Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

(Начале на 7-й етр.). машин преподавателей, ос­ тавленных ями у школьной стены. ' В учительской, па масш­ табу напомнившей мне спортивный зал, встречаем всего несколько человек. Одни пьют чай, другие про­ сматривают журналы, и вдруг.., — Добро пожаловать. Вы и;? России? —- приветствие звучит на русском языке со слегка за.метным авден- '1 (*М„ ^Мистер Роджер Бакер-' пуз, школены? учитель фран­ цузского. .двадцать восемь лрт наза.« преподавал здесь русский язык. Это было то время, когда полет первого совет­ ского спутника вызвал в Британии интерес как к Стране Советов, так и к изу­ чению вашего языка, —■рас­ сказывает мистер Бакервуд. — Затем в годы напряжен- ных взаимоотношений на­ ших стран я чуть не поте­ рял работу. Выручило зна­ ние франкузского. С тех пор по-русскн 'не говорил ни с кем. Узнав о моем причастии к журналистике, мистер Бакервуд тут же пригласил цосетать школьную редак­ цию. Редактора газеты мы на­ шли сидящим у экрана ком- дьютера (всего их здесь не менее десяти), Он очень удивлен и вместе о тем об­ радован. — Ага, русские пришли, улыбается он в тут же предлагает Н8печатат1в ин­ формацию® моем посеще­ нии в школьной газете., «Перестройка доходит до нашей школы», =- под та­ ким чисто английским за ­ головком, через час после нашего разговора, газета появляется на стене школь­ ного холла. .'Л мы .в м-м Бакервудом продолжаем экскурсию по школе. Вот здесь размещается кабинет для музыкальных занятий, там ХН1МНЧ8С- кая ла^рзторня, а вто « зал компьютеров для заня­ тий, детей, отстающих -от других . Щ ' умственному развнтнЛ В Великобритакй'1! дети яачйнаш' обучаться рано — с пяти лет. а ® Шотл.андйи и того раньше. В Англии до однниадцатй лет ученики посещают начальную ' шко ­ лу . Затем идут в другую й ... снова попадают' ® первый кл.асс. на этот раз средне- образовательной школы. Потом для желающих ■за- аг'ршнть образование ущс; два гбва ■З'чебь*. ■1 ЛШ В ВРИШШЙ ШКОЛЕ ! Шотландии яурс школьно­ го обучения делится на два периода. Также различные сроки существуют и для ка­ никул. К примеру, школа, которую мне удалось посе­ тить, работала в июле —- в то время, когда у других британских детей были ка­ никулы. Английские школы, как частные, так и госу­ дарственные, рассчитаны не более чем на сто учеников. Религия ” ■ один из обя­ зательных предметов в бри­ танской школе. Проводит его обычно викарий близле­ жащей церкви раз в неде­ лю. Но среди учеников здесь редко встретишь ве- рующето. Роль религии в стране в последнее время играет все меньшую роль. — Абсо-лютно ненужный предмет, — с уверенностью говорит об йзученйн рели­ гии тринаДцатйлетняя Джу­ лия, мой очередной «экс­ курсовод», —■ его 8 нашем классе никто не любит. Особый интерес у друзей Джулии вызывают гумани­ тарные науки й, конечно же, «ассамблея*. Что это. такое, мне удалось узнать в первый же* день посеще­ ния школы. Мне повезло: ассамблея бывает раз в не- делю. 1В большом зале, вместив­ шем никак не менее ста че­ ловек,' перед собравшимися учениками разыгрывались смешные сценки из школь­ ной жизни. Девушки, вы- сгупающие на сцене, ока­ зались выпускницами этой школы. После их выступле- Н1я и дружной овации дн- ржтор зачитал ряд объяв- л!ний для ребят. Это и бы- лк так называемая ассамб­ лея. Вначале мне не удалось врикнуть 6 их смысл. Но пбзже, посетив несколько уроков, пойяла принцип школьного воспитания в Врнтаний — через' элемент ИГРЫ. [Особые способное™, на мой взгляд, маленькие бри- ткнцы проявляют в нэуче,- НИН языков; французского и немецкого. Может быть, потому, что в стране, много смешанных семей или же из-за ПОСТОЯННЫХ поездок детей с родителями по странам Западной Европы. ■«Русские разбили немец­ ки® войска под. Москвой, в .эта битва явилась пере­ ломным моментом в войне», — читаю а сочинении Джу­ лий. Мы сидим с ней на уроке йсторин. Сегодня тема о второй мировой зой- й5. Пока' Ш'кольннет лт«- сывают или снабжают ри­ сунками свои сочинения —• домашнее задание —- у нас появилось время, чтобы «поболтать». — Вот здесь о войне на анг-ло-немецком, дальше -7- на американском фронте. А тут — о вас. Джулия листает передо мной 'двухтомник о второй М1ировой войне. А я пыта­ юсь скрыть свое изумление: таких фотографий никогда прежде видеть не удава­ лось, — .Ты знаешь, сколько со­ ветских людей погибло’ во время этой войны? — опрашиваю я. Джулня от­ рицательно кивает гоуто- вой и. услышав ответ, уднв,ленно поднимает брови. — А ваши школьники зна- ю^ все битвы на англо-аме­ риканском фронте? — от контрвопроса Джулии мне становится не по себе. Хо­ рошо еще, что этой смыш­ леной девушке не пришло в голову проэк-заи^еновать меня на этот предмет., Я заинтересовалась исТ торией Британской , импе­ рии, и любознательная Джулия тут же засыпает меня вопросами о руссюих царях. Наш довольно любопыт­ ный разговор, наконец, пре­ рывает звонок, и мы поки­ даем класс, стены которого увешаны старыми плаката­ ми военных лет. Джулия бросает несколько пенсов в автомат и извлекает ■из не­ го банку кока-колы и па­ кет кряопс — разновидность сушеного картофеля. Нас­ тоящий обед будет по^же — после купанйя. Прозрач­ но-голубой бассейн, куда отправляютея однокласени- ки Джулии, располагается тут же, у школы. Обычно даже во время перемен британских школь­ ников редко увидишь в школьных коридорах. Они либо резвятся на зеленой площадке перед - школой или же в специальном клас- бе ждут переклички кура­ тора. И, со звонком, все вместе отправляются в класс. После окончания занятий в начальной школе вся свободная площадь перед школьным здание** заполня­ ется машинами родителей, приехавшими за своими детьми. Ученики старших классов добираются домой сами. Обычно по окончании ра­ боты педагогический кач- лектив остается на чай и легКуго беседу — в учи­ тельской или библиотеке. Исключения не было и в день моего посещения шко­ л ы . Поэтому ' возвращались домой мы с Дэвидом после четырех часов. — Что из себя представ­ ляет предмет «История КПСС»? - - спрашивает Дэ­ вид уже в машине, И пос­ ле моих разъяснений глубо- комысленно произносит: — В Великобритании су- штетвуют три партии, но пи одной их истории не преподают в наших шко­ лах, ...С лобового стекла нам по-кошачьи' улыбается зна- ■менитый английский кот Гарфилд, И' дорожные мили остаются позади вместе с будничным рабочим днем моего британского доуга. С. ПЛАСТИНКЛНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz