Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
ДЕТСТВО «ЛЕНИНЕЦ» № 23, 1990 Г. Известие о аредупредитель- ной забастовке детских до школьных учреждений явилось громом среди ясного, как ка залось, неба. До сих пор эти проблемы для большинства из нас сводились лишь к личным обидам на их работников, а также на очереди в ясли. Кому неизвестна также печальная статистика распространения дет. ской заболеваемости в этих уч- реждевият^, то и дело закрыва ющихся на карантин? Или. к примеру, сквозные проветрива. ния по.мещений, после которых половина пруппы детей на сле дующий день остается дома х температурой? Сюда же можно привести и спорные методы во спитания некоторых педагогов, и недостаточно качественную работу обслуживающего персо нала, и сумки с продуктами, уносимые с детсадовской кух ни, И миогое другое, что охот, но подскажет нам личный опыт. Однако, требуя от работни ков детсадов честности, внима ния по отношению к своим де тям, а порой и одержимости, мы эгоистично закрываем гла за на их мизерные оклады и отсутствие стимула к добросо вестному труду СОВСЕМ ПО ЖВАНЕЦКОМУ Л'1атериальное поощрение в виде премий за переукомплек тованную детьми группу и три надцатая зарплата предусмот рены лишь для работников ве домственных яслей-детсадов. Но зачастую поощрения эти несоизмеримо малы в процент ном соотношении с нервной пе- ренапряженностью, физически ми и психическими нагрузками, которых требует каждый ребе-, нок из переполненной пруппы. В дошкольных же учреждени ях, находящихся на бюджете советских органов, нет и это- го. То есть, будь в пруппе, как положено, двадцать пять детей или пятьдесят, это никак не от разится на окладах работников бюджетного ясли-детсада. И пол 1 учается совсем по-Жва. нецкому: «Кто хочет плохо ра ботать? Никто Но хорошо ра ботаешь .— Г20. Плохо —■120. Совсем не работаешь — 120>, Впрочем, 120 — это роскошь, особенно для обслуживающего персонала, где оклад санита|р- ной няни составляет 90-рублей, машиниста по спирке белья, или же прачки — 80, 'подсоб ной рабочей по кухне — 75, а >’борщицы ^ 7 0 . Не намного лучше обстоит дело и с заработной платой воспитателей, колеблющейся от ста до «потолка» в 160 рублей. Минус льготы, предусмотрен ные для педагогических работ ников. Непонятный парадокс, потому что те же выпускники педагогических вузов и училищ, работающие не в детса дах, а в учебных заведениях, этими льготами пользуются. Та ким образом, школьная рефор ма дошкольных уч,реждений не коснулась. «Давайте жить вечно! Но ведь тогда никто не захочет быть мамами из-за очереди в ■ясли», — еще одна известная фраза сатирика. Очередь в дошкольные уч реждения может быть сгжер- шенно различной. Во многих яслях-детсадах города ее вооб ще не существует. В других же для того, чтобы «пристро ить» ребенка, мамам приходит ся устраиваться на работу ня нечками в тех же детсадах. Та ким образом, к примеру, реша ется проблема с кадрами в до школьных учреждениях НЛ.МК. Там же, где очереди не суще ствует, скажем, в яслях-детса дах ПО «Липецкий трактор ный завод», остро стоит во прос о нехватке обслуживаю щего персонала. Говоря о проблемах, стоя щих перед дошкольными уч реждениями, нельзя не вспом нить еше один монолог сати- « Д А В А Й Т Е ЖИТЬ «Что у нас может не быть? У нас всего может не быть, че го только не захочешь». Знакомясь с бытом дошколь ных учреждений Липецка, все больше убеждаешься, что но вая волна дефицита прежде всего уда!рила по детям. — В детсадах не хватает иг рушек,'бумаги, кисточек, ка рандашей, детской мебели, — перечислила мне последние де- фшшты заведующая детским садом № 109 Елена Николаев на Романовская. — Летом плохо с овощами и фруктами, постоянно с мо лочными продуктами, так как без специальной тимической обработки детям их давать не льзя. А для этого необходимо поспрюить новую линию на- мо лочном комбинате. — Бюджетные дошкольные учреждения существовать толь ко на омету практически не мо гут; — считает Раиса Антонов на Гладышева, заведующая детсадом № 125. Вот и бе жим сначала к шефам с про тянутой рушой, затем в мага зин, где ничего для детей нет. А нам за безналичный расчет вообще предлагают что «боже не гоже». Проблемы, накопив шиеся у нас в течетие ряда лет, необходимо выносить на всеобщее обсуждение. ВЕЧНО...» БАСТОВАТЬ? Работники яслей-детсадов, с которыми мне довелось встре титься, единодушно поддержи вают требования своих москов ских коллег; — Заработная плата работ ников дошкольных учреждений должна быть пересмотрена как мож!Но быстрее. Ведь в случае предполагаемой реформы цен лам останется разве что перей ти на голодный паек, уйти на другую работу или же забасто вать, — ковюретизировала об щие выводы машинист по стир ке белья детсада № ]50 Анна .\лексеевна Соломина. Забастовка — это новое для нас с.адво, все чаше звучит в повсе.чневной жизни. Отношение к нему людей самое различ ное: от пшитивиого до катего рического оточцания, -Мнение паботинков дошколь ных учреждений Липецка, не- с.мотря на полную поддержку требований мооковски.х коллег, разошлись в другом; есть ли необходимость в цредупреди- тельгной забастовке? — Ну хорошо, мы забасту ем, а в результате двести мам не выйдут на работу, — ре зонно замечали одни. — Мы, работники дошколь ных ртреэддений, самые терпе ливые люди. Поэтому готовы еще ждать решения наболев ших вопросов, — говорили дру гие, — Ес.ди основные требова ния, изложенные в письме обл- иопо^ткому в ближайшее время рассмотрены не будут, мы на чнем свою забастовку на мес тах, — были и такие выоказы- В мае этого года на встрече работников яслей-детсадов с представителями облуно и го роно был оговорен ряд 'требо ваний персонала бюджетных дошкольных учреждений. Ос новные из них повторяют мос ковские и касаются прежде все го повышения задаботной пла ты — на 50 процентов, полную хозяйственную самостоятель ность, комплектование групп по 15—20 человек и уменьшение рабочего ДНЯ до 30 часов в не делю. ТРЕБУЮТСЯ МИЛЛИОНЫ с вопросом о том, насколь ко реально выполнение таких требований и какая работа ве дется по их. рассмотрению, я обратилась к инспектору обл уно Любови Михайловне Инр- земцевой: — Конкретно сейчас обещать ничего не можем. Проблемы в работе дошкольных учрежде ний весьма серьезные, и реше ние их потребует большого ко личества затрат. Поэтому не- об.ходимо время для того, что бы все тщательно учесть и рас считать . Еще с меньшим- оптимизмом встретили меня в управлении народного образования. — Из всех пунктов требова ний, а их 26, необходимо вы делить наиболее важные и тре бующие незамед.тительного рас смотрения, Прежде всего это касается повышения заработ ной платы обслуживающего пер сонала детсадов, ис.чодя из ре- . ального финансового положе ния городского бюджета, ~ считает заместитель начальни ка управления народного об разования Валентина Никола евна Меркулова. — У нас 144 бюджетных дет сада. Для того, чтобы повы сить заработную плату даже на 15% обслуживающему персона лу, потребуется 320 тысяч руб лей в год. По самым жескром- ным подсчетам программа «Ли цом к детсадам» обернется го роду не менее чем в 2 милли она. Цифра для бюджета го рода практически нереальная. — конкретизировала подсчеты Ива Абрамовна Остащенко, на- ча.тьник планово-экономическо■ го отдела управления. Здесь, в кабинете заме стителя начальника управления, нроэвучали и возможные пред ложения о том, как изыскать необходимые средства Нужно обязать организа ции и предприятия города, не имеющие своих детсадов, от числять определенную сумму на бюджет райгорсовета, — пред ложил заместитель начальника управления по кадрам Влади мир Иванович Брыкин. — И ввести доплату за пе- реукомплектование группы, по- околшу требование об умень шении численности детед в группах а настоящее время не втаде реально. — добавила Ва лентина Николаевна. Там же. в стенах управления народного образования, я впер вые услышала о спорных, но. несомненно, интересных идеях начальника лаборатории НОТ ПО «Липецкий тракторный завод» Евгения .Абрамовича Фалкива. МСПЕРЙМЕНТ РАБОТАЕТ, ИО... Помятуя древнюю мудрость, гласящую, что из историй бо лезни хороша лишь та. что од новременно предлагает и лече ние, отправилась я за возмож ным рецептом к Е. А. Фалки- Евгений Абрамович •— сто ронник идеи арендной формы органи.запип тр.сла. В ..рошло.ч голу ему удалосй зашпересо- вать ею н заведующую детским садом № 44 Клару Васильев ну Косякину Основная идея новшества, на первый взгляд, несложна: пу- те.ч совмещения профессий, рас- ширения зон обсл>-жидакия п выполнения оп.сачиваемой ра- ооты за временно огсутегвую- пшх, усилить материальную'за интересованность работников дошкольных учреждений. Раэ- -мер заработка в этом случае за висит от коэффициента “эффек тивности труда каждого члена коллектива яслей-детсада, С его учетом распределяется фонд по- нременной оплаты и полученная экономия фонда заработной платы. Отличительная черта но вой формы организации труда состоит в том, что- вся полу ченная при этом экономия де нежных средств остается в сте нах детсада и - идет в основ ном на увеличение размеров премий и доплат его работни кам. — К арендной форме рабо ты мы пришли не-оразу. — рассказывает Клара Васильев на Косякина. — Хроническая нехватка кадров, когда при шта- ' те в 73 человека фактически работало 58. А следовательно, страдало и качество работы Всем было понятно, что необ ходимо что-то сделать. Дети- ’ то от нашей неустроенности страдать не должны. И потому, что большинство коллектива понимало безвыходность поло жения, мы и пошли на экспе римент — не выходя из рамок имеющихся средств. Результаты долго ждать се бя не заставили. Сейчас, когда детский сад № 44 уже около полугода работает по новой си стеме организации труда, мож но подвести некоторые итоги. .А они приятно неожиданные. Резко увеличилась доплата за труд персонала. Заработки ня ни-санитарки, к примеру, со ставляют в последнее время 150—215 рублей в месяц. Но самое главное то, что нако-/ нец-то появилась реальная возможность при оплате учи тывать качество работы. — Конечно, арендная форма Организации труда — это не панацея от всех проблем до школьных учреждений. По скольку она не в силах решить главног-о — повышения тариф ной заработной платы. Но это пока единственная возмож1Ность .материально заинтересовать лю дей 3 результатах и качестве своей работы, — считает Ев гений Абрамович ЗАБвТЯСЬ О БЩЩЕМ ^ Все мы — мамы и папы, ба бушки и дедушки, хотим в жи зни того, чтобы наши дети бы ли в чем-то лучше нас и, ра зумеется, жили в лучши.х ус ловиях, Поэтому все, что свя зано с их развитием, не .может нас, родителей. не интерего- вать. И, согласитесь, что ра ботники дошкольных учрежде. КИЙ в этом плане — особо за интересованные люди. — У нас говорят, что ребен ка воспитывают до пяти лет, а затем начинают перевоспиты вать. И поэтому мы просто обязаны создать в дошкольных учреждениях необходи.чые ус ловия, чтобы и родители, и,мы были спокойны за наших детей. — оказала мне однажды вос. питатель детского сада. Вопрос о предупредительной забастовке работников до школьных учреждений во мно- гих городах снят, но далеко не детские проблемы остались От решения на .местах зми- сит многое. И отлаженная ра бота дошкольных, учреждений, и то, не встретят ли завтра ро дителей закрытые двери, басту ющего детсада. Но, главное. будущее наших детей, те есть то непреходяш.ее наследство, ко торое мы оставляем пос.чглу.. ющи.ч поколениям. Какн.м-то оно будет? С. ПЛАСТИНКИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz