ ховной сферах. На это хоте­ лось бы обратить особое вни­ мание читателя. За семьдесят с лишним лет жизни в условиях безрыноч- ной экономики в сознании об­ щества накопился набор весь­ ма стойких предубеждений, через которые рынок и все, что с ним связано, видятся в черном цвете. Не хочу сказать, что негативные оценки поко­ ятся на чистом' вымысле или на усилиях пропаганды со­ циалистического образа жизни. Конечно, роль этих факторов исключительно велика. Кста­ ти, элементарная честность за­ ставляет автора этих строк признать, что за сорок лет ра­ боты в идеологической сфе­ ре и в общественной науке он тоже небезгрешен в отноше­ нии распространения антиры- ночных идей. Можно в этом смысле ссылаться на какие угодно обстоятельства и при­ чины. но при любой степени их весомости отрекаться от свое­ го жизненного пути не следует. РЫНОК БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ 0 переходе на регулируе^иую рыночную эконо-инку’ юнорт сейчас чжние. юристы. .1Ьоиомипы поли 1 нки. ра­ бочие.. \ что ,1унает по .эточу поводу обществовед, фн -10С1.Ф? Теи осыее. если затрагивает такой, казалось бы, ие.матернальный аспект проблс.иы. как сознание Сегодня мы прс.цагаем вниманию читателей статью кандидата фи.кчофскнт паук, доцс1Па кафедры фи шсофни ЛипПИ . 1 ьва Ефимовича Хоруца. Как писал когда-то .V; Твар-. довский; «Мы знаем те и' эти годы и равно им принадле­ жим...» Но не должно упорст­ вовать в своих заблуждениях, когда жизнь показала необхо­ димость идти по иной дороге. Не надо впадать, в телячий восторг н видеть в рыночной экономике способ превраоцения нашей земной юдоли плача в райскую 01бнт€ль. Выбирая, ры­ ночную экономику, мы выби­ раем и ее теневые стороны. Вопрос стоит только так; ка­ кой . тип экономических отно­ шений оптимален", т. е. сулит наибольший из возможных уровней качества жизни для подавляющего большинства членов общества? Разумеется, речь должна идти не только о благосостоянии, но и о поли­ тической и социальной свобо­ де, о состоянии духовной куль­ туры, о мере сохранности ок­ ружающей ереды. И здесь нас ждет разрушительный для устоявшихся п^драссудкбв вывод: жизнь показала!, что рыночная Экономика обеспечи­ вает это в большей степени, чем тот вариант проиаводст- венных отношений, который мы с такими трудностями и жертвами устраивали многие десятилетия. А раз так, значит надо как можно скорее убрать с дороги, ведущей к рыночной экономике, все препятствия, включая сюда и общественные предубеждения. Прежде всего, требует уст­ ранения весьма твердо устояв­ шееся мпение, что высшей фор­ мой собственности надо счи­ тать то, что привадлежит го­ сударству. Даже кооператив­ но-колхозная собственность с этой точки зрения внушает не­ которые подозрения. Не этим ли убеждением, кстати оказать,, , руководствуются те ' фйпанси- сты и экономисты, ■ которые систематически повышают цены на идущую в село промышлен­ ную продукцию, !ренштельно замораживая цены на продук­ ты сельского хсйЯйства? Меж­ ду тем, жизнь давно уже за- свидетельствова^га, что госу­ дарственная собственность — не единственный, да и не глав­ ный вид общественной. Наря­ ду с тем, что принадлежит го­ сударству, к ней можно отне­ сти собственность коллекти-. ВОВ, например, арендных, 'раз­ ного рода товариществ. Да и на «пресловутую» акционер­ ную собственность пора уже посмотреть. незашоренными глазами и уразуметь, что пред­ приятие, собственниками кото­ рого стали многие люди, чис­ ло которых в развитых стра­ нах нередко исчисляется сот- Н1ЯМИ тысяч, а то и миллиона­ ми, нелогично зачислять в раз­ ряд частных. Здесь, правда, есть одно ще. котливое обстоятельство, кото­ рое питает в немалой степени сомнения в социальной право­ мерности акционернык об­ ществ. Суть его сводится к тому, что могут появиться лю­ ди, купившие акции на такую сумму, которая позволила бы им жить на дивиденды, не ра­ ботая. Видимо, этого же опа­ саются сегодня и те, кто на­ стаивает, чтобы акции распре­ делялись только среди членов трудового коллектива. Но да­ вайте взглянем на дело более трезво и зададимся вопросом: так ли уж страшно, если, най­ дутся собственники столь зна­ чительных сумм,- что они да­ дут возможность вести подоб­ ный образ жизни? Если это трудовые., сбережения и возна­ граждение за изобретение или художественное дроизведение, то стоит ли возражать так ак­ тивно.'' А в случаях, .которы­ ми нас постоянно пугают — приобретение акций дельцами теневой экономики — так на­ до требовать настоящей рабо­ ты от правоохранительных ор­ ганов. Да и вообще, не пора' ли нам отречься от удобной для бюрократов к столь стес­ нительной для миллионов чест-, ных граждан лривычш ста­ вить препоны на пути поря­ дочных людей для того, чтобы прегечь пополэнетешя кучки бесчестных дельцов? Стоит вспомнить, как совсем недавно ■впопыхах борьбы с подполь­ ным бизнесом мы начали пре­ следовать цродавщнц:'Редиса и ук|ропа на рынках за получе­ ние, якобы, нетрудовых дохо­ дов, нанеся немалый ущерб всей советской экономике. Или, как для выявления прогульщи­ ков устраивали массовые об­ лавы в магазинах й врывались в бани. Может, настало время снять со всего народа подозре­ ние во всеобщей нечестности? Оно нередко обходится нам дороже, чем те блага, которые мы сверхбдительно .охраняем.. Следствием преклонения пе­ ред обобществлением, в пер­ вую очередь, государственным, стало культивирующееся деся- тилетия1ми-тщшцательиое от- ношедие к частной собствеа- ности. Между тем, если мы хотим Получить - полноценную рыночную экономику, без част, ной собственности не обой­ тись. Проблема в том, что ры­ ночная экономика невозможна без «моря» небольших пред­ приятий. А такие фирмы ба- зируютсн именно на" частной собственности, ибо нуждаются в твердой уверенности, что завтра их не экспроприируют по решению .местного исполко­ ма или кого-то повыше. . Кстати, в данной связи сле­ дует отвести возражение, что нельзя допускать эксплуата. ции человека человеком. Сама по себе эта мысль, вполне пра­ вильна. Но, к сожалению, без эксплуатации вообще обойтись невозможно: в любом общест­ ве часть произведенной про­ дукции будет отчуждена у работника для удовлетворения общественных интересов. Нам нужно поскорее изба­ виться от въевшегося в созна­ ние многих наших людей при­ равнивания социальной сдра- ведливости к ура1ВИиловке в раецределении материальных благ. Идея булгаковского Ша­ рикова из знаменитой повести насчет того, что создать но­ вое общество можно очень просто: все взять и разделить, пустила глубокие корни среди всех слоев нашего, общества, пусть и не в такой примитив-' ной форме. В условиях неизбежных при. переходе к рьшочной эко­ номике трудностей игра на уравпителькых настроениях может статр. опаснейшим ору-' днем в руках противников пе­ рестройки и дать толчок к непредсказуемым и трагиче­ ским . событиям. Думается, именно.; уравнительность ста­ нет главным духовным тормо­ зом на пути к • становлению рынка. Да, мы должны сделать все,, чтобы оградить интересы тех, кто не может самостоятельно бороться .за место «под солн­ цем»: пенсионеров, инвалидов, сирот и им подобных. Госу­ дарство должно позаботиться о том, чтобы появились рабо­ чие места для тех, чья квали­ фикация не нужна рынку, а у нас таких немало. Надо сде­ лать все, чтобы самый низко­ оплачиваемый работник, едлй он- честно трудится, мог су­ ществовать на достаточно при­ личном уровне. Чувства, порождеиные уко- /реинвшимися предрассудками, будут отвращать нас от рын­ ка с его стикией, с его нера­ венством, с его борьбой за вы. живание. Но жизнь не оста­ вила нам другого' выбора. Л. ХОРУЦ, доцент кафедры философии ЛипПИ. «Да здравствует Лицей!» Из публикаций местных газет уже известно о создании на базе старших- классов школы № 44 лицея. Одним из инициаторов новой формы ,— точнее^ вырождения старых забытых форм на­ родного образования, какой являются лицеи, — выступил Липецкий политех­ нический институт. Мы попросили про­ фессора Ивана Михайловича ШАРША- КОВА прокомментировать ^годняшнее состояние дел; — В свое время в учебн'ых заведе­ ниях типа лицея или гимназии сущест- Бювали попечительские советы. Обычно в них входили видные в городе люди: владельцы предприятий, представители властей, иителлигеяц'ия. Как мы пом­ ним из русской истории, попечительские советы не только определяли матери­ альную сторону существования учебПых заведений. В их поле зрения были все вопросы, связанные с воспитанием бу­ дущих граждан: и методическая основа преподавания различных наук, и про­ граммы обучения. Не последнюю роль играли советы и в создании атмосс^ры культа знаний, уважения к личности учителя и учен1ика. Российские лицеи, как известно, выпускали вькокообразо- ванных людей, которые составляли сла­ ву и гордость России, посвящая ей свою жизнь. — В соврсмениши языке для обозна­ чения подобной де!|телыюсти существу, ет слоте «спонсор»- Какие возможности для них вы видите применительно к нашему лицею? — К примеру, предприятие, заинте­ ресованное в качественно подготовлен­ ных специалистах, в сегодняшнем ли­ цеисте присмотрело себе умного маль­ чика, послало его учиться в какой-либо вуз, наш или московский, обеспечило стипендией. Вот так, не выпуская из ви­ ду, помогай в трудных ситуациях, вело до получеиия диплома. • Для такого предприятия — члена попечительского совета — новоиспеченный специалист — не кот в меиже, как это пока бывает. — Иван Михайлович, дак новый совет будет взанмодействова1Ть с уже сущест­ вующими коллективными органами уп­ равления-педсоветами и т. д.? — Думаю, они будут работать. не мешая друг другу. Существующий сей­ час ученый совет школы возглавляет ректор ЛипПИ С. Л. Коцарь, есть два заместителя — я и директор ижолы- Н. Д. Башкатова. — ^ т ь ли какие-то претенденты на членство в попечительском совете лицея? — Можно быть уверенным, что в не­ го войдут ЛипПИ и НЛМК. Кроме то- го, недавно такое желание изъявил кооператив «Гном». Думаю, что к ним могут присоединиться другие крупные заводы города, НИИ и т. д. Денеж­ ные отчисления, представляется, будут по возможностям. — Недавно был объявлен конкурс­ ный набор в старшие классы лицея. Значит, первые шаги уже сделаны? — Лицей официально существует с 1 июня. Набираются семь десятых н семь одиннадцатых классов. Будет пять классов естественнонаучных, один — исторический. Сейчас ведется работа по оргаиизации класса с целевой под­ готовкой для меддаститутов. Старше- класон'ики в течедие этого года прохо­ дили компьюте{Щую подготовку на ба­ зе вычислительной техники ЛипПИ. Мы не в.мешн1ваемся в те сферы, где уро^ вень школьного преподавания доста­ точно вькок: обучение иностранному языку, например. Ведь в этой школе много учителей заслуженных, хорошо знающих свсю дело. Но не проблемы еще решены. До сих пор нет помещения, цужного для обучения такого количества юношей и девушек. Я уже выступал с предложе­ нием выделить для этого Дом политпро­ свещения. Речь вдет только о дневном Времени, вечером же по-прежнему будут ■проводиться политзанятия. Ведь днем все это огромное здание пустует. Но пока на все наши обращения т этому поводу ответа нет. Думается, со­ здание попечш-еяыжого совета поможет и в этом деле. Записала С ТУЛИНА. Лицей. Рисунок А . С. Пушкина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz