Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
М АЛОЛЕТНИЕ престуя- ники,,. У «ого из мае сжимается сердце от бо ли, жалости, негодования ,}и бессилия, когда со страниц га зет, с акрана телевизора нас знакомят с тревожной стати стикой подростковой преступ ности. ,1^то виноват, что на скамь» подсудимых все чаще и чаще садятся дети: дети- убийцы, дети-насильники, де ти-грабители? У взрослых Мет единодушия. Одни считают: ответчики >— сами дети, дру гие обвиняют общество, 'тре тьи родителей... Не запу таемся ли мы в ,'поисках край него, когда беда ,уже вовсю хозяйничает на наших цулицах? Вдумайтесь! Только а пер вом квартале 1996 года пре ступность среди несовершенно летних в области возросла на 40 рроц. по сравнению с тем же периодом ,1989 года, число под ростков, участвовавших в со вершении преступлений, увели чилось со 142 Человек до 176, . Чем, как и где занять (наших ребятишек, чтобы не бродили ойи угрожающими кучками по улицам, подъездам, дворам, не (Прятались )с бутылками по подвалам и .чердакам? Ответ на вопрос ищем все мы. Необходимо срочно занять... наших детей и не бояться им доверять. Так считает наша читательница. Н АПРИМЕР, учатся наши дети в техникуме или в училище, а как доходит дело до практики,. нигде ах не берут; детям нашим и нам, родителям, хоть караул кричи. До каких же это пор будет продолжаться? Ведь мы их сами ведем в тюрьмы. Вы подумайте, что делать им ле том в каникулы? Пё будут же они у нас спать круглыми сутками? ■; Мой сын учился в металлур- гичежом техникуме 10 лет на зад. Хотя ему не хватало не- м,ного до 18-ти, его взяли в цех на Новолипендий комби нат. Он был очень доволен, хотя работа у него была тя желая, даже .ожоги получал. Завоевал авторитет среди взрослых. получал хорошие деньга. А сейчас просто так 'нигде не берут. Вот с дочерью у меня, хоть плачь — просто ужас! Когда идет учеба —все нормально, как только подхо дит практика, мы просто в от чаянии, куда деваться? Нигде не берут. Какие там деньги, за так нигде не нужна! Вы поймите, среди взрослых наши дети и взрослеют и ум неют. Если наши дети будут устроены, им будет некогда ходить по квартирам и спра шивать: «Тетя, дайте мне клей «Момент». Ведь как получается чаще всего? Подростку нет места, а пенононерка чуть не падает на рабочем м«гге, но ее «бере гут», не увольняют, когда она уже давно должна отдыхать. Жениться в 17 лет можно, а работать ты молод. Разве это правильно? Почему же моего мужа взяли в шахту, когда ему было 16 лет? А сейчас мальчишками забили все колонии, а девчонок несо вершеннолетних замучили роды да аборты. От работы обере гаем ИХ; а от этого разве здо ровье сохранится? . . Я думаю, распустили моло дежь сами взрослые; замучили всех деньги. Надо же глубже мыс.>ють. Необходимо немедленно трудо устроить всех подростков. Жаль молодежь, пропадает... Г. 3. календарю. Весной, когда на чинается окот скота, ребят рас- пускают на месячные канику лы. Они возвращаются домой, помогают родителям». Может, и нам стоит все-таки привести в . соответствиё функционирова ние сельской школы со сцеци-: фнкой крестьянской жизни? Иначе ребята так и будут ме таться меж двух огней, в ито- ге — им олротивят и школа, и родительский огород, ' Факт второй. 8 один из дней минувшей зимы школа была приведена, как пошутил Вик тор Иванович, в волную «бое вую» готовность. Вернее, ее'пе- -дагогаческий КОЛЛШТИ8. Причи на — разгулявшийся не на шутку буран. Поскольку вся кая непогода у нас оборачивает' ся стихийным бедствием, то очень скоро школа оказалась без воды и света. Маломощ ную котельную, от которой од ни слезы, перевели с угля на дрова. Сам директор, засучив рукава, «шуровал» около печи. Это не геройство и не позер ство — это необходимость, по тому что доверять кочегарам школу, один из которых пьян, а другой неизвестно где, — не льзя. Учителя, как глашатаи, бегали по домам, оповещая, что учеба отменяется. У зда ния дежурил самый настоящий патруль, «отлавливали» и про вожали до дома тех, кто отва жился добраться до школы. Сколько страхов было пережи то в те дни и сколько потом, когда из-за жуткого холода в помещениях гфиказом днрасто- ра сокращались уроки. Дети в рени, что, окончив школу, Они летят в город с одним жела нием — наверстать то, что не дополучил н. Не хотят они, что бы их дети прошли по тому же крупу. Сельскую школу в буквальном смысле раздирает масса проблем. Й что там го ворить о глобальных перспек тивах, если на сегодняшний день даже программной, лите ратуры не хватает в библиоте ке той же Панивской школы. Библиотекарь уже не стала го- ворить о приключенческой ли тературе, фантастике, которую так любят дети. Преподава тель литературы Михаил Вла димирович Шатохив рассказал: — Мы даже не можем зани маться по кабинетной системе, катастрофически не хватает помещений. Учительница начальных клас сов Лариса Владимировна Про- няева делилась своей болью; — Наши сельские дети на ходятся в очень незавидном положении. Среди^своих ребя- тишек я вижу много талантов, вопрос в том, куда их отдать в ученье? В нашем в-юбшем- то большом селе нет даже фи- лиала детской музыкальной школы. Сейчас три девочки ез дят в Доброе заниматься му зыкой. Разве это дело? Горести и беды практически бесконечны. Но несмотря на Нее сложности с материально- чтехническим обеспечением, в моральном отношении сельежая школа выгодно отличается от: городжой. Еще не коснулись ее наш» «б9ашя». И это чувствуешь сразу, как только ОТКУДА ПРИДЕТ КРЕСТЬЯНИН? 1990 год объявлен годом сельской школы. Не нтк |давно Госкомитет СССР \по народно му образованию одобрил целе вую программу «Сельская шко ла». Ее (главная задача «со здание разнообразной, много укладной системы образования на селе, которая явится един ственной возможностью воспи тания раскованного, свободно го человека, не Отчужденного от- земли, знакомого с аконо- микой, агротехникой, основами фермерского хозяйствования». Все это станет реальностью только 1при увеличении ассигно ваний |на нужды сельской шко лы. А пока... Пока (школы (в наших селах я деревнях )жи- вут 'на голодных пайках, до вольствуются Малым « не по мышляют ни о каких великих целях. В СЕ мы сейчас озадаче ны и озабочены тем, что же еще такое придумать, чтобы у земли нашей появил ся хозяин? Зовем мужика со всех трибун — приди, явись, обогрей, обласкай растерзаи- йую ниву. А мы тебя... Мы те бя на руках потом носить бу- ■дем, кормилец и поилец ты наш! А он стоит растерянный от щедрых посулов и думает, что же делать ему горемычао-- му, ведь света божьего ие вид но от грязи, неудобств и про чих лишений! За сметвяой, ма слом — жена в город, чуть хворь какая — туда же. ’ И наказывает мужик, скрепясер- дце, сыну своему, а пуще до чке — беги, беги отсюда, в го роде дадут какую-никакую квартиру я будешь ни забот, ни хлопот не ведать, по ас- фальту каблучками стучать. А дети что же? Неужели и впрямь без боли отрываются от родных мест и улетают в чужой и неласковый городской мнр? Чему же их тогда в шко ле учили?.. Дважды два четыре, А ес ли помножать «а ноль, то ноль получается. Дальше — боль ше. А как жил твой дед, ка кие иконы висели в его уют ном, ласковом доме, какие пе сни пела твоя бабушка,'Покачи вая люльку, в которой засы пал- твой отец? А как делали масло, пекл» пироги в русской печи?.. А как все было на твоей земле? Да, вот на этой, на которой ты сейчас стоишь. €ёль(жая школа.,. И год ее именем окрестили, и тянутся изо всех сил в разных местах одержимые люди, чтобы до казать кому-то, кому трудно что-либо доказать, если не пе- . реставить ее сейчас с головы на ноги, если не закрепить ее право на своеобразие матери ально и морально, то вряд ли из ее стен Ступят «а землю крестьяне, которых мы - так ждем. . «Сельская школа — сирот-, ская школа... зона социального бедстаия*. И хотелось бы смяг чить эти горестные слова, да язык не поворачивается. Недавно я была в команди ровке в Панинской средней школе До'бровского района. , Пример не из худших. Я бы даже оказала, что во многих отношениях, эта школа показа тельна, Но тем не менее, бо лезни у нее те же. Из длин ного разговора с директором Виктором Ивановичем Струко- вым мне больше всего запом нились три факта, как нельзя лучше характеризующие проб лемы сельской школы. Факт первый. Вееяюй у пед коллектива «забот ПОЛОЙ рот*. В Панино началась «луковая болезнь». Дело в том, что пра-- етически все жители села вы ращивают на своих плантаци ях лук, дело это. как и всякое крестьянское дело, достаточно. трудоемкое, И родителям, ес тественно, одним справляться трудно, они привлекают к это му занятию своих ребятишек и часто «е пускают их поэто му 8 школу. Прекрасно, что ре' бита работают, но школа-то живет по своим законам: по сещаемость, программа, оцен ки, экзаметы. В о т 'и бегают учителя за своими учениками по домам да огородам. Это одно нз‘ своеобразий сельской школы, и трт есть над чем подумать. Недавно в «Учи. тельежой газете» я прочитала: в Монголии, например, «ритм жизни школы, где учатся дети скотоводов, подчинен сельско- .чозяйетвенному природному б)«вальном смысле м^зли . О какой учебе, каком своеобра зии школы можно толковать в таких услов'йях? В скором будущем в Панино появится новая двухэтажная школа. Но сейчас, чтобы про- вести ремонт этой, по скром ным подсэдтам директора, нуж но 50 тысяч, а им выделили на весь учебный год всего 7. После обращения к районным властям добавили еще 15, И все. Сельская *школа {да и город, ская тоже, в этом они схожи) всю жизнь с протянутой ру кой: подайте, Христа ради, где денег, где сТ|ройматериалов, где еще чего—с миру по нитке. Эта укоренившаяся порочная си стема принижает авторитет учебиого заведения, ставит школу в унизительное положе. ние просителя. Ей Должны да- ' вать без напоминаний, потому что асе начинается отсюда, на ше будущее формируется здесь. И если вернуться к мысли о воопитанш «раскованного, сво: бодн<го человека, не отчуж денного от земли», то я глу боко сомневаюсь; что такового можно вырастить при минусо вой температуре в клаеже. Факт третий. Есть новый предмет в Панинской школе (и не только а ней), называется } «нфсфматика. Достаточно гром ко, Только вот ничего, кроме калькуляторов, сельские ребя тишки на нем не видят. Тут они обделены до предела. Бу дут ли в Панино компыоте- | ры? Вопрос, конечно, интерес- ный. Директор загадочно улы- 1 бается, потому что знает стра. [ шную тайну — будут, но очень | и очень не скоро. Их и до- I стать .негде, но если бы даже [ удалось, где взять такую прор- | ву денег? Опять нужно ис- ! кать спонсоров. Эх, если бы | они вкладывали свои деньги в сельские школы с такой же ! прытью, с какой - одаривают конкурсы красоты, театр пес- ! ни Аллы Пугачевой, тогда та- I кое бы началось.., представить ! страшно-богатые школы. Но [ ничего этого нет. ■ Есть только сельские ребя- 1 ТИШКИ, которые не имеют и 1 десятой доли того, что полу- • чают городские дети. И не муд- ’ перктулаешь порог,,. «Здравствуйте!» — говО|рят все ее обитатели каждому не знакомому человеку и застен чиво улыбаются.. И. КОБЗЕВА, Добровский район. Школьный телеатйп ВСЕ ПО-ДРУГОМУ В Г)^-й школе давно и , че агре- 0Т1.ззал.]Сь га.ч ка:ь'ваемы1 старых ме тодор комсомо.шслои работы Судите сами. обще „чО.тмюс хомо.млльслос ссбрание а.:анн р.чь,, :1р1,в<.и'И в спокойно,, домашьрй .эбегаковье Кочу РсЬиШс М'чло ир.|ит.т а :отиа, оГк., жда ь коЧ|.омо.;ьский нс г.рисы 1'| та чад.'.,ой чая? Ьо- ,1ее того, '1.шсь не оу.цч иул- иыч грсич’.". щуиывнй.ч .'ок!|а дов Ма собрании будут р.-. Оо!ать «чы;л. 1ру,ппы при \ча- ,'ткн экспср'юв. 'Вср\’ИК1НИЛ«. 1.1едн,!\ ВЧОаИГ КОрреГ.'!’,.р08К:. принят.их решений. !'р,*пп’ы же зайчуген рр.з.рабсткой* опреде .|Рнчо1< Г1р1)6.1ьу, иапрьчер. ПС .'■уга ычимодеиогвия мслв'лои ор: ани.заиии , ('поис рзчи и гиг да.юе После “ьоо :->оГ! ;1.5б01Ы начнется лбщз'1 иккп'си)!. Сеёчщ уже 11рош.1И субр;, нчя в к.!яссач Формы чшп.и, юва.г'Гл самые рашые, та ж: ,'ТИС ь . учсил л С .1 |В с ) и и';-а И ■ч, туаа '41 бы.га чет.пед';-: нтемы: Например, в Э-м «Б» кочитс- - т ломссчюлг прИ|ил<1Г|> э.оич Шет: тех ребят, кот'.рых -'б :эини.:ч во ьсеч греуял сран >1 в пасс, эность, и а "е ' меси в е с т общее:асчя. ю 1 >абот\. Во мид 1 сч дру'оч. 13 о ч «\» ,! п'с II,Гг)Ки «.ч-.'.али..,'1‘ь л ь р а сч.>», ,1'л.з’ывяч дру л р \ : \ . ►.ачИМ ,|(ЛЖЕН бы1Ь 'ИКС- 0,ИЫ1 к.ом, ом0.1 .\ в об:це«, чах 1'чигиет д>' рслто., и:.,С1ы И Ю, Тсчук.' на насто ^ение \ ю,мо..чул, цев с.эыое оиггчч:->ч|<-.".,о: ' Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz