Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«ЛЕНИНЕЦ» № 23, 1990 г. ПЕРЕСТРОЙКА: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ , в аощем, дело не в наказуе­ мой ниициатлае», — считает ^ В. Бутов. ' Так чем же должен занк- матьсн комсомол, вернее, те комитеты комсомола, что су­ ществуют сейчас на любом предприятии и учреждении? Долгие годы считалось, что показатель работы комсомоль­ ской организации, как, впро­ чем, партийной и пр(Й1)союз- ной, определяется результа­ тами производственными или учебными. На передовом предприятии — хорошая ор- га№Гзация, на отстающем — плохая. Главный спрос с сек­ ретаря был за сбор взносов и организацию соцсоревно­ вания (в учебных заведениях — за ОПП). Но к середине 80-х годов стало ясно, что такой комсо­ мол утратил свое влияние на молодежь, или, как говорят, актив оторвался от масс. Ак­ тив организует и отчитывает­ ся, а массы живут своей обыденной жизнью. И вот комитеты комсомола делают Креи в сторону организации досуга молодежи, а чуть поз­ же — защиты ее социаль­ ных интересов. В отчетах комсомольских вожаков на видном месте запестрели циф­ ры о количестве созданных дн<скотек и молодежных клу­ бов, а затем — молодежных центров и МЖК, о сумме заработанных средств. Несмотря на то, активис­ тов в комсомоле больше не стало, началось сокращение его рядов. Появились нефор­ мальные группы и объедине­ ния молодежи. И — новый поворот. Сейчас многие ком­ сомольские штивисты обра­ тили свои взоры к политиче­ скому небосклону. Создание молодежных депутатских ^ групп, активное вмешательст- > во в схватку за депутатские мандаты, желание бороться со стереотипами и догмами внутри комсомола. Примером этого процесса у нас в обла­ сти и стал Липецкий педин­ ститут, его комитет комсомо­ ла. Что это, очередная дань моде или «еизбежный шаг в поиске выхода из кризиса? Может ли комсомол потпреж- «ему, подобно Атлантам, взвалившим на плечи небес­ ный свод, держать на себе весь груз забот о всех слоях и группах молодежи: быть и политическим организатором, н просветителем-агитатором, и защитником социальных ин­ тересов, и профессиональным наставником, и массовмком- затейником, и т. д. э# т. п.? Или все-таки необходимо вернуться к ист<жам, когда комсомол формировался как политическая организация, объединяющая авангард пе­ редовой, созмательиой мо­ лодежи, ту ее часть, которая устремилась в горнило поли­ тической борьбы? Ведь связь с массами — это не значит поголовное их зачисление в ряды организации, а много­ ликая, всесторонняя работа с ними. Словом, суждений о роли комсомола и его комитетов существует сейчас немало. Поиск истины продолжается открыто и гласно — в этом достижение перестройки. И то, чтобы в этом движении нашел свое место каждый комсомолец, каждая комсо­ мольская организация — за­ бота наша общая — всех, кто неравнодушен к судьбе ВЛКСМ. М. РУДНЕВА. От редакции: Мы публикуем мате1риал, ко­ торый наверняка не вызовет однозначной реакции читате­ лей. Вполне сознательно не пы­ тались расставлять в нем ка- кие-либо акценты, поддержи- -- вать линию нынешнего комите­ та комсомола Липецкого педа­ гогического института или же осуждать ее. .Автор изложил факты, кото­ рыми располагал, мнения, ко­ торые \'слышал в сгсца.ч шштп- тута и вне его. Да, ситуация, сложившаяся в комсомольской организации ЛГПИ, для города и области® целом, возможно, нетрадицион­ на. Хотя поиск путей выхода из кризиса. — нормальное яв­ ление для всего нынешнего ком. сомола. А именно таким поис­ ком объясняет актив ЛГПИ свою нынешнк>ю деятельность, не всегда совпадающую с так называемой «официальной» ли­ нией вышестоящих комсомоль­ ских органов. Ребята избрали собственное 'направле1ние в работе. При этом основной упор решили сделать на политическую ориентацию студенчества. Насколько оправ­ дан этот выбор, чем обернется он в итоге для комсомольской организации института? Какив- веетно, пророчество — занятие достаточно неблагодарное. Точ­ ки над «1» расставит время. И все же давайте вместе по­ рассуждаем хотя бы над от­ дельными моментами предлага­ емой пропраммы. Сопоставим ее с реалиями вузовского сегодня. А они таковы: педагогический институт — источник .разумно­ го, доброго, вечного, что дол­ жно вместе с его выпускника­ ми разноситься по многочислен­ ным школам области, — это, как ИИ парадоксальна, еще и объект, вызывающий немалое беспокойство правоохранитель­ ных органов. Нет, отнюдь не политические убеждения сту- дентав-бунтарей, наиболее вос­ приимчивой к различным совре­ менным течениям части моло­ дежи, тому виной. Тривиаль­ ные случаи пьянства, мелких Краж и т. п. Многим будущим учителям, мяшо говоря, до иде­ ала далековато. «Институт — не оазис бла­ гополучия, он болеет темя же болезнями, что и все наше об­ щество», — парирует комитет ВЛКСМ и... обсуждает вопрос о несостоятельности «производ­ ственного» принципа построе­ ния идеологических организа­ ций, об их возможном выходе - из стен — в данном варианте института — на «нейтральную, полосу». Дааьшенусть каждый сам для себя определит: нужен ему комсомол или нет. В край­ нем случае, балласта не буде^. Да и над учебным процессом идеологические дог<мы' довлеть перестанут. Организация, действительно освободившись от декларируемой прежде вос­ питательной своей функции, вер­ нется к общественно-тполитиче- ским истокам. Теоретически просто. Так ли гладко все будет на практике? Не ясно, например, как в та­ ком случае планирует защи­ щать комитет ВЛКСМ правая интересы членов организации и тем самым проводить ту ос­ новную политическую линию, что наметил для себя сегодня комсомол? Не будем идеалистами; на­ стоящая податика предполага­ ет конкретные действия, кото­ рыми и завоевываются симпа­ тии людей. Станет ли привле­ кательнее комсомол для моло­ дежи, если абстрагируется от ее повседневных нужд и забот, даже объясняя это высокими помыслами и многообещающей перспективой? И еще один повод для серь­ езных сомнений. «К нам при­ дут те, кому мы нужны», — так или примерно так рассуж­ дает О.тег Тарасенко. Верен ли изначальный посыл? Любая по­ литическая организация, стара, ясь завоевать доверие масс, приобрести популярность, исхо­ дит как раз от обратного. Это аксиома. Иначе реальной ста­ новится угроза замкнуться в собственном узком кругу. ... Пединститут, действитель­ но, не оазис. Впрочем, трудно нынче отыскать островок пол­ ного благополучия не только в Липецке, но и далеко за его пределами. Вновь будем искать путеводную звезду или все-та- ш земные пути решения наших проблем? В « К А Л И Ф Ы » - Н А Ч А С Н|еож»даш 1 о прослыла со­ стоятельным человеком сту­ дентка филологического фа­ культета Харьковского го­ сударственного универси­ тета Нина Мсшастырева. Ни рубля долгу, да еще и откладывает деньги на лет­ ний отдых. Секрет прост: два раза в неделю после за- НЯТ 1 Щ Нина превращается в «няню по вызову». А по­ средником между нею и ра- ботающшнн мамами стала созданная при Харьковском обкоме комсомола хозрас­ четная фирма молодежных услуг «Студоервис». — Проблема временного '1®у|Доус.трой|С,т|ва у|Чащихся и студентов не нова, — го­ ворит директор фирмы Игорь Еф,росин1ин. — Сту­ денческие стипендии не так уж и велики, старшекласони- ки вынуждены просить на карманные расходы у роди­ телей. А ведь только огляни­ тесь вокруг: помощники «та час» нужны не меньше, чем кадровые работники. На всех без исключеикя чрупвых предприятиях го­ рода во вторую и третью смены есть пустые ра­ бочие места. На стол­ бах белеют объяв­ ления. зовущие оказать ус­ лугу. Но зачастую обе сто­ роны найта дауг друга не могут. Вот мы и взяли на себя 01бяза1шюсти посредника. Между прочим, поначалу к рождению еще одного хоз- - расчешого объедияекия в обкоме отнеслись, с недове­ рием. Ведь существует же добрая сотня всевозмож­ ных 1досуго0ь?х центров, НТТМ «Прашнка». Все они так или иначе обеспечивают спрос на услуги производст­ венного или культурного толка. Значит, являются рабсетсдателлми. Но в црограмму «Студ- сервиса» с самого начала заложен нюаис. ^ р м а без­ возмездно помогает моло- дьш. За счет прибыли, ко­ нечно. О рождении* фирмы, помо­ гающей стать материально независзгмы1М. быстро узна­ ли в харьковских вузах. ПТУ, средних школах. Вот и сегодня в ее бюро трудо­ устройства не протол|кнуть- ся. На столах — анкеты, бланки, п|роапею'ы. Работу на любой срок предлагают предприятия и организации, бооб^н о много заявок по бытовом;у обслуживанию. Выбор помогают сделать шта'шь(е работники бюро А|лша Полтавская и Ирина Леонтьева. Их проввалн «развелчицами» недаром. Рабочий день они начина­ ют со , звонков в отделы ка'дров. Договоры о сотрудниче­ стве связывают «Студсер- вне» с 'несколькими десят­ ками предприятий. Корот­ кие переговоры и вот уже ГОТОВ' сшеок «прого­ рающих» от недостатка ра­ бочих. рук профессий; цтгампо1вщик!И, фо 1 рмовщик 1 И, столяры, плиточники, ка- меищики... З а несколько часов даже на погрузке хлеба можно заработать, десять р|ублей. А уж за та­ кие услуги, как репетитор­ ство та дому, сопровождение иностращев в качестве пе­ реводчиков нши уход за больными... ...Студент химфака уни- ве|рситета Евгений Назарен­ ко, изучив все предложе­ ния, астатавливает выбор на керамическом за'воде. Дело нехитрое: штамповка деталей. День на обучение — осталь.ное за счет собст- веяных способностей. Вто­ рая или даже третья сме­ на его вполне устраивает. Тем; более, что за это пла­ тят по соответотвующему тарифу. Больше двухсот рублей в месяц — на стыд­ но вышонсить молодой жене на хозяйство. Кстати, Евгений как даль­ новидный человек тут же заботится о будущем. Он опытный штукатур, яе од­ но лето учился этому в строительных отрядах. В специальяо эаведеиной в от­ деле трудоустройства папке он оставляет о- себе все нужные сведения. Так его бьютрее найдут, когда поиа- добится. За полгода через фирму «Студсервис» прощли пол- тьасячи' м:олодых людей. За счет прибыли здесь созда'Н своеобразный фонд поощ­ рений'. К примеру, недавно У"Щ>едили собственные; стй^ пендии. По решению коми­ тета комсомола учебных за­ ведений их получают те, кто по объективным причи- »ам, сдал сессию ниже сво­ их возможностей. Кстати, в благодарность за проявлен­ ную заЗботу, а также ' по собственно^- интересу рпе- каемью охотно предлагают: свои руки заказчитам фир­ мы. По это ие обязательно. Не придется отрабатывать затраченные на экипировку и командировку средства юным фехтовальщикам и з Ж кСШ под названием турм». За счет фирмы они едут т а всесоюзные со- решования а Ярославль. Бюро трудоустройства,- конечно, не приносит мил­ лионов «Огудсервису». Од­ нако годовой денежный оборот предполагает до трехсот тысяч рублей. При­ быль поступает з а счет функщиониров*аания друтах отделов — спортигано-оэдо- ров'Ительного,, культурно- пропагандистского, М1оло -. дежного туризма... Насчет последнего — явный успех. Договоры с польской фир­ мой «Кошордия» помогают всем*, кто хочет отправить­ ся за рубеж. Причем, и в каЬиталистические страны — Австрию!, ФРГ. Ктото ив заглянувших в бюро по трудоустройству старше­ классников предложил во время летних каникул на- править их на работу «за бугор». Предложение сейчас всерьез обсуждается. А почему бы и нет? Ня­ ни и там нужны. С. ЛИГОСТАЕВА, корр. ,ТАСС. г. Харьков, По методу учителя —новатора Однажды на урок чтения к шестилеткам I «В» класса 721-й школы г. Москвы пришла... до­ брая фея из сказки. Зачарован- •ные дети преобразились, исчез­ ли их невнимательность и рас- се(я'Нность. Урок в такой не­ обычной форме — это лишь ■ один из примеров работы е ше. стилетками по методу доктора психологических наук Ш. А, Амонашвнли учительницы на­ чальных классов Светланы Ле­ онидовны Тендеры. О методе опережающего обу­ чения Ш. А. Амонашвнли Свет, лана Леонидовна впервые уз­ нала, когда училась на вечер­ нем отделении педагогического института. Прочитала его кни­ ги, и в январе 1987 года в'мес- те с сокурсницами отправилась в Тбилиси в 1-ю экоперИ'мен- тальную школу. Там она по­ бывала на уроках, проводимых по методу Шалвы Александро. ВИЧа, встретилась и с самим ав­ тором метода. Новый учебный год Светлана Леонидовна на­ чала в 721-й школе. Поддерж- ка коллег, побывавших на ее открытых уроках, убедила учи­ тельницу в правильности вы- браиного пути. На снимке: у Светланы Тен- доры нет недостатков в по­ мощниках. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz