Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Д ЕНЬ нынешний есть продолжение и порождение вчерашнего. Об этом надо бы пом1Нить, когда сегодня Мы пытаемся найти истоки бездуховно сти, корни преступности,, причины без нравственности. Когда всплескиваем . в ужасе руками, не обнаруживая в сов- ременной молодежи тех устоев и прин ципов, которые культивировались века ми. И мечемся, пытаясь найти нспые формы и методы, для того, чтобы воз родить простые истины, которые рань ше укладывались в евангельские запо веди и -были известны каждому ребен ку, Воистину, мы упали в яму, которую сами же выкопали. В Пасхальную ночь я работала, соби рая материал о том, как сотрудники ми лиции охраняют правопорядок в момент церемония этого праздника, Вспомии- лось, как совсем еще ]^едавно та же ми лиция и комсомольские дружины дежу рили для того./'чтобы не допустить пОг сещения храмов молодежью, а еще луч ше — выявить, из какой школы или ПТУ■'тот или иной «вероотступник». Сейчас картина изменилась: органы внутрениих дел следят из за там, чтобы юные души не приобщались к «опиуму для народа», а защищают религиозное чувство верующих от этих самых «юных душ». Увы, защищать было от чего. Еще в машине, на пути к Христо-Рождествен- скому собору, узнаю, что выслан наряд в село Двуречки Грязинокого района: толпа подростков в 150 человек собра лась устроить танцы возле храма, чтобы борвать религиозное празднество. Не ду маю, чтобы это было «идейное» выступ ление, аналогичное акциям комсомоль цев 20-х. Скорее, обыкновенное хулиган ство и желание эпатировать публику. Впрочем, сам факт наводит на груст ные .размышления. Да, религия сейчас привлекает моло дежь — в этом нет ничего страшного. Но огорчает то, что чап-е привлекает чисто внешняя, обряцовад сторона, са мо отправление культа. Хорошо, ес,ди б это стало толчком к совершенствованию нрав1Ственности. Признаюсь, я вижу во всем этом в первую очередь проявление моды и сла дость ранее запретного плода. Вспоми нается прошлогодняя Пасха, когда тол пы разудалых, разнузданных (простите, „другие эпитеты не подбираются) подро стков прямо с танцев в Комсомольском парке устремились в Христо-Рождест венский собор. Парочки в обнимку, хо хот и улюлюканье, отсутствие малейше го уважения к тем, кто пришел отдать долг своей совести. Прошел год. И что же? Картина ни чуть не изменилась: те же подвыпившие, а то и основательно, пьяные подрост ки, та же нецензурная брань, то же на рушение элементарных правил поведе ния в общественных местах. Впрочем, прошу прощения: никаких правил пьяные подростки не нарушают элементарно потому, что церковь — не общественное место. Да-да, не улыбай тесь — это не шутка и не каламбур. Милиция действительно не может при менить к ним никаких санкций, разве что попытается уговорить покинуть тер риторию Храма. В чем другом, а юри дически наша молодежь подкована, са ма слашала, как один, нагло улыбаясь и дыша перегаром, заявил: «Ничего мне не сделаете: я как только переступил ■за ворота храма, так уже не нахожусь в государстве. Церковь-то отделена». Парадоксально, но факт, ...Седой подиолковник, раскинув руки, пытается сдерживать напирающую тол пу, которая визжит, свистит и находит во всем этом новое и занятное развле. ► чение. Ее, эту толпу, надо обязательно оттеснить, хоть на два шага, чтобы ос вободить путь для крестного хода. Тя жело дыша и вытирая струйки пота, он говорит печально и обреченно: — Эти старушки верят в Бога. Я ве рю в коммунизм. А вот они — они не верят ни во что. Я отвожу в сторону одного из под выпивших юнцов, которого вывели за «орота церкюи. Хочу только одного — понять. Понять, что же такое мы сотво рили из детей наишх? Но все тщетно — мы говорим на разных языках. Он смотрит на меня мут.ным, но безмятеж ным взглядом. За что вывели? Выпив ший? Да, конечно, ну и что? С языка у меня невольно и не очень кстати сры вается: — не боишься, что Господь пока рает? В ответ он широко улыбается; — Не-а, не боюсь я ж в него не верю. Как тут не вспомаить Федора Михай ловича Достоевского, предостерегавше го от того, что если не будет Бога — то будет все дозволено! , Я не склонна обвинять этого парня, как и того, который направлялся в Храм с гитарой через плечо. Они не ведают, что творят. ’ «...Если б вы были слепы, то не име ли бы на себе греха: но как вы гово рите, что видите, >го грех остается на вас*. (Евангелие от Иоанна, гл. IX). На нас, взрослых, видящих я знающих, остается вина и ответственность. Это мы не сумели воспитать элементарного ува жения к ближнему, к его чувствам и , убеждениям. Это мы вовремя не объ яснили и не подсказали. Разве опыт прошлогодней Пасхи не должен был стать уроком для родителей и учителей? Ведь знали, что .многие из их питомцев, детей, отправятся в эту ночь в церковь. Так неужели нельзя было накануне объ яснить, что девушкам не полагается вхо дить в храм в джинсах и с непокрытой ^головой хотя бы ради того, чтобы не оскорблять религиозные чувства истин но верующих. Что на территории Храма не полагается курить и уж, тем более, появляться в нетрезвом' виде. Неужели нельзя было внушить, насколько вели ким является этот праздник в христиан ской; религии, и что относиться к нему надо хотя бы с уважением. Из всей многосотенной толпы подростков м® запомнились только две девушки. Впол не современные, модно одетые, покра шенные по последним канонам макияжа. Остановившись перед Храмом, они сня ли с шеи и повязали на голову косын ки, а затем, старательно мусоля носо вые платочки, стали стирать тушь и ру мяна. Я не знаю, верят ли они в Бога. Скорей всего, что нет. Но кто-то сумел воспитать в них элементарные этические нормы, уважение к чужим принципам. Ведь это так просто: в чужой монас тырь со своим уставом не лезут, А уж коль пришел — будь добр подчиняться. Нево.чьно возникает мысль; если это новая дорога к Храму, то как же урод лив и непригляден этот путь в душе каждого из нас? Неужели нет иного? - Впрочем, наши местные отцы церкви рады и этому: хоть как-то молодежь приобщается к нравственным заветам религии. Глядишь, кто-то заинтересует ся и прочтет Библию. Ведь это в круп ных столичных городах разрешены во скресные школы, в которых, помимо За кона Божьего,, преподается и философия, и живопись, и история русской церков ной музыкальной культуры. Но... что позволено Юпитеру, не позволено бы ку У нас даже студентов музыкально го училища нельзя пригласить петь в церковном хоре. Хотя не это ли лучшая профессиональная практика в хоровом искусстве, в приобщении к таким сокро вищам русской музыки, как про изведения Бортняшжого, Чеснокова, Чай- К01ВСКОГО, Рахманинова? Давайте зададим себе вопрос: чего мы боимся? Дому станет хуже от того, что в голове подростка отпечатается: «не убий, не укради, не прелюбодейст вуй, возлюби ближнего»? Мне запомнился разговор с одним осужденным, отбывающим наказание в колонии. Двадцатилетний Александр рас сказывал, что с увлечением читает жур нал «Наука и религия». На мой вопрос,. ' зачем ему это, он ответил: — Но ведь хочется во что-то верить. — А чтс), кроме Бога — не во что?' -— Я сейчас уже не верю ни во что?^ Знаете, я рада за этого парня. Рада потому, что у него есть потребность ве рить. Хуже, когда этой потребности нет, И убеждена, если бы сейчас в нем эту потребность развить хотя бы путем при общения к религии, — он бы уже боль ше не встал на путь преступления. Кто должен этим заняться — не знаю.’ На- верное, как ни парадоксально, и свя щеннослужители, и замполиты, Ведь- цель-то у них одна — возродить в че ловеке Человека. И использовать надо- любую возможность. Предвижу обвинения; к чему призы- . ваете?! Пропаганда религии? Уход от реальных проблем? Да нет, нет. Про паганда нравственности и духовности, уход от «атеистического мракобесия» (увы, не моя литературная находка, а режиссера Марка Захарова). ..Деред глазами все стоят старушки, боязливо протискивающиеся через гал дящую, курящую толпу юнцов. Их на пряженные лица со взглядом, остано вившимся на куполах, либо опущенным долу. Только бы не замечать пьяных физиономий, только бы не видеть, как оскверняется святое место. А потом, робко заглядывающие поверх лохматых непокрытых голов в храм. Им, старуш- кам, в нем места не нашлось: силы уже не те, чтобы пробиться. Но ничего, они подождут, постоят на улице, пока мо лодежь отправится спать. Служба-то до- пяти утра .. Е. БРЕДИС. . Годы циничной лжи, казен ного патриотизма, приказной веры в идеалы привели к ду ховной деградации, девальва ции святынь. Непреходящие нравственные, культурные, ис торические ценности сказались растворены в массе идеологи ческих фальшивок N бронзо вых идолов, понатыканных до всей стране. Народ, однажды раболепно преклонив колени перед призраком, на многие десятилетня оказался постав ленным «а колени. Сегодня идет трудный поиск ориейтиррв сквозь завалы ис торической слепоты. Какой п\ть выберет молодежь — мо,тодежь девяностых годов, оставшаяся без идеалов? На аллее Победы в неболь шом русском городке Буй про лито немало материнских слез. Оплаканы здесь не только де- ДЕВАЛЬВАЦИЯ ДУХА ся-гь Героев Советского Сою за. застывших навечно в ‘брон зовом строю; за- памятниками видится целая рать отдзвйМх жизнь в Великую Отечествен ную войну. Сегодня к слезам памяти примешиваются слезы обиды, а еще — растерянно сти. Два уголовных дела по фак там вандализма возбуждены в местном горотделе милиции. Следствие располагает неоп-ро- вержн.чыми фактами. Двое учащихся СП'ГУ-З, Д, Саеико и А. Катаев, выйдя вечером на. аллею, забросали памятни ки сырыми яйцами. Чувствуя безнаказанность, через полча са вернулись сюда снова и об лили бюсты чернилами. Понимали ли, что творят? Скидка на вшишиленость от пала сразу, едва прозвучали первые ответы на вопросы старшего следователя В. Ша- щуро: юлили, запутывали. Про токол по второму уголовному делу о злостном хулиганстве появился вслед за ц,ориым. И хотя совершены они были в разное время, оказались не разрывно связаны. За месяц до упомянутого ЧП на аллее учащиеся тринадцатой школы, придя утром на занятия, об наружили, что перед входом в здание чьей-то варварской рукой безжалостно расколота мемориальная плита, на кото рой золотом высечены имена выпускников, погибших, в го ды воМы. Теперь известно, что выпускник этой же шко лы И. Молчанов, как-то «про- гулкшаясь» по городу с топо ром, нанес удар по святым именам. Сделал он это на гла зах у одного из тех, кто за тем продолжил варварство на аллее. —- Мертвые души, — только и смогла негромко обронить,' узнав о юных вандалах, 94- летняя костромичка П. Руса нова, не дождавшаяся с вой ны сына. — На крыльях я бы полетела на могилу моего сын ка. Как он там? Берегут ли люди память? А без памяти нельзя, без нее нет ничего. Нет Родины... ■— Присоединяя голоса к официальным протестам Ми нистерства иностранных дел СССР в связи с осквернением могил советских воинов, погиб ших в боях за освобождение Польши, Германии, Чехослова кии, — говорит начальник от дела Буйского объединенного военного комиссариата В. Са вин, — мы сжимали губы и кулаки, посылая проклятья в адрес подонков. Но чтобы до ма... Проглядели. Нечисть, ока зывается, притаилась рядом. В неоплатном долгу оказа лись мы все в год 45-летия Победы над фашизмом не то лько у погибших солдат, но и перед их матерями. 9-го Мая - у в центре русского городка у бюстйв героев но традиции со- ' берутся люда. Им, думается, есть о чем задуматься, о чем помолчать... В. ГУСЬКОВ, корр. ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz