Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

к А|и1яп1е соп тоЬ Когда лереполнеииый зал внимал балладе {Шопена, на ее кульминации оборвалась у ро­ яля струна. Концерт ког быть сорван. Но артист ^ покидал сцены, 1а слушатели — своего душного маленького зала. Вы­ ступление завершилось овация­ ми и бисированием. Так прошел первый день га­ строльной /поездки Доцента )Ле- нинградской жоисерватории Ва­ дима Наумовича Монастырско­ го, который прибыл <в наш го­ род с целью /концертных вы­ ступлений, показа класса сво­ их учеников, методических за­ нятий со студентами Липецко­ го музыкального училища. — Вадим Наумович, прежде всего, вместо цизитки, хотелось бы узнать о вашей творческой биографии. — Я родился в 1945 году в Ленинграде. Там же окойЧил музыкалциую школу И учйли- ще при консерватории. В силу жизненных обстоятельств, об­ разование затем продолжил в Моомве, в институте имени Гне­ синых. Обучался в классе Тео­ дора Гутмана, первого ученика Нейгауза, у него же в 1973 году закончил и аспирантуру. Затем поступил на преподава­ тельскую работу в Уфимский ийстйтут вскусств — в то вре­ мя он только открывался, да­ же не было полного набора, своих четвв[юкурсникйв. За годы работы в ииституте выпустил почти 40 Студентов— среди них, кстати, и Лариса Богодухова, теперь уже пре­ подаватель Липецкого музы­ кального училища Лариса Аи- Дреевна Симоненко. Это моя первая ученица, начало педа­ гогической биографии. Еще во время работы в Уфе, в 4976 году, я стал участником Международного конкурса Фе­ ренца Листа и Бела Бартока в Будапеште, где получил зва­ ние лауреата. С этого, пожалуй, н начались активная концертная деятельность, гаегрольйые по­ ездки за р у ^ж и по Союзу. В числе серьезных успехов я бы назвал даже запись на фирме'«Мелодия» полного цик­ ла венгерских рапсодий Листа, которая вышла в свет в 1985 году. Цикличная запись этих произведеийй деущ«;твлена впервые в мире, » в 1987 году пластивкв вошла » десятку луч­ ших Дисков клэвсйческой му­ зыки. В 1980 году на конкурсе грамзаписи завоевала Гран-при другая моя работа — испол­ нение фортепианных транскрип­ ций Ференца Листа. — Вы, ведете активную кон­ цертную деятельность я одно­ временно сохраняете за совой класс учеников. 'Это мзвечио сложная дилемма: исполнитель­ ство и педагогика. Какое со­ отношение Для себя вы выбра­ ли (между ними, « как, Исходя из атого, распределяете свое время? .г — Самое трудное, наверное, - ~то, что я не могу отказаться ни от того, ни- от другого. Очень часто преподаватели кля­ нут свою работу, говорят, что она мешает концертной. Для меня это не так. Рождение Великого 7 мая исполнилось 150 лет со дня рождения великого рус­ ского композитора Петра Иль. ича Чайковского (1840 1893). Это юбилейное событие про­ ходит во всем мире (фестиваля­ ми и концертами, конкурсами и благотворительными встреча­ ми музыкантов. И солисты к а ­ шей областной филармонии, преподаватели музыкальных училищ, учащиеся ДМШ — каждый, в Меру своих сил, Как исполнитель я учусь у одаренных, студентов. Вцчь каж'- дый !из них — личность, зна­ чит, челоБЖ, котсфк.1 не толь­ ко «берет». Тем бол«е, что класс — это тож-е сцена, хотя и маленькая. На моих уроках нет, сббст- в*яно, «индивидуальных» заня­ тий. и когда я занимаюсь г одним учеником, рядом обыч­ но присутствуют, как минимум. 5 - ^ человек, — все, кто хочет слушать. А оно уже творчески дибцислияирует. _ По времени моя концертная деятельность, конечно, скром­ нее. Но именно за счет нее, я ■думаю, удается избегать кате­ горий артиста, играющего «по- йедагогйчеаки». СлОвр>м, как музыкант я хо­ тел бы жить в состоянМи, ко­ торое Нейгауз определил сло­ вами: педагог-артист, артист-пе­ дагог. ЙсполяителБ в раиной степе­ ни должен быть артистичен — на снете и в классе. — Для музыканта вашего уровня «некоисерваторский» Липецк, конечно Же, предста­ вляет сцену провинциальную. С какими мыслями вы согла­ сились на эту цоеЗдку, Что ожидали найти в |ней: к 1 чем, наконец, обусловлен Выбор представленного репертуара? — Для настоящего исполни­ теля, я думаю, не должно быть деления на сцену «столичную» и <я1ройинциальяую». Нельзя выходить на концерт в ДМШ с мыслями; «Здесь сыграю на 30 процентов, а в концертном зале Москвы или Ленинграда встану в свой полный рост». Это ^ л о бы примерно то же, что сказать: «Шопен написал свою сщ-бемолв-минорную сона­ ту для Париж-а, а, к примеру, не для' Липецка или Свердлов­ ска». Подобное отношение некото­ рых иеполнителей к своим кон­ цертам, я думаю, во многом вызвала ситуация на местах. В моей практике бывали случаи, когда в ответ на стремление к полноцеиному концерту в ДМШ я слышал от админист­ рации; « Вы поиграете полчаса (это примерно одно отделение!) и измените репертуар на бо- .иее простой». Такие выступле­ ния в пгколах я называю «про­ ехать мимо города и не встре­ титься с его слушателями». Последние маршруты- моих концерт»» связаны е ад­ ресами т рж лш учеников. Не­ давно, к примеру, я ответил на чриглашеше совебщйть кон­ цертную поездку По Уралу — йобывал в Свердловске, Пер­ ми, Уфе, Тольятти,.. Встречи с липецким слушателем оргвш- зоваиы Ларисой Андреевной Симоненко. Б Липецк я привез произве­ дения ройактнческого реперту­ ара. Хотя сразу оговорюсь эта не единстаеиное, чем д за­ нимаюсь, недавно в Будапеш­ те выступал с концертами Бет- хоиеяа и Чайковского, из сов- ре.ченных часто исполняю Бе­ ла Бартока... Но Шопен — это .Нолнтва, мир чистой Поэзии, музыка, назначение которой ■— духов­ внесли свою лепту в праздно­ вание рождения великой му­ зыки. Чайковский дорог всем нам. И, наверное, не только пото­ му, что перу его принадлежит великое множество произведе­ ний различных жанров — ба­ леты и 'оперы, симфонии и кон­ церты, увертюры « марша — ведь Чайковского любят не только нузыканты-профессиона- Можно не знать партитур «Онегина» и «Пиковой дамы», путаться 8 партиях его вели­ кой шестой симфонии, но не­ возможно, услышав их первые звуки, уже ие определить без­ ошибочно: да, это Чайковский. Потому что музыка этого ком­ позитора вошла в /гений мира не только своим ««благозвучи­ ем нот», но. Прежде всего, «уз­ наваемостью» духа. Любимые нами напевы сс-гкИны ш моти­ вов «жестокого городского ро­ манса» прошлого века ;и бес­ крайнего русского пейзажа «Л умки » 1 иряых переборов Первого концерта... Это то, что мы определяем словом русский. Это чудесное, непонятое еще чувство! .Нельзя разложить напевы рго на мо­ лекулы звуков и примеры из фактов биографи№ |Можно- лишь поклониться гению н при­ нять его как великую гордость- Радостно, что мы соотечест­ венники Великого. (Счастье, что несмотря на последние ката­ клизмы, живут о нас чудесные русские Звуки.* Это значит, что мы еще (на­ ция, вначит, пока еще — рус- Нстреча для вас МОЛИТВА [Лп(1ап{е] ное очищение и для исполни­ теля, и для слушателя. Нам так не хватает всего этого сегодня! Может, иным Стал сам вк л ад души»-совре- менйоро человека? Недавно, к примеру, . был т прослушива­ нии к Варшавсйсму кодкурсу 1990 года, жатрое щнгходнло в Хмельницке. Трудно предста­ вить себе, но оно было... «ском­ кано» — в завершение даже- разъехались по местам отдель­ ные Члены жюри. Да и сами исполнители, те, кто прошел отборочный тур... Конечно, это были «технически крепкие» му­ зыканты. И я мог бы предста­ вить их лауреатами какого-ли­ бо конкурса... На только ие шоненовского. Здесь должно быть иное отношение к звуку, иное состояние души, меньше, что ли, прагматизма. В Шо­ пене ненремешю должен чувствоваться аристоиратиэм, «голубая кровь» — то, от че­ го мы, увы, уже-, отвыкли. Наверное, поэтому я выбрал для своего последнего выступ­ ления четыре его баллады, со­ наты си-бемоль и си-мивар. этюды. — У вас очень самобытная шопековская траиекрипция, я гоцррю здесь, ц чаетяости, об •собой манере зяукоизвлече- (ям. Кто был |вашим «педаго­ гом Шоиеиа»? —- Очень важными для меня стали дедавше выступлеш1я В.таднмира Горошща. Из каж­ дой звучащей тогда фрааыэтот ' исйоявятель «вытащил то, что не видйо глазу», к мрыка за­ вораживала. Странно, но ироде бы сам пианист остава^!ся непричастен к этому — неподвижный кор­ пус и, каж'стся, даже не дви- г а л ^ ь Пальцы. Я понял тогда: Шопена не­ льзя играть кривляясь, как это киэтйе' у нас делают. ^Все дол­ жно у*оди№ в аук ... ' — Н на ваших (концертах я видела, как люди, околдовыва­ лись этим «шопеновским зву­ ком». Для того, чтобы извле­ кать это из инструмента, нуж­ на, конечно же , 1не только «тех­ ники», — необходимо кпрожи- вать» его ощущения. Постоя№ но. На улице и дома, з а кни­ гой... Как, после всего этого, ты принимаете «бытовые» состоя­ ния жизни — уличную сутоло­ ку, очереди за шродуктамн... №т вы просто не замечаете тшсих вещей? — Мет, й тоже живу очень трудно. В т«а числе и потому, что у нас, к от гола к году больше, все складывается про­ тив творческой личности. Лю­ дям сейчас особеино «не до ис. ку'сства». Филармашиг наши перешли на хозрасчет, чего нет ни в од­ ной Ш®.адизовгшюй стране ми­ ра — даже театр Ла Скала, «Метрополитен-опера» получа­ ют от государства огромные до­ тации! И лучшие наши музыкан­ ты сейчас либо эмигрируют, ли­ бо замючают ко,нтражгы за ру­ бежом. В Московской, коис^- вятории практич«жи опустела вся етруниз» кафедра — по контрактам работают Спиваков и Климов, Третьяков. Этому, увы, трудно что-либо» П|роти8опостав'ИТь. Я, допустим, исполнитель с междунаро; 1 ным именем, доцент консерватории., а до сих пор не могу купить, рояля, необходимого для репе­ тиций —- в тесной квартире его просто некуда ставить! И мы с сыном, тож е профеосиональ-: ным музыкантом, вынуждены расписывать домашние занятия на пианино буквально по МН“ нутам. Не говоря уже, простите, о» постоянных материальных за­ труднениях. Они вынуждают* .меня набирать частных учени­ ков, многие из которых порой откровеано «неспособны». Это состояние постоянного «внутреннего вибрато». Когда митинги с экстремистскими ло­ зунгами проходят уже не толь­ ко на площадях города, но и в стенах консерватории, И те- лев!идение Финляндии со всей серьеОДостью заявляет о том, что примет еврейских беженце® из Ленииграда... о каком твор­ ческом равновесии можно здесь говорить?! — В такой ситуации ваших у<юников отличает особая при­ верженность своему педагогу, это видно хотя бы ло вашей «гастрольной карте». Скажите,, как (ВЫ набираете свой класс? — У абитуриента, которы.й мне понравился, й, прежде все-.- го, спрашиваю, готов ли онпо- святить себя музыке «до кон­ ца»? — Ири этом бывают отрица­ тельные ответы? — Может показаться стран­ ным, и», к счастью, — нет. На­ верное, потому, что студенты,, которые ко мне приходят, зара­ нее знак?г моя требоваиия — я набираю только тех учеников, йоз'орыё «фанатируют» к музы- Правда, надеюсь, что и сам могу обращать людей «в свою» веру». К примеру, моя учени­ ца, которай обучалась прежде* на й&рт. отдачениях, свое пред­ почтение сегодня отдает пиани­ зму. ' — В этой беседе хотелось бы узнать и о ваших «прист­ растиях» в других областях ис­ кусства. Что вы, к примеру, чи­ таете? — Постоякио следить за но­ винками литературы, к сожале­ нию, ие уетеваю — очень на- яряженньг кошертная и педа- гогическаи деятельность. Но сейчас запоем читаю Ба­ тюшкова, с большим удивлекн- ем отврыя ада себя Мережков­ ского. Был пораженг посёщенкем Русского музея, где из заяас- нш<ов достали, наконец, кар­ тины Канд'йвского и Шагала... Я думаю, это та жнволясь, ко­ торая заполнит наши нногояет- ние пустоты. Это- то, что- /необ­ ходимо любому хтдожяику. Записала Т. ЩЕГЛОВА. От редакции; Мы благодарим преподавателя Липецкого му­ зыкального училища Ларису Аидреейиу Симоне»» за. орга­ низацию кшаертида; ветре® с доцеитоМ Ленингражжой: кон­ серваторий й . Моййстарскнм и помощь в подготовне этого»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz