Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Р О Д Н И К ВЕЛИКИЙ сын ПОДСТЕПЬЯ ПРОИС Х О Ж У из старинного дворянского ро да, давшего России немало видных деятелей как на по- щ>шце государственном, так н в области искусства, где особенно известны два по эта начала прошлого века; Анна Бунина и Василий Жу ковский — один из корифе ев русской литературы -—сын Афанасия Бунина и длевной турчанки Сальхи. предки мои были связаны с наро дом и с землей, были поме щиками. Помещиками были и деды, и отцы мои, владев шие имшЕЯми в средней Рос сии, в том плодородном под степье, где древние москов ские цари в целях защиты государства от набегов юж ных татар создавали засло- _ яы ш поселенцев различных ч^усских областей, где, бла- - годаря этому, образовался богатейший русский язык и оттуда вышли чуть ли не все величайшие русские писате ли во главе с Тургеневым и Толстым». — так с гордо стью ' вспоминал о своей «малой родине» наш земляк, клгюсик ругекой литературы Иван Алексеевич Бунин, чье 120-летие мы будем отме чать -осенью этого года. Самобытнейший художник, по праву являющийся гор достью отечественной и ми ровой культуры, Б у нш до сравнительно недавнего в ы мени бьш незаслуженно ма ло цредставлея в печати на шей страны. Неприятие им Октябрьской реввозпоции, эми грация и — произведения (во всяком случае большинство из них) расценивались офи циальной критикой однознач но: предательство, реакцион ность. Да и как инач^ мог ли, зная, что «в своих дер заниях всегда мы правы», расценивать и тогда адича- щие болью строки «Окаян ных дней», некоторые статьи, стихи и рассказы, опублико ванные в-эмигрантской прес се, на чужбине? Нобе левская премия,- присужден ная Бунину за огромный вклад в мировую литерату ру, подавалась больше как недружественная 'по отноше нию к Советскому Союзу ак ция, И только сегодня, рас- крывая впервые для себя неведомые доселе страницы истории, получив доступ к бунинскому наследию, мож но глубясе понять величие Бунина-творца и траге дию Бунина-человека. Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября (по ста рому стилю) 1870 года в Воронеже, а детстао и юность провел в обнищав шем, почти разо 1 >ешюм ху торском имении отца Бу тырки Блещюго ушда Ор ловской гу&ернии, в самом Ельце и Озерках — имении, доставшемся Буншшм от ба бушки писателя Чубаровой. Здесь в единении с неб!рЬ- ской красотой лесов и нолей среднерусской полосы, в жи вом общении с трэдом и бытом крестьянства родал- ся и «армировался непов торимый бунинский талант. «Лет с семи, — писал Бу. НИН в «Автобиографических заметках». — началась для меня жизнь, тесно связан ная в монх воспоминаниях с полем, с мужищеими избами, а пцтом и с ними, и с моим воспитателем. Чуть не все свободное от учения время я, вплоть до поступлишя в гимназию, да и приезжая из гамназии на каникулы, про вел в ближайших от Буты- рок деревушках.' у наших бывших крепостных и одно- , дворцев. Явйкись друзья,' и я пс(рой по цельия дням рте- рег с ними в поле скотину'»: , Бедаая юность, влшянйе брата Юлия, революхщонера- народника. взгляд на Рос сию «изнутри» (Бунин мно го путешествовал, ^ н л и ра ботал бок о бок с представи телями самых разнообраз ных социальных и политиче ских кругов), долгая и пре- данная дружба с Горьким, бесспо 1 Шо, внесли свой вклад в творческое становление Бунина-реалиста. Но хоть Иван Алексеевич и сказал однажды, что по убеждени ям более близок к социал- демократам, эту фразу бук вально хщннимать нельзя. Потомок-знатного, впослед ствии оскудевшего рода, Бу нин даал й гордился своими предками, приумножавшими славу России; с малых лет чтил историю Отечества, описанную в трудах Карам зина, Ключевского, Костома- ровк. Гбсударстведноеть Рос сии бнла для него делом на иважнейшим, дерксава виде лась сильной,. ведакой, не зависимой. и столпом это го величия Для Бунина всег да бьшо сохранение древних устоев, славных традиций го сударства. И когда Февраль ская, а затем и Октябрьская революции пошатнули ста_- рые устои Росенн, это было воспринято как начало ги бели всего, что так любил и во что ве 1 Ш 1 . Решение эмигрщровать бы ло пршшто не сразу. Лишь в 1920 году, после того, как писатель й сам убедился, что возврата к былому нет, когда своими глазами уви дел ида узнал об «окаянст- вах» слишком много, чтобы остаться. Теперь, когда мы однозначно оцениваем собы тия гражданской войны, когда и савд! знаем, сколь ко безвинных жертв бьшо брошено в ее «очиститель ный огонь», понимаешь всю трагедию «окаянных» дней: по разные стороны баррикад стояли люди, движимые па триотизмом. готовые на все ради Отечества, но неприми римые каждый в своем. Мно гие полегли в родной земле, многие предпочли чужбину невьшрсимой картине ломки «старого мира». Уехал и Бу- шш, но Россия осталась с ним: «Если бы я эту «ико ну», эту Русь не любил, да видел, да-за чего же бы так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так не прерывно и даото?» Не принимая советского общества (следует заметить, что за рубежом мрачные факты репрессий, инсцениро- ванного голода начала 30-^х и другие события не были тайной), Бунин, приветство вал возрождение теперь уже , Советской России как вели кой державы. Его. как, впро чем, и многих других эми грантов, все больше тянуло обратно. «Я сед, сух. но еще ядокит, писал он 8 м ая 1941 года в Москву Н. Д. Телешову. — Очень хочу до мой». Есть сведения и о‘ том, что Бунин всщ)ьез был го- тов к возвращению на Роди ну, но после репрессивных постановлений ВКП(б) по литературе, подтасовкам вроде интервью в «Совет ском патриоте», вернуться отказался. Одинокий, тяжко больной и лишенный возмож ности работать, Бунин ока зался меж двух огней: эми гранты, именуя «большеви ком», отшатнулись, а совет-‘ ская сторона, раздраженная непослушанием, глухо замол чала. Еданственное, что спа- ело Бунина в эти мрачйые последние годы жизни, бы ло «страшное чувство Р о с - ' сии», недабывные воспоми нания о родных местах, ко торые он воспел в замеча тельнейшем романе «Жизнь Арсеньева»: «Никогда уж больше не видеть мне этой лощины и не слушать ов сянки. И уже все, е кем я начинал, а впоследствии де- ^шл жизнь, или навеки ис чезли из мира, или где-то там, за тысячи верст от ме ня. разъединенные друг с другом и уже шшрму, даже и друг другу не нужные, до живают свои последние жал- кие дни... Где те, что были нашими первыми друзьями на жизненном пути, босоно гими. пахвущимн курной ш- бой, живоглазьши мальчиш ками из Выселок?» Беличайншн подвиг Буни- на-художннка, жившего вца- ш от России н бывшего как бы островком Родашы, не- дриемлющего и тяжко тос 1 ^ - ющего по ней, й заключается в его преклонений и служе нии до последнего вздоха, открывшем, сделавшем бо лее понятным, стремление жертвовать всем на благо земли отчей многим и мно гим людям всего мира. «Се- годня Бунина знают повсю ду. Должным образом оце- НЕшается мощь его таланта, сила описаний, правда на блюдений. Страницы Буни на излучают чувства чело- вечности — человечности славянской, столь неопреде лимой, столь сложной для нас, западных людей», — отозвался о Бунине фран- цудакий критик Филипп Ами- гэ. Сегодня мы. наконец, от даем Буннцу наши покаян? еые долга: выходят в свет массовыми таражами его произведения, буниноведы всесторонне исследуют твор чество великого писателя, готовятся в свет и ранее не публиковавшиеся у нас в стране материалы. Отрадно, что на родине Бунина, и в первую, очередь в Ельце, жи вут и работают много под вижников, пропагандистов его наследия. Таких. как Светлана Александровна Слонова, Софья Васильевна Краснова, Галина Павловна Климова, братья Сафоновы- супруги-архитекторы Ново сельцевы, воссоздавшие по произведениям писателя вне шний обшш усадьбы в Озер- ках, и МНОГИЕ другие краеве ды.' педагоги, члены город ского к л у ^ «Вече». Благо даря их стараниям создан единственный в мире дом- музей Бунина в Ельце, ду шой которой стала заслужен ный учитель РСФСР, стар ший научный сотрудник Та-, мара Георгиаана Кирющен- ко. Переписка с более 60 у адоесатами, сбор ред 1 шх из даний, связь с представите лями зарубежья,' проводи мые на йше музея Бушш- ские уроки для шшльников. Бунинские чтения — вот да леко не полный перечень по- стоянных забот и поисков, всех этих, по-хорошему одер жимых людей. Силами «Вече» и студен тов ЕГПИ. как мы уже рас- еказьшали в «Ленинце», вос станавливается усадг^а в Озерках, где тоже будет еоз- дая музей. И еще — на улицах Ель ца пока сохранились и зда- шге мужской гимназии, где учился Бунин, и женской (ны не — педрнститут), где, воз- можно, он увидел прототип Оленьки Мещерской, девуш ки с «легким-дыханием», и старинные дома и храмы, которыми любовался писа тель и помнил до самой смерти. Их мы не должны потерять, если живем, как и Бунин, верой, надеждой, лю бовью. Б5сли, как и он , — преданные своему подстёпькь СЫНЬ1. А. ШАЛЬНЕВ. На синапа х :- Дом-музей Бунина; здание пединститута в Ельце. В, КУЛИКА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz