Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)
Тамара Никифоровна 'Афа насова, о которой мы сегодня расскажем, сельская учи тельница. Она ведет русский язык и литературу в ^йман- ской средней школе Лебе дянского района. Два года (на зад Т. Н. Афанасова цолно- стью отказалась от старой ме тодики преподавания и стала работать с детьми по системе Меженко-Шаталова. Без етрзха и упрека Однажды Тамаре Никифо ровне прост* надоело мирить ся с ролью винтика в едином механизме народного образова ния. Она сочла оскорбитель ным для себя и дальше испол нять «от сих до сих» строго определенную ей кем-то роль; ставить.непонятно за что оцен ки, скучать на уроках вместе со своими учениками, получать за все это зарплату и выпус кать в мир недоучек. Уже по том, когда мы познакомились о ней ближе, она призналась, что если бы у нее не достало сил переменить тогда всю свою жизнь (а жизнь ■—это рабо та), она не смогла бы оста ваться в школе. Стыдно и пе рёд собой, и перед, ребятами, и перед их родителями делать вид, что все у нас хорошо; я учу, ты учись. Она ясно по нимала: перемены, которые про исходят всюду — в экономике, культуре, должны, в первую очередь, коснуться школы. По тому что здесь происходит са мое главное — формируется человек. И от того, каким вой дет он в нашу бурную, измен чивую жизнь, зависит сама жизнь. Тамара Никифоровна . считает, что брак в работе учи телей — самый заметный брак. По натуре человек деятель-' яый и энергичный, Афанасова стала искать. Внимание при влекла методика Меженко-Ша- талова. Не долго думая, она отправляется на курсы, где подробнейшим обра зом знакомится с интересую щим материалом. По ее соб ственному признанию, с перво го раза вообще не -могла ра зобраться, что к чему. И толь ко после личных 'встреч с од ним из авторов — Меженко, после повторного изучения при шла к выводу; на сегодняш ний день это самый эффектив ный способ обучения русскому' языку и литературе в школе. Пришло время сказать не сколько слов о самой методике. В свое вре,мя ее разрушали в пух и прах. И Шаталову, он основоположник нового мето да, приходилось пробиваться сквозь жесточайшее сопротив ление бюрократов в народном образовании, чтобы доказать чиновникам, от которых зави сит «казнить или миловать», жи знеспособность и эффективность своей методики. Шаталов—ма тематик, Меженко же, взяв на вооружение основные идеи сво его' коллеги, разработал мето дику применительно к препо даванию русского языка и ли тературы в школе. Суть ново го метода сводится к составле нию опорного конспекта, кото рый представляет собой зако дированную (используются ус ловные знаки) шифровку той или иной темы по русскому и литературе. Используя ОК Сонорный конспект), ученш легко и свободно может повто рить и рассказать любой мате- риа.т. Не так давно Тамара Ни кифоровна провела анкетирова ние учащихся. Цель —. узнать ях мнение об опорном конспек те. Вот что они написали: ■— ОК .пегко понять и запом нить. Бывают случаи, когда нужно вспомнить забытое пра вило, и я представляю перед собой ОК, — Мне нравится учиться по кояспек-Там. Я к ним уже при выкла и не могу обходиться без них на других предметах. ■ «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ТАМАРАШКИФОРОВНА!» -т- с конспектами лучше за поминается правило, развива ется речь. Далее, что, на' мой взгляд, самое главное в системе Ме- женко-Шаталова, — отсутствие , страха у ребят перед оценкой. Раньше она определяла все: -стоило ученику схлопотать двойку, и она «тащилась» за ним до конца четверти. В ре зультате «неуд» оказывал са мое решающее действие на ито говую оценку. Теперь ребенок, не сдавший тему или получив ший плохую оценку, может в любое время подойти к пре подавателю с просьбой о пере сдаче. Изменилась и внешняя форма' самих оценок. Тамара Микифоров-аа показала мне один из стендов, на котором напротив фамилии каждого уче ника стоят красные (5), зеле ные (4), синие или белые (за долженность) квадратики. Вро де бы, мелочь, но для ребяти шек это целый переворот. Методика Меженко-Шатало- ва пропагандирует коллектив ную .работу учащихся на уро ках. Раньше каждый ученик от- вечал только за себя самого, теперь он работает в группе. Лично- мне это чем-тэ напоми нает клуб знатоков — коллек тивно находят ответ на воп рос. - Я не буду рассказывать обо всех теоретических- подробно стях новой методики, это ин тересно только специалистам. Меня же поразила на уроках Тамары Никифоровны сво бода. Я смотрела — и глаза.м своим не верила. В классе си дели абсолютно раскованные дети, никто не влезал под пар ту с головой «лишь бы не за метили, лишь бы не спросили», ребята вставали, отвечали и не боялись ошибиться. Не будем говорить о конеч ных результатах работы Афа насовой, пока не время, про шло всего два года. Но за од но то, что дети на ваших уро ках, Тамард.Нккифоровна, чув ствуют себя людьми, низкий поклон Вам. Я акцентирую на этом внимание потому, что последнее время все чаще ста-т- шваемся с Еротитополежнымн ситуациями. Напишите ше, ябудуждап! Когда Тамара Никифоровна решилась на старом месте стро ить новый дом, она захотела поближе узнать, с кем бкажет- —ся под одной крышей, Чётвер- _ тый класс, который она взяла себе, ничем не отличался от Других. Те же любопытные дет ские глаза, внимательна следя щие за каждым жестом учи теля, непоседливые мальчиш ки, девчонки-хохотушки... Гово рят, что учителя, проработав шие в школе по многу лет (Афанасова почти 30), переста ют замечать индивидуальность каждого ребенка. Из сотен ка честв и оттенков личности ос таются только два — сильный ученик и слабый. Равнение — на первых, а вторых подгоня ют двойками, проработками, бе седами^ родителями. Увидеть в ребенке все, чем богата его природа, помогает только лю бовь взрослого человека к не му. И поэтому я посчитала очень важным спросить Тама ру Никифоровну, сохранила ли она за долгие годы работы в школе чувство любви к ребя- • тиш'кам. Она удивилась и от ветила вопросом: «А разве можно жить без этого?» В определенный момент Та мара Никифоровна решила; ог раничиваться общением с деть ми только, на уроках нельзя. И начала перепис1^у с ученика ми. Я пытаюсь представить ее улыбку, с которой читала она эти коротенькие детские пись ма. В них написано про лю- бимы.х кошек, собак, и еще про то, что ей, Тамаре Ники форовне, нужно почаще улы баться на уроках. Даже по‘ ■тезные замечания есть, напри мер, такого содержания: «Тама ра Никифоровна, вы иногда неправильно поступаете. Вы го ворите; «Ты не делаешь домаш ние задания». А он их просто не понимает». Однажды Тама ра Никифоровна, замотавшись на работе и с домашними дела ми, забыла написать ответ од ной своей ученице. Та подош ла к ней после уроков и гру стно опросила: «Тамара Ники форовна, а почему вы мне не пишете?». И стало учительнице страшно неловко перед этим маленьким человеком, который каждый день встречал почту н ждал письма... Для многих ребятишек это была первая в их 'жизни пере-, писка со взрослым человеком. По буквам можно догадаться, с„ каким старанием выводили они каждую строчку, пытались писать без ошибок, чтобы об радовать своего адресата. Как я понимаю, эти письма боль ше нужны были самим ребя там, чем их учительнице. ~ — Письмо, — считает Тама. ра Никифоровна, — замеча тельная форма для приобрете ния и отработки навыков пись менного изложения мыслей че ловека. Время по достоинству оце нит этот хлопотный эксперимент. Впереди — серьёзные сочине ния. И требования Тамары Ни кифоровны к ним однозначны — . -НИ строчки из учебника, только - собственные .мысли и рассуждения, И еще, чего никак нельзя сбросить со счетов, наши дети в большинстве своем растут одинокими людьми У родите лей много забот — работа, дом, хозяйство, некогда быва ет поговорить по душам со своими чадами. А- они, естест венно, ищут собеседников сре ди ровесников, братьев, сес тер, чтобы доверить им со- кроведные тайны, поделиться соображениями и мыслями. Ро весник не всегда в состоянии помочь и посоветовать. Интуи тивно тянутся ребятишки к взрослым людям со всеми сво ими болячками и радостями. Ие случайно каждое письмо к Тамаре Иикифоровне заканчи вается непременной припиской: «Напишите мне, я буду ждать...»’ И ждут. Засушенный фараон Кабинет, в котором занима ется Тамара Никифоровна, не похож на все остальные. И дело даже не в том, что на окошках буйно цветет ге рань, а на журнальном сто лике, в конце класса, лежат номера журнала «Юность», «Лит^)атурная газета». Это шешняя атрибутика, безус ловно, важная и нужная. Главное вот в чем: попадая в кабинет Афанасовой, чувству ешь притяжение дома, са мого настоящего, доброго, спокойного. .ЦТа уроке русского языка в шестом классе шло повторе ние пройденного материала. Нелишне заметить, что на сегодняшний день весь курс уже пройден. Тамара Ники форовна спрашивает по са мым разным темам. И. надо сказать, материал ее уче ники усвоили очень даже неплохо: правила, исключе ния — все без запинки. А ес ли кто-то что-то забыл, ниче го страшного. Когда она вызвала к дос ке писать словарный диктант двух мальчиков, ■ я пригото вилась услышать, как это всегда бывает, ' подсказки, шепот. Но не тут-то было. Ма.ш,чишки голову в сторону Класса не повернули. Что это? Может' быть, вышли са- ' мые сильные, которые толь ко на себя и надеются? Спе шу узнать у Тамары Никифо ровны. И она рассказала мне теперь уже давнишнюю ис торию. Когда два года назад она взяла себе четвертый класс н стала заниматься с ним по новой методике,- первое и самое сложное, от чего нуж но было отучить ребятишек слисывать и ждать чужой щодсказкй. Бторое, ,к чему, наоборот, предстояло приучить — жить своим собственным умом.'- Дело вроде бы не хит рое, но уж как изловчались ее маленькие питомцы, чтобы хоть одним глазком загля нуть в чужую тетрадь или «вполуха» подслушать нераз борчивый шепот соседа! Все перепробовали, пока один са мый смышленый не заметил; «Пет, ребята,, тут никак не пролезешь». Как радовалась Тамара Никифоровна своим первым удачам! .. ' Но до победы было еще очень и очень далеко. Пер вые опорные конспекты "Та мара Никифоровна составля ла сама и собственноручно вписывала их в тетрадь каж дого ученика. Пос1епенно^ шаг за шагом осваивали они хитрую азбуку знаков и сим волов. По новой методике ра бота над домашними зада ниями носит, скажем так, сво бодный характер. Изучается. тема. Учитель заранее сос тавляет список домашних упражнений.. Ученик имеет право выполнять их в тече ние всей четверти. Пользу ясь этим, многие ребятишки совсем перестали заниматься дома. И тут, как вспоминает Тамара ййкифоровна, " приш лось «оказать давление». 1туж- ко было раз и навсегда убе дить ребят в том, что учиться они пришли не для кого-то, а для себя. Как я теперь понимаю, ей было легко это сделать (хотя Тамара Никифоровна может сб мной не согласиться). Во-пер вых, ребята уже почувствова ли вкус к учебе, во-вторых, им просто не хотелось под водить учительницу. Ведь ес ли к детям относя-гся по-че ловечески, они платят тем же. Так они все вместе по-, беждали лень. «Иногда ьше очень не хо чется делать упражнения, — ■пишет один мальчик. Мо я вспоминаю слова дедушки: «Лень нужно гнать палкой». Зато после того, как выпол нишь , упражнения, остается больше времени на чтение ин тересных книг». Вернусь к уроку русского языка в 6-м классе, на кото ром я присутствовала. К се редине урока, после доволь но-таки плотной н слаженной работы, началась так назы ваемая «смешинка». Это нес колько веселых минут, ког да каждый рассказывает свою любимую смешную ис торию. Дети быстро подда лись настроению, после пер вой же смешинки они уже забыли обо всем ла свете и весело хохотали над чудаком Костей, который на вопрос учительницы: — Что такое мумия? Ответил; — Это засушенный фарарн. ' XXX Все новое стоит больших усилий — и душевных, и фи зических. Я вспоминаю на шу первую встречу с Тамарой Ники^ровной Афанасовой, и не могу выбросить из голо вы ее слова, сказанные то ли от большой усталости, то ли от каких-то неудач, о ко торых она просто, может быть, не захотела говорить: — Знаете, у меня наступи ла какая-то апатия. Стало страшно. Впервые за многие годы я встретила человека, о котором хочется говорить. Который в тиши и благодати сельской школы делает великое дело: ломает, перестраивает то, что годами считалось незы^емым. Она добровольно разделила участь всех новаторов. И хотя не в характере Тамары Никиф'о- . ровны плакаться, несложно догадаться, что отношение к ее экспериментам, в школе не может быть только приветст венным. И. КОБЗЕВА, наш корр, Лебедянский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz