Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«ЛЕНИНЕЦ» № 23, 1990 Г. НРАВСТВЕННОСТЬ. МОРАЛЬ. ЗАКОН. > Мне 21 год, из них шесть лет я за колючей проволокой. Сей час много пишут и говорят о молодежи, о ее проблемах, но, тем не менее, преступность среди под ростков и молодежи не снижается, а рас тет. Почему? Все хотят знать. Ученые и социологи говорят одно, депутаты на съезде — другое, народ, общественность — третье. Трудно разобраться: кто из них прав, а кто «ет. Одним словом, все говорят, а мы утопаем в грязи преступ ности. Я хочу обратиться к читателям вашей газеты: ,что вы Сделали для молодфки? Чем вы ей помогли? Тем, что «тдали за брошенный подвал, который пни с боем отвоевали, чтобы сделать спортзал? Ну разве это главное? А славное в том, что сотни группиро вок скитаются от безделья и бьют друг друга, а потом [попадают в эти места. Здфь не только не исправляются, а, на против, большинство становятся преступ- никами-профессионалами. Чак как же по мочь молодежи? Я над этим вопросом думал тоже. Хватит разговоров. О том, что среши- ли» и .«постановили». Задумались бы луч ше, почему ребята не очень-то идут в спортсекции, в кружки разные и <т, д. В чем причина? Просто им там не пн- тфесно. ,Или проблема трудных подрост ков. Таким и я был когда-то. Знаю по себе, как к таким относятся. /Их угнета ют взрослые, на них кивают, как иа про каженных, и никому нет дела, что у них на душе, что можно до конца убить, а можно и вытащить на свет божий все то лучшее и доброе, что спрятано глубо ко, а оии стесняются обнаружить. Вы нас презираете, ну так и пожинайте пло ды! Расскажу в себе. Родился я рос и се мье большой и малообеспеченной. Роди тели крепко выпивали, как ютец, так и мать. А ведь нас было семеро. ,В школь ные годы научился .воровать, обманы- Каким будет завтрашний день? вать. Наве|]ное, потому, что да меня ни кому не 1было дела. В двенадцать лет я уже обворовал квартиру. Э этом яке возрасте пил ширтное наравне со (взрос лыми. (Кто меня этому щаучил? Сам на учился, глядя /на родителей. Й пошла моя жизнь колесом. Приходил домой^ видел одно и то же: пьяных родителей и больше пичего. Есть было нечего, даже хлеба не )бывадо, не говоря [о других продуктах. Приходилось ходить к друзь ям в гости и ждать, пока они сядут за стол и позовут меня. Вот так и жил. Ко гда уже все опротивело, стад пить водку еще больше. Где брал деньги? Воровал, •~де придется, даже дома у родителей. Трудно ртр все (рассказывать, тем бо ле^ писать на бумаге, в каких условиях я жил и воспитывался, й а одежду да же говорить не приходится: /сам себе по купал кеды и ;в них (ХОДИЛдо первых ]мо- розов. |Ну а остальное /асе доставалось «по наследству»: брюки, рубашки... В шестнадцать лет совершил еще; пре ступление, за что (и попал в места, не столь отдаленные, затем на ^тюремный режим. Здесь многое понял. Во-пфвых, то, Ию (озлобляться на (весь белый свет — 1 Э 10 ме .выход. Хотя мне труднее, чем другим отойти от злобы ‘и обиды на всех. Никогда рядом не было человека, который бы протянул мне руку помощи. (Фото ТАСС) Скажете: сам виноват ■— и в трудных семьях вырастают нормальные дети. Но> кто сможет убедить меня /в том, (что ви новат во Исем только т /сам? В стране перестройка. Хорошо, (если бы она произошла и По отношению к нам, людям, выбитым [из колеи. Ведь при слове «зек» люди шарахаются по сторо нам. Не на вечное же поругание и не нависть появились мы иа свет. Протяни те мам руку, поверьте нам, (а в «первую очередь тем «трудным», из-за которых сегодня ломают копья мльшие умы иа дискуссиях. Сделайте шаг им навстречу,, а не отталкивайте от себя. В. СИНКЕВИЧ.: БУДЕТ КРЫША НАД ГОЛОВОЙ ря детей, попавших в экстремальную ситуацию с этим письмом мы позиако- мили Л, 1А. Астахову, началь ника инспекции по делам ие- совершеннодетних УВД Липец кого облисполкома, и попроси ли прокомментировать его, от ветив на вопросы редакции. — Людмила Анисимовна, на сколько типично это письмо для сегодняшнего времени, ведь его автор уже шесть де/т изолирован от общества? — Сейчас наши дети нахо дятся, может быть, еще в бо лее ужасном положении. Тот поток информации, который они получили за это время, привел их к растерянности. Даже у нас, взрослых, не ос талось идеалов. А дети воспри нимают все наиболее, остро, близко к сердцу. Хорошо, ес ли ребенок воспитывается в нормальной семье. А если в такой же. как В. Синкёвич? Почитайте сводки происшест вий, касающихся несовершен нолетних. «Пропал без вести», «ушел из дома» — практичес ки ежедневно сталкиваешься с такими сообщениями. Уже ста- новится типичным, что дети бегут из дома. Бегут потому, что родители пьют, бегут по тому, что с детьми жестоко и несправедливо обращаются. С 19 марта находился в розыске Саща Комоликов, второклас сник липецкой средней школы № 51, а 26 апреля тело маль чика обнаружили в разрушен ном сарае на станции Казив- ка. Экспертиза дала заключе ние, что ребенок находился в сарае в тот момент, когда по стройка рухнула. Что сказать о семье, в которой рос маль чик? Отец его пил, мать ушла из дома в другую семью; Ре бенок так же, как коцда-то и автор письма в редакцию, ни кому Не был нужен. Или другой пример. У Жени Госте- ева отец несколько раз был в ЛТП, судим, мать бродяжни чает. В итоге — у ребенка не оказалось элементарных усло вий для существования. Ему негде было' жить, он даже не учился. Стал воровать. По воз вращении из спецшколы, куда его определила ИДИ и где^он, кстати, стал хорошо учиться. Женя заявил: «Дома жить не хочу». И вот недавно совер шил кражу. — Хорошо, что этот ребенок хоть на какое-то время попал в поде зрения ниспекции. Ну а как быть другим? Как зая вить о себе, о том, что в семье нет элементарных бытовых ус ловий для жизни, для учебы, не говоря уж о моральной климате? Меня, например, по трясло, что автор письма до первых морозов ходил в кедах я никого это не волновало. — Мы стараемся заниматься ранней профилактикой. Цель ее — как можно раньше вы являть неблагополучные семьи. Инспекторов ИДН «интересу ет» любой негатив, поэтому у нас существует сеть нештат ных помощников. Хотелось бы обратиться также ко, всем, кто знает или хотя бы чувствует, что по соседству плохо живет ся ребенку: сообщите об этом в ИДН. Пусть првдет ннспек. тор, посмотрит, разберется. Ведь если ребенок попадает в наше поле зрения в 8—10 классах, бывает уже трудно что-либо сделать. А если в более раннем возрасте — мы подключаем медиков, психиат ров, воздействуем на родите лей, пока они сами молодые, не «запущенные». Проблема эта многогранная. У нас в области 85 инспекто ров ИДН, на каждого из ко торых приходится около сотни несовершеннолетних преступ- ннков (за/метьте: не трудных подростков), в то же время они абсолютно не ощущают никакой реальной помощи от огромной армии учителей. И знаете, что я скажу; мы утра чиваем те позиции, тот опыт, который был накоплен в кри тикуемые .ныне застойные вре мена. Это и наставничество, н работа комсомольских оперот рядов, и педотрядовекое шеф ство. А сегодня пединститут, например, совершенно не за нимается этой работой. Впро чем, мне трудно сказать, че му может научить подростка будущий педагог, если он сам нецензурно выражается, если в общежитии, где живут сту- денты пединститута - - жуткая антисанитария. Туда впору санэпидемстанцию вызывать — я все это ввдела воочию. Так что, те дети, которыми мы заиимаемся, никому, кроме нас, 1 к нужны. Дети остаются один на один с милицией. — Людмила Анисимовна, вы сетуете иа учителей, но от них нередко можно услышать: мы, дескать, прежде всего должны выполнять свою первейшую функцию ~ обучать детей знаниям,.. — Но позвольте, в школах работают учителя, наделенные званиями педагогики^ психо логии. Так почему же они не редко звонят в милицию и буквально требуют, чтобы мы приходили в школу урезони вать непослушных учащихся, и своими мерами заставлять ид ти на урок. И разве можно разграничивать функции в вос питании детей; мы учим, а вы воспитывайте? Это преступно. Я как-то вы- ету'пала в школе, и учителя, высказывая ИДН претензии, говорили, что работники ин спекций по делам несовершен- волетних должны чуть ли не кружковой работой занимать ся. Дети бегут из школы, не найдя общего языка с педаго гами, а мы должны их «за- гонять» на уроки! Я думаю, что если каждая «инстанция» таким образом будет очерчи вать круг своих обязанностей и заниматься сугубо узкими функциями, ничего не полу чится. Когда детей, перед тем, как отправить, например, в Дом ребенка, инспектора ве дут к себе домой ночевать, они не думают о том, что это не входит в их служебные обязанности. Что делать, ес- ‘ ли перед тем ребенку даже переночевать негде? Надо же детям помогать, ес.чи учителя, работники куль туры не хотят и комсомол тоже не на высоте. Вот ва;м еще пример. В марте на за седании комиссии ИДН Задон ского района рассматривался вопрос о закреплении общест венных воспитателен за су димыми подростками. За несо вершеннолетним Белоусовым (осужден райнарсудом по -статье 211—2 УК РСФСР с применением отсрочки испол нения приговора)' обществен ным воспитателем был, утвер жден второй секретарь Задон ского райкома комсомола А, Панарин, который на засе дании не присутствовал, а о том, что он закреплен за под ростком, узнал спустя неделю. Да, кстати, удивляет нас и суд. Мы не все дела передаем туда, они «фильтруются» в ИДН. Из 359 человек, осуж- денных в прошлом году, толь ко 85 направлены в колонии, 205 получили отсрочку испол нения приговора, 37 — услов ную .меру наказания, 14 осуж- дены к иеправработам. 137 переданы для воспитания в ко.члективы. Как следствие по- добной практики в 1989 году число ртсрочников, повторно совершивших преступления, возросло на 62,5 процента. — Вы упомянули работни ков культуры. Речь — о пре словутом досуге? Именно этим чаще всего и объясняют пра вонарушения среди подрост ков. Не слишком ли упрощен ный ответ? —Да, речь 6 досуге. Если в областном центре досуговая база нищенская, что говорить о районах? Начинается лето, а мы уже знаем, насколько осложнилась обстановка в двух парках Липецка — Нижнем и имени Скороходова. В последнем — обстановка на пряженнейшая. Работники культуры этсаг парк не посе щают — даже 2 мая, в празд ничный день, там не работали аттракционы. Освещена в пар ке только центральная аллея. Танцплощадка. напоминает, простите за такое сравнение, загон для скота. Я уж не го ворю об уровне дискотечной программы. Так где же подро стку набраться культуры? Ведь ребята идут в парк* (кстати, танцплощадка в этом парке почему-то спрятана ог глаз людских) не только что бы потанцевать. Идут за обще нием. Бот и «общаются» от- ромные толпы подростков. На чинают делить между собой круги, где какому «району» танцевать. Возникают драки. Бывают ли там взрослые? Ни чего подобного! Только работ ники милиции. И нам даже неловко от такого «противо- стояния»: с одной стороны,, мы милиция, с другой —де ти. Поскольку 8 парке имени Скороходова начались вспышки драк, туда сейчас Направля ются все милицейские силы. Как долго будет это продол жаться — не знаю. — Людмила Анисимовна, 'т письме, насколько вы поняли^ речь о социально-правовой защите детей, оставшихся без. родительской опеки, без средств, к существованию. Где 1же ис кать выход таким ребятишкам,, к кому, в какие двери стучать ся? Уже в четвертом квартале в Липецке откроет свои двери детский приемник-распредели тель. Он, надеемся, будет вре менным пристанищем для та ких подростков. Причем, для детей разных категорий — за блудившихся, бежавших из дома, а также для малолетних преступников. Мы позаботим- ся о воспитательном, образо^ вательном процессах, медицин ском обслуживании. Штаты будут расширяться в зависи мости от оперативной обста новки. Словом, дом этот даст крышу над головой детям, ко торым в родительском доме стало невыносимо. Мы не дол жны допустить, чтобы росло число самоубийств среди де тей. Поэтому главная задача — дать возможность перено- чевать в приемнике-распреде лителе подростку, которому плохо, И не только переноче вать. Разумеется, для работы с такими детьми мы будем приглашать психиатров, психо логов, которые помогут разря дить экстремальную ситуацию. Записала О. ТЕПЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz