Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
к А|и1яп1е соп тоЬ Когда лереполнеииый зал внимал балладе {Шопена, на ее кульминации оборвалась у ро яля струна. Концерт ког быть сорван. Но артист ^ покидал сцены, 1а слушатели — своего душного маленького зала. Вы ступление завершилось овация ми и бисированием. Так прошел первый день га строльной /поездки Доцента )Ле- нинградской жоисерватории Ва дима Наумовича Монастырско го, который прибыл <в наш го род с целью /концертных вы ступлений, показа класса сво их учеников, методических за нятий со студентами Липецко го музыкального училища. — Вадим Наумович, прежде всего, вместо цизитки, хотелось бы узнать о вашей творческой биографии. — Я родился в 1945 году в Ленинграде. Там же окойЧил музыкалциую школу И учйли- ще при консерватории. В силу жизненных обстоятельств, об разование затем продолжил в Моомве, в институте имени Гне синых. Обучался в классе Тео дора Гутмана, первого ученика Нейгауза, у него же в 1973 году закончил и аспирантуру. Затем поступил на преподава тельскую работу в Уфимский ийстйтут вскусств — в то вре мя он только открывался, да же не было полного набора, своих четвв[юкурсникйв. За годы работы в ииституте выпустил почти 40 Студентов— среди них, кстати, и Лариса Богодухова, теперь уже пре подаватель Липецкого музы кального училища Лариса Аи- Дреевна Симоненко. Это моя первая ученица, начало педа гогической биографии. Еще во время работы в Уфе, в 4976 году, я стал участником Международного конкурса Фе ренца Листа и Бела Бартока в Будапеште, где получил зва ние лауреата. С этого, пожалуй, н начались активная концертная деятельность, гаегрольйые по ездки за р у ^ж и по Союзу. В числе серьезных успехов я бы назвал даже запись на фирме'«Мелодия» полного цик ла венгерских рапсодий Листа, которая вышла в свет в 1985 году. Цикличная запись этих произведеийй деущ«;твлена впервые в мире, » в 1987 году пластивкв вошла » десятку луч ших Дисков клэвсйческой му зыки. В 1980 году на конкурсе грамзаписи завоевала Гран-при другая моя работа — испол нение фортепианных транскрип ций Ференца Листа. — Вы, ведете активную кон цертную деятельность я одно временно сохраняете за совой класс учеников. 'Это мзвечио сложная дилемма: исполнитель ство и педагогика. Какое со отношение Для себя вы выбра ли (между ними, « как, Исходя из атого, распределяете свое время? .г — Самое трудное, наверное, - ~то, что я не могу отказаться ни от того, ни- от другого. Очень часто преподаватели кля нут свою работу, говорят, что она мешает концертной. Для меня это не так. Рождение Великого 7 мая исполнилось 150 лет со дня рождения великого рус ского композитора Петра Иль. ича Чайковского (1840 1893). Это юбилейное событие про ходит во всем мире (фестиваля ми и концертами, конкурсами и благотворительными встреча ми музыкантов. И солисты к а шей областной филармонии, преподаватели музыкальных училищ, учащиеся ДМШ — каждый, в Меру своих сил, Как исполнитель я учусь у одаренных, студентов. Вцчь каж'- дый !из них — личность, зна чит, челоБЖ, котсфк.1 не толь ко «берет». Тем бол«е, что класс — это тож-е сцена, хотя и маленькая. На моих уроках нет, сббст- в*яно, «индивидуальных» заня тий. и когда я занимаюсь г одним учеником, рядом обыч но присутствуют, как минимум. 5 - ^ человек, — все, кто хочет слушать. А оно уже творчески дибцислияирует. _ По времени моя концертная деятельность, конечно, скром нее. Но именно за счет нее, я ■думаю, удается избегать кате горий артиста, играющего «по- йедагогйчеаки». СлОвр>м, как музыкант я хо тел бы жить в состоянМи, ко торое Нейгауз определил сло вами: педагог-артист, артист-пе дагог. ЙсполяителБ в раиной степе ни должен быть артистичен — на снете и в классе. — Для музыканта вашего уровня «некоисерваторский» Липецк, конечно Же, предста вляет сцену провинциальную. С какими мыслями вы согла сились на эту цоеЗдку, Что ожидали найти в |ней: к 1 чем, наконец, обусловлен Выбор представленного репертуара? — Для настоящего исполни теля, я думаю, не должно быть деления на сцену «столичную» и <я1ройинциальяую». Нельзя выходить на концерт в ДМШ с мыслями; «Здесь сыграю на 30 процентов, а в концертном зале Москвы или Ленинграда встану в свой полный рост». Это ^ л о бы примерно то же, что сказать: «Шопен написал свою сщ-бемолв-минорную сона ту для Париж-а, а, к примеру, не для' Липецка или Свердлов ска». Подобное отношение некото рых иеполнителей к своим кон цертам, я думаю, во многом вызвала ситуация на местах. В моей практике бывали случаи, когда в ответ на стремление к полноцеиному концерту в ДМШ я слышал от админист рации; « Вы поиграете полчаса (это примерно одно отделение!) и измените репертуар на бо- .иее простой». Такие выступле ния в пгколах я называю «про ехать мимо города и не встре титься с его слушателями». Последние маршруты- моих концерт»» связаны е ад ресами т рж лш учеников. Не давно, к примеру, я ответил на чриглашеше совебщйть кон цертную поездку По Уралу — йобывал в Свердловске, Пер ми, Уфе, Тольятти,.. Встречи с липецким слушателем оргвш- зоваиы Ларисой Андреевной Симоненко. Б Липецк я привез произве дения ройактнческого реперту ара. Хотя сразу оговорюсь эта не единстаеиное, чем д за нимаюсь, недавно в Будапеш те выступал с концертами Бет- хоиеяа и Чайковского, из сов- ре.ченных часто исполняю Бе ла Бартока... Но Шопен — это .Нолнтва, мир чистой Поэзии, музыка, назначение которой ■— духов внесли свою лепту в праздно вание рождения великой му зыки. Чайковский дорог всем нам. И, наверное, не только пото му, что перу его принадлежит великое множество произведе ний различных жанров — ба леты и 'оперы, симфонии и кон церты, увертюры « марша — ведь Чайковского любят не только нузыканты-профессиона- Можно не знать партитур «Онегина» и «Пиковой дамы», путаться 8 партиях его вели кой шестой симфонии, но не возможно, услышав их первые звуки, уже ие определить без ошибочно: да, это Чайковский. Потому что музыка этого ком позитора вошла в /гений мира не только своим ««благозвучи ем нот», но. Прежде всего, «уз наваемостью» духа. Любимые нами напевы сс-гкИны ш моти вов «жестокого городского ро манса» прошлого века ;и бес крайнего русского пейзажа «Л умки » 1 иряых переборов Первого концерта... Это то, что мы определяем словом русский. Это чудесное, непонятое еще чувство! .Нельзя разложить напевы рго на мо лекулы звуков и примеры из фактов биографи№ |Можно- лишь поклониться гению н при нять его как великую гордость- Радостно, что мы соотечест венники Великого. (Счастье, что несмотря на последние ката клизмы, живут о нас чудесные русские Звуки.* Это значит, что мы еще (на ция, вначит, пока еще — рус- Нстреча для вас МОЛИТВА [Лп(1ап{е] ное очищение и для исполни теля, и для слушателя. Нам так не хватает всего этого сегодня! Может, иным Стал сам вк л ад души»-совре- менйоро человека? Недавно, к примеру, . был т прослушива нии к Варшавсйсму кодкурсу 1990 года, жатрое щнгходнло в Хмельницке. Трудно предста вить себе, но оно было... «ском кано» — в завершение даже- разъехались по местам отдель ные Члены жюри. Да и сами исполнители, те, кто прошел отборочный тур... Конечно, это были «технически крепкие» му зыканты. И я мог бы предста вить их лауреатами какого-ли бо конкурса... На только ие шоненовского. Здесь должно быть иное отношение к звуку, иное состояние души, меньше, что ли, прагматизма. В Шо пене ненремешю должен чувствоваться аристоиратиэм, «голубая кровь» — то, от че го мы, увы, уже-, отвыкли. Наверное, поэтому я выбрал для своего последнего выступ ления четыре его баллады, со наты си-бемоль и си-мивар. этюды. — У вас очень самобытная шопековская траиекрипция, я гоцррю здесь, ц чаетяости, об •собой манере зяукоизвлече- (ям. Кто был |вашим «педаго гом Шоиеиа»? —- Очень важными для меня стали дедавше выступлеш1я В.таднмира Горошща. Из каж дой звучащей тогда фрааыэтот ' исйоявятель «вытащил то, что не видйо глазу», к мрыка за вораживала. Странно, но ироде бы сам пианист остава^!ся непричастен к этому — неподвижный кор пус и, каж'стся, даже не дви- г а л ^ ь Пальцы. Я понял тогда: Шопена не льзя играть кривляясь, как это киэтйе' у нас делают. ^Все дол жно у*оди№ в аук ... ' — Н на ваших (концертах я видела, как люди, околдовыва лись этим «шопеновским зву ком». Для того, чтобы извле кать это из инструмента, нуж на, конечно же , 1не только «тех ники», — необходимо кпрожи- вать» его ощущения. Постоя№ но. На улице и дома, з а кни гой... Как, после всего этого, ты принимаете «бытовые» состоя ния жизни — уличную сутоло ку, очереди за шродуктамн... №т вы просто не замечаете тшсих вещей? — Мет, й тоже живу очень трудно. В т«а числе и потому, что у нас, к от гола к году больше, все складывается про тив творческой личности. Лю дям сейчас особеино «не до ис. ку'сства». Филармашиг наши перешли на хозрасчет, чего нет ни в од ной Ш®.адизовгшюй стране ми ра — даже театр Ла Скала, «Метрополитен-опера» получа ют от государства огромные до тации! И лучшие наши музыкан ты сейчас либо эмигрируют, ли бо замючают ко,нтражгы за ру бежом. В Московской, коис^- вятории практич«жи опустела вся етруниз» кафедра — по контрактам работают Спиваков и Климов, Третьяков. Этому, увы, трудно что-либо» П|роти8опостав'ИТь. Я, допустим, исполнитель с междунаро; 1 ным именем, доцент консерватории., а до сих пор не могу купить, рояля, необходимого для репе тиций —- в тесной квартире его просто некуда ставить! И мы с сыном, тож е профеосиональ-: ным музыкантом, вынуждены расписывать домашние занятия на пианино буквально по МН“ нутам. Не говоря уже, простите, о» постоянных материальных за труднениях. Они вынуждают* .меня набирать частных учени ков, многие из которых порой откровеано «неспособны». Это состояние постоянного «внутреннего вибрато». Когда митинги с экстремистскими ло зунгами проходят уже не толь ко на площадях города, но и в стенах консерватории, И те- лев!идение Финляндии со всей серьеОДостью заявляет о том, что примет еврейских беженце® из Ленииграда... о каком твор ческом равновесии можно здесь говорить?! — В такой ситуации ваших у<юников отличает особая при верженность своему педагогу, это видно хотя бы ло вашей «гастрольной карте». Скажите,, как (ВЫ набираете свой класс? — У абитуриента, которы.й мне понравился, й, прежде все-.- го, спрашиваю, готов ли онпо- святить себя музыке «до кон ца»? — Ири этом бывают отрица тельные ответы? — Может показаться стран ным, и», к счастью, — нет. На верное, потому, что студенты,, которые ко мне приходят, зара нее знак?г моя требоваиия — я набираю только тех учеников, йоз'орыё «фанатируют» к музы- Правда, надеюсь, что и сам могу обращать людей «в свою» веру». К примеру, моя учени ца, которай обучалась прежде* на й&рт. отдачениях, свое пред почтение сегодня отдает пиани зму. ' — В этой беседе хотелось бы узнать и о ваших «прист растиях» в других областях ис кусства. Что вы, к примеру, чи таете? — Постоякио следить за но винками литературы, к сожале нию, ие уетеваю — очень на- яряженньг кошертная и педа- гогическаи деятельность. Но сейчас запоем читаю Ба тюшкова, с большим удивлекн- ем отврыя ада себя Мережков ского. Был пораженг посёщенкем Русского музея, где из заяас- нш<ов достали, наконец, кар тины Канд'йвского и Шагала... Я думаю, это та жнволясь, ко торая заполнит наши нногояет- ние пустоты. Это- то, что- /необ ходимо любому хтдожяику. Записала Т. ЩЕГЛОВА. От редакции; Мы благодарим преподавателя Липецкого му зыкального училища Ларису Аидреейиу Симоне»» за. орга низацию кшаертида; ветре® с доцеитоМ Ленингражжой: кон серваторий й . Моййстарскнм и помощь в подготовне этого»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz