Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Какой же силы должна быть наша боль и общее желание помочь, чтобы дети, оставшиеся без родителей или покинутые ими, хоть чуточку отогрелись, оттая~ ли «возле ;иас?! Не будем обольщаться, вспоминая самые искренние слова и пла­ менные речи, пересчитывая деньги, отправленные иа счет Детского фонда, в школы-интернаты, детские дома. Горе остается горем. А помощь государства пока дойдет до адресата, проделает такой сложный путь сквозь лабиринты ин­ струкций, заковырок м всевозможных препонов, что становится она вымученной и для того, кому помогают, и для тех, кто помогает. в стране спецраспределители для властьииущих, салоны для новобрачных, магазины для инвалидов. Почему бы нам не позаботиться об этих ви- кем н ничем не защищенных детях? Предвижу чье-то недо» вольство — опять кому-то «спец», а нам ничего. Так вот, чтобы у населения не возник­ МЕЛОЧИ ЖИЗНИ Дом этих ребят — общежи­ тие. Позади, остались школы- интернаты, детские дома. Вос- поминания то кошма|рами, то праздника1ми являются в ма­ ленькие комнаты с железны­ ми кроватями. Тумбочки, шка­ фы с инвентарными номера­ ми, вьфезанные ив журналов фотографии звезд кино в эст­ рады; целый мир, рациональ­ но рас1пределе1ннын в крохот­ ном собственном углу. Потом, когда эти ребята: начнут ра­ ботать,, их переселят в комна­ ты другого общежития, дадут постоянную прописку и поста­ вят в длиннющую очередь на жилье. Начиется долгая пора ожидания. Настоящего дома. Но это потом. А пока... Пока Толя Григорьев, уча- щ А я второго курса, вып^тск- иик Дм1^яшев<жой ижолыг ннтерната, рассказывает о ме- -точах жизни, знакомых мно­ гим его ровесникам только по рассказам родителей. Выпустили его в больптую жизнь одетого «от» и «до» во все, что было положено, плюс 50 рублей в руки » би­ лет до Липецка. .Толя с бла­ годарностью вспоминает ин­ тернат, особенно, когда послу­ шал здесь рассказы других ребят,, которых буквально V спровадили в училище. Девчон- . ки из Грязей Оля Блохи­ на и Лена Теплякова вспоми­ нали, что в город они при­ ехали практически разутыми и раздетыми. Часть вещей у них ото.брали под предлогом — оставшиеся ребята донаши- ■в:ать будут. И никто не разъ­ яснил им, несмышленым, что выпускники интерната долж­ ны быть одеты на 200 руб­ лей (плюс 50 рублей в руки). А Толя между тем продол­ жал свои грустные открове- :ния, которые больно слышать. Толя и .его сосед по комнате Игорь Фролов были вы1кужде- ны купить себе костюмы Й размера (Толя носит 48, Игорь —46). Пиджак вроде бы нормалыньш, а в брюки мож­ но вдвоем влезть. Не по не­ домыслию сделали ребята эту - гарешокупку. Просто при на­ шем дефиците нужно брать то, что дают, иначе вообще оста­ нешься голым, в магазинах-то шаром покати. И если роди­ тели для своих детей могут побегать по магазинам, поис­ кать, достать через знакомых или о.бменять, то этим ребя­ там помощи ждать неоткуда. Я почувствовала, как не­ приятно ребятам было вспо­ минать еще одну мелочь ‘ИЗ своей жизни. Как-то поехали они на базу, где отоваривают детей-оирот и где купить для них нечего(!), с заместителем ддзектрра по хозяйственной' части Валентиной Алексеев­ ной Бабкиной. Приехали и увидели там кроссовки за три­ дцать с ЛИШИИ.М рублей. Хо­ тели купить. Работлик базы сразу , за телефон — положе-. во ли? Что уж там оии реша­ ли, ребята не знают, только в итоге Н.Ч отказали — обувь оказалась уже выписанной. Добротаые, модные вещи для сирот практически недоступны. Если что-то где-то попадается, Валентине Алексеевне и ребя­ там приходится буквально уп­ рашивать ра|бот!Ннков торгов­ ли продать. Они соглаша­ ются без удовольствия после длительных препирательств. Невыгодно за дефициты полу­ чать безналичными платеЖа- жи. В кабинет к дир«сгору 28- го уишгища Василию Ивацо- вичу Черникову я пришла уже «зав:ад©»нан». Мне хоте­ лось только одного, узнать, почему дети-сироты вьшужде- ны помимо всех своих бед ис­ пытывать еще и эти; приобре­ тать костюмы несоответствую­ щих размеров, выпрашивать у всемогущей торговли те же кроссовки и щточее, прочее. Василий Иванович рассказал мне, как непросто быть до­ брым в нашед системе. Чем может, училище помогает ре­ бятам, однако существует масса преград, которых не одолеть без посторовней по­ мощи. Об этом речь впереди. Что касается моральной стороны дела, мое личное мне­ ние — ребятам из 28-го учи­ лища просто повезло, что по­ пали они к Черникову. — Я понимаю, что должен заменить им в какой-то степе­ ни отца, — сказал он мне. Но ие все зависит от Чер- «ико'в:а... ТРУДНЫЕ ДЕНЬГИ Обо всех своих бедах ребя­ та рассказывали' внешне спо­ койно, во лилбой бЫ' на моем месте почувстиовал обиду на кого-то и что-то, сквозившую в каждом слове. Причину на­ чинаешь понимать, когда зна­ комишься ближе с механиз­ мом пользования той по:мо- щью, которую государство вы­ деляет детям-сиротам. Здесь столько порожков, о которые в линбой момент можно спотк­ нуться, что просто диву даешь­ ся, как мО'Ж'НО все так запу­ тать. На первом курсе учили­ ща девочкам выдают 839 руб­ лей на эк1НП'ировку, так это называется. Мальчишкам — 792 рубля, на втором и треть­ ем курсе сумма поменьше. А теперь представьте себе ситуацию — у вас есть де- МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА ныги, но распорядиться ими самостоятельно вы' не можете. Необходимо участие человека, у которого находятся эти де­ ньги, а вам лично их даже в- руках не дают подержать. За­ ходите вы в магазин и види­ те там, допустим, сапоги. Ну­ жно срочно разыскать челове­ ка, у которого ваши деньги, привезти его в магазин и... 1увы. Сапоги нынче раскупа­ ются 3 считанные часы, как, впрочем, н многие другие то­ вары. Что вы делаете, оказав­ шись у пустого прилавка? Правильно, ругаете на чем свет стоит того, кто придумал вам эту изощренную муку. Вот именно такие отношения сло­ жились у ребят-сирот с учили­ щем, а точнее с тем челове­ ком, который ведет, скажем так, финансовые дела учащих­ ся — Валентиной Алексеевной Бабкиной. С другой стороны, у зам. директора по хозяйственной части, помимо ребят, работы хватает. И она не всегда мо­ жет свободно распорядиться своим временем, чтобы по пер­ вому зову помчаться в любой конец города за покупками. Возникают естественные в по­ добной ситуации обиды и пре­ тензии. Поэтому у нас совер­ шенно конкретное предложение к Советской власти, управле­ нию профтехобразования и торговле. Необходимо открыть специализированный магазин для детей-сирот. Есть же у нас ло недоброжелательного от­ ношения к «привилегирован­ ным» сиротам (когда начина­ ют делить кусок, люди забыва­ ют о милосердии), не нужно продавать в этом магазине растворимый кофе или полу­ копченую колбасу (все равно не купят, стипендия 30 руб­ лей). Детям нужна относитель­ но дешевая, но модно сшитая одежда, обувь. Думаю, проб­ лема вполне решаемая на об­ ластном уровне. . И местная, легкая промышленность может помочь в данной ситуации. И еще раз хочется подчерк­ нуть ■— относительно дешевые товары. Сами понимаете, у этих ребят ничего кроме помощи государства в кармане нет. А одеваться «от» и «до» на 800— 700 рублей по нашей сегод­ няшней жизни практически не­ возможно. ИНСТРУКЦИЯ- ПРОВОКАТОР Кстати, если говорить о раз­ ных парадоксах из финансовой жизни детей-сирот, то одна инструкция достойна отдель­ ной главы. Сочинена она (дру­ гого слова не подберешь) Гос- профобразованием и утвержде­ на Советом Министров РСФСР 18 декабря 1985 года (А1Ь 575). Это расчет средней стоимости комплекта форменной одежды для девушек — воспитанников -Записки молодого специалиста детских домов и общеобразо­ вательных школ-интернатов,, детей-сирот н детей, оставших­ ся без попечения родителей, обучающихся в средних про­ фессионально-технических учи­ лищах. Ей-богу, такого ска­ зочного произведения я дав­ но не встречала. В инструк­ ции строго указано, что нуж­ но приобрести девушке или юноше н на какую сумму. Вспомните, цены в 85 году уже «кусались». Но икструкц' я утверждает: можно купить, на­ пример, демисезонное палы® за 70 рублей, зимние ботинки за 30, летнюю обувь за 10 и так далее... В 28-ОМ училище девчонкам купили вместо демисезонных пальто куртки. И стоили они 130 рублейй босоножки — 26, туфельки — 50. И выбрали, действительно, самое дешевое. Инструкция — провокатор, она, по-моему, только для того и написана, чтобы ее нарушать. Хорошо, что ревизоры попада­ ются умные, а если однажды придет другой, для которого эта' бумажка все, он же измотает все нервы администрации. Вот такой тернистый путь» к детям преодолевает государ­ ственная помощь. Мне кажет­ ся, устроив все таким обра­ зом, что у сирот нет возмож­ ности хотя бы подержать в ру­ ках свои деньги, попробовать распорядиться ими самостоя­ тельно, мы тем самым оказыва­ ем ребятам медвежью услугу. Они полностью отстранены от своего кошелька, а значит, им где-то безразличны все рас­ ходы и траты. Я спрашивалаг у ребят,' кто из них знает, сколько денег осталось у не­ го на счету к концу этого учебного года. Мальчишки во­ обще не могли ничего подсчи­ тать, девчонки знали получ­ ше. Но тем не менее, некото­ рые из них, не сориентировав­ шись в расходах, сделали по­ купки уже в счет будущего года, что запрещается инструк­ циями. Постороннему челове­ ку. трудно понять, ну какая разница в этом или в следую­ щем году ребенок истратит свои собственные деньги. Но поставив себя на место адми­ нистратора, я поняла слова Василия Ивановича Черникова «добрым быть трудно». Я вспоминаю одно из «при­ ключений» Толи Григорьева н Игоря Фролова. Ребятам вы­ дают единые билеты на бес­ платные поездки в обществен­ ном транспорте, посещение ки­ нотеатров и театров (с хитрой оговоркой — при наличии сво­ бодных мест). Так вот, ехали себе однажды в транспорте друзья. А тут контролеры. Мальчишки предъявили билет^ но те не сочли нужным даже прочитать, что в нем написа­ но. Игорь с Толей не стали объяснять, кто они, откуда и почему им положен бесплат­ ный проезд. Заплатили по три рубля и вышли. В. самом деле, не объяснять- же каждому, что ты ■— сиро­ та. И. КОБЗЕВА. Фото В. КУЛИКА. Трудовой день, как известно, начинается е дороги на рабо­ ту, Только для одних это де­ ло нескольких минут, а для нас. молодых специалистов Добров- ской музыкальной школы, —от­ ветственный и длительный про­ цесс* ведь между работой и до­ мом пролегает не один десяток километров. Часто думаю о своей первой поездке в Доброе два года на­ зад. Вспоминаю, как выстраи-' вались в уме грандиозные пла­ ны будущей педагогической де-' Т ятедьности, с каким энтузиаз­ мом рассказывала родным о важности предстоящей «мис­ сии», Теперь размышляю о том времени с иронией. Почему? Сразу после открытия Доб- ровской музыкальной школы (а «А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ» затем и двух ее филиалов в се­ лах Трубетчино и Каликино) нашлось много ребятишек, же- . лающих обучаться музыке. Но постепенно интерес к школе стал угасать, перед руководст­ вом встали проблемы «контин­ гента». В чем же дело? Пере­ велись одаренные дети? Думаю, что нет. Местные власти отвели для занятий по музыке в Доме культуры одну комнату. Как всякое уважающее себя учреж­ дение, наш музыкальный класс имеет здесь свой «парад­ ный. подъезд». Это груда раз­ валившихся бревен высотой в метр, которая призвана оли­ цетворять собой лестницу. С трудом, а зимой и не без рис­ ка для здоровья, преодолева­ ем это творение «рук человече­ ских» и, перешагнув порог, по­ падаем, наконец, в «храм куль­ туры». В одной комнате здесь расположены классы фортепиа­ но, народных инструментов и теории музыки. Представляете себе звуковую какофонию, ко­ гда случаются вдруг накладки в расписаний? Но главное да­ же не в этом: по вечерам и в выходные дни помещение «шко­ лы» служит гримерной для при­ езжих артистов и солистов ме­ стной художественной самодея­ тельности, а иногда даже Дворцом бракосочетания. Уже вошло в привычку по понедельникам вместе с учени­ ками придавать классу при­ стойный вид — выбрасывать пустые бутылки, мыть столы, смахивать с фортепиано остатки съестного. И уже после такой «приборочки» говорить о вы­ соких материях, слушать произ­ ведения Моцарта. Р состоянии музыкальных инструментов тоже, я думаю, не трудно догадаться. Форте­ пиано. к Пфимеру, не настраи­ валось более 10 лет. К приближающемуся юбилею П. И. Чайковского мы готовим с ребятами лекцию-концерт, и, представьте, главная проблема — на чем исполнять музыку великого мелодиста. С высоких трибун сегодня много говорится о духовном со­ стоянии общества, эстетиче. ском воспитании молодежи, но на деле «воз и ныне там». И музыкальная школа в селе Ка­ ликино с ее затерявшимся с двумя десятками людей .цир­ ком — наглядный тому Думается, руководству^<^^», хоза уже пора заметить Ведь в этом случае отступит «больной» на сегодня вопрос — молодые специалисты вме­ сто головоломки над получени­ ем свободного диплома будут, наконец, стремиться работать в селе Н. МЕЛИХОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz