Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
•ЛЕН(^ЕЦ» № 23, 1990 Г. ГЛА ВЫ ИЗ КНИ ГИ Эта «ервая, такая долго жданная встреча с Западом вызьюает нецредвиденную реакцшо. Это не счастье, а гнев, не удивление, а разоча рование, ие обогащение от открытия новой страны, а осознание того, насколько «уже живут люди в твоей стране, чем здесь, в Евро пе... В эту ночь ты не сомкнешь глаз. Ты произносишь как в бреду обрывки фраз, потом долго молчишь. Война: поте рявшиеся дети, сироты, соб равшиеся в стаи, как во^ма- та, — озлобленные и голод ные, кочующие по ,обескров ленной стране. .Война: жен- ищны, на которых легла вся тяжесть мужской р а ^ ы , вдвойне придавив их. Война: блокада Ленинграда, долгие месяхры .ужаса и отчаянного мужества, когда жизнь про должалась, несмотря ни на что, эти оркестры, составлен ные из старииовнмузыкантов, игрснощих потти беззвучно, умирающих от голода и ус талости. Война: несколько миллионов калек с непопра вимо изувеченными телами и душами. Теперь ты сидишь у окна словно каменный и рассказываешь каким-то чу жим голосам: 'мужчина хрвд- цати пятя лет потерял обе 'руки и обе ноги. Таких на зывают «самовар». Его под нимают, переодевают, моют, кормят. Его укладывают в кровать, похсхжую на короб ку, а он не спит. 'Утром его усаживают на специальный стул на высоких нонашх — такой, будто детский стуль чик. Его жена, которой при несли с войны этот мешок страданий, ухаживает за ним, выходила его. Ей со общили, что ее беспомощный муж проживет еще сто лет. Он здоров, сердце, освобож денное от обязанности подво дить кровь к рукам и ногам, будет биться еще очень дол го. Она любит его, она хочет, чтобы он жил, даже такой цетой. Поначалу он отказы вается говорить. Но вдруг однажды вечером он начина ет .'^атавать вопросы о доме, о жизни в квартале. Женщи на счастлива, что ему это ин тересно, и расскЕЮЬшает о каких-то наполовину придаг- манных событиях, происходя щих у соседей и во дворе. Жизнь идет своим чередом. Квартал 'отстраивается зано во. Играют свадьбы. Мужчи на говорит, что он хочет сам посмотреть, как люди живут, только вот как бы это уст роить? Из своей коробки и даже со стула ему ничего не видно. Женщина подтаскива- (Продолжение. Начало в № 38 за 1989 г.). ет сто к окну. Так от может с.мотрсть на солнце,^ на цве тущие деревья. Это весна. Мужчина внимательно 'раз- глядьюает набухшие почки, окна, отмытые от приклеен- ньюс на зиму полосок бумаги. Он смотрит, как внизу, во дворе играют дети. Пригре вает солнце, и их постепенно раздевают, как луковички, ог' тяжельк зимшшх одежек... Соседи дривыкают видета. за овном лицо мужчины. Ста новится теплее, можно откры вать окна. Сильная женщиш заботливо усаживает беспо- мопщого мужчину в высоишй стульчик у окна. Она уходит на работу, за ней закрывает ся дверь. Мужчина наклоня ется, цепляется зубами за занавеску в цветочек, нечело веческим усилием вынимает себя из стула, раскачивается, переваливается через подо- коннш и. разжав зубы, на всегда освобождается от обя занности жить. Кто сказал: «Все сгорело дотла, больше в землю не бросите семя...» Кто ска:зал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время... Материнства не взять у Земли, ие отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли? Нет, она почернела от горя. Как разрезы, траншеи легли, и воронки — как раны, зияют. Обнажениью нервы Земли неземное страдание анают. Она вынесет все. переждет, не записьшай Землю в калеки. Десять лет ,у вас был ангел- хранитель — Люся. Нежный голосок, обладательницу кото рого я увидела лишь много лет спустя. Все началось с нашей первой ссоры. Я застегнула че моданы и уехала из Москвы после долгого и тяжелого пе риода твоего этилового безу мия. В то время терпения у меня было не так много, и, смертельно устав, не зная еще никакого средства, чтобы за ставить тебя преачратить весь этот кошмар, я сбежала, ос тавив записку; «Не ищи ме ня». Это, конечно, было наив но. Я к тому В|ремени недавно стала твоей законной женой, и свидетельство о браке, по твоему мнению, обязывало ме ня безропотно терпеть все твои выходки. я ушла в работу — это единственное, известное мне отвлекающее средство. Уже несколько недель я в Риме. Од нажды утром меня зовут к те лефону прямо в' парикмахер ской. Звонят из-за границы. Я пугаюсь, думаю о детях —оче видно, случилось чтонни'будь серьезное. «Вызывает Москва. Вас спрашивает Высоцкий». Я успеваю только ск^ать «Ал ло!» и слышу ТВОЙ голос: — Наконец, наконец я на шел тебя, мы нашли тебя, спа сибо, мои дорогие телефонист ки, благодаря вам я нашел свою жену! Теперь все хоро шо, я объясню тебе, я все объ ясню тебе! Необходимо, чтобы ты вернулась! Ты одна мо жешь мне помочь! Правда, до рогие мои, я правильно гово рю? Окажите ей, что она нуж на М 1 не, скажите ей это!» И я слышу чьи-то смущен ные смешки, накладывающие ся на твой голос. — Ну расскажите ей, что вы сделали, чтобы ее найти! И, не дожидаясь ответа те лефонистки, ты сам начинаешь рассказывать: — Мы обзвонили все гости ницы Рима. Наконец, нашли ту, где ты остановилась, нов номере тебя не было. Сказали — в па(ри'К1махерской, Остава лось узнать, в какой. За этим дело не стало. Мы позвонили в несколько па|риюмахврск'их и вот нашли тебя! По твоему возбужденном'у Т01ну я чувствую, что ты не со всем в порядке. И прямо го ворю тебе о моих подозрени ях. Но прежде, чем ты успе ваешь всв'разить, вмешивается все тот же звонкий голосок: «Не беспокойтесь, 01н уже не сколько дней разыскивает вас, он больше не пьет, просто он очень-очень счастлив!» Мы многим обязаны ей, по тому что, живя в разлуке не сколько месяцев в году, мы должны были бы, если бы не она- ждать писем, которые так долго идут, что получается диа лог глухих. Или нам приш лось бы часами ждать .малове роятного телефонного разгово ра. Этой женщине удавалось соединять нас не только вро- водом, но часто прямым аме- шательством. Сколько раз, слы ша, как я рычу от бешенства, она говорила М'не; «Успокой тесь, подумайте, это не так серьезно. Я вас вызову черет час». Сколько раз, выполняя свою функцию «контролера» международных переговоров, она перебивала твой нечлено раздельный монолог, оказав только: «Я разъединяю. Мы П031В01НИМ завтра, когда будем лучше себя' чувствовать...» Сколько раз, когда я в отча янии искала тебя в другом конце страны, мне, наконец, удавалось связаться с нашей доброй знакомой! Она успока ивала меня, и через несколько минут я знала, где ты нахо дишься, как тебя найти и при везти домой. Но, главное, мы "обязаны те.м,^ Что Н ' тсче- пие аашс;! с шОон жиз- 1111 .мы и.ме.ы возможность каждый день разговаривать сколько .чоти.VI, где бы я ни бы ла. Я знала, что могу связать ся с тобой из глубины Поли незии, из Нью-Йорка, из .\фин, откуда угодно. Она была той тонкой нитью, которая связы вала нас с тобой и в горе, и в радости, до са.мого послед него разговора. Ее лицо, опух- П 1 ее от слез, я увидела только потом, когда ее участие’ уже ие МОГЛО" помочь нам отыскать друг др'уга. Песня «07» — это песня о Люсе. Для меня эта ночь вне закона, - Я пишу — по ночам больше тем. Я хватаюсь за дио1^ телефона. Набираю вечное 07. Девушка, здравствуйте! Как вас звать? Тома. Семьдюят вторая! Жду! Дыханье затая! •Быть не может, повтО|рите, я уверен — дома! Вот! Уже ответили! Ну, здравствуй — это я. Эта ночь для меня вне закона. Я не сплю, я прошу — поскорей! Почему м,не в кредит, -по талону Предлагают любимых людей? Девушка! Слушайте! Семьдесят вторая! Не могу дождаться, нетерпенья не тая. К дьяволу все линии, я завтра улетаю! Вот! Уже ответили. Ну, здравструй — это я. Телефон для меня, как икона. Телефонная книга —_ триптих. Стала телефонистка мадонной, Расстоянье на миг сократив. Девушка, м'Илая! Я прошу, продлите! Вы теперь как ангел — не сходите ж с алтаря! Самое главное — впереди, поймите. Вот, уже ответили. Ну. здравствуй — это я. Что, опять поррежденья 'на трассе? Что, реле там с ячейкой шалят? Ничего, буду ждать, я согласен Начинать каждый вечер с нуля. 07, здравствуйте! Снова я. Что вам? Нет! Уже не нужно. Нужен город Магадан. Я даю вам слово, что звонить не буду снова. Просто друг один — узнать, как он, бедняга, там. Эта 'НОЧЬ для меня ®не закона. Ночи все для меня •не для сна. А усну — мне приснится мадониа. На кого-то похожа она. Девушка, милая! Снова я. Тома! Не могу дождаться, и часы 1МОИ стоят. Да, меня, конечно, — я, да, я, конеч|но, дома! ~ Вызываю. Отвечайте. — Здравствуй — это я. Октябрьское утро семьдесят первого года. Я жду с сестра- 'ми в холле парижской клини ки. Маме, которой я дорожу больше всего на свете, удали ли раковую опухоль. Она не хотела нас беспокоить, и за несколько дет болезнь прочно обосновалась в ней. Мы знаем, что у нашей сестры Одильтот же диагноз. Мы подавлены. Х'нрурги пока ничего не гово рят. Я жду до последнего мо мента. Я вижу, как после опе рации ма-му отвозят на катал ке. В такси я стараюсь успок! 0 - ить свое пррепружевное серд це. Я Причесываюсь, пудрюсь— я слу на цс-Грсч}' актианс.'иь общества дружбы' «Фрааиня- СССР» с Леонядо.ч 'Брежне вым, Актерская дисщшлина снова выручает меня, Я при-' езжаю в посольство СССР к а к у ни в чем не бывало, готовая ' к рандеву, важность которого я предчувствую. Мы ждем в салоне, все немного скованны, потом нас впускают в зал, где ' стулья • стоят напротив пись менного стола. Входит Бреж нев, нам делают знз'К садить ся. Нас пятнадцать человек, мужчин и женщин всех поли тических взглядов — голлис- ты, коммунисты, профсоюзные деятели, дипломаты.' вое'нные, писатели ~ все люди доброй воли, которым дорога идея взаимопонимания между наши ми странами. Мы слушаем традиционную речь. Брежнев держится сво бодно, шутит, роется в порт сигаре. но ничего оттуда не достает, сообщает нам, что ему нельзя больше курить и долго рассказывает об истории друж бы между нашими народами, Роллан Леруа мне шепчет: «Смотри, как он поворачивает ся к тебе, как только речь за ходит о причинах ЭТОЙ друж бы...» Действительно, я заме чаю понимающие ’ взгляды Брежнева. Я знаю, что ему Из вестно все о нашей с тобой женитьбе. Когда немяаго поз- ‘ же мы пьем шампанское, он подходит ко мне и объясня ет, что водка — это другое де ло, что ее нужно пить снача ла пятьдесят граммов, потом сто, и потом, если вьвдержива- ешь, — сто пятьдесят, тогда хорошо себя чувствуешь. Я от вечаю, что мне это кажется много. «Тогда нужно пить чай», — заключает он, и я получаю в память об этой встрече элек трический самовар, к которому все-таки приложены ' две бу тылки старин. Прежде, чем уйти, мы фото графируемся: группа Францу- ^ зов вокруг советского главы. Этот снимок сделал гораздо больше, че1м все наши хлопо ты, знакомства и мои компро миссы, вместе взятые. Чтобы понять настоящую цену этой фотографии, мне было доста точно увидеть по возвращении в Москву неуемную гордость, внезапно охватившую твоих ро дителей, которые демонстриро вали вьирезку из газеты кому только возможно. Вечером, я в отчаянии воз вращаюсь домой. Мама —моя подруга, мой единственный стержень в этой жиаии — при смерти. Я понимаю, как неу местна вся эта комедия, сыг ранная ' во имя некоторого ту манного будущего по сравне нию с неизбежностью предсто ящей утраты. Кончина моей матери — от- ражение в зеркале моей соб ственной смерти — сводит к очень немногому ежедневный фарс нашего существования. Но надо жить дальше. Я знаю, что нужна тебе и моим сыно вьям. Отныне я для всех вас — последнее звено цепи. Моя мама, которую ты видел не сколько минут в гостинице «Советская» три года назад, была олицетворением безопас ности, одобрения, теплоты, так необходимых тебе. Расцвет ее юности пришелся на револю цию — в семнадцатом году ей было восемнадцать лет. Вое-' питагаая в Петербурге, в Смо льном институте благородных девиц, она была среди тех, кто, воодушевившись новыми идея ми, вывесил в день восстания красные лоскуты на окнах. По том она увидела, как грабили евреевх}конщиков, и на всю жизнь запомнила, как отлива ющие разными цветами огром ные куски ткани валялись, раз мотавшись по всей улице. По том убили ее любимую клас сную даму — и она, как и многие другие девушки, в страхе бежала за границу. Так она, пе- режив множество, тратических эпизодов, оказалась в Париже,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz