Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
или СИЖУ, СМОТРЮ С ЕЛА в зале подальше от тех, кто не занят в первом номере. Зазвуча ла восточная мелодия, и на сцене зашумел, засуетился -«Во сточный базар», так называет ся новый танец ансамбля. Так вот для чего кувшины и секиры из цресс-ианье, кото рые, прежде чем войти в Дом культуры, я ввде|ла через оншо. А между тем предаяеты эти носили по сцене в строкгой шм- метрии и в такт музыке веегоч- ные красавицы, свита падиша ха , сам властитель прибыл на базар на немьюлимык носилках. О том, что я — «редакция», знает лшыь М ащна, и она, по- моему, к этому небезразлична: иногда оглядывается и дано по выражению моего лица хочет понять, правится или нет? Мне нравится, настолько нра вится, что не терпится задать вопросы об ансамбле, и поэто му пересаживакчж на первый ряд. к тем р е^типю ам , кото рые терпеливо ждут своего Вот девочка, то ли детсадов ского возраста, то ли из нуле вого класса. — Как тебя зовут? спра шиваю ее шепотом. —- Надя Чеснокова. — Ты тоже будешь танце- — Вуду, обезьянку в «Чун- ге-чанге». А на сцене между тем гонят танец за танцем, на ней движе ние непрерывное. И в зале ожив ленно — дети! Марина, чувству ется, шум в зале воспринимает, как явление должное и смотрит только я а сцену. — Ж еня Щеглов! Молодец! Третью репетицию ты в ударе! - - Надя! Почему спят кисти — Лена Дубровина! Тебе разрешаю не сильно тянуть но сочки, побереги силы для кон церта. Моя маленькая соседка объ яснила: — Лена недадао на ферме сильно ошпарила ногу. Ей так было больно, что не ходила на репетиции. А корда узнала о главном концерте, пришла и стала танцевать. После пояснений Нади на одиннадцатиклассницу Лену з а хотелось смотреть пристальнее. Девочка не сходила со сцены до тех пор, пока после «Блюза», «Румбы», «Ламбады» и доугих танцев на сцене не появилась «Чунга-чанга». В ней плясали малыши. Мою новую знакомую Надю я видела теперь на сце не, где она даже не танцевала, а просто играла обезьянку, по висшую на обыкновенной бам буковой палке. Дети плдаали вокруг пальмы, дргвш ли обезь- Я 1 ^ , она мило гримасничала, все это было очень похоже на игру, что дети больше всего на свете любит. Наверное, оттого, что «Чун га-чанга» - г танец, как говорят, обкатанный, а посему не очень требовал замечаний его поста новщика и репетитора, Марина решила уделить внимание мне. — Обезьяна нравится? — Очень! — Буквально вчера ввели эту девочку в танец. Пришла к нам и говорит, хочу тоже в концер те, участвовать. Пришлось проду мать новую роль. Потом выяснилось, и шесть павлинов в «Восточном базаре» — импровизация. Во время его репетиции несколько девочек бо-^ лели. А когда «базар» увидели, заплакали самыми настоящими слезами: тоже хотим его танце вать. Но как их в нем занять, если все почти готово? Вот по чему появились павлины — с яркими, пушисто-вычурными хво. стами. И оттого, что сделаны РАССКАЗ О они из бумаги и раскрашены яр кими акварельными красками, павлины тоже казались участни- кгими заманчивой игры. Стояли они в один ряд, иногда делая несложные передвижения по сце не. Но как царственно! Думаю, если на премьере кто-то и собь ется в шаге, это не очень заме тят зрители, потому как здесь интересно смотреть на лица ма леньких артисток. Лично мне так показалось. Наконец-то, уже известный многим, кто в нашей области ин тересуется эстрадными танцами, сюжет на тему о летающей та релке. Сюжет именно этого ан самбля. Его несколько недель назад он показал на заключи тельном концерте художествен ной самодеятельности системы профтехобразования. Очеиь хо рошо помню, как аплодисменты начались еще до появления тан цоров, когда на сцену спустился загадочный светящийся корабль. Из «его, как и следовало ожи дать, вышли человекоподобные существа в блестящих костюмах. А потом началось действо. Ар тисты. в нем участвующие, ско рее походили не на танцоров, а а шщмов. И<а^"сетвом жестов, ми мики, пластикц говорили они о том, что надо беречь наппу зем- ЧЛСТОЦУБРАВСКОМ Ч^ДЕ, КОТОРОЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ усилиями. , Танец отточен до каждого обо рота и полуоборота. Наверное, его можно уже не репетщюватъ. отдав предпочтение другим, пре мьерным, а их целых пять! Но уже после репетиции, ко- гда мы допоздна сидели с Ма риной и ее мужем Артемом на кухне в их квартире, руково дитель ансамбля оказала о тш , что дети всегда очень ждут на репетиции этот танец. потому как он особо поднимает им на строение и желание удивлять, завораживать зрителей. Очень хочется добавить: по. становки, перечисленные мною — немногая часть из тех трид цати, которые были и есть в ре пертуаре ансамбля эстрадного танца при Доме культуры кол хоза «Заветы Ильича» Липецко го района. А концерт этот готовится к 5-летию коллектива. ...Итак, сидим на кухне квар тиры Шмаковых. Пока вдвоем с Мариной, Артем побежал к соседям за хлебом. Пробыв в Доме культуры до девяти вече ра, в магазин зайти не успели. Хотя репетиция была до семи. Повже нельзя, у детей, помимо уроков, еще и огороды, на ко торых сейчас сажают картошку. А после семн появился Сережа Мальцев, приехавший на не сколько дней из Киевской море ходки, Вернее, в зал он вошел еще до семя, чтобы посмотреть репетицию, а как она только за- кончилась, подошел к Марине Валентиновне. Вспоминали, рас спрашивали друг друга. ...Когда Артем вернулся с хле бом, сообщил о том, что соседка дошивает восточный костюм для своей дочери. К ней пришла еще одна женщина и делает то же самое. Артем назвал их по име ни, но у меня, признаться, уже не было сил записывать... О чей говорила СВЕТА ЛОРАЙ С ВЕТА, этот цвет удач, нее, чем в прошлый раз получился, — слы. шу через дверь комнаты, в ко торой сплю. Батюшки! Который же час. ес ли в доме какая-то Света уже появилась? Смотрю на часы, вроде бы рано, восемь утра.. Вы хожу, и вижу — в коридоре, на кухне сушатся марлевые юбки небесного цвета. А на их фоне — улыбающееся лицо девочки. — Знакомьтесь, это Света Ло- рай, — представила ее Марина. Света явно старшеклассни ца. Оказалось, даже выпускни- — Света, — спрашиваю, — у тебя же экзамены скоро, раз. ве танцы не мешают? В ответ удивленный взглдд. рированной бумаги, а вместо кофточек — юбки из яркой зе леной ткани, явно сшитые для другого танца. Так вот еще по чему их «Чунга-чанга» очеш» походила на игру. Как раз тот случай, когда недостатки стано. вятся достоинствами. Слушая Свету, я вспомнила одну сельскую учительницу. Рас сказывая о своих студенческ 1 нх годах, поведала она о том, как сильно комплексовала рядом с городскими однокурсницами, ко торые были гораздо раскован нее в общении. Поэтому первое, что она сделала в начале уче бы, записалась в танцевальный кружок и занималась в нем до окончания института. Судя по тому, что Сведа уже умеет, кружок танцевальный на своем будущем курсе она смо жет вести сама, НЕУЖЕ 11 СЕЛЬСКИЕ! / ^ Д В А Ж Д Ы ансамбль ' ( 1«Звездопад» (так, кстати, он называется) ездил в Германскую Дшократическую Республику ио линии Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Там, конеч. но, было много выступлений, за что р е ^ а получили благо дарности, Но поездка омрачи лась пропажей «панасоника», на КОТОРЫЙ Шмаковы долго копили — Странные какие-то у бас деньги. Убежав однажды за ре. ,оппппп«го.«ио Пя V ИЯ#- Н.Ч битами, которые опаздывали к автсйусу, Артем Стальевич ос тавил его у фонтана. Когда вер. нулся, магнитофона не было. Случилось это летом, а вес ной магнитофон опять появился У Шмаковых. На сей раз его им подарили на Кипре, куда одна жды пригласили лучшие самоде- ятельные коллективы нашей об ласти. «Звездопад» представля ли только Марина и Артем, но пред оложен я. Да у нас двадцати двух одиннадцатиклас сников танцуют семнадцать, — и уже совсем весело, — поэтому толстых нет. Затем Света села, чем дала знать о своем намерении гово- ршъ об ансамбле дальше. — Я «обираюсь стать учи телем. Сейчас уже точно знаю, мои будущие воспитанники бу дут танцевать. Даж е если я хоть . мало-мальски скопирую танцы ■ нашего ансамбля, будет замена. тельно. Потом Света рассказала о том, что уже сейчас она может сшить любой костюм, кстати, почти «из ничего»; придумать декорацию. — Видели вчера заставку к «Восточному базару?» Правда, ничего смотрится? Но если бы вы застали момент, когда начи нали его делать, не поверили бы в то, что что-то получится. Там же все из кусОчков старой мар ли, а на них обыкновенная бу мага, которую ПОТОМ разрисова. В этот момент рядом с сохну щими небесно-годубыми юб ками я увидела очень красивый атласный жилет, скрупулезно вышитый бисером. — И это вы сделали сами? — Конечно, — ответила Све та. — Но вообще-то КОСТЮМОВ', которые предназначены для ка кого-то определенного танца, у нас очень немного. Все больше к о Л н ^ У ^ ^ и л а , как вчера дев- чушки, танцующие «Чунга-чда- гу», были одеты в юбки из гоф. программах концерта на том далеком острове они исполняли по девять танцев! Е1сли перечислить еще высту пления, по которым можно су дить о степени мастерства ан самбля, то стоит вспомнить его участие в зональном смотре-кон- нурбе ансамблей эстрадного тан ца среди учебных заведений н^. родного (Лразования. На нем «Звездопад» представлял Часто- дубравское техническое учи лище. Как понравился там? Лю ди, его сопровождавшие, расска зывали, как члены жюри не сколько раз уточняли: правда, дети сельоше? А вот победа совсем недавняя: «Звездопад» занял третье место в областном конку]^е, уступив ансамблям эс. траднето танца ДК профсоюзов и политехнического института. Но обо всем этом скорого воркой, подробнее хочется о дру- Марина. — спрашиваю, — а в ближних селах выступав- те? — В Васильевне, Тележенке. Введенко, в Крутых Хуторах бываем, — перечисляет она. — Вы знаете, особенно зимой лю. бим туда ездить. , Потому что народ посвобод нее в это время года? — Да нет! Зимой афиши лег. че туда возить. Представляете, запряжем лошадей, и._.. Вот, наверное, чем вернее все го можно измерить любовь их к танцам, детям, вообще к лкх Неужели в городе родились и воспитывались? ТРУДНО жить ФАНАТАМ В том, что Артем и Марина Шмаковы (он по образованию преподаватель словесности, она несколько л е т п р о р а б о т а л а в одном из танцеваланых ансамб лей Липецка) приехали на мес то жительства именно в Частую Дубраву, я тоже особого героиз- * ма не усматриваю. Пообещали жилье, что и явилось, пожа?щй, самой притягательной силойЧа. стой Дубравы. Да еще, конечно, природа, да еще близкая распо ложенность к областному цент ру, езды от него и до него со рок пять минут. Но вот вопрос: зачем пять лет назад Марине, в то время ма тери трехмесячного ребенка, на до было прийти в Дом культу ры и согласиться на полставки кочегара, чтобы^ вести танцеваль ный кружок? За те 42 рубля, которые она подучала, можно бьшо заниматься с группой, не насчитывающей и тридцати че. ловек, А к ней пришли шесть десят, способные, не очень спо. собяые и совсем неуклюжие. Ни кого не отправила назад. И уже через несколько месяцед буда^- щий ансамбль показал свои пер вые номера. И зачем мужу ее, работавшему в школе и только там получавшему зарплату (не полные 120 руб.), тоже надо бы ло быть и постановщиком тан цев. и их репетитором? Кто-то, прочитав эти строчки, наверное, подумал: да лучше бы они поросят развели, если не для продажи, так хоть для себя, Ведь -большинство людей, еду щих из города в деревню (слу чается такое), и привлекает воз можность заработать на домаш- нем хозяйстве. Поросенка они собираются за вести в ближайшее время, пото. му как, слава богу, условия для этого уже есть: хороший сарай стоит в очеиь уютном, аккурат, ном дворе. И, главное, есть те- перь возможность строго систе. матизировать работу с ансамб лем, своин^ без преувеличения, детищем. Он встал на ноги: у него-есть репертуар, лицо, да^ ж® известность, и , главное. 100 участников. Впрочем, написала о возмож ности систематизировать работу я вспомнила про то, что репети ции этого коллектива шесть раз в неделю, выходной понедель ник, да еще часто затевают Шмаковы всепозмопшые п т к каким-либо праздникам. К Но вому году, например, представ ление с детьми готовили пол тора месяца. Потому что сами писали сценарий, шили костюмы, специально готовили танцы и много еще всякой всячины. - Вспоминаю про вое это, рас. казанное с восторгом детьми, и никак в голове не укладывается вот какой факт: Марина, обучая танцам 100 человек, получает и сейчас не намного больше —■112 рублей в месяц. Прайда, недав- но профком хозяйства, осознав огромную пользу ее работы, вы делил ей полставки в подрост ковом клубе. И, как вы думае те, коим образом эти 50 руб лей изыскали? Их отобрали у Артема, который два с полови ной года вел агитбригаду, гото вившую по 6 —7 программ в год. Но так как в строго указанные часы работы агитбригада не все гда собиралась, руководитель ее в это время мог или сценарий писать, или материал к нему со. бирать, (замечу, выступления коллектива здесь нравятся имен но потому, что в них все —• про местную жизнь), решили зар плату отобрать. Да, пишу об ашгбркга|де в настоящем времени, потому как Артем ее все-тдаи ведет. На общественных началах. Ну нажаловались Шмаковы, —- наверняка скажут и руковод ство Дома культуры, и ховяй- ства, и, может быть, в районном отделе культуры. А вопросы-то, касающиеся их зарплаты, я на. енными новостройками, на про. тяжешш нескольких лет не мо жет сделать станки для репети ций в хореографическом зале, который, кстати, ансамбль вы прашивал у председателя восемь месяцев. Почему не отдавали? Хотели в нем оборудовать поме щение для показа документаль ных фильмов о сельском хозяй стве. Господи, может оттого убытки, что недостаточно спе- циалисты этих фильмов по смотрели? А не будь их, убыт ков, возможно, колхоз и отва жился хотя бы одной Марине делать тридцатипроцентную до плату к ее зарплате? З а год это получилось бы около четырех сот рублей. Думаю, хозяйство от столь справедливого внимания не обеднело бы, а вот людям, делающим частодабравских де тей счастливее, было бы и на душе легче, и в кармане чуть- чуть гуще. Но, видимо, руководители хо зяйства люди, хорошо разби- ракшреся в психсшоиш, а, сле довательно, понимают, что тех, ла МкрИна, о том, чтобы по сле каждого конкурса, где мы будем побеждать, о своих успе хах дети в первую очередь рас. смазывали руководителю хоэяй- . ...В то время, когда мы про щались' с Мариной, Артем был на работе в техническом учили ще, где он — освобожденный се кретарь комсомольской органи зации. Пишу эти строчки в горь ко улыбаюсь, потому как вспом нила Артема десятилетней дав ности. В то время он был секре тарем комсомольской организа ции школы, в кото(рой |УЧИЛСЙ. Оно, возможно, и замечательно, что такой интересный человек возглавляет комсомол сельского училища. Но не слишком лм вьшужденная такая должность для Артема, словесника по обра зованию, с пятшютним педагош- ческйм стажем, который нако пил он в групп* продленнсигО' дня частодубравской школы? Е. МИТИНА. Фото А. Козина. чала настойчиво задавать после того, как узнала, что за пять лет этого уникального, для сельской местности коллектива художест. венной самодеятельности, име ющего в репертуаре около трид цати танцев, чтобы обуть, одеть артистов, выделено всего чуть больше.., десяти тысяч рублей. Можно, конечно, внять объяс. нениям по поводу долга хозяй- йтва государству. Но при всем при этом, и, прежде всего, еще при том, что пшольная рефор ма, а она касается любого заве- дения, работающего с детьми — это, прежде всего, увеличение зоны влияния на подрастающее поколение. Но стыдно оказать еще вот о чем; колхоз, на всю область известный благоустро- кто горит, не надо уговаривать работать. А, может. Шмаковы просто нытики и люди, не замечающие к себе доброго отношения? Нс ведь говорили они очень добрые слова о Л. И. Будаевой, секрета, ре Липецкого райкома партии, которая помогает им как толь ко может. Ведь именно она за ставила председателя колхоза оплатить поездку юных танцо ров в ГДР. А они, приехав от. туда, организовали выставку, рассказывающую о той стране, о своих в ней выступлениях. И. в первую очередь, на свою неза тейливую экспозицию они при гласили председателя. о чем я меч- грустно произнес-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz