Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
«ЛЕНИНЕЦ» № 23, 1990 Г. Д Е Т С Т В О ТРИ ВОПРОСА П' Дворовые игры • Фото Н. ТКАЧЕНКО. Р ОСТ детской преступно сти сегодня не может не будоражить общество. Мы киваем и на милицию, и на школу, и на родителей. Мы начинаем бояться будущего, ко гда ЭТИ' малолетние правона рушители подрастут и попол нят ряды уже взрослых пре ступников. Как показала статистика, значительную часть уголовно наказуемых поступков совер шают дети с органическим по ражением центральной нерв ной системы и подобными за болеваниями, Они же по дости жении четы|шадцати лет во многом составляют население детоних колоний, А вот до до стижения этого возраста-закон запрещает применять наказа ния к таким детям именно вследствие наличия у них за- болвва 1 ИИ‘я. Гумзнио? На первый взгляд, да. Но давайте посмотрим на оборотную сторону такого че ловеколюбия. Во-первых, дети с вышеуказанными психиче скими отклонениями обучаются в обычных школах, рядом со здоровыми ребятишками, кото рые в первую очередь и стра дают от такого соседства. Больные дети обычно доволь но агрессивны, раэдражитель- ны_ Малейшее неповиновение со сторО!Ны окружающих спо собно привести их в ярость, и тогда они по-настоящему опас ны, Поэтому их боятся, стара ются обходить стороной, в крайнем случае, не сопротив ляться. Безнаказанность при дает уверенности в своих си лах. И маленькие террористы отнимают у сверстников, а то и у более старших ребят день ги, вошедшие нынче в моду картинки из импортных жева тельных резинок и прочие ре бячьи богатства. Но и это не самое страшное, хотя униже ние человеческой личности, ко торому в таких случаях под вергаются наши с вами дети, ■не может не оставлять в их ду шах горького следа, а у нас с вами чувства возмущения. Од нако, если у здравомыслящего человека подобные издеватель ства над ребенком порождает негодование и желание как-то оградить его от таких явлений, то находятся и друпие — и их немало! Таше люди с удоволь ствием подчиняют себе психи чески неуравновешенных детей, подталкивая их к самым не благовидным поступкам. Массу примеров тому привел в нашей беседе Анатолий Гри- горьевич Пешков, областной внештатный детгжий психиатр, заведующий детским отделени ем областной психоневрологи ческой больницы № 1 Скажем, в Ельце мальчика ИШЕТ вам группа уче ников О- 1 'о класса (по- ‘старому 7-го). Прибли жаются летние каникулы Я и мои друзья решили этим летом заработать деньги. Кто-то хотел ра ботать на предприятии, кто-то в кол хозе, Я тоже решил 2 месяца отрабо тать в колхозе (у бабушки в деревги- помощником комбайнера. Но в шко ле нам указали, что все мы, кроме тех, кому нет 14, поедем в ЛТО. П будем там работать 2о дней. У нас три вопроса к тебе, €Ленинец». Первый: .может ли ученик не ез дить в колхоз от школы, а работать на каком-нибудь предприятии в горо де или селе? Второй: почему ребята, которым нет 14. не поедут в ЛТО? И третий вопрос: тут нас учителя, да и директор, пугают, что те, кто не поедет в колхоз по уважительной причине, останутся на второй год. Причем здесь ^шеба? Ведь, по-нашему, это совсем разные вещи. Имеют ли они оставить на второй год? 'Убедительно цроси.м 'ответить, нам на все три вопроса. Ученики средней школы № 66. ОТ РЕДАКЦИИ: вопросы ребят мы адресуем областному управлению народного образования. Надеемся, в следующей номере «Ленинца» опуб ликовать ответы. МОЖЕТ ХВАТИТ КРУШИТЬ И ЛОМАТЬ м: ОИ возраст далеко не , комсомольский ~ 41 год, но выписываю вашу газе ту постоянно. Побудило меня сесть за письмо вот что: скоро начнется трудовая четверть в тшеплах Большинство липецких учащихся ^ и ед у т к нам в ЛТО «Дружба». Как н каждый год, организации Ли пецка прилагают все усилия для то го, чтобы дети поселились в доброт но отремонтировашо| 1 х корпусах. Для обустройства этих помещений затра чиваются большие деньги. И стано вится очень обидно, когда после пер вого Же заезда в ЛТО будто Мамай прошел: вырваны шпингалегы из оконных рам, отсутствуют дверные ручки, выбиты стекла. Почти на всех матрацах —"|ГВтографы: номер школы, фамилия. Дети приносят та релки с пищей в корпуса и потом их выбрасывают в окно, ломани спинки кроватей, забор, деревья, и порой ка жется, что это не дети, а нашествие каких-то варваров, которые, кроме разрушения, ничего не знают. - Хочется спросить их родителей: неужели ваши дети делают то же са мое дома? Ведь для этих подростков ничего святого нет! Я не раз слыша ла, как ОЮ 1 позволяют себе'обложить матом учителя, ругаются, не стес няясь девочек, вместе с ними пьют, курят. (Суда мы идем, куда катимся, что дальше будет? Неужели некому по мочь, объяснить простые истины этой молодежи, подсказать ей, как яснть? Хочется верить, что нынешнее лето пройдет спокойно. Может быть, кто-нибудь из них, прочтя мое пись мо, задзгмается о своих поступках? Е. И. ВИНЯРЧУК. 1ф язинск^ р-н. БЕДА, А НЕ ПОЗОР страдающего после травмы ор ганическим поражением цент ральной нервной системы, под ростки заставляли обыскивать пьяных. В результате один'Пья ный, когда у него снимали ча сы, очнулся и ударил больного ребенка бутылкой по голове, И все — в стороне! Не виноват яикто! Есть дети, за которыми чи слится уже по семь преступ лений, а наказать их нельзя. Их надо лечить! Но... и здесь проблемы. А, Г. Пешков с го речью койстаторовал, что мно гие родители не соглашаются помещать своих детей в боль ницу, хотя им просто необхо димо дважды в год проходить курс лечения, чтобы быть «в форме». На прием к врачу идут толпами, но в итоге предпочи тают в угоду «имиджу» жерт вовать здоровьем ребенка. Это свидетельство низкой культуры нашего общества. — уверен А. Г, Пешков. И я не могу с ним не согласиться. Ведь, дей ствительно, человек, побывав ший в психоневрологической больнице, становится как бы «клейменым». На него готовы чуть ли ни пальцем показывать, И даже чадолюбивые мамаши идут на поводу у этого «обще ственного мнения», пусть и в ущерб своему ребенку;лНо ведь психическое заболевание, полу ченное вследствие травмы, это беда, а не позор. Почему мы не стыдимся, если ребенок сло мал ногу или руку, а здесь оказываемся так дремуче не вежественны? А. Г. Пешков вспомнил слу чай, когда в одном из районов Области школьный коллектив, не выдержав тирании со сторо ны психически нездцровой де вочки, доставил ее в больни цу. Но мать не дала проле чить ребенка — забрала до мой, А вот те родители, чьи дети уже прошли курс лече ния в стационаре, привозят их сюда во второй раз без тени сомнений. Знают — пребыва ние в больнице пойдет лишь на благо. Однако временное нахожде ние под наб.чюдением ррачей, считает А. Г. Пешков, дает лишь частичный эффект. Наибо лее ращиояальным было бы со здание специальной лесной шко- Кадр из фильма «Па 1 щны». лы санаторного типа. Дело в том, что такие дети вполне способны усваивать знавия. Другое дело, что внимание у них рассеяшюе, сосредоточить ся они могут лишь на 15—^20 минут, а, значит, и система преподавания для них долж на быть принципиально иной. — Это должен быть совер- шешю иовый тип учебного за ведения, — рассказывает иВа лентина Николаевна Меркуло ва, первый заместитель началь ника областного управления народного образования. СпецнализИ!рованная школа- интернат для детей с психиче скими отклонеяшями. Что эго такое? Во-первых, как счита ет В. Н. Меркулова — «три ки та»: режим, питаете, программ ма. Все основательно щадду- мать и проверить, может даже, поискать опыт за пределами области — у нас такого нет, А потребность решить пробле му. ^ о м и а я . Ведь изолируй детей на время и займись ими всерьез, это и у инсиекторов по дедам несовершешюлететх дел, ого, как убавится, и шко лы вздохнут спокойнее, да и сами больные ребята получат нефрагментарное лечеше, на- блюдение и восшп'ание. Вылечить этих детей можно, скорее, разумным трудом, увле-- кая их интересными нетрадици онными делами, помогая им вырабатывать усидчивость, уме ние сосредоточиваться. Со сво ей стороны, В. Н. Меркулова гарантирует подготовку соот ветствующих педагогических кадров. Но нужны еще и ме дики. Готов ли облздра-вотдел подключиться к решению про блемы? Думаю, слово меди- ' ков впереди, А теперь о вещах более ма- териальных. Как заметила В. Н. Меркулова, не стоит обвинять нас в немилосердии, но необ ходимо иметь понятие о состо янии финавсо'В в области. Оно никак не обнадеживает. Бо лее того, отбивает всякую охо ту строить планы. И все же,,. И все же бьется, к примеру, 44-я школа за право стать ли цеем. Тоже без особых средств и материальных перспектив. Но ведь ждать «светлого будуще го» больше нельзя, растить та ла,нты нужно сейчас, даже в самых непригодных условиях, Почм 1 у бы не посмотреть с та кой же точки зрения и на про блему психически больных де тей? Кстати, В. Н. Меркуло ва, когда я спросила, будь у нее материальные возможно- ~ сти, чему она отдала бы пред почтение: строитедьству лицея или лесной школы санаторного типа, дожо проколебавшись, высказалась за щ)иоритет шко- лыч:анатория, И зяаете поте- - му? Да потому, что лицей сяю- с ^ ен Е^шнять ограниченное чи сло ребят, да и то старшеклас сников. А вот, чтобы избавить учеников младших классов, сре ди которых, наверняка, тоже есть будущие таланты, от травмирующего соседства, нуж но торопиться. Ведь один боль ной ребенок может держать в страхе и унижении десятки сверстников. Как это скажется в итоге на их психике? Кстати, на первый случай, гак сказать, предложение есть. Можно, скажем, пока будет разрабатываться шециальный проект школы нового типа, изысживаться ресурсы длястро- игельства, софать детей в од ном из пионерских лагерей, пу стующих большую часть года. Например, «Лесная сказка» мо гла бы стать прообразам бу дущей школы. Конечно, здесь придется ре шить н ^ало проблем, однако, уверена’ дело стоит того, бу дем ли мы исходить из чисто человеческих аспектов или из соображений иного порядка, ^ Т. ГОРЯЧЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz