Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1990 г. (г. Липецк)

Тамара Никифоровна 'Афа­ насова, о которой мы сегодня расскажем, сельская учи­ тельница. Она ведет русский язык и литературу в ^йман- ской средней школе Лебе­ дянского района. Два года (на­ зад Т. Н. Афанасова цолно- стью отказалась от старой ме­ тодики преподавания и стала работать с детьми по системе Меженко-Шаталова. Без етрзха и упрека Однажды Тамаре Никифо­ ровне прост* надоело мирить­ ся с ролью винтика в едином механизме народного образова­ ния. Она сочла оскорбитель­ ным для себя и дальше испол­ нять «от сих до сих» строго определенную ей кем-то роль; ставить.непонятно за что оцен­ ки, скучать на уроках вместе со своими учениками, получать за все это зарплату и выпус­ кать в мир недоучек. Уже по­ том, когда мы познакомились о ней ближе, она призналась, что если бы у нее не достало сил переменить тогда всю свою жизнь (а жизнь ■—это рабо­ та), она не смогла бы оста­ ваться в школе. Стыдно и пе­ рёд собой, и перед, ребятами, и перед их родителями делать вид, что все у нас хорошо; я учу, ты учись. Она ясно по­ нимала: перемены, которые про­ исходят всюду — в экономике, культуре, должны, в первую очередь, коснуться школы. По­ тому что здесь происходит са­ мое главное — формируется человек. И от того, каким вой­ дет он в нашу бурную, измен­ чивую жизнь, зависит сама жизнь. Тамара Никифоровна . считает, что брак в работе учи­ телей — самый заметный брак. По натуре человек деятель-' яый и энергичный, Афанасова стала искать. Внимание при­ влекла методика Меженко-Ша- талова. Не долго думая, она отправляется на курсы, где подробнейшим обра­ зом знакомится с интересую­ щим материалом. По ее соб­ ственному признанию, с перво­ го раза вообще не -могла ра­ зобраться, что к чему. И толь­ ко после личных 'встреч с од­ ним из авторов — Меженко, после повторного изучения при­ шла к выводу; на сегодняш­ ний день это самый эффектив­ ный способ обучения русскому' языку и литературе в школе. Пришло время сказать не­ сколько слов о самой методике. В свое вре,мя ее разрушали в пух и прах. И Шаталову, он основоположник нового мето­ да, приходилось пробиваться сквозь жесточайшее сопротив­ ление бюрократов в народном образовании, чтобы доказать чиновникам, от которых зави­ сит «казнить или миловать», жи­ знеспособность и эффективность своей методики. Шаталов—ма­ тематик, Меженко же, взяв на вооружение основные идеи сво­ его' коллеги, разработал мето­ дику применительно к препо­ даванию русского языка и ли­ тературы в школе. Суть ново­ го метода сводится к составле­ нию опорного конспекта, кото­ рый представляет собой зако­ дированную (используются ус­ ловные знаки) шифровку той или иной темы по русскому и литературе. Используя ОК Сонорный конспект), ученш легко и свободно может повто­ рить и рассказать любой мате- риа.т. Не так давно Тамара Ни­ кифоровна провела анкетирова­ ние учащихся. Цель —. узнать ях мнение об опорном конспек­ те. Вот что они написали: ■— ОК .пегко понять и запом­ нить. Бывают случаи, когда нужно вспомнить забытое пра­ вило, и я представляю перед собой ОК, — Мне нравится учиться по кояспек-Там. Я к ним уже при­ выкла и не могу обходиться без них на других предметах. ■ «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ТАМАРАШКИФОРОВНА!» -т- с конспектами лучше за­ поминается правило, развива­ ется речь. Далее, что, на' мой взгляд, самое главное в системе Ме- женко-Шаталова, — отсутствие , страха у ребят перед оценкой. Раньше она определяла все: -стоило ученику схлопотать двойку, и она «тащилась» за ним до конца четверти. В ре­ зультате «неуд» оказывал са­ мое решающее действие на ито­ говую оценку. Теперь ребенок, не сдавший тему или получив­ ший плохую оценку, может в любое время подойти к пре­ подавателю с просьбой о пере­ сдаче. Изменилась и внешняя форма' самих оценок. Тамара Микифоров-аа показала мне один из стендов, на котором напротив фамилии каждого уче­ ника стоят красные (5), зеле­ ные (4), синие или белые (за­ долженность) квадратики. Вро­ де бы, мелочь, но для ребяти­ шек это целый переворот. Методика Меженко-Шатало- ва пропагандирует коллектив­ ную .работу учащихся на уро­ ках. Раньше каждый ученик от- вечал только за себя самого, теперь он работает в группе. Лично- мне это чем-тэ напоми­ нает клуб знатоков — коллек­ тивно находят ответ на воп­ рос. - Я не буду рассказывать обо всех теоретических- подробно­ стях новой методики, это ин­ тересно только специалистам. Меня же поразила на уроках Тамары Никифоровны сво­ бода. Я смотрела — и глаза.м своим не верила. В классе си­ дели абсолютно раскованные дети, никто не влезал под пар­ ту с головой «лишь бы не за­ метили, лишь бы не спросили», ребята вставали, отвечали и не боялись ошибиться. Не будем говорить о конеч­ ных результатах работы Афа­ насовой, пока не время, про­ шло всего два года. Но за од­ но то, что дети на ваших уро­ ках, Тамард.Нккифоровна, чув­ ствуют себя людьми, низкий поклон Вам. Я акцентирую на этом внимание потому, что последнее время все чаще ста-т- шваемся с Еротитополежнымн ситуациями. Напишите ше, ябудуждап! Когда Тамара Никифоровна решилась на старом месте стро­ ить новый дом, она захотела поближе узнать, с кем бкажет- —ся под одной крышей, Чётвер- _ тый класс, который она взяла себе, ничем не отличался от Других. Те же любопытные дет­ ские глаза, внимательна следя­ щие за каждым жестом учи­ теля, непоседливые мальчиш­ ки, девчонки-хохотушки... Гово­ рят, что учителя, проработав­ шие в школе по многу лет (Афанасова почти 30), переста­ ют замечать индивидуальность каждого ребенка. Из сотен ка­ честв и оттенков личности ос­ таются только два — сильный ученик и слабый. Равнение — на первых, а вторых подгоня­ ют двойками, проработками, бе­ седами^ родителями. Увидеть в ребенке все, чем богата его природа, помогает только лю­ бовь взрослого человека к не­ му. И поэтому я посчитала очень важным спросить Тама­ ру Никифоровну, сохранила ли она за долгие годы работы в школе чувство любви к ребя- • тиш'кам. Она удивилась и от­ ветила вопросом: «А разве можно жить без этого?» В определенный момент Та­ мара Никифоровна решила; ог­ раничиваться общением с деть­ ми только, на уроках нельзя. И начала перепис1^у с ученика­ ми. Я пытаюсь представить ее улыбку, с которой читала она эти коротенькие детские пись­ ма. В них написано про лю- бимы.х кошек, собак, и еще про то, что ей, Тамаре Ники­ форовне, нужно почаще улы­ баться на уроках. Даже по‘ ■тезные замечания есть, напри­ мер, такого содержания: «Тама­ ра Никифоровна, вы иногда неправильно поступаете. Вы го­ ворите; «Ты не делаешь домаш­ ние задания». А он их просто не понимает». Однажды Тама­ ра Никифоровна, замотавшись на работе и с домашними дела­ ми, забыла написать ответ од­ ной своей ученице. Та подош­ ла к ней после уроков и гру­ стно опросила: «Тамара Ники­ форовна, а почему вы мне не пишете?». И стало учительнице страшно неловко перед этим маленьким человеком, который каждый день встречал почту н ждал письма... Для многих ребятишек это была первая в их 'жизни пере-, писка со взрослым человеком. По буквам можно догадаться, с„ каким старанием выводили они каждую строчку, пытались писать без ошибок, чтобы об­ радовать своего адресата. Как я понимаю, эти письма боль­ ше нужны были самим ребя­ там, чем их учительнице. ~ — Письмо, — считает Тама. ра Никифоровна, — замеча­ тельная форма для приобрете­ ния и отработки навыков пись­ менного изложения мыслей че­ ловека. Время по достоинству оце­ нит этот хлопотный эксперимент. Впереди — серьёзные сочине­ ния. И требования Тамары Ни­ кифоровны к ним однозначны — . -НИ строчки из учебника, только - собственные .мысли и рассуждения, И еще, чего никак нельзя сбросить со счетов, наши дети в большинстве своем растут одинокими людьми У родите­ лей много забот — работа, дом, хозяйство, некогда быва­ ет поговорить по душам со своими чадами. А- они, естест­ венно, ищут собеседников сре­ ди ровесников, братьев, сес­ тер, чтобы доверить им со- кроведные тайны, поделиться соображениями и мыслями. Ро­ весник не всегда в состоянии помочь и посоветовать. Интуи­ тивно тянутся ребятишки к взрослым людям со всеми сво­ ими болячками и радостями. Ие случайно каждое письмо к Тамаре Иикифоровне заканчи­ вается непременной припиской: «Напишите мне, я буду ждать...»’ И ждут. Засушенный фараон Кабинет, в котором занима­ ется Тамара Никифоровна, не­ похож на все остальные. И дело даже не в том, что на окошках буйно цветет ге­ рань, а на журнальном сто­ лике, в конце класса, лежат номера журнала «Юность», «Лит^)атурная газета». Это шешняя атрибутика, безус­ ловно, важная и нужная. Главное вот в чем: попадая в кабинет Афанасовой, чувству­ ешь притяжение дома, са­ мого настоящего, доброго, спокойного. .ЦТа уроке русского языка в шестом классе шло повторе­ ние пройденного материала. Нелишне заметить, что на сегодняшний день весь курс уже пройден. Тамара Ники­ форовна спрашивает по са­ мым разным темам. И. надо сказать, материал ее уче­ ники усвоили очень даже неплохо: правила, исключе­ ния — все без запинки. А ес­ ли кто-то что-то забыл, ниче­ го страшного. Когда она вызвала к дос­ ке писать словарный диктант двух мальчиков, ■ я пригото­ вилась услышать, как это всегда бывает, ' подсказки, шепот. Но не тут-то было. Ма.ш,чишки голову в сторону Класса не повернули. Что это? Может' быть, вышли са- ' мые сильные, которые толь­ ко на себя и надеются? Спе­ шу узнать у Тамары Никифо­ ровны. И она рассказала мне теперь уже давнишнюю ис­ торию. Когда два года назад она взяла себе четвертый класс н стала заниматься с ним по новой методике,- первое и самое сложное, от чего нуж­ но было отучить ребятишек слисывать и ждать чужой щодсказкй. Бторое, ,к чему, наоборот, предстояло приучить — жить своим собственным умом.'- Дело вроде бы не хит­ рое, но уж как изловчались ее маленькие питомцы, чтобы хоть одним глазком загля­ нуть в чужую тетрадь или «вполуха» подслушать нераз­ борчивый шепот соседа! Все перепробовали, пока один са­ мый смышленый не заметил; «Пет, ребята,, тут никак не пролезешь». Как радовалась Тамара Никифоровна своим первым удачам! .. ' Но до победы было еще очень и очень далеко. Пер­ вые опорные конспекты "Та­ мара Никифоровна составля­ ла сама и собственноручно вписывала их в тетрадь каж­ дого ученика. Пос1епенно^ шаг за шагом осваивали они хитрую азбуку знаков и сим­ волов. По новой методике ра­ бота над домашними зада­ ниями носит, скажем так, сво­ бодный характер. Изучается. тема. Учитель заранее сос­ тавляет список домашних упражнений.. Ученик имеет право выполнять их в тече­ ние всей четверти. Пользу­ ясь этим, многие ребятишки совсем перестали заниматься дома. И тут, как вспоминает Тамара ййкифоровна, " приш­ лось «оказать давление». 1туж- ко было раз и навсегда убе­ дить ребят в том, что учиться они пришли не для кого-то, а для себя. Как я теперь понимаю, ей было легко это сделать (хотя Тамара Никифоровна может сб мной не согласиться). Во-пер­ вых, ребята уже почувствова­ ли вкус к учебе, во-вторых, им просто не хотелось под­ водить учительницу. Ведь ес­ ли к детям относя-гся по-че­ ловечески, они платят тем же. Так они все вместе по-, беждали лень. «Иногда ьше очень не хо­ чется делать упражнения, — ■пишет один мальчик. Мо я вспоминаю слова дедушки: «Лень нужно гнать палкой». Зато после того, как выпол­ нишь , упражнения, остается больше времени на чтение ин­ тересных книг». Вернусь к уроку русского языка в 6-м классе, на кото­ ром я присутствовала. К се­ редине урока, после доволь­ но-таки плотной н слаженной работы, началась так назы­ ваемая «смешинка». Это нес­ колько веселых минут, ког­ да каждый рассказывает свою любимую смешную ис­ торию. Дети быстро подда­ лись настроению, после пер­ вой же смешинки они уже забыли обо всем ла свете и весело хохотали над чудаком Костей, который на вопрос учительницы: — Что такое мумия? Ответил; — Это засушенный фарарн. ' XXX Все новое стоит больших усилий — и душевных, и фи­ зических. Я вспоминаю на­ шу первую встречу с Тамарой Ники^ровной Афанасовой, и не могу выбросить из голо­ вы ее слова, сказанные то ли от большой усталости, то ли от каких-то неудач, о ко­ торых она просто, может быть, не захотела говорить: — Знаете, у меня наступи­ ла какая-то апатия. Стало страшно. Впервые за многие годы я встретила человека, о котором хочется говорить. Который в тиши и благодати сельской школы делает великое дело: ломает, перестраивает то, что годами считалось незы^емым. Она добровольно разделила участь всех новаторов. И хотя не в характере Тамары Никиф'о- . ровны плакаться, несложно догадаться, что отношение к ее экспериментам, в школе не может быть только приветст­ венным. И. КОБЗЕВА, наш корр, Лебедянский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz