Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«ЛЕНИНЕЦ» № 26, 1990 г. НОВАЯ СТРАНИЦА- «ВИДЕОКЛУБ» По экспертным оценкам, достаточно осторожным, чисЛо видеомагнитофонов в стране лревысило миллион. Это значит, что нз престижной игрушки, забавы отечествен ных плейбоев, не знающих, куда девать несколько лишних тысяч рублей, из экзотической, диковинки, залетевшей к нам из западных электронных джунглей, видео становится серьезной культурной силой. — Культуроразрушающей силой, — уточняют заску чавшие стражи традиций административной системы, ко торых едва ли не в панику повергает ]щ>1ель, что зрители получают возможность смотреть образцы «важнейшего из искусств» без соответствующей санкции свыше (и вдруг, господи, упаси, узнают, что детей приносят не аисты иля что под одеждой все люди голые). Надо взрослеть. Надо |учнться жить в настежь откры том мире. Надо переболеть детскими болезнями киноэро- тики, искусственных ужасов, дешевой, карикатурной ан тисоветчины, выработав духовный иммунитет и способ ность самостоятельно ориентироваться в пространстве свободы. Надо научиться беречь свои *дгльтурные ценно сти, но сознательно, в силу уверенности в их необходимо сти и надежности, а йе потому только, что не зиае1пь дру гих. Не воспитывать и нравоу чать зрителя, а помочь ему разобраться в явлениях и проблемах, связанных с бурным и почти хаотичным распространением видео, фае- сказать об открывающихся возможностях оргаянзацнн щения и досуга, щредупредить об опасностях, тедосте - речь от ошибок ~ такова .цель вашего нового «ВИДЕО КЛУБА». ^ Недавно вышел из печати информационно-публицистический сборник ВИ ДЕО—АСС, рассказывающий о проблемах развития видео в нашей стране. Щн- ии-дайджест по материалам этого сборника подготовил Сергей ПОРЯДИН. НЕМНОГО СТАТИСТИКИ «НИКА ТВ» НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ... ■Пресса уже це раз писала о. создании в нашей стране, альтернативного государст венного телевидения;, по лучившего название «Ника ТВ», Сегодня мы остановим ся на одном нз аспектов его деятельности. Рассказывает кандидат исторических наук, прези-- дент «Ника ТВ» Николай Луценко: —Может сложиться впечат- -здание, что заключал с нами- контракт, алгериканцы зани маются филантропией. Ну какой, скажите, резон серь езной фирме «Меркьюри- филмс» покупать у ведущих кинокомпаний Голливуда права на прокат н тнрджи- рование- в СССР через «Ни ка ТВ» 5000 лучших аме риканских фильмов разных лет? Всей финансовой мощи Госкино едва хватило., чтобы приобрести для ВПТО «Ви деофильм» несколько де сятков зарубежных .тент, ко торые реализуются на внут реннем рынке за баснослов ные деньги. И только—для показа в видеозалах. .4. тут «Меркьюрифилмс» разбра сывает миллионы долларов, делая поистине королевские подарки. Или в США разу чились считать деньги? Нет. считают, да еще как. Но считают авансом, надеясь, что конвертируемый рубль явление неизбежное. По- :«ому стоит пойти на неко торые расходы на советском телевндеорынке сегодня, что бы быть первыми завтра. Думаю, что когда через год-друтой «Ника ТВ» нам нет открывать в различных городах страны пункты про ката видеокассет, для чего создается совместное совет ско-американское предприя- тие, тогда «черный рынок» видео погибнет. Попросту го воря, не' .выдержит конку ренции ни качественной, ни количественной. Американ цы берутся за дело с разма хом. Пушит проката, по их мнению и по нашему тоже, — это клуб. У каждого чле на — своя электронная ви зитная карточка. Вкладыва ешь ее в компьютер и мо жешь пользоваться фондов, если у тебя нет долгов и ты заплатил «страховой полис» за кассеты. С «черным рынком» пытались сра жаться з а п р е т а м и . Победить его можно только изобилием, что мы и попы тались сделать с помощью наших американских парт неров, по-доброму настроен, ных к нашей стране. Пожи вем, увидим, В прямом смысле слова. Увидим эти фильмы по свободным ка налам «Ника ТВ». Будем создавать собственные про граммы и обмениваться ви деоинформацией со всеми, кто изъявит желание сотруд ничать, включая Гостелера- дио. Мы оптимисты. Раз уже , начали свой путь по дороге подлинной гласности, будем идти по нему и далее. Ради нашего зрите.ля. Ради наше го общего будущего. Нго5ы‘шы» »ф 1 (н;кт пр'>и_!вс- ла в судьбе известного амери канского киноактера Дэниэля Дэй-Люпса роль ир.вд’ндского Ш 1 сателя п художника Кристи Брауна в ленте -«Май лефт фут» («Моя левая нога»), страдания н жизненные пери петии которого связаны с тя желым физическим недугом, «Я так сроднился с образом Брауна, — говщдаг актер, — что буквально почувствовал его боль, — не могу сказать, что я черствый' человек, но к страданиям окружающих был довольно холоден и невмма- телен. Ощутив трагедию Брау на, я понял, что не могу оста ваться в стороне от судеб ка лек, инвалидов я других не- сч.астных». На снимке: Дэниэль Дэй- Люис, прибывший в Вашинг тон, чтобы принять участие в манифестащш общественностн в зищиту прав инвалидов. (Фотохроника ТАСС), НА СНИРКЕ: Джейн Фовда — звезда мирового кино, зна комая советскому кинозрителю по фильмам «Загнанных лоша дей пристреливают, не правда ли?», «Погоня», «Китайский синдром». К концу 80-х.г. г. наиболее высокий процент видео в своих семьях имели арабские страны: Оман 81,5 процента. Объединенные Арабские Эмираты — 72 процента. Кувейт — 74,2 процента, Япония — 70,9 процента. Затем следовали Сингапур . — 05 процентов. Катар, Ли ван и Испания — 62 про цента, Панама зарегистриро вала 46 процентов, Индия и США 43 процента. Филип пины — 42 процента. И кто же в йонце списка? Китай — 2,3 процента. СССР — 0,7 процента. Данные неутешительные. Лишь сейчас этот показатель- начал меняться, да и то, в основном, за счет привозной аппаратуры. Лишь одна только Япо ния произвела в 1985 году (когда в СССР производст во видео только налажива лось) почти 31 млн. видео магнитофонов, 25,5 млн. из которых ушло на экспорт, В странах Европы было про изведено 23 млн. При этом половина этой продукции европейского происхождения а вторая половина оснаще на комплектующими, экспор тированными из Японии. В США японское оснаще ние служит базой для всей индустрии видео. Начинают свое видеопроизводство Юж ная Корея, Китай и слабо- раивитые страны Южного Востока. « ПИРАТЫ» ИДУТ НА АБОРДАЖ Проб. ичме <•ш1Д(-,)пират< '1-' »а-' - тнраЯ'Нрованир и пс- ре;ь-жш>. фильмов бс-.! гог.щ- г»!Я фирм-СЦЮ(1:щГ)Д;п р.и'й в пашей стране;,стоит, навер ное, (хтрее. чем где бы то пн бы.по. Главная пр-ичина - -массовый интерес к :щ- рубежному кино и почти полное отсутствие таких лепт в госхдарст-вениых видеоса лонах. Этой Теме посвящено интервью с начальником до говорно-правового управ.те- ния Всесоюз 1 шго агентства по авторским правам Марга ; ритой Аркадьевной Ворон-: новой. Печатается с непиа-: чительны.ми сокращениями. — Насколько нам извест но, ВАПП уже несколько лет занимается изучением проблемы авторских прав в сфере «видео»? — Вопрос этот со всей остротой встал недавно. «Пи ком» в развитии отечествен ного видео я бы назвала 1988 год. Появилось мно жество кооперативов, раз личных хозрасчетных видео студий, демонстрировавших зарубежные фильмы, не имея на то специального разрешения фирм производи телей. Наконец, сформирова лась сеть государстветшых видеосалонов, специализи рующихся на прокате и де монстрации кассет с запися ми советских кинолент, на чиная от «Александра Нев ского» и кончая «Маленькой Верой». Вот когда ВАПП стали засыпать письмами, а звонков и вовсе не счесть. К нам обращались, с одной стороны, кооператоры и ру ководители профсоюзных, комсомольских и прочих об щественных видеостудий, с другой — советские режис серы и сценаристы.' Первые интересойались, имеют ли они право на демонстрацию, скажем, фильмов Копполы или Серджо Леоне без их согласия. Авторы считали себя ущемленными в автор ских правах, требуя компен сации от государства, в ча стности. ВПТО «Видео фильм», которое является государственной. организа цией. — Так, значит, одна н та же проблема распадается на две часхиФ — Все ведь в конечном счете >Т1ирается в один во прос; о порядке выплаты ав торского вознаграждения создателям фильма, переве денного на кассету и пу щенного в прокат независи мо от того, снят ли он . у нас или за рубежом. А это прямая- компетенция ВАПП. Поэто.му еще в 1983 году... наши специалисты по пору чению Совета Министров СССР работали над проек том документа, который дол жен 'был регламентировать систему авторских гонора ров за тиражирование кино продукции на видеокассетах. — Об этом документе ни чего неизвестно. Если бы он появился еще пять лет на зад, мы. очевидно, избежали бы многих хлопот и неприят ностей. — К этому еще вернемся. Пока поговорим о законах. Статья 104 «Основ праждан- ского законодательства Со- юза ССР и союзных респуб лик» гласит, что «допускает ся использование произве дения без согласия автора, но с указанием ёго фамилии и выплатой авторского воз - награждения». Сюда отно сится «запись в целях пуб личного воспроизведения или распространения вьшу- шрняых в свет произведений на пленку, пластинку, маг нитофонную ленту или иное устройство...». Так что, в со ответствии с ныне действу ющим советским законода тельством. согтасие Коппо лы или Спилберга на тира жирование фильмов не тре буется. Плохо это или хоро шо — . другой вопрос. Что касается ВАПП, то мы свою Задачу выполнили; представили свои предложе ния точно к сроку. Посколь ку видео в стране находи лось в зачаточном состоянии, аналоги пришлось искать за рубежом. Наши специалисты тщательно изучили, как по ставлена работа в> этой об ласти йа рубежом, консуль тировались в отделе автор ского права в ЮНЕСКО, с коллегами из Всемирной ор ганизации защиты интеллек туальной собственности, штаб-квартира которой на ходится в Шеневе. За гра ницей фирма, тиражирующая киноп-родукцию на видеокас сеты, выплачивает авторам в среднем от 10 до 20 процен тов ее продажной стоимости. Заметьте — с каждой. Как правило, в качестве автора выступает продюсер, распла чивающийся потом со сцена ристом. оператором и так- далее. нас. очевидно, глав ный представитель автор ского коллектива режис сер. За рубежом, преиму щественно в капиталистиче ских странах, оговаривается обычно право на тиражиро вание. О лемонстрацин речь не идет. В этих странах очень высока насыщенность бытовой видеотехникой, и про смотровые видеосалоны попу лярностью не польз\потся — прогорают, Видеотекн рабо тают главным образом на прокат. У нас же видеоса.^о- ны получают прибыль неред ко, в основном, за демонст рацию. Но мы бы решили обе проблемы одггааково лег ко, перечислив автору соот ветствующую сумму, "в этом и заключалась суть наших предложений Совмину, изло женных пять лет назад. Мы предлагали отчислять авто рам от 6 до 16 процентов дохода как за тиражирова ние, так и за публичную де монстрацию видеофильма. ^ —Наш вариант не понравил- ' -с" ся Госкино СССР, который ' выдвинул свой проект, пред ложив расплачиваться с ав торами. как это делается при записи и производстве грам пластинок. Принцип простой. Авторам идут отчисления с каждой выпущенной пластин ки, в среднем 0,05 копейки 'за каждое записанное произ ведение — песню, например. Н ^егает максимум 1о-копе- ек за «полнометражную» оперу. Тот Же принцип Гос кино предлагал механически перенести на производство видеокассет. То есть, 0,05 копейки за фильм. Теперь уже ВАПП выст>Т1Ило с воз ражением... ~ К а к быть с авторскими правами зарубежных кино- фирм? По сей день в. хоз расчетных ввдеоцентрах ши роко демонстрируется запад ная видеопродукция... •—ВАПП Не считает пробле му неразрешимой. Совмест но с Министерством культу ры. ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ разработай йроект докумен - та, в котором учтён и этот, как вы его назвали, момеят. Оплата производится точно так же, как переводится го норар зарубежным писате лям, издающимся в СССР, — через ВАПП. Особых препятствий для этого не вижу. Препятствие может быть лшпь одно — отсутствие твердой валюты, а за рубли вряд ли иностранные кино- компании согласятся прода вать «товар». — Можно, конечно, по ступить по-другому. Запре тить показывать все, что не куплено «Видеофи.тгьмом», как запретили видеокоопе ративы. Что получится? 'Учи тывая значительное количе ство бытовой видеотехники и ■ наличие в частных коллекци ях сотен тысяч зарубежных видеокассет, можно предно- ложить, что просмотры все V равно будут продолжаться, но на дому. Расцветет «чер ный рынок», который возь мется рьяно восполнять де фицит видеозрелищ. Государ ство не пол.чшит на копейки прибыли, ровно как и зару бежные производители ви деопродукции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz