Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

«ЛЕНИНЕЦ» № 23, 1990 Г. Д Е Т С Т В О ТРИ ВОПРОСА П' Дворовые игры • Фото Н. ТКАЧЕНКО. Р ОСТ детской преступно­ сти сегодня не может не будоражить общество. Мы киваем и на милицию, и на школу, и на родителей. Мы начинаем бояться будущего, ко­ гда ЭТИ' малолетние правона­ рушители подрастут и попол­ нят ряды уже взрослых пре­ ступников. Как показала статистика, значительную часть уголовно наказуемых поступков совер­ шают дети с органическим по­ ражением центральной нерв­ ной системы и подобными за­ болеваниями, Они же по дости­ жении четы|шадцати лет во многом составляют население детоних колоний, А вот до до­ стижения этого возраста-закон запрещает применять наказа­ ния к таким детям именно вследствие наличия у них за- болвва 1 ИИ‘я. Гумзнио? На первый взгляд, да. Но давайте посмотрим на оборотную сторону такого че­ ловеколюбия. Во-первых, дети с вышеуказанными психиче­ скими отклонениями обучаются в обычных школах, рядом со здоровыми ребятишками, кото­ рые в первую очередь и стра­ дают от такого соседства. Больные дети обычно доволь­ но агрессивны, раэдражитель- ны_ Малейшее неповиновение со сторО!Ны окружающих спо­ собно привести их в ярость, и тогда они по-настоящему опас­ ны, Поэтому их боятся, стара­ ются обходить стороной, в крайнем случае, не сопротив­ ляться. Безнаказанность при­ дает уверенности в своих си­ лах. И маленькие террористы отнимают у сверстников, а то и у более старших ребят день­ ги, вошедшие нынче в моду картинки из импортных жева­ тельных резинок и прочие ре­ бячьи богатства. Но и это не самое страшное, хотя униже­ ние человеческой личности, ко­ торому в таких случаях под­ вергаются наши с вами дети, ■не может не оставлять в их ду­ шах горького следа, а у нас с вами чувства возмущения. Од­ нако, если у здравомыслящего человека подобные издеватель­ ства над ребенком порождает негодование и желание как-то оградить его от таких явлений, то находятся и друпие — и их немало! Таше люди с удоволь­ ствием подчиняют себе психи­ чески неуравновешенных детей, подталкивая их к самым не­ благовидным поступкам. Массу примеров тому привел в нашей беседе Анатолий Гри- горьевич Пешков, областной внештатный детгжий психиатр, заведующий детским отделени­ ем областной психоневрологи­ ческой больницы № 1 Скажем, в Ельце мальчика ИШЕТ вам группа уче­ ников О- 1 'о класса (по- ‘старому 7-го). Прибли­ жаются летние каникулы Я и мои друзья решили этим летом заработать деньги. Кто-то хотел ра­ ботать на предприятии, кто-то в кол­ хозе, Я тоже решил 2 месяца отрабо­ тать в колхозе (у бабушки в деревги- помощником комбайнера. Но в шко ле нам указали, что все мы, кроме тех, кому нет 14, поедем в ЛТО. П будем там работать 2о дней. У нас три вопроса к тебе, €Ленинец». Первый: .может ли ученик не ез­ дить в колхоз от школы, а работать на каком-нибудь предприятии в горо­ де или селе? Второй: почему ребята, которым нет 14. не поедут в ЛТО? И третий вопрос: тут нас учителя, да и директор, пугают, что те, кто не поедет в колхоз по уважительной причине, останутся на второй год. Причем здесь ^шеба? Ведь, по-нашему, это совсем разные вещи. Имеют ли они оставить на второй год? 'Убедительно цроси.м 'ответить, нам на все три вопроса. Ученики средней школы № 66. ОТ РЕДАКЦИИ: вопросы ребят мы адресуем областному управлению народного образования. Надеемся, в следующей номере «Ленинца» опуб­ ликовать ответы. МОЖЕТ ХВАТИТ КРУШИТЬ И ЛОМАТЬ м: ОИ возраст далеко не , комсомольский ~ 41 год, но выписываю вашу газе­ ту постоянно. Побудило меня сесть за письмо вот что: скоро начнется трудовая четверть в тшеплах Большинство липецких учащихся ^ и ед у т к нам в ЛТО «Дружба». Как н каждый год, организации Ли­ пецка прилагают все усилия для то­ го, чтобы дети поселились в доброт­ но отремонтировашо| 1 х корпусах. Для обустройства этих помещений затра­ чиваются большие деньги. И стано­ вится очень обидно, когда после пер­ вого Же заезда в ЛТО будто Мамай прошел: вырваны шпингалегы из оконных рам, отсутствуют дверные ручки, выбиты стекла. Почти на всех матрацах —"|ГВтографы: номер школы, фамилия. Дети приносят та­ релки с пищей в корпуса и потом их выбрасывают в окно, ломани спинки кроватей, забор, деревья, и порой ка­ жется, что это не дети, а нашествие каких-то варваров, которые, кроме разрушения, ничего не знают. - Хочется спросить их родителей: неужели ваши дети делают то же са­ мое дома? Ведь для этих подростков ничего святого нет! Я не раз слыша­ ла, как ОЮ 1 позволяют себе'обложить матом учителя, ругаются, не стес­ няясь девочек, вместе с ними пьют, курят. (Суда мы идем, куда катимся, что дальше будет? Неужели некому по­ мочь, объяснить простые истины этой молодежи, подсказать ей, как яснть? Хочется верить, что нынешнее лето пройдет спокойно. Может быть, кто-нибудь из них, прочтя мое пись­ мо, задзгмается о своих поступках? Е. И. ВИНЯРЧУК. 1ф язинск^ р-н. БЕДА, А НЕ ПОЗОР страдающего после травмы ор­ ганическим поражением цент­ ральной нервной системы, под­ ростки заставляли обыскивать пьяных. В результате один'Пья­ ный, когда у него снимали ча­ сы, очнулся и ударил больного ребенка бутылкой по голове, И все — в стороне! Не виноват яикто! Есть дети, за которыми чи­ слится уже по семь преступ­ лений, а наказать их нельзя. Их надо лечить! Но... и здесь проблемы. А, Г. Пешков с го­ речью койстаторовал, что мно­ гие родители не соглашаются помещать своих детей в боль­ ницу, хотя им просто необхо­ димо дважды в год проходить курс лечения, чтобы быть «в форме». На прием к врачу идут толпами, но в итоге предпочи­ тают в угоду «имиджу» жерт­ вовать здоровьем ребенка. Это свидетельство низкой культуры нашего общества. — уверен А. Г, Пешков. И я не могу с ним не согласиться. Ведь, дей­ ствительно, человек, побывав­ ший в психоневрологической больнице, становится как бы «клейменым». На него готовы чуть ли ни пальцем показывать, И даже чадолюбивые мамаши идут на поводу у этого «обще­ ственного мнения», пусть и в ущерб своему ребенку;лНо ведь психическое заболевание, полу­ ченное вследствие травмы, это беда, а не позор. Почему мы не стыдимся, если ребенок сло­ мал ногу или руку, а здесь оказываемся так дремуче не­ вежественны? А. Г. Пешков вспомнил слу­ чай, когда в одном из районов Области школьный коллектив, не выдержав тирании со сторо­ ны психически нездцровой де­ вочки, доставил ее в больни­ цу. Но мать не дала проле­ чить ребенка — забрала до­ мой, А вот те родители, чьи дети уже прошли курс лече­ ния в стационаре, привозят их сюда во второй раз без тени сомнений. Знают — пребыва­ ние в больнице пойдет лишь на благо. Однако временное нахожде­ ние под наб.чюдением ррачей, считает А. Г. Пешков, дает лишь частичный эффект. Наибо­ лее ращиояальным было бы со­ здание специальной лесной шко- Кадр из фильма «Па 1 щны». лы санаторного типа. Дело в том, что такие дети вполне способны усваивать знавия. Другое дело, что внимание у них рассеяшюе, сосредоточить­ ся они могут лишь на 15—^20 минут, а, значит, и система преподавания для них долж­ на быть принципиально иной. — Это должен быть совер- шешю иовый тип учебного за­ ведения, — рассказывает иВа­ лентина Николаевна Меркуло­ ва, первый заместитель началь­ ника областного управления народного образования. СпецнализИ!рованная школа- интернат для детей с психиче­ скими отклонеяшями. Что эго такое? Во-первых, как счита­ ет В. Н. Меркулова — «три ки­ та»: режим, питаете, программ ма. Все основательно щадду- мать и проверить, может даже, поискать опыт за пределами области — у нас такого нет, А потребность решить пробле­ му. ^ о м и а я . Ведь изолируй детей на время и займись ими всерьез, это и у инсиекторов по дедам несовершешюлететх дел, ого, как убавится, и шко­ лы вздохнут спокойнее, да и сами больные ребята получат нефрагментарное лечеше, на- блюдение и восшп'ание. Вылечить этих детей можно, скорее, разумным трудом, увле-- кая их интересными нетрадици­ онными делами, помогая им вырабатывать усидчивость, уме­ ние сосредоточиваться. Со сво­ ей стороны, В. Н. Меркулова гарантирует подготовку соот­ ветствующих педагогических кадров. Но нужны еще и ме­ дики. Готов ли облздра-вотдел подключиться к решению про­ блемы? Думаю, слово меди- ' ков впереди, А теперь о вещах более ма- териальных. Как заметила В. Н. Меркулова, не стоит обвинять нас в немилосердии, но необ­ ходимо иметь понятие о состо­ янии финавсо'В в области. Оно никак не обнадеживает. Бо­ лее того, отбивает всякую охо­ ту строить планы. И все же,,. И все же бьется, к примеру, 44-я школа за право стать ли­ цеем. Тоже без особых средств и материальных перспектив. Но ведь ждать «светлого будуще­ го» больше нельзя, растить та­ ла,нты нужно сейчас, даже в самых непригодных условиях, Почм 1 у бы не посмотреть с та­ кой же точки зрения и на про­ блему психически больных де­ тей? Кстати, В. Н. Меркуло­ ва, когда я спросила, будь у нее материальные возможно- ~ сти, чему она отдала бы пред­ почтение: строитедьству лицея или лесной школы санаторного типа, дожо проколебавшись, высказалась за щ)иоритет шко- лыч:анатория, И зяаете поте- - му? Да потому, что лицей сяю- с ^ ен Е^шнять ограниченное чи­ сло ребят, да и то старшеклас­ сников. А вот, чтобы избавить учеников младших классов, сре­ ди которых, наверняка, тоже есть будущие таланты, от травмирующего соседства, нуж­ но торопиться. Ведь один боль­ ной ребенок может держать в страхе и унижении десятки сверстников. Как это скажется в итоге на их психике? Кстати, на первый случай, гак сказать, предложение есть. Можно, скажем, пока будет разрабатываться шециальный проект школы нового типа, изысживаться ресурсы длястро- игельства, софать детей в од­ ном из пионерских лагерей, пу­ стующих большую часть года. Например, «Лесная сказка» мо­ гла бы стать прообразам бу­ дущей школы. Конечно, здесь придется ре­ шить н ^ало проблем, однако, уверена’ дело стоит того, бу­ дем ли мы исходить из чисто человеческих аспектов или из соображений иного порядка, ^ Т. ГОРЯЧЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz