Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

М АЛОЛЕТНИЕ престуя- ники,,. У «ого из мае сжимается сердце от бо­ ли, жалости, негодования ,}и бессилия, когда со страниц га­ зет, с акрана телевизора нас знакомят с тревожной стати­ стикой подростковой преступ­ ности. ,1^то виноват, что на скамь» подсудимых все чаще и чаще садятся дети: дети- убийцы, дети-насильники, де­ ти-грабители? У взрослых Мет единодушия. Одни считают: ответчики >— сами дети, дру­ гие обвиняют общество, 'тре­ тьи родителей... Не запу­ таемся ли мы в ,'поисках край­ него, когда беда ,уже вовсю хозяйничает на наших цулицах? Вдумайтесь! Только а пер­ вом квартале 1996 года пре­ ступность среди несовершенно­ летних в области возросла на 40 рроц. по сравнению с тем же периодом ,1989 года, число под­ ростков, участвовавших в со­ вершении преступлений, увели­ чилось со 142 Человек до 176, . Чем, как и где занять (наших ребятишек, чтобы не бродили ойи угрожающими кучками по улицам, подъездам, дворам, не (Прятались )с бутылками по подвалам и .чердакам? Ответ на вопрос ищем все мы. Необходимо срочно занять... наших детей и не бояться им доверять. Так считает наша читательница. Н АПРИМЕР, учатся наши дети в техникуме или в училище, а как доходит дело до практики,. нигде ах не берут; детям нашим и нам, родителям, хоть караул кричи. До каких же это пор будет продолжаться? Ведь мы их сами ведем в тюрьмы. Вы подумайте, что делать им ле­ том в каникулы? Пё будут же они у нас спать круглыми сутками? ■; Мой сын учился в металлур- гичежом техникуме 10 лет на­ зад. Хотя ему не хватало не- м,ного до 18-ти, его взяли в цех на Новолипендий комби­ нат. Он был очень доволен, хотя работа у него была тя­ желая, даже .ожоги получал. Завоевал авторитет среди взрослых. получал хорошие деньга. А сейчас просто так 'нигде не берут. Вот с дочерью у меня, хоть плачь — просто ужас! Когда идет учеба —все нормально, как только подхо­ дит практика, мы просто в от­ чаянии, куда деваться? Нигде не берут. Какие там деньги, за так нигде не нужна! Вы поймите, среди взрослых наши дети и взрослеют и ум­ неют. Если наши дети будут устроены, им будет некогда ходить по квартирам и спра­ шивать: «Тетя, дайте мне клей «Момент». Ведь как получается чаще всего? Подростку нет места, а пенононерка чуть не падает на рабочем м«гге, но ее «бере­ гут», не увольняют, когда она уже давно должна отдыхать. Жениться в 17 лет можно, а работать ты молод. Разве это правильно? Почему же моего мужа взяли в шахту, когда ему было 16 лет? А сейчас мальчишками забили все колонии, а девчонок несо­ вершеннолетних замучили роды да аборты. От работы обере­ гаем ИХ; а от этого разве здо­ ровье сохранится? . . Я думаю, распустили моло­ дежь сами взрослые; замучили всех деньги. Надо же глубже мыс.>ють. Необходимо немедленно трудо­ устроить всех подростков. Жаль молодежь, пропадает... Г. 3. календарю. Весной, когда на­ чинается окот скота, ребят рас- пускают на месячные канику­ лы. Они возвращаются домой, помогают родителям». Может, и нам стоит все-таки привести в . соответствиё функционирова­ ние сельской школы со сцеци-: фнкой крестьянской жизни? Иначе ребята так и будут ме­ таться меж двух огней, в ито- ге — им олротивят и школа, и родительский огород, ' Факт второй. 8 один из дней минувшей зимы школа была приведена, как пошутил Вик­ тор Иванович, в волную «бое­ вую» готовность. Вернее, ее'пе- -дагогаческий КОЛЛШТИ8. Причи­ на — разгулявшийся не на шутку буран. Поскольку вся­ кая непогода у нас оборачивает' ся стихийным бедствием, то очень скоро школа оказалась без воды и света. Маломощ­ ную котельную, от которой од­ ни слезы, перевели с угля на дрова. Сам директор, засучив рукава, «шуровал» около печи. Это не геройство и не позер­ ство — это необходимость, по­ тому что доверять кочегарам школу, один из которых пьян, а другой неизвестно где, — не­ льзя. Учителя, как глашатаи, бегали по домам, оповещая, что учеба отменяется. У зда­ ния дежурил самый настоящий патруль, «отлавливали» и про­ вожали до дома тех, кто отва­ жился добраться до школы. Сколько страхов было пережи­ то в те дни и сколько потом, когда из-за жуткого холода в помещениях гфиказом днрасто- ра сокращались уроки. Дети в рени, что, окончив школу, Они летят в город с одним жела­ нием — наверстать то, что не­ дополучил н. Не хотят они, что­ бы их дети прошли по тому же крупу. Сельскую школу в буквальном смысле раздирает масса проблем. Й что там го­ ворить о глобальных перспек­ тивах, если на сегодняшний день даже программной, лите­ ратуры не хватает в библиоте­ ке той же Панивской школы. Библиотекарь уже не стала го- ворить о приключенческой ли­ тературе, фантастике, которую так любят дети. Преподава­ тель литературы Михаил Вла­ димирович Шатохив рассказал: — Мы даже не можем зани­ маться по кабинетной системе, катастрофически не хватает помещений. Учительница начальных клас­ сов Лариса Владимировна Про- няева делилась своей болью; — Наши сельские дети на­ ходятся в очень незавидном положении. Среди^своих ребя- тишек я вижу много талантов, вопрос в том, куда их отдать в ученье? В нашем в-юбшем- то большом селе нет даже фи- лиала детской музыкальной школы. Сейчас три девочки ез­ дят в Доброе заниматься му­ зыкой. Разве это дело? Горести и беды практически бесконечны. Но несмотря на Нее сложности с материально- чтехническим обеспечением, в моральном отношении сельежая школа выгодно отличается от: городжой. Еще не коснулись ее наш» «б9ашя». И это чувствуешь сразу, как только ОТКУДА ПРИДЕТ КРЕСТЬЯНИН? 1990 год объявлен годом сельской школы. Не нтк |давно Госкомитет СССР \по народно­ му образованию одобрил целе­ вую программу «Сельская шко­ ла». Ее (главная задача «со­ здание разнообразной, много­ укладной системы образования на селе, которая явится един­ ственной возможностью воспи­ тания раскованного, свободно­ го человека, не Отчужденного от- земли, знакомого с аконо- микой, агротехникой, основами фермерского хозяйствования». Все это станет реальностью только 1при увеличении ассигно­ ваний |на нужды сельской шко­ лы. А пока... Пока (школы (в наших селах я деревнях )жи- вут 'на голодных пайках, до­ вольствуются Малым « не по­ мышляют ни о каких великих целях. В СЕ мы сейчас озадаче­ ны и озабочены тем, что же еще такое придумать, чтобы у земли нашей появил­ ся хозяин? Зовем мужика со всех трибун — приди, явись, обогрей, обласкай растерзаи- йую ниву. А мы тебя... Мы те­ бя на руках потом носить бу- ■дем, кормилец и поилец ты наш! А он стоит растерянный от щедрых посулов и думает, что же делать ему горемычао-- му, ведь света божьего ие вид­ но от грязи, неудобств и про­ чих лишений! За сметвяой, ма­ слом — жена в город, чуть хворь какая — туда же. ’ И наказывает мужик, скрепясер- дце, сыну своему, а пуще до­ чке — беги, беги отсюда, в го­ роде дадут какую-никакую квартиру я будешь ни забот, ни хлопот не ведать, по ас- фальту каблучками стучать. А дети что же? Неужели и впрямь без боли отрываются от родных мест и улетают в чужой и неласковый городской мнр? Чему же их тогда в шко­ ле учили?.. Дважды два четыре, А ес­ ли помножать «а ноль, то ноль получается. Дальше — боль­ ше. А как жил твой дед, ка­ кие иконы висели в его уют­ ном, ласковом доме, какие пе­ сни пела твоя бабушка,'Покачи­ вая люльку, в которой засы­ пал- твой отец? А как делали масло, пекл» пироги в русской печи?.. А как все было на твоей земле? Да, вот на этой, на которой ты сейчас стоишь. €ёль(жая школа.,. И год ее именем окрестили, и тянутся изо всех сил в разных местах одержимые люди, чтобы до­ казать кому-то, кому трудно что-либо доказать, если не пе- . реставить ее сейчас с головы на ноги, если не закрепить ее право на своеобразие матери­ ально и морально, то вряд ли из ее стен Ступят «а землю крестьяне, которых мы - так ждем. . «Сельская школа — сирот-, ская школа... зона социального бедстаия*. И хотелось бы смяг­ чить эти горестные слова, да язык не поворачивается. Недавно я была в команди­ ровке в Панинской средней школе До'бровского района. , Пример не из худших. Я бы даже оказала, что во многих отношениях, эта школа показа­ тельна, Но тем не менее, бо­ лезни у нее те же. Из длин­ ного разговора с директором Виктором Ивановичем Струко- вым мне больше всего запом­ нились три факта, как нельзя лучше характеризующие проб­ лемы сельской школы. Факт первый. Вееяюй у пед­ коллектива «забот ПОЛОЙ рот*. В Панино началась «луковая болезнь». Дело в том, что пра-- етически все жители села вы­ ращивают на своих плантаци­ ях лук, дело это. как и всякое крестьянское дело, достаточно. трудоемкое, И родителям, ес­ тественно, одним справляться трудно, они привлекают к это­ му занятию своих ребятишек и часто «е пускают их поэто­ му 8 школу. Прекрасно, что ре' бита работают, но школа-то живет по своим законам: по­ сещаемость, программа, оцен­ ки, экзаметы. В о т 'и бегают учителя за своими учениками по домам да огородам. Это одно нз‘ своеобразий сельской школы, и трт есть над чем подумать. Недавно в «Учи. тельежой газете» я прочитала: в Монголии, например, «ритм жизни школы, где учатся дети скотоводов, подчинен сельско- .чозяйетвенному природному б)«вальном смысле м^зли . О какой учебе, каком своеобра­ зии школы можно толковать в таких услов'йях? В скором будущем в Панино появится новая двухэтажная школа. Но сейчас, чтобы про- вести ремонт этой, по скром­ ным подсэдтам директора, нуж­ но 50 тысяч, а им выделили на весь учебный год всего 7. После обращения к районным властям добавили еще 15, И все. Сельская *школа {да и город, ская тоже, в этом они схожи) всю жизнь с протянутой ру­ кой: подайте, Христа ради, где денег, где сТ|ройматериалов, где еще чего—с миру по нитке. Эта укоренившаяся порочная си­ стема принижает авторитет учебиого заведения, ставит школу в унизительное положе. ние просителя. Ей Должны да- ' вать без напоминаний, потому что асе начинается отсюда, на­ ше будущее формируется здесь. И если вернуться к мысли о воопитанш «раскованного, сво: бодн<го человека, не отчуж­ денного от земли», то я глу­ боко сомневаюсь; что такового можно вырастить при минусо­ вой температуре в клаеже. Факт третий. Есть новый предмет в Панинской школе (и не только а ней), называется } «нфсфматика. Достаточно гром­ ко, Только вот ничего, кроме калькуляторов, сельские ребя­ тишки на нем не видят. Тут они обделены до предела. Бу­ дут ли в Панино компыоте- | ры? Вопрос, конечно, интерес- ный. Директор загадочно улы- 1 бается, потому что знает стра. [ шную тайну — будут, но очень | и очень не скоро. Их и до- I стать .негде, но если бы даже [ удалось, где взять такую прор- | ву денег? Опять нужно ис- ! кать спонсоров. Эх, если бы | они вкладывали свои деньги в сельские школы с такой же ! прытью, с какой - одаривают конкурсы красоты, театр пес- ! ни Аллы Пугачевой, тогда та- I кое бы началось.., представить ! страшно-богатые школы. Но [ ничего этого нет. ■ Есть только сельские ребя- 1 ТИШКИ, которые не имеют и 1 десятой доли того, что полу- • чают городские дети. И не муд- ’ перктулаешь порог,,. «Здравствуйте!» — говО|рят все ее обитатели каждому не­ знакомому человеку и застен­ чиво улыбаются.. И. КОБЗЕВА, Добровский район. Школьный телеатйп ВСЕ ПО-ДРУГОМУ В Г)^-й школе давно и , че агре- 0Т1.ззал.]Сь га.ч ка:ь'ваемы1 старых ме тодор комсомо.шслои работы Судите сами. обще „чО.тмюс хомо.млльслос ссбрание а.:анн р.чь,, :1р1,в<.и'И в спокойно,, домашьрй .эбегаковье Кочу РсЬиШс М'чло ир.|ит.т а :отиа, оГк., жда ь коЧ|.омо.;ьский нс г.рисы 1'| та чад.'.,ой чая? Ьо- ,1ее того, '1.шсь не оу.цч иул- иыч грсич’.". щуиывнй.ч .'ок!|а дов Ма собрании будут р.-. Оо!ать «чы;л. 1ру,ппы при \ча- ,'ткн экспср'юв. 'Вср\’ИК1НИЛ«. 1.1едн,!\ ВЧОаИГ КОрреГ.'!’,.р08К:. принят.их решений. !'р,*пп’ы же зайчуген рр.з.рабсткой* опреде .|Рнчо1< Г1р1)6.1ьу, иапрьчер. ПС .'■уга ычимодеиогвия мслв'лои ор: ани.заиии , ('поис рзчи и гиг да.юе После “ьоо :->оГ! ;1.5б01Ы начнется лбщз'1 иккп'си)!. Сеёчщ уже 11рош.1И субр;, нчя в к.!яссач Формы чшп.и, юва.г'Гл самые рашые, та ж: ,'ТИС ь . учсил л С .1 |В с ) и и';-а И ■ч, туаа '41 бы.га чет.пед';-: нтемы: Например, в Э-м «Б» кочитс- - т ломссчюлг прИ|ил<1Г|> э.оич Шет: тех ребят, кот'.рых -'б :эини.:ч во ьсеч греуял сран >1 в пасс, эность, и а "е ' меси в е с т общее:асчя. ю 1 >абот\. Во мид 1 сч дру'оч. 13 о ч «\» ,! п'с II,Гг)Ки «.ч-.'.али..,'1‘ь л ь р а сч.>», ,1'л.з’ывяч дру л р \ : \ . ►.ачИМ ,|(ЛЖЕН бы1Ь 'ИКС- 0,ИЫ1 к.ом, ом0.1 .\ в об:це«, чах 1'чигиет д>' рслто., и:.,С1ы И Ю, Тсчук.' на насто ^ение \ ю,мо..чул, цев с.эыое оиггчч:->ч|<-.".,о: ' Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz