Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

ДЕТСТВО «ЛЕНИНЕЦ» № 23, 1990 Г. Известие о аредупредитель- ной забастовке детских до­ школьных учреждений явилось громом среди ясного, как ка­ залось, неба. До сих пор эти проблемы для большинства из нас сводились лишь к личным обидам на их работников, а также на очереди в ясли. Кому неизвестна также печальная статистика распространения дет. ской заболеваемости в этих уч- реждевият^, то и дело закрыва­ ющихся на карантин? Или. к примеру, сквозные проветрива. ния по.мещений, после которых половина пруппы детей на сле­ дующий день остается дома х температурой? Сюда же можно привести и спорные методы во­ спитания некоторых педагогов, и недостаточно качественную работу обслуживающего персо­ нала, и сумки с продуктами, уносимые с детсадовской кух­ ни, И миогое другое, что охот, но подскажет нам личный опыт. Однако, требуя от работни­ ков детсадов честности, внима­ ния по отношению к своим де­ тям, а порой и одержимости, мы эгоистично закрываем гла­ за на их мизерные оклады и отсутствие стимула к добросо­ вестному труду СОВСЕМ ПО ЖВАНЕЦКОМУ Л'1атериальное поощрение в виде премий за переукомплек­ тованную детьми группу и три­ надцатая зарплата предусмот­ рены лишь для работников ве домственных яслей-детсадов. Но зачастую поощрения эти несоизмеримо малы в процент­ ном соотношении с нервной пе- ренапряженностью, физически­ ми и психическими нагрузками, которых требует каждый ребе-, нок из переполненной пруппы. В дошкольных же учреждени­ ях, находящихся на бюджете советских органов, нет и это- го. То есть, будь в пруппе, как положено, двадцать пять детей или пятьдесят, это никак не от­ разится на окладах работников бюджетного ясли-детсада. И пол 1 учается совсем по-Жва. нецкому: «Кто хочет плохо ра­ ботать? Никто Но хорошо ра­ ботаешь .— Г20. Плохо —■120. Совсем не работаешь — 120>, Впрочем, 120 — это роскошь, особенно для обслуживающего персонала, где оклад санита|р- ной няни составляет 90-рублей, машиниста по спирке белья, или же прачки — 80, 'подсоб­ ной рабочей по кухне — 75, а >’борщицы ^ 7 0 . Не намного лучше обстоит дело и с заработной платой воспитателей, колеблющейся от ста до «потолка» в 160 рублей. Минус льготы, предусмотрен­ ные для педагогических работ­ ников. Непонятный парадокс, потому что те же выпускники педагогических вузов и училищ, работающие не в детса­ дах, а в учебных заведениях, этими льготами пользуются. Та­ ким образом, школьная рефор­ ма дошкольных уч,реждений не коснулась. «Давайте жить вечно! Но ведь тогда никто не захочет быть мамами из-за очереди в ■ясли», — еще одна известная фраза сатирика. Очередь в дошкольные уч­ реждения может быть сгжер- шенно различной. Во многих яслях-детсадах города ее вооб­ ще не существует. В других же для того, чтобы «пристро­ ить» ребенка, мамам приходит­ ся устраиваться на работу ня­ нечками в тех же детсадах. Та­ ким образом, к примеру, реша­ ется проблема с кадрами в до­ школьных учреждениях НЛ.МК. Там же, где очереди не суще­ ствует, скажем, в яслях-детса­ дах ПО «Липецкий трактор­ ный завод», остро стоит во­ прос о нехватке обслуживаю­ щего персонала. Говоря о проблемах, стоя­ щих перед дошкольными уч­ реждениями, нельзя не вспом­ нить еше один монолог сати- « Д А В А Й Т Е ЖИТЬ «Что у нас может не быть? У нас всего может не быть, че­ го только не захочешь». Знакомясь с бытом дошколь­ ных учреждений Липецка, все больше убеждаешься, что но­ вая волна дефицита прежде всего уда!рила по детям. — В детсадах не хватает иг­ рушек,'бумаги, кисточек, ка­ рандашей, детской мебели, — перечислила мне последние де- фшшты заведующая детским садом № 109 Елена Николаев­ на Романовская. — Летом плохо с овощами и фруктами, постоянно с мо­ лочными продуктами, так как без специальной тимической обработки детям их давать не­ льзя. А для этого необходимо поспрюить новую линию на- мо­ лочном комбинате. — Бюджетные дошкольные учреждения существовать толь­ ко на омету практически не мо­ гут; — считает Раиса Антонов­ на Гладышева, заведующая детсадом № 125. Вот и бе­ жим сначала к шефам с про­ тянутой рушой, затем в мага­ зин, где ничего для детей нет. А нам за безналичный расчет вообще предлагают что «боже не гоже». Проблемы, накопив­ шиеся у нас в течетие ряда лет, необходимо выносить на всеобщее обсуждение. ВЕЧНО...» БАСТОВАТЬ? Работники яслей-детсадов, с которыми мне довелось встре­ титься, единодушно поддержи­ вают требования своих москов­ ских коллег; — Заработная плата работ­ ников дошкольных учреждений должна быть пересмотрена как мож!Но быстрее. Ведь в случае предполагаемой реформы цен лам останется разве что перей­ ти на голодный паек, уйти на другую работу или же забасто­ вать, — ковюретизировала об­ щие выводы машинист по стир­ ке белья детсада № ]50 Анна .\лексеевна Соломина. Забастовка — это новое для нас с.адво, все чаше звучит в повсе.чневной жизни. Отношение к нему людей самое различ­ ное: от пшитивиого до катего­ рического оточцания, -Мнение паботинков дошколь­ ных учреждений Липецка, не- с.мотря на полную поддержку требований мооковски.х коллег, разошлись в другом; есть ли необходимость в цредупреди- тельгной забастовке? — Ну хорошо, мы забасту­ ем, а в результате двести мам не выйдут на работу, — ре­ зонно замечали одни. — Мы, работники дошколь­ ных ртреэддений, самые терпе­ ливые люди. Поэтому готовы еще ждать решения наболев­ ших вопросов, — говорили дру­ гие, — Ес.ди основные требова­ ния, изложенные в письме обл- иопо^ткому в ближайшее время рассмотрены не будут, мы на­ чнем свою забастовку на мес­ тах, — были и такие выоказы- В мае этого года на встрече работников яслей-детсадов с представителями облуно и го­ роно был оговорен ряд 'требо­ ваний персонала бюджетных дошкольных учреждений. Ос­ новные из них повторяют мос­ ковские и касаются прежде все­ го повышения задаботной пла­ ты — на 50 процентов, полную хозяйственную самостоятель­ ность, комплектование групп по 15—20 человек и уменьшение рабочего ДНЯ до 30 часов в не­ делю. ТРЕБУЮТСЯ МИЛЛИОНЫ с вопросом о том, насколь­ ко реально выполнение таких требований и какая работа ве­ дется по их. рассмотрению, я обратилась к инспектору обл­ уно Любови Михайловне Инр- земцевой: — Конкретно сейчас обещать ничего не можем. Проблемы в работе дошкольных учрежде­ ний весьма серьезные, и реше­ ние их потребует большого ко­ личества затрат. Поэтому не- об.ходимо время для того, что­ бы все тщательно учесть и рас­ считать . Еще с меньшим- оптимизмом встретили меня в управлении народного образования. — Из всех пунктов требова­ ний, а их 26, необходимо вы­ делить наиболее важные и тре­ бующие незамед.тительного рас­ смотрения, Прежде всего это касается повышения заработ­ ной платы обслуживающего пер­ сонала детсадов, ис.чодя из ре- . ального финансового положе­ ния городского бюджета, ~ считает заместитель начальни­ ка управления народного об­ разования Валентина Никола­ евна Меркулова. — У нас 144 бюджетных дет­ сада. Для того, чтобы повы­ сить заработную плату даже на 15% обслуживающему персона­ лу, потребуется 320 тысяч руб­ лей в год. По самым жескром- ным подсчетам программа «Ли­ цом к детсадам» обернется го­ роду не менее чем в 2 милли­ она. Цифра для бюджета го­ рода практически нереальная. — конкретизировала подсчеты Ива Абрамовна Остащенко, на- ча.тьник планово-экономическо■ го отдела управления. Здесь, в кабинете заме­ стителя начальника управления, нроэвучали и возможные пред­ ложения о том, как изыскать необходимые средства Нужно обязать организа­ ции и предприятия города, не имеющие своих детсадов, от­ числять определенную сумму на бюджет райгорсовета, — пред­ ложил заместитель начальника управления по кадрам Влади­ мир Иванович Брыкин. — И ввести доплату за пе- реукомплектование группы, по- околшу требование об умень­ шении численности детед в группах а настоящее время не втаде реально. — добавила Ва­ лентина Николаевна. Там же. в стенах управления народного образования, я впер­ вые услышала о спорных, но. несомненно, интересных идеях начальника лаборатории НОТ ПО «Липецкий тракторный завод» Евгения .Абрамовича Фалкива. МСПЕРЙМЕНТ РАБОТАЕТ, ИО... Помятуя древнюю мудрость, гласящую, что из историй бо­ лезни хороша лишь та. что од­ новременно предлагает и лече­ ние, отправилась я за возмож­ ным рецептом к Е. А. Фалки- Евгений Абрамович •— сто­ ронник идеи арендной формы органи.запип тр.сла. В ..рошло.ч голу ему удалосй зашпересо- вать ею н заведующую детским садом № 44 Клару Васильев­ ну Косякину Основная идея новшества, на первый взгляд, несложна: пу- те.ч совмещения профессий, рас- ширения зон обсл>-жидакия п выполнения оп.сачиваемой ра- ооты за временно огсутегвую- пшх, усилить материальную'за­ интересованность работников дошкольных учреждений. Раэ- -мер заработка в этом случае за ­ висит от коэффициента “эффек­ тивности труда каждого члена коллектива яслей-детсада, С его учетом распределяется фонд по- нременной оплаты и полученная экономия фонда заработной платы. Отличительная черта но­ вой формы организации труда состоит в том, что- вся полу­ ченная при этом экономия де­ нежных средств остается в сте­ нах детсада и - идет в основ­ ном на увеличение размеров премий и доплат его работни­ кам. — К арендной форме рабо­ ты мы пришли не-оразу. — рассказывает Клара Васильев­ на Косякина. — Хроническая нехватка кадров, когда при шта- ' те в 73 человека фактически работало 58. А следовательно, страдало и качество работы Всем было понятно, что необ­ ходимо что-то сделать. Дети- ’ то от нашей неустроенности страдать не должны. И потому, что большинство коллектива понимало безвыходность поло­ жения, мы и пошли на экспе­ римент — не выходя из рамок имеющихся средств. Результаты долго ждать се­ бя не заставили. Сейчас, когда детский сад № 44 уже около полугода работает по новой си­ стеме организации труда, мож­ но подвести некоторые итоги. .А они приятно неожиданные. Резко увеличилась доплата за труд персонала. Заработки ня­ ни-санитарки, к примеру, со­ ставляют в последнее время 150—215 рублей в месяц. Но самое главное то, что нако-/ нец-то появилась реальная возможность при оплате учи­ тывать качество работы. — Конечно, арендная форма Организации труда — это не панацея от всех проблем до­ школьных учреждений. По­ скольку она не в силах решить главног-о — повышения тариф­ ной заработной платы. Но это пока единственная возмож1Ность .материально заинтересовать лю­ дей 3 результатах и качестве своей работы, — считает Ев­ гений Абрамович ЗАБвТЯСЬ О БЩЩЕМ ^ Все мы — мамы и папы, ба­ бушки и дедушки, хотим в жи­ зни того, чтобы наши дети бы­ ли в чем-то лучше нас и, ра­ зумеется, жили в лучши.х ус­ ловиях, Поэтому все, что свя­ зано с их развитием, не .может нас, родителей. не интерего- вать. И, согласитесь, что ра­ ботники дошкольных учрежде. КИЙ в этом плане — особо за­ интересованные люди. — У нас говорят, что ребен­ ка воспитывают до пяти лет, а затем начинают перевоспиты­ вать. И поэтому мы просто обязаны создать в дошкольных учреждениях необходи.чые ус­ ловия, чтобы и родители, и,мы были спокойны за наших детей. — оказала мне однажды вос. питатель детского сада. Вопрос о предупредительной забастовке работников до­ школьных учреждений во мно- гих городах снят, но далеко не­ детские проблемы остались От решения на .местах зми- сит многое. И отлаженная ра­ бота дошкольных, учреждений, и то, не встретят ли завтра ро­ дителей закрытые двери, басту­ ющего детсада. Но, главное. будущее наших детей, те есть то непреходяш.ее наследство, ко­ торое мы оставляем пос.чглу.. ющи.ч поколениям. Какн.м-то оно будет? С. ПЛАСТИНКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz