Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«ЛЕНИНЕЦ» № 23, 1990 г. ПЕРЕСТРОЙКА: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ , в аощем, дело не в наказуе мой ниициатлае», — считает ^ В. Бутов. ' Так чем же должен занк- матьсн комсомол, вернее, те комитеты комсомола, что су ществуют сейчас на любом предприятии и учреждении? Долгие годы считалось, что показатель работы комсомоль ской организации, как, впро чем, партийной и пр(Й1)союз- ной, определяется результа тами производственными или учебными. На передовом предприятии — хорошая ор- га№Гзация, на отстающем — плохая. Главный спрос с сек ретаря был за сбор взносов и организацию соцсоревно вания (в учебных заведениях — за ОПП). Но к середине 80-х годов стало ясно, что такой комсо мол утратил свое влияние на молодежь, или, как говорят, актив оторвался от масс. Ак тив организует и отчитывает ся, а массы живут своей обыденной жизнью. И вот комитеты комсомола делают Креи в сторону организации досуга молодежи, а чуть поз же — защиты ее социаль ных интересов. В отчетах комсомольских вожаков на видном месте запестрели циф ры о количестве созданных дн<скотек и молодежных клу бов, а затем — молодежных центров и МЖК, о сумме заработанных средств. Несмотря на то, активис тов в комсомоле больше не стало, началось сокращение его рядов. Появились нефор мальные группы и объедине ния молодежи. И — новый поворот. Сейчас многие ком сомольские штивисты обра тили свои взоры к политиче скому небосклону. Создание молодежных депутатских ^ групп, активное вмешательст- > во в схватку за депутатские мандаты, желание бороться со стереотипами и догмами внутри комсомола. Примером этого процесса у нас в обла сти и стал Липецкий педин ститут, его комитет комсомо ла. Что это, очередная дань моде или «еизбежный шаг в поиске выхода из кризиса? Может ли комсомол потпреж- «ему, подобно Атлантам, взвалившим на плечи небес ный свод, держать на себе весь груз забот о всех слоях и группах молодежи: быть и политическим организатором, н просветителем-агитатором, и защитником социальных ин тересов, и профессиональным наставником, и массовмком- затейником, и т. д. э# т. п.? Или все-таки необходимо вернуться к ист<жам, когда комсомол формировался как политическая организация, объединяющая авангард пе редовой, созмательиой мо лодежи, ту ее часть, которая устремилась в горнило поли тической борьбы? Ведь связь с массами — это не значит поголовное их зачисление в ряды организации, а много ликая, всесторонняя работа с ними. Словом, суждений о роли комсомола и его комитетов существует сейчас немало. Поиск истины продолжается открыто и гласно — в этом достижение перестройки. И то, чтобы в этом движении нашел свое место каждый комсомолец, каждая комсо мольская организация — за бота наша общая — всех, кто неравнодушен к судьбе ВЛКСМ. М. РУДНЕВА. От редакции: Мы публикуем мате1риал, ко торый наверняка не вызовет однозначной реакции читате лей. Вполне сознательно не пы тались расставлять в нем ка- кие-либо акценты, поддержи- -- вать линию нынешнего комите та комсомола Липецкого педа гогического института или же осуждать ее. .Автор изложил факты, кото рыми располагал, мнения, ко торые \'слышал в сгсца.ч шштп- тута и вне его. Да, ситуация, сложившаяся в комсомольской организации ЛГПИ, для города и области® целом, возможно, нетрадицион на. Хотя поиск путей выхода из кризиса. — нормальное яв ление для всего нынешнего ком. сомола. А именно таким поис ком объясняет актив ЛГПИ свою нынешнк>ю деятельность, не всегда совпадающую с так называемой «официальной» ли нией вышестоящих комсомоль ских органов. Ребята избрали собственное 'направле1ние в работе. При этом основной упор решили сделать на политическую ориентацию студенчества. Насколько оправ дан этот выбор, чем обернется он в итоге для комсомольской организации института? Какив- веетно, пророчество — занятие достаточно неблагодарное. Точ ки над «1» расставит время. И все же давайте вместе по рассуждаем хотя бы над от дельными моментами предлага емой пропраммы. Сопоставим ее с реалиями вузовского сегодня. А они таковы: педагогический институт — источник .разумно го, доброго, вечного, что дол жно вместе с его выпускника ми разноситься по многочислен ным школам области, — это, как ИИ парадоксальна, еще и объект, вызывающий немалое беспокойство правоохранитель ных органов. Нет, отнюдь не политические убеждения сту- дентав-бунтарей, наиболее вос приимчивой к различным совре менным течениям части моло дежи, тому виной. Тривиаль ные случаи пьянства, мелких Краж и т. п. Многим будущим учителям, мяшо говоря, до иде ала далековато. «Институт — не оазис бла гополучия, он болеет темя же болезнями, что и все наше об щество», — парирует комитет ВЛКСМ и... обсуждает вопрос о несостоятельности «производ ственного» принципа построе ния идеологических организа ций, об их возможном выходе - из стен — в данном варианте института — на «нейтральную, полосу». Дааьшенусть каждый сам для себя определит: нужен ему комсомол или нет. В край нем случае, балласта не буде^. Да и над учебным процессом идеологические дог<мы' довлеть перестанут. Организация, действительно освободившись от декларируемой прежде вос питательной своей функции, вер нется к общественно-тполитиче- ским истокам. Теоретически просто. Так ли гладко все будет на практике? Не ясно, например, как в та ком случае планирует защи щать комитет ВЛКСМ правая интересы членов организации и тем самым проводить ту ос новную политическую линию, что наметил для себя сегодня комсомол? Не будем идеалистами; на стоящая податика предполага ет конкретные действия, кото рыми и завоевываются симпа тии людей. Станет ли привле кательнее комсомол для моло дежи, если абстрагируется от ее повседневных нужд и забот, даже объясняя это высокими помыслами и многообещающей перспективой? И еще один повод для серь езных сомнений. «К нам при дут те, кому мы нужны», — так или примерно так рассуж дает О.тег Тарасенко. Верен ли изначальный посыл? Любая по литическая организация, стара, ясь завоевать доверие масс, приобрести популярность, исхо дит как раз от обратного. Это аксиома. Иначе реальной ста новится угроза замкнуться в собственном узком кругу. ... Пединститут, действитель но, не оазис. Впрочем, трудно нынче отыскать островок пол ного благополучия не только в Липецке, но и далеко за его пределами. Вновь будем искать путеводную звезду или все-та- ш земные пути решения наших проблем? В « К А Л И Ф Ы » - Н А Ч А С Н|еож»даш 1 о прослыла со стоятельным человеком сту дентка филологического фа культета Харьковского го сударственного универси тета Нина Мсшастырева. Ни рубля долгу, да еще и откладывает деньги на лет ний отдых. Секрет прост: два раза в неделю после за- НЯТ 1 Щ Нина превращается в «няню по вызову». А по средником между нею и ра- ботающшнн мамами стала созданная при Харьковском обкоме комсомола хозрас четная фирма молодежных услуг «Студоервис». — Проблема временного '1®у|Доус.трой|С,т|ва у|Чащихся и студентов не нова, — го ворит директор фирмы Игорь Еф,росин1ин. — Сту денческие стипендии не так уж и велики, старшекласони- ки вынуждены просить на карманные расходы у роди телей. А ведь только огляни тесь вокруг: помощники «та час» нужны не меньше, чем кадровые работники. На всех без исключеикя чрупвых предприятиях го рода во вторую и третью смены есть пустые ра бочие места. На стол бах белеют объяв ления. зовущие оказать ус лугу. Но зачастую обе сто роны найта дауг друга не могут. Вот мы и взяли на себя 01бяза1шюсти посредника. Между прочим, поначалу к рождению еще одного хоз- - расчешого объедияекия в обкоме отнеслись, с недове рием. Ведь существует же добрая сотня всевозмож ных 1досуго0ь?х центров, НТТМ «Прашнка». Все они так или иначе обеспечивают спрос на услуги производст венного или культурного толка. Значит, являются рабсетсдателлми. Но в црограмму «Студ- сервиса» с самого начала заложен нюаис. ^ р м а без возмездно помогает моло- дьш. За счет прибыли, ко нечно. О рождении* фирмы, помо гающей стать материально независзгмы1М. быстро узна ли в харьковских вузах. ПТУ, средних школах. Вот и сегодня в ее бюро трудо устройства не протол|кнуть- ся. На столах — анкеты, бланки, п|роапею'ы. Работу на любой срок предлагают предприятия и организации, бооб^н о много заявок по бытовом;у обслуживанию. Выбор помогают сделать шта'шь(е работники бюро А|лша Полтавская и Ирина Леонтьева. Их проввалн «развелчицами» недаром. Рабочий день они начина ют со , звонков в отделы ка'дров. Договоры о сотрудниче стве связывают «Студсер- вне» с 'несколькими десят ками предприятий. Корот кие переговоры и вот уже ГОТОВ' сшеок «прого рающих» от недостатка ра бочих. рук профессий; цтгампо1вщик!И, фо 1 рмовщик 1 И, столяры, плиточники, ка- меищики... З а несколько часов даже на погрузке хлеба можно заработать, десять р|ублей. А уж за та кие услуги, как репетитор ство та дому, сопровождение иностращев в качестве пе реводчиков нши уход за больными... ...Студент химфака уни- ве|рситета Евгений Назарен ко, изучив все предложе ния, астатавливает выбор на керамическом за'воде. Дело нехитрое: штамповка деталей. День на обучение — осталь.ное за счет собст- веяных способностей. Вто рая или даже третья сме на его вполне устраивает. Тем; более, что за это пла тят по соответотвующему тарифу. Больше двухсот рублей в месяц — на стыд но вышонсить молодой жене на хозяйство. Кстати, Евгений как даль новидный человек тут же заботится о будущем. Он опытный штукатур, яе од но лето учился этому в строительных отрядах. В специальяо эаведеиной в от деле трудоустройства папке он оставляет о- себе все нужные сведения. Так его бьютрее найдут, когда поиа- добится. За полгода через фирму «Студсервис» прощли пол- тьасячи' м:олодых людей. За счет прибыли здесь созда'Н своеобразный фонд поощ рений'. К примеру, недавно У"Щ>едили собственные; стй^ пендии. По решению коми тета комсомола учебных за ведений их получают те, кто по объективным причи- »ам, сдал сессию ниже сво их возможностей. Кстати, в благодарность за проявлен ную заЗботу, а также ' по собственно^- интересу рпе- каемью охотно предлагают: свои руки заказчитам фир мы. По это ие обязательно. Не придется отрабатывать затраченные на экипировку и командировку средства юным фехтовальщикам и з Ж кСШ под названием турм». За счет фирмы они едут т а всесоюзные со- решования а Ярославль. Бюро трудоустройства,- конечно, не приносит мил лионов «Огудсервису». Од нако годовой денежный оборот предполагает до трехсот тысяч рублей. При быль поступает з а счет функщиониров*аания друтах отделов — спортигано-оэдо- ров'Ительного,, культурно- пропагандистского, М1оло -. дежного туризма... Насчет последнего — явный успех. Договоры с польской фир мой «Кошордия» помогают всем*, кто хочет отправить ся за рубеж. Причем, и в каЬиталистические страны — Австрию!, ФРГ. Ктото ив заглянувших в бюро по трудоустройству старше классников предложил во время летних каникул на- править их на работу «за бугор». Предложение сейчас всерьез обсуждается. А почему бы и нет? Ня ни и там нужны. С. ЛИГОСТАЕВА, корр. ,ТАСС. г. Харьков, По методу учителя —новатора Однажды на урок чтения к шестилеткам I «В» класса 721-й школы г. Москвы пришла... до брая фея из сказки. Зачарован- •ные дети преобразились, исчез ли их невнимательность и рас- се(я'Нность. Урок в такой не обычной форме — это лишь ■ один из примеров работы е ше. стилетками по методу доктора психологических наук Ш. А, Амонашвнли учительницы на чальных классов Светланы Ле онидовны Тендеры. О методе опережающего обу чения Ш. А. Амонашвнли Свет, лана Леонидовна впервые уз нала, когда училась на вечер нем отделении педагогического института. Прочитала его кни ги, и в январе 1987 года в'мес- те с сокурсницами отправилась в Тбилиси в 1-ю экоперИ'мен- тальную школу. Там она по бывала на уроках, проводимых по методу Шалвы Александро. ВИЧа, встретилась и с самим ав тором метода. Новый учебный год Светлана Леонидовна на чала в 721-й школе. Поддерж- ка коллег, побывавших на ее открытых уроках, убедила учи тельницу в правильности вы- браиного пути. На снимке: у Светланы Тен- доры нет недостатков в по мощниках. Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz