Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Какой же силы должна быть наша боль и общее желание помочь, чтобы дети, оставшиеся без родителей или покинутые ими, хоть чуточку отогрелись, оттая~ ли «возле ;иас?! Не будем обольщаться, вспоминая самые искренние слова и пла менные речи, пересчитывая деньги, отправленные иа счет Детского фонда, в школы-интернаты, детские дома. Горе остается горем. А помощь государства пока дойдет до адресата, проделает такой сложный путь сквозь лабиринты ин струкций, заковырок м всевозможных препонов, что становится она вымученной и для того, кому помогают, и для тех, кто помогает. в стране спецраспределители для властьииущих, салоны для новобрачных, магазины для инвалидов. Почему бы нам не позаботиться об этих ви- кем н ничем не защищенных детях? Предвижу чье-то недо» вольство — опять кому-то «спец», а нам ничего. Так вот, чтобы у населения не возник МЕЛОЧИ ЖИЗНИ Дом этих ребят — общежи тие. Позади, остались школы- интернаты, детские дома. Вос- поминания то кошма|рами, то праздника1ми являются в ма ленькие комнаты с железны ми кроватями. Тумбочки, шка фы с инвентарными номера ми, вьфезанные ив журналов фотографии звезд кино в эст рады; целый мир, рациональ но рас1пределе1ннын в крохот ном собственном углу. Потом, когда эти ребята: начнут ра ботать,, их переселят в комна ты другого общежития, дадут постоянную прописку и поста вят в длиннющую очередь на жилье. Начиется долгая пора ожидания. Настоящего дома. Но это потом. А пока... Пока Толя Григорьев, уча- щ А я второго курса, вып^тск- иик Дм1^яшев<жой ижолыг ннтерната, рассказывает о ме- -точах жизни, знакомых мно гим его ровесникам только по рассказам родителей. Выпустили его в больптую жизнь одетого «от» и «до» во все, что было положено, плюс 50 рублей в руки » би лет до Липецка. .Толя с бла годарностью вспоминает ин тернат, особенно, когда послу шал здесь рассказы других ребят,, которых буквально V спровадили в училище. Девчон- . ки из Грязей Оля Блохи на и Лена Теплякова вспоми нали, что в город они при ехали практически разутыми и раздетыми. Часть вещей у них ото.брали под предлогом — оставшиеся ребята донаши- ■в:ать будут. И никто не разъ яснил им, несмышленым, что выпускники интерната долж ны быть одеты на 200 руб лей (плюс 50 рублей в руки). А Толя между тем продол жал свои грустные открове- :ния, которые больно слышать. Толя и .его сосед по комнате Игорь Фролов были вы1кужде- ны купить себе костюмы Й размера (Толя носит 48, Игорь —46). Пиджак вроде бы нормалыньш, а в брюки мож но вдвоем влезть. Не по не домыслию сделали ребята эту - гарешокупку. Просто при на шем дефиците нужно брать то, что дают, иначе вообще оста нешься голым, в магазинах-то шаром покати. И если роди тели для своих детей могут побегать по магазинам, поис кать, достать через знакомых или о.бменять, то этим ребя там помощи ждать неоткуда. Я почувствовала, как не приятно ребятам было вспо минать еще одну мелочь ‘ИЗ своей жизни. Как-то поехали они на базу, где отоваривают детей-оирот и где купить для них нечего(!), с заместителем ддзектрра по хозяйственной' части Валентиной Алексеев ной Бабкиной. Приехали и увидели там кроссовки за три дцать с ЛИШИИ.М рублей. Хо тели купить. Работлик базы сразу , за телефон — положе-. во ли? Что уж там оии реша ли, ребята не знают, только в итоге Н.Ч отказали — обувь оказалась уже выписанной. Добротаые, модные вещи для сирот практически недоступны. Если что-то где-то попадается, Валентине Алексеевне и ребя там приходится буквально уп рашивать ра|бот!Ннков торгов ли продать. Они соглаша ются без удовольствия после длительных препирательств. Невыгодно за дефициты полу чать безналичными платеЖа- жи. В кабинет к дир«сгору 28- го уишгища Василию Ивацо- вичу Черникову я пришла уже «зав:ад©»нан». Мне хоте лось только одного, узнать, почему дети-сироты вьшужде- ны помимо всех своих бед ис пытывать еще и эти; приобре тать костюмы несоответствую щих размеров, выпрашивать у всемогущей торговли те же кроссовки и щточее, прочее. Василий Иванович рассказал мне, как непросто быть до брым в нашед системе. Чем может, училище помогает ре бятам, однако существует масса преград, которых не одолеть без посторовней по мощи. Об этом речь впереди. Что касается моральной стороны дела, мое личное мне ние — ребятам из 28-го учи лища просто повезло, что по пали они к Черникову. — Я понимаю, что должен заменить им в какой-то степе ни отца, — сказал он мне. Но ие все зависит от Чер- «ико'в:а... ТРУДНЫЕ ДЕНЬГИ Обо всех своих бедах ребя та рассказывали' внешне спо койно, во лилбой бЫ' на моем месте почувстиовал обиду на кого-то и что-то, сквозившую в каждом слове. Причину на чинаешь понимать, когда зна комишься ближе с механиз мом пользования той по:мо- щью, которую государство вы деляет детям-сиротам. Здесь столько порожков, о которые в линбой момент можно спотк нуться, что просто диву даешь ся, как мО'Ж'НО все так запу тать. На первом курсе учили ща девочкам выдают 839 руб лей на эк1НП'ировку, так это называется. Мальчишкам — 792 рубля, на втором и треть ем курсе сумма поменьше. А теперь представьте себе ситуацию — у вас есть де- МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА ныги, но распорядиться ими самостоятельно вы' не можете. Необходимо участие человека, у которого находятся эти де ньги, а вам лично их даже в- руках не дают подержать. За ходите вы в магазин и види те там, допустим, сапоги. Ну жно срочно разыскать челове ка, у которого ваши деньги, привезти его в магазин и... 1увы. Сапоги нынче раскупа ются 3 считанные часы, как, впрочем, н многие другие то вары. Что вы делаете, оказав шись у пустого прилавка? Правильно, ругаете на чем свет стоит того, кто придумал вам эту изощренную муку. Вот именно такие отношения сло жились у ребят-сирот с учили щем, а точнее с тем челове ком, который ведет, скажем так, финансовые дела учащих ся — Валентиной Алексеевной Бабкиной. С другой стороны, у зам. директора по хозяйственной части, помимо ребят, работы хватает. И она не всегда мо жет свободно распорядиться своим временем, чтобы по пер вому зову помчаться в любой конец города за покупками. Возникают естественные в по добной ситуации обиды и пре тензии. Поэтому у нас совер шенно конкретное предложение к Советской власти, управле нию профтехобразования и торговле. Необходимо открыть специализированный магазин для детей-сирот. Есть же у нас ло недоброжелательного от ношения к «привилегирован ным» сиротам (когда начина ют делить кусок, люди забыва ют о милосердии), не нужно продавать в этом магазине растворимый кофе или полу копченую колбасу (все равно не купят, стипендия 30 руб лей). Детям нужна относитель но дешевая, но модно сшитая одежда, обувь. Думаю, проб лема вполне решаемая на об ластном уровне. . И местная, легкая промышленность может помочь в данной ситуации. И еще раз хочется подчерк нуть ■— относительно дешевые товары. Сами понимаете, у этих ребят ничего кроме помощи государства в кармане нет. А одеваться «от» и «до» на 800— 700 рублей по нашей сегод няшней жизни практически не возможно. ИНСТРУКЦИЯ- ПРОВОКАТОР Кстати, если говорить о раз ных парадоксах из финансовой жизни детей-сирот, то одна инструкция достойна отдель ной главы. Сочинена она (дру гого слова не подберешь) Гос- профобразованием и утвержде на Советом Министров РСФСР 18 декабря 1985 года (А1Ь 575). Это расчет средней стоимости комплекта форменной одежды для девушек — воспитанников -Записки молодого специалиста детских домов и общеобразо вательных школ-интернатов,, детей-сирот н детей, оставших ся без попечения родителей, обучающихся в средних про фессионально-технических учи лищах. Ей-богу, такого ска зочного произведения я дав но не встречала. В инструк ции строго указано, что нуж но приобрести девушке или юноше н на какую сумму. Вспомните, цены в 85 году уже «кусались». Но икструкц' я утверждает: можно купить, на пример, демисезонное палы® за 70 рублей, зимние ботинки за 30, летнюю обувь за 10 и так далее... В 28-ОМ училище девчонкам купили вместо демисезонных пальто куртки. И стоили они 130 рублейй босоножки — 26, туфельки — 50. И выбрали, действительно, самое дешевое. Инструкция — провокатор, она, по-моему, только для того и написана, чтобы ее нарушать. Хорошо, что ревизоры попада ются умные, а если однажды придет другой, для которого эта' бумажка все, он же измотает все нервы администрации. Вот такой тернистый путь» к детям преодолевает государ ственная помощь. Мне кажет ся, устроив все таким обра зом, что у сирот нет возмож ности хотя бы подержать в ру ках свои деньги, попробовать распорядиться ими самостоя тельно, мы тем самым оказыва ем ребятам медвежью услугу. Они полностью отстранены от своего кошелька, а значит, им где-то безразличны все рас ходы и траты. Я спрашивалаг у ребят,' кто из них знает, сколько денег осталось у не го на счету к концу этого учебного года. Мальчишки во обще не могли ничего подсчи тать, девчонки знали получ ше. Но тем не менее, некото рые из них, не сориентировав шись в расходах, сделали по купки уже в счет будущего года, что запрещается инструк циями. Постороннему челове ку. трудно понять, ну какая разница в этом или в следую щем году ребенок истратит свои собственные деньги. Но поставив себя на место адми нистратора, я поняла слова Василия Ивановича Черникова «добрым быть трудно». Я вспоминаю одно из «при ключений» Толи Григорьева н Игоря Фролова. Ребятам вы дают единые билеты на бес платные поездки в обществен ном транспорте, посещение ки нотеатров и театров (с хитрой оговоркой — при наличии сво бодных мест). Так вот, ехали себе однажды в транспорте друзья. А тут контролеры. Мальчишки предъявили билет^ но те не сочли нужным даже прочитать, что в нем написа но. Игорь с Толей не стали объяснять, кто они, откуда и почему им положен бесплат ный проезд. Заплатили по три рубля и вышли. В. самом деле, не объяснять- же каждому, что ты ■— сиро та. И. КОБЗЕВА. Фото В. КУЛИКА. Трудовой день, как известно, начинается е дороги на рабо ту, Только для одних это де ло нескольких минут, а для нас. молодых специалистов Добров- ской музыкальной школы, —от ветственный и длительный про цесс* ведь между работой и до мом пролегает не один десяток километров. Часто думаю о своей первой поездке в Доброе два года на зад. Вспоминаю, как выстраи-' вались в уме грандиозные пла ны будущей педагогической де-' Т ятедьности, с каким энтузиаз мом рассказывала родным о важности предстоящей «мис сии», Теперь размышляю о том времени с иронией. Почему? Сразу после открытия Доб- ровской музыкальной школы (а «А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ» затем и двух ее филиалов в се лах Трубетчино и Каликино) нашлось много ребятишек, же- . лающих обучаться музыке. Но постепенно интерес к школе стал угасать, перед руководст вом встали проблемы «контин гента». В чем же дело? Пере велись одаренные дети? Думаю, что нет. Местные власти отвели для занятий по музыке в Доме культуры одну комнату. Как всякое уважающее себя учреж дение, наш музыкальный класс имеет здесь свой «парад ный. подъезд». Это груда раз валившихся бревен высотой в метр, которая призвана оли цетворять собой лестницу. С трудом, а зимой и не без рис ка для здоровья, преодолева ем это творение «рук человече ских» и, перешагнув порог, по падаем, наконец, в «храм куль туры». В одной комнате здесь расположены классы фортепиа но, народных инструментов и теории музыки. Представляете себе звуковую какофонию, ко гда случаются вдруг накладки в расписаний? Но главное да же не в этом: по вечерам и в выходные дни помещение «шко лы» служит гримерной для при езжих артистов и солистов ме стной художественной самодея тельности, а иногда даже Дворцом бракосочетания. Уже вошло в привычку по понедельникам вместе с учени ками придавать классу при стойный вид — выбрасывать пустые бутылки, мыть столы, смахивать с фортепиано остатки съестного. И уже после такой «приборочки» говорить о вы соких материях, слушать произ ведения Моцарта. Р состоянии музыкальных инструментов тоже, я думаю, не трудно догадаться. Форте пиано. к Пфимеру, не настраи валось более 10 лет. К приближающемуся юбилею П. И. Чайковского мы готовим с ребятами лекцию-концерт, и, представьте, главная проблема — на чем исполнять музыку великого мелодиста. С высоких трибун сегодня много говорится о духовном со стоянии общества, эстетиче. ском воспитании молодежи, но на деле «воз и ныне там». И музыкальная школа в селе Ка ликино с ее затерявшимся с двумя десятками людей .цир ком — наглядный тому Думается, руководству^<^^», хоза уже пора заметить Ведь в этом случае отступит «больной» на сегодня вопрос — молодые специалисты вме сто головоломки над получени ем свободного диплома будут, наконец, стремиться работать в селе Н. МЕЛИХОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz