Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

или СИЖУ, СМОТРЮ С ЕЛА в зале подальше от тех, кто не занят в первом номере. Зазвуча­ ла восточная мелодия, и на сцене зашумел, засуетился -«Во­ сточный базар», так называет­ ся новый танец ансамбля. Так вот для чего кувшины и секиры из цресс-ианье, кото­ рые, прежде чем войти в Дом культуры, я ввде|ла через оншо. А между тем предаяеты эти носили по сцене в строкгой шм- метрии и в такт музыке веегоч- ные красавицы, свита падиша­ ха , сам властитель прибыл на базар на немьюлимык носилках. О том, что я — «редакция», знает лшыь М ащна, и она, по- моему, к этому небезразлична: иногда оглядывается и дано по выражению моего лица хочет понять, правится или нет? Мне нравится, настолько нра­ вится, что не терпится задать вопросы об ансамбле, и поэто­ му пересаживакчж на первый ряд. к тем р е^типю ам , кото­ рые терпеливо ждут своего Вот девочка, то ли детсадов­ ского возраста, то ли из нуле­ вого класса. — Как тебя зовут? спра­ шиваю ее шепотом. —- Надя Чеснокова. — Ты тоже будешь танце- — Вуду, обезьянку в «Чун- ге-чанге». А на сцене между тем гонят танец за танцем, на ней движе­ ние непрерывное. И в зале ожив­ ленно — дети! Марина, чувству­ ется, шум в зале воспринимает, как явление должное и смотрит только я а сцену. — Ж еня Щеглов! Молодец! Третью репетицию ты в ударе! - - Надя! Почему спят кисти — Лена Дубровина! Тебе разрешаю не сильно тянуть но­ сочки, побереги силы для кон­ церта. Моя маленькая соседка объ­ яснила: — Лена недадао на ферме сильно ошпарила ногу. Ей так было больно, что не ходила на репетиции. А корда узнала о главном концерте, пришла и стала танцевать. После пояснений Нади на одиннадцатиклассницу Лену з а ­ хотелось смотреть пристальнее. Девочка не сходила со сцены до тех пор, пока после «Блюза», «Румбы», «Ламбады» и доугих танцев на сцене не появилась «Чунга-чанга». В ней плясали малыши. Мою новую знакомую Надю я видела теперь на сце­ не, где она даже не танцевала, а просто играла обезьянку, по­ висшую на обыкновенной бам­ буковой палке. Дети плдаали вокруг пальмы, дргвш ли обезь- Я 1 ^ , она мило гримасничала, все это было очень похоже на игру, что дети больше всего на свете любит. Наверное, оттого, что «Чун­ га-чанга» - г танец, как говорят, обкатанный, а посему не очень требовал замечаний его поста­ новщика и репетитора, Марина решила уделить внимание мне. — Обезьяна нравится? — Очень! — Буквально вчера ввели эту девочку в танец. Пришла к нам и говорит, хочу тоже в концер­ те, участвовать. Пришлось проду­ мать новую роль. Потом выяснилось, и шесть павлинов в «Восточном базаре» — импровизация. Во время его репетиции несколько девочек бо-^ лели. А когда «базар» увидели, заплакали самыми настоящими слезами: тоже хотим его танце­ вать. Но как их в нем занять, если все почти готово? Вот по­ чему появились павлины — с яркими, пушисто-вычурными хво. стами. И оттого, что сделаны РАССКАЗ О они из бумаги и раскрашены яр­ кими акварельными красками, павлины тоже казались участни- кгими заманчивой игры. Стояли они в один ряд, иногда делая несложные передвижения по сце­ не. Но как царственно! Думаю, если на премьере кто-то и собь­ ется в шаге, это не очень заме­ тят зрители, потому как здесь интересно смотреть на лица ма­ леньких артисток. Лично мне так показалось. Наконец-то, уже известный многим, кто в нашей области ин­ тересуется эстрадными танцами, сюжет на тему о летающей та­ релке. Сюжет именно этого ан­ самбля. Его несколько недель назад он показал на заключи­ тельном концерте художествен­ ной самодеятельности системы профтехобразования. Очеиь хо­ рошо помню, как аплодисменты начались еще до появления тан­ цоров, когда на сцену спустился загадочный светящийся корабль. Из «его, как и следовало ожи­ дать, вышли человекоподобные существа в блестящих костюмах. А потом началось действо. Ар­ тисты. в нем участвующие, ско­ рее походили не на танцоров, а а шщмов. И<а^"сетвом жестов, ми­ мики, пластикц говорили они о том, что надо беречь наппу зем- ЧЛСТОЦУБРАВСКОМ Ч^ДЕ, КОТОРОЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ усилиями. , Танец отточен до каждого обо­ рота и полуоборота. Наверное, его можно уже не репетщюватъ. отдав предпочтение другим, пре­ мьерным, а их целых пять! Но уже после репетиции, ко- гда мы допоздна сидели с Ма­ риной и ее мужем Артемом на кухне в их квартире, руково­ дитель ансамбля оказала о тш , что дети всегда очень ждут на репетиции этот танец. потому как он особо поднимает им на­ строение и желание удивлять, завораживать зрителей. Очень хочется добавить: по. становки, перечисленные мною — немногая часть из тех трид­ цати, которые были и есть в ре­ пертуаре ансамбля эстрадного танца при Доме культуры кол­ хоза «Заветы Ильича» Липецко­ го района. А концерт этот готовится к 5-летию коллектива. ...Итак, сидим на кухне квар­ тиры Шмаковых. Пока вдвоем с Мариной, Артем побежал к соседям за хлебом. Пробыв в Доме культуры до девяти вече­ ра, в магазин зайти не успели. Хотя репетиция была до семи. Повже нельзя, у детей, помимо уроков, еще и огороды, на ко­ торых сейчас сажают картошку. А после семн появился Сережа Мальцев, приехавший на не­ сколько дней из Киевской море­ ходки, Вернее, в зал он вошел еще до семя, чтобы посмотреть репетицию, а как она только за- кончилась, подошел к Марине Валентиновне. Вспоминали, рас­ спрашивали друг друга. ...Когда Артем вернулся с хле­ бом, сообщил о том, что соседка дошивает восточный костюм для своей дочери. К ней пришла еще одна женщина и делает то же самое. Артем назвал их по име­ ни, но у меня, признаться, уже не было сил записывать... О чей говорила СВЕТА ЛОРАЙ С ВЕТА, этот цвет удач, нее, чем в прошлый раз получился, — слы. шу через дверь комнаты, в ко­ торой сплю. Батюшки! Который же час. ес­ ли в доме какая-то Света уже появилась? Смотрю на часы, вроде бы рано, восемь утра.. Вы­ хожу, и вижу — в коридоре, на кухне сушатся марлевые юбки небесного цвета. А на их фоне — улыбающееся лицо девочки. — Знакомьтесь, это Света Ло- рай, — представила ее Марина. Света явно старшеклассни­ ца. Оказалось, даже выпускни- — Света, — спрашиваю, — у тебя же экзамены скоро, раз. ве танцы не мешают? В ответ удивленный взглдд. рированной бумаги, а вместо кофточек — юбки из яркой зе­ леной ткани, явно сшитые для другого танца. Так вот еще по­ чему их «Чунга-чанга» очеш» походила на игру. Как раз тот случай, когда недостатки стано. вятся достоинствами. Слушая Свету, я вспомнила одну сельскую учительницу. Рас­ сказывая о своих студенческ 1 нх годах, поведала она о том, как сильно комплексовала рядом с городскими однокурсницами, ко­ торые были гораздо раскован­ нее в общении. Поэтому первое, что она сделала в начале уче­ бы, записалась в танцевальный кружок и занималась в нем до окончания института. Судя по тому, что Сведа уже умеет, кружок танцевальный на своем будущем курсе она смо­ жет вести сама, НЕУЖЕ 11 СЕЛЬСКИЕ! / ^ Д В А Ж Д Ы ансамбль ' ( 1«Звездопад» (так, кстати, он называется) ездил в Германскую Дшократическую Республику ио линии Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Там, конеч. но, было много выступлений, за что р е ^ а получили благо­ дарности, Но поездка омрачи­ лась пропажей «панасоника», на КОТОРЫЙ Шмаковы долго копили — Странные какие-то у бас деньги. Убежав однажды за ре. ,оппппп«го.«ио Пя V ИЯ#- Н.Ч битами, которые опаздывали к автсйусу, Артем Стальевич ос­ тавил его у фонтана. Когда вер. нулся, магнитофона не было. Случилось это летом, а вес­ ной магнитофон опять появился У Шмаковых. На сей раз его им подарили на Кипре, куда одна­ жды пригласили лучшие самоде- ятельные коллективы нашей об­ ласти. «Звездопад» представля­ ли только Марина и Артем, но пред оложен я. Да у нас двадцати двух одиннадцатиклас­ сников танцуют семнадцать, — и уже совсем весело, — поэтому толстых нет. Затем Света села, чем дала знать о своем намерении гово- ршъ об ансамбле дальше. — Я «обираюсь стать учи­ телем. Сейчас уже точно знаю, мои будущие воспитанники бу­ дут танцевать. Даж е если я хоть . мало-мальски скопирую танцы ■ нашего ансамбля, будет замена. тельно. Потом Света рассказала о том, что уже сейчас она может сшить любой костюм, кстати, почти «из ничего»; придумать декорацию. — Видели вчера заставку к «Восточному базару?» Правда, ничего смотрится? Но если бы вы застали момент, когда начи­ нали его делать, не поверили бы в то, что что-то получится. Там же все из кусОчков старой мар­ ли, а на них обыкновенная бу­ мага, которую ПОТОМ разрисова. В этот момент рядом с сохну­ щими небесно-годубыми юб­ ками я увидела очень красивый атласный жилет, скрупулезно вышитый бисером. — И это вы сделали сами? — Конечно, — ответила Све­ та. — Но вообще-то КОСТЮМОВ', которые предназначены для ка­ кого-то определенного танца, у нас очень немного. Все больше к о Л н ^ У ^ ^ и л а , как вчера дев- чушки, танцующие «Чунга-чда- гу», были одеты в юбки из гоф. программах концерта на том далеком острове они исполняли по девять танцев! Е1сли перечислить еще высту­ пления, по которым можно су­ дить о степени мастерства ан­ самбля, то стоит вспомнить его участие в зональном смотре-кон- нурбе ансамблей эстрадного тан­ ца среди учебных заведений н^. родного (Лразования. На нем «Звездопад» представлял Часто- дубравское техническое учи­ лище. Как понравился там? Лю­ ди, его сопровождавшие, расска­ зывали, как члены жюри не­ сколько раз уточняли: правда, дети сельоше? А вот победа совсем недавняя: «Звездопад» занял третье место в областном конку]^е, уступив ансамблям эс. траднето танца ДК профсоюзов и политехнического института. Но обо всем этом скорого­ воркой, подробнее хочется о дру- Марина. — спрашиваю, — а в ближних селах выступав- те? — В Васильевне, Тележенке. Введенко, в Крутых Хуторах бываем, — перечисляет она. — Вы знаете, особенно зимой лю. бим туда ездить. , Потому что народ посвобод­ нее в это время года? — Да нет! Зимой афиши лег. че туда возить. Представляете, запряжем лошадей, и._.. Вот, наверное, чем вернее все­ го можно измерить любовь их к танцам, детям, вообще к лкх Неужели в городе родились и воспитывались? ТРУДНО жить ФАНАТАМ В том, что Артем и Марина Шмаковы (он по образованию преподаватель словесности, она несколько л е т п р о р а б о т а л а в одном из танцеваланых ансамб­ лей Липецка) приехали на мес­ то жительства именно в Частую Дубраву, я тоже особого героиз- * ма не усматриваю. Пообещали жилье, что и явилось, пожа?щй, самой притягательной силойЧа. стой Дубравы. Да еще, конечно, природа, да еще близкая распо­ ложенность к областному цент­ ру, езды от него и до него со­ рок пять минут. Но вот вопрос: зачем пять лет назад Марине, в то время ма­ тери трехмесячного ребенка, на­ до было прийти в Дом культу­ ры и согласиться на полставки кочегара, чтобы^ вести танцеваль­ ный кружок? За те 42 рубля, которые она подучала, можно бьшо заниматься с группой, не насчитывающей и тридцати че. ловек, А к ней пришли шесть­ десят, способные, не очень спо. собяые и совсем неуклюжие. Ни­ кого не отправила назад. И уже через несколько месяцед буда^- щий ансамбль показал свои пер­ вые номера. И зачем мужу ее, работавшему в школе и только там получавшему зарплату (не­ полные 120 руб.), тоже надо бы­ ло быть и постановщиком тан­ цев. и их репетитором? Кто-то, прочитав эти строчки, наверное, подумал: да лучше бы они поросят развели, если не для продажи, так хоть для себя, Ведь -большинство людей, еду­ щих из города в деревню (слу­ чается такое), и привлекает воз­ можность заработать на домаш- нем хозяйстве. Поросенка они собираются за­ вести в ближайшее время, пото. му как, слава богу, условия для этого уже есть: хороший сарай стоит в очеиь уютном, аккурат, ном дворе. И, главное, есть те- перь возможность строго систе. матизировать работу с ансамб­ лем, своин^ без преувеличения, детищем. Он встал на ноги: у него-есть репертуар, лицо, да^ ж® известность, и , главное. 100 участников. Впрочем, написала о возмож­ ности систематизировать работу я вспомнила про то, что репети­ ции этого коллектива шесть раз в неделю, выходной понедель­ ник, да еще часто затевают Шмаковы всепозмопшые п т к каким-либо праздникам. К Но­ вому году, например, представ­ ление с детьми готовили пол­ тора месяца. Потому что сами писали сценарий, шили костюмы, специально готовили танцы и много еще всякой всячины. - Вспоминаю про вое это, рас. казанное с восторгом детьми, и никак в голове не укладывается вот какой факт: Марина, обучая танцам 100 человек, получает и сейчас не намного больше —■112 рублей в месяц. Прайда, недав- но профком хозяйства, осознав огромную пользу ее работы, вы­ делил ей полставки в подрост­ ковом клубе. И, как вы думае­ те, коим образом эти 50 руб­ лей изыскали? Их отобрали у Артема, который два с полови­ ной года вел агитбригаду, гото­ вившую по 6 —7 программ в год. Но так как в строго указанные часы работы агитбригада не все­ гда собиралась, руководитель ее в это время мог или сценарий писать, или материал к нему со. бирать, (замечу, выступления коллектива здесь нравятся имен­ но потому, что в них все —• про местную жизнь), решили зар­ плату отобрать. Да, пишу об ашгбркга|де в настоящем времени, потому как Артем ее все-тдаи ведет. На общественных началах. Ну нажаловались Шмаковы, —- наверняка скажут и руковод­ ство Дома культуры, и ховяй- ства, и, может быть, в районном отделе культуры. А вопросы-то, касающиеся их зарплаты, я на. енными новостройками, на про. тяжешш нескольких лет не мо­ жет сделать станки для репети­ ций в хореографическом зале, который, кстати, ансамбль вы­ прашивал у председателя восемь месяцев. Почему не отдавали? Хотели в нем оборудовать поме­ щение для показа документаль­ ных фильмов о сельском хозяй­ стве. Господи, может оттого убытки, что недостаточно спе- циалисты этих фильмов по­ смотрели? А не будь их, убыт­ ков, возможно, колхоз и отва­ жился хотя бы одной Марине делать тридцатипроцентную до­ плату к ее зарплате? З а год это получилось бы около четырех­ сот рублей. Думаю, хозяйство от столь справедливого внимания не обеднело бы, а вот людям, делающим частодабравских де­ тей счастливее, было бы и на душе легче, и в кармане чуть- чуть гуще. Но, видимо, руководители хо­ зяйства люди, хорошо разби- ракшреся в психсшоиш, а, сле­ довательно, понимают, что тех, ла МкрИна, о том, чтобы по­ сле каждого конкурса, где мы будем побеждать, о своих успе­ хах дети в первую очередь рас. смазывали руководителю хоэяй- . ...В то время, когда мы про­ щались' с Мариной, Артем был на работе в техническом учили­ ще, где он — освобожденный се­ кретарь комсомольской органи­ зации. Пишу эти строчки в горь­ ко улыбаюсь, потому как вспом­ нила Артема десятилетней дав­ ности. В то время он был секре­ тарем комсомольской организа­ ции школы, в кото(рой |УЧИЛСЙ. Оно, возможно, и замечательно, что такой интересный человек возглавляет комсомол сельского училища. Но не слишком лм вьшужденная такая должность для Артема, словесника по обра­ зованию, с пятшютним педагош- ческйм стажем, который нако­ пил он в групп* продленнсигО' дня частодубравской школы? Е. МИТИНА. Фото А. Козина. чала настойчиво задавать после того, как узнала, что за пять лет этого уникального, для сельской местности коллектива художест. венной самодеятельности, име­ ющего в репертуаре около трид­ цати танцев, чтобы обуть, одеть артистов, выделено всего чуть больше.., десяти тысяч рублей. Можно, конечно, внять объяс. нениям по поводу долга хозяй- йтва государству. Но при всем при этом, и, прежде всего, еще при том, что пшольная рефор­ ма, а она касается любого заве- дения, работающего с детьми — это, прежде всего, увеличение зоны влияния на подрастающее поколение. Но стыдно оказать еще вот о чем; колхоз, на всю область известный благоустро- кто горит, не надо уговаривать работать. А, может. Шмаковы просто нытики и люди, не замечающие к себе доброго отношения? Нс ведь говорили они очень добрые слова о Л. И. Будаевой, секрета, ре Липецкого райкома партии, которая помогает им как толь­ ко может. Ведь именно она за­ ставила председателя колхоза оплатить поездку юных танцо­ ров в ГДР. А они, приехав от. туда, организовали выставку, рассказывающую о той стране, о своих в ней выступлениях. И. в первую очередь, на свою неза­ тейливую экспозицию они при­ гласили председателя. о чем я меч- грустно произнес-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz