Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Д ЕНЬ нынешний есть продолжение и порождение вчерашнего. Об этом надо бы пом1Нить, когда сегодня Мы пытаемся найти истоки бездуховно­ сти, корни преступности,, причины без­ нравственности. Когда всплескиваем . в ужасе руками, не обнаруживая в сов- ременной молодежи тех устоев и прин­ ципов, которые культивировались века­ ми. И мечемся, пытаясь найти нспые формы и методы, для того, чтобы воз­ родить простые истины, которые рань­ ше укладывались в евангельские запо­ веди и -были известны каждому ребен­ ку, Воистину, мы упали в яму, которую сами же выкопали. В Пасхальную ночь я работала, соби­ рая материал о том, как сотрудники ми­ лиции охраняют правопорядок в момент церемония этого праздника, Вспомии- лось, как совсем еще ]^едавно та же ми­ лиция и комсомольские дружины дежу­ рили для того./'чтобы не допустить пОг сещения храмов молодежью, а еще луч­ ше — выявить, из какой школы или ПТУ■'тот или иной «вероотступник». Сейчас картина изменилась: органы внутрениих дел следят из за там, чтобы юные души не приобщались к «опиуму для народа», а защищают религиозное чувство верующих от этих самых «юных душ». Увы, защищать было от чего. Еще в машине, на пути к Христо-Рождествен- скому собору, узнаю, что выслан наряд в село Двуречки Грязинокого района: толпа подростков в 150 человек собра­ лась устроить танцы возле храма, чтобы борвать религиозное празднество. Не ду­ маю, чтобы это было «идейное» выступ­ ление, аналогичное акциям комсомоль­ цев 20-х. Скорее, обыкновенное хулиган­ ство и желание эпатировать публику. Впрочем, сам факт наводит на груст­ ные .размышления. Да, религия сейчас привлекает моло­ дежь — в этом нет ничего страшного. Но огорчает то, что чап-е привлекает чисто внешняя, обряцовад сторона, са­ мо отправление культа. Хорошо, ес,ди б это стало толчком к совершенствованию нрав1Ственности. Признаюсь, я вижу во всем этом в первую очередь проявление моды и сла­ дость ранее запретного плода. Вспоми­ нается прошлогодняя Пасха, когда тол­ пы разудалых, разнузданных (простите, „другие эпитеты не подбираются) подро­ стков прямо с танцев в Комсомольском парке устремились в Христо-Рождест­ венский собор. Парочки в обнимку, хо­ хот и улюлюканье, отсутствие малейше­ го уважения к тем, кто пришел отдать долг своей совести. Прошел год. И что же? Картина ни­ чуть не изменилась: те же подвыпившие, а то и основательно, пьяные подрост­ ки, та же нецензурная брань, то же на­ рушение элементарных правил поведе­ ния в общественных местах. Впрочем, прошу прощения: никаких правил пьяные подростки не нарушают элементарно потому, что церковь — не общественное место. Да-да, не улыбай­ тесь — это не шутка и не каламбур. Милиция действительно не может при­ менить к ним никаких санкций, разве что попытается уговорить покинуть тер­ риторию Храма. В чем другом, а юри­ дически наша молодежь подкована, са­ ма слашала, как один, нагло улыбаясь и дыша перегаром, заявил: «Ничего мне не сделаете: я как только переступил ■за ворота храма, так уже не нахожусь в государстве. Церковь-то отделена». Парадоксально, но факт, ...Седой подиолковник, раскинув руки, пытается сдерживать напирающую тол­ пу, которая визжит, свистит и находит во всем этом новое и занятное развле. ► чение. Ее, эту толпу, надо обязательно оттеснить, хоть на два шага, чтобы ос­ вободить путь для крестного хода. Тя­ жело дыша и вытирая струйки пота, он говорит печально и обреченно: — Эти старушки верят в Бога. Я ве­ рю в коммунизм. А вот они — они не верят ни во что. Я отвожу в сторону одного из под­ выпивших юнцов, которого вывели за «орота церкюи. Хочу только одного — понять. Понять, что же такое мы сотво­ рили из детей наишх? Но все тщетно — мы говорим на разных языках. Он смотрит на меня мут.ным, но безмятеж­ ным взглядом. За что вывели? Выпив­ ший? Да, конечно, ну и что? С языка у меня невольно и не очень кстати сры­ вается: — не боишься, что Господь пока­ рает? В ответ он широко улыбается; — Не-а, не боюсь я ж в него не верю. Как тут не вспомаить Федора Михай­ ловича Достоевского, предостерегавше­ го от того, что если не будет Бога — то будет все дозволено! , Я не склонна обвинять этого парня, как и того, который направлялся в Храм с гитарой через плечо. Они не ведают, что творят. ’ «...Если б вы были слепы, то не име­ ли бы на себе греха: но как вы гово­ рите, что видите, >го грех остается на вас*. (Евангелие от Иоанна, гл. IX). На нас, взрослых, видящих я знающих, остается вина и ответственность. Это мы не сумели воспитать элементарного ува­ жения к ближнему, к его чувствам и , убеждениям. Это мы вовремя не объ­ яснили и не подсказали. Разве опыт прошлогодней Пасхи не должен был стать уроком для родителей и учителей? Ведь знали, что .многие из их питомцев, детей, отправятся в эту ночь в церковь. Так неужели нельзя было накануне объ­ яснить, что девушкам не полагается вхо­ дить в храм в джинсах и с непокрытой ^головой хотя бы ради того, чтобы не оскорблять религиозные чувства истин­ но верующих. Что на территории Храма не полагается курить и уж, тем более, появляться в нетрезвом' виде. Неужели нельзя было внушить, насколько вели­ ким является этот праздник в христиан­ ской; религии, и что относиться к нему надо хотя бы с уважением. Из всей многосотенной толпы подростков м® запомнились только две девушки. Впол­ не современные, модно одетые, покра­ шенные по последним канонам макияжа. Остановившись перед Храмом, они сня­ ли с шеи и повязали на голову косын­ ки, а затем, старательно мусоля носо­ вые платочки, стали стирать тушь и ру­ мяна. Я не знаю, верят ли они в Бога. Скорей всего, что нет. Но кто-то сумел воспитать в них элементарные этические нормы, уважение к чужим принципам. Ведь это так просто: в чужой монас­ тырь со своим уставом не лезут, А уж коль пришел — будь добр подчиняться. Нево.чьно возникает мысль; если это новая дорога к Храму, то как же урод­ лив и непригляден этот путь в душе каждого из нас? Неужели нет иного? - Впрочем, наши местные отцы церкви рады и этому: хоть как-то молодежь приобщается к нравственным заветам религии. Глядишь, кто-то заинтересует­ ся и прочтет Библию. Ведь это в круп­ ных столичных городах разрешены во­ скресные школы, в которых, помимо За­ кона Божьего,, преподается и философия, и живопись, и история русской церков­ ной музыкальной культуры. Но... что позволено Юпитеру, не позволено бы­ ку У нас даже студентов музыкально­ го училища нельзя пригласить петь в церковном хоре. Хотя не это ли лучшая профессиональная практика в хоровом искусстве, в приобщении к таким сокро­ вищам русской музыки, как про­ изведения Бортняшжого, Чеснокова, Чай- К01ВСКОГО, Рахманинова? Давайте зададим себе вопрос: чего мы боимся? Дому станет хуже от того, что в голове подростка отпечатается: «не убий, не укради, не прелюбодейст­ вуй, возлюби ближнего»? Мне запомнился разговор с одним осужденным, отбывающим наказание в колонии. Двадцатилетний Александр рас­ сказывал, что с увлечением читает жур­ нал «Наука и религия». На мой вопрос,. ' зачем ему это, он ответил: — Но ведь хочется во что-то верить. — А чтс), кроме Бога — не во что?' -— Я сейчас уже не верю ни во что?^ Знаете, я рада за этого парня. Рада потому, что у него есть потребность ве­ рить. Хуже, когда этой потребности нет, И убеждена, если бы сейчас в нем эту потребность развить хотя бы путем при­ общения к религии, — он бы уже боль­ ше не встал на путь преступления. Кто должен этим заняться — не знаю.’ На- верное, как ни парадоксально, и свя­ щеннослужители, и замполиты, Ведь- цель-то у них одна — возродить в че­ ловеке Человека. И использовать надо- любую возможность. Предвижу обвинения; к чему призы- . ваете?! Пропаганда религии? Уход от реальных проблем? Да нет, нет. Про­ паганда нравственности и духовности, уход от «атеистического мракобесия» (увы, не моя литературная находка, а режиссера Марка Захарова). ..Деред глазами все стоят старушки, боязливо протискивающиеся через гал­ дящую, курящую толпу юнцов. Их на­ пряженные лица со взглядом, остано­ вившимся на куполах, либо опущенным долу. Только бы не замечать пьяных физиономий, только бы не видеть, как оскверняется святое место. А потом, робко заглядывающие поверх лохматых непокрытых голов в храм. Им, старуш- кам, в нем места не нашлось: силы уже не те, чтобы пробиться. Но ничего, они подождут, постоят на улице, пока мо­ лодежь отправится спать. Служба-то до- пяти утра .. Е. БРЕДИС. . Годы циничной лжи, казен­ ного патриотизма, приказной веры в идеалы привели к ду­ ховной деградации, девальва­ ции святынь. Непреходящие нравственные, культурные, ис­ торические ценности сказались растворены в массе идеологи­ ческих фальшивок N бронзо­ вых идолов, понатыканных до всей стране. Народ, однажды раболепно преклонив колени перед призраком, на многие десятилетня оказался постав­ ленным «а колени. Сегодня идет трудный поиск ориейтиррв сквозь завалы ис­ торической слепоты. Какой п\ть выберет молодежь — мо,тодежь девяностых годов, оставшаяся без идеалов? На аллее Победы в неболь­ шом русском городке Буй про­ лито немало материнских слез. Оплаканы здесь не только де- ДЕВАЛЬВАЦИЯ ДУХА ся-гь Героев Советского Сою­ за. застывших навечно в ‘брон­ зовом строю; за- памятниками видится целая рать отдзвйМх жизнь в Великую Отечествен­ ную войну. Сегодня к слезам памяти примешиваются слезы обиды, а еще — растерянно­ сти. Два уголовных дела по фак­ там вандализма возбуждены в местном горотделе милиции. Следствие располагает неоп-ро- вержн.чыми фактами. Двое учащихся СП'ГУ-З, Д, Саеико и А. Катаев, выйдя вечером на. аллею, забросали памятни­ ки сырыми яйцами. Чувствуя безнаказанность, через полча­ са вернулись сюда снова и об­ лили бюсты чернилами. Понимали ли, что творят? Скидка на вшишиленость от­ пала сразу, едва прозвучали первые ответы на вопросы старшего следователя В. Ша- щуро: юлили, запутывали. Про­ токол по второму уголовному делу о злостном хулиганстве появился вслед за ц,ориым. И хотя совершены они были в разное время, оказались не­ разрывно связаны. За месяц до упомянутого ЧП на аллее учащиеся тринадцатой школы, придя утром на занятия, об­ наружили, что перед входом в здание чьей-то варварской рукой безжалостно расколота мемориальная плита, на кото­ рой золотом высечены имена выпускников, погибших, в го­ ды воМы. Теперь известно, что выпускник этой же шко­ лы И. Молчанов, как-то «про- гулкшаясь» по городу с топо­ ром, нанес удар по святым именам. Сделал он это на гла­ зах у одного из тех, кто за­ тем продолжил варварство на аллее. —- Мертвые души, — только и смогла негромко обронить,' узнав о юных вандалах, 94- летняя костромичка П. Руса­ нова, не дождавшаяся с вой­ ны сына. — На крыльях я бы полетела на могилу моего сын­ ка. Как он там? Берегут ли люди память? А без памяти нельзя, без нее нет ничего. Нет Родины... ■— Присоединяя голоса к официальным протестам Ми­ нистерства иностранных дел СССР в связи с осквернением могил советских воинов, погиб­ ших в боях за освобождение Польши, Германии, Чехослова­ кии, — говорит начальник от­ дела Буйского объединенного военного комиссариата В. Са­ вин, — мы сжимали губы и кулаки, посылая проклятья в адрес подонков. Но чтобы до­ ма... Проглядели. Нечисть, ока­ зывается, притаилась рядом. В неоплатном долгу оказа­ лись мы все в год 45-летия Победы над фашизмом не то­ лько у погибших солдат, но и перед их матерями. 9-го Мая - у в центре русского городка у бюстйв героев но традиции со- ' берутся люда. Им, думается, есть о чем задуматься, о чем помолчать... В. ГУСЬКОВ, корр. ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz